Анатомия физиология и гигиена детей дошкольного возраста

Кабанов А. Н., Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста - Studmed.ru

Тайрова М. Р., Громова Н. В. Анатомия и физиология нервной системы. Высшая нервная деятельность

разное

В пособии описаны подробно и доступным языком вся антатомия человека. ВНД. Значение нервной системы. Общий план ее строения. . Методы изучения нервной системы и внд.

Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы, органов дыхания. Анатомия и физиология дыхательной системы. Методы изучения кардиореспираторной системы. 15.11.2010 в 21:5110.55 Мб103 раза

Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине Возрастная анатомия и физиология

шпаргалки

Вопросы и ответы к зачету по дисциплине "Возрастная анатомия и физиология" по учебнику И. М. Прищепа, в ПГПУ 2012 год. 41 вопроса, ответы на 34 из них Предмет, теоретические и прикладные задачи возрастной анатомии и физиологии. Методы исследования связь с другими науками.

Понятие о росте и развитии организма. Закономернос... 07.02.2012 в 00:50383.97 Кб343 раза

Читать далее www.studmed.ru

АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дата добавления: 2014-11-20; просмотров: 77; лекция была полезна: 0 студентам(у) ; не полезна: 0 студентам(у) ; Нарушение авторских прав?

учебник для дошкольных педучилищ.

Редактор А. М. Приданцева. Макет и оформление художника В. И. Преобра­женской. Обложка художника Д. К.

Иванова. Цветные таблицы Н. Н. Рож-нова. Художественный редактор В. И. Рывчин.

Технический редактор Г. Н. Зы­кина. Корректоры Р. Ю. Грошева и Т. М. Графовская

Сдано в набор 5/V 1968 г. Подписано к печати 10/11 1969 г. 60Х90'/ц, Гипогр. № 3. Печ. л. 18+вкл. 1. Уч.-изд. л, 19,49+вкл, 1,06.

Тираж 165 тыс, экз. (Тем. пл, 1968 г, № 5) . А 04230.

Издательство «Просвещение» Комитета по печати при Совете Министров РСФСР. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41. Полиграфкомбияат им. Я. Коласа Государственного комитета Совета Мини­стров БССР по печати, Минск, Красная, 23.

Заказ № 1086. Цена без переплета 62 к., переплет 18к,

f ^

Таблица I. Ткани человеческого организма.

Таблица II Скелет человека.

/—череп, 2—нижняя челюсть, 3 — шейные позвонки, 4 — ключица, 5 — лопатка 6 — пле­чевая кость, 7 — грудная кость, 8 — ребра, 9 — поясничные позвонки 10 — лучевая кость, л—локтевая кость, и—запястье, И—пясть, 14 — кости пальцев, IS — крестец 16 — коп-чик, 17 — тазовые кости, и—бедро, 19 — коленная чашечка, 20 — большая берцовая кость 21 — малая берцовая кость, 22 — предплюсна, 23— плюсна, 24 — кости пальцев ноги

Таблица III Мышцы человека спереди /—лобная, собирающая кожу лба в поперечные складки, 2—височная, 3—круговая глаза, закрывающая глаз, 4 — круговая рта, закрывающая рот, 5 — жевательная (участвует в же­вательных движениях) , 6 — грудино ключично сосцевидная "7при ее сокращении с обеих сто­рон голова наклоняется книзу, при сокращении с одной стороны — поворачивается в проти­воположную сторону, наклоняясь в сторону сократившейся мышцы) , 7 — дельтовидная (под­нимает руку) , 8—большая грудная (опускает руку, приводя ее вперед, при неподвижной руке поднимает грудную клетку) , 3 — зубчатая (при усиленном вдохе поднимает грудную клетку) , 10—двухглавая (сгибает руку в локте) , //—трехглавая (разгибает руку в локте) , 12 — сгибатели кисти и пальцев, 13 — косая брюшная (наклоняет туловище вперед и пово­рачивает в сторону) , 14—прямая брюшная, сгибающая туловище вперед и опускающая грудную клетку, 15 — портняжная (сгибает ногу в колене и поворачивает голень внутрь, 16 — четырехглавый разгибатель бедра, /7 — передняя большеберцовая (разгибает голено­стопный сустав) , 18 — икроножная (сгибает голеностопный сустав) , опуская переднюю и под­нимая заднюю часть стопы, производит поднимание тела на носки)

Таблица IV. Мышцы человека сзади:

/—височная; 2 — затылочная; 3 — шейные (участвуют в движениях головы) ; 4 — трапеце-видная (оттягивает лопатку к позвоночнику) ; 5 — дельтовидная; 6 — двухглавая; 7 — трех­главая; 8—широкая спины (поворачивает руку внутрь и отводит ее назад) ; 9—разгиба­тели кисти и пальцев; 10—большая ягодичная (поворачивает бедро наружу) ; //—двух­главая бедра (сгибает ногу в колене) ; 12 — полусухожильная (разгибает ногу в тазобед­ренном суставе, сгибает в коленном и вращает голень внутрь) ; 13 — икроножная; 14 — ахил-лово сухожилие.

Таблица V. Нервная система человека:

7 — головной мозг; 2—спинной мозг; 3— пограничный ствол симпатической системы;

.<—нервные симпатические узлы на аорте (солнечное сплетение) ; 5 — блуждающий (па­расимпатический нерв) ; симпатические нервы даны зеленым цветом, парасимпатические— желтым, остальные нервы — синим.

Таблица VI Головной мозг

А—правая половина мозга (вход с внутренней стороны) , Б—нижняя поверхность мозга, /—верхний участок спинного мозга, 2—продолговатый мозг 3— мост 4—мозжечок, 5 — средний мозг, 6 — четверохолмие, 7 — промежуточный мозг, 8 — кора больших полуша рий, Я — мозолистое тело, соединяющее правое полушарие с левым, /О—перекрест зри тельных нервов, // — обонятельные луковицы

Таблица VII Локализация функций в коре больших полушарий А — наружная поверхность левого полушария, Б — внутренняя поверхнос шария / — двигательный центр, 2 — центры кожной чувствитечьности ) 4 — центры слуха. 5 — центры обоняния и вкуса, заштрихован»] it ut и течьный (б) , слуховой (7) , зрительный (в)

Таблица VIII Схема вегетативной нервной системы

I1 Бодрствование Щ Приемы пищи

•^В Сон на свежем ——— Занятия ^^" воздухе ^^^

Таблица ч Х. Схема режимов дня детей дошкольного возраста.

Сетчатка

Зрительный нерв Сосудистая о( Таблица XI. Органы слуха и зрения

Таблица XII. Схема кровообращения:

Красным цветом обозначены сосуды, по которым течет артериальная кровь, синим — сосуды с венозной кровью, лиловым — система воротной вены: / — правая половина сердца;

г—левая половина сердца: а—аорта; 4— легочные вены; 5 — верхняя и нижняя полые вены; в—легочная артерия; 7 — желудок; в—селезенка; 9 — кишки; /О—печень; Л — во­ротная вена; !2 — почка.

Таблица XIII. Изменения в кровообращении при рождении:

А — движение крови в плаценте; 6 — кровообращение плода; Я — кровообращение после рождения: /—пупочные артерии; la.—пупочные связки {заросшие артерии) ; 2—ворсинки;

Я—мельчайшая артерия, приносящая венозную кровь в ворсинку; 4 — мельчайшая вена. уносящая артериальную кровь из ворсинки; 5 и 6 — артерии материнского организма, изли­вающие кровь в промежутки между ворсинками, и вены, уносящие кровь оттуда; 5 — про­межутки между артериями, заполненные кровью, поступающей из артерий (б) и вытекаю­щей в вены (7) материнского организма; 8 — пупочная вена,; Да—круглая связка печени (заросшая вена) ; 9 — пупочное кольцо; /О—воротная вена; //—печень; 12 — нижняя по­лая вена; 13 — отверстие между предсердиями; 13а — заросшее отверстие; 14 — лёгочная артерия; 15 — проток между легочной артерией и аортой; /5а — заросший проток; 16— легкое.

Таблица XIV Кровь человека

А — кровь под микроскопом видны три лейкоцита среди большого количества эритроцитов, Б — эритроцит, В — окрашенный препарат крови / — лимфоцит 2 — нейтрофил, 3 — эозино фил 4 — базофил Г — предохраненная от свертывания кровь после длительного отстаива ния между верхним слоем (плазмой) и нижним слоем (эритроцитами) виден тонкий слой лейкоцитов

Таблица XV Ядовитые растения

I - паслен, 2 - дурман, 3 - волчье лыко, 4 - белена, 5 - собачья петрушка

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

<== предыдущая лекция

Ссылка на источник studopedia.net

1. Введение в возрастную анатомию, физиологию и гигиену Лекция 1 - Документ - стр.1

Краткие конспекты лекций по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по направлению подготовки специальное (дефектологическое образование) по профилю «логопедия», «специальная психология», «дошкольная дефектология» 1 курс, 1 семестр

Преподаватель: Минуллина А. Ф., к.пс.н., доцент

Тема 1. Введение в возрастную анатомию, физиологию и гигиену

Лекция 1.

Категориальный аппарат возрастной анатомии, физиологии, гигиены

1. Определения

Анатомия – это наука о форме и строении живых организмов, в частности строение человеческого тела, его органов.

Название «анатомия» происходит от греческого слова anatome – рассечение, расчленение, что указывает на один из основных методов анатомии –рассечение (препаровка) .

Физиология – наука о процессах, протекающих в живых организмах, она изучает функции организма, деятельность различных органов. Термин «физиология» образован от двух греческих слов physis – природа, logos – учение.

Анатомия и физиология тесно связаны между собой, так как форма и функции взаимно обусловлены.

Возрастная анатомия и физиология - самостоятельная ветвь биологической науки, изучает изменения строения и функций организма, возникающие в процессе его развития.

Школьная гигиена (гигиена детей и подростков) – это медицинская наука. Она изучает взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

Гигиена детей и подростков как наука развивается на основе возрастной физиологии и морфологии. В ней широко используются общебиологические законы развития. Она тесно связана со всеми медицинскими дисциплинами, а также с техническими и педагогическими науками.

Школьная гигиена и возрастная физиология тесно взаимосвязаны, поскольку разработка гигиенических норм режимов для детей разного возраста, организация их труда и отдыха, питания и одежды основаны на знании функциональных особенностей организма школьника в различные возрастные периоды.

2. Задачи курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены:

  • изучить анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков;

  • ознакомить студентов с физиологическими основами процессов обучение и воспитания;

  • научить использовать знания о морфо-функциональных особенностях организма детей и подростков для правильной организации учебно-воспитательного процесса в школе и дошкольных учреждениях.

3. Практическая значимость для логопедов:

  • чтобы заметить отклонение в работе того или иного органа и возвратить ему прежнюю функцию, надо знать, какой она должна быть на данном возрастном этапе,

  • специалист обязан точно знать строение того или иного органа, чтобы точно устранять те или иные неполадки.

  • иметь четкие представления о структурных и функциональных нарушениях, приводящих к дефектам речи, слуха, зрения, интеллекта.

  • для логопедов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста знание морфофункциональных особенностей организма ребенка особенно важно, т.к. именно в период его становления, при неправильной организации условий жизни, особенно легко возникают различные патологические нарушения функции нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др

3. История развития и становления

Вопросы возрастной физиологии ставились еще в трудах Гиппократа, Аристотеля, в сочинениях древних индусов.

Научное изучение вопросов возрастной анатомии и физиологии человека начато у нас в стране профессором Петербургской военно-медицинской академии Н. П. Гундобиным (1860-1908) . Он и его ученики изучали анатомо-физиологические особенности всех органов и систем детского организма.

В бывшем СССР особенно большое значение традиционно уделялось изучению механизмов высшей нервной деятельности детей, так как это необходимо для повышения эффективности различных учебно-воспитательных мероприятий. В данном направлении много сделано В. М. Бехтеревым, А. Г. Ивановым-Смоленским, Н. И. Красногорским, Л. А. Орбели, П. К. Анохиным, М. М. Кольцовой, И. А. Аршавским и др.

В настоящее время вопросы возрастной анатомии и физиологии изучаются на молекулярном уровне. Ведущим центром является НИИ физиологии детей и подростков АПН в Москве, а также Институт возрастной физиологии РАО в Москве.

Школьная гигиена как наука возникла в 19 веке и занималась изучением вопросов охраны здоровья школьников. Основоположниками школьной гигиены были русские ученые Ф. Ф. Эрисман (1842-1915) и А. П. Доброславин (1842-1889) . Ф. Ф. Эрисман создал кафедру гигиены в МГУ. Он разработал гигиенические требования к выбору участка под строительство школы и проект школьного здания.

В дальнейшем задачи данной отрасли медицинской науки расширились – она стала изучать вопросы охраны, укрепления здоровья и улучшения физического развития детей и подростков всех возрастных групп.

В создании и развитии гигиены детей и подростков значительную роль сыграли многие отечественные ученые: Н. А. Семашко разработал основные теоретические положения школьной гигиены и физической культуры, В. В. Гориневский создал капитальные труды по закаливанию детского организма и физическому воспитанию, П. М. Ивановский занимался вопросами физического воспитания, гигиенического обоснования режима дня школьников, планировки и благоустройства детских учреждений, С. Е. Советов организовал первую кафедру школьной гигиены в МГПИ им В. И. Ленина и является автором первых учебников по гигиене для студентов педагогических институтов.

4. Методы исследования

Физиология имеет свои специфические методы исследования.

а) главным являетсяэксперимент. Смысл научного эксперимента заключается в том, что изучение физиологических функций проводится на экспериментальных животных, которым моделируются интересующие ученого условия. и лабораторным экспериментом.

б) метод наблюдения, которым обязательно хорошо должен владеть и логопед.

в) метод функциональных нагрузок, активно применяемый в возрастной физиологии, является разновидностью лабораторного эксперимента. Изучение функций в этом случае осуществляют с применением дозированных функциональных нагрузок путем изменения интенсивности или продолжительности того или иного воздействия (ортостатическая проба, физические и умственные нагрузки) .

Для задач возрастной анатомии и физиологии большое значение имеет оценка физического развития детей и подростков, которая проводится с помощью следующих методов:

  • индивидуальный метод (метод продольных срезов) – применяется при систематическом наблюдении за физическим развитием одного и того же ребенка в течение длительного времени, необходимого для индивидуальной оценки его развития. Оценка физического развития в данном случае осуществляется путем сопоставления найденных измерений с показателями стандартных (средних) величин;

  • генерализирующий (массовый) метод (метод поперечных срезов) – используется при массовом обследовании физического развития детей и подростков в относительно короткие сроки с целью получения средних показателей физического развития в каждой возрастно-половой группе. Достигается это с помощью статистической обработки полученных результатов. Они являются возрастными стандартами и отражают уровень физического развития определенных контингентов детей и подростков. В этом случае обследуется не менее 100 человек с учетом возраста. пола, национальности и региона проживания. Стандартные таблицы рекомендуется создавать не реже чем через 10-15 лет.

Тема 2. Общие закономерности роста и развития организма

Лекция 2. Рост и развитие организма

Физическое развитие, как один из основных критериев здоровья, характеризуется интенсификацией ростовых процессов и их замедлением, наступлением половой зрелости и формирования дефинитивных размеров тела, тесно связано с адаптационным резервом детского организма, расходуемым на достаточно длительном отрезке онтогенеза.

В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс морфофункциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. В гигиенической трактовке, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей среды, отражающий комфортность его существования в этой среде.

Причем, в понятие окружающей среды бесспорно вкладываются и социальные факторы, объединяемые понятием «образ жизни» индивидуума. Учитывая биологический характер понятия «физическое развитие», последнее отражает и биологические факторы риска его отклонений (этнические различия) . На сегодняшний день общепринятым определением физического развития следует считать следующее. Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени.

Данным определением охватываются оба значения понятия «Физическое развитие». С одной стороны оно характеризует процесс развития, его соответствие биологическому возрасту, с другой - морфо- функциональное состояние.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и определяет общие закономерности роста и развития организма:

  • чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;

  • процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;

  • в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Основными закономерностями роста и развития является:

эндогенность - рост и развитие организма не обусловлены внешними воздействиями, а совершаются по внутренним, присущим самому организма и запечатленным в наследственной программе законам. Рост - реализация естественной потребности организма в достижении взрослого состояния, когда делается возможным продолжение рода;

  • необратимость - человек не может вернуться к тем особенностям строения, которые были у него в детстве;

  • цикличность - существуют периоды активизации и торможения роста. Первое отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни, затем интенсификация роста происходит в 6-7 лет и 11-14 лет;

  • постепенность - человек в своем развитии проходит ряд этапов, совершающихся последовательно один за другим;

  • синхронность - процессы роста и старения совершаются относительно одновременно в разных органах и системах организма. В процессе возрастного развития происходит видоизменения пропорций тела за счет разной скорости роста отдельных его частей. Основной характеристикой процесса роста является его скорость. Поскольку рост различных размеров тела протекает не равномерно, то на отдельных этапах возрастного развития говорят о продинамии (сходстве ростовых процессов) и гетеродинамии (их несоответствии) . Тотальные размеры тела (длина, масса, окружность грудной клетки) , характеризующие процессы роста и физического развития человека, позволяют получить суммарную характеристику ростовых закономерностей.

Существуют два вида морфологических исследований процесса роста у человека: продольный и поперечный. Продольный (индивидуализирующий) и генерализирующий метод (поперечный) , когда за короткий промежуток времени обследуются дети разных возрастов. В отличии от продольного генерализирующий метод не вскрывает индивидуальных различий в динамике роста, но позволяет выявить взаимосвязь морфологических и функциональных показателей, понять роль эндо- и экзогенных факторов в регуляции роста.

Преимущество генерализирующего метода состоит в том, что он отражает признаки, характеризующие детей определенного поколения. Физическое развитие при этом рассматривается как очень сложное явление, связанное с многообразием социальных, экономических и географических факторов.

Динамическое наблюдение над одними и теми же людьми носит название “лонгитудинального”. При изучении закономерностей роста таким методом можно ограничиться значительно меньшей группой детей, но при этом требуется затратить гораздо больше времени. Метод “продольного наблюдения” перспективен для усовершенствования организации медицинской помощи детям и конкретизации мероприятий по оздоровлению детей, находящихся под наблюдением детской поликлиники.

Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. Понятие о росте и развитии организма является одним из фундаментальных понятий в биологии.

Под терминов «рост» в настоящее время понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и их количества. Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции.

Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до естественного окончания индивидуальной жизни, называют – онтогенез. В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:

  • Пренатальный – начинается с момента зачатия до рождения ребенка.

  • Постнатальный – от момента рождения до смерти человека.

Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных атомо – физиологических преобразований.

В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода» или «возрастного кризиса».

Возраст

Подробней gigabaza.ru

Таблица I. Ткани человеческого организма.

Таблица II Скелет человека.

/—череп, 2—нижняя челюсть, 3 — шейные позвонки, 4 — ключица, 5 — лопатка 6 — пле­чевая кость, 7 — грудная кость, 8 — ребра, 9 — поясничные позвонки 10 — лучевая кость, л—локтевая кость, и—запястье, И—пясть, 14 — кости пальцев, IS — крестец 16 — коп-чик, 17 — тазовые кости, и—бедро, 19 — коленная чашечка, 20 — большая берцовая кость 21 — малая берцовая кость, 22 — предплюсна, 23— плюсна, 24 — кости пальцев ноги

Таблица III Мышцы человека спереди /—лобная, собирающая кожу лба в поперечные складки, 2—височная, 3—круговая глаза, закрывающая глаз, 4 — круговая рта, закрывающая рот, 5 — жевательная (участвует в же­вательных движениях) , 6 — грудино ключично сосцевидная "7при ее сокращении с обеих сто­рон голова наклоняется книзу, при сокращении с одной стороны — поворачивается в проти­воположную сторону, наклоняясь в сторону сократившейся мышцы) , 7 — дельтовидная (под­нимает руку) , 8—большая грудная (опускает руку, приводя ее вперед, при неподвижной руке поднимает грудную клетку) , 3 — зубчатая (при усиленном вдохе поднимает грудную клетку) , 10—двухглавая (сгибает руку в локте) , //—трехглавая (разгибает руку в локте) , 12 — сгибатели кисти и пальцев, 13 — косая брюшная (наклоняет туловище вперед и пово­рачивает в сторону) , 14—прямая брюшная, сгибающая туловище вперед и опускающая грудную клетку, 15 — портняжная (сгибает ногу в колене и поворачивает голень внутрь, 16 — четырехглавый разгибатель бедра, /7 — передняя большеберцовая (разгибает голено­стопный сустав) , 18 — икроножная (сгибает голеностопный сустав) , опуская переднюю и под­нимая заднюю часть стопы, производит поднимание тела на носки)

Таблица IV. Мышцы человека сзади:

/—височная; 2 — затылочная; 3 — шейные (участвуют в движениях головы) ; 4 — трапеце-видная (оттягивает лопатку к позвоночнику) ; 5 — дельтовидная; 6 — двухглавая; 7 — трех­главая; 8—широкая спины (поворачивает руку внутрь и отводит ее назад) ; 9—разгиба­тели кисти и пальцев; 10—большая ягодичная (поворачивает бедро наружу) ; //—двух­главая бедра (сгибает ногу в колене) ; 12 — полусухожильная (разгибает ногу в тазобед­ренном суставе, сгибает в коленном и вращает голень внутрь) ; 13 — икроножная; 14 — ахил-лово сухожилие.

Таблица V. Нервная система человека:

7 — головной мозг; 2—спинной мозг; 3— пограничный ствол симпатической системы;

.<—нервные симпатические узлы на аорте (солнечное сплетение) ; 5 — блуждающий (па­расимпатический нерв) ; симпатические нервы даны зеленым цветом, парасимпатические— желтым, остальные нервы — синим.

Таблица VI Головной мозг

А—правая половина мозга (вход с внутренней стороны) , Б—нижняя поверхность мозга, /—верхний участок спинного мозга, 2—продолговатый мозг 3— мост 4—мозжечок, 5 — средний мозг, 6 — четверохолмие, 7 — промежуточный мозг, 8 — кора больших полуша рий, Я — мозолистое тело, соединяющее правое полушарие с левым, /О—перекрест зри тельных нервов, // — обонятельные луковицы

Таблица VII Локализация функций в коре больших полушарий А — наружная поверхность левого полушария, Б — внутренняя поверхнос шария / — двигательный центр, 2 — центры кожной чувствитечьности ) 4 — центры слуха. 5 — центры обоняния и вкуса, заштрихован»] it ut и течьный (б) , слуховой (7) , зрительный (в)

Таблица VIII Схема вегетативной нервной системы

I1 Бодрствование Щ Приемы пищи

•^В Сон на свежем ——— Занятия ^^" воздухе ^^^

Таблица ч Х. Схема режимов дня детей дошкольного возраста.

Сетчатка

Зрительный нерв Сосудистая о( Таблица XI. Органы слуха и зрения

Таблица XII. Схема кровообращения:

Красным цветом обозначены сосуды, по которым течет артериальная кровь, синим — сосуды с венозной кровью, лиловым — система воротной вены: / — правая половина сердца;

г—левая половина сердца: а—аорта; 4— легочные вены; 5 — верхняя и нижняя полые вены; в—легочная артерия; 7 — желудок; в—селезенка; 9 — кишки; /О—печень; Л — во­ротная вена; !2 — почка.

Таблица XIII. Изменения в кровообращении при рождении:

А — движение крови в плаценте; 6 — кровообращение плода; Я — кровообращение после рождения: /—пупочные артерии; la.—пупочные связки {заросшие артерии) ; 2—ворсинки;

Я—мельчайшая артерия, приносящая венозную кровь в ворсинку; 4 — мельчайшая вена. уносящая артериальную кровь из ворсинки; 5 и 6 — артерии материнского организма, изли­вающие кровь в промежутки между ворсинками, и вены, уносящие кровь оттуда; 5 — про­межутки между артериями, заполненные кровью, поступающей из артерий (б) и вытекаю­щей в вены (7) материнского организма; 8 — пупочная вена,; Да—круглая связка печени (заросшая вена) ; 9 — пупочное кольцо; /О—воротная вена; //—печень; 12 — нижняя по­лая вена; 13 — отверстие между предсердиями; 13а — заросшее отверстие; 14 — лёгочная артерия; 15 — проток между легочной артерией и аортой; /5а — заросший проток; 16— легкое.

Таблица XIV Кровь человека

А — кровь под микроскопом видны три лейкоцита среди большого количества эритроцитов, Б — эритроцит, В — окрашенный препарат крови / — лимфоцит 2 — нейтрофил, 3 — эозино фил 4 — базофил Г — предохраненная от свертывания кровь после длительного отстаива ния между верхним слоем (плазмой) и нижним слоем (эритроцитами) виден тонкий слой лейкоцитов

Таблица XV Ядовитые растения

I - паслен, 2 - дурман, 3 - волчье лыко, 4 - белена, 5 - собачья петрушка

Развернуть

Источник allrefs.net

Другие статьи по теме:

  • Методика физического воспитания детей дошкольного возраста

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста реферат

    Реферат: Показатели физического развития детей дошкольного возраста - BestReferat.ru |5. Чрезмерное отставание лопаток |Да Нет | |6. Чрезмерное выпячивание живота |Да Нет | |Нарушение осей нижних...

  • Физиология детей дошкольного возраста

    Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста Возраст 3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и фу...

  • Анатомо физиологические особенности детей дошкольного возраста

    1.1. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста - Основы медицинских знаний: пособие для сдачи экзамена Данный период развития ребенка характеризуется его физическим и умствен...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста

    Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста в разнообразных видах детской деятельности | Социальная сеть Pandia.ru Сетевой бизнес, одобрено вице-министром по туризму Северного побереж...

  • Физическое воспитание детей дошкольного возраста

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...

  • Физиологические особенности детей дошкольного возраста

    Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста Возраст 3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и фу...

  • Методики развития детей дошкольного возраста

    МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - VII Студенческий научный форум - 2015 МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГ...

  • Цель физического воспитания детей дошкольного возраста

    20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста » Шпоры для студентов Шпоры по дошкольной педагогике Цель. - это осознанное представление конечного результата определенной деятельности. Ц...

  • Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста

    Тема 24 Темперамент в дошкольном возрасте ПЛАН 1 Психофизиологические особенности темперамента у детей от рождения до семи лет 2 Характеристика детей с разными типами темперамента 3 Учет типов те...

  • Основные этапы развития детей дошкольного возраста

    Основные этапы работы по развитию коммуникативных навыков и сферы общения у детей старшего дошкольного возраста Боровкова Надежда Сергеевна, учитель – дефектолог, педагог-психолог высшей категори...

  • Средства физического воспитания детей дошкольного возраста

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...

  • Диагностика детей дошкольного возраста

    род занятий в настоящее время________________________________________ хронические заболевания (если есть) ___________________________________ 6. Кто еще живет с ребенком или принимает участие в е...

  • Теории развития и воспитания детей дошкольного возраста

    В учебном пособии рассматриваются вопросы теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста, отмечается своеобразие музыкального опыта современного ребенка, его музыкальных вку...