Арушанова а г развитие коммуникативных способностей дошкольника

Формирование коммуникативных умений старших дошкольников

Введение

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Актуальность темы

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Цель.

Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

Задачи:

1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

2. Обогащать языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков).

3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.

4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.

5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях

6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Проблема

Неумение детей организовывать общение, провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствующие появлению замкнутости или чувства отверженности.

Научные труды ученных

Первые исследования, характеризующие коммуникативные качества личности, встречаются в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева. Данные авторы пока не выделяют понятие «коммуникативные качества», но подробно описывают качества, необходимые для общения и составляющие общения как психологического процесса.

Коммуникативные умения как феномен коммуникативной культуры ребёнка, которая реализуется в ситуации общения, рассматривается О. А. Веселковой. Существует и ещё одно направление, максимально широко представленное в литературе (Я. Л. Коломинский, Н. А. Лемаксина, Л. Я. Лозован, М. Г. Маркина, А. В. Мудрик, Е. Г. Савина и др., в рамках которого коммуникативные умения рассматриваются как группа умений, характеризующих личностные качества ребёнка, необходимые для организации и реализации процесса общения, взаимодействия.

Особый интерес представляют работы, посвящённые выявлению особенностей общения детей дошкольного возраста (Т. А. Антонова, В. Н. Давидович, Р. И. Деревянко, Е. Е. Кравцова, Л. В. Лидак, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская) .

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстникам, как и со взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности».

Коммуникации - это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей ко взаимопониманию.

Тренинг - широкий класс методов направленного изменения психических свойств, основанный на практическом и многократном выполнении определенных упражнений в определенной ситуации (ситуациях) .

Конструктивное общение - это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное.

Целевые установки

- создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;

- обучать умению слушать и слышать другого;

- учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

- учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Развитие коммуникативных качеств

Полноценную игру

Творческую предметно – практическую деятельность

Опыт музыкальных, художественно – изобразительных впечатлений и живого общения с окружающим миром.

Интересная и занимательная непосредственная образовательная деятельность

Беседы

Дидактические игры

Ситуативный разговор

Составление и отгадывание загадок

Сюжетные игры

Коммуникативные тренинги для детей

Игры с правилами

Коммуникативные тренинги для детей старшего возраста

Цель:

Формирование коммуникативных умений старших дошкольников.

Задачи:

1. Развитие навыков конструктивного общения;

2. Преодоление барьеров в общении;

3. Развитие лучшего понимания себя и других;

4. Снятие психического и эмоционального напряжения;

5. Профилактика и психокоррекция агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности;

6. Создание возможностей для самовыражения, что способствует становлению самооценки и образа «Я».

«Мое настроение» Упражнение «Волшебный мешочек», «Расскажи о своем настроении».

«Животные наши друзья» Игра «Мышь и мышеловка», придумывание историй, Психогимнастика «Котенок».

«Добрые и злые поступки» Чтение стихотворения «Доброта», Тренинг эмоций, Упражнение «Добрый -злой»

«Дружба» Тренинг эмоций «Три подружки», поведенческий тренинг «Помоги Плаксе и Злюке», коммуникативное упражнение «Неожиданные картинки»

«Хорошо ли быть злым» Упражнение Придумывание историй» Игра «Кляксы», Психогимнастика «Гневная гиена», Разъяренная медведица»

«Если бы я был волшебником» Игра «Водяной, Упражнение «Лифт», Упражнение «В гостях у волшебника».

«Мои поступки и поступки

других» Тренинг эмоций, сочинение историй, поведенческий тренинг, игра «Хорошо –плохо»

Методика диагностики развития речи дошкольников

Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 8 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С.

Задание Б. (Окончание слов) .

Задание В. (Образование предложений с данными словами) .

Задание Г. (Подбор рифмы)

Задание Д. (Словообразование) Как будет называться маленький предмет?

Задание Е. (Словообразование) Если предмет сделан из железа, то какой он?

Задание Ж. (Общий словарный запас) Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?

Задание З. (Исследование особенностей звукового анализа слова).

Методические рекомендации

Система состоит из четырех блоков:

- Игры и упражнения на умение сотрудничать;

- Игры и упражнения на умение активно слушать;

- Игры и упражнения на умения перерабатывать информацию;

- Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (умение говорить самому)

Каждый блок направлен на решение нескольких задач.

В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности.

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.

При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:

• Продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;

• Воздействовать с помощью интонационно – выразительной окрашенности речи;

• Прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;

• Помнить что каждый ребенок имеет свои коммуникативные правила:

- На систему ценностей;

- На ответственность;

- На личное достоинство и уважение этого достоинства;

- На индивидуальность и своеобразие;

- На независимость от других людей;

- На собственные мысли;

- На отстаивание своих прав.

Заключение

По мере развития речи у детей формируются способности общаться, познавать мир, планировать свои действия. Речь детей выполняет три функции их связи с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Исходя из этого можно сделать вывод: выбор данной темы является актуальной проблемой в современном мире.

Список литературы

1. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011 (Модули Программы ДОУ).

2. Белая К. Ю. «Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ».

3. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - 6-е изд., испр. и доп. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012г.

4. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова. СПб. : Речь, 2004.

5. Дубкова О. П., Колпащикова Л. А. «Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ»

6. Зебзеева В. А. «Организация режимных процессов в ДОУ» - Москва: ТЦ Сфера, 2008г.

7. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии/ А. А. Леонтьев. : Избр. псих. труды. – Л., Воронеж, 2001

8. Скорлупова О. А. «Тематическое планирование воспитательно – образовательного

процесса в ДОУ» - Москва: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.

9. Скорлупова О. А., Федина Н. В. «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Журнал «Дошкольное воспитание» 2010.

Прикреплённые файлы:

razvitie-komunikativnyh-navykov_ovlu6.ppt | 659,5 Кб | Скачан: 380
www.maam.ru

Коммуникативные игры для развития детей дошкольного возраста.

Автор: воспитатель МБДОУ детский сад №153 Вельма Лариса Ивановна

Отношение с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развитие.

Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П. Ф. Лесгафт, Д. Б. Элькони, А. Н. Леонтьев, Д. В. Хухлаева, и др.) . Игра представляет собой совместную деятельность детей.

Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует дошкольника в целом.

Дошкольник не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчуждённости, враждебности, агрессивности, а всё это следствия не умения ребёнка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения. Анализ развития коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста в последнее время показал, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая напряжённость и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. С целью оптимизации коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность была создана подборка коммуникативных игр. Цель данных коммуникативных игр – развитие памяти, слухового внимания, коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог, умения согласовывать свои действия, наблюдательности, доверия, моторной ловкости, навыков общения, интереса к сверстникам, умения договариваться, работать в команде.

Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а на левой – в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссорится. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей.

Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать своё отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

Например : «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на неё»,

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

Найди отличие.

Описание игры: ребёнок рисует всё, что ему захочется, затем передаёт листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребёнку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребёнок вносит изменения – они меняются ролями.

Ау!

Описание игры: один ребёнок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лес Кто – то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Интервью.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они – взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит представиться по имени – отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, какие имеет увлечения и т. д.

Обзывалки.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передаётся мячик: «А ты, Лёшка – картошка», «А ты, Полина – малина» и т. д Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка – картинка», «А ты, Антошка – солнышко» и т. д.

Охота на тигра.

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку.

Когда ведущий заканчивает считать, ребёнок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперёд руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти

тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Зеркала.

Описание игры: ведущий становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребёнок ошибается, он выбывает. Победивший ребёнок становится ведущим.

Старший дошкольный возраст.

Живая картина.

Описание игры: дети создают сюжетную картинку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

Ладонь в ладонь.

Описание картины: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединённые таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, реку (в виде разложенного полотенца) , гору (в виде кучи подушек) и т. д.

Зоопарк.

Описание игры: дети делятся на две команды. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда – зрители – они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название.

Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Давай поговорим.

Описание игры: играют взрослый и ребёнок (или дети) . Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать…(волшебником, волком, маленьким и т.д.) . Как ты думаешь, почему?». Ребёнок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребёнок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким – либо причинам признаться.

Сиамские близнецы.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем бинтом связывают правую руку одного ребёнка и левую руку – другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета.

До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование – 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

На первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

Тропинка.

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые даёт ведущий.

«Тропинка!» - дети кладут руки на плечи впереди – стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» - дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» - все приседают, обхватив руками голову.

Команда ,все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко.

Выигрывает команда, у которой наберётся наибольшее количество очков.

Небоскрёб.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскрёб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход) . При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскрёб не упал.

Если упадёт хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Включать коммуникативные игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.

При проведении игр и упражнений педагогу необходимо продумывать не только содержание инструкции, но и способ её подачи; воздействовать с помощью интонационно – выразительной окрашенности речи; прогнозировать возможные реакции детей

на предлагаемые правила и условия; помнить, что каждый ребёнок имеет свои

коммуникативные права на систему ценностей, на ответственность, на личное

достоинство и уважение этого достоинства, на индивидуальность и своеобразие,

на независимость от других людей, на собственные мысли, на отстаивание своих прав.

1. Коммуникативные игры для дошкольников. М. Ю. Картушина

2. Правильное общение: коммуникативные способности дошкольников. Л. Евушкина

3. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений.

А. А. Дубина

4. Игры для развития общения и коммуникативных навыков. О. Хухлаев, О. Хухлаева,

Н. Кряжева, К. Фопель и др.

5. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. А. Г. Арушанова.

Материал с сайта nsportal.ru

Арушанова А. Г. - Развитие коммуникативных способностей дошкольника, 978-5-9949-0434-9

Сфера образования, 2011 г., 80 стр., 978-5-9949-0434-9

Описание книги

В пособии представлен опыт воспитания языковой личности дошкольника в условиях диалогического общения со взрослыми и сверстниками. Раскрываются методика диагностики коммуникативной компетенции, содержание, формы и методы развития диалогического общения детей. Рекомендуется воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических колледжей и вузов, широкому кругу читателей, интересующихся вопросами речевого воспитания.

Поделиться ссылкой на книгу

Содержание книги

ВВЕДЕНИЕДИАЛОГ И КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬДОШКОЛЬНИКАФункции речевого общения Диалог как вид речевого общения Формы и функции речи дошкольника Диалог как способность Общение детей со сверстниками в игровой деятельности ВАРИАТИВНОСТЬ УРОВНЕЙ КОММУНИКАТИВНОГОРАЗВИТИЯ ДЕТЕЙОнтогенез речи и речевого общения в условиях обогащения коммуникативно-деятельностного опыта детей Показатели речевого развития Речевое развитие современного ребенка (констатирующаячасть исследования) СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙСО СВЕРСТНИКАМИСовместные дидактические игры с лингвистическимсодержанием Игры парами Коллективные речевые игры по принципу парноговзаимодействия Фонетика, восприятие речи Лексика, обогащение речи глаголами,прилагательными, существительными

Развитие смысловой стороны слова Грамматический строй речи Образование слов разных частей речи Построение предложений разных синтаксическихконструкций Типичные приемы организации игр Сюжетно-дидактические игры с широким развивающимэффектом Игры-драматизации и инсценировки Дружеские беседы Совместное рассказывание Самодеятельные игры РЕБЕНОК В СИТУАЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯСписок использованной и рекомендуемой литературы

Об авторе

Арушанова А. Г.Специалист по дошкольному воспитанию, ведущий научный сотрудник Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.

Около 30 дет занимается исследованием педагогических условий развития речи детей, опираясь на идеи таких выдающихся ученых, как А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, А. Р. Лурия, Ф. А. Сохин. Автор более 100 научных публикаций по лингводидактике, соавтор нескольких методических пособий для воспитателей.

В последние годы научные интересы касаются условий развития и саморазвития коммуникативной компетенции детей. Каталог книг

Источник www.knigo-poisk.ru

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

В современных условиях развития российского общества успех каждого человека зависит от умения устанавливать контакты с различными людьми в независимости от возраста и менталитета, быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию, принимать соответствующие решения и действовать согласно им.

Дошкольное детство, являясь возрастом первоначального становления личности ребенка, чрезвычайно важный период развития человека.

В настоящее время, по мнению Б. С. Волкова коммуникативные способности, основанные на человеческих отношениях, связаны с дефицитом воспитанности доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании детей. Отсутствие положительного опыта общения детей приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнера .

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущей жизни.

Вопросом «общения и развития коммуникативных способностей» детей дошкольного возраста занимались наши отечественные педагоги и психологи, такие как: А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Г. Арушанова, В. С. Мухина, Т. А. Федосеева, В. С. Селиванов, Я. Л. Коломенский, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. А. Репина.

Наши современные специалисты в области общения детей со взрослыми и сверстниками - Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Е. О. Смирнова рассматривали формы и методы развития коммуникативных способностей у дошкольников.

На сегодняшний день одним их ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему трактует, что программа должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития… на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» .

Таким образом, в современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных способностей выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность межличностного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, и в целом – успешность социальной адаптации детей.

Коммуникативные способности - индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности .

По мнению Л. В. Чернецкой коммуникативные способности включают в себя три основных составляющих, на которых они основываются и без которых не могут существовать .

Первая составляющая коммуникативных способностей – это «область желания», включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребенка вступить в контакт с окружающими. Без такого желания общение попросту невозможно. Отсутствие или недостаточное развитие потребности в общении может быть связано как чисто с физиологическими (нарушение функций головного мозга) , так и, как бывает гораздо чаще, с психологическими нарушениями. Появление у ребенка различных психологических проблем связано с негативными факторами социальной (прежде всего семейной) среды .

Вторая составляющая коммуникативных способностей - «область знания» определяется тем, насколько ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание формируется также в ходе взаимодействия с взрослыми, которые своим примером показывают ребенку, как вступить в контакт с другим человеком, как поддерживать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты .

Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении – третья (поведенческая) составляющая коммуникативных способностей – способность к общению «область умений». Она включает в себя умение адресовать сообщение и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность, аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к собственному мнению, действиям, высказываниям, умение слушать, эмоционально сопереживать, а также разрешать конфликтные ситуации .

Только при наличии всех трех гармонично развитых составляющих можно говорить о наличии у ребенка развитых коммуникативных способностей.

В своей группе с детьми старшего дошкольного возраста я организую различные виды детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов для формирования у воспитанников коммуникативных способностей.

В первую очередь это игры, так как общеизвестно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре происходит формирование производственного опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация (то есть вхождение в человеческое общество) , приобщение к коммуникативной культуре – культуре общения. В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки.

В игровой деятельности старших дошкольников основные формы развития коммуникативных способностей – это сюжетные игры и игры с правилами.

В сюжетных играх основным является развитие воображения и развитие способности к пониманию другого, ориентация в смыслах человеческой деятельности.

Для игр с правилами (дидактических, настольных, подвижных) основным является развитие нормативной регуляции, мотивации достижения, стремления к волевому усилию.

Следует особо подчеркнуть возможности и значение подвижных игр: дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует такие качества личности, как воля, самообладание, выдержка, умение контролировать свои поступки и свое поведение в целом.

Подвижная игра учит искренности, взаимопомощи, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Дошкольники приобретают бесценный опыт взаимодействия с другими людьми, усваивают модели социального поведения.

Театрализованные игры (игры-драматизации и режиссерские игры) имеют особое значение для формирования коммуникативных способностей за счет создания благоприятных условий для естественного общения с взрослыми и сверстниками, для освоения выразительности речи. Они влияют на социальное развитие ребенка за счет осмысления нравственного подтекста литературного произведения, который лежит в основе их содержания, так и за счет коллективного характера большинства игр детей, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства, для освоения способов позитивного взаимодействия.

Использую воспитывающую ситуацию, которая представляет собой педагогическое акцентирование внимания детей на какой-либо коллизии, противоречии, конфликте, следствием которых является анализ способов их разрешения, преодоления, а также непосредственного включение ребенка в нее. Педагогическая ситуация может быть как естественной (жизненной) , так и специально созданной. Она имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.

Провожу беседы для познавательно-речевого развития детей на основе литературных текстов и личного и коллективного опыта детей. В ходе бесед по литературным произведениям дети получают возможность на основе конкретных поступков героев прийти к пониманию содержания разнообразных норм морали, усвоить представления о способах их проявления, установить элементарные связи и зависимости в поведении и взаимоотношениях персонажей, распознать их чувства и др., а также активизировать свою оценочную деятельность.

Использование в старшем дошкольном возрасте таких форм как викторины и конкурсы подразумевает наличие у ребенка определенного социального опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также базового кругозора. Дошкольники овладевают особым стилем общения во время игр-викторин, не отходят от познавательного содержания, по существу контролируют высказывания и действия партнеров.

Участие в конкурсах продолжает развивать партнерское взаимодействие детей, способствует совершенствованию их коммуникативных умений. Любой конкурс - это социальная ситуация, которая учит ребенка культуре победы и культуре проигрыша.

Итак, формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения осуществляется в различных видах детской деятельности во взаимосвязи разнообразных форм и методов.

К старшему дошкольному возрасту, ребенок осваивает коммуникативные навыки. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.

Список использованной литературы

  1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте : практическое пособие, 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.: ил. - (Серия «Детскому психологу») .

  2. Психология общения. Энциклопедический словарь /под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 600 с.

  3. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы : пособие для педагогов / [Ю. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик и др.; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. – М.: Просвещение, 2012. – 205 с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» – режим доступа: http://www.rq.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 10.09.2014) .

  5. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с.

Видеоуроки проекта «Инфоурок» на флешках USB

ОБЖ и классное руководство 1-11

172На флешке записаны материалы 4 дисков11 980 руб.

Материал с сайта infourok.ru
Составление и отгадывание загадок Игры с правилами Коммуникативные тренинги для детей старшего возраста Цель: Формирование коммуникативных умений старших дошкольников.

Задачи: 1. Развитие навыков конструктивного общения;2. Преодоление барьеров в общении;3. Развитие лучшего понимания себя и других; 4. Снятие психического и эмоционального напряжения;5.

Профилактика и психокоррекция агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности;6. Создание возможностей для самовыражения, что способствует становлению самооценки и образа «Я». «Мое настроение» Упражнение «Волшебный мешочек», «Расскажи о своем настроении». «Животные наши друзья» Игра «Мышь и мышеловка», придумывание историй, Психогимнастика «Котенок». «Добрые и злые поступки» Чтение стихотворения «Доброта», Тренинг эмоций, Упражнение «Добрый -злой» «Дружба» Тренинг эмоций «Три подружки», поведенческий тренинг «Помоги Плаксе и Злюке», коммуникативное упражнение «Неожиданные картинки» «Хорошо ли быть злым» Упражнение Придумывание историй» Игра «Кляксы», Психогимнастика «Гневная гиена», Разъяренная медведица» «Если бы я был волшебником» Игра «Водяной, Упражнение «Лифт», Упражнение «В гостях у волшебника». «Мои поступки и поступки других» Тренинг эмоций, сочинение историй, поведенческий тренинг, игра «Хорошо –плохо» Методика диагностики развития речи дошкольников Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики.

Методика состоит из 8 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С. Задание Б. (Окончание слов) . Задание В. (Образование предложений с данными словами) . Задание Г. (Подбор рифмы) Задание Д. (Словообразование) Как будет называться маленький предмет? Задание Е. (Словообразование) Если предмет сделан из железа, то какой он?

Задание Ж. (Общий словарный запас) Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит? Задание З. (Исследование особенностей звукового анализа слова) . Методические рекомендации Система состоит из четырех блоков:Игры и упражнения на умение сотрудничать;Игры и упражнения на умение активно слушать;Игры и упражнения на умения перерабатывать информацию;Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) Каждый блок направлен на решение нескольких задач.

В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности. Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.

При проведении игр и упражнений педагогу необходимо: Продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;Воздействовать с помощью интонационно – выразительной окрашенности речи;Прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;Помнить что каждый ребенок имеет свои коммуникативные правила:На систему ценностей;На ответственность;На личное достоинство и уважение этого достоинства;На индивидуальность и своеобразие;На независимость от других людей;На собственные мысли;На отстаивание своих прав. По мере развития речи у детей формируются способности общаться, познавать мир, планировать свои действия.

Речь детей выполняет три функции их связи с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Исходя из этого можно сделать вывод: выбор данной темы является актуальной проблемой в современном мире.

Заключение . Список литературы 1. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 (Модули Программы ДОУ) . 2. Белая К. Ю. «Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ».3. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - 6-е изд., испр. и доп. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012г.4.

Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка./ Н. Ф. Голованова. СПб.: Речь, 2004. 5. Дубкова О. П., Колпащикова Л. А. «Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» 6. Зебзеева В. А. «Организация режимных процессов в ДОУ» - Москва: ТЦ Сфера, 2008г.7.

Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии/ А. А. Леонтьев.: Избр. псих. труды. – Л., Воронеж, 2001 8. Скорлупова О. А. «Тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса в ДОУ» - Москва: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.9. Скорлупова О. А., Федина Н. В. «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Журнал «Дошкольное воспитание» 2010 Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Введение

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Актуальность темы

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют илизамыкаются в одиночестве.

Цель.

Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

Задачи:

1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

2. Обогащать языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков) .

3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.

4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.

5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях

6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Проблема

Неумение детей организовывать общение, провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствующие появлению замкнутости или чувства отверженности.

Научные труды ученных

Первые исследования, характеризующие коммуникативные качества личности, встречаются в трудах Б. Г. Ананьева , А. А. Бодалева. Данные авторы пока не выделяют понятие «коммуникативные качества», но подробно описывают качества, необходимые для общения и составляющие общения как психологического процесса.

Коммуникативные умения как феномен коммуникативной культуры ребёнка, которая реализуется в ситуации общения, рассматривается О. А. Веселковой . Существует и ещё одно направление, максимально широко представленное в литературе (Я. Л. Коломинский, Н. А. Лемаксина, Л. Я. Лозован, М. Г. Маркина, А. В. Мудрик, Е. Г. Савина и др.) , в рамках которого коммуникативные умения рассматриваются как группа умений , характеризующих личностные качества ребёнка, необходимые для организации и реализации процесса общения , взаимодействия.

Особый интерес представляют работы, посвящённые выявлению особенностей общения детей дошкольного возраста (Т. А. Антонова, В. Н. Давидович, Р. И. Деревянко, Е. Е. Кравцова, Л. В. Лидак, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская) .

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстникам, как и со взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности».

  • Коммуникации - это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей ко взаимопониманию.
  • Тренинг - широкий класс методов направленного изменения психических свойств, основанный на практическом и многократном выполнении определенных упражнений в определенной ситуации (ситуациях) .
  • Конструктивное общение - это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное.

Целевые установки

  • создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • обучать умению слушать и слышать другого;
  • учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
  • учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Развитие коммуникативных качеств

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Коммуникативное развитие дошкольников

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников Социально-коммуникативное развитие дошкольников Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверст...

  • Консультации развитие творческих способностей дошкольников

    Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности» Развитие творческих способностей детей ДОУ в продуктивных видах деятельности. Развитие...

  • Развитие художественно творческих способностей дошкольников

    Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев...

  • Коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Методы социально коммуникативного развития дошкольников

    Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь...

  • Проект развитие творческих способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами! » Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного обра...

  • Социально коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

    Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих...

  • Игры по социально коммуникативному развитию дошкольников

    Доклад «Играем вместе. Ассорти игр по социально-коммуникативному развитию» Своё выступление хотелось бы начать словами выдающегося советского педагога Антона Семёновича Макаренко: «ИГРА - имеет в...

  • Технологии социально коммуникативного развития дошкольников

    Педагогический совет «Социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника» Педагогический совет «Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника» Повестка дня 1. Выполнение решений пр...

  • Игра как средство социально коммуникативного развития дошкольников

    План самообразования воспитателя «Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития детей с ОНР» Цель работы: Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умени...

  • Развитие коммуникативных способностей у дошкольников

    Консультация «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» Коммуникативные способности– есть важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формировани...

  • Развитие коммуникативных навыков у дошкольников

    Проект «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников» Слайд №1 Название «Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г. Слайд...

  • Развитие коммуникативных качеств у дошкольников

    Формирование коммуникативности РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Формирование коммуникативности - важное условие нор...