Что допускает стандарт дошкольного образования

Доклад «Обеспечение доступности качественного дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»

(В. В. Давыдов, советский педагог и психолог, академик

и вице-президент Российской академии образования,

доктор психологических наук, профессор.)

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Согласно статье 5 пунктам 3, 4 этого же закона «… в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС дошкольного образования… », а также «… в РФ реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами местного самоуправления соответственно социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни… »

Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина – где бы он ни проживал в нашей огромной стране – качественного образования.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.

Основными ЦЕЛЯМИ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ЯВЛЯЮТСЯ:

• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования как явление в целом положительное имеет ряд негативных последствий (осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного возраста, преодолеть которые возможно только через определение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одно из назначений которого - нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы. С учетом неравномерности развития образовательных систем на уровне субъектов Российской Федерации в массовой практике обязательность соблюдения ФГОС позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования.

Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Требования ФГОС – обязательные требования к минимуму содержания, структуре программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.

ФГОС дошкольного образования состоит из трех групп требований.

1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, которые включают в себя:

2.1. требования к психолого - педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

2.2. к развивающей предметно-пространственной среде;

2.3. к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.4. к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.5. к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Остановимся на основных требованиях, позволяющих получить дошкольнику доступное и качественное образование.

1. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.

2. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Содержание Программы должно охватывать следующие ОО:

3.1. Коммуникативно-личностное развитие;

3.2. Познавательно-речевое развитие;

3.3. Художественно-эстетическое развитие;

3.4. Физическое развитие.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1. Использование в образовательном пространстве форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-педагогическим особенностям;

2. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;

3. Построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

4. Организация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательный процесс, а также широкой общественности.

Требования к развивающей предметно-развивающей среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды предполагает:

2.1. доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Важно также отметить, что в проекте Стандарта наложено вето на требования к оценке образовательных результатов. Разработчики исходили из того посыла, что все дети разные и у каждого будет своя траектория развития. А чтобы вариативность не превратилась в хаос, в Стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ. К примеру, инновационность Стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника. Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития ребенка в этом возрасте. Социализация же выражена в регламентации системы условий развития ребенка. Это не только материальные условия в детских садах, но и воспроизведение различных форм деятельности — система общения ребенка с воспитателями и сверстниками. В Стандарте часто повторяется целевая установка — поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый — главный, направляющий. Теперь он — посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка.

В Стандарте также указано, что право на мониторинг развития ребенка имеет не воспитатель, а человек, обладающий соответствующими компетенциями, то есть педагог-психолог. И только с разрешения родителей!

Требования к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и тестировании дошкольных учреждений; он не сводится к школьным формам жизни, — подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта. При разработке стандарта мы придерживались формулы Гиппократа с главным посылом “Не навреди”, — просчитывая многие социокультурные риски и учитывая ожидания общества».

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка — личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. По его словам, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. " В этом стандарте вы не услышите ничего о том, что какой-то злоумышленник хочет сделать ЕГЭ для дошкольников, здесь подобных безумцев не существует. Здесь вы не услышите, что кто-то жаждет напустить на дошкольные образовательные учреждения целые орды контролеров, которые будут заниматься изучением, сколько в ребенке патриотизма", — сказал руководитель группы разработчиков.

Данные требования позволят в будущем минимизировать существующие социально-экономические риски: граждане России получат право не только на общедоступное и бесплатное (ст. 43 Конституции Российской Федерации, но и по-настоящему качественное дошкольное образование.

Ориентированность стандарта на упорядочение, нормирование системы дошкольного образования, особенно ее ресурсного компонента, позволяет осуществлять оптимизацию условий образовательного процесса. Понятие условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования не тождественно понятию потребностей. Потребности направлены на достижение желаемо-необходимого состояния системы дошкольного образования (они не всегда могут быть удовлетворены в связи с объективной ограниченностью большинства ресурсов, условия – на достижение нормативно-необходимого состояния. Таким образом, условия реализации основной общеобразовательной программы должны отражать возможности и гарантии общества и государства в организации и предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Закончить выступление хочется словами нашего премьер-министра Дмитрия Медведева: «Это не должно быть повторением школьного стандарта. Надеюсь, это даст системе дошкольного образования прочность, доступность и современность… » Ведь именно дошкольное время – ключевое для становления личности человека и формирования у него основных жизненных навыков.

Литература:

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;

2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта.

www.maam.ru

ФГОС дошкольного образования— стандарт поддержки разнообразия детства

Чуть больше года прошло с того времени, как в дошкольном образовании был принят Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО). Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей успешного обучения в школе.

О чем же еще гласит этот важный документ и что меняется с его приходом в жизни педагогов, воспитанников и их родителей?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Стандарт выдвигает три группы требований: к структуре основной образовательной программы дошкольного образования; к условиям ее реализации и к результатам ее освоения.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации обучающихся. Стандарт не допускает также переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Развитие ребенка – познавательное, физическое, художественно-эстетическое, речевое и социально-коммуникативное - осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

В тексте Стандарта не употребляется слово «занятие», но это не означает, что воспитатели перестанут заниматься с детьми, просто такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Программа должна реализовываться в приемлемых для дошкольников видах детской деятельности, таких как игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др., каждой из которых соответствуют определенные формы работы с детьми.

Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Во главу угла ставится индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение ценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.

Какие же требования устанавливает Стандарт к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования? Это целевые ориентиры, которые представляют собой не оценку ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования: инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо создание ряда условий: кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, создание развивающей предметно-пространственной среды. Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья

Документ также ориентирует и на взаимодействие с родителями, которые должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями.

Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. В них есть желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной, стремясь к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

(статья составлялась для районной газеты, при подготовки к аттестации)

www.maam.ru

Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Второй год я являюсь руководителем ГМО воспитателей подготовительных к школе групп. Сейчас основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изменится в нашей работе с введение ФГОС ДО. Я постаралась наиболее доступным языком для педагогов изложить суть ФГОС ДО, а также разработала анкету для выявления представлений педагогов о ФГОС ДО. Предлагаю вашему вниманию данный материал. Я искренне надеюсь, что он вам пригодится.

ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.

Этому предшествовала следующая работа:

1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;

2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями.

Что же обсуждалось рабочей группой?

- требования к программе;

- требования к условиям;

- требования к результатам социализации.

Перед разработчиками возникли следующие вопросы:

1) Не является ли Стандарт риском для системы образования?

2) В чем уникальность Стандарта?

3) Каковы будут результаты?

4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;

5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.

Чего ждут от Стандарта:

ВОСПИТАТЕЛИ

-Обеспечения безопасности;

-Толерантного отношения со стороны родителей;

-Снижение документооборота;

-Больше доступных образовательных программ;

-обучение счету и письму должно быть в школе;

- желание обучаться – курсы ПК

УЧИТЕЛЯ

- ребенок должен уметь читать и писать печатными буквами;

- послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению

РОДИТЕЛИ

- за раннее и ускоренное развитие;

- за образование отвечает государство;

- главное – здоровье детей;

- кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)

Чем обусловлена разработка данного документа?

Два основания для введения ФГОС ДО:

1) Закон «Об образовании РФ»;

2) Современная социокультурная ситуация.

ФГОС ДО основан следующих документах:

1) Конвенция о правах ребенка;

2) Закон об образовании РФ;

3) Конституция РФ.

4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»

Закон об образовании РФ предусматривает :

1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право.

2) Обнародование Стандарта в 2013 году.

3) Введение Стандарта с 1 января 2014 года;

4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;

5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня) ;

6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;

7) Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей.

Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.

ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .

До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.

Основные понятия ФГОС ДО:

1) Единство образовательного пространства:

-обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания) ;

2) образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.)

3) развивающая предметно-пространственная среда;

4) социальная ситуация развития.

Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?

ФГТ

2 группы требований:

- к структуре ООП;

-к условиям реализации ООП;

-4 направления развития;

- 10 образовательных областей;

80%- обязательная часть программы;

20% - вариативная

ФГОС ДО

3 группы требований

-к структуре ООП;

-к условиям реализации ООП;

- к результатам освоения ООП

5 образовательных областей:

Физическое развитие

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие ;

-социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) ;

-речевое развитие

60%- обязательная часть программы;

40% - вариативная

Нестандартный «Стандарт»

ФГОС ДО

3 группы требований

-к структуре ООП;

-к условиям реализации ООП;

- к результатам освоения ООП

В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.

Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:

1) Пространственно-временные- пространство и игрушки;

2) Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками

3) Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор.

Главное условие – численность детей в группе.

Какие же требования предъявляются к условиям:

1) Психолого-педагогические;

2) Кадровые;

3) Материально-технические;

4) Финансовые;

5) К предметно-развивающей среде.

Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.

Оценка профессиональной деятельности педагога:

- динамика развития интегративных качеств педагога;

- положительное отношение ребенка к детскому саду;

-высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

Требования к результатам освоения программы:

Основной результат – это социализация детей.

1) Результат социализации;

2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.

ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные) .

Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров:

* Инициативность

* Самостоятельность

* Уверенность в себе

* Воображение

* Физическое развитие

* Волевые усилия

* Любознательность

* Интерес ребенка.

Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.

Что же будет оцениваться:

1) Педагогический процесс;

2) Условия (социальная ситуация развития) ;

3) Педагогические кадры.

Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.

Требования к структуре ООП.

ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.

ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам.

ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.

Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.

Примерные ООП будут опубликованы в Федеральном реестре.

Авторы Примерных ООП должны разработать и представить:

1) Варианты сетки занятий;

2) Парциальные программы;

3) Формы планирования;

4) Режим дня, жизнедеятельности;

5) Методическое обеспечение;

6) Учебный план;

7) Мониторинг.

Готовность ДОО к введению ФГОС ДО

1) Разработана и утверждена ООП ДОО;

2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;

3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;

4) Определен перечень парциальных программ;

5) Разработаны локальные акты;

6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;

7) План методической работы к введению ФГОС ДО;

8) Осуществлено повышение квалификации педагогов;

9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.

Уважаемые коллеги! Мною разработана анкета для педагогов по теме ФГОС ДО.

Цель данного анкетирования: выявить представления педагогов о ФГОС ДО.

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1. Что такое ФГОС ДО? Когда вступил в силу?

2. Чем обусловлена разработка данного документа – ФГОС ДО?

3. На каких документах основан ФГОС ДО?

1)

2)

3)

4. Какие права граждан закрепляет ФГОС ДО?

5. Чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО?

1)

2)

6. С учетом чего должны реализовывать ФГОС ДО дошкольные

образовательные организации?

7. Принятие стандарта приведет к росту социального статуса (укажите) :

* - детства

* - семей

* - дошкольных учреждений

* - воспитателей

8. Как будет называться образовательная деятельность после введения ФГОС ДО:

1) занятие

2) НОД;

3) игра

9. Что позитивное, по вашему мнению, из ФГТ перешло во ФГОС ДО?

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

www.maam.ru

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Утвержден федеральный стандарт дошкольного образования.

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы) .

Он является основой для разработки программы, вариативных примерных образовательных программ, нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, стандарт используется для оценки соответствия образовательной деятельности организации указанным требованиям, формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.

Положения стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Акты о федеральных гостребованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям реализации такой программы признаны утратившими силу.

Приказ вступает в силу с 01.01.2014.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30384

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 г.

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 25 ноября 2013 г. N 265

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

Подробней на сайте base.garant.ru

Образовательный стандарт дошкольного образования

Информация для родителей по внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

17 октября 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ вступил в силу с 01 января 2014 года.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Что должно измениться в работе дошкольных образовательных учреждений?

Разработчики Стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.

На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы и программно-методическое обеспечение. Сейчас детский сад работает по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных программ системы образования.

С учетом примерных федеральных программ будет разработана собственная образовательная программа. Каждый родитель может познакомиться с ее содержанием в детском саду.

Введение ФГОС идет поэтапно: сейчас все дошкольные учреждения живут в переходном периоде. В течение 2014 года будут уточнены и изменены некоторые положения документа, и уже с 2015 года ФГОС дошкольного образования будет внедряться в каждом российском детском саду.

ФГОС дошкольного образования состоит из трех требований: к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, к условиям реализации программы и к результатам освоения программы дошкольного образования.

Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры: это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Целевые ориентиры являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.

Чтобы быть в курсе изменений, происходящих в системе образования, в дошкольном учреждении, предлагаем познакомиться с разделом ФГОС на сайте дошкольного учреждения

Круглый стол«Пути сотрудничества педагогов и родителей в реализации ФГОС ДО, ООП дошкольного образования».

Цель: поиск оптимальных вариантов организации взаимодействия педагогов и родителей в рамках воспитания и развития дошкольников в соответствии со стандартом.

Участники: родители, педагоги, администрация.

  1. Современный взгляд на роль родителей в воспитании детей (заведующий ДОО) .
  2. Образовательная деятельность в дошкольной организации (заместитель заведующего по ВМР) .
  3. Диалог педагогов и родителей; общение в подгруппах.

Тезисы выступления

Современный взгляд на роль родителей в воспитании детей

В последние годы отечественная наука говорит оприоритете семьи в воспитании ребенка. Закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, чтоза воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество–это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействиепредставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова«взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений;

2) взаимная поддержка.

Мы стремимся сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. В нашем детском саду мы готовы создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникалаличная готовность открыть самого себяв какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольной организации, главная задача на сегодняшний день. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

Тезисы выступления

«Образовательная деятельность с детьми в детском саду».

Организация образовательной деятельности в дошкольном учреждении направлена на обеспечение развития личности ребенка, его способностей и мотивации к освоению новых знаний, умений в различных видах деятельности.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, определены следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

?социально-коммуникативное развитие,

Ссылка на источник d08124.edu35.ru

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

Уважаемые родители!

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) .

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию к дошкольному образованию».

Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

• Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

• Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность.

Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы.

При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка.

Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.

Будут ли учиться дошкольники как в школе?

Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром.

При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.

Каково участие родителей?

Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Подробней www.gemchyjinka.ru

Зачем нужен стандарт дошкольного образования?

Главная » Выпуски » 10-й выпуск журнала Детский вопрос » Зачем нужен стандарт дошкольного образования?

Зачем нужен стандарт дошкольного образования?

На вопрос заголовка я бы ответил так: стандарт такой вовсе не нужен, но, увы, он оказался необходим. Попробую объяснить данный парадокс.

Почему стандарт не нужен?

Убеждён, что дошкольное образование не испытывает никакой фундаментальной потребности в документе, оформленном в логике государственного стандарта (а учитывая саму неадекватность слова «стандарт» многообразию путей развития маленького ребенка - упор на такой жанр и вовсе опасен) .

Российский опыт 1990-х годов показал, что в деле регламентирования программ детских садов без всякого стандарта можно запросто обходиться. Существовала процедура министерской рекомендации конкретных комплексных дошкольных программ, которые потом поддерживались по стране системой методических служб.

Было право детских садов работать как на основе этих программ, так и собственных разработок. Активную позицию занимали региональные органы управления, различные образовательные центры более или менее успешно выстраивали свою систему обучения и переподготовки воспитателей в разных регионах. Родительская плата ограничивалась 20% от общей стоимости пребывания ребенка в детском саду (это не мало, но и не катастрофически много) .

Обратим внимание, что если программа - реальная основа планирования жизни детского сада, то стандарт - лишь система требований к программе, и сам по себе основанием для практической работы служить не способен.

Да, не все достойные программы были в числе рекомендованных; да, какие-то детские сады при этом стремились меняться к лучшему, а какие-то не желали; да, расчёты «20 родительских процентов» зачастую выглядели довольно мутно. Но никаких неразрешимых проблем это не создавало; где была управленческая и педагогическая воля менять ситуацию к лучшему - она менялась без всяких стандартов.

Настоящей же проблемой было катастрофическое недофинансирование детских садов, сделавшее профессию воспитателя самой низкооплачиваемой в России.

Нужны ли стандарты для изменения этой ситуации? Нет.

Мы видим, что после двадцати лет нищеты в последние два года уровень зарплат дошкольных педагогов растет стремительно, и его пытаются дотянуть до средних зарплат в каждом регионе. Это происходит до всяких стандартов и независимо от них. Потребовались не стандарты, а политическая воля - ясно заявленная и последовательно «продавливаемая». (Ее можно было проявить и десять лет назад - и тогда детские сады в России выглядели бы сегодня куда лучше…)

А что у других?

Можно возразить, что в большинстве европейских стран приняты общенациональные документы, подобные стандартам.

Но весь нюанс в слове «подобные».

В Финляндии, например, такой документ называется «Руководство по государственной программе образования и ухода в раннем детстве». Есть рамочная образовательная программа - и есть рекомендации к ней, расставляющие некоторые принципиально важные с точки зрения государства акценты. Аналогично в каждой федеральной земле Германии есть свои разрабатываемые рамочные программы и, зачастую, рекомендации по их воплощению в жизнь.

Все эти документы носят, прежде всего, научно-методический характер, а не нормативно-юридический. Их значение более рекомендательное, чем распорядительное. Они резюмируют национальный опыт, а не предписывают ему нечто из абстрактных соображений.

А российский стандарт рекомендаций не допускает, это другой нормативный жанр. Стандарт определяет только то, что обязательно должно быть. Перед нами, прежде всего, карательный документ: перечень пунктов, за отступление от которых детские сады надо наказывать.

Еще одно примечание. Действительно, во многих европейских национальных документах, кроме педагогической, есть и другая сторона: не рекомендации детским садам, а требования к власти по их обеспечению. Прежде всего, это выражается через установления минимального соотношения «число воспитанников - число педагогов». (Например, в Швеции это пропорция 1 воспитатель на 5 детей, в Нидерландах - 1 на 9 и т. п.) . Но это именно те характеристики, которые российское правительство всячески не хочет фиксировать в российском стандарте, и вряд ли они там появятся.

Что же такое стандарт?

На самом деле стандарт отнюдь не является «законом о системе дошкольного образования».

Он включает в себя только три вещи:

1) требования к структуре (даже не к содержанию! - а к «структуре», к «оглавлению») основной образовательной программы дошкольного образования (так в законе именуется программа конкретной образовательной организации) ;

2) требования к условиям ее реализации;

3) требования к ее результатам.

Таким образом, стандарт отнюдь не охватывает дошкольное образование в целом (он не может регламентировать дошкольное образование в семье - а такая возможность прямо предусмотрена законом) и даже в идеале не выступает механизмом обеспечения его общедоступности.

Каким образом детский сад должен составить свою программу (и каких результатов за счет нее собирается достичь) ? Какие условия при этом должны быть соблюдены?

Вот две определенные темы стандарта.

Исподволь возникает третья тема - и едва ли не главная: именно стандарт определяет, что же надо рассматривать в качестве образовательной программы и условий ее реализации, а что не надо. В переводе на практический язык: что будет финансироваться государством, а что не будет.

Почему стандарт оказался необходим?

Первый ответ формальный: его требует новый закон «Об образовании». Более того: стандарт оказывается с 1 сентября единственным основанием для государственного финансирования детских садов.

Второй ответ более суровый: в связи с новациями нового закона (да и не только с ними) , закручен такой клубок противоречий правовых положений и педагогических норм дошкольного воспитания, что если корректного не разрешить, то вся привычная деятельность детских садов рискует оказаться за рамками правового поля. Ну а по стоимости детские сады могут оказаться вовсе недоступными для родителей. (Даже не по чьей-то злой воле - а просто в силу инерции «бумажной механики») . Стандарт намечается как единственно возможный документ, который в близком будущем может сколько-то приемлемым способом развязать обнажившиеся противоречия.

Третий ответ тоже не из радостных. Предваряя стандарт, пару лет назад были приняты ФГТ - «Федеральные государственные требования к программе дошкольного образования». Им не соответствовало большинство реализуемых в детских садах программ, они вызвали лавину бюрократической отчетности (в том числе по совершенно абсурдным поводам) и провозгласили ряд вполне катастрофических нововведений.

Приведу лишь один понятный пример: требование «высоко формализованных» - т. е. тестовых - методов мониторинга развития дошкольников. Обязательное «ЕГЭ» для дошкольников (причем не разовое, а регулярно проводимое) , такое вот средство проверки эффективности работы педагогов и основы для «финансирования детских садов по результатам».

Запланированный механизм «выжимания результатов» проверяющими из педагогов, а педагогами - из детей, трудно расценить иначе, чем гарантированный развал дошкольного образования с тяжелейшими последствиями для всех его участников. Отменить сколько-то здравым стандартом перспективы торжества подобных диких требований стало еще одним оправданием его разработки.

Какие противоречия должен смягчить стандарт?

1. Разделение «образования» и «ухода-присмотра за детьми». Едва ли не во всех дошкольных документах европейских стран подчеркивается, что «образование» маленьких детей и «уход и присмотр» за ними важно рассматривать как неразрывное целое и интегрировать как можно более тесно. (Впрочем, это было естественной аксиомой и в нашей стране) .

Но российский закон «Об образовании» задает невиданное в мировой практике разделение между задачами «дошкольного образования» (финансируемого государством) и «ухода и присмотра за детьми» (за что, по умолчанию, предполагается родительская плата) .

Что толкнуло нас на этот уникальный путь?

Подозреваю, что известное желания побольше «гарантировать» в сфере образования и поменьше финансировать. В российской конституции объявлена «общедоступность и бесплатность дошкольного образования». Куда как смело!

Действительно, во всех развитых странах стремятся сделать детские сады общедоступными; но вот бесплатности нет практически нигде; мера родительской платы колеблется от 20 до 60 процентов.

Но выход из конституционного благодушия успешно нашли: образование-то государство делает бесплатным, а вот уход и присмотр - извините. Извольте, товарищи воспитатели, высчитывать, сколько минут в день вы детей образовываете, а когда вы за ними только присматриваете. Если же постараться в жизни детского сада квалифицировать как уход и присмотр все, что только возможно, - то родительская плата за «бесплатное образование» окажется не в двадцать и не в сорок процентов от его стоимости - а на все 80-90.

Потому первая из задач стандарта - определить понятие дошкольного образования так, чтобы фактическая родительская плата резко не пошла вверх, а педагоги не были вынуждены заниматься искусственным различением двух нераздельных сторон своего дела.

2. Результаты. Стандарт должен заявить единообразные для всей страны «требования к результатам освоения основной программы» - при том, что исполнение этих требований нельзя вменить в обязанность детям (к счастью, об этом указано и в законе: в отличие от всех других уровней образования, требования к результатам освоения дошкольной программы не могут служить ни для оценивания уровня подготовленности детей, ни для проведения аттестаций) .

Но это не единственная трудность. Оправдано определять требования к результатам как к результатам оптимальным, а не минимальным, заниженным. Но столь же очевидна заведомая невозможность добиться стопроцентной результативности выполнения единообразных требований оптимального развития всех дошкольников по всей стране (такие задачи не решены нигде в мире - даже если счесть их разумными) .

Стандарт должен умудриться так сформулировать представления о результатах дошкольного образования, чтобы они были понятны и значимы - а в то же время их не могли превратить в «ЕГЭ для дошкольников».

3. Кого будут финансировать? Сами формулировки нового документа во многом определят круг тех лиц и организаций, которые будут иметь право и возможность реализовывать стандарт, получая соответствующую государственную поддержку.

Стандарт может задать такие требования, которые будут выполнимы лишь детскими садами традиционных размеров и статуса - или же стимулировать создание дошкольных групп при самых разных организациях, находящихся в самых разных условиях.

Оставить выживание общественно-педагогических инициатив в области дошкольного образования уделом чистой коммерции и чистого энтузиазма - или же закрепить механизмы их государственной поддержки? Эта альтернатива в немалой мере решается текстом стандарта.

4. Уважение к реальности и оценка перспектив. Стандарт как система обязательных требований не может далеко выбиваться за рамки усредненных норм сегодняшней практики.

Резко завышенные требования будут заведомо невыполнимы и приведут лишь к общему раздражению и игре в фиктивные показатели. Но плох будет и стандарт, который лишь механически фиксирует нынешнее (увы, не самое процветающее) положение дел и задает его в качестве нормы на много лет вперед. Не претендовать на революционный пересмотр всего и вся, но и не оказаться преградой на пути развития образования - непростая задача для нормативного документа.

5. Усиление или сдерживание бюрократизма? Масштабы фиктивной отчетности в детских садах превысили все мыслимые пределы.

Стандарт - потенциальный источник новых поводов для очередного вала проверок, отписок, угроз, унижений. Как использовать его в качестве «санитара бумажного леса», сокращающего, а не умножающего потоки бессмысленной документации и издевательств над людьми, помогающего педагогам развернуться от бумаг к детям? Это отдельная головоломка.

6. Стандарт ради многообразия. Звучит парадоксально, но только такой стандарт не будет иметь негативных последствий для страны. Разные семьи уже и сегодня хотят от детских садов разного; в различных обстоятельствах можно использовать очень разные методики; конкретные воспитатели в одних педагогических практиках находят дело своей жизни, а работать по-другому категорически откажутся…

Двадцать последних лет показали, что все достойное, интересное, привлекательное в дошкольном образовании - всегда яркое, незаурядное, во многом самобытное. А все, что ориентируется на «стандартное», усредненное, невыделяющееся - оказывается унылым, нагоняющим тоску и на взрослых, и на детей. В чью пользу «сработает» стандарт?

7. Кто отвечает? Документы, раскрывающие государственные обязательства в области образования, почему-то всегда в нашей стране перекладывают ответственность за их реализацию на педагогов, детские сады и школы.

Но по логике вещей за государственные обязательства и должны бы в первую очередь отвечать федеральные и региональные власти, во вторую - власти муниципальные, и лишь после них - педагоги. Сможет ли стандарт переложить хоть сколько-то существенную долю ответственности за обеспечение материальных условий дошкольного воспитания на управленцев и политиков? Или свои обязанности они по-прежнему смогут видеть не в обеспечении, а в контроле и наказании коллективов детских садов?

Станет ли дошкольное образование лучше после принятия стандарта?

Нет, не станет. По крайней мере, в ближайшие годы.

В дошкольном мире независимо от стандарта идет волна позитивных перемен, связанная с существенным повышением зарплат воспитателей. Это большое дело. Но все остальные тенденции, увы, негативные.

В настоящее время требования федеральных властей к региональным в части дошкольного образования сводятся к оценке двух показателей:

  • уровень средней фактической зарплаты дошкольных педагогов,
  • охват детей старшего дошкольного возраста.

Обеспечение исключительно этих требований за счет всех других условий уже приобрело в ряде регионов вид последовательной стратегии:

1. «Рекомендации» (а фактически - вынуждение) воспитателям работать на полторы-две ставки - т. е. в норме втроем на две группы полного дня (а иногда и в одиночку на группу) .

2. Максимально возможное заполнение дошкольных групп (до 35-40 детей в группе) .

3. Максимально возможное сокращение педагогов-специалистов.

4. Ликвидация ясельных групп.

6. Присоединение детских садов к школам с увольнением заведующих.

Это дополняется:

- размыванием функционала (а зачастую и упразднением должностной позиции методиста детского сада) ,

- массовым уходом на пенсию в ближайшие годы нескольких поколений наиболее опытных педагогов-практиков,

- фактическим распадом системы методической поддержки дошкольного образования.

Стандарт не способствует этим разрушительным тенденциям, но вряд ли сможет воспрепятствовать им.

В чем может помочь стандарт?

…Одно из писем педагогов в Министерство образования и науки в ходе обсуждения проекта начиналось так: «Данный стандарт должен лишить нашу деятельность абсурда».

Именно в этой сверхзадаче (трудновообразимой в любой другой стране, но такой понятной у нас) - главная перспективная роль стандарта. Восстановление здравого смысла, возвращение твердой почвы под ногами для педагогических коллективов, возможность переключить внимание на заботу о детях и на сотрудничество с родителями, а не на маневры уклонения от очередных инструкций и проверок - таковы надежды на хороший стандарт. Если они оправдаются, то со временем отдача от него станет ощутимой.

Андрей Русаков,

редактор газеты «Детский сад со всех сторон»,

советник директора Федерального института развития образования

Новости

Читать далее detskiyvopros.ru

Другие статьи по теме:

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования консультация для воспитателей

    Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования» Консультация для воспитателей. «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС ДО». Инст...

  • Фгос дошкольного образования 2015 читать

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет

    Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образовани...

  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования 2015

    Обсуждаем проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» А. Г. Асмолова Уважаемые коллеги, сегодня в городе Благовещенске на базе Амурского областного инсти...

  • Фгос дошкольного образования смотреть

    ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании -...

  • Анализ фгос дошкольного образования

    Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательног...

  • Информация по фгос дошкольного образования для родителей

    «Что такое ФГОС дошкольного образования?» Консультация для родителей Уважаемые родители! С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный госуд...

  • Информационно коммуникационные технологии в дошкольном образовании

    Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании Развитие современного общества неразрывн...

  • К принципам дошкольного образования не относится

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Вариативные программы дошкольного образования по фгос

    Вариативность примерных программ дошкольного образования (сравнительный анализ) «Вариативность примерных программ дошкольного образования» 1 слайд. Сравнительный анализ примерных общеобразователь...

  • Фгт и фгос дошкольного образования отличия таблица

    Отличительные особенности ФГОС и ФГТ Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольно...

  • Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

    «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя...