Детско родительские отношения в дошкольном возрасте

Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте

Добрый день! Меня зовут Самойлова Елена Викторовна.

Хочу поделиться опытом работы на тему «Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте».

Актуальность исследования обусловливается недостаточностью внимания к решению проблем психологической диагностики и коррекции, возникших в результате нарушенных отношений в семье.

Перед собой поставила цель в изучении детско-родительских отношений в дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

1. Определить факторы, влияющие на детско-родительские отношения в дошкольном возрасте;

2. Выявить методы детско-родительских отношений в дошкольном возрасте;

3. Провести исследование с целью выявления особенностей детско-родительских отношений дошкольников.

На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по особенностям детско-родительских отношений дошкольного возраста

На втором этапе проведение исследования с целью выявления особенностей детско-родительских отношений, используя методы исследования по данной теме.

На третьем этапе исследования обрабатывались и обобщались полученные результаты; уточнялись выводы; проводилось оформление результатов исследования.

1 слайд

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним».

2 слайд

Целью исследования - изучить особенности детско-родительских отношений

3 слайд

Задачи исследования:

1. Определить факторы, влияющие на детско-родительские отношения в дошкольном возрасте;

2. Выявить методы детско-родительских отношений в дошкольном возрасте;

3. Провести исследование с целью выявления особенностей детско-родительских отношений дошкольников.

4 слайд

В данном исследовании использовала такие методы, как:

1. теоретический анализ литературы по детско-родительским отношениям

2. Беседу с детьми «Я и моя семья»

3. Проективные методики, такие как рисунок человека, рисунок семьи

4. Тест-опросник с родителями по детско-родительским отношениям.

5. Обработка результатов исследования.

Рассмотрев теоретические основы детско-родительских отношений можно сделать выводы о том, что:

1. Детско-родительские отношения — это активное взаимодействие родителя и ребенка, которое имеет ряд характеристик:

-относительная непрерывность и длительность во времени;

-эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в отношениях;

-изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка;

-потребность родителей в заботе о ребенке;

-принятие родителями на себя ответственности за ребёнка;

2. Детско-родительские отношения зависят от родительской позиции, которая определяет тактику поведения родителей во взаимодействии с ребенком, т. е. реализуется посредством выбранного стиля воспитания.

Оптимальная родительская позиция отвечает следующим характеристикам: адекватностью, динамичностью, прогностичностью;

3. Выделяют восемь типов родительской любви на сочетание трех спектров отношений:

-действенная любовь (симпатия, уважение, близость) ;

-отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком) ;

-действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения) ;

-любовь по типу снисходительного отстранения: (симпатия, неуважение, сильная межличностная дистанция) ;

-отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция) ;

-презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция) ;

-преследование (антипатия, уважение, близость) ;

-отказ (антипатия, уважение и большая межличностная дистанция) .

5 слайд

В исследовании приняли участие дети средней группы и их родители в количестве 28 человек (16 детей и 12 взрослых) .

6 слайд

В ходе исследования использовала Метод диагностики по программе Детство, целью которого является выявление представлений о семье. Индивидуально каждому ребенку задавала такие вопросы, как

7 слайд

Вопросы на слайде

Например, рассказы детей:

Меня зовут Денис. Я люблю свою маму. Люблю маму рисовать. Родители нам нужны. Родители, чтобы их уважать, чтобы их любить. Они следят за детьми. Они очень заботливые. Мама любит детей, а вот папа занят работой. А если не было бы родителей мы бы умерли бы. Вместе мы играем, занимаемся. Всей семьей ездим, гуляем ещё. Семьей отдыхаем хорошо. Дома мама готовит суп для папы и для меня. Она очень меня любит, очень при очень. Папа смотрит телевизор, помогает маме, только сейчас он на рыбалке. Родители радуются что я рисую, смотрю мультики, отдыхаю. Моим родителям не хватает заботы. Я хочу чтоб у меня была такая семья.

Денис, 5 лет 3 мес.

Меня зовут Арина. Я люблю делать дома вот что: рисовать, играть с папой, ещё люблю играть в кубики разные, игрушки. Люблю танцевать. Родители нужны чтобы не потеряться. А то потеряешь где дом. А если ключи потеряешь не откроешь дом. Вот для чего! Всей семьей, ну у меня есть сестра Полина и папа с нами играет. Папа занимается со мной в балерину. Всей семьей на юг уезжаем, там купаемся, отдыхаем. Берем вещи и ещё еду – самое главное. А то захочешь пить, а питья то нету. Дома чаще всего мама пишет, говорит с папой. Папа со мной играет, любит так же танцевать как я. Родители мои радуются подаркам, то что я хорошо себя веду. Я хотела чтобы у меня была такая же семья как у меня.

Арина, 4 года 6 мес.

8 слайд

Тест-опросник родительских отношений Варга А. Я., Столина В. В.

Данная методика ориентирована на изучение особенностей родительской позиции – матери или отца – по отношению к конкретному ребенку.

Родительские отношения понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Испытуемым (родителям детей средней группы дошкольного возраста) индивидуально предлагала ответить на тест – опросник, который содержит 61 утверждение, дается инструкция.

По данным критериям интерпретируются результаты теста-опросника, используя ключ в интерпретации по данной методике. По 5 шкалам обрабатываются результаты теста-опросника.

Критерии родительских отношений:

Принятие – отвержение». Принятие: родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

«Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.

«Симбиоз» – родитель не предоставляет ребенку самостоятельности, постоянно ощущает тревогу за него, как маленького и беззащитного.

«Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.

«Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

9 слайд

Методика проведения рисуночного теста человека:

Проводится индивидуально или в малой группе

(2–3 человека, т. к. необходимо фиксировать комментарии испытуемого, а по завершению задания уточнить: возраст, пол (если это не ясно из рисунка, черты характера, род занятий, что любит, и что не любит, о чём мечтает, что ожидает его в будущем и т. п.

2. Возраст – начиная с 4-х лет.

3. С помощью чего – простой или цветные карандаши (по выбору) .

4. Лист бумаги (формат А4) кладут перед испытуемым вертикально.

10 слайд

Методика проведения теста - рисунок семьи

1. Проводится индивидуально или в малой группе (2 – 3 человека, т. к. необходимо наблюдать за последовательностью рисования членов семьи и фиксировать комментарии испытуемого, а по завершению задания уточнить – кто изображён, чем занимается.

2. Для более достоверного исследования необходимо выполнить 2 или 3 рисунка семьи:

- рисунок семьи;

- рисунок семьи животных (Инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными») ;

- динамический рисунок семьи (чтобы каждый что-то делал).

3. Возраст – начиная с 4-х лет.

4. С помощью чего – простой или цветные карандаши (по выбору) .

5. Лист бумаги (формат А4) кладут перед испытуемым горизонтально.

Анализ результатов.

1. Состав семьи – реальный или нет (уточняется с помощью уточняющих вопросов в процессе рисования или после того) .

2. Взаимное расположение.

3. Особенности изображения.

4. Деятельность членов семьи (чаще всего – в динамическом рисунке семьи, но возможно и по другим) .

5. Выбор животного, в виде которого изображён член семьи (по рисунку семьи животных) .

11 слайд

Анализ результатов комплексного исследования в рамках эксперимента позволяет сделать следующие выводы.

Проведенное исследование позволило выявить проблемы в детско-родительских отношениях дошкольного возраста. На основе результатов исследования было установлено, что не во всех семьях гармонично развиты детско-родительские отношения, поэтому родители не могут активно и позитивно влиять на личностное и социальное развитие детей дошкольного возраста.

Результаты проведённого исследования позволили сделать вывод о том, что к особенностям детско-родительских отношений в дошкольном возрасте можно отнести:

1) недостаточное общение в семье;

2) отсутствие эмоциональной теплоты;

3) неприятие ребенка родителями или семьёй;

4) восприятие ребенка своей семьи как недостаточной (ущербной) ;

5) неприятие ребенка родителями как личность.

12 слайд

1. Для того, чтобы детско-родительские отношения были гармоничны необходимо реализовывать программы социально- педагогической поддержки, сопровождения, коррекции, направленные на работу со всеми субъектами образовательного процесса, и в первую очередь, с родителями.

2. Осуществлять психолого-педагогическое обучение родителей – просвещение родителей.

3. Так же использовать в работе с родителями интерактивные методы, такие как деловые игры, целью которых является переориентация мышления родителей по отношению к ребенку.

Необходимо чтобы родители научились воспринимать своего ребенка как личность, стимулировать положительные качества в ребенке и терпимое отношение к негативным проявлениям детей.

Прикреплённые файлы:

osobennosti-detsko-roditelskikh-otnosheny-s-det_afuo2.pptx | 1112,19 Кб | Скачан: 108
www.maam.ru

Влияние детско-родительских отношений на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

27 Май 20140(2743) Просмотры

Проблема формирования у детей самостоятельностибыла и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Я.

З. Неверович, Я. Л. Коломинский, Д. В. Сергеева считают, что задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А.

В. Запорожец, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн) . Исследования А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Д. Б. Эльконина и других показали, что в основном родители влияют на самостоятельность ребенка: если они изначально с раннего возраста воспитывают это качество, то у ребенка формируется достаточно высокий уровень самостоятельности.

На современном этапе проблеме влияния детско-родительских отношений на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста уделяется недостаточно внимания. В основном в психолого-педагогической литературе рассматривается влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки (А. И. Захаров, В. В. Столин, Т. В. Соколова и др.) , трудовой деятельности (Я. Л. Коломинский, Р. С. Буре, Е. Н. Нечаева и др.) .

В связи с этим тема нашей работы является актуальной.

Цель исследования:выявить влияние детско-родительских отношений на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования:развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние детско-родительских отношений, направленные на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:мы предполагаем, что при типе детско-родительских отношениях как «принятие» и «кооперация» уровень самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет высоким, тогда как при типе детско-родительских отношениях как «симбиоз», «авторитарная гиперсоциолизация», «маленький неудачник» уровень самостоятельности у детей будет низкий или средний. Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста будет успешным при следующих условиях:

1. смене типа детско-родительских отношений на «принятие» или «кооперация», как основу позиций родителей по отношению к ребенку дошкольнику;

2. повышение психолого-педагогической компетентности родителей направленной на повышение уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Определить и изучить теоретические подходы к проблеме развития самостоятельности и детско-родительских отношений детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

2. Подобрать методики, направленные на изучение самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и типа детско-родительских отношений;

3. Экспериментальным путем выявить влияние детско-родительских отношений на уровень самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;

4. Определить влияние созданных условий на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ретроспективный анализ литературы показывает, что проблема самостоятельности личности издавна привлекала внимание философов, психологов и педагогов.

В. И. Селиванов, М. И. Дидора рассматривает самостоятельность как интегральное качество личности, тесно связанное с ее активностью и инициативностью. Она проявляется в относительной независимости. В своей работе мы будем придерживаться этого определения.

В педагогической литературе понятие «самостоятельность детей дошкольного возраста» рассматривается с самых разных позиций мы под самостоятельностью детей дошкольного возраста будем понимать интегральное качество личности ребенка, характеризующееся умением организовывать деятельности без посторонней помощи; способностью найти себе занятие и организовать свою деятельность; проявлением инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Анализ исследований литературы позволил нам выделить критерии развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте. Ими выступают:

  • Организация деятельности и поступков без посторонней помощи.
  • Выполнение решений без напоминаний.
  • Умение отстоять свое мнение, без проявления упрямства.
  • Умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность.
  • Способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Исследования психологов и педагогов показывают, что тип родительского отношения имеет решающее значение для личностного развития ребенка, в том числе и развития самостоятельности.

А. Я. Варга, В. В. Столин под родительским отношением понимает систему разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Чем адекватнее стиль родительского отношения, тем выше вероятность того, что ребенок будет самостоятельным.

Исследователи отмечают, что тип родительского отношения зависит от множества факторов: личностных особенностей родительской фигуры, форм поведения родителей в семье и за ее пределами; личностных особенностей ребенка; педагогической компетентности родителей, уровня их образованности; качества эмоциональных связей в детско-родительских отношениях и др.

Исследователи отмечают, что детско-родительские отношения нужно оптимизировать таким образом, чтобы развитие самостоятельности в старшем дошкольном возрасте перешло на более высокий уровень.

Л. В. Загик, Т. А. Маркова, Л. К. Пелипенко, В. Я. Титаренко считают важным условием для повышения уровня самостоятельности детей дошкольного возраста является работа с родителями в условиях дошкольной образовательной организации.

По мнению Т. А. Власовой воспитатель для оптимизации детско-родительских отношений с целью развития самостоятельности может использовать разные формы работы с родителями: индивидуальные , групповые или коллективные.

По мнению Ю. С. Ершовой важным условием для развития самостоятельности является целенаправленная работа в семье по развитию этого качества.

Повышение уровня развития самостоятельности может быть обеспечено путем разработки и апробации выделенных нами условий.

Выводы, сделанные в теоретической части стали основанием для проведения эксперимента.

Для изучения детско-родительских отношений и самостоятельности мы выбрали экспериментальную подготовительную группу. В исследовании принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста, а также их родители.

Цель констатирующего эксперимента:выявление уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста; изучение детско-родительских отношений влияющих на самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.

Представим ниже детальную характеристику использования диагностических методов и методик:

Методика Р. М. Геворкян«Особенности проявления воли (самостоятельности) дошкольников».

Цель методики: определение уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение.

Анкетирование родителей «Что такое самостоятельность».

Цель анкетирования:выявление отношения родителей к проблеме воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста в семье.

Опросник родительского отношения (ОРО) (авторы А. Я. Варга, В. В. Столин) .

Цель опросника: определение типа детско-родительского отношения к ребёнку.

По результатам проведения всех диагностических срезов каждому ребёнку мы вывели средний балл уровня развития самостоятельности и соответствующий тип родительского отношения

Далее мы соотнесли ведущий тип родительского отношения и уровень самостоятельности каждого ребёнка по среднему показателю. И сделали следующие выводы: чем выше уровень самостоятельности ребёнка, тем выше уровень родительской заинтересованности в развитии самостоятельности ребёнка-дошкольника.

Так у 20% родителей при типе детско-родительских отношениях как «принятие» и «кооперация» уровень самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста наблюдается преимущественно высокий (20%) и средний (35%) уровень самостоятельности, тогда как при типе детско-родительских отношениях как «симбиоз», «авторитарная гиперсоциолизация», «маленький неудачник» уровень самостоятельности у детей находится преимущественно на низком уровне (20 %детей) и на среднем уровне (25%) .

По результатам констатирующего эксперимента, детей разделили на три группы соответственно уровню.

Высокий уровень (14-15 баллов) развития самостоятельности. К нему отнесли 20 % детей. Эти дети характеризуются тем, что стремятся к решению задач деятельности без помощи взрослых; умеют поставить цель деятельности, не опираясь на указания при этом могут найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; способны к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, выполняют решение задач без напоминаний, при этом без упрямства может отстоять свое мнение.

Средний уровень(9-13 баллов) : К нему отнесли 60% детей. Эти дети стремятся к решению задач деятельности однако им требуется помощь взрослого; умеют поставить цель деятельности, но опираются на указания при этом может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; способны к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач ситуативно и не постоянно, выполняют решение задач с напоминаниями взрослого, при этом могут отстоять свое мнение, если ему это важно.

Низкий уровень (5-8 баллов) : к нему отнесли 20% детей. Дети данного уровня не стремятся к решению задач деятельности, им всегда требуется помощь и поддержка взрослого; не умеют поставить цель деятельности, не могут найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; не способны к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, выполняют решение задач только с напоминаниями взрослого, при этом может отстоять свое мнение, если ему это важно.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что чем выше уровень родительской заинтересованности в развитии самостоятельности ребёнка дошкольника, тем выше её уровень

Выводы по данной главе стали основанием для формирующего эксперимента.

Цель формирующего этапа исследования:разработать и апробировать педагогические условия, сопутствующие развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Формирующий эксперимент проходил в несколько этапов:

Подготовительный этап:

Цель: Разработать программу совместной детско-взрослой партнерской деятельности, по оптимизации детско-родительских отношений, направленных на развитие самостоятельности дошкольников.

1 этап: «Самостоятельность дошкольника: теоретический аспект»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей направленной на повышение уровня развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

2 этап. Родительский тип отношений и самостоятельность детей

Цель:активизация и формирование практического опыта родителей для повышения уровня самостоятельности детей, изменений негативных типов родительских отношений на положительные.

На подготовительном этапе мы предложили родителям темы для родителей по вопросам развития самостоятельности детей в условиях семьи. На основе запросов родителей была выстроена программа совместной детско-взрослой партнерской деятельности, по оптимизации детско-родительских отношений, направленных на развитие самостоятельности дошкольников.

На первом этапе мы провели несколько разнообразных форм работы с родителями. В большей степени они были теоретического плана, наша задача состояла в том, чтобы родители повысили психолого-педагогическую компетентность родителей в области развития самостоятельности детей дошкольного возраста.

Нами были проведены комплекс мероприятий по следующим темам:

1. «Самостоятельность дошкольника. Что это такое?»;2. «Самостоятельность в старшем дошкольном возрасте»;3. «Причины детской несамостоятельности»4.

«Влияние семьи на развитие детей старшего дошкольного возраста»;5. «Проявления самостоятельности в старшем дошкольном возрасте: показатели и умения дошкольников».

После данного теоретического этапа мы перешли к этапу практико-ориентированному.

На этом этапе нами было проведено 2 тренинга родительской эффективности по три занятия по каждой теме со всеми родителями и один совместный тренинг с родителями. Основными составляющими каждого тренинга было обязательное проведение игр, упражнений и рефлексии своей деятельности. Так как без анализа изменение своего поведение, на наш взгляд невозможно.

После формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент по тем же методикам, который показал увеличение числа детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем развития самостоятельности -40 % детей (ранее 20 % детей) ; со средним уровнем - 45 % детей (ранее 60 % детей ) уменьшения с низким уровнем- 10 детей (ранее 20% детей) .

Сравнительный анализ данных по срезам показал увеличение детей с высоким и средним уровнем самостоятельности по критериям:

  • Организация деятельности и поступков без посторонней помощи (на 10% произошло увеличение числа детей с высоким уровнем, и уменьшение с низким уровнем) ;
  • Выполнение решений без напоминаний (произошло увеличение числа с высоким уровнем так же на 10%, низкий уровень уменьшился на 5%) ;.
  • Умение отстоять свое мнение, без проявления упрямства (произошло увеличение числа с высоким уровнем на 5%, низкий уровень уменьшился на 10%) ;.
  • Умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (произошло увеличение числа с высоким уровнем на 10%, низкий уровень уменьшился на 5%) ;
  • Способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач(произошло увеличение числа с высоким уровнем на 10%, низкий уровень уменьшился на 5%) ;.

Таким образом, средний показатель увеличения числа детей на высоком уровне составил 10% .

Сравнивая результаты контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что реализованные нами педагогические условия дали развивающий эффект. Что и подтвердило нашу гипотезу.

Используемая литература:

1. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс .- СПб.: Питер, 2001.2. Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько - Минск, 1997.3.

Кон, И. С. Психология самостоятельности // Педагогика здоровья. – М., 1992.4. Люблинская, A.A. Воспитание самостоятельности у детей //Дошк. восп. , 1962, -N2, -с. 66-72.5.

Спиваковская, А. С. Как быть родителями. / А. С. Спиваковская - М., 19866. Столин, В. В., Соколова Е. Т., Варга А. Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина. – 1989.- №3.- с.16-37.

Автор:

Материал PlanetaDetstva.net

Психологическая коррекция детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста

БЛИЖАЙШИЙ СЕМИНАРВ следующем учебном году.

Согласно Выготскому Л. С., социальная ситуация развития - это «своеобразное отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».

В данном семинаре мы основываемся на принципе активного привлечения ближайшего окружения к участию в коррекционной работе. И этот принцип выделяется как основной: ребенок не развивается изолированно от его межличностных отношений. Особенно делается акцент на общении и отношениях ребенка с матерью и на коррекцию этих отношений, а так же на коррекцию личностных особенностей матери, негативно влияющих на эти отношения.

  • В ходе работы семинара рассматриваются особенности семейной диагностики, варианты и особенности различных стилей семейных отношений.
  • Участники семинара научатся составлять коррекционно-развивающую программу, предназначенную для работы с мамой с учетом её личностных особенностей, мешающих эффективно и гармонично взаимодействовать с ребенком.
  • В ходе занятий участники опробуют элементы тренинга эффективного общения матери и ребенка, проходящего в рамках коррекционно-развивающей программы.

Цель семинара: Ознакомить слушателей с особенностями детско-родительских отношений в раннем и дошкольном возрасте; обучить специалистов составлению коррекционно-развивающих программ, предназначенных для работы с семьей и ребенком. Программа семинара предназначена для психологов, психотерапевтов, психиатров, педиатров, педагогов, студентов психологических и медицинских факультетов. Семинар будет интересен родителям, не имеющим специального образования.

В программе семинара "Психологическая коррекция детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста":

  • Особенности детско-родительских отношений в раннем и дошкольном возрасте. Психологические теории детско-родительских отношений.
  • Система отношений мать-дитя. Роль отца в воспитании и развитии ребенка.
  • Специфика воспитания и стиль взаимоотношений в семье.
  • Варианты психокоррекционных мероприятий в зависимости от нарушений.

Основные методы, используемые при проведении программы: Теоретические дискуссии. Отработка упражнений в парах и тройках, индивидуальная и групповая работа. Дидактическое обучение, рассмотрение и анализ сложных случаев из практики.

В результате участия в программе семинара "Психологическая коррекция детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста":

  • Вы ознакомитесь с различными стилями семейного воспитания;
  • получите представление об основных психологических теориях детско-родительских отношений;
  • узнаете об особенностях детско-подростковой психотерапии и психологической коррекции в контексте семейных отношений;
  • овладеете навыками составления коррекционных программ для работы с семьей;
  • получите практические навыки участия в тренинге эффективного общения.

Подробней www.psyinst.ru

Детско-родительские отношения. Психология семейных отношений.

- "СПРАВКА ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ" Е. О. Смирнова (www.raop.ru) РАО «Психологический институт»

В 1999-2000 году было предпринято исследование, основной задачей которого было изучение динамики родительского отношения в онтогенезе ребенка. В 2009 г. было проведено обследование родителей дошкольников с использованием того же метода. Это дало возможность осуществить сравнительный анализ изменений родительского отношения к детям дошкольного возраста за последнее десятилетие.

- "ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ДЕТСКО–РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (автореферат) " Шведовская А. А. - МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, 2006.

ВЫВОДЫ

1. Структура взаимодействия родителя и ребенка включает мотивационно–ценностный, аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты. Мотивационно–ценностный компонент включает ведущие мотивы, ценностные ориентации, направленность личности (на себя, партнера, предмет сотрудничества) . Поведенческий компонент определен структурированием позиций; источниками и способами разрешения конфликтов; характерными приемами воздействия на партнера; характером санкций, контроля и мониторинга; способом реагирования на трудности и фрустрацию; особенностями оказания помощи.

Когнитивный компонент включает атрибуцию эффективности взаимодействия, ожидания, образ возможностей партнера и собственных, оценку себя и партнера. Аффективный компонент включает эмоциональное отношение к партнеру, уважение (признание силы/слабости партнера) , привязанность, удовлетворенность отношениями, эмоциональную включенность во взаимодействие, сензитивность и эмпатию, умение оказать эмоциональную поддержку партнеру.

2. На основе предложенной модели эмпирически выделены пять видов детско– родительского взаимодействия, включающие конфликтный, гармоничный, дистантный и доминантный, подразделяемый в зависимости от субъекта доминирования на «доминирующий родитель – покорный ребенок», «доминирующий ребенок – потворствующий родитель».

3. Родительская позиция для выборки в целом характеризуется преобладанием позитивного отношения к ребенку и принятие его личностных особенностей. Требования касаются коммуникативной и волевой сфер развития ребенка.

Родители предпочитают такие способы поощрения, как телесный контакт и словесные поощрения и способы наказания – объяснение причин нежелательности поведения; реже используются материальные поощрения. Источниками конфликтов являются внутрисемейные обязанности ребенка, значительно реже интересы и личностные особенности ребенка. Ожидания большинства родителей связаны с достижениями успехов в обучении, а опасения с послушанием ребенка.

4. Выявлены различия родительской позиции в целях, ценностях и способах контроля при различных видах детско–родительского взаимодействия. Психологические особенности родительской позиции определяют приверженность родителя определенным видам взаимодействия с ребенком.

5. Полученные результаты подтверждают гипотезу об активно–действенном характере позиции ребенка во взаимодействии с родителями. Выявлена специфика переживания ребенком детско–родительских отношений при различных видах детско–родительского взаимодействия и связь позиции во взаимодействии с паттерном переживания ребенком отношений с родителем.

6. Выявлены паттерны переживания ребенком детско–родительских отношений как дисгармоничных – переживание неблагополучия в отношениях со значимым взрослым (матерью) ; переживание депривации отношений кооперации и аффиляционных потребностей; переживание собственного «бессилия» во взаимодействии с родителем; переживание отсутствия семейной целостности.

7. Особенности реализации тактик взаимодействия с близким взрослым в дошкольном возрасте зависят от характера переживания ребенком детско–родительских отношений.

• При переживании нетерпимости, игнорировании инициативы, ограничении самостоятельности, напряженности в отношениях со значимым взрослым позиция ребенка отличается активным непринятием родительских дисциплин, конфликтностью, негативизмом, острыми негативными эмоциональными проявлениями.

• Переживание ребенком недостаточности кооперативных отношений с близкими, неудовлетворенности аффилятивных потребностей, общего эмоционального отвержения ребенка, способствует возникновению тревоги и страха, чувства несостоятельности и некомпетентности. В трудных ситуациях ребенок не ищет эмоциональной поддержки от взрослого, а самостоятельно находит пути совладания.

Характер делового сотрудничества со взрослым со стороны ребенка отличается непоследовательностью и неадекватностью в указаниях, конфликтностью и спорами. Ребенок дезорганизован, проявляет безразличие к успеху, при неуспехе испытывает вину или раздражение. В случае возникновения трудностей стремится к эмоциональной поддержке взрослого.

• Переживание бессилия находит отражение в таких особенностях поведения ребенка как непоследовательность действий, негативная оценка эффективности взаимодействия и действий участников вне зависимости от его результатов, острое переживание вину, страха и раздражения при неуспехе и безразличия в случае успеха.

• При переживании отсутствия семейной целостности и отсутствии эмоциональной поддержки и ценностного отношения к себе со стороны значимого взрослого ребенок чувствует свою некомпетентность, сомнения в своих возможностях, беспокойство, тревогу. Преобладает стратегия изоляции, избегания, ухода.

8. Разработаны и апробированы диагностические методики, направленные на выявление особенностей родительской позиции: родительское сочинение в форме неоконченных предложений, опросник деятельностных предпочтений ребенка (ОДП) , опросник стиля родительских дисциплин (СРД) .

9. Направленная режиссерская сюжетно–ролевая игра является валидным средством выявления особенностей переживания ребенком– дошкольником детско–родительских отношений. Наиболее чувствительными индикаторами переживания неблагополучия являются: способ разрешения ребенком конфликтных ситуаций, моделируемых в игре, характер выбора игровых персонажей, содержание и направленность доминирующего сюжета, выраженность эмоционального отношения к игровым предметам или действиям с ними, количество используемых в игровом моделировании агрессивных персонажей или действий.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ОТРАЖЕНО В ПУБЛИКАЦИЯХ

1. Шведовская А. А. Исследование возможностей сюжетно–ролевой игры старших дошкольников в диагностике детско–родительских отношений \\ Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Секция «Психология», Вып. 6. – М.: Изд–во МГУ, 2001

2. Шведовская А. А. Возможности сюжетно–ролевой игры в диагностике детско– родительских отношений // Материалы научно–практической конференции «Проблемы психологии XXI века глазами молодых ученых». – М., 2002.

3. Шведовская А. А. Психологические особенности стиля родительской дисциплины \\ Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Секция «Психология», Вып. 8. – М: Изд–во МГУ, 2003 .

4. Шведовская А. А. Особенности деятельностной стороны детско–родительских отношений в дошкольном возрасте. \\ Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» /Под общей редакцией В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. – М., 2003.

5. Шведовская А. А. Игра как диагностическое средство в психологическом консультировании // Психологическая наука и образование. 2003. №1.

6. Шведовская А. А. Как они играют? Диагностика родительско–детских отношений в сюжетно–ролевой игре // Дошкольное воспитание. 2005. №4. (Авт. вклад 50%) .

7. Шведовская А. А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок–мать» // Психолог в детском саду. 2005, № 4

8. Шведовская А А. Использование методики «родительское сочинение» в диагностике детско–родительских отношений в дошкольном возрасте. // Психологическая диагностика. 2005, № 4.

9. Шведовская А А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2006, №1.

(Источник: www.psy.msu.ru)

- "Материнские представления об индивидуально-психологических особенностях ребенка как фактор детско-родительского эмоционального взаимодействия (автореферат) " Петрова А. А. - МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, 2008.

Выводы

1. Содержание материнских представлений о ребенке в период беременности составляют его индивидуально-психологические черты и особенности воспитания. Индивидуально-психологические особенности включают в себя образы внешности, темперамента, способностей ребенка. Представления о воспитании касаются включенности женщины в уход и воспитание ребенка, средств воспитания, запретов, санкций.

2. Представления об особенностях и способах воспитания менее авторитарны к концу беременности, восприятие субъектности ребенка делает родителей более гибкими и демократичными по отношению к нему.

3. Представления матерей о будущем ребенке оказались связанными с ее образованием и наличием других детей. Чем выше уровень образования, тем мягче система требований и стиль воспитания имеет тенденцию приближения к демократическому. Наличие сибсов у ребенка снижает идеализацию его образа у матери.

4. 44% матерей младших школьников и 51 % матерей юношей имеют неадекватные представления об индивидуально-психологических особенностях своего ребенка. Адекватность представлений о личностных особенностях младшего школьника связана с эмоциональным взаимодействием.

Чем адекватнее представления об индивидуально-психологических особенностях ребенка младшего школьного возраста, тем позитивнее эмоциональный фон взаимодействия, выше уровень принятия ребенка. Адекватнее представления у женщин, лучше распознающих состояние своего ребенка, понимающих причины этого состояния и имеющих более развитую способность к сопереживанию.

5. Материнские представления о детях младшего школьного возраста являются ориентиром в построении эмоционального взаимодействия, причем искажение образа сопровождается дисгармоничным эмоциональным взаимодействием.

6. Наиболее распространенным вариантом искажения образа ребенка среди женщин с неадекватными представлениями об индивидуально-психологических особенностях юношей и девушек является идеализация. Характерной тенденцией в самооценке среди юношей и девушек также является завышение.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора

1. Петрова А. А. Материнские представления о ребенке и их связь с детско- родительским эмоциональным взаимодействием //Психологическая наука и образование, №4, 2006

2. Захарова Е. И., Петрова А. А. Материнские представления о ребенке и их роль в становлении родительства // Семейная психология и семейная терапия, №3, 2004

3. Петрова А. А., Захарова Е. И. Материнские представления о будущем ребенке и их роль в становлении родительства. Материалы всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (14-16 октября 2003) В двух частях. – 2 часть.

Под общей редакцией д.п.н. В. К. Шабельникова, к.п.н. А. Г. Лидерса – М., 2003

4. Петрова А. А. Взаимосвязь факторов рассогласования материнских представлений о ребенке с реальными особенностями ребенка и материнским отношением к нему. Тезисы второй научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005) . В трех частях. – 2 часть.

Под общей редакцией д.п.н. В. К. Шабельникова, к.п.н. А. Г. Лидерса – М., 2005

(Источник: www.psy.msu.ru)

- "Диагностика и коррекция детско-родительских отношений в условиях дошкольного образовательного учреждения" М. В. Благушко - ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выпуск № 6 / 2012 (www.nauka-dialog.ru)

В статье обосновывается необходимость изучения и возможность коррекции детско-родительских отношений в условиях дошкольного образовательного учреждения. Делается вывод о возможности повышения психолого-педагогической культуры родителей и обучения их навыкам взаимодействия с ребенком в условиях специально организованной деятельности.

- "Новые ценности в детско-родительских отношениях " Екатерина Асонова - Pro et Contra 2010 январь — апрель (http://uisrussia.msu.ru)

Многие современные родители видят цель своего взаимодействия с детьми не в достижении чего-либо в будущем, а в совершенствовании самого процесса взаимодействия в настоящем.

- "ПРОБЛЕМА МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ДЕТСКО}РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ" Д. С. КОРНИЕНКО - Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, № 2. С. 124–136. (http://psy-journal.hse.ru)

Вопрос о взаимодействии индивидуальности с миром был поставлен В. С. Мерлиным как проблема метаиндивидуальности. Развитие представлений о метаиндивидуальности осуществлено в работах, посвященных проблеме влияния метаиндивидуальности учителя на учеников.

Однако проблема метаиндивидуальности и метаэффекта не рассматривалась по отношению к семье. На основании эмпирических данных рассматриваются взаимосвязи параметров взаимодействия родителя с ребенком, вклады личностных черт родителей и свойств темперамента детей в характеристики взаимодействия с ребенком.

В качестве проявлений метаэффекта рассматриваются показатели родительского отношения. Результаты обсуждаются в контексте проблемы метаиндивидуальности.

- "Родительские директивы и ошибки в общении с ребенком" Ю. И. Россова, Е. Н. Трухманова (www.edit.muh.ru)

- "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНФИГУРАЦИИ СЕМЬИ" Вяткина Л. Б., Токарева В. О. - ФБГОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ №11, 2012 (www.rae.ru)

В статье дается анализ теоретических основ проблемы развития интеллекта в зависимости от особенностей возраста, детско-родительских отношений и конфигурации семьи. Приводятся результаты исследования, полученные методами статистической обработки.

Т-критериальный анализ позволил выделить сходства и различия в развитии особенностей интеллекта детей старшего дошкольного возраста и преобладающие детско-родительские отношения в полных и неполных семьях. Для детей из полных семей характерны: высокий уровень развития образной и вербальной памяти, логического и абстрактного мышления, креативности мышления; преобладают детско-родительские отношения «конфронтация в семье», «удовлетворенность отношениями с ребенком».

Для детей из неполных семей характерны: высокий уровень развития интеллекта, логического мышления и внимания. Преобладают такие виды детско-родительских отношений, как «тревожность за ребенка».

Ссылка на источник fusionpiter.ru

Другие статьи по теме:

  • Компоненты общения детей дошкольного возраста

    Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,...

  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Гендерные особенности детей дошкольного возраста

    Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста «Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста» Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь...

  • Задержка психического развития в дошкольном возрасте

    Особенности развития детей с задержкой психического развития Особенности развития детей с задержкой психического развития В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой...

  • Детей старшего дошкольного возраста гипотеза

    Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх СЛ 1.- Уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпуск...

  • Характеристика детей старшего дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Бурное развитие психодиагностики в 20 в., особенно во второй его половине, привело к накоплению огромного количества ме...

  • Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности старших дошкольников Раздел – Статьи Терашкович Алла Ивановна Воспитатель МБДОУ д\с «Детство» г. Нижний Тагил Свердловской области Возрастные особенности старших дошкольник...

  • Старший дошкольный возраст характеристика

    Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Бурное развитие психодиагностики в 20 в., особенно во второй его половине, привело к накоплению огромного количества ме...

  • Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

    Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняютс...

  • Условия развития игры в дошкольном возрасте

    Условия и способы развития сюжетно — ролевой игры у дошкольников. Сюжетно - ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период разв...

  • Опишите особенности личностного развития ребенка дошкольного возраста

    Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...