Диагностические методики для дошкольников

Рисунок к методике «Проставь значки»

Методика "Скульптура"http://azps.ru

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1 баллставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балларебенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 балловребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7балловребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9балловребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 балловпо этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Комментарии к методике психодиагностики воображения. Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно.

Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.

Выводы об уровне развития

Оценка в10 балловсвидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности, для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, безусловно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.

Оценка, находящаяся в пределахот 8 до 9 баллов,говорит о том, что ребенок достаточно готов к обучению в школе.

Оценка в интервалеот 6 до 7 балловявляется признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

Оценка в4-5 балловговорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.

Оценка, равная3 и меньше баллам,чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе.

Методика "Узнай фигуры"http://azps.ru

Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

10 баллов— ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.

8-9 баллов— ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов— ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов— ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла— ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл— ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

Подробней nsportal.ru

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ | Статьи | Справочник руководителя дошкольного учреждения

48469

Автор:Е. А. Горбунова, педагог-психолог высшей категории МАДОУ центр развития ребенка – детский сад № 58, г. Уфа, Республика Башкортостан

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо закороткий срок провести диагностику возрастного развитияпсихических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но приэтом бездоказательно для родителей.

Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится "сочинять" самим.

Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове "тестирование" или "диагностика", неловко произнесенном кем-то извзрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе,тратится на получение данных, еще требующих подтверждения уродителей и протоколирования. Необходимо искать другие путирешения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:

  • проведение диагностики с группой детей;
  • взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
  • использование апробированных на практике диагностических материалов;
  • легкость в получении результата;
  • наглядность;
  • применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М. М., Шарохиной В. Л., Фоминой Л. В., Осиповой А. А. и Забрам-ной С. Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Педагоги-психологи Калининского района города Уфы ведут работу по данному комплексу методик с 2008 г.

Цель тестирования:

  • получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
  • создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
  • обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:

  • при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
  • при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
  • при создании предметно-развивающей среды;
  • для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
  • при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек.

На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.

Полученные данные заносятся в бланк протокола. Диагностика психического развития детей 2 младшей группы (конец года)

Фамилия, имя ребенка ________________Дата рождения____________ Возраст на момент обследования______________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа ________________

1. Нарисуй дождик.

2. Найди одинаковые предметы и соедини их линиями.

3. Заштопай коврики.

4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.

5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

1 задание:

  • высокий уровень - линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;
  • средний уровень - линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;
  • низкий уровень - линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время - 2 минуты.

2 задание:

  • высокий уровень - найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;
  • средний уровень - найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;
  • низкий уровень - соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.

3 задание:

  • высокий уровень - все выполнено правильно;
  • средний уровень - допущено 2 ошибки;
  • низкий уровень - задание выполнено неверно.

4 задание:

  • высокий уровень - найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;
  • средний уровень - допущены незначительные отклонения от инструкции;
  • низкий уровень - задание не выполнено.

5 задание:

  • высокий уровень - точное следование инструкции;
  • средний уровень - найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;
  • низкий уровень - задание выполнено неверно.

Диагностика психического развития детей средней группы (начало года)

Фамилия, имя ребенка ____________________Дата рождения _____________ Возраст на момент обследования ___________________Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа_______________

1. Помоги рыбкам найти маму.

2. Домики.

Материал с сайта www.resobr.ru
к содержанию ^

Найди и вычеркни

Эта методика применяется с целью диагностики продуктивности работы и устойчивости внимания детей младшего школьного и дошкольного возраста. Ребенку предлагается лист с изображенными на нем простыми геометрическими фигурами.

Необходимо зачеркнуть две непохожие фигуры разным способом. Например, круг – двумя штрихами, квадрат – одним. Ребенок должен правильно отметить как можно больше фигур за отведенный промежуток времени.

Психолог во время диагностики дает команду к началу и завершению действия, озвучивает, какую именно фигуру нужно зачеркнуть, и отмечает время и скорость выполнения. Методика продолжается около трех минут.

Особенностью методики является составление формулы. Результаты исследования собираются и подсчитываются.

Используется формула S = (0,5N – 2,8n) /t, где S – конечный результат, уровень устойчивости и продуктивности внимания дошкольника, N – просмотренные предметы за определенный промежуток времени (их количество) , t – время, которое школьник потратил на выполнение задания, n – ошибки в ходе исполнения задания (их количество) .

Полученный результат оценивается по десятибалльной системе.

к содержанию ^

Методика Т. Е. Рыбакова

Ребенку дошкольного или младшего школьного возраста дается листок, на котором изображены кружки и кресты. Они чередуются, их количество неравное.

к содержанию ^

Презентация: "Психологическая готовностьребёнка к предстоящемуобучению в школе"

Психолог просит школьника посчитать вслух количество кружков и крестов в каждой горизонтальной линии по отдельности. Особенностью методики является то, что ребенок не может помогать себе пальцем или иным предметом. Результат составляется из времени, которое затратит ребенок на выполнение задания, а также из ошибок (остановки, сбой при счете) .

Этот способ диагностики позволяет судить об уровне распределения внимания подростков, младших школьников и дошкольников.

к содержанию ^

Корректурная проба

С помощью этой методики проводят диагностику рассеянности внимания детей младшего школьного и дошкольного возраста. Ребенку предлагается лист с напечатанными на нем буквами.

Психолог называет три любых буквы на каждой строчке, которые школьник должен зачеркнуть. Фиксируется время выполнения задания и на его основе делаются выводы. Если ребенок потратил меньше 2,5 минут, то темп его восприятия и внимания относят к высокому.

Если время превысило 3 минуты, то можно говорить о рассеянном внимании испытуемого.

Для подростков эта методика усложняется тем, что вместо букв на листе расположены слова.

к содержанию ^

Треугольники

Методика позволяет определить работу произвольного внимания детей и его способность переключаться. Ребенку предоставляется лист бумаги, где на каждой строчке он должен нарисовать требуемый треугольник. Первые две строчки можно попросить рисовать фигуру углом вниз, вторые две – углом вверх.

Психолог отмечает ошибки при выполнении задания. Важно отметить, будут ли они присутствовать в переходный период, между рисованием разных видов треугольников.

На основе вышеперечисленных методик составляется полноценная картина готовности ребенка к школе и характеристики его внимания. Могут выявляться существующие проблемы, которые необходимо устранить для улучшения обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Материалы для саморазвития и здоровья

Материал TonusMozga.ru

Диагностическое обследование дошкольников

Пакет диагностических методик изучения уровня развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к истории, культуре и природе родного края

Диагностические методики изучения уровня развития ценностно-смыслового отношения детей 5-6 лет к истории, культуре и природе родного края.

Предмет изучения - уровень развития ценностно-смыслового отношения детей старшего дошкольного возраста к культуре, природе родного края.

Диалоги с детьми о родном крае.

Целью диалога является определение представлений дошкольников о культуре, истории, природе родного края, ценностно-смыслового отношения к произведениям донских авторов.

Вопросы:

1. В каком городе (деревне, поселке) ты живёшь?

2. На берегу, какой реки расположен наш город (наш поселок, деревня) ?

3. Как назывались люди, которые очень-очень давно жили на берегу реки Дон?

4. Нравится ли тебе дом, в котором живёшь? Хотелось ли тебе что-нибудь в нём изменить?

5. Какие здания, построенные в нашем городе (поселке, деревне) ты знаешь?

6. Какие животные обитают в Ростовской области?

7. Назови любимых домашних и диких животных

8. Какие деревья, травы, цветы растут в твоем городе (деревне, поселке) ?

9. Как помогаешь взрослым ухаживать за животными и растениями?

10. Любишь ли наблюдать (рассматривать) животных растения?

11. Какие стихи, рассказы, сказки о природе родного края ты знаешь?

12. Любишь ли ты рисовать, раскрашивать картины? Что именно любишь рисовать?

13. Любишь ли ты слушать музыку, народные песни?

14. Какие песни о нашем крае ты знаешь?

15. Любишь ли ты конструировать, строить?

16. Что именно любишь строить?

17. Есть ли у тебя дома конструктор, строительный материал?

18. Любишь ли ты слушать рассказы, сказки?

19. Какие знаешь произведения, посвященные родному краю?

20. Что нужно сделать, чтобы наш город (поселок, деревня) оставался всегда красивым?

За каждый верный ответ ребёнок получает 1 балл. Высший балл – 20.

Тестовое задание «Моё любимое произведение».

Цель: выявить особенности эмоционально-эстетических предпочтений детей к произведениям донских авторов. Суть задания состоит в том, что детям показывают репродукции картин, фотографии, иллюстрации с изображением природы родного края, зданий, монументальных произведений родного города, дают прослушать фрагменты музыкальных, литературных произведений донских авторов.

Дошкольники осуществляют выбор понравившегося изобразительного, музыкального, литературного, архитектурного произведения, объясняют свои предпочтения. Высший балл – 5. Наполовину выполненное задание – 4-3 балла, 2-1 балл – выбор сделан без объяснения.

Тестовое задание «Разрезные картинки» Л. А. Венгера.

Цель:выявить уровень развития восприятия детей, отношения дошкольников к различным по характеру, жанру произведениям искусств донских авторов, умение объединять элементы в целостный образ. Суть задания: детям предъявляют разрезные картинки (фотографии объектов природы родного края, иллюстрации архитектурных сооружений, памятников монументальной скульптуры, изображение одежды казака и казачки, изобразительные произведения донских авторов) из которых нужно составить целое изображение.

Картинки разрезаны на 4 - 6 частей. Высший балл – 5. Наполовину выполненное задание – 4-3 балла, с большим количество ошибок – 2-1балл.

Тестовое задание «Художественная студия».

Цель:выявить уровень изобразительных умений дошкольников, их отношение к изображаемым предметам и явлениям. Суть задания: детям предлагают рисунки с изображением какого-либо фрагмента на донскую тематику (например, казак с казачкой; изображения куреня-дома, в котором жили казаки; набережная реки Дон, объекты живой и неживой природы родного края и т.п.) дошкольникам предлагают раскрасить предложенные фрагменты и по желанию дорисовать рисунок и объяснить свой выбор. Высший балл – 5; затруднения при выполнении задания – 4-3 балла; не получилось – 2-1 балл.

Тестовое задание «Сложи из палочек».

Цель:выявить характер творческих проявлений дошкольников в процессе выкладывания контура зданий, объектов живой и неживой природы из счетных палочек. Суть задания: ребёнку предлагают выложить из счетных палочек изображение какого-либо архитектурного сооружения, объекта живой и не живой природы.

Высший балл – 5; затруднения при выполнении задания – 4-3 балла; не получилось – 2-1 балл. Нами также использовались задания для выявления умений детей в конструктивной деятельности. Дошкольникам предлагалось выполнить постройку по образцу (по теме и условиям) . Высший балл – 5; затруднения при выполнении задания – 4-3 балла; не получилось – 2-1 балл.

Тесты в нашем исследовании применялись на фоне длительных, многократных наблюдений за действиями, поведением детей и способами их общения в специально организованной художественно – творческой деятельности, в художественно – эстетической среде дошкольного учреждения.

Тестовое задание «Рисунок любви».

Цель: выявить уровень развития отношения дошкольников к объектам живой и неживой природы, памятникам архитектуры и скульптуры, самостоятельность и инициативность в создании художественных образов в рисунке, способность понимать и оценивать свои успехи в художественно- творческой деятельности. Суть задания: педагог предлагает детям выполнить рисунок на заданную тему, используя разнообразные изобразительные материалы. Высший балл – 5; затруднения при выполнении задания – 4-3 балла; не получилось, отказ от выполнения – 2-1 балл. Тематика рисунков:

  • Мой любимый цветок
  • Место на природе, где я люблю бывать
  • Мой любимый памятник архитектуры
  • Мой любимый монументальный памятник

Тестовое задание «Чтобы было бы…».Цель:выявить уровень развития отношения дошкольников к объектам живой и неживой природы, памятникам архитектуры и скульптуры. Суть задания: педагог предлагает детям закончить фразу.

Оценивается оригинальность, эмоциональность, обоснованность ответа. Высший балл – 5; затруднения при выполнении задания – 4-3 балла; не получилось – 2-1 балл.

  • Если бы Вы стали цветком….
  • Если бы Вы стали деревом….
  • Если бы Вы стали лесом...
  • Если бы Вы стали рекой...
  • Если бы Вы стали животным...
  • Если бы Вы стали скульптурой…
  • Если бы Вы стали памятником архитектуры…

Тестовое задание «Детский толковый словарь».Цель:определить способность дошкольников к умозаключению, отношение к общечеловеческим ценностям. Суть задания: педагог обсуждает с детьми смысл понятий «красота», «чувство», «любовь», «забота», «терпимость» и т.п. и предлагает дошкольникам закончить предложения, например:

  • Цветы – это украшение нашей жизни
  • Природа – это…

Высший балл – 5; затруднения при выполнении задания – 4-3 балла; не получилось – 2-1 балл.«Цветок мудрости».Цель: определить способность дошкольников к умозаключению, отношение к общечеловеческим ценностям.

Суть задания: педагог показывает детям контур цветка и предлагает на каждом лепестке написать (с помощью взрослого) самые важные человеческие качества, например, доброта, сочувствие и т.п. Оценивается количество названных качеств и аргументация ответа.

Высший балл – 5 (ребенок назвал 6-5 качеств) ; затруднения при выполнении задания – 4-3 балла (4-3 качества) ; не получилось – 2-1 балл (менее 2 качеств) .Целевое наблюдение за деятельностью детей.Цель:выявить умение детей использовать знания о характерных особенностях природы родного края, традициях, изобразительных, литературных, музыкальных, архитектурных и монументальных произведениях донских авторов в самостоятельной деятельности.Программа наблюдения:1. Наличие интереса у детей к культуре, природе родного края (элементарные знания истории, объектах живой природы родного края, произведений искусств, эмоционально-положительное отношение (оценочное) к произведениям искусства, природным объектам родного края) .

2. Использование знаний о традициях жизни казаков в игровой деятельности (комбинирование знаний, самостоятельность в выборе тематики, обновление содержания традиций) .

3. Применение предметов национальной культуры в игровой деятельности (посуда, мебель, одежда, украшения и т.д.) .

4. Проявление в игровой деятельности особенностей национального характера (черт поведения) .

5. Использование в речи детей народных названий предметов, имен.

6. Выполнение трудовых поручений на участке детского сада (по уходу за деревьями, кустарниками, цветами и т.п.) , в групповой комнате - за комнатными растениями и животными.

Высший балл – 5. Частичное отсутствие показателей в деятельности – 4-3 балла, отсутствие большего числа показателей в деятельности– 2-1балл.

Используя данные тестовые задания, мы накапливаем материал для определения уровня развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к истории, культуре, природе родного края в соответствии с обозначенными нами показателями. Количество максимально набранных баллов: уровень выше достаточного от 65- 45 баллов, достаточный – от 54-20 баллов, уровень ниже достаточного - менее 24 баллов.

Диагностические методики изучения уровня развития ценностно-смыслового отношения детей 6-7 лет к истории, культуре и природе родного края.

Предмет изучения – уровень развития ценностно-смыслового отношения дошкольников подготовительной группы к культуре, природе родного края.

Диалоги о родном крае.

Цель: определить уровень развития представлений дошкольников о культуре, истории, природе родного края, отношения к произведениям донских авторов, объектам живой и неживой природы.

Вопросы:

1. Как называется страна, в которой мы живем?

2. В каком городе (деревне, поселке) ты живешь?

3. Как называется край, в котором мы живем?

4. Любишь ли ты свой город (деревню, поселок) ? Обоснуй свой ответ.

5. На берегу, какой реки расположен наш город (поселок, деревня) ?

6. Какие растения Ростовской области ты знаешь?

7. Какие животные обитают в нашем крае?

8. Какое значение имеет животные, растения для природы, жизни человека?

9. Дети, где вы чувствуете себя лучше всего: в поле, лесу, горах, реке, море, городе? Почему?

10. Как изменились бы люди, если бы больше времени проводили на природе?

11. Что вы испытываете, когда видите в лесу (парке, поле, саду) необычное растение, редкое животное, насекомое?

12. Что означает выражение «Любите родную природу»?

13. Перечислите растения, которые Вы можете назвать «верными друзьями» и объясните свой выбор.

14. Можем ли мы, чем–либо помочь растениям, животным?

15. Как назывались люди, которые очень-очень давно жили на берегу реки Дон?

16. Чем занимались эти люди?

17. Какую одежду носили жители Дона?

18. Объясните значение слова «архитектура»? Кто такой архитектор, где он работает?

19. Что означает слово «скульптура»? Кто такой скульптор, чем он занимается?

20. Что такое изобразительное искусство? Что ты знаешь о профессии художника?

21. Объясните значение слова «литература»? Кто такой писатель, поэт?

22. Что такое музыка Кто такой композитор?

23. Что означает слово «экология»?

24. Какие литературные произведения о нашем крае ты знаешь? Кем они были написаны?

25. Какие музыкальные произведения о нашем крае ты можешь вспомнить?

26. Какие изобразительные произведения, написанные донскими художниками, ты знаешь?

27. Какие памятники скульптуры, архитектуры установленные в нашем городе (поселке) ты знаешь?

28. Могут ли картины, скульптуры, книги, здания рассказать о прошлом времени и людях? Если, да, то как?

29. Почему люди сохраняют красивые картины, здания, скульптуры?

30. Что нужно сделать, чтобы наш город (наша деревня, поселок) стал (и) ещё красивее?

Высший балл – 30. За каждый верный ответ ребёнок получает балл.

Тестовое задание «Мое любимое произведение».

Цель:определить уровень представлений дошкольников о произведениях искусства донских авторов, средствах выразительности, выявить особенности эмоционально-эстетических предпочтений детей, отношение дошкольников к различным произведениям искусства. Суть задания состоит в том, что детям показывают фотографии, иллюстрации с изображением памятников скульптуры, архитектуры, репродукции картин, дают прослушать фрагменты музыкальных, литературных произведений донских авторов.

Дошкольники осуществляют выбор, понравившегося произведения, выделяют средства выразительности, определяют, в чём ценность того или иного произведения для людей, объясняют свои предпочтения. Высший балл – 5. Наполовину точно выполненное задание 4-3 балла. 2-1 балл – выбор был сделан без объяснений и описаний.

Рисуночный тест Люшера.

Цель: анализ эстетических эмоций, отражённых в рисунке ребёнка. Суть теста: дети рассматривают произведения искусств донских авторов, затем дошкольникам предлагается изобразить с помощью линий, цвета свои чувства, эмоции. Высший бал-5 (рисунок отличается оригинальностью, творческим подходом, точной техникой исполнения, подбором цвета, аккуратностью) ; средний уровень-4-3 балла, низкий-2-1 балл.

Тестовое задание «Золотое сечение».

Цель: определить особенности художественного восприятия формы объекта. Процедура: из набора прямоугольников, стороны которых соотносятся как 1:1, 5:6, 4:5, 3:4, 20:29, 2:3, 21:34, 13:23,1:2, 2:5, выбрать те, которые дети сочтут самыми красивыми по форме. Наиболее красивая форма как «золотое сечение» является прямоугольник, стороны которого соотносятся как 21:34, выбор которого является показателем высокого уровня видения художественной формы (5 баллов) , средний уровень – 2:3, 13:23 (4-3 балла) , остальные – низкий уровень. (2-1 балл) .

Тестовое задание «Разрезные картинки» Л. А. Венгера.

Цель: выявить степень овладения зрительным синтезом – объединение элементов в целостный образ. Суть задания: детям предъявляют разрезанные картинки (6-10 частей) , из которых нужно составить архитектурное сооружение, скульптуру, изобразительное произведение донских авторов.

Высший балл- 5. Наполовину выполненное точно задание – 4-5 баллов. С большим количеством ошибок – 2-1 балл. Второй вариант тестового задания «Разрезанные картинки». Цель: выявить степень овладения зрительным синтезом – нахождение целого по части.

Суть задания: детям предъявляется «часть» (фрагмент) , какого либо произведения искусства донских авторов по которой они должны догадаться, какому произведению принадлежит эта «часть».

Игровое задание «Художественный салон».

Цель:определить особенности эмоционально – эстетических предпочтений дошкольников. Суть задания заключается в том, что в «художественном салоне» выставлены фотографии, иллюстрации с изображением различных зданий, скульптур, объектов живой и неживой природы, репродукции картин донских авторов.

Ребёнок может «приобрести» ту или иную иллюстрацию, репродукцию, если объяснит, для чего приобретает и почему именно это произведение. Высший балл – 5, 4-3 балла – выбор сделан, описал, но не мотивировал; 2-1 балл – выбор сделан без объяснений и описаний.

Тест «Ожившее произведение».

Цель:выяснение особенностей мышления, воображения дошкольников при поиске нестандартных решений, отношения к произведениям искусств донских авторов. Суть теста состоит в том, что детям показывают иллюстрации, фотографии архитектурных, скульптурных произведений, репродукции картин, предлагают фрагменты музыкальных, литературных произведений донских авторов.

Дошкольникам необходимо рассказать что-то необычное о том или ином произведении, мысленно изменить его облик, композицию, конструкцию, создать свой способ изображения. Высший балл – 5, балла получает ребёнок, если его ответу присущи пять признаков креативности: оригинальность, гибкость, беглость, самостоятельность, фантазия. 4-3 балла – если присутствует четыре-три признака; 2-1 балл – менее двух признаков.

Тест «Как звучит произведение?».

Цель:определить способность к сложной синестезии. Суть теста состоит в том, что детям предлагается иллюстрации (фотографии) памятников архитектуры, скульптуры, репродукции картин донских художников, дают прослушать фрагмент рассказа, сказки донских авторов.

Важно, чтобы произведения были различные по композиции, настроению. Инструкция: а) расскажи какую мелодию ты слышишь, глядя на это произведение; или прослушав отрывок из литературного произведения; б) прочти стихотворение, какое ты вспомнишь, глядя или прослушав данное произведение; в) расскажи какое настроение у этого произведения. Высший балл – 12. Верный ответ – 3 балла, неточный – 2, неверный – 1.

Тестовое задание «Художественная студия».

Цель: выявить уровень изобразительных умений дошкольников, отношение к изображаемым предметам и явлениям. Суть задания: детям предлагают с использованием различных изобразительных материалов нарисовать картину на тему «Мой родной край». Высший балл – 5 (рисунку присущи: креативность, оригинальность, самостоятельность, фантазия, эмоциональность, целостность) . Средний уровень-4-5 баллов, низкий 2-1 балл.

Нами использовались также тестовые задания, изложенные в методическом пособии Н. Ф. Гаркуша «Педагогическое обследование дошкольников» (М., 1992г.) . Цель: выявить характер творческих проявлений дошкольников в процессе конструирования различных архитектурных сооружений. Высший балл – 5 (постройке присущи: креативность, оригинальность, самостоятельность, фантазия, эмоциональность, целостность) . Средний уровень-4-5 баллов, низкий 2-1 балл.

Тестовое задание «Закончи предложение».

Цель:выявить уровень отношения дошкольников к объектам живой и неживой природы, произведениям искусств, памятникам архитектуры и скульптуры родного края. Суть задания: педагог «заглянуть» внутрь себя и рассказать о своих чувствах и закончить предложения. Высший балл – 5; затруднения при выполнении задания – 4-3 балла; не получилось – 2-1 балл.

  • Когда я гуляю по лесу, я чувствую…
  • Когда я смотрю на красивый цветок, я испытываю…
  • Когда я вдыхаю аромат розы (ландыша, сирени) я чувствую…
  • Я люблю смотреть на…
  • Когда я гуляю по городу, я думаю о…
  • Когда я смотрю на памятник скульптуры, я мечтаю о…
  • Когда я смотрю на картины художников, то мне хочется…
  • Когда я смотрю на здания в моем городе, то я хочу…

После проведения диагностического обследования дошкольников, подсчитывается количество набранных баллов: уровень выше достаточного от 80- 60 баллов, достаточный – от 59-30 баллов, уровень ниже достаточного - менее 29 баллов.

Источник logoped.detsad3.aksayland.ru

Другие статьи по теме:

  • Методики для дошкольников

    Развитие внимания у дошкольников посредством развивающих игр Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – коро...

  • Логика для дошкольников

    Логические задачи для дошкольников. Задачи по математике. Задачи на сравнение. Серьёзные задачи. | Не для галочки, а для друзей Рубрика: Дошкольники Комментарии: 9 Логические задачи, задачи по ма...

  • Математика для дошкольников 6 7 лет задания

    Логические задания для детей 6-7 лет Логические задачи, задачи-шутки, задания на сообразительность для старших дошкольников1. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер? (Одна) 2. Две...

  • Игры на внимание для дошкольников

    Игры на развитие внимания у дошкольников Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Вним...

  • Упражнения для дошкольников

    Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст) Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвое...

  • Экологические игры для дошкольников

    Картотека экологических игр для дошкольников Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей. Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в...

  • Интеллектуальные игры для дошкольников

    Картотека: интеллектуальные игры в старшем дошкольном возрасте Интеллектуальные игры. Игра «Логические блоки Дьенеша» Цель. Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших ло...

  • Скачать интерактивную игру для дошкольников

    Развивающие интерактивные игры для детей дошкольного возраста. Приемы применения интерактивной доски в ДОУ Аннотация: Для того, чтобы научиться создавать интерактивные игры и упражнения не обязат...

  • Интерактивные игры для дошкольников скачать бесплатно

    Развивающие интерактивные игры для детей дошкольного возраста. Приемы применения интерактивной доски в ДОУ Аннотация: Для того, чтобы научиться создавать интерактивные игры и упражнения не обязат...

  • Развитие речи для дошкольников 6 7 лет

    Тетрадь домашних заданий для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи. Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем ва...

  • Коррекционно развивающая программа для дошкольников

    Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию программу по развивающей игре. Ведь мы все знаем, что люб...

  • Логоритмика для дошкольников

    Организация деятельности педагога по формированию правильной речи у младших дошкольников средствами логоритмики Речь детей развивается лучше при условии высокой двигательной активности ребенка. С...

  • Программа английского языка для дошкольников

    Программа «Английский язык в детском саду» (с 3 до 7 лет) Пояснительная записка Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особе...

  • Презентация по сказкам для дошкольников

    Презентация «Путешествие по сказкам» Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одну презентацию, "Путешествие по сказкам". Дети очень любят отгадывать загадки, а красочные отгадки вызывают у...