Диагностика и коррекция психического развития дошкольника

Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возрас

ОглавлениеСтр. 17

12. Сиволапов, С. К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР / С. К. Сиволапов // Дефектология. — 1988. — № 2. — С. 3—10.

13. Слепович, Е. С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР / Е. С. Слепович // Дефектология. — 1984. — № 2. — С. 68—72.

14. Стрекалова, Т. А. Особенности наглядного мышления старших дошкольников с ЗПР / Т. А. Стрекалова // Дефектология. — 1987. — № 1. — С. 64—69.

1. Этиология и классификации задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) — это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.

Возникновение задержек развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов социальной среды, так и с различными наследственными влияниями.

Основные группы причин, которые могут обусловливать задержку психического развития ребенка:

1) Органические причины, задерживающие нормальное функционирование центральной нервной системы.

2) Дефицит общения детей со сверстниками и взрослыми.

3) Частично сформированная ведущая деятельность возраста.

К причинам органического характера относятся, прежде всего, различные нейроинфекции — энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также осложнения при различных инфекционных и вирусных заболеваниях, травмы головного мозга. Поражение нервной системы чаще возникает у недоношенных детей и в случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии при родах.

Причины возникновения ЗПР многообразны, следовательно, и сама группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна.

из 70

Ссылка на источник pedlib.ru

Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возрас

Структура мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста содержит следующие компоненты:

1) Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности.

2) Регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать, программировать и контролировать психическую деятельность.

3) Операционный компонент, то есть наличие сформированных операций анализа и синтеза.

Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении. В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи:

  • речь из ситуативной становится контекстной;
  • развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;
  • складываются планирующая и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности;
  • совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звукопроизношения, ребёнок различает сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов;
  • совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом.

В активный словарь детей данного периода развития входят 2500—3000 слов. В речь ребенка все активнее включаются прилагательные, наречия, существительные с обобщенным значением (животные, одежда, транспорт и др.) .

Развитие речи тесно связано с развитием словесно-логических операций. Дети старшего дошкольного возраста приобретают значительный запас производных слов. На основе понимания и активного использования этого словарного запаса формируется способность к обобщению, классификации предметов, обозначаемых существительными: животные делятся на диких и домашних, птицы — на зимующих и перелётных.

из 70

Материал pedlib.ru

Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возрас

Стр. 27

11. Марковская И. Ф. Клиническая и нейропсихологическая диагностика детей с ЗПР / И. Ф. Марковская. — М., 1993.

12. Ребенок идет в школу: Проблемы социальной адаптации / Под ред. М. М. Безруких, С. П. Ефимова. — М., 1996.

13. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов.— М., 1996.

14. Ульенкова, У. Е. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе / У. Е. Ульенкова // Вопросы психологии. — 1983. — № 4.

1. Структура психологической готовности детей к школьному обучению

В современной психолого-педагогической литературе понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: общее психологическое развитие и формирование навыков учебной деятельности. Готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка на протяжении всей его дошкольной жизни. В настоящее время распространенной остается точка зрения, что готовность к школе определяется комплексным показателем психической зрелости — развитости отдельных психических функций, главным образом характеризующих развитие ребенка в интеллектуальном и эмоциональном плане (29) .

В решении проблемы определения детей к школьному обучению существует два направления: педагогический подход, основанный на определении готовности к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков; психологический подход к проблеме готовности к школе, который нельзя назвать однородным или универсальным. Различия психологических подходов к решению проблемы готовности определяется тем, что разные авторы выделяют в качестве ведущих характеристик психической деятельности дошкольника (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Н. И. Гуткина, У. В. Ульенкова и др.) .

В зарубежной психологии определяется понятие "готовность к школе" как система характеристик, позволяющих овладеть учебной программой за счёт оптимального полноценного психического развития (А. Анастази, И. Шванцара) .

из 70

Читать далее pedlib.ru

- не впадать в панику, когда ребенок строптив;

- не пытаться переделывать психику ребенка;

- распознать, понять, принять ребенка таким, какой он есть;

- помочь ему, обратившись к психологу, который поскажет найти пути решения возникших проблем;

- ПОМНИТЬ:

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПОЗВОЛЯЕТ УСТАРНИТЬ РАЗРЫВ МЕЖДУ МОМЕНТОМ ОПРЕДЕЛЕНИ ПЕРВИЧНОГО ОТКЛОНЕНИЯ И НАЧАЛОМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ!

Почему дети становятся беспокойными? Как вовремя обнаружить нарушения в состоянии ребенка? Как реагировать на его упрямство и своеволие?

Можно ли научить неусидчивого ребенка заниматься? Эти вопросы очень часто задают себе родители, но, к сожалению, очень редко обращаются за помощью к психологу с целью своевременного обнаружения легких отклонений и профилактики возможных неблагоприятных вариантов в развитии ребенка.

С позиции родителей, не владеющих специальными знаниями педагогики и психологии, дети с задержками развития не так уж отличаются от сверстников. Родители не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал и ходить самостоятельно, и действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – при выполнении заданий учебного типа.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

С началом обучения в школе картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.

Современные методы диагностики позволяют выявить нарушения в дошкольном возрастеи своевременно обеспечить ребенку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии и профилактику вторичных отклонений.

Для диагностики развития ребенка есть множество методов и тестов. Существующие методики диагностики развития ребенка можно условно разделить на четыре группы:

  • Методики для диагностики физического развития ребенка;
  • Методики для диагностики интеллектуального развития ребенка;
  • Методики для диагностики развития личности ребенка;
  • Методики для диагностики отдельных умений и навыков ребенка.

Основная цель диагностики – установление уровня психического развития, его соответствия возрасту, выявление личностных особенностей и их соотношение с характером поведения, что позволяет планировать индивидуальные меры коррекции и профилактики отдельных сторон психического развития ребенка. При этом важно учитывать, что на каждом возрастном этапе развития удельный вес тех или иных психических качеств зависит от физического развития, социальных условий, воспитания и обучения.

Кроме того, при проведении диагностики психического развития дошкольников обращается внимание на цикличность настроения и поведения детей, которая была выявлена американскими психологами:

Возраст (в годах)

Материал nsportal.ru

Диагностика и коррекция психического развития | СГУ - Саратовский государственный университет

Аннотация

ООП магистратуры «Диагностика и коррекция психического развития» по направлению «Психолого-педагогическое образование» нацелена на углубленную профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов-психологов широкого профиля, обладающих профессиональными компетенциями в области практической психологии, владеющих научно-исследовательскими методами работы и способных к самостоятельной научной и практической деятельности и связана с обеспечением функционирования психологических служб в сферах образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной помощи и ряда других.

Уникальность магистерской программы заключается в реализации комплексного подхода, сочетающего широкий диапазон научных знаний, накопленных в отечественной и зарубежной психологии образования и результатов оригинальных исследований, проведенных научными коллективами кафедр Социальной психологии образования и развития и Педагогической психологии и психодиагностики СГУ и сотрудничающих с ними ученых – узких специалистов в данной области. Инновационный характер программы определяется охватом всего спектра социальной ситуации развития ребенка и взрослого и опорой на зону актуального и потенциального (ближайшего) развития с возможностью разработки коррекционно-развивающих программ. Разработка программы ведется с учетом сетевой формы взаимодействия с другими вузами и организациями.

Магистр решает такие профессиональные задачи, как проведение психологического (диагностического) обследования детей и взрослых, изучение и обеспечение оптимальных условий всестороннего психического и социально-культурного развития учащихся разных возрастов, организация эффективной образовательной среды для обучающихся с трудностями обучения и поведенческими проблемами, организация и осуществление коррекционных, развивающих и реабилитационных мероприятий, создание методов и средств диагностики психического развития и его нарушения, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса и др.

В процессе обучения студенты изучают следующие дисциплины.

- Основы психометрии и конструирования психодиагностических инструментов

- Модификация и адаптация психологических тестов

- Методы активного обучения в коррекции межличностных отношений

- Психодиагностика межличностных отношений

Читать далее www.sgu.ru

Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возрас

Стр. 46

3. Дифференциальная диагностика ЗПР

Вопросами дифференциальной диагностики ЗПР занимались многие отечественные исследователи: М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, Л. С. Выготский, С. Д. Забрамная. Важное значение при исследовании уровня психического развития имеет использование представлений Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития, о роли помощи взрослого в обучаемости ребенка.

Существуют общие закономерности аномального развития. Ребенок всегда испытывает трудности во взаимодействии с окружающим миром, нарушения вербализации., снижение устойчивости и концентрации внимания, недостаточность словесно-логических операций, замедленность формирования понятий.

Поэтому нельзя использовать интеллектуальные тесты в качестве единственного диагностического средства, так как это не дает достаточных данных для дифференцированного диагноза, а свидетельствует лишь об отставании уровня умственного развития.

Многочисленные исследования, проведенные и в нашей стране, и за рубежом доказывают, что оценка результатов, которая производится на основе интегративных количественных показателей и основывается на сопоставлении со средне статистическими показателями, не позволяют разграничить разные категории аномальных детей. Необходимо использовать качественные методы психодиагностики, что позволит дифференцировать нарушения развития.

В. И. Лубовский предложил использовать таблицу (табл. 1) , которая дает возможность интерпретировать данные диагностических методик. Таблица предполагает, что количественной характеристикой степени выраженности недостаточности отраженных в ней психических функций представлена: 1 — отсутствие недостаточности функций; 2 — слабая или умеренно выраженная недостаточность функций; 3 — грубая недостаточность функций.

Таблица 1

Материал с сайта pedlib.ru

Н. Г. Чернышевского Г. В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста Учебно-методическое пособие - Учебно-методическое пособие - стр.1

1. Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

2. Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

3. Личностное развитие детей дошкольного возраста.

Список рекомендуемой литературы

  1. Антонова, Г. П. Познавательная деятельность детей 6—7 лет / Г. П. Антонова, И. П. Антонова — М., 1991.

  2. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / В. Н. Белкина. — Ярославль, 1998.

  3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский — СПб., 1997.

  4. Запорожец, А. В. К вопросам изучения, воспитания и развития детей шестилетнего возраста // Сов. педагогика. — 1973. — № 1. — С. 30—36.

  5. Зеньковский, В. В. Психология детства / З В. В.еньковский. — М., 1996.

  6. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. — М., 1988.

  7. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. — М., 1998.

  8. Особенности психического развития 6—7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988.

  9. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. — М., 1999.

  10. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. — М., 1950.

  11. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1985.

1. Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л. С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности (6) .

Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление.

Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению. Словесно-логические операции определяют содержательную характеристику интеллектуальной деятельности.

Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.

Структура мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста содержит следующие компоненты:

1) Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности.

2) Регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать, программировать и контролировать психическую деятельность.

3) Операционный компонент, то есть наличие сформированных операций анализа и синтеза.

Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении. В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи:

  • речь из ситуативной становится контекстной;

  • развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;

  • складываются планирующая и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности;

  • совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звукопроизношения, ребёнок различает сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов;

  • совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом.

В активный словарь детей данного периода развития входят 2500—3000 слов. В речь ребенка все активнее включаются прилагательные, наречия, существительные с обобщенным значением (животные, одежда, транспорт и др.) .

Развитие речи тесно связано с развитием словесно-логических операций. Дети старшего дошкольного возраста приобретают значительный запас производных слов. На основе понимания и активного использования этого словарного запаса формируется способность к обобщению, классификации предметов, обозначаемых существительными: животные делятся на диких и домашних, птицы — на зимующих и перелётных.

Постепенный рост состава речи ребенка является следствием расширения жизненного опыта, усложнением его деятельности и общения со взрослыми. По мере развития лексико-грамматического строя речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, обобщение, классификация. Именно в дошкольном возрасте складываются три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта:

1. Коммуникативная. Влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. В процессе общения ребенок усваивает новые понятия.

2. Познавательная. Играет большую роль в развитии восприятия, придавая сенсорным функциям поисковый характер, в развитии вербальной памяти, что важно для формирования обобщенного мышления.

3. Регулирующая. Формирование данной функции речи связано с развитием возможностей планирования интеллектуальной деятельности.

Главной особенностью данного периода развития является совершенствование речевой функции в процессе вербального взаимодействия, отвлечённого от конкретной ситуации, что предопределяет появление сложных языковых форм.

Восприятие — целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. По мнению А. В. Запорожца, период дошкольного детства наиболее сенситивен для развития восприятия, так как под влиянием продуктивной творческой деятельности у ребёнка складываются сложные виды перцептивных и интеллектуальных действий по анализу воспринимаемых объектов (13) . Восприятие детей становится осмысленным и дифференцированным.

В процессе восприятия старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности.

Восприятие становится осмысленным, интеллектуальным процессом, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная.

Память — психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.

Первоначально память носит непроизвольный характер, так как степень запоминания зависит от установки наглядных связей, исходя из особенностей личного опыта ребёнка.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию, которое заключается в формировании регулятивных компонентов психической деятельности и приёмах запоминания вербального материала в соответствии с операциями мыслительной деятельности.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Существенные изменения наблюдаются в качественно-количественных характеристиках внимания. Внимание — это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект.

В зависимости от характера психической регуляции выделяют непроизвольное и произвольное внимание. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния — это отвлекаемость, неустойчивость.

Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.

Говоря о развитии внимания детей старшего дошкольного возраста, следует отметить, что изменения касаются всех его свойств: объем (способность одновременно сосредоточиваться на восприятии 3—4 объектов) ; распределение (в связи с автоматизацией ребенка) ; устойчивость (способность удерживать внимание на одном объекте 10—15 минут) . Развитие произвольного внимания старшего дошкольника связано с развитием всех сторон речевой деятельности, пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, появлением произвольного поведения.

Воображение детей старшего дошкольного возраста — это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.

Воображение претерпевает качественные изменения, приобретая произвольный характер, что предполагает планирование и программирование деятельности.

В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов. Развитие восприятия характеризуется формированием перцептивно-интеллектуальных действий.

Дети старшего дошкольного возраста осваивают фонетику, их словарный запас составляет 5—6 тысяч слов, что позволяет им овладеть сложными формами речевой деятельности. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.

2. Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

Особую роль в психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста занимают эмоции, развитие эмоционально-личностной сферы.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний по отношению к окружающему миру и людям.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Эмоции можно охарактеризовать несколькими особенно показательными отличительными признаками: модальностью, динамичностью, полярностью.

Основу эмоциональной сферы составляют непосредственно эмоции, чувства, потребности. Эмоции выполняют защитную, креативную и когнитивную функции, таким образом переводя внешнее воздействие в познавательно- личностный смысл.

В структуре эмоциональной сферы необходимо выделить сенсорную систему, которая обеспечивает взаимодействие личности с окружающим миром через зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие. С возрастом ребенка происходит последовательное усложнение эмоциональных механизмов, представляющих собой замкнутую структуру. Можно выделить несколько ступеней усложнения эмоционального развития — эмоциональные реагирование, дифференциация и регуляция.

В дошкольный период происходит становление способности детей к произвольной регуляции эмоций, которая в сравнении с движением еще менее развита: им трудно скрыть радость, огорчение, удивление, подавить страх и тревогу. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социального окружения — самое удобное время учить понимать их, принимать и полноценно выражать.

Дошкольный период является сензитивным для развития способности детей к произвольной регуляции эмоций. Для этого ребенку необходимо научится произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения; различать и сравнивать эмоциональные ощущения; воспроизводить эмоции по заданному образцу или произвольно; использовать паралингвистические средства для активации эмоций.

Активация произвольных эмоций происходит в процессе психомоторного и коммуникативного развития. Ребенок учится регулировать свое общение, взаимодействия в группе путём установления эмоциональных контактов, что является исходной основой развития эмоционального контроля личности.

Эмоциональное самочувствие — это фактор развития личности, определяющий отношение к деятельности. Эмоциональная сфера помогает внутренней регуляции поведения через переживание положительных или отрицательных эмоций.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием познавательной деятельности, а включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, они становятся осознанными. Развитие интеллектуальных чувств связано со становлением познавательной деятельности.

Возможность перехода к сложной опосредованной деятельности возникает по мере развития эмоционально-волевой сферы. Именно в этот период должна произойти перестройка мотивации поведения, что проявляется в возможности подчинить интересы и эмоции в учебной деятельности, так и происходит в период достижения определенного уровня зрелости эмоционально-волевой среды.

Это приводит к формированию способности критически относится к своей деятельности, разрабатывать внутренний план действий и целенаправленный контроль. Таким образом, формирование эмоциональной регуляции является важным фактором в развитии и построении психической деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами.

У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизированию общительности, регулированию эмоционального состояния детей.

Следующей ступенью совершенствования эмоциональной регуляции будет развитие у ребенка навыков произвольного поведения. У старших дошкольников активно формируются нравственно-этические или личностные категории.

Ими различаются понятия «хороший — плохой», «добро — зло», «красивый — некрасивый», «правда — неправда». Достаточно хорошо ими понимаются нормы и правила поведения, но не всегда еще достаточна эмоциональная регуляция.

Дети непосредственно выражают собственные чувства, их настроение зависит от конкретных ситуаций, а выражение настолько разнополярно, что эмоции легко узнаваемы по мимике, модальности и выразительности.

Период дошкольного детства можно назвать периодом аффективных переживаний, так как эмоции носят нестойкий характер. Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых «трудных детей», имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

1. Агрессивные дети. Неуравновешенные, в конфликтных ситуациях эмоции выражают очень бурно, что проявляется в аффективном поведении, направленных на сверстников.

2. Эмоционально расторможенные дети. На все реагируют слишком быстро. Эмоции проявляются в мимике, движениях, переключениях от позитивного к негативному эмоциональному состоянию, что нарушает целенаправленность и произвольность деятельности и поведения.

3. Эмоционально заторможенные дети. Замкнутые, робкие, ранимые, избегают общения, переживают свои эмоциональные проблемы в одиночестве. Их характеризует невыраженность, «бедность» эмоциональных реакций.

Подробней refdb.ru

Другие статьи по теме:

  • Задержка психического развития у дошкольников

    Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с одним из направлений коррекционной работы - «Псих...

  • Психологические особенности дошкольников с задержками психического развития

    Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с одним из направлений коррекционной работы - «Псих...

  • Диагностика художественно эстетического развития дошкольников

    Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития воспитанников ДОУ В каких же видах деятельности малейшие достижения ребенка более наглядны и доступны для объективного м...

  • Диагностика социально коммуникативного развития дошкольников

    Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь...

  • Диагностика математического развития дошкольников

    Педагогический проект «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» Содержание 1. Актуальность темы 3 2. Постановка проблемы 3 3. Цель и задачи 5 4. Стратегия,...

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Развитие познавательных процессов у дошкольников

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Диагностика развития мелкой моторики у дошкольников

    «Формирование мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности» Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать...

  • Развитие связной речи дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Диагностика эстетическое развития дошкольников

    Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди...

  • Эмоциональное развитие дошкольников

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...