Диагностика математического развития детей дошкольного возраста

«Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект)

Информационная характеристика педагогического проекта

Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский Республики Марий Эл

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Исполнители проекта:

• дети группы,

• родители воспитанников,

• воспитатели ДОУ,

• старший воспитатель.

Заказчик проекта: администрация МДОУ детский сад №5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский Республики Марий Эл

Сроки работы по проекту: сентябрь 2013 г. – май 2015 г.

Аннотация

Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей.

И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.

Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Так как, в современных обучающих программах начальной школы особое (важное) значение придается (уделяется) логической составляющей. А развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.

Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Актуальность

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Таким образом, проблема логико-математического развития, и готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной.

Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Моя методическая тема: «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста». Считаю, что эта тема актуальна тем, что:

1. на современном этапе модернизация дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития математических и логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников;

2. дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Так как, при подготовке к школе не главное, что ребенок знает цифры, научился их писать, считать, складывать и вычитать. Потому что, при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики.

Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающим в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

В связи с этим нас заинтересовала проблема, как обеспечить логико-математическое развитие детей средних и старших групп (детей 4-6 лет, отвечающее современным требованиям.

Исходя из этого, можно сформировать следующую гипотезу: в том, что проведенная работа по логико-математическому развитию детей 4-6 лет, будет эффективно: если логические и математические задачи и упражнения будут использоваться не только на специальных непосредственно образовательной деятельности по математике, но и в повседневной деятельности детей используя игровые методы, новые технологии, компьютер.

Научная новизна: заключается в создании модели сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме логико-математического развития логических умений и способностей в соответствии с современными требованиями.

Цель проекта: создание условий для логико-математического развития у детей дошкольного возраста 4-6 лет.

Задачи:

1. выявить уровень развития логических и элементарных математических представлений детей 4-5 лет;

2. изучить новые технологии в обучении логико-математического развития детей дошкольного возраста;

3. составить подборку дидактических игр, задания логического содержания по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;

4. развивать - логику, память, речь, зрительное восприятие, образное и вариативное мышление, воображение, творческие способности, эмоции;

5. формировать настойчивость, терпение, волю.

Средства для решения задачи:

1. диагностика;

2. создание развивающей среды;

3. игры, упражнения, задания на развитие логико-математических эталонов;

4. фронтальные и подгрупповые занятия;

5. кружковая работа;

6. работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

ориентированы не только на сформированность отдельных математических и логических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению, т. е. подготовленность к школе.

Формы организации работы:

1. занятия обеспечивающие наглядность, системность, доступность, смену деятельности;

2. совместная и самостоятельная деятельность вне занятий;

3. игровая деятельность (дидактические, настольно-печатные, подвижные) .

В процессе работы над проектом используются следующие методы и приемы:

1. практические (игровые) ;

2. экспериментирование;

3. наглядные;

4. индивидуальная работа.

5. интеллектуальное сотрудничество (совместный поиск решений, коллективное размышление) .

Перспективы дальнейшего развития проекта:

1. сбор, накопление материала;

2. обобщения опыта работы среди коллег;

3. презентация проекта;

4. открытые занятия;

5. внедрение информационных технологий (компьютерных игр) ;

6. расширенная работа с родителями;

7. создать проект совместно с детьми и родителями.

Этапы и пути реализации проекта

1 этап - подготовительный (сентябрь-октябрь 2013 г. и сентябрь-октябрь 2014 г.)

Задачи

1. Подготовить условия для реализации деятельности по проекту.

2. Определить наиболее эффективные методы работы с родителями.

Мероприятия

1. Изучение специальной литературы.

2. Составление перспективного плана по «Логико-математическому развитию»

3. Создание условий для развития логических и математических представлений. Приобретение настольных игр, с помощью родителей (1000 руб., рабочие тетради «Игралочка» (2400 руб.)

4. Родительское собрание «Логико-математическое развитие детей в дошкольном возрасте»;

2 этап – практический (ноябрь 2013 – май 2014 г. г. и ноябрь 2014 – май 2015 г. г.)

Задачи

1. Выработка системы воспитательно– образовательной работы по логико-математическому развитию детей.

2. Работа с родителями.

Мероприятия

1. Организация кружковой работы по логико-математическому развитию: «Математические ступеньки»

2. Познакомить с правилами игр «Где солнышко? », «Чья лента длиннее? », «Встречаем гостей», «Подбери ключи» и др.

3. Совместно с родителями создать проект:

• «Для чего нужна математика? »

• провести игру «Что, где, когда? »

3 этап – обобщающий (май 2011 г. и май 2012 г.)

Задача

Определить эффективность работы по проекту

Мероприятия

1. Проанализировать диагностические результаты.

2. Выступление на педсовете по результатам работы.

3. Родительское собрание.

Таким образом, за 2 года до школы можно оказать значимое влияние на развитие логических и элементарных математических способностей дошкольника. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет, то учиться станет легче, а значит, и процесс учебы и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворения.

Диагностика:

1. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: диагностический журнал. Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2012.

2. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: диагностический журнал. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012.

Методическая литература:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. М. : Мозаика-синтез, 2010. – 304 с.

2. Математика. Средняя группа. Разработки занятий. / Жукова Р. А. -Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.

3. Минкевич Л. В. Математика в детском саду. Средняя группа. – М. Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 88 с.

4. Колесникова У. В. Математика для детей 4-5 лет. – М. ТЦ Сфера, 2013. – 80 с.

5. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 г.

6. Тихомиров Л. Ф. Логика для дошкольника. – Ярославль, 2001 г.

7. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2./Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М. : Издательство «Ювента», 2012, 224 с.

www.maam.ru

Педагогический проект «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Содержание

1. Актуальность темы 3

2. Постановка проблемы 3

3. Цель и задачи 5

4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта 5

5. Рабочий план 5

6. Предполагаемые результаты 6

7. Механизм оценки результатов 7

8. Дальнейшее развитие проекта 7

9. Список используемых источников 7

10. Приложение 9

1. Актуальность темы.

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных

государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образовании науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 года)

3.3.6. Формирование элементарных математических представлений.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество. форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требование к обновлению, содержание дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному и математическому развитию. В связи с этим меня заинтересовала проблема:

как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить детей к обучению в школе.

Чтобы развить у детей желание заниматься математикой я оформила в группе уголок «Считайка» где много ярких развивающих игр привлекают к себе внимание. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке. Изготовила пособие, дидактические игры математического содержания, составила план работы с детьми кружка «Математика в сказочных образах» провожу индивидуальную работу с детьми, которые слабо усвоили материал.

2. Постановка проблемы.

На занятиях по ФЭМП у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднение с мышлением, вниманием. На первом этапе исследования я изучила и осуществила диагностику математического развития, где был определён уровень сформированности математических представлений каждого ребёнка. И выявлены дети, у которых слабо развито внимание, мышление, активность, уверенность в своих знаниях. Чтобы развить у этих детей интерес к математике я решила организовать кружок по математике «Математика в сказочных образах», «Считайка». В программе кружка «Математика в сказочных образах» используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений, сказочные персонажи, дидактические, сюжетно ролевые игры, развлечения, игровые беседы, путешествие в сказки, математический фольклорный досуг. На основе сказочных героев дети упражняются в решение логических задач, путешествуют по сказке с помощью математических заданий, Дети становятся действующими лицами, помогают героям выполнить то или иное задание, находят решение.

В ходе работы кружка «Математика в сказочных образах» у детей появился интерес к математике, знания усваиваются с интересом. научились преодолевать трудности. стали активными.

На третьем уровне осуществила диагностику математического развития, где был выявлен уровень каждого ребёнка. После проделанной работы были сопоставлены результаты исследований. Проанализировав результаты диагностики математического развития детей старшего дошкольного возраста в начале года я установила, что из 24 обследованных детей:

Сентябрь 2011 Май 2011

Высокий 11% 43 %

Норма 38, 7 % 52 %

Средний 23, 8 % 5 %

Низкий 26, 5 % 0 %

Итогом целенаправленной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников является положительная динамика роста математического развития детей.

3. Цель и задачи.

Цель:

Создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей.

Задачи:

1. Формировать систему математических знаний, умений и навыков.

2. Формировать приёмы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации) .

3. Развивать самостоятельность, познания поощрять проявление творческой инициативы.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.

4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

- Работа с родителями.

- Изучение специальной литературы по теме проекта.

- Участие в конкурсах, КВН.

5. Рабочий план реализации проекта.

Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее интересный материал и консультирую родителей. Работаю в тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности. Провожу беседы, анкетирование родителей. Я специально оформила для родителей уголок по кружковой работе, указана цель и задачи, план работы на год, стихи о цифрах, загадки и т. д., интересная информация, успехи детей.

Принимала участие в Девятой территориальной ярмарке образовательных ресурсов «Новое образование – Поволжскому округу! », по теме кружка «Математика в сказочных образах». Имеется сертификат.

С одаренными детьми участвовала в дистанционном мероприятии «Всероссийский дистанционный марафон для дошкольников «Веселая математика», Всероссийский конкурс – игры по математике «Слон». За участие в конкурсах дети получили дипломы, а я грамоту и благодарность.

6. Предполагаемые результаты.

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению, т. е. подготовленность к школе.

В своей работе с детьми использую: дидактический материал, сюжетно-ролевые игры, занимательные вопросы и задачи, пословицы и поговорки, пальчиковую гимнастику, кружок по математике путешествие в сказки, отгадывание лабиринтов, КВН, математические конкурсы и досуги.

Дети очень любят соревнование и конкурсы, красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им радость эстетическую, радость победы, радость от участия в совместной со сверстниками деятельности. А удовлетворение, которое они получают от занятий умственным трудом, развивает интерес к математической деятельности и желание заниматься ею.

7. Механизм оценки результатов.

- Диагностика детей.

- Провела КВН.

- Итоговое занятие.

- Анкетирование родителей.

8. Дальнейшее развитие проекта.

Реализация проекта на год.

1. Выступление со своим проектом на областном конкурсе.

2. Расширенная работа с родителями: привлечение к изготовлению наглядного материала, консультации для родителей.

3. Создать детский проект.

4. Использовать информационно - коммуникационные технологии «Мультимедийное пособие, по подготовке к школе «Я учусь считать».

9. Список используемых источников.

1. «Программа дошкольного образования», издание 2-е, исправленное и дополненное, под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2011.

2. «Знакомим дошкольников с математикой», авторы-составители Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Творческий Центр СФЕРА Москва 2011.

3. «Игры по математике для дошкольников», Л. Ю. Козина, Творческий Центр СФЕРА Москва 2008.

4. «Математика – учимся играя», М. Ю. Стожарова, Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2008.

5. «Конспекты занятий по математике», Н. Л. Куваева, Ю. В. Микляева, АЙРИС ПРЕСС Москва 2008.

6. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, В. В. Данилова, М. : Просвещение, 1987.

7. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада, Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова, М. : Просвещение, 1992.

8. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова, М., 2000.

9. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, А. М. Леушина, М., 1994.

10. Занятие по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных математических представлений). Пособие для воспитателя дет. сада, А. С. Метлина, - 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1985.

11. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте, из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду», Е. А. Носова, - Л., 1990.

www.maam.ru

Доклад «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Пермский край, П. Звездный МБДОУ д/с ЦРР "Звездочка"

Воспитатель Патракова Л. А.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности, математического, мыслительные умения, на протяжении всего дошкольного обучения, дана не во многих.

Наиболее эффективным пособием для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики, считаю логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Принимая во внимание положительный опыт современных педагогических технологий, сочла целесообразным выстроить свою работу в форме проектной деятельности.

Метод проекта - уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способствующий реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Актуальность проектной деятельности, направленной на развитие конструктивно-логического мышления у детей дошкольного возраста, в том, что Блоки Дьенеша – универсальный международный дидактический материал, позволяющий успешно развивать логическое мышление дошкольников, реализовывать насущную проблему индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми.

Уникальные развивающие возможности этого нестандартного дидактического оборудования и предопределили цель моей поисковой деятельности: формирование математического мышления дошкольников 2-7 лет через развитие познавательных (сенсорных и интеллектуально-творческих) способностей посредством игровой деятельности с логическими блоками Дьенеша.

Проект «Маленькие логики» (для детей 2-4 лет и их родителей) способствует формированию фундамента успешного умственного развития и начала сенсорной культуры. Малыши познают окружающий предметный мир, выявляют свойства предметов (цвет, форму, размер, их соотношения. И вот тут-то логические блоки Дьенеша очень помогут им в этом.

Проект «Удивительная страна Дьенеша» (с детьми 4-7 года жизни и их родителями) является продолжением проекта «Маленькие логики». Развивающие игры с логическими блоками Дьенеша, включенные в проект, привлекают занимательностью, оригинальностью решения обыкновенных задач, заложенным в них творческим потенциалом, многовариантностью игровых упражнений. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, что, в свою очередь, способствует эффективному развитию у дошкольников всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и формированию познавательных действий.

Диагностика уровня математического развития каждого ребёнка и анкетирование родителей на начальном этапе проектировочной деятельности позволили мне выявить следующую проблему: недостаточный уровень развития у ребёнка-дошкольника интеллектуальных способностей и креативного мышления, активности и самостоятельности в поисках способов действия, путём решения мыслительных задач; отсутствие теоретических и практических знаний у родителей о развивающих возможностях инновационных игровых технологий для познания детьми логики и математики в дошкольном возрасте.

Для устранения данной проблемы поставила ряд соответствующих задач:

- разработать и внедрить педагогическую систему по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игровых технологий с целью эффективного интеллектуально-творческого развития детей;

- развивать наблюдательность, познавательно-исследовательский интерес к явлениям и объектам окружающей действительности, потребность узнать и освоить новое;

- развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения) ;

- гармонично, сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начала;

- формировать базисные представления (об окружающем мире, математические, речевые умения;

- развивать самостоятельность, индивидуальность и инициативу каждого ребенка при организации игровых действий, планировании, выборе методов и форм решения поставленной проблемной ситуации;

- повысить уровень теоретических и практических знаний у родителей о развивающих возможностях инновационных игровых технологий для познания детьми логики и математики в дошкольном возрасте.

ожидаемый результат:

- повышение уровня сенсорного и интеллектуально-творческого развития дошкольников на каждом возрастном этапе;

- самостоятельное использование детьми развивающих игр и упражнений математической направленности в повседневной жизни;

- заинтересованность родителей развивающими возможностями инновационных игровых технологий и использование игр и упражнений математической направленности в домашних условиях.

Проектную деятельность осуществляла поэтапно:

I этап – проектировочный (диагностирование детей; анкетирование родителей; определение стратегии и механизмов реализации проектов; составление плана мероприятий на каждом возрастном этапе) ;

II этап – технологический (создание картотеки игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша для детей 2-4 лет, 4-7 лет; создание предметно-развивающей среды; разработка конспектов игровой, познавательной деятельности по ФЭМП, развлечений, праздников, досугов, конкурсов с использованием развивающих инновационных технологий) ;

III этап – внедренческий (игровая, познавательная, конструктивно-творческая, речевая деятельность) ;

IV этап – диагностический (итоговое диагностирование детей; повторное анкетирование родителей) .

Участниками проектной деятельности стали дети, родители, педагоги.

Такие формы работы с детьми, как дидактические игры, ННОД по ФЭМП, физкультминутки, развлечения, совместная и самостоятельная деятельность позволили мне обеспечить личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров, создать особую атмосферу для реализации его познавательной активности в условиях обогащённой развивающей педагогической среды.

Ребята неплохо освоили ряд познавательных игр с логическими блоками и логическими фигурами: «Сложи картинку», «Цветочные полянки», «Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин», «Лепим нелепицы», «Житейские истории», «Я загадаю - вместе отгадаем», «Транспорт к выезду готов»…

Сюжет игр буквально захватывал детей: то они, накладывая цветные блоки на плоскостные изображения, превращали картинки в объёмные предметы; то украшали лесные полянки красивыми цветочками, группируя фигуры по определенным признакам; то в атмосфере жизнерадостности «лепили нелепицы» из небылиц К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, Э. Успенского; то загадывали загадки, а отгадки выкладывали блоками; то оказывали помощь героям стихов А. Барто; то выступали в роли спасателей (готовили транспорт к выезду в район бедствия).

Дети проявляли инициативу к самостоятельной организации данных игр, объединяясь со сверстниками и родителями.

Особый интерес у дошкольников и их родителей вызвала интегрированная деятельность, включающая образовательные развивающие проблемно-игровые и практические ситуации по ФЭМП: «Поможем зайчику» (познание + коммуникация + социализация + музыка) ; «Построй дом» (ФЭМП + ручной труд) ; «Украсим ёлку бусами… » (ФЭМП + развитие речи + оригами) ; «Путешествие в страну Первоцветию» (экология + ФЭМП + конструирование) ; «Подарки для Малыша» (социальный мир + ФЭМП + конструирование из бумаги) ; «Архитекторы» (социализация + труд + коммуникация + познание + музыка…

Для педагогов: гармоничное осуществление воспитательно-образовательного процесса соответствующее принципу развивающего образования; формирование познавательных действий, интегративных качеств воспитанников; диагностика, коррекция освоенности детьми математических представлений, средств и способов познания; решение задач математического развития дошкольников в контексте с задачами других разделов программы; сокращение количества занятий в целом и их общей продолжительности.

Для детей: совмещение на занятии различных видов деятельности, объединённых единой сюжетной линией, очень увлекательно. Вместе с главными героями они «проживают» сложные, таинственные, весёлые приключения; преодолевают препятствия и трудности; добиваются успеха.

Для родителей: увидеть реальные возможности дошкольного учреждения для комплексного развития ребёнка.

Родителям, конечно, интересны практико-ориетированные формы: мастер-классы «Интеллектуальные игры», семинары-практикумы: «Занимательная математика», «Математика – это интересно», «Учимся, играя! ». Они позволяют узнать новый теоретический материал по развивающим играм и апробировать его на практике.

Заключительное мероприятие проекта – развлечение «Путешествие на планету Блоков» было презентовано участникам НПК «Социальное партнерство ДОУ и семьи в условиях реализации ФГТ».

Включение семьи в образовательный процесс позволило нацелить родителей на развитие интеллекта ребенка, обогащение его кругозора; способствовало сближению детско-родительской дистанции в совместной познавательно-игровой детальности.

Результативность проектировочной деятельности регулярно отслеживала с помощью мониторинга и педагогической диагностики. На каждом этапе была своя диагностика в соответствии с поставленными задачами, на том материале, который изучался. Мною фиксировались: способ выполнения практического действия; речевые высказывания ребёнка; проявление интереса; самостоятельность и инициативность; результат.

Процентное содержание уровня освоенности детьми математических представлений, средств и способов познания менялось: высокий уровень поднимался от нулевой отметки до 62, 5%, низкий уровень опускался до 12, 5%.

На конец года результаты стабильно улучшались, так как работа была выстроена в системе. Ведь всем известна педагогическая истина: развивающий эффект будет выше, если материал использовать системно.

www.maam.ru

Обоснование. (слайд «Представление»)

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.

Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

  • высоко развитая любознательность, пытливость;
  • способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
  • высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов) ;
  • раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
  • развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
  • способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
  • раннее развитие сенсорных способностей;
  • оригинальность суждений, высокая обучаемость;
  • стремление к самостоятельности.

В качестве основных направлений работы с детьми, имеющими склонность к математике, можно выделить: определение склонности ребёнка, разработка индивидуальных программ развития способностей ребёнка, дополнительное образование.

Я хочу остановиться на первом этапе - определение склонности ребенка к математике.

Ввиду внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ особенно остро встал вопрос мониторинга, т.е. постоянного отслеживания качества дошкольного образования. Для того, чтобы результат мониторинга стал достоверным, необходимо грамотно подойти к вопросу диагностики уровней развития детей по образовательным областям и интегративным качествам. В современном понимании, педагогический мониторинг – это система методов и приёмов, специально разработанных педагогических технологий, тестовых заданий, позволяющих определить уровень профессиональной компетенции педагогов, уровень развития ребёнка-дошкольника. Главное назначение мониторинга – анализ и устранение причин, порождающих недостатки в работе, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства. (слайд «Цель мониторинга») .

Для проведения мониторинга в детском саду авторами примерной основной общеобразовательной программы «Детство» разработано научно-методическое пособие, один из разделов которого посвящён определению уровня математического развития детей старшего возраста. (слайд «Мониторинг»)

Цель диагностики: отслеживание достижений в овладении ребёнком средствами и способами познания, выявление одарённых детей в области математического развития.

Форма организации: проблемно-игровые ситуации, проводимые индивидуально с каждым ребёнком.

Авторами предложено несколько диагностических ситуаций: «Войди в избушку», «Восстановим лесенку», «Исправь ошибки», «Какие дни пропущены» и «Чей рюкзак тяжелее».

В сентябре 2011 – 2012 учебного года педагогами нашего дошкольного учреждения были применены эти диагностические ситуации, по результатам которых предполагалось заполнить диагностические карты детей группы. (слайд «Избушка»)

Диагностическая ситуация «Войди в избушку».

Цель: выявление практических умений детей 5-6 лет в составлении чисел из 2-х меньших и в осуществлении поисковых действий.

На трёх избушках, расположенных в ряд, цифрами (6, 9,7 соответственно) обозначено количество золотых монет. К избушкам ведут следы. Забрать монеты сможет только тот, кто откроет дверь. Для этого надо наступить на левые и правые следы вместе столько раз, сколько показывает цифра. (Отмечать карандашом) .

Педагог: Какую избушку ты выбрал? На какие следы наступишь? Если хочешь, то войди в другие избушки?

диагностическая ситуация

Диагностическая ситуация «Исправь ошибки и назови следующий ход»

Цель – выявление умений детей соблюдать последовательность ходов, предлагать варианты исправления ошибок, рассуждать, мысленно обосновывать ход своих действий.

Ситуация организуется без практических действий. Ребёнок следит за ходом взрослого, комментирует свой ход, исправляет ошибки.

Педагог: Представь, что мы с тобой играем в домино. Кто-то из нас допустил ошибки. Найди их и исправь. Первый ход был моим (слева) .

По мере обнаружения ошибок ребёнку задаётся вопрос: «Кто же из нас допустил ошибки? Как их исправить, используя дополнительные фишки?»

диагностическая ситуация

Слайд «Фото ребёнка» (2 шт)

В результате были получены в основном, низкие результаты по группе. В начале учебного года применение данных методик оказалось нецелесообразно. Знания большинства детей недостаточно сформированы, способности к рассуждению и обоснованию действий плохо выражены.

Кроме того, предложенных ситуаций не хватает для диагностики всех направлений математического развития детей.

После проведения диагностики педагогам были даны рекомендации:

1. Проанализировать предметно-игровую развивающую среду

2. Инициировать творческую познавательную деятельность отдельных детей (личное участие педагога в детской деятельности, создание игровых сообществ, мотивация)

3. Подобрать игры и игровые материалы, необходимые для самостоятельного овладения действиями, необходимыми в данный период (познание зависимостей между числами, величинами в условиях сериационного ряда)

4. Практиковать организацию и проведение досуговой деятельности, детских игр, проектов, совместных с родителями мероприятий.

5. Развивать собственный педагогический творческий потенциал. (сопровождается слайдом)

Для проведения повторной диагностики в сентябре были выбраны авторские диагностические методики Белошистой Анны Витальевны, так как именно её разработки, на мой взгляд, наиболее доступны, исполнимы и понятны детям и педагогам. Положительными сторонами данных диагностических методик являются их простота, небольшое количество и раздаточного материала, что значительно ускоряет процедуру диагностирования, тем более, что все виды диагностик необходимо проводить в течение режимных моментов, а большинство их согласно инструкции проводятся индивидуально. Автор делает упор на аспекты развивающего обучения и личностно-деятельностного преемственного подхода к обучению в ДОУ. (сопровождается слайдом) .

1. Диагностическая ситуация аналитико-синтетической деятельности

(адаптированная методика Белошистой А. В.)

Цель: выявить сформированность навыка анализа и синтеза детей 5-6 лет.

Задачи: оценка умения сравнивать и обобщать предметы по признаку, знаний о форме простейших геометрических фигур, умения классифицировать материал по самостоятельно найденному основанию.

Предъявление задания: диагностика состоит из нескольких этапов, которые поочерёдно предлагаются ребёнку. Проводится индивидуально.

1.

  • Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький) , маленький красный квадрат. (Слайд «Круги»)

диагностическая ситуация

Задание: «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные - круги.) ».

2.

  • Материал: тот же, что к №1, но без квадрата.

Задание: «Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.) ».

3.

  • Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: «Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.) ».

Оценка задания:

1 уровень – задание выполнено полностью верно

2 уровень – допущено 1-2 ошибки

3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого

4 уровень – ребёнок затрудняется с ответом на вопрос даже после подсказки

Слайд с фото ребёнка

2. Диагностическая ситуация «Что лишнее»

(методика Белошистой А. В.)

Цель: определить сформированность навыка визуального анализа детей 5-6 лет.

1 вариант.

Материал: рисунок фигурок-рожиц. (слайд «Рожицы»)

диагностическое задание

Задание: «Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?»

2 вариант.

Подробней detsad4.kanevsk.ru

Участники: дети старшей группы «Почемучка», воспитатели, родители

Актуальность темы

Предмет математики настолько серьёзен, что надо

не упускать случая, сделать его занимательным.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка.

Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.

Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.

Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

Постановка проблемы

На занятиях по ФЭМП у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием.

В начале учебного года была проведена первичная диагностика математического развития, где был определен уровень сформированности математических представлений каждого ребенка. Выявлены дети, у которых слабо развиты внимание, мышление, активность.

Из 24 обследованных детей

высокий уровень имеют – 3 чел. 13%

средний уровень – 8 чел. 33%

низкий уровень – 13 чел. 54%

Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, я решила использовать занимательный материал: загадки, стихи, дидактические игры, занимательные вопросы, задачи-шутки, математические сказки, пословицы и поговорки, пальчиковую гимнастику, лабиринты, логические концовки, математические КВНы.

Новизна проекта

Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В его основу положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Цель проекта: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал.

Задачи:

  1. Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.
  2. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.
  3. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация) , логического мышления.
  4. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости.

Предполагаемые результаты проекта

? положительная динамика мониторинга по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста;

? формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) ;

? применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;

? осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале;

? развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей.

План реализации проекта

I этап – подготовительный (сентябрь)

Заинтересовать родителей в реализации проекта, создание условий для реализации проекта, первичная диагностика, изучение методической литературы по теме, поиск материалов в интернете.

II этап – основной (октябрь-апрель)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Презентация проекта – открытое занятие по ФЭМП для родителей.

III этап – итоговый (май)

Проведение итоговой диагностики. Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.

I этап – подготовительный

Читать далее nsportal.ru

Опыты и эксперименты по математике (старшая группа) по теме: Опыт работы по выявлению одарённых детей по теме: «ДИАГНОСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опубликовано 22.01.2014 - 11:13 - Белицкая Анна Алексеевна

Ввиду внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ особенно остро встал вопрос мониторинга, т.е. постоянного отслеживания качества дошкольного образования. Для того, чтобы результат мониторинга стал достоверным, необходимо грамотно подойти к вопросу диагностики уровней развития детей по образовательным областям и интегративным качествам. В современном понимании, педагогический мониторинг – это система методов и приёмов, специально разработанных педагогических технологий, тестовых заданий, позволяющих определить уровень профессиональной компетенции педагогов, уровень развития ребёнка-дошкольника.

В предлагагаемом мной опыте работы я попыталсь адаптировать диагностические ситуации для нашего детского сада и контингента. Проведённая мной работа по диагностике одарённых детей в области математического развития и предлагается вашему вниманию.

Скачать:

Читать далее nsportal.ru

Процесс формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Реализация идеи интеграции логико-математического и речевого развития дошкольников. Основные требования к художественным произведениям для детей дошкольного возраста. Методические рекомендации к использованию произведений устного народного творчества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Название работы:Ваше имя или ник:Файл:Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

Подобные документы

Специфика дошкольного обучения. Основы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на примере детей 3-4 лет в разных видах деятельности.

Содержание математического развития дошкольников: основные программные задачи.курсовая работа , добавлен 22.07.2015 Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Мышление как познавательный психический процесс.

Специфика его развития у детей в онтогенезе. Формирование элементарных математических способностей дошкольников в процессе воспитания.дипломная работа , добавлен 05.11.2013 Выявление уровня математического развития детей дошкольного возраста, дочисловой период формирования количественных представлений.

Сравнительный анализ уровня формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста разных программ.курсовая работа , добавлен 12.03.2012 Изучение содержания, средств и методов формирования нравственных качеств у дошкольников. Исследование воспитательной ценности устного народного творчества в нравственном воспитании.

Анализ восприятия малышами идеи, морали, общей задачи произведения.курсовая работа , добавлен 28.04.2015 Содержание коррекционно-развивающих логопедических занятий по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Диагностика речи детей старшего дошкольного возраста, эффективность использования средств устного народного творчества.дипломная работа , добавлен 13.05.2015 Теоретические основы формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Сказка и ее возможности в воспитании математических представлений детей 5-6 лет. Конспект занятий по развитию математических представлений дошкольников.контрольная работа , добавлен 06.10.2012 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Содержание обучения математическим представлениям детей, анализ освоения математических представлений у детей, соответствующие игры и упражнения.реферат , добавлен 19.10.2012 Исследование психологических особенностей развития речи детей дошкольного возраста. Диагностика уровня речевого развития и использование развивающих игр для формирования речи детей в условиях ДОУ.

Методические рекомендаций по развитию речи дошкольников.дипломная работа , добавлен 06.12.2013 Особенности формирования активной речи детей раннего возраста. Место малых форм устного народного творчества в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Изучение уровня сформированности активной речи детей раннего возраста.дипломная работа , добавлен 25.02.2015 Особенности речи у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика развития связной речи дошкольников. Методические рекомендации по использованию системы наглядного моделирования на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.курсовая работа , добавлен 16.01.2014

3. Дал списать я на контрольной

Все задачки Колечке,

А теперь у нас в тетрадках

У обоих двоечки

4. У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

5. А вот это - цифра пять!

До пяти легко считать.

6. В тёмном небе звёздной ночью

Я нашёл семь ярких точек.

Семь горящих глаз нашёл,

Восемь ног и восемь рук.

Если надо наутёк -

А вот и пирог поспел.

Как Марфуша для Петра

Пятьдесят пирогов - не найти едоков!

Ульяна, накрывай на стол! Сколько гостей, столько и чашек поставь.

А пока Ульяна накрывает на стол - мы с вами ещё поиграем. Игра называется «Пять имён».

Играют двое: мальчик и девочка. Правила: нужно идти по линии и на каждый шаг мальчик называет имя девочки, девочка - имя мальчика. Выигрывает тот, кто без остановки пройдёт 5 шагов и назовёт, не ошибаясь, 5 имён.

Когда девочка Ульяна накроет на стол, она всех приглашает такими словами: «Хозяйку потешь - пирога поешь!»

Воспитатель (когда все рассядутся за столы) : Марфуша, сходи-ка, милая, в погребок, набери в кузовок два десяточка конфет, чтоб хватило нам на всех.

«Марфуша» приносит конфеты, вместе с детьми считаем.

Чаепитие продолжается.

Во время выполнения самостоятельных заданий можно использовать следующие поговорки и пословицы:

Больше дела - меньше слов;

И Москва не сразу строилась;

Глаза страшатся, а руки делают;

Сделал дело - гуляй смело;

Семеро - одного не ждут.

Математическая сказка "Курочка Ряба"

Жили - были дед и баба , и была у них курочка Ряба . Снесла как - то Ряба яичко - оно было золотым. бил, бил - не разбил. била, била - не разбила. Но тут появилась мышка, махнула хвостом, упало и разбилось.

плачет, плачет, а кудахчет:

Снесу я вам не круглое, а квадратное, чтобы не разбилось.

Консультация для родителей.

Использование фольклора в работе с детьми.

Слово фольклор - английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание.

Историзм и народность - приоритет фольклорного жанра. Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы - несут в себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Потешки - песенки, приговорки, потешки, первые художественные произведения, которые слышит ребенок.

Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит.

Знакомство с потешками надо начинать с рассказывания картинок, иллюстраций (Ю. Васнецов) , игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его особенностях.

Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке; хорошо когда у детей уже сформировано представление о рассказываемом животном в потешке: «киска», «конь», «козлик», «курочка», «котик», «коровушка» и т.д.

Использовать дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества) . «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?» Словесные игры по мотивам народного творчества; например: «про сороку» (читать потешку и пусть дети отобрадают ее содержание в действиях) . Потешка превращается в игру, увлекает детей. Словесная игра «в подарки» - дети дарят потешку друг другу. Дидактические упражнения «Узнай и назови» - достают из коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам) . Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки») .

Можно проводить игры - инсценировки; например: «курочка - рябушка на реку пошла».

«Живые картинки» - при чтении потешки «сорока-белобока» - всех детей ставят друг за другом и раздавать им кашу; а самому последнему - нет! «А ты постой, вот тебе горшок пустой!», т.е. сопровождать потешки действием.

Использовать дидактические игры типа: «Заводные игрушки». Во время умывания, причесывания детей нужно обязательно использовать потешки: «Водичка», «Расти коса»; запомнив, полюбив потешку, дети переносят ее в игру.

Подбирая потешку, воспитатель должен учитывать уровень развития ребенка. Для малышей простые по своему содержанию, для старших - с более сложным смыслом.

Дети должны не только хорошо читать потешку, но и уметь ее обыгрывать, т.е. двигаться и говорить, как домашние и дикие животные (подражать голосу и движениям лисы, зайца, медведя, котика, собачки) , т.е. в зависимости от того, о ком потешка. Старшие дети могут обыгрывать потешку: «Тень-тень…», устраивать «театр», где бы все дети могли попробовать себя в роли любого персонажа.

Больше использовать потешек, пословиц, поговорок во время прогулки, обращая внимание на время года и состояние погоды, чтобы прогулка прогулка проходила более эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц.

На занятиях использовать зачины, повторы, песенки - в начале, середине, конце занятия - это делает занятие более живым, эмоциональным, интересным и полезным для детей.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества; они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями. Пословицу воспитателю модно использовать в любой ситуации, собираясь на прогулку (медлительному Дане говорю: «Семеро одного не ждут», когда кто-то неаккуратно оделся можно сказать: «Поспешишь - людей насмешишь!») . во время прогулок пословицы помогают детям лучше понять различные явления, события (книжка «Весна красна цветами» - о временах года) . Много пословиц и поговорок о труде; знакомя с ними детям нужно объяснить их смысл, чтобы они знали, в каких ситуациях их можно применить. Например, дидактические игр: «Назови пословицу по картинке», «Продолжи пословицу», «Кто больше назовет пословиц на какую-либо тему».

Загадки - это полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки модно так: на стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку:

1) «Идет мохнатый,

Ссылка на источник knowledge.allbest.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста презентация

    Презентация на тему: «Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого разв...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...