Диагностика математического развития дошкольников

Педагогический проект «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Содержание

1. Актуальность темы 3

2. Постановка проблемы 3

3. Цель и задачи 5

4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта 5

5. Рабочий план 5

6. Предполагаемые результаты 6

7. Механизм оценки результатов 7

8. Дальнейшее развитие проекта 7

9. Список используемых источников 7

10. Приложение 9

1. Актуальность темы.

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных

государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образовании науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 года)

3.3.6. Формирование элементарных математических представлений.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество. форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требование к обновлению, содержание дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному и математическому развитию. В связи с этим меня заинтересовала проблема:

как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить детей к обучению в школе.

Чтобы развить у детей желание заниматься математикой я оформила в группе уголок «Считайка» где много ярких развивающих игр привлекают к себе внимание. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке. Изготовила пособие, дидактические игры математического содержания, составила план работы с детьми кружка «Математика в сказочных образах» провожу индивидуальную работу с детьми, которые слабо усвоили материал.

2. Постановка проблемы.

На занятиях по ФЭМП у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднение с мышлением, вниманием. На первом этапе исследования я изучила и осуществила диагностику математического развития, где был определён уровень сформированности математических представлений каждого ребёнка. И выявлены дети, у которых слабо развито внимание, мышление, активность, уверенность в своих знаниях. Чтобы развить у этих детей интерес к математике я решила организовать кружок по математике «Математика в сказочных образах», «Считайка». В программе кружка «Математика в сказочных образах» используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений, сказочные персонажи, дидактические, сюжетно ролевые игры, развлечения, игровые беседы, путешествие в сказки, математический фольклорный досуг. На основе сказочных героев дети упражняются в решение логических задач, путешествуют по сказке с помощью математических заданий, Дети становятся действующими лицами, помогают героям выполнить то или иное задание, находят решение.

В ходе работы кружка «Математика в сказочных образах» у детей появился интерес к математике, знания усваиваются с интересом. научились преодолевать трудности. стали активными.

На третьем уровне осуществила диагностику математического развития, где был выявлен уровень каждого ребёнка. После проделанной работы были сопоставлены результаты исследований. Проанализировав результаты диагностики математического развития детей старшего дошкольного возраста в начале года я установила, что из 24 обследованных детей:

Сентябрь 2011 Май 2011

Высокий 11% 43 %

Норма 38, 7 % 52 %

Средний 23, 8 % 5 %

Низкий 26, 5 % 0 %

Итогом целенаправленной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников является положительная динамика роста математического развития детей.

3. Цель и задачи.

Цель:

Создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей.

Задачи:

1. Формировать систему математических знаний, умений и навыков.

2. Формировать приёмы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации) .

3. Развивать самостоятельность, познания поощрять проявление творческой инициативы.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.

4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

- Работа с родителями.

- Изучение специальной литературы по теме проекта.

- Участие в конкурсах, КВН.

5. Рабочий план реализации проекта.

Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее интересный материал и консультирую родителей. Работаю в тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности. Провожу беседы, анкетирование родителей. Я специально оформила для родителей уголок по кружковой работе, указана цель и задачи, план работы на год, стихи о цифрах, загадки и т. д., интересная информация, успехи детей.

Принимала участие в Девятой территориальной ярмарке образовательных ресурсов «Новое образование – Поволжскому округу! », по теме кружка «Математика в сказочных образах». Имеется сертификат.

С одаренными детьми участвовала в дистанционном мероприятии «Всероссийский дистанционный марафон для дошкольников «Веселая математика», Всероссийский конкурс – игры по математике «Слон». За участие в конкурсах дети получили дипломы, а я грамоту и благодарность.

6. Предполагаемые результаты.

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению, т. е. подготовленность к школе.

В своей работе с детьми использую: дидактический материал, сюжетно-ролевые игры, занимательные вопросы и задачи, пословицы и поговорки, пальчиковую гимнастику, кружок по математике путешествие в сказки, отгадывание лабиринтов, КВН, математические конкурсы и досуги.

Дети очень любят соревнование и конкурсы, красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им радость эстетическую, радость победы, радость от участия в совместной со сверстниками деятельности. А удовлетворение, которое они получают от занятий умственным трудом, развивает интерес к математической деятельности и желание заниматься ею.

7. Механизм оценки результатов.

- Диагностика детей.

- Провела КВН.

- Итоговое занятие.

- Анкетирование родителей.

8. Дальнейшее развитие проекта.

Реализация проекта на год.

1. Выступление со своим проектом на областном конкурсе.

2. Расширенная работа с родителями: привлечение к изготовлению наглядного материала, консультации для родителей.

3. Создать детский проект.

4. Использовать информационно - коммуникационные технологии «Мультимедийное пособие, по подготовке к школе «Я учусь считать».

9. Список используемых источников.

1. «Программа дошкольного образования», издание 2-е, исправленное и дополненное, под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2011.

2. «Знакомим дошкольников с математикой», авторы-составители Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Творческий Центр СФЕРА Москва 2011.

3. «Игры по математике для дошкольников», Л. Ю. Козина, Творческий Центр СФЕРА Москва 2008.

4. «Математика – учимся играя», М. Ю. Стожарова, Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2008.

5. «Конспекты занятий по математике», Н. Л. Куваева, Ю. В. Микляева, АЙРИС ПРЕСС Москва 2008.

6. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, В. В. Данилова, М. : Просвещение, 1987.

7. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада, Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова, М. : Просвещение, 1992.

8. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова, М., 2000.

9. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, А. М. Леушина, М., 1994.

10. Занятие по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных математических представлений). Пособие для воспитателя дет. сада, А. С. Метлина, - 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1985.

11. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте, из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду», Е. А. Носова, - Л., 1990.

www.maam.ru

Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. Чем более подготовленным придет ребенок в школу (имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода — школьного детства.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Огромное значение в умственном воспитании и развитии человека занимает математика. Сегодня, а тем более, завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по предмету. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Как же узнать что лучше, эффективнее? Какие именно технологии нужно применить, чтобы дети усваивали материал быстро, и чтобы им это было интересно?

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов: Ф. Фребеля, Е. И. Удальцовой. По их мнению, основная особенность дидактических игр определена названием - обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Для правильной организации процесса познания проводится работа по выявлению уровня математического развития детей на начало учебного года. Опираясь на данные диагностики, планируется дальнейшая работа по развитию у детей:

интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;

способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования.

На основе этих данных разрабатывается перспективное планирование математического кружка, с целью развития более углубленного освоения детьми математических представлений.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию математических способностей эффективно использовать дидактические игры Е. И. Удальцовой. Дидактическая игра «Сбор грибов» дает возможность в новых связях закреплять знания «один» и «много». Когда дети на занятиях получат знания о круге, квадрате, треугольнике, с ними можно будет провести дидактическую игру «Чудесный мешочек». Дидактическая задача — выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать.

Пример конспекта занятия по ФЭМП на тему: «Путешествие в лес»

(вторая младшая группа)

Программное содержание: закреплять умение детей различать и правильно называть фигуры (круг, квадрат, треугольник) ; закреплять умение детей сравнивать предметы по длине и высоте; развивать внимание, мышление (находить сходства и различия, продолжать осваивать умение, составлять из частей целое. Развивать память, воображение, логическое мышление, сообразительность; воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, развивать доброжелательные отношения.

Методические приёмы:

Словесные - беседа, вопросы, объяснение. Наглядные - демонстрация игр, пособий.

Игровые - проведение игр "Найди, такой же? ", "Собери бусы", "Собери картинку".

Ход занятия:

- Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Степашка)

- Он приглашает нас с вами погулять в лес. Сейчас мы сядем в поезд и поедем.

Дидактическая игра «Подбери колеса к поезду».

- А в путь мы отправиться не сможем! Как вы думаете, почему? (У поезда нет колёс.)

- А из чего же нам можно сделать колёса для нашего поезда? Посмотрите, у меня есть геометрические фигуры. Какие это фигуры? Кто сможет назвать?

Ответы детей.

- Как вы думаете, какую геометрическую фигуру нужно выбрать для того, чтобы сделать колёса для поезда? Почему? (Из кругов, потому что у них нет углов и их можно катать).

- Молодцы! Ну что же, давайте, отремонтируем наш поезд и отправимся в путь. (Дети ставят по одному колесу к поезду на фланелеграфе и сами строятся «паровозиком»).

Воспитатель встаёт впереди – он – паровоз, а дети – вагончики.

- Едем в лес, паровоз гудит «Ту - ту»

- Вот мы и приехали в лес. А что растёт в лесу? Покажите руками, не говорите отгадку – мы попробуем сами отгадать. (Деревья, грибы, ягоды, цветы).

- Посмотрите. Что это? (Ёлочки.)

- Они одинаковые, как вы думаете? (Нет) Чем же они отличаются? (Одна высокая, другая низкая.)

- А как можно узнать, какая – выше, а какая – ниже? Давайте вспомним, как это можно узнать? (Надо поставить их рядом.)

- Какая ёлочка выше, а какая ниже? (Ёлочка справа ниже, а слева выше.) Покажите это руками: и правой, и левой.

Дети выполняют задание.

- Посмотрите, а что еще растёт в лесу? (Грибы.) Они одинаковые? (Нет, один большой, другой маленький.)

- Давайте мы под высокую ёлочку поставим большой грибок, а под низкую маленький. Едем дальше.

- Посмотрите, дети, какой прекрасный сундучок стоит. Хотите узнать, что в нем находится? Дети: Да. - Давайте его откроем. Посмотрите, какой большой замок, но у нас есть три ключа. Какой они формы? Дети: Треугольник, квадрат, круг. Проводится игра "Найди, такой же? " Замок сундучка и ключи имеют определенную геометрическую форму. Дети подбирают каждый ключик. Выбор определяется путем приложения фигуры на изображение. Правильно выполненное задание позволяет открыть замок. В сундучке кукла. - Посмотрите, кто оказался в этом сундучке. Это кукла Таня. Она большая или маленькая? Дети: Маленькая. - Посмотрите она веселая или грустная? Дети: Грустная. - Давайте узнаем, что с ней случилось. Она собиралась к нам в гости. Надела красивое платье и разноцветные бусы. Но по дороге веревочка разорвалась и бусинки рассыпались. Давайте поможем их собрать. Проводится игра "Собери бусы". Воспитатель показывает детям часть нитки бус и говорит, что они рассыпались. Их нужно собрать, используя для них круги двух цветов. У каждого ребенка набор геометрических фигур и образец (начало нитки бус, круги чередуются по цвету). Ребенок собирает, так как показано в начале нитки, отбирая фигуры по цвету. - Посмотрите, дети, какая сейчас стала кукла? Почему? Дети: Веселая. Потому что собрали бусы. - Давайте попрощаемся с Таней. Мы помогли ей собрать бусы. Бусинки были разные по цвету. Дети: До свидания, Таня.

- Посмотрите, дети, кто это идёт к нам? (Мишка.)

Дети: Почему ты плачешь?

Мишка: Потому что я заблудился и очень хочу есть. - Ребята, поможем мишке? Дети: Да.

Проводится игра "Разрезные картинки". Дети составляют картинки из четырех частей.

- Посмотри, Мишка, какую мы тебе бочку меда собрали. Воспитатель угощает мишку медом (муляж). Мишка: Спасибо вам ребята. - Степашка говорит, что мишка хочет с нами поиграть. Физкультминутка

Наш мишутка потянулся Дети поднимают руки вверх

Раз нагнулся, два нагнулся Наклоны

Лапы в стороны развёл Руки в стороны

Видно мёда не нашёл Качают головой

Мишка в улей влез и вот Изображают, как мишка лезет по дереву

Каплет с лапы сладкий мёд. Машут кистями рук, как бы, стряхивая мёд. - Давайте, ребятки, попрощаемся с мишкой. Мы помогли ему, составили картинки из частей. - До свидания, Мишка

Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать нашим друзьям? Что вам больше всего понравилось? В какие игры вы играли? Ну что же, а теперь нам пора домой. Наше путешествие закончилось.

---

Анализ занятия: Тип занятия – развивающее;

Вид: математическое развитие;

Тема (математическое содержание) : форма, величина.

Программное содержание:

Образовательные задачи: закреплять знания о форме (круг, квадрат, треугольник,

Развивающие задачи: развивать мышление, внимание.

Программное содержание соответствует задачам во II младшей группе по формированию представлений о форме и величине: уметь различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) ; Всё занятие проходит в одном игровом сюжете (Путешествие в лес)

Использование методов:

Наглядный – показ картинок-заданий

Словесный – объяснение воспитателем заданий; вопросы к детям;

Практический – выполнение заданий детьми, использование игровых приёмов. Организация самостоятельной работы детей. На занятии все дети были активно задействованы. Содержательный дидактический наглядный материал, на этом занятии видна большая активность детей, все были заинтересованы.

Цели каждого задания: Дидактическая игра «Подбери колёса к поезду» - умение различать и называть геометрические фигуры. Подобрать ту фигуру, у которой нет углов. Дидактическая игра "Собери бусы"- умение устанавливать закономерности в построении бус. Дидактическая игра "Собери картинку"- умение составлять целое из частей. Занятие выдержано во времени. Форма учебной деятельности: фронтальная. Целесообразно распределена деятельность детей игровая (скрытая учебная, поисковая, двигательная. Все виды деятельности связаны между собой и плавно переходят из одной в другую.

Положительные моменты: соответствие программных задач и содержания занятия, которые соответствуют возрасту детей, правильная организация детей на занятии, сочетание разных видов деятельности, создание проблемных (игровых) ситуаций.

Цикл подобных занятий приводит к эффективному развитию интеллектуальных способностей к развитию образного и логического мышления, умению воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять; к установлению математических связей, закономерностей.

Проведение повторной диагностики обязательно покажет увеличение уровня математического развития, благодаря использованию дидактических игр.

www.maam.ru

Обоснование. (слайд «Представление»)

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.

Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

  • высоко развитая любознательность, пытливость;
  • способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
  • высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов) ;
  • раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
  • развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
  • способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
  • раннее развитие сенсорных способностей;
  • оригинальность суждений, высокая обучаемость;
  • стремление к самостоятельности.

В качестве основных направлений работы с детьми, имеющими склонность к математике, можно выделить: определение склонности ребёнка, разработка индивидуальных программ развития способностей ребёнка, дополнительное образование.

Я хочу остановиться на первом этапе - определение склонности ребенка к математике.

Ввиду внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ особенно остро встал вопрос мониторинга, т.е. постоянного отслеживания качества дошкольного образования. Для того, чтобы результат мониторинга стал достоверным, необходимо грамотно подойти к вопросу диагностики уровней развития детей по образовательным областям и интегративным качествам. В современном понимании, педагогический мониторинг – это система методов и приёмов, специально разработанных педагогических технологий, тестовых заданий, позволяющих определить уровень профессиональной компетенции педагогов, уровень развития ребёнка-дошкольника. Главное назначение мониторинга – анализ и устранение причин, порождающих недостатки в работе, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства. (слайд «Цель мониторинга») .

Для проведения мониторинга в детском саду авторами примерной основной общеобразовательной программы «Детство» разработано научно-методическое пособие, один из разделов которого посвящён определению уровня математического развития детей старшего возраста. (слайд «Мониторинг»)

Цель диагностики: отслеживание достижений в овладении ребёнком средствами и способами познания, выявление одарённых детей в области математического развития.

Форма организации: проблемно-игровые ситуации, проводимые индивидуально с каждым ребёнком.

Авторами предложено несколько диагностических ситуаций: «Войди в избушку», «Восстановим лесенку», «Исправь ошибки», «Какие дни пропущены» и «Чей рюкзак тяжелее».

В сентябре 2011 – 2012 учебного года педагогами нашего дошкольного учреждения были применены эти диагностические ситуации, по результатам которых предполагалось заполнить диагностические карты детей группы. (слайд «Избушка»)

Диагностическая ситуация «Войди в избушку».

Цель: выявление практических умений детей 5-6 лет в составлении чисел из 2-х меньших и в осуществлении поисковых действий.

На трёх избушках, расположенных в ряд, цифрами (6, 9,7 соответственно) обозначено количество золотых монет. К избушкам ведут следы. Забрать монеты сможет только тот, кто откроет дверь. Для этого надо наступить на левые и правые следы вместе столько раз, сколько показывает цифра. (Отмечать карандашом) .

Педагог: Какую избушку ты выбрал? На какие следы наступишь? Если хочешь, то войди в другие избушки?

диагностическая ситуация

Диагностическая ситуация «Исправь ошибки и назови следующий ход»

Цель – выявление умений детей соблюдать последовательность ходов, предлагать варианты исправления ошибок, рассуждать, мысленно обосновывать ход своих действий.

Ситуация организуется без практических действий. Ребёнок следит за ходом взрослого, комментирует свой ход, исправляет ошибки.

Педагог: Представь, что мы с тобой играем в домино. Кто-то из нас допустил ошибки. Найди их и исправь. Первый ход был моим (слева) .

По мере обнаружения ошибок ребёнку задаётся вопрос: «Кто же из нас допустил ошибки? Как их исправить, используя дополнительные фишки?»

диагностическая ситуация

Слайд «Фото ребёнка» (2 шт)

В результате были получены в основном, низкие результаты по группе. В начале учебного года применение данных методик оказалось нецелесообразно. Знания большинства детей недостаточно сформированы, способности к рассуждению и обоснованию действий плохо выражены.

Кроме того, предложенных ситуаций не хватает для диагностики всех направлений математического развития детей.

После проведения диагностики педагогам были даны рекомендации:

1. Проанализировать предметно-игровую развивающую среду

2. Инициировать творческую познавательную деятельность отдельных детей (личное участие педагога в детской деятельности, создание игровых сообществ, мотивация)

3. Подобрать игры и игровые материалы, необходимые для самостоятельного овладения действиями, необходимыми в данный период (познание зависимостей между числами, величинами в условиях сериационного ряда)

4. Практиковать организацию и проведение досуговой деятельности, детских игр, проектов, совместных с родителями мероприятий.

5. Развивать собственный педагогический творческий потенциал. (сопровождается слайдом)

Для проведения повторной диагностики в сентябре были выбраны авторские диагностические методики Белошистой Анны Витальевны, так как именно её разработки, на мой взгляд, наиболее доступны, исполнимы и понятны детям и педагогам. Положительными сторонами данных диагностических методик являются их простота, небольшое количество и раздаточного материала, что значительно ускоряет процедуру диагностирования, тем более, что все виды диагностик необходимо проводить в течение режимных моментов, а большинство их согласно инструкции проводятся индивидуально. Автор делает упор на аспекты развивающего обучения и личностно-деятельностного преемственного подхода к обучению в ДОУ. (сопровождается слайдом) .

1. Диагностическая ситуация аналитико-синтетической деятельности

(адаптированная методика Белошистой А. В.)

Цель: выявить сформированность навыка анализа и синтеза детей 5-6 лет.

Задачи: оценка умения сравнивать и обобщать предметы по признаку, знаний о форме простейших геометрических фигур, умения классифицировать материал по самостоятельно найденному основанию.

Предъявление задания: диагностика состоит из нескольких этапов, которые поочерёдно предлагаются ребёнку. Проводится индивидуально.

1.

  • Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький) , маленький красный квадрат. (Слайд «Круги»)

диагностическая ситуация

Задание: «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные - круги.) ».

2.

  • Материал: тот же, что к №1, но без квадрата.

Задание: «Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.) ».

3.

  • Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: «Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.) ».

Оценка задания:

1 уровень – задание выполнено полностью верно

2 уровень – допущено 1-2 ошибки

3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого

4 уровень – ребёнок затрудняется с ответом на вопрос даже после подсказки

Слайд с фото ребёнка

2. Диагностическая ситуация «Что лишнее»

(методика Белошистой А. В.)

Цель: определить сформированность навыка визуального анализа детей 5-6 лет.

1 вариант.

Материал: рисунок фигурок-рожиц. (слайд «Рожицы»)

диагностическое задание

Задание: «Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?»

2 вариант.

Материал с сайта detsad4.kanevsk.ru

Курсовой проект "ИГРЫ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Сосчитайте - ка, ребята,

Сколько было всех цыплят.

Ведущий открывает второй конверт и находит там 2 плана «Где искать Буратино». Отдает их капитанам команд для ознакомления и дает краткие пояснения.

Дети обеих команд отправляются на поиски Буратино. Находят домики, на дверях которых висят замки. Для того чтобы открыть дверь, надо подобрать ключ к замку. ( Замок и ключ сделаны из картона.) Выигрывает та команда, которая быстрее другой справится с заданием.

В одном из домиков находят Буратино, который становится участником всех дальнейших игр, забав. В другом домике есть задания детям: провести игру – эстафету «Составь картинку Буратино» и конкурсные задания для капитанов.

- Игру «Составь картинку Буратино» придумала для вас Мальвина. Я положу части, из которых будем составлять картинку. Каждый член команды берет 1 часть, кладет ее и возвращается на место.

Выигрывает та команда, которая быстрее другой и правильно выполнит задание.

Игра проводится по типу игр – эстафет. Ведущий и члены жюри следят за выполнением правил.

Далее проводится конкурс капитанов.

- Посмотрим, какие задания прислали капитанам.

1 задание: у Буратино было 5 золотых монет. А вы ребята, составьте число 5 из карточек с кружками разными способами. Кто же придумал такое задание для капитанов?

Посмотрим… оказывается, придумали лиса Алиса и кот Базилио!(Капитаны по сигналу начинают составлять число 5 на фланелеграфах, которые повернуты к игрокам своей команды. Дается определенное время - 2 минуты.)

2 задание: составьте из игры «Танграм» хитрую лису Алису. Задание придумала черепаха Тортилла. (Капитаны выполняют задание на фланелеграфе из наборов фигур к игре. Жюри оценивают их работу.)

- Вот и закончилось наше путешествие в страну Чудес и приключений. Сейчас члены жюри объявят, кто же победил в этом путешествии!

Команда – победитель проходит по залу с песней о Буратино.

Приложение 4

Развлечение «Путешествие на космическом корабле»

Оборудование: карта – схема путешествия, знаки, географический атлас, набор цветной бумаги, таблица «Найди ошибку»,ребусы, музыкальный центр.

Воспитатель: Вы любите путешествовать? У меня есть мечта – слетать с вами на Луну. Кто хочет со мной на Луну?

- А что такое Луна?

- Нужно выбрать командира ракеты. Давайте считаться. С помощью считалки выбрали командира.

Командир предлагает занять места в ракете и считает: «5, 4, 3, 2, 1 – пуск».

- Наша ракета взлетела. Летим. Давайте поиграем в игру «Найди себе пару». У каждого из вас геометрическая фигура (половинки круга или квадрата разного размера) . Посмотрите внимательно и сделайте так, чтобы у вас получилась правильная фигура: круг или квадрат. (дети ищут свои пары и показывают получившиеся фигуры.) Пусть каждая пара назовет получившуюся фигуру.

- Давайте договоримся, что правильная фигура будет означать целое, а половинка - часть. Наша ракета приземлилась на Луне. Давайте выйдем. (дети выходят из «ракеты».) Посмотрите на карту – схему. (Дети знакомятся с местами остановок во время путешествия, рассуждают, чем они будут заниматься в соответствии с тем или иным знаком.)

- У командира есть своя мини – карта. Он и будет определять маршрут.

Командир: первая остановка здесь (показывает на карте цифру 1) . Пойдемте за мной!

Дети идут за командиром к знаку, указанному на карте. Из-за ширмы выходит второй воспитатель в фантастическом одеянии и говорит: «Здравствуйте, я Лунарик. А вы кто?»

- Куда мы прилетели?

Лунарик: - это озеро интересных задач на Луне. Хотите, я буду вас сопровождать в вашем путешествии по Луне?

- Хорошо, но только сначала скажите, что это за фигурки у вас в руках?

Дети:- это части, части целого, если соединить части, получится целое – и другие.

Лунарик: как интересно! Вот яблоко. Оно целое.

Какой фигуркой его можно обозначить? (дети показывают круги и квадратики.) А теперь я разрежу яблоко пополам. Как половинки можно обозначить? (дети показывают половинки кругов и квадратиков.) Как это на Земле называется?

Дети: это части.

Л.: очень интересно! Угощаю каждого из вас кусочком яблока. У меня есть таинственные письмена. Их оставили путешественники с Земли. ( Показывает таблицу с изображением целого яблока и его частей.) Они велели пускать на Луну только тех, кто может правильно поставить знак: больше или меньше.

Вы это сможете?

- У меня есть еще одно загадочное письмо. ( Показывает письмо с изображением целого яблока и половинок.) Знаете, какой здесь надо поставить знак? (знак равенства.)

Теперь я приглашаю вас в путешествие по Луне. Командир, посмотри на карту, какая остановка следующая. ( Дети идут к точке 2. Звучит музыка.) Это остров геометрических фигур. Здесь в ящике разные геометрические фигуры игры «Танграм». Соберите по схеме одно из животных.

Расскажите, на каких земных животных похожи наши фигурки.

- Командир, куда нам идти дальше? (идут к остановке 3 .) Это лужайка «отдыхай–ка». Здесь будем танцевать! (включают музыку.) Командир, к какой остановке мы отправляемся? Это море Любознательных. А вы любите отгадывать загадки?

Тогда слушайте.

Лунарик загадывает детям шуточные загадки:

  1. 1.на дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
  2. 2. Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (7.)
  3. 3. На столе стояло 6 стаканов с соком. Из 1 стакана сок вылили. Сколько стаканов стоит на столе? (6)

- Спасибо, дети, мне было очень интересно с вами. Какой ваш следующий пункт?

К.: возвращаемся на землю.

Все прощаются с Лунариком. Дети садятся в корабль и отправляются домой.

Приложение 5

Дидактическая игра для дошкольников "Чудесный мешочек"

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Ход: Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

-Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на предметы, которые лежат на столе.

Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек.

Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней.

Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

Следующая >

Внимание!

На данный момент образовалась живая очередь. Если у Вас срочное письмо, напишите об этом в заголовке. Мы Вам ответим и вышлем документы вне очереди

Журнал

Материал doshkolnik.ru

Диагностика математического развития дошкольников | Волшебный Сад Детства

Игры и игрушки

елошистая, А. В. Диагностика математического развития дошкольников / А. В. Белошистая // Современный детский сад. – 2008. - №6. – С. 45-54.

Ключевые слова:Входной диагностический тест, итоговый диагностический тест, оформление результатов диагностики, определение уровня успешности, планирование работы с учетом диагностических данных

Основные идеи статьи(краткая аннотация) :

Неравномерность развития ребенка, определяемая его индивидуальными осо­бенностями, условиями его жизни, соци­альным окружением, является одним из главных факторов, требующих крайней осторожности в применении любых диа­гностик, а также в построении прогнозов развития каждого отдельного ребенка.

Воспитателю в его обычной работе требуется рабочий мате­риал, позволяющий провести текущую диагностику уровня математического развития ребенка, но таким образом, чтобы можно было строить хотя бы при­близительный прогноз его развития, а также получать качественную информа­цию об уровне усвоения детьми тех или иных понятий и способов действий с ними в области математического обра­зования.

Обследование может проводиться в виде индивидуальной беседы. В этом случае, используя рисунки, воспитатель просит ребенка показать изображение, которое иллюстрирует правильный ответ.

Результатыпроведения диагностики оцениваются в баллах следующим обра­зом:

- не приступает к выполнению зада­ния или действует случайным образом; ребенок не воспринимает помощи со стороны, не понимает смысла задания.

- сделана правильная попытка вы­полнения задания; ребенок восприни­мает помощь со стороны, может исполь­зовать ее для выполнения задания.

- задание правильно выполнено са­мостоятельно.

Затем определяют уровень успешно­сти каждого ребенка и группы в целом.

Такая таблица позволяет не только определить общую успешность (уровень математического развития) ребенка, но и позволяет воспитателю получить инфор­мацию качественного характера, то есть о том, какие виды заданий в группе усвоены менее, а какие - более успешно. Это позволяет грамотно строить плани­рование работы в дальнейшем: опре­делять, какие виды заданий не требуют дополнительной работы (поскольку усво­ены всеми детьми группы хорошо) , а какие виды заданий требуют допол­нительной работы.

Поделиться в соц. сетях

Ссылка на источник el-mikheeva.ru

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ | Статьи | Справочник руководителя дошкольного учреждения

48469

Автор:Е. А. Горбунова, педагог-психолог высшей категории МАДОУ центр развития ребенка – детский сад № 58, г. Уфа, Республика Башкортостан

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо закороткий срок провести диагностику возрастного развитияпсихических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но приэтом бездоказательно для родителей.

Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится "сочинять" самим.

Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове "тестирование" или "диагностика", неловко произнесенном кем-то извзрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе,тратится на получение данных, еще требующих подтверждения уродителей и протоколирования. Необходимо искать другие путирешения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:

  • проведение диагностики с группой детей;
  • взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
  • использование апробированных на практике диагностических материалов;
  • легкость в получении результата;
  • наглядность;
  • применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М. М., Шарохиной В. Л., Фоминой Л. В., Осиповой А. А. и Забрам-ной С. Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Педагоги-психологи Калининского района города Уфы ведут работу по данному комплексу методик с 2008 г.

Цель тестирования:

  • получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
  • создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
  • обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:

  • при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
  • при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
  • при создании предметно-развивающей среды;
  • для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
  • при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек.

На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.

Полученные данные заносятся в бланк протокола. Диагностика психического развития детей 2 младшей группы (конец года)

Фамилия, имя ребенка ________________Дата рождения____________ Возраст на момент обследования______________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа ________________

1. Нарисуй дождик.

2. Найди одинаковые предметы и соедини их линиями.

3. Заштопай коврики.

4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.

5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

1 задание:

  • высокий уровень - линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;
  • средний уровень - линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;
  • низкий уровень - линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время - 2 минуты.

2 задание:

  • высокий уровень - найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;
  • средний уровень - найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;
  • низкий уровень - соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.

3 задание:

  • высокий уровень - все выполнено правильно;
  • средний уровень - допущено 2 ошибки;
  • низкий уровень - задание выполнено неверно.

4 задание:

  • высокий уровень - найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;
  • средний уровень - допущены незначительные отклонения от инструкции;
  • низкий уровень - задание не выполнено.

5 задание:

  • высокий уровень - точное следование инструкции;
  • средний уровень - найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;
  • низкий уровень - задание выполнено неверно.

Диагностика психического развития детей средней группы (начало года)

Фамилия, имя ребенка ____________________Дата рождения _____________ Возраст на момент обследования ___________________Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа_______________

1. Помоги рыбкам найти маму.

2. Домики.

Источник www.resobr.ru

– особенности развития двигательной сферы;

– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений) ;

– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений) ;

– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль) .

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методы исследований можно рассматривать, исходя из четырех основных позиций:

a) неэкспериментальные психологические методы;

в) экспериментальные методы;

г) формирующие методы.

В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. Наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Неэкспериментальные методы:

Наблюдениеявляется одним наиболее часто используемых исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т. д.

Наблюдением и самонаблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта и является старейшим психологическим методом.

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено.

Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

– это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.

- это анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Беседа – один из методов исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.

Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.

2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.

3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе.

3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.

4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

6. Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.

7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.

8. В беседе с воспитанниками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью воспитатель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника - это шокирует.

10. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.

11. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

- Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к воспитаннику

- На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.

- Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами) .

- Учащиеся более серьезно относятся к вопросам.

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Опросник.

Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта.

Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.

Критерием оценки вопросника является мера обнаружения направленного интереса ребенка, его желаний, стремлений, сомнений и в итоге личных проблем жизни, а также мера духовной помощи ребенку: когда вопросник, будучи диагностикой, помогает детям осмысливать себя в мире и рождает их позитивную активность, открывая для них новый аспект жизни или новый ценностный объект.

Монографический метод.Данный исследовательский метод не может быть воплощен в какой - либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного изучения возрастных и индивидуальных особенностей.

Диагностические методы.

К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

Тест– стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

Методика проведения диагностической работы.

Педагогическое обследование направлено на определение уровня усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. Обследование может проводиться как по программе в целом, так и по разделу или подразделу.

На основании полученных данных делаются выводы, строиться стратегия работы, выявляются сильные с слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Педагогическое обследование направлено на выявление уровня программного материала, достижения высоких результатов его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: за первое полугодие – январь, за второе в мае (возможно третье в начале учебного года) Обследование по всем разделам программы, кроме специальных (музыкальное и физическое ) проводят воспитатели, администрация присутствует при обследовании, помогает при разрешении спорных вопросов, проводят повторное обследование (если необходимо) .

Результаты обследования обсуждаются на совместном совещании, выявляются причины недостаточно высокого уровня усвоения программного материала по каждой задаче, подразделу, разделу каждым ребёнком, намечаются дальнейшие действия педагогов в работе с воспитанниками. Составленная аналитическая справка зачитывается на педагогическом совете.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Этапы организации диагностической работы.

  1. Определение целей и постановка задач, разработка методических рекомендаций для проведения педагогической диагностики.
  2. Разработка критериев оценки уровней усвоения программного материала.
  3. Разработка задач для обследования воспитанников.
  4. Разработка плана проведения диагностического обследования.
  5. Подготовка материала для диагностики.
  6. Разработка таблицы – матрицы «Результаты педагогического обследования»
  7. Заполнение схемы динамики индивидуального усвоения каждым воспитанником программного материала (в сравнении за два полугодия) .
  8. Составление на основе полученных данных аналитической справки усвоения программного материала по данному разделу.
  9. В ОУ издаётся приказ «О проведении педагогической диагностики», в котором указываются цели проведения, ответственные, сроки проведения.
  10. По окончанию диагностического обследования и подведения итогов издаётся приказ «Об итогах педагогической диагностики», в котором отражаются результаты, выводы, рекомендации, ответственные лица, сроки устранения недостатков.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Формы работы по математическому развитию дошкольников

    Проект по математическому развитию дошкольников «Круг, квадрат и треугольник — подружись с ними, дошкольник» Номинация проекта - «Дошкольный возраст». Вид проекта: долгосрочный, фронтальный. Учас...

  • Виды физического развития дошкольников

    Гармоничное физическое развитие старших дошкольников через развитие интереса к видам спорта Подготовила воспитатель: Лисюнина П. Н. Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья сво...

  • Презентации для дошкольников по развитию речи

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Диагностика математического развития детей дошкольного возраста

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Программы по математическому развитию детей дошкольного возраста

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Семинар практикум познавательное развитие дошкольника

    Семинар-практикум «Организация поисково-познавательной деятельности дошкольников» Семинар - практикум: «Организация поисково-познавательной деятельности дошкольников» Цель: познакомить со способа...

  • Диагностика умственного развития детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Диагностика развития мелкой моторики у дошкольников

    «Формирование мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности» Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать...

  • Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Индивидуальные маршруты развития дошкольников

    Индивидуальный маршрут по интеллектуально-речевому развитию старших дошкольников «Индивидуальный маршрут развития ребенка» Направление одарённости: интеллектуально- речевое Воспитатель: Суменко О...

  • Индикаторы компетентностного развития дошкольников таблицы

    Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста В книге «Оцен...

  • Развитие речевого творчества старших дошкольников

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников

    Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возр...