Диагностика одаренности детей дошкольного возраста

Диагностика детской одаренности, Методика "Карта одаренности" (А. И. Савенков) - Теория и методика воспитания младших школьников - Учебные материалы для студентов

• организаторская, лидерская одаренность.

Методика "Карта одаренности" (А. И. Савенков)

Эта методика создана на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введен "Лист вопросов", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям (может применяться и педагогами) . Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций.

Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку, "портрет развития его дарований".

Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10–15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной вашего ребенка. А пока можете считать, что вы получили "два" по этому параметру "в родительской школе".

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все схватывает на лету.

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства) .

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск".

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) , в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.

54. Обращается к рисунку или лейке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей) .

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.) .

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.) , способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.) .

74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему поправилось, в своем рисунке, игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются) . Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

• интеллектуальная;

Подробней studme.org

Материал (старшая группа) по теме: Диагностика одарённости детей дошкольного возраста

Опубликовано 26.02.2012 - 8:35 - Мамаева Ольга Владимировна

Предлагаемый комплект методик для углубленного изучения сфер деятельности одаренных детей по критериям психологического мониторинга.

Можно выбрать одну или несколько методик, в зависимости от индивидуальных особенностей одаренного ребенка и задачи углубленного исследования определенной сферы деятельности.

Когнитивная сфера.

Мышление.

Методика исследования особенностей мышления (МИОМ) - адаптированный вариант теста Амтхауэра. Тест предназначен для исследования структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года.

Состоит из 9-ти субтестов, каждый из которых, направлен на измерение различных функций интеллекта. Определяется IQ по каждому из субтестов, а также общий IQ.

Выявляет конкретность и самостоятельность мышления. Способность к обобщению и мыслительная изобретательность. Индуктивное мышление. Богатство воображения, пространственное воображение.

Практическая или теоретическая одаренность.

Продуктивность мышления

Методика Туник Е. Е. позволяет исследовать творческое мышление:

Тесты позволяют оценить различные параметры творческого мышления: вербальное творческое мышление, образно-творческое мышление; дают возможность изучить взаимокорреляции между показателями отдельных факторов – беглости, гибкости, продуктивности, оригинальности мышления.

Диагностика креативности.

Тест Е. Торренсадает возможность оценить уровни развития вербального, образного и звукового творческого мышления. Дает представление о качественном своеобразии этих структур у разных людей.

Можно использовать следующие интеллектуальные тесты:

Тест структуры интеллекта Амтхауерапредназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте с 13- ти лет.

Тест состоит из девяти субтестов каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Во всех группах заданий, за исключением 4-6 субтестов, используются задачи закрытого типа.

Шкала умственного развития Бине-Симона.

Авторы методики - А. Бине, Т. Симон. Методика содержит 30 тестов-заданий, расположенных по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Тест интеллекта. Возраст испытуемых - дети.

Состоит из 30 тестов-заданий, расположенных по мере возрастания трудности.

ШТУР А И Б(Школьный тест умственного развития) .

Состоит из 6 субтестов: 1. Осведомленность (2 субтеста) ; 2. Аналогия (1 субтест) ; 3. Классификация (1 субтест) ; 4. Обобщение(1 субтест) ; 5. Числовые ряды (1 субтест) .

Тест интеллекта. Разработан сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии АПН СНГ для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся с 6-9 –х классов.

ГИТ (Групповой интеллектуальный тест) Тест, известный в нашей стране под названием Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) , в оригинале имеет название — Vana Intelligence Test — VIT. Он разработан словацким психологом Дж. Ваной и известен как надежный, валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике школы инструмент. Тест содержит 7 субтестов:

1 — исполнение инструкций (направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления) ;2 — арифметические задачи (диагностирует сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе обучения) ;3 — дополнение предложений (оценивает понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами) ;4 — определение сходства и различия понятий (проверяет умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков) ;5 — числовые ряды (выявляет умение находить логические закономерности построения математической информации) ;6 — установление аналогий (диагностирует умение мыслить по аналогии) ;7 — символы (проверяет скоростные возможности выполнения простой умственной работы) .

КОТ «Краткий отборочный тест» для определения интегрального уровня интеллектуальной продуктивности». Тест В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлика. Шкалы: мышление (обобщение, анализ, гибкость, инертность, переключаемость) , восприятие (скорость, точность, отвлекаемость) .

Внимание.

  • Исследование переключаемости внимания с помощью таблиц Шульте.
  • Измерение устойчивости и концентрация внимания с помощью корректурной пробы Бурдона-Анфимова.
  • Измерение характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы.
  • Методика Пьерона-Рузера
  • Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте)
  • Методика В. М. Когана

Память.

  • Методика психометрической оценки памяти Д. Векслера. Все методики, направленные на исследование памяти, характеризуются обязательным количественным определением получаемых с их помощью результатов.

Цель изучения, какой - либо одной из сторон функции памяти.

  • Запоминание двух групп слов.
  • Запоминание 10 слов по А. Р. Лурия
  • Запоминаие 2-х фраз
  • Исследование опосредованного запоминания (по Леонтьеву)
  • Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма)

Подробней nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Раннее выявление одаренности детей

Тема раннего выявления одаренности у детей очень актуальна в настоящее время в связи с тем, что появились большие возможности развивать и обучать детей, как в муниципальных, как и коммерческих детских садах, кружках, студиях, группах раннего развития, школах искусств, у большинства родителей часто возникает вопрос: как и что развивать у ребенка? Ведь семьи инженерно-технических работников уверены, что их дети, несомненно, будут склонны к математике и технике, но, ни как не могут быть художниками или иметь гуманитарный склад ума и поэтому, развивая только математические способности, врожденный творческий гуманитарный дар может просто «уснуть», и ребенок в своей дальнейшей жизни не сможет полностью реализоваться, ни в одной из областей. Поэтому необходимость раннего выявления одаренности детей очевидна.

Что же такое детская одаренность?

Детская одаренность – это наличие у ребенка потенциально высоких интеллектуальных способностей и достижений, которые значительно превышают нормы, характерные для его возрастного этапа.

Однако, следует заметить, что как и у любой монеты, у детской одаренности есть две стороны: положительная и отрицательная.

Опираясь на личный опыт педагогической работы с детьми раннего возраста, положительными проявлениями детской одаренности являются: лидерство, независимость, настойчивость, разнообразие интересов, смекалка, отличная память, нестандартное мышление, неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями одновременно, большой словарный запас, изобретательность и и богатая фаетазия; а отрицательными проявлениями детской одаренности – зачатки диктаторства, нетерпимости и повышенной требовательности к себе, нестабильность настроения, дети более капризны и импульсивны.

Детская одаренность, как правило, проявляется в очень раннем возрасте, многие психологи и педагоги, занимающиеся этой темой исследования профессионально, считают, что выявить одаренность можно у ребенка, начиная с девятимесячного возраста. Чем раньше будет выявлена одаренность, тем больше времени будет на реализацию, раскрытие и развитие таланта.

Как выявить детскую одаренность?

Выявление одаренности – это очень сложный и многогранный процесс.

Опять же, опираясь на свой педагогический опыт, выделю шесть основных этапов выявления детской одаренности в раннем возрасте:

1 этап. Классификационный, который предусматривает определение видов одаренности у детей раннего возраста по следующим направлениям деятельности для проведения дальнейшей диагностики детей раннего возраста :

- практическая деятельность (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная) ;

- познавательная деятельность (интеллектуальная одаренность в различных сферах деятельности) ;

- художественно-эстетическая деятельность (хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность) ;

- коммуникативная деятельность (лидерская и аттрактивная одаренность) ;

- духовно-ценностная деятельность ( одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям) .

2 этап. Исследовательско-диагностический, который предусматривает:

- анкетирование родителей, воспитателей и психологов с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;

- проведение диагностики, которая позволяет с помощью простых заданий установить степень развития познавательной сферы, оценитьразвитие памятии внимания, уровеньразвития речевой сферы, крупной имелкой моторики. Для диагностики используются кубики, предметы быта, игрушки (пирамидки иконструкторы) , карточки с изображениями.

3 этап. Развивающий (прогностический) , который определяет: сроки реализации программы; сроки реализации каждого этапа диагностики; прогнозируемые результаты; критерии оценивания результатов по этапам работы.

4 этап. Экспериментально-практический, который осуществляется в трех направлениях: работа с педагогами, работа с детьми и работа с родителями.

5 этап. Аналитико-рефлексивный, который включает: непосредственно анализ результатов диагностики; описание динамики развития детей с предпосылками одаренности; Анализ и обобщение полученных результатов, их соответствие или не соответствие поставленным целям и задачам.

6 этап. Реализационной, который включается в себя не только разработку предложений, рекомендаций по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования управленческой деятельности и регулирования процесса реализации программы в целом, но и определение направлений дальнейшей работы с одаренными детьми.

Какие методы могут определить одаренность ребенка раннего возраста?

При диагностике одаренности детей раннего возраста психологи и педагоги должны использовать следующие методы:

1.Наблюдение (определение задачи и цели (для чего? с какой целью?) ; выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?) ; выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?) ; выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?) ; обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?) ).

2.Тесты, опросники, анкеты.

3.Биографический метод.

4.Психологические тренинги.

Выявление одаренности у детей происходит постепенно. Результаты любых тестирований на одаренность ребенка не являются окончательными и могут быть интерпретированы по-разному.

Ведь высокие показатели психодиагностических методик вовсе не говорят об уникальной талантливости, а низкие – о бездарности малыша в той или иной сфере деятельности. Нельзя оценивать уровень одаренности только на основании одного лишь тестирования. Каждый ребенок индивидуален и поэтому ни один из методов в отдельности, так и в совокупности не смогут со стопроцентным результатом оценить степень одаренности ребенка.

Одним из лучших методов диагностики, на мой взгляд, является психолого-педагогический мониторинг, который включает в себя следующие требования:

- оценка деятельности и поведения малыша должна проводиться со всех сторон. Педагог обязан использовать разные источники информации о способностях ребенка;

- процесс выявления одаренности предусматривает наблюдение за ребенком в течение длительного времени;

- для того чтобы проанализировать способности ребенка, нужно его вовлекать в разные занятия и виды деятельности;

- при оценке продуктов деятельности детей (например, стихотворений, рисунков, идей) нужно привлекать экспертов с разных областей;

- нужно не только смотреть на ту одаренность, которая есть, а и на перспективы ближайшего развития;

- при обследовании педагог должен использовать множество диагностических процедур. Их нужно отбирать в соответствии с предполагаемым видом одаренности;

- любую диагностику одаренности нужно максимально приближать к реальной жизни;

- педагог должен проанализировать реальные достижения ребенка. Речь идет об олимпиадах, соревнованиях, конкурсах.

Даже комплексная многоэтапная оценка степени или уровня одаренности детей раннего возраста не исключает субъективных оценок педагога. Поэтому категорически нельзя называть ребенка исключительно одаренным или же наоборот, обычным малышом. Такие оценки могут впоследствии очень негативно повлиять на развитие ребенка.

Зачем же тогда диагностировать одаренность у детей?

Выявлять одаренность нужно, чтобы потом правильно и рационально развивать ребенка в той или иной сфере.

А в заключении хочется сказать, что каждый ребенок – одаренный ребенок, которому необходима родительская любовь и постоянная поддержка!

Любите своих детей такими, какие они есть!

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Все о детях - Выявление одаренности у детей дошкольного возраста. Работа с одаренными детьми

Психолог

Диагностический этап: подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления общей, интеллектуальной, творческой одаренности по возрастным группам. Проведение обследований детей по желанию родителей.

Информационный этап: просвещение и консультирование по особенностям ОД (одаренных детей) всех субъектов программы (по планам-графикам) .Развивающий этап: разработка программ, методик, раздаточных материалов для обучения специалистов и родителей методам выявления и развития одаренности дошкольников. Тренинги для детей, родителей, воспитателей и др. Индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия с ОД.

Воспитатель

Информационный этап:– организация и проведение работы с родителями по воспитанию одаренного ребенка в семье. Определение и написание своих функций (своей части работы) в общем плане сопровождения ОД.

Развивающий этап: определение специальных способностей методом педагогической диагностики; разработка и использования на занятиях заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей ОД. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе.

Специалисты

Информационный этап: беседа с родителями по тематике различных типов специальных способностей. Разработка рекомендаций для семьи, имеющей ОД в какой-либо области.

Проведение практикумов для родителей по выявлению скрытой одаренности в рамках дней «Открытых дверей» или в процессе проведения круглых столов.Развивающий этап: разработка и внедрение различными специалистами программ, включающих элементы повышенной сложности.

Заместитель заведующей по основной деятельности

Информационный этап: создание банка данных по ОД ДОУ. Консультации для родителей, воспитателей, специалистов и др.Организационный этап: включение в годовой план развития ДОУ дополнительных платных образовательных услуг.

Организация в рамках ДОУ семинаров по обмену опытом по взаимодействию с конкретным одаренным ребенком в рамках программы сопровождения. Организация постоянно действующей службы «Не прозевайте вундеркинда!» и «Дней открытых дверей» по проблематике ОД. Проведение заседаний клуба «Одаренный педагог».Этап контроля: контроль за выполнением программы сопровождения; мониторинг динамики развития ребенка (срезы) .

Родители

Информационный этап: участие в круглом столе со специалистами ДОУ по проблемам ОД. Посещение родительских клубов. Участие активных родителей в педагогическом процессе.

Развивающий этап: определение одаренного ребенка в специальные кружки и секции, в музыкальные, хореографические и спортивные школы. Обеспечение одаренному ребенку развивающей среды в домашних условиях. Выполнение рекомендаций по развитию специалистов ДОУ.

План программы «Сопровождение ребенка,

Цель: гармонизация и развитие незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребенка.

Задачи:

  • Создать условия для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей.
  • Социализация ребенка в группе сверстников.
  • Развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности.

Психолог

Диагностический этап: подготовка и проведение констатирующей и итоговой диагностики с ОД.

Информационный этап: заседание круглого стола для педагогов и специалистов ДОУ «У ребенка незаурядный интеллект». Проведение консультаций с родителями ОД. Организация индивидуального консультирования для педагогов и специалистов ДОУ по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с незаурядным интеллектом.

Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми данной категории:

  • Индивидуальные занятия 1 раз в 2 недели;
  • Развивающие занятия с элементами тренинга;
  • Организация кружка интеллектуального развития.

Воспитатель

Диагностический этап: проведение педагогической диагностики и выделение детей с повышенными интеллектуальными способностями в отдельную группу развития. Ведение дневника наблюдения за данной категорией детей (по запросу администрации) .

Информационный этап: консультирование родителей по вопросам воспитания одаренного ребенка в семье. Подбор и размещение в группе выставки детской научно-популярной литературы. Знакомство с энциклопедиями по различным направлениям деятельности.

Посещение библиотек и выставок.

Развивающий этап: использование в воспитательно-образовательном процессе заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей ОД. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе. Создание уголка научно-исследовательской деятельности.

Заместитель заведующей по основной деятельности

Информационный этап: создание информационной базы данных о детях с повышенными интеллектуальными способностями.

Организационный этап: составление совместного плана работы со специалистами ДОУ. Обучение кадров. Организация в рамках ДОУ семинаров по особенностям взаимодействия с одаренным ребенком в рамках программы сопровождения.

Организация открытых мероприятий по проблематике ОД.

Этап контроля: контроль эффективности работы специалистов по данной теме. Анализ результатов деятельности специалистов. Построение перспективы дальнейшей работы по данной теме.

с ярко выраженными спортивными способностями»

Цель: гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.

Задачи:

  • Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми.
  • Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми.
  • Достижение детьми более высоких результатов.

Психолог

Информационный этап: подбор методических материалов и литературы по данной тематике. Консультирование родителей и воспитателей.Развивающий этап: обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка.

Заместитель заведующей по основному виду деятельности

Организационный этап: планирование работы руководителя по физическому воспитанию. Разработка методических рекомендаций. Обеспечение помощи руководителя по физическому воспитанию (методики, оснащение спортивным инвентарем и др.) . Этап контроля: осуществление контроля за качеством и сроками работы с детьми.

Руководитель физического воспитания

Информационный этап: рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей и воспитателей. Пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим физическую одаренность.

Организационный этап: разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком. Осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов.

Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей. Мониторинг динамики физического развития ребенка. Профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.

Развивающий этап: развитие физических параметров на индивидуальных и групповых занятиях с детьми. Воспитатель

Информационный этап: пропаганда здоровье сберегающего образа жизни среди родителей. Информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.Развивающий этап: развитие физических качеств в повседневной жизни с учетом рекомендаций руководителя по физическому воспитанию.

Родители

Развивающий этап: развитие физических способностей ОД посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций специалистов в домашних условиях.

План программы«Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности»

Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью.

Задачи:

  • Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.
  • Формирование эстетического вкуса.
  • Стимулирование развития творческой деятельности ОД.

Психолог

Диагностический этап: общая и углубленная психологическая диагностика: уровень притязаний, тревожность, коммуникативные навыки, социальный статус и др. (по запросу родителей) . Анализ педагогической диагностики. Диагностика педагогов: креативности, стиля межличностного общения.

Анкетирование родителей.Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ. Составление рекомендаций по взаимодействию с музыкально одаренным ребенком для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Участие в круглом столе, посвященном выработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.Развивающий этап: коррекционно-развивающие программы по снятию эмоционального напряжения (обучение релаксации) . Тренинг общения для педагогов.

Музыкальный руководитель

Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения музыкальной одаренности.Информационный этап: направление родителей на консультации специалистов музыкальной школы или студии.

Участие в круглом столе, посвященном разработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.Развивающий этап: создание развивающей среды: приобретение фонограмм, инструментов и др. Разработка программ работы с подгруппой музыкально одаренных детей.

Методы и формы развития музыкальных способностей:

  • развитие музыкального слуха,

Читать далее www.vseodetishkax.ru

Другие статьи по теме:

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста

    Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самост...

  • Способности детей дошкольного возраста

    «Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста» Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок...

  • Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста

    Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в...

  • Диагностика умственного развития детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Консультация развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл...

  • Художественно эстетическая деятельность детей дошкольного возраста

    Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста В последнее время в системе дошкольного образования произошли определенные позитив...

  • Логическое мышление у детей дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» (3 часть) Взаимодействие с родителями воспитанников Для родителей подготовила родит...

  • Программы развития детей дошкольного возраста

    Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» через кружковую деятельность Пояснительная записка В мировой педагогике стало общепринятым начинать ра...

  • Диагностика дошкольного возраста

    Диагностика детей дошкольного возраста с РДА Эмоциональное общение со взрослым. Задание 1. «Дай ручку! » Цель: оценивается способность найти эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Методика об...

  • Возрастные характеристики детей дошкольного возраста

    Родительское собрание начинает вести воспитатель. (Традиционное приветствие) . 4. Информационный этап проведения собрания В первую очередь на данном этапе представитель администрации ДОУ представ...