Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Актуальность:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей дошкольного возраста. Мною были изучены известные методики работы по использованию устного народного творчества, приемы и формы работы, которые предлагались Ю. Г. Илларионовой, Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, С. С. Бухвостовой, О. С. Ушаковой, А. П. Усовой, А. Я Мацкевич, В. В. Шевченко и др.

С помощью произведений устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Цель работы: повышение уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста, с помощью использования произведений устного народного творчества.

Задачи:

1. Формировать у детей навыки художественно-речевой деятельности с помощью произведений устного народного творчества.

2. Развивать у детей способность воспринимать и понимать литературный материал, основанный на произведениях устного народного творчества.

3. Формировать у детей представления о различных формах устного народного творчества.

4. Пополнять и обогащать словарь эпитетами, сравнениями, названиями предметов быта и т. д.

5. Расширять элементарные представления воспитанников о жизни русского народа и его культурного наследия.

6. Воспитывать интерес и любовь к русскому фольклору.

Формы работы с детьми:

• Беседы;

• Занятия на основе метода интеграции;

• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;

• Экскурсии;

• Дидактические игры;

• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

• Использование народных игр, в том числе хороводов.

Предполагаемый результат:

• Формирование у детей устойчивого интереса к истории и культуре русского народа;

• Наличие у детей представлений о различных формах устного народного творчества.

• Наличие у детей способности воспринимать и понимать литературный материал, основанный на произведениях устного народного творчества.

• Сформированность навыков художественно-речевой деятельности.

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста (на основе диагностики речевого развития О. Ушаковой, Е. Струниной) .

В ходе диагностики были исследованы следующие речевые умения:

• точно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях;

• понимать разные значения многозначного слова; самостоятельно подбирать синонимы и антонимы;

• уровень осознания смысловых отношений между словами;

• гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз в связной речи;

• умение вычленять звуки в словах;

• уровень развития навыка речи – доказательства;

• уровень ориентировки на смысловую сторону слова и выражения.

Критерии оценки уровня развития речевых умений:

Низкий уровень:

Ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово. Не может подобрать синонимы, антонимы. В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова. Не может определить значение слова и пословицы. Загадку отгадывает неверно. Практически не знает пословиц, загадок.

Средний уровень: Ребёнок составляет предложение из двух слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. Речь чистая, правильная, ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Называет обобщающие слова, но не всегда правильно, исправляет при помощи взрослого. Может дать объяснение пословицы, но не совсем точно. Знает пословицы, потешки.

Высокий уровень: Ребёнок составляет предложение из трёх и более слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, передаёт содержание близко к тексту. Не имеет речевых ошибок. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Правильно поясняет значение пословицы, отгадывает загадки. Знает много пословиц, поговорок, потешек.

Итоги диагностики речевых умений детей старшего дошкольного возраста.

В конце учебного года после проведения работы по развитию речи детей средствами устного народного творчества были замечены такие изменения:

• у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

Литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 2000.

2. Кандрашова Н. В. Устное народное творчество в воспитании старших дошкольников Воспитатель ДОУ. – 2011. - №2

3. Князева О. Л, Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-Пб. Детство- Пресс 2002 .

4. Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - С-Пб. Детство-Пресс. 2001.

5. Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 1. осень – зима. Волгоград: Учитель, 2007

6. Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 2. Весна. Волгоград: Учитель, 2009.

7. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники игры и забавы для детей. -М. ТЦ СФЕРА 1998.

8. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры – М: ЦГЛ, 2005.

9. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей Дошк. воспитание. -1990.-№7.

10. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми старшего возраста Дошк. воспитание. -1990.-№10.

11. Дошкольное воспитание - 2002 №1 стр. 28, №11 стр. 27.

www.maam.ru
  1. обращение к взрослому.

В каждой теме детям предлагались следующиеречевые ситуации.

  1. Ты пришел(ла) в детский сад и встретил(ла) воспитательницу — Людмилу Михайловну. Как ты ее будешь приветствовать? Как по-другому можно поздороваться?
  2. К вам в группу пришла новая девочка. Тебе захотелось с ней познакомиться. Как ты к ней обратишься?
  3. Ты поливаешь цветы в групповой комнате. Один из них находится на шкафу, и ты не смог(ла) его достать. Как ты обратишься за помощью к няне, что ты ей скажешь?
  4. Ты играл (а) с мячом возле клумбы. Увлекся(лась) игрой и нечаянно сломал(а) любимый мамин цветок. Что ты ей скажешь?
  5. Ты захотел(а) быть капитаном на корабле, но капитанский мостик уже занял другой мальчик. Что ты ему скажешь? Как ты поступишь, если он не захочет уступить тебе место?
  6. Тебе нужно узнать, который час. Навстречу идет взрослый. Как необходимо к нему обратиться?

Критерии оценки (в баллах) .

3 балла- высокий уровень.

Дети хорошо владеют повседневным речевым этикетом, употребляют различные его формы в зависимости от ситуации. Пользуются различными типами предложений, включая в них обращение к собеседнику и фразы вежливост. К незнакомым взрослым обращаются, используя слова: «извините», «скажите, пожалуйста».

2 балла – средний уровень.

Речевой этикет употребляют лишь в хорошо заученных ситуациях (приветствие, прощание, просьба) . Названные речевые штампы однообразны, заменить их аналогичными дети не могут. Реплики детей в таких ситуациях включают только речевой штамп без обращения к собеседнику. Не зная необходимого в данной ситуации речевого штампа, дети отвечают косвенной речью, часто с ошибками или решают речевую задачу, используя имеющийся опыт.

1 балл – низкий уровень.

Дети владеют ограниченным объемом фраз речевого этикета, которым были обучены ранее и в которых упражняются ежедневно (приветствие, просьба, извинение) , хотя часто смешивают их. Пользуются лишь одной общеупотребительной формой и заменить ее аналогичной не могут.

Незнание речевых оборотов затрудняет попытки детей этого уровня вступить в контакт со взрослыми и сверстниками. Самостоятельно из речи взрослых фразы речевого этикета дети не заимствуют. Смешивают формы обращения к ребенку и взрослому.

2. Запрос информации.

Цель: выяснить, умеют ли дети самостоятельно запрашивать информацию и на каком уровне развития находится этот навык в разных возрастных группах.

Ход проведения:

Детям предлагалось определить задуманное животное из числа изображенных на картинках (лиса, волк, медведь, заяц, белка, корова, лошадь, кошка, собака) .

В качестве примера детям называлось несколько вопросов:

- Оно дикое или домашнее?

- Чем питается?

- Где живет? и т. д.

Задание считалось выполненным, если ребенок достигал цели (правильно называл задуманное животное) . Выполнение задания детьми оценивалось по следующимпоказателям:

- умение правильно формулировать вопросы;

- самостоятельность в ведении расспроса;

- достигнута ли цель (зверь правильно назван) и каким путем: в результате расспроса или перечисления названий всех животных (угадывания) .

Также при анализе детских вопросов обращалось внимание на их количество, тип, логическую последовательность в постановке, влияние на конечный результат.

Критерии оценки (в баллах) .

3 балла- высокий уровень.

Способны самостоятельно вести расспрос, в результате которого достигают цели. Расспрос проходит в быстром темпе, без длительных пауз и помощи собеседника. Пользуются всеми видами вопросов (общими, специальными, альтернативными, расчлененными) .

2 балла – средний уровень.

Дети этого уровня способны задать несколько вопросов с помощью взрослого, однако логической последовательности, самостоятельности в ведении расспроса нет. Цель расспроса достигается путем угадывания, перечисления всех предметов.

Во время расспроса дети часто отвлекаются. Если быстро угадывать не удается — теряют интерес к игре. Темп расспроса замедляют паузы, вызванные незнанием,

1 балл – низкий уровень.

Дети способны отвечать на различные типы вопросов, однако формулировать их самостоятельно не могут. Вести расспрос отказываются.

3. Реплицирование.

Цель: определить какие виды реплик дети употребляют чаще, а также их речевая реакция в беседе.

Ход проведения:

Взрослый предлагал ребенку поговорить с ним по телефону.

Реплики-стимулы произносил взрослый, реплики-реакции — ребенок. После каждой реплики ребенку давалась возможность самому возобновить беседу, но если этого не происходило, взрослый переходил к следующей реплике.

Из классификации побудительных реплик диалога, представленной М. С. Балабайко, были выбраны четыре вида:

-сообщение,

Подробней nsportal.ru

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста : методическое пособие /Л. А. Ухина.- Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное»,2010.-76с (стр. 1 ) | Социальная сеть Pandia.ru

2. Методика обследования словаря детей………………………………….........4

3 Методика обследования звуковой культуры речи ………………………....31

4. Методика обследования грамматического строя речи…………………….49

5. Методика обследования связной речи………………………………………67

Список литературы……………………………………………………………...72

.

Введение

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды.

Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе.

Речь развивается стремительными темпами, и в норме уже к 5 годам правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом) , позволяющими ему свободно вступать в контакт с окружающими людьми. В дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка.

Ребенок постигает звуковое строение слова, знакомится с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения и т. д. Он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога) , стремится освоить правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом) . В дошкольном возрасте наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности целом.

Цель обследования – определить исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года; определить результативность работы по речевому развитию за предыдущий год (динамика речевого развития за год) .

1. Характеристика речи детей дошкольного возраста

Младший возраст

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания) . Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи.

Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и имена существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние. У ребенка активно формируются обобщающие функции слов.

Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение; развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.

В этом возрасте дошкольники могут неверно произносить (или совсем не произносить) шипящие (ш, ж, ч, щ) , сонорные (р, рь, л, ль) звуки. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над, развитием таких элементов звуковой культуры, как теми, дикция, сила голоса.

Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения.

Очень ярко выступает и проблема речевых новообразований, которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка.

Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.

Средний дошкольный возраст

Главное направление развития речи на пятом году жизни — это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования, начинается взрыв словотворчества.

Дети получают начальное представление о слове как звуковом процессе (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно) . У детей этого возраста очень велико тяготение к рифме. Они подбирают слова, порой лишенные всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.

Ребенок научается правильно понимать и употреблять термины слово, звучит, звук, вслушиваться в звучащее слово, самостоятельно находить слова разные и сходные по звучанию, определять последовательность звучания звуков в слове, выделять определенные звуки. Это период ознакомления детей со словом — его смысловой стороной (оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество) . Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки (Мяч — это игрушка: в него играют) . Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (имена существительные с собирательным значением) .

Это период практического усвоения правил употребления грамматических средств. Речь детей изобилует грамматическими ошибками, неологизмами («детскими» словами типа «машинский», «откнопил», «ползук») . Дети овладевают морфологическими средствами языка (согласование слов в роде, числе, падеже чередование согласных в основах глаголов и имен существительных) . Ребенок подводится к пониманию многозначности отдельных грамматических форм. Он усваивает способы словообразовании существительных с суффиксами эмоционально - экспрессивной оценки, с суффиксами, означающими детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками, степеней сравнения прилагательных.

Дети осваивают умение строить разные типы высказывания — описание и повествование. При составлении рассказов совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы ребенку пятого года жизни для развития связной речи.

Речевая активность возрастает и В СВЯЗИс тем, что это возраст «почемучек». Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность.

Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование имен существительных и имен прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа) . Речь детей от четырех до пяти лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение.

Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания. Эта характеристика приблизительна.

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Во-первых, к этому времени большинство детей усваивает слово - и звукопроизношение.

Во-вторых, ребенок овладевает связной речью и начинает строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений. Уровень речевого развития детей пятого года жизни можно выявлять по методике, разработанной для младшей группы. Однако добавляются и усложняются некоторые задания.

Старший дошкольный возраст

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком) , увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного) . Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка. Возрастает удивительный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Реклама на сайте с посещаемостью больше 100 тыс. в сутки

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное усвоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение) . В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая их структуру (начало, середина, конец) .

Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм. И конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит, к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Основные недостатки в развитии связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец) , соединять части высказывания.

Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включают в те разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача как по содержанию, так и по методике обучения.

Методика выявления отдельных сторон речевого развития детей. В разделе рассматриваются отдельные методики, выявляющие особенности владения ребенком лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка.

Уровни владения речевыми умениями и навыками, по разным сторонам речевого развития

Младший возраст г. )

К концу года дети могут:

Грамматика

1) образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот — кошка — котенок — котик — котята) ;

2) согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка) ;

3) составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.

Фонетика

1) произносить звуки родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах;

2) отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и регулировать силу голоса и темп речи.

Связная речь

1) отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым

2) воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;

3) составлять рассказ из личного опыта ребенка;

4) пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте) .

Средний возраст (4 – 5л)

К концу года дети могут:

1) Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;

2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда) ;

3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;

4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Грамматика

1) Соотносить названия животных и их детенышей (лиса — лисенок, корова — теленок) ;

2) употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши) ;

3) правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик) ;

4) составлять предложения разных типов.

Фонетика

1) Правильно произносить звуки родного языка;

2) находить слова, сходные и различные по звучанию;

3) правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Связная речь

1) пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

3) описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;

4) пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

Старший возраст (5-6 л)

К концу года дети могут:

1) активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;

2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

3) понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

4) дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные) .

Грамматика

1) Образовывать название детенышей животных {лиса — лисенок, корова — теленок) ; подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;

2) образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! Потанцуй! искал бы) ; родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят) ;

3) строить сложные предложения разных типов.

Фонетика

1) Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ л-р различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;

2) изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;

3) подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь

1) В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;

2) составлять описание, повествование или рассуждение;

3) развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

2. Методика обследования словаря детей

Читать далее pandia.ru

Система ранней диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста Детский сад

Казбанова С. В.Конспект занятий в детском саду Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребёнка - теоретически и практически значимая проблема логопедии. Учитель-логопед знает, как формируется речь в норме, он может правильно организовать занятия, помочь педагогам и родителям проанализировать особенности общения с детьми и выбрать наиболее эффективные стратегии для овладения новыми языковыми средствами.

Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивают процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми) .

Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребёнка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Пластичность активно формирующегося мозга двух трехлетнего малыша позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.

В современной педагогике разработано и внедрено большое количество методик и пособий для развития речи дошкольника. Эти программы составлены с учетом возрастных и психологических особенностей детей, но рассчитаны они на среднего ребёнка (в то время как количество детей с различными речевыми нарушениями увеличивается год от года) , в них учитываются возрастные особенности, но не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

На базе имеющихся методик необходимо вырабатывать индивидуальный подход к развитию речи каждого ребёнка. Это возможно при осознании и овладении следующими принципами:

  • Знание возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
  • Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.
  • Тесная связь с логопедическими технологиями.
  • Сбалансированный охват всех сторон детской речи.
  • Осознанное отношение педагогов и родителей к речи детей.
  • Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

Чтобы наша работа была плодотворнее и эффективнее, необходимо выявить реальные способности малыша, его сильные и слабые стороны. Именно для этого проводится индивидуальная диагностика, учитывающая особенности речевого развития современных детей и позволяющая выполнить социальный заказ их родителей, т.е. качественную подготовку к школе.

Уже ни у кого не вызывает сомнение, что раннее выявление проблем речи – путь к наиболее качественному результату в коррекционной работе. Но как наиболее грамотно и полноценно определить возможности детей?

Ведь в силу психологических особенностей дети до 3 лет ориентированы на близких людей (родственников или взрослых, с которыми они проводят много времени) . Многочисленные исследования доказали, что особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить развитие речи ребёнка. Учитель – логопед знает как формируется речь в норме, он может правильно организовать занятия, помочь педагогам и родителям проанализировать особенности общения с ним и выбрать наиболее эффективные стратегии для овладения новыми языковыми средствами. Именно это и является работой логопеда детского сада.

Для изучения семьи, ее особенностей и интересов, социальных установок для обеспечения полноценного развития ребёнка родителям были предложены анкеты и опросники. Анализируя и сравнивая которые, я отметила зачастую неправильную расстановку акцентов и неадекватную оценка детской речи (например: некоторых родителей не волнует незнание детьми элементарных этикетных слов, но вызывает большую тревогу отсутствие у двух-трехлетнего ребенка звука -р-) .

Для проверки речевого развития педагогами, мной были разработаны индивидуальные речевые карты на каждую возрастную группу, начиная с 1 младшей. Для диагностики детей второго года жизни использовались методика Исениной "Изучение понимания речи" (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) .

В начале года я провела консультацию для воспитателей, на которой ознакомила с речевыми особенностями каждой возрастной группы, способами диагностики и критериями оценки.

Данные речевого обследования заносятся педагогами в таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и сдаются для обработки мне. Я анализирую полученные результаты "по вертикали" и "по горизонтали".

"По горизонтали" определяю сильные и слабые стороны речи каждого ребенка, которые сравниваю с речевой нормой и с результатами предыдущего обследования. На основании этого отмечаю индивидуальные достижения каждого ребенка, намечаю пути работы в детском саду и семье. Данная информация становится содержанием индивидуальных бесед с родителями, при этом результаты обследования сообщаются близким родственникам строго в конфиденциальном порядке.

"По вертикали" мною определяются сильные и слабые стороны речевого развития всей группы в целом, а в конце года проводится сравнительный анализ результатов последнего и настоящего обследования. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) .

Воспитателям предлагаю использовать полученные результаты диагностики и мои рекомендации, как своеобразный план индивидуальной и подгрупповой работы по развитию речи. Конкретное содержание занятий педагоги отбирают самостоятельно, ориентируясь на:

  • результаты обследования развития речи;
  • результаты анализа фронтальных занятий (для детей, не справляющихся с программой) .

Работа по результатам диагностики на начало учебного года по возрастным группам

Второй год жизни

Так как на втором году жизни в “отстающих” оказались:

  • выполнение действий с разными предметами (низкий ур. - 31%) ;
  • выполнение движений по просьбе взрослого (низкий ур – 24%) ;
  • нахождение названных предметов/игрушек (низкий ур – 24%) ;

в октябре воспитателям были предложены следующие упражнения и игры: “Глазки, носики и ушки”, “Кто к нам пришел?”, “Ручками похлопаем, ножками потопаем”, “Покажи … /игрушку, предмет”, “Найди, где спряталась …”, “Заинька, поскачи”.

По этому же принципу давались рекомендации на каждый календарный месяц.

На конец года у нас не было ни одного низкого результата, дети удачно справились со всеми пробами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Первая младшая группа

  • образование слов с уменьшительно – ласкательной формой (низкий ур – 94%, конец года – 40%) ;
  • образование существительных в родительном падеже (низкий ур – 60%, конец года – 20%) ;
  • подбор слов – определений (низкий ур. – 60%, конец года – 0%) ;
  • сочетание речи с действием (низкий ур – 54%, конец года – 0%) ;
  • определение направления звучащей игрушки (низкий ур. – 54%, конец года – 0%)

Работа по формированию речевых навыков детей

1 младшей группы в октябре

  1. Развитии плавного, длительного выдоха.

    Упражнения: “Споем колыбельную мишке”, “Подуем на пушинку”, “Угадай овощ по запаху”, “Понюхаем цветочки”

  2. Развитие артикуляционной моторики.

    Упражнения: “Поезд” (вытягивание губ трубочкой) , “Медвежата едят мёд” (имитация “слизывания”) , “Покормим птенчиков” (широкое открывание рта) .

  3. Развитие мелкой моторики.

    Проговаривание потешек с имитацией действий, игра “Погладим животных”.

  4. Развитие чувства ритма.

    Упражнение “Музыканты” (слушать и повторять за воспитателем звуки музыкальных инструментов + имитация игры)

  5. Развитие понимания речи.

Подробней на сайте 50ds.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Формирование словаря у детей дошкольного возраста

    Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре...

  • Пословицы для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Коррекция речи у детей дошкольного возраста

    Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 ОБЩЕР...

  • Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому...

  • Речевое развитие в дошкольном детстве

    Проект «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной картины» Актуальность темы. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребе...

  • Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста

    Проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект на тему: «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Актуальность да...

  • Диплом развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников". Актуальность данной темы очень ва...

  • Методы речевого развития детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Психолого педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста, направляемого на ПМПК. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто в обязанности воспитателя МБДОУ входит написа...

  • Нарушение слуха у детей дошкольного возраста

    Особенности детей с нарушением слуха Ребенок родился и издает свой первый крик. Кричат все дети, когда чувствуют голод, жажду, боль, мокрые пеленки. Обратить внимание на интонационную окраску пла...