Дидактические игры для дошкольников

Дидактические игры-тренинги для дошкольников

Главная страница » Дидактические игрыАвтор: adminДата: 2012-03-09

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими — добрыми, порядочными, воспитанными.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей.

«Найдем волшебные слова».

Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.

Ход игры

Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить.

Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» — «Пожалуйста, Наташа».

«Секрет».

Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм.

Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Ход игры

Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д.) , кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.

«Подарок на всех».

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: цветик—семицветик.

Ход игры

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит.

Как быть?

Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так, чтобы можно было высказать желания всех детей.

Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.

Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.

Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.

«Рукавички».

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.

Ход игры

Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.

Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

Победителей награждают аплодисментами.

Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Ход игры

Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину». Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры: зверя, рыбу, птицу, игрушку и т. д. Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку, отгадывая их названия. Только участники меняются ролями.

Педагог — главный эксперт, ему нравятся все изваяния и он их хвалит.

«Поводыри».

Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие—либо особенности.

Ход игры

Вариант 1. Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой — на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-поводырь» и «слепой».

Поводырь сначала медленно начинает передвигатъся по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.

Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.

Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т. д.) . «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.

«Луноход».

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.

Оборудование: индивидуальные «пульты управления».

Ход игры

Участники игры делятся на пары. Половина детей — «луноходы», вторая половина — работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.

Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.

«Приветствие гостей».

Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.

Ход игры

Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо по?разному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.

При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты) , соблюдать следующие правила:

  • смотреть в глаза гостю,
  • улыбаться, слегка наклонив голову.

В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?

Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?

«Прощание».

Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, принятых при прощании.

Ход игры

Воспитатель сообщает, что гостям пора улетать. Выясняет, что прощаться можно не только с помощью слов, но и движений — можно попрощаться кивком головы, глазами и т. д. Детям предлагается прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения. Каждый ребенок может сам выбрать способ прощания.

«Приветствия».

Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры

Вариант 1. Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок) . Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

Вариант 2. Воспитатель рассказывает о том, как мужчины и женщины, мальчики и девочки приветствуют друг друга. Затем проводится игра?тренинг. Дети становятся в два круга: во внутреннем — девочки, во внешнем — мальчики.

Под музыку дети ходят по кругу, по окончании музыки останавливаются и поворачиваются друг к другу, обмениваются приветствиями.

Вариант 3. Дети свободно танцуют под музыку, после определенного сигнала становятся в пары и приветствуют друг друга.

Вариант 4. Организуется конкурс на самое интересное приветствие. Ребенок должен показать, как он рад сверстнику.

Тамара Лобанок

  • Дидактические игры-тренинги для дошкольниковhttp://vscolu.ru/wp-content/plugins/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.pngКто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими — добрыми, порядочными, воспитанными. Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым

Читать далее vscolu.ru

Дидактические игры для дошкольников.

(9 голоса, среднее 4.11 из 5)

Воспитатель МБДОУ №39

Никишина З. Н.

Вот и пролетело лето. Оно было цветущим. Ведь именно летом цветов расцветает больше всего – в садах, в парках, в лесу за городом… Дети любят любоваться цветами, собирать их в букеты.

А хорошо ли знают наши дети название цветов, известно ли им, когда и где они расцветают? Предлагаем подборку игр, которые помогут дошкольникам лучше запомнить название цветов и их признаки, научат составлять связные рассказы и расширят воображение и зрительное внимание.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Собери цветок».

Цель: обобщить знания детей о составных частях растений, упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, единственного и множественного числа, развивать зрительное внимание, память.

Материал: карточки с изображением стеблей с листьями, карточки с головками цветов.

Ход игры:

Вариант 1. Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.

Воспитатель. Листья зелёные оживут,

И свой цветочек найдут.

Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.

Вариант 2. У педагога - стебли с листья, у детей - цветы.

Воспитатель. Цветок, цветок, оживёт, и свой листочек найдёт!

Ребёнок. Я вас узнал, вы. Вы листочки моего колокольчика.

По ходу игры воспитатель может задавать детям вопросы: «Что ещё ты знаешь о ромашке? Где она любит расти? Когда расцветает? А есть ли у ромашки какие-то особые приметы?

Сравни ромашку и колокольчик по сходным признакам, Чем отличается ромашка от мака?» и т.д.

Дидактическая игра для старших дошкольников «Посадим цветы на клумбу».

Цель: обобщить знания детей о сезоне, времени цветения и месте произрастания цветов, тренировать в составлении описательных рассказов: развивать связную речь, зрительное внимание, память. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: Большие картонные карты с изображением букетов цветов, маленькие карточки с изображением одного цветка для составления клумбы.

Ход игры

Воспитатель. Каждому из нас приятно любоваться красивыми цветами, которые растут на клумбах нашего города. А как вы думаете, можно их рвать и собирать в букеты? (Ответы детей)

- Конечно, собирать цветы в букеты не нужно, вот «посадить» их на клумбу можно. Перед вами разложены карты, на которых изображены полевые (садовые, первоцветы) цветы. Найдите на маленьких карточках изображение выбранных вами цветов и «посадите» их на клумбу. (Работа детей)

- Молодцы, какие красивые цветы расцвели на ваших клумбах. А, теперь не называя самого цветка, расскажите всё о нём (когда расцветает, где любит расти, какого цвета) .

Дидактическая игра для старших дошкольников «Расти, цветок, расцветай».

Цель: расширить знания детей о процессе развития растений; упражнять в составлении связных рассказов с установлением причинно-следственных связей; развивать зрительное внимание (анализ синтез, сравнение) .

Оборудование: картонный круг, разделённый на 8 сегментов, 8 различных сегментов с изображением различных этапов развития растения.

Ход игры

Воспитатель: Ребята, чтобы цветочек вырос, надо сначала посадить в землю маленькое семечко, ухаживать за ним, когда появится росток, выпалывать сорняки. Так выращивать садовые цветы.

Однако на лугу, в лесу, в поле растёт много разных цветов, хотя их никто не сажал и не ухаживал. О них заботилась сама природа. Ветер принёс семечко, дождик его полил, солнышко приласкало - и вырос прекрасный цветок

- А теперь отгадайте загадку.

Зацвели в траве жёлтые сестрицы.

Поседели, и с ветром полетели.

На землю упадут, опять зацветут. (Одуванчик)

- Вы узнали, о каком цветке загадка? (Ответ детей) Правильно, это одуванчик. А теперь расскажите мне, пожалуйста, как растёт это цветок. А помогут вам эти картинки. Внимательно их рассмотрите: на каждой карточке изображён определённый этап развития растения, начиная с семени.

Выкладывайте эти картинки по кругу, по часовой стрелки в правильной последовательности.

Дети самостоятельно составляют из сегментов круг, причём каждый рассказывает о «своём» этапе развития растения

В ходе игры воспитатель помогает воспитанникам наводящими вопросами, на которые дети должны дать развёрнутый ответ, например: «А что нужно семечку, чтобы прорасти?» (Чтобы прорасти семечку нужны: вода, тепло и свет) . Какое по форме листьев это растение? (Растения-остролисты) . Какого цвета цветок? Покажи стебель, листья, бутон, распустившийся цветок. А почему разлетелся одуванчик? (Одуванчик разлетелся, потому что подул ветерок. Ветер разнесёт Семен,а они упадут на землю и скоро вырастут новые одуванчики) .

Развивающая дидактическая игра «Компьютер Понарошку» .

Цель: обобщить знания об основных частях растения, условиях необходимых для роста и развития растения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, воображение, расширять представление об окружающем мире и взаимодействии человека с природой.

Оборудование: самодельная игрушка-компьютер, дискеты с заданиями, кубики с изображением предметных картинок.

Ход игры

Воспитатель. Разложи кубики с картинками, выполни задание по дискете.

1. Условия необходимые для роста и развития растения (почва, вода, свет, тепло) .

2. Основные части растения (корень, стебель, лист, цветок) .

Подвижная игра для старших дошкольников «В гости к цветам».

Цель: развивать слуховое внимание, воображение, выразительность движений и мимики, воспитывать интерес к растительному миру.

Оборудование: шапочки (ромашка, фиалка, мак, колокольчик) , аудиозапись «Вальс цветов» Чайковского из балета «Щелкунчик».

Предварительная работа: наблюдение на клумбах, изучение названий цветов, чтение стихотворений о цветах, загадывание загадок, пение песен.

Ход игры

В группе тихо звучит «Вальс цветов» Чайковского

Воспитатель. Ребята, сейчас вы выберите себе шапочки цветов, и присядете на корточки на коврике. Я буду читать рассказ о цветах, когда кто-то услышит, что речь идёт о его цветке, он должен встать и выполнить движения согласно тексту.

- Наступило утро и проснулось солнышко. Я вышла на крыльцо и вдохнула свежий воздух, наполненный ароматом цветов. Мне захотелось пойти и поздороваться с цветами. Я направилась по тропинке, и вскоре

увидела в траве ромашку. (Ребёнок - ромашка встаёт) Она только что проснулась и открыла свои глазки (ребёнок выполняет действие) . Увидев меня, она несколько раз кивнула головой вперёд-назад (соответствую-

щее движение) , расправила по ветру лепестки (ребёнок разводит руки в стороны) и помахала мне (ребёнок выполняет несколько махов руками) . Пожалуй, цветочек со мной поздоровался. А чуть дальше я увидела голубой колокольчик, который тянулся головкой к солнцу. (Ребёнок выполняет движение) . Тут подул ветерок, и цветочки начали шататься: вперёд-назад, вперёд-назад. (Дети выполняют движения)

Солнышко выглянуло ещё сильнее, и проснулись другие цветы. (Дети выполняют движения) . Они радовались солнышку и кивали своими красивыми головками. Вдруг налетела тучка, пошёл тёплый летний дождь, и цветочки стали лепестками ловить капли дождя.

Во время рассказа педагога дети-цветы растут и распускают бутоны, вянут под лучами палящего солнца и с радостью ловят лепестками дождевые капли. Затем рассказчица возвращается домой и идёт с сад, где её встречают садовые цветы. В конце игры педагог «собирает букет цветов» - все берутся за руки и танцуют под весёлую музыку.

Нравится

Похожие материалы:

  • Кияшко Р. Ю. Воспитатель МАДОУ №13 «Чрезвычайные ситуации» (дидактическая игра для детей 5-6 лет) Цель: закрепление представления об опасных ситуа …

Подробней на сайте apruo.ru

МОУ ДПО «Центр научно-методического обеспечения»

г. Лысьва

Проект «Создание интерактивной дидактической игры для дошкольников »

Обоснование проекта:

Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. В игре ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.

У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

В настоящее время отдельное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ отводится компьютерным дидактическим играм. Занятия с применением компьютерных игр очень интересны дошкольникам. Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет ребёнку играть увлечённо, испытывать радость познания, открывать новое.

Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка. У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.

Для развития и обучения малышей уже создано большое количество компьютерных игр. Конечно, воспитатель может скачать игры из сети Интернет или купить готовый диск, но лучше приложить некоторые усилия и самому сделать обучающую компьютерную игру для детей даже в самой простой программе, например, в Microsoft PowerPoint.

Ребенок увидит на экране именно то, что надо воспитателю на данном занятии. А воспитатель получит в процессе создания игры новые знания в области ИКТ, применит их сразу на практике, увидит готовый продукт своего труда и, самое главное, получит удовольствие от творческого процесса.

Проблема:низкая ИКТ-компетентность педагогов ДОУ

Цель проекта:Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ через создание интерактивной дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. привлечь педагогов ДОУ к участию в муниципальном проекте, связанном с ИКТ
  2. расширить знания и умения педагогов ДОУ при работе с программой PowerPoint
  3. предоставить педагогам ДОУ возможность проявить свои творческие способности
  4. создать и распространить разработанную дидактическую игру для дошкольников

Срок реализации проекта:октябрь 2010 г. - апрель 2011 г.

Участники проекта:

1.Аликина Елена Павловна, методист по информационным технологиям МОУ «ЦНМО», руководитель проекта

2.Ефимова Анна Николаевна, методист по дошкольному образованию МОУ «ЦНМО», консультант проекта

3.Педагоги ДОУ города Лысьва

План-график:

1 этап - подготовительный(октябрь – ноябрь 2010)

  1. Реклама проекта на информационно – методическом совещании заместителей заведующих ДОУ и на Дне открытых дверей ЦНМО
  2. Разработка инструкций по работе с PowerPoint: настройка анимации, настройка действия, вставка звука, вставка видео, смена слайдов
  3. Организационное собрание всех участников проекта

2 этап – основной (ноябрь 2010 – март 2011)

  1. Семинары-практикумы для участников проекта по темам: «Триггеры», «Озвучивание», «Пазлы», «Гиперссылки», индивидуальные консультации по мере необходимости
  2. Разработка тематических блоков игры, разработка примерных заданий, подбор материалов
  3. Работа в группах по созданию своего тематического блока
  4. Создание общей игры, оформление титульного листа, разработка аннотации, оценочного листа
  5. Техническая экспертиза дидактической игры
  6. Апробация дидактической игры на старших подготовительных группах ДОУ, участвующих в проекте

3 этап – завершающий (март 2011 – апрель 2011)

  1. Презентация игры на информационно – методическом совещании заместителей заведующих ДОУ Реклама игры на родительских собраниях в ДОУ
  2. Продажа игры на ярмарке Фестиваля педагогических идей
  3. Распространение игры по ДОУ города

Ресурсы:

  1. Кадровые: педагоги ДОУ, методисты ЦНМО
  1. Информационные: Интернет, ресурсы участников проекта
  1. Финансовые:

- диски CD-R (100 шт. – 600 р.)

- краска для цветного принтера – 500р.

- печать цветных фотографий для рекламы – 150р.

Возможные риски и пути их преодоления:

  1. Проблемы при освоении возможностей программы MS PowerPoint – подробные инструкции, индивидуальные консультации, семинары - практикумы
  1. Маленький объем продаж дисков – реклама на ИМС заместителей заведующих ДОУ, на сайте ЦНМО, на родительских собраниях

Ожидаемый результат:

•Интерактивная дидактическая игра для дошкольников

•Повышение ИКТ – компетентности воспитателей ДОУ

Критерии оценивания результатов проекта:

  1. Количество педагогов ДОУ, принявших участие в проекте - не менее 10
  1. Отзывы детей и воспитателей при апробации игры (оценочный лист) – не менее 10 положительных отзывов
  1. Количество проданных дисков на ярмарке ФПИ - не менее 10

Апробация проекта:

Проект реализован в сроки, заявленные по плану. Проект был запущен в октябре 2010 года. В данный момент проект уже завершен.

  1. Создана интерактивная дидактическая игра «Город, в котором мы живем» для детей 5 – 7 лет. В начале игры детей встречает единорог (символ г. Лысьва) и предлагает ребенку отправиться в путешествие по нашему городу. Ребенок сам выбирает дорогу и открывается одна из тем: «Достопримечательности», «Растения», «Животные», «Транспорт», «Школа», «Сказки», «Музыка», «Профессии». В каждой теме предлагается от 5 до 7 интерактивных заданий. После прохождения темы ребенок может выйти из игры или выбрать другую тему.
  2. В проекте приняли участие 10 педагогов из 6 дошкольных образовательных учреждений и из муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
  3. ИКТ – компетентность педагогов ДОУ повысилась: педагоги освоили программу Microsoft PowerPoint на более высоком уровне, научились записывать звук на компьютере, работать в Интернете.
  4. Апробация интерактивной дидактической игры «Город, в котором мы живем» проходила с 09.03.2011 по 16.03.2011 в 7 дошкольных образовательных учреждениях г. Лысьва. В апробации игры приняли участие 11 воспитателей и 70 детей. 100% воспитателей оставили положительные отзывы об игре и хотели бы использовать эту игру в своей работе. 100 % детей отметили, что игра интересная. Все задания игры понравились более 50% опрошенных детей. 100% детей хотели бы еще поиграть в эту игру.
  5. В итоге продано 87 дисков, отзывы только положительные
  6. Работа проектной команды проходила очень продуктивно, обстановка была доброжелательная и рабочая. Все участники проекта выразили желание принять участие в подобном проекте в следующем учебном году тем же составом.

Список литературы:

  1. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976 г.
  2. Компьютерно - игровой комплекс для дошкольников http://40204s020.edusite.ru/p110aa1.html
  3. Ярусова Е. А. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac203.html
  4. Приключение с анимацией. Создание дидактических игр в программе PowerPoint посредством переключателей. Татьяна Лукьянчук/ Учительская газета №39 от 28 сентября 2010 года
  5. Триггеры в презентации. Применение. Создание слайда с триггерами.

Читать далее nsportal.ru

Дидактические игры для дошкольников развивают детские способности

Учимся – играя

Дидактические игры, разрабатываемые детскими психологами специально для дошкольников, подают в готовой форме те знания или специальный учебный материал, который тесно связан с жизненными интересами ребенка, делая поправку на его умственное развитие в определенный период жизни.

Среди разнообразия предлагаемого материала хотим обратить внимание на игру, которая принадлежит к разряду «Задания в картинках».

Игра «Забывчивый художник»

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку и дать ответ на такие два вопроса:

  • Какую деталь собачьей будки художник забыл нарисовать?
  • Какая из присутствующих на картинке деталей является лишней?

В данном случае игровой процесс способствует развитию у детей внимания.

Развивающие дидактические игры, которые разрабатываются ведущими психологами страны для дошкольников, содержат в себе готовый игровой замысел или предлагают ему игровой материал или же правила. Достижение какого-либо условия будет зависеть от определения поставленной игровым процессом цели. Как правило, такие игры всегда опираются на два аспекта:

  • Познавательный или то, чему необходимо учить ребенка, какие действия в игре он должен произвести с предметами, или что именно переделать, чтобы достичь желаемого условия;
  • Воспитательный. Здесь преследуется момент сотрудничества малыша, формирование форм общения и отношения к другим людям.

В любом случае для дошкольников предлагаемые дидактические игры не должны сосредотачиваться на передаче малышу конкретных знаний, умений или же навыков, а, наоборот, на развитии определенных его психических процессов, способностей.

Чтобы не предаваться многословности, предлагаем рассмотреть другую, не менее занимательную игру.

Игра «Бабушкина потеря»

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунок. Когда малыш скажет вам, что он готов ответить на ваши вопросы, ему задается вопрос: «Что из нарисованных предметов потеряла бабушка?». Затем, вслед за вопросом, необходимо уточнить, что этот предмет встречается на картинке всего лишь один раз.

Не каждому маленькому таланту будет легко отыскать данный предмет. Ведь даже не каждый взрослый способен на такой поступок. Поэтому можно предложить малышу зачеркивать одинаковые предметы, но только после того, как он убедится в том, что они на картинке в двойном количестве.

Вся маленькая жизнь – игра

Необходимо помнить, что для дошкольников любые дидактические игры не должны превращаться из игрового процесса в усвоение знаний и умений. Ведь их замысел состоит в том, чтобы создать именно игровую ситуацию, направленную на обучение.

Предлагая ребенку поиграть с пользой, нужно понимать, что игра должна опираться на конкретные склонности малыша. В частности, младшие школьники интересуются больше действиями, проводимыми с предметами. Акцент необходимо делать на привлекательности отдельных вещей, учитывая тот факт, что ребенок должен захотеть подержать в руках тот или иной предмет.

Не менее важным аспектом является и сам замысел проводимой игры.

Успех игрового действия должен присутствовать обязательно и базироваться на эмоциональной связи малыша с проводимыми им действиями. Ведь решение игровой задачи должно требовать от участника не только активных волевых и умственных усилий, но также дарить удовлетворение от проделанной работы.

Разрабатываются такие игры с учетом самых разнообразных обучающих задач:

  • ребенок не должен раньше времени убежать;
  • ему необходимо назвать определенную форму предмета;
  • успеть за ограниченное время отыскать требуемую картинку;
  • суметь запомнить несколько предметов.

Данные условие в процессе игрового обучения для дошкольников очень важны.

Игра «Увядающий цветок»

Предложите малышу внимательно рассмотреть картинку и задайте следующие вопросы, на которые ему придется дать правильные ответы, ради спасения цветка:

  • В каком горшочке растет увядающий цветок?
  • В каком горшочке необходимо увлажнить землю, чтобы цветок не погиб?

В итоге предложите «учащемуся» раскрасить картинку на свое усмотрение.

Игра «Накрываем на стол»

В данном случае само задание игры достаточно просто, тем не менее, именно в его простоте и заключается вся сложность. Попросите ребенка помочь растерявшейся девочке накрыть на стол.

Как вы можете видеть, к каждому прямоугольнику подведена ниточка, следуя за которой, можно прийти к картинке. Помогите малышу отыскать предмет и впишите его название в специально отведенное для этого место.

В итоге вам вместе удастся расшифровать слово, которое должно быть составлено из букв, вписанных в кружочки. Это будет название завтрака – Омлет.

Правила игры

Важнейшей особенностью, которую должны содержать в себе все дидактические игры, разрабатываемые как самими родителями для своих дошкольников, так и специалистами является наличие в них правил игры. Ведь только благодаря ним, до ребенка можно донести замысел игрового действия. Нельзя оставлять малыша одного во время обучающей игры.

Всем своим видом, а также и действиями, взрослый должен показать свое эмоциональное участие, доказать ребенку или группе детей важность всего происходящего и значимость всего этого лично для него.

Кроме сказанного, именно взрослый будет корректировать и направлять игровой процесс в нужное русло, преодолевая вместе с ними возникающие затруднения, одобряя их правильные действия, а также достижения, поощряя за соблюдение правил, указывая на ошибки и неточности. Именно поэтому в развивающей игре очень важно уметь совместить две разные роли организатора и участника.

От теории перейдем к практике и познакомимся с игрой для самых маленьких

Игра «Разложи по цвету»

Игровое поле представляет собой коробку из-под конфет. Донышки ее ячеек разрисованы так, как показано на фото. К каждой ячейке, исходя из цвета, прилагается некая капсула или фишка, называйте как угодно, такого же цвета, как и само донышко.

Суть игры состоит в том, чтобы как можно быстрее разложить все фишки по своим ячейкам, учитывая их цвет. Если кто-либо из игроков попутает цвета, то он пропускает один ход. Выигрывает тот, кто проделает данную операцию первым.

В качестве капсулы можно использовать половинки от шоколадных яиц с игрушкой.

Как вы убедились, дидактические игры могут быть самыми разнообразными. Главное подойти к решению вопроса конструктивно и с желанием.

Поделиться !

Подробней на сайте LediVeka.ru

Другие статьи по теме:

  • Социально личностное развитие дошкольников в игре

    Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников Тема: Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников. Цель: Совершенствовать работу пе...

  • Упражнения для дошкольников

    Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст) Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвое...

  • Игры на развитие способностей дошкольников

    Сообщение из опыта работы «Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольников» Сообщение из опыта работы «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МУЗЫ...

  • Скачать интерактивную игру для дошкольников

    Развивающие интерактивные игры для детей дошкольного возраста. Приемы применения интерактивной доски в ДОУ Аннотация: Для того, чтобы научиться создавать интерактивные игры и упражнения не обязат...

  • Экологические игры для дошкольников

    Картотека экологических игр для дошкольников Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей. Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в...

  • Загадки для дошкольников

    Загадки Загадки для дошкольников нужны для развития их логики, внимания и смекалки. Загадки нужно начинать загадывать от простых к сложным. Хорошо развитая логика поможет вашему ребенку при изуче...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Картотека игр на развитие внимания для дошкольников

    Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста) Развивающие игры "Запоминаем вместе" (картотека игр, направленных на развитие па...

  • Картотека игр для дошкольников

    Картотека дидактических игр для младших дошкольников Дидактические игры на развитие зрительного восприятия Свет Игра 1. «Пляшущие тени» Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представле...

  • Значение игры в развитии дошкольника

    Роль игр в жизни дошкольников На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к п...

  • Игровая программа для дошкольников

    «Курс молодого бойца». Спортивно-игровая программа для дошкольников с участием родителей, посвящённая 23 февраля. Спортивно-игровая программа для дошкольников (4-5 лет) с участием родителей, посв...

  • Компьютерные игры для дошкольников

    Компьютерные игры — новый вид деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи 1.1. Компьютер в детском саду. Кто-то сомневается в необходимости «общения» малыша с электронно-вычислительн...

  • Геометрические фигуры для дошкольников

    Игры с геометрическими фигурами (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста. ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ. / старший дошкольный возраст / В играх используются 8 геометрических фигур: круг,...

  • Коррекционно развивающая программа для дошкольников

    Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию программу по развивающей игре. Ведь мы все знаем, что люб...