Дошкольная педагогика

Дошкольная педагогика как наука

Подходы к определению дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева) .

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе) .

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова) .

Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.

Признаки дошкольной педагогики как науки.

Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.

Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.

Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.

Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.

В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г. ». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд) .

В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.

Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.

Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.

Методологическая платформа как наука.

Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.

Основные признаки методологической культуры педагога:

1. Познание различные понятий образования;

2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;

3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;

4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;

5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.

Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:

1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели) ;

2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества) ;

3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения) ;

4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.

Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.

Теоретико-методологическая основа ООП ДО:

1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;

2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.

3. Личностный подход – опора

Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).

1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;

2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;

3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров) ;

4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.

Деятельностный подход – это психологический подход.

Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:

1. Физическая культура – двигательной деятельности;

2. Социализация – игровая деятельность;

3. Труд – трудовая деятельность;

4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;

5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;

6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;

7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;

8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.

Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.

Методы дошкольной педагогики:

1. Методы изучения педагогического опыта;

2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.

Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.

www.maam.ru

Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Никол

Стр. 1

Введение

Процесс гуманизации содержания дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации педагогического процесса, ориентирует на поиск конструктивных форм взаимодействия и внедрение инновационных технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Инновационные процессы дошкольного образования осуществляются на основе личностно-ориентированного подхода, в рамках которого проходит социализация и развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.

Современные педагогические технологии определяют содержание дошкольного образования, структуру педагогической деятельности, организацию развивающей среды ДОУ.

Успешность содержательного реформирования деятельности детских садов связывается с задачей формирования профессиональной идентичности, т. е. развития у студентов адекватной инновационным тенденциям самоконцепции личности воспитателя-профессионала на базе единства научной теории и практики.

Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка на разных этапах социализации.

Предлагаемое пособие посвящено вопросам проведения лекционных занятий по учебному курсу «Дошкольная педагогика». Оно включает лекционный материал и методические рекомендации по проведению практических занятий в соответствии с приведенным перечнем учебных вопросов.

В результате изучения курса «Дошкольная педагогика» студенты должны знать:

системное представление о роли и месте дошкольного образования в образовательном процессе;

современные подходы к организации обучения и воспитания детей в условиях ДОУ;

специфику организации и перспективные направления построения развивающей среды детского сада;

инновационные технологии дошкольного образования;

особенности развития и социализации детей дошкольного возраста;

систему знаний о формах, средствах, методах и приемах воспитания и обучения дошкольников;

из 83

Ссылка на источник pedlib.ru

Дошкольная педагогика как наука

ЛЕКЦИЯ I. Дошкольная педагогика как наука

Дошкольная педагогика относится к числу молодых в системе педагогических наук. Её возникновение связано с именем Я. А. Коменского (17 пек) . Как наука дошкольная педагогика имеет свой предмет, задачи, функции, источники, методы, категории.

Современная дошкольная педагогика изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. Исследователей также интересует как влияет система воспитания и обучения на развитие личности дошкольника.

Предмет дошкольной педагогики - вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика данного предмета заключается в изучении периода дошкольного детства (с 3 лет до 7 лет) .

Задачи дошкольной педагогики определяются её теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью данной пауки:

1. Способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с требованиями современного общества.

2. Изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как основной формы воспитания и обучения детей.

3. Разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Функции дошкольной педагогики:

1. Описательно-прикладная, которая заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.

2. Прогностичная, заключается в научном прогнозе путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДОУ.

3. Творчески-преобразовательная, предполагающая учет научного прогнозирования, научных исследований, создание проектно-конструктивных технологии.

Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования. Метод - это путь, способ достижения целей и задач.

Методы исследования позволяют добывать научно-педагогическим производить сознательный и целеустремленный поиск для совершенствования образовательного процесса. Исследовательские методы помогают изучить и обобщить педагогические находки практики, вести самостоятельные научные исследования. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогической документации, детских работ, эксперимент. Исходя из широкого спектра методов можно назвать их уровни:

1. эмперический (сбор научных данных, описание явлений, фактов) ;

2. теоретический (обобщение, систематизация материала) ;

3. Метотеоретический (изучение самих теорий и разработка путей их построения и модернизации) . Этапы научного педагогического исследования:

1. определение проблемы, цели, гипотезы, задач;

2. проверка гипотезы (эксперимент) ;

3. осмысление полученных данных, обработка результатов;

4. оформление результатов исследования;

5. внедрение результатов в практику.

Более подробно методы исследования изучаются в курсе «Методология и методы научного психолого-педагогического исследования».

Современная дошкольная педагогика «впитала» в себя многие сведения о воспитании и обучении детей. Её источниками является народная педагогика, религиозная педагогика, зарубежная и отечественная история педагогики, педагогическая практика, научные экспериментальные исследования, данные смежных наук (психология, анатомия и физиология ребенка дошкольного возраста, гигиена и др.) .

Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования, наличие разнообразного спектра философских направлений: аксиологический подход, системный, деятельностно-творческий, личностный, культурологический, синергетический и т.д.

Теоретико-методологические подходы дошкольной педагогики определяют взгляд, позицию, стиль педагога, его отношение к личности ребенка, философское понимание роли взрослого в воспитании и обучении детей.

Методологические подходы позволяют произвести переакцентировку содержания в основных категориях дошкольной педагогики.

Воспитание как социальное явление заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле — это специально созданные условия, содействующие развитию ребенка.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания. В характеристике ребенка-дошкольника можно говорить о возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту, причем важен не столько биологический, сколько психологический паспорт ребенка) , индивидуальном (своеобразие, особенности развития) , личностном (становление, развитие личностных качеств, их особенности) .

Формирование - это специальное организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов.

Обучение - это специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, её переработку и создание новой. Важным при этом является воспитание положительного отношения к процессу познания, формирование специальных умений и навыков работы с информацией, развитие социально-нравственных привычек поведения.

Ребенок-дошкольник живет в социуме, его окружает культура общества, отношений, прав и свобод. Вместе с тем, дошкольник создает свою субкультуру.

В работах П. Г. Кока, В. Кудрявцева и др. субкультура рассматривается как специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных сообществ.

Субкультура детства как категория стала характеризовать особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях. Детская субкультура проявляется в вопросах, словотворчестве, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора. Субкультура детства - это способ освоения ребенком путей «вхождения» в мир взрослых, культуру социума.

Пересмотр содержания основных подходов к детям предполагает учет принципов лнчностно-ориентированной педагогики (Бондаревская Е. В., Газман ОС, Кульневич СВ, Мудрик А. В. и др.) .

Данные принципы характеризуют стиль воспитания как определенный взгляд на ребенка обществом (как мир взрослых воспринимает мир детей) . Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания. Мир взрослых (MB) воспринимает мир детей (МД) как реальный самоценный период жизни детей; этот период требует для перемен и изменений определенного времени.

Оптимальная модель взаимодействия MB и МД предполагает учет принципов равенства двух миров, диалога, а не монолога, свободы и прав ребенка на ошибку, признание ребенка таким какой он есть. Личностно-ориентированная педагогика исходит из желаний, запросов, интересов, возможностей, своеобразия каждого ребенка, предпочитает видеть и доходить до каждой личности.

Смысл педагогической позиции заключается в поддержке. Суть педагогической поддержки заключается в том, что взрослый поддерживает, помогает лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне) , т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности ребенка. Педагогическая поддержка не может заменить воспитания, так как сам из себя ребенок не может вырастить культуру, создаваемую векам и.

Профессиональная деятельность специалиста дошкольного образования направлена на реализацию всех функций (материнской, развивающей, диагностической и коррекционной, коммуникативной, конструкторско-организаторской, координирующей, профессионального совершенствования) – по классификации Е. А. Панько.

Педагогическая поддержка, согласно работам О. С. Газман, учитывает не только обязанности, но этапы деятельности педагога. Ребенок в условиях поддержки и заботы воспринимает образцы культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми.

Профессиограммы педагога ДОУ, преподавателя педагогического колледжа приобретают общие черты, определенные личностно-ориентированной педагогикой. Характерными чертами должны стать сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему свободы выбора, принятия решения, творчества, сотворчества воспитателя и детей.

Эти черты придают технологии деятельности педагога универсальность. Переход к личностно-ориентированному взаимодействию зависит от общей и педагогической культуры, личностных качеств, запросов, желаний педагога.

Профессиональную подготовку кадры для ДОУ получают в педагогических колледжах, институтах, университетах. Классификаторы специальностей и специализаций предполагают их интегрированность и взаимосвязь. В учебных заведениях специализация имеет определенную направленность и связана с конкретными обязанностями специалистов (воспитатель логопедической группы, инструктор по физическому воспитанию в ДОУ. руководитель ритмики, руководитель студии изобразительной деятельности, воспитатель с правом преподавания иностранного языка и т.п.) .

По окончанию учебного заведения (среднего или высшего) присваивается педагогическая квалификация, которая характеризует уровень и вид профессионально-педагогической образованности специалиста.

Педагогическая деятельность предполагает постоянное повышение квалификации, реализацию функции профессионального самосовершенствования.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем обуславливается специфика предмета, задач, функций дошкольной педагогики?

2. Чем обуславливается спектр теоретико-методологических основ дошкольной педагогики?

3. В чем заключается феномен педагогической поддержки?

4. Что объединяет профессиограмма воспитателя и преподавателя пед. колледжа?

5. Каково содержание основных категорий дошкольной педагогики?

Добро пожаловать!

На нашем портале Дошкольник.ком Вы всегда сможете найти много интересной и очень познавательной информации, на такие темы как : советы родителям и педагогам по развитию и правильному воспитанию дошкольников, литературу которая будет полезна родителям и педагогам, актуальную информацию о здоровье, питании, по закаливанию и развитию высокого интеллекта у детей дошкольного возраста. Также для наших любимых дошкольников мы опубликовали различные стихи на разные тематики, веселые загадки и песни, детские сказки, и множество юмористических игр, развивающих игр, логических игр, музыкальных игр для детей.

А наши веселые сценарии для проведения праздников для дошколят, помогут Вам устроить настоящий и незабываемый праздник. Приятного Вам просмотра страниц нашего сайта и всего доброго!

Свежие новости

Материал doshkolnuk.com

Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки. - Студопедия

Читайте также:

2. Объект, предмет и функции дошкольной педагогики

3. Задачи дошкольной педагогики

4. Основные понятия дошкольной педагогики.

5. Источники развития дошкольной педагогики.

6. Связь дошкольной педагогики с другими науками.

7. Методы дошкольной педагогики

1. Козлова С. А, Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2008

Основное содержание ответа:

Дошкольная педагогика - наука о воспитании и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу) .

Дошкольная педагогика изучает:

  • Процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления.
  • Влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных учреждениях) .

Предмет дошкольной педагогики - процесс целенаправленного развития и формирования личности ребенка дошкольного возраста в условиях воспитания, обучения и образования.

Функции дошкольной педагогики: социальная, прикладная, прогностическая, теоретическая и технологическая.

Социальная функция дошкольной педагогики связана с требованиями современного общества в области образования подрастающего поколения.

Прикладная функция дошкольной педагогики - заключается в разработке новых совершенных программ и методов воспитания, обучения детей дошкольного возраста.

Прогностическая роль дошкольной педагогики заключается в изучении тенденций и перспектив развития системы дошкольного образования, организации воспитания детей дошкольного возраста. На основе научного прогноза создаются новые концепции воспитания детей дошкольного возраста, разрабатываются стандарты дошкольного образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольных образовательных учреждений, исследуются особенности образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях разных видов и типов.

Теоретическая функция, реализуется на 3 уровнях:

  • Описательный или объяснительный уровень - изучение передового педагогического опыта дошкольного образования,
  • Диагностический уровень заключается в выявлении состояния педагогических явлений, эффективности, установление причин и условий их обеспечивающих,
  • Прогностический уровень включает экспериментальное исследование педагогической действительности и построение моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень связан с раскрытием сущности педагогических явлений, научным обоснованием предполагаемых изменений, созданием теорий воспитания и обучения детей дошкольного возраста, моделей педагогических систем.

Технологическая функция реализуется на 3 уровнях:

  • Проективный уровень связан с разработкой методических материалов (планов, программ, пособий, методических рекомендаций) , воплощающих в себя теоретические концепции, план педагогической деятельности ДОУ, ее содержание и характер.
  • Преобразовательный уровень направлен на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику дошкольного образовательного учреждения с целью ее совершенствования и реконструкции.
  • Рефлексивный, корректировочный уровень предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи дошкольной педагогики имеют постоянный, вневременной и временной характер.

Постоянные вневременные задачи дошкольной педагогики:

  • Разработка теоретических проблем воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста. Реализация задачи связана с изучением закономерностей процессов воспитания, обучения, образования детей дошкольного возраста, разработкой концепций, программ, методик, технологий, новых моделей образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
  • Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности и внедрение результатов исследования в практику.
  • Прогнозирование дошкольного образования. Научный прогноз позволяет строить политику, экономику в области образования, совершенствовать образовательную систему, подготовку специалистов дошкольного профиля.

Временные задачи дошкольной педагогики:

  • Разработка новых программ, пособий, методических рекомендаций для дошкольных учреждений.
  • Разработка тестов (для определения готовности детей к школьному обучению, к предшкольной подготовке, воспитанности и т.д.) .
  • Внесение изменений в предметно-пространственную развивающую среду групповой комнаты, участка дошкольного учреждения.
  • Изучение эффективности деятельности служб дополнительного образования детей дошкольного возраста и др.

Дошкольная педагогика оперирует педагогическими понятиями: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, целостное развитие личности, детство.

Воспитание - передача накопленного опыта от одного поколения к другому. Специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на воспитуемого с целью формирования заданных качеств. Процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; совместная деятельность ребенка и взрослого, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры и способов действий с ними. Обучение предполагает создание условий для специально организованных форм работы с детьми и для нерегламентированной детской деятельности, основанных на программах, методах и технологиях, обеспечивающих развитие способностей детей.

Целостное развитие - гуманистический идеал воспитания, утверждающий целостность человеческой природы. Внутренняя обусловленность субъекта, определяющая его уникальность.

Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении, образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу) .

Педагогический процесс – специально организованное, развивающее во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателя и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных качеств и свойств воспитанников.

Предметно-развивающая среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка. Становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности, обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка

Амплификация развития дошкольников - максимальное использование возможностей каждого возраста для полноценного психического развития ребенка, «обогащение» содержания детского развития (А. В. Запорожец) наиболее значимыми для ребенка формами и способами деятельности.

Дошкольная дидактика - отрасль общей дидактики, изучающая теоретическое обоснование цели дошкольного обучения, содержание, формы организации, методы и средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку его к обучению в школе.

Источниками дошкольной педагогики являются:

Народная педагогика.

В народной педагогике отражается культура народа, его ценности, идеалы, исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Народная мудрость сохранила проверенные опытом и временем педагогические советы в виде пословиц, поговорок, былин, легенд, сказок, игр, игрушек, песен, потешек, закличек и др.

  • Религия

Педагогика использует положительное ядро религиозных учений для блага воспитания и образования детей дошкольного возраста. Библейские заповеди раскрывают идеалы отношений между людьми.

В религиозных книгах: Библии, Коране, Талмуде и др. раскрыты представления человечества о морали, нравственности. Христианское учение призывает любить и прощать друг друга, доброжелательно относиться к людям, стремиться к совершенству, любить Родину.

  • Прогрессивные идеи прошлого и настоящего в отечественной и зарубежной педагогике.

Педагогика, анализируя, обобщая, интерпретируя педагогические воззрения разных времен, расширяет свою теоретическую базу и обеспечивает преемственность мировой педагогической культуры. Бережно сохраняются памятники мировой педагогической культуры.

  • Специальные экспериментальные исследования проблем дошкольного Детства.
  • Передовой педагогический опыт

Педагогическая практика, опыт воспитания, образования детей дошкольного возраста, который имеется в разных странах, отдельных дошкольных образовательных учреждениях, в индивидуальной деятельности педагога имеет неоценимый вклад в науку дошкольную педагогику.

  • Данные смежных наук

В разных науках изучается личность человека: философии, социологии, анатомии, психологии. Человечество значительно продвинулось в изучении личности человека. Открытия в смежных науках обусловливает изучение проблем дошкольной педагогики.

Современная наука дошкольная педагогика имеет различные источники развития.

Дошкольная педагогика связана со многими науками.

Дошкольная педагогика как наука развивается благодаря тесной взаимосвязи, творческому использованию других наук. Общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов указывает педагогике философия. Философия - наука об общих законах развития природы, человеческого общества и мышления, является методологической основой педагогической науки.

Опираясь на данные общественных наук (социологии, этики, эстетики и др.) , дошкольная педагогика изучает объективные потребности общества в воспитании ребенка дошкольника и условия их реализации.

К. Д. Ушинский, разработал антропологический подход, заключающийся в использовании данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К обширному кругу антропологических наук К. Д. Ушинский отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию, статистику, историю и т.п.» Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» К. Д. Ушинский.

Если проблемой человека как члена общества занимаются общественные науки, то человек как продукт биологической эволюции является объектом изучения биологических наук. Физиология рассматривается как естественнонаучная база педагогики, которая опирается в первую очередь на данные физиологии о развитии высшей нервной деятельности человека, о типологических особенностях нервной системы, о развитии и функционировании органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем, желез внутренней секреции. На базе этих данных дошкольная педагогика успешно решает вопросы повышения качества воспитания и образования, проникая в закономерности психических явлений и процессов. Физиология раскрывает основные принципы строения и закономерности функционирования растущего организма, что позволяет определить средства и методы воспитания, соответствующие возрасту детей,

Психология как наука о закономерностях и механизмах психики, определяет познание человеком действительности, исследует разнообразные психические процессы, состояния и качества, формирующиеся в процессе развития человека, его воспитания и взаимодействия. Условия, механизмы протекания внутренних процессов, формирование различных качеств и черт личности учитываются при разработке педагогикой содержания и методов воспитания.

Дошкольная педагогика, имея свой предмет и область исследования, тесно связана с науками, изучающими человека, закономерности его физического и психического развития, поведения и деятельности в обществе. Связь эта осуществляется в разнообразных формах: совместном исследовании общих проблем дошкольного Детства, использовании педагогикой данных и фактов других наук, применение методов этих наук в педагогическом исследовании.

Методы исследования - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, изучение педагогической документации, детских работ.

Читать далее studopedia.ru

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Расстановка ударений: ДОШКО`ЛЬНАЯ ПЕДАГО`ГИКА

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - наука о воспитании детей дошкольного возраста, о закономерностях дошкольного воспитания. Д. п. опирается на основные положения общей педагогики и теснейшим образом связана с детской психологией, а также с общей и возрастной анатомией и физиологией.

Многообразны связи Д. п. и с другими науками. Д. п. использует данные мед. наук и прежде всего гигиены и педиатрии. Ценные мысли и наблюдения черпает Д. п. из истории педагогики.

Поскольку именно в дошкольном возрасте дети овладевают речью, разработка ряда проблем Д. п. смыкается с вопросами языкознания. Разработка методики нравственного и эстетич. воспитания, первоначального обучения обусловливает связь Д. п. с этикой, эстетикой и другими науками.

Методологич. основой Д. п. является диалектико-материалистич. понимание ребёнка как целостной личности, обладающей определёнными природными задатками и развивающейся в определённых социальных условиях. В СССР - это условия социалистич. общества, вступившего в период развёрнутого построения коммунистич. общества.

В соответствии с этим основная задача сов. Д. п. - разработка содержания и методов коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. Конкретные задачи Д. п. многообразны, они охватывают и более общие вопросы: теория и практика физического, умственного, нравственного, трудового, эстетич. воспитания, дидактика, организация работы детских садов и т. п., и частные, напр. дидактич. игры, режим в детском саду, формы работы воспитателей детского сада с родителями и т. п.

Методы исследования, применяемые Д. п.: наблюдение, пед. эксперимент, беседа, изучение документации, анализ продуктов детской деятельности и т. д. Наблюдение проводится и науч. работниками, и воспитателями детских садов, обобщающими свой опыт. Данные наблюдения тщательно записываются.

Эти записи впоследствии составляют материал для анализа и обобщающих выводов. Пед. эксперимент проводится в специально организованных, но привычных для ребёнка условиях.

Он требует особенной осторожности и пед. такта, чтобы устранить предвзятость и обеспечить объективность исследования, а также не повредить развитию "объекта" исследования. Беседа с воспитателями, "родителями даёт возможность исследователю использовать их наблюдения за поведением и развитием того или иного ребёнка или группы детей, выявить ценный пед. опыт, а также и ошибки в воспитании.

Беседы с детьми помогают выявить их интересы, особенности речи, отношения к окружающему и т. п. Изучение документации - один из подсобных методов. Изучение планов и отчётов детских садов и отдельных воспитателей даёт материал для характеристики организационной работы, нек-рых приёмов воспитания. Большое значение имеют записи наблюдений воспитателей, если они ведутся систематически и квалифицированно, и дневники развития ребёнка.

Анализ продуктов детской деятельности (рисования, лепки, конструирования и т. п.) даёт хорошие результаты, если детские работы тщательно собираются и точно датируются.

Все эти, а также и другие методы исследования оказываются плодотворными, если применяются во взаимодействии. Процесс развития ребёнка настолько сложен, что ни один метод, взятый отдельно, не обеспечивает достаточно убедительных выводов (в особенности если исследование ставило целью не к.-л. небольшой, частный вопрос, а претендовало на более или менее широкое обобщение) .

Практика работы дошкольных учреждений, семейного воспитания даёт основной материал для теоретич. обобщений. В свою очередь теоретич. обобщения Д. п. проверяются практикой и, в конечном счёте, служат обогащению и совершенствованию практики уч. и воспитательной работы.

В области Д. п. мировая пед. мысль, начиная с Я. А. Коменского, накопила немало ценных наблюдений и обобщений.

Как особая наука Д. п. "отпочковалась" от общей педагогики лишь во 2-й пол. 19 в. Это было связано, с одной стороны, с развитием детской психологии и выделением её в самостоятельную отрасль знания, а с другой - с появлением и распространением дошкольных воспитательных учреждений.

В этих дошкольных учреждениях - детских садах - накапливался опыт работы с детьми, требовавший осмысления и обобщения. Работники детских садов нуждались в помощи со стороны педагогов-теоретиков. Впервые обосновал и реализовал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое дошкольное учреждение для пролетарских детей Р. Оуэн.

Выделению Д. п. в спец. отрасль педагогики способствовала деятельность нем. педагога Ф. Фребеля. Влияние системы Фребеля было исключительно велико в 19 и нач. 20 вв. Сказывается оно и до сих пор в большинстве капиталистич. стран. Система Фребеля была противоречивой.

Развитие ребёнка он рассматривал в духе нем. идеалистич. философии, как саморазвитие врождённых инстинктов. В то же время он разработал систему занятий и игр, подчинённых строгим правилам, что придавало им характер однообразных упражнений. Вместе с тем Фребель обогатил практику дошкольного воспитания, разработав ряд приёмов работы с детьми с учётом их возрастных особенностей (ручной труд, конструирование, плетение и т. д.) .

В первые десятилетия 20 в. в зарубежной Д. п. происходят значительные изменения. Распространяются идеи саморазвития личности ребёнка в процессе свободного самовоспитания и самообучения.

Образовательное направление дошкольного воспитания эволюционирует в сторону автодидактизма. Буржуазная Д. п. отказывается от руководящих активных действий педагога и переходит на позиции косвенного содействия саморазвитию детей.

Итал. педагог М. Монтессори утверждала, что задача воспитателя по отношению к раннему детству состоит в том, чтобы "помогать саморазвитию психофизической личности ребёнка, а не в том, чтобы дать ему образование". Монтессори была выразительницей индивидуализма в педагогике, к-рый становится всё более характерным для буржуазной Д. п. Нек-рые положения Монтессори были верными (напр., о важности развития ещё в раннем детстве .органов чувств) . Но использование предложенных ею дидактич. материалов по сенсорному воспитанию на деле снижало возможности развития, лишало детей инициативы. Как подчёркивала Н. К. Крупская, и "фребелевские и монтессориевские детские сады насквозь пропитаны духом буржуазного патриотизма, способствуют целиком воспитанию подрастающего поколения в направлении, диктуемом властью помещиков и капиталистов их страны" ("Воспитание ребенка дошкольника", 1939, с. 6) .

Установку на спонтанный характер детского развития углубила прагматическая педагогика.

До настоящего времени во многих капиталистич. странах в области дошкольного воспитания популярна теория белы, педагога О. Декроли, одного из виднейших представителей "нового воспитания". Как и многие другие буржуазные педагоги, Декроли биологизировал пед. процесс. Его методика обучения и воспитания исходит из т. н. центров интересов ребёнка, при этом интерес ребёнка понимается как инстинкт.

В России многие видные педагоги внесли свой вклад и в развитие Д. п. Значительную роль в разработке вопросов умственного развития и расширения представлений детей о жизненных явлениях сыграл В. Ф. Одоевский. Его "Наука до науки" (1844) - выдающийся труд по Д. п.

В 60-е гг. 19 в. на развитие Д. п. огромное влияние оказал К. Д. Ушинский. Его заслуга заключалась в том, что в своём труде "Человек как предмет воспитания" он выдвинул и научно обосновал необходимость изучения психологии ребёнка в процессе его воспитания.

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" - писал Ушинский (Соч., т. 8, 1950, с. 23) . Он указывал, что путём целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно "далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных". Огромное воспитательно-образовательное значение Ушинский придавал игре и рекомендовал широко применять нар. игры, используя их как развивающее и воспитывающее средство. Ушинский разработал идеи нравственного воспитания и роли труда в нём, раскрыл могучую силу родного языка в воспитании детей. Изучение ребёнка в процессе воспитания и первоначального обучения со времён Ушинского стало одной из теоретич. основ Д. п.

Во 2-й пол. 19 в. Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради, А. С. Симонович своей теоретич. и практич. деятельностью способствовали развитию Д. п. и оформлению её в спец. отрасль пед. науки. Большой вклад в теорию Д. п. внёс П. Ф. Лесгафт, разработавший теорию физич. воспитания и подвижных игр.

В условиях капитализма прогрессивные идеи в области дошкольного воспитания не могли быть реализованы. Буржуазия не была заинтересована в организации детских садов для детей трудящихся.

В дореволюционный период в России дошкольных учреждений было очень мало и они чаще всего содержались на благотворительные средства. Лишь в нескольких т. н. народных садах в Москве и Петербурге прогрессивные деятели в области Д. п. - Е. И. Тихеева, Л. И. Чулиикая, Л. К. Шлегер, пытались реализовать идеи Коменского, Ушинского, Лесгафта и др.

В предреволюционный период в России были организованы фребелевские общества и ряд курсов, готовивших "воспитательниц-фребеличек". В это же время получила распространение теория свободного воспитания, последовательным защитником к-рой являлся К. Н. Вент-цель.

Защитники теории "свободного воспитания" в борьбе со старой реакционной системой воспитания, основанной на муштре и догматизме, дошли до отрицания авторитета взрослых в деле воспитания, отрицали программность, разумный, организуемый взрослыми распорядок жизни детей. Организация "идеального детского сада" по теории Вентцеля отражала характерные черты теории "свободного воспитания" (аполитичность в определении целей воспитания, педоцентризм, стихийность воспитания) и не оправдала себя на практике.

Возникновение марксизма в сер. 19 в. было величайшим революц. переворотом во всех областях знания. Основоположники марксизма считали, что развитие крупной промышленности неумолимо ставит вопрос о развитии общественного воспитания.

В "Принципах коммунизма" эта задача сформулирована Ф. Энгельсом так: "... Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 333) . Борьба за раскрепощение женщины и общественное воспитание детей становится программным требованием рабочего класса. Однако задачи общественного воспитания могло осуществить только социалистич. гос-во. В. И. Ленин учил, что общественное воспитание является условием освобождения женщины, широкого вовлечения её в производственную, политич., культурную жизнь страны. "Общественные столовые, ясли, детские сады - вот образчики этих ростков, вот те простые, будничные, ничего пышного, велеречивого, торжественного не предполагающие средства, которые на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной, по ее роли в общественном производстве и в общественной жизни" (Соч., т. 29, с. 396) .

В конкретизации и проведении правильной политич. линии в области общественного дошкольного воспитания и в разработке теоретич. основ Д. п. огромная роль принадлежит Крупской. Её высказывания о роли дошкольного детства в развитии человека, о физич., нравственном, умственном, трудовом воспитании, о роли игры, о требованиях к игрушке и лит-ре для детей, о воспитании коллективизма и интернационализма определяли принципиальные теоретич. основы Д. п.

Вел. Окт. социалистич. революция создала условия для развития Д. п. Это развитие шло в острой борьбе с буржуазными системами, к-рые в первые годы бурного роста дошкольных учреждений имели известное влияние. В борьбе за создание марксистской Д. п. на первых этапах дошкольного строительства большая роль принадлежала съездам по дошкольному воспитанию, особенно 1-му съезду (1919) . Съезд объединил творческие силы педагогов для разработки теоретич. основ новой системы воспитания.

В формировании сов. Д. п. значительную роль играли опытно-показательные дошкольные учреждения. Они работали под руководством Шлегер, Тихеевой, Е. А. Флериной; в их работе принимали участие Е. А. Аркин, К. Н. Корнилов и др.

Сов. Д. п., развивающаяся на основе марксистско-ленинского понимания явлений воспитания, образования и обучения, подвергла принципиальной критике теоретико-философские основания, содержание и методы буржуазной Д. п.

Н. К. Крупская, П. П. Блонский, А. В. Суровцева, Р. К. Прушицкая и др. резко критиковали, в частности, системы Фребеля и Монтессори. Они обосновывали связь дошкольного воспитания с жизнью Сов. страны, разрабатывали вопросы коммунистич. воспитания, содержания, методов и форм воспитательно-образовательной работы в детском саду, единства и преемственности работы дошкольных учреждений, школы и семьи.

В развитие Д. п. внёс свой вклад А. С. Макаренко, к-рый обосновал многие принципиальные вопросы воспитания в коллективе, высказал ценные мысли об игре, о воспитании средствами труда, о семейном воспитании и т. д.

В годы Вел. Отечеств. войны борьба за сохранение жизни и здоровья детей потребовала серьёзной разработки проблемы физич. воспитания и закаливания организма ребёнка, более глубокой разработки проблемы питания и его влияния на организм, охраны нервной системы детей и т. д.

В послевоенные годы развитие н.-и. работы в области дошкольного воспитания, накопление и обобщение опыта работы дошкольных учреждений содействовали повышению теоретич. основ Д. п. Защита первых докторских диссертаций в области дошкольного воспитания А. М. Леушиной, А. П. Усовой, Флериной, И. В. Чувашевым способствовала углублённой разработке отдельных проблем и обогатила пед. науку в целом и Д. п. в особенности.

За послевоенные годы теоретич. освещение получили вопросы первоначального обучения, разрабатываемые Усовой и др. Значительное развитие получила проблема игры (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Усова, А. И. Сорокина, З. В. Яновская) . Одной из актуальных проблем Д. п. является проблема изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (работы Флериной, Н. П. Сакулиной и др.) . Проблемы муз. воспитания разрабатываются Н. А. Ветлугиной, Н. А. Метловым и др.

Важнейшая проблема Д. п. - трудовое воспитание в детском саду и семье, в процессе к-рого формируются первые трудовые навыки и любовь к труду (Л. А. Порембская и др.) .

В сов. Д. п. научно обоснована теория физич. воспитания детей дошкольного возраста (Аркин, А. И. Быкова, Е. Г. Леви-Гориневская, О. П. Молчанова, Чулицкая и др.) .

Решения XXII съезда КПСС (1961) , новая Программа КПСС и содержащийся в ней моральный кодекс строителя коммунизма подняли на высокий уровень проблемы нравственного воспитания детей, начиная с ранних лет. Нравственному воспитанию детей, их жизни в детском саду посвящён ряд исследований (Е. И. Радина, Л. П. Катина и др.) . "Программа воспитания в детском саду" (1962) отражает передовой опыт и результаты научных исследований в области дошкольного воспитания.

Проблемы Д. п. разрабатываются в основанном в 1960 н.-и. ин-те дошкольного воспитания АПН РСФСР (см. Дошкольного воспитания институт) .

Развитию Д. п. содействует ежемесячный журнал Мин-ва просвещения РСФСР "Дошкольное воспитание". Д. п. преподаётся на дошкольных ф-тах пед. ин-тов и в пед. училищах. Учебник "Дошкольная педагогика" (автор А. И. Сорокина) издан в качестве основного пособия в 1952, 1958, 1961.

Переведён на болг., кит., нем., польск., рум., чеш. языки.

Сов. Д. п. широко использует передовой опыт социалистич. стран и оказывает влияние на развитие Д. п. в этих странах. Творческому обмену опытом содействуют взаимная публикация работ и общение представителей науки и практики.

Состоявшийся в 1959 в Москве семинар по дошкольному воспитанию, созванный по инициативе Мин-ва просвещения РСФСР, положил начало систематич. сотрудничеству научных и практич. дошкольных работников СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Монголии, Польши, Румынии, Чехословакии и других социалистич. стран.

Лит.: Крупская Н. К., О дошкольном воспитании. Сб. статей и речей, М., 1959; Макаренко А. С., Лекции о воспитании детей, 4 изд., М., 1952; Сорокина А. И., Дошкольная педагогика. Учебник для педагогических училищ, М., 1961; Вопросы обучения в детском саду, под ред.

А. П. Усовой, М., 1955; Подготовка детей в детском саду к школе. Сб. под ред. А. П. Усовой, М., 1955; Система эстетического воспитания в детском саду, под ред.

Н. А. Ветлугиной, М., 1962; Жуковская Р. И., Творческие ролевые игры в детском саду, М., 1960; Игра и труд в детском саду, под ред. А. П. Усовой, М., 1961; Воспитание детей в игре.

Сб. статей, М., 1955; Нравственное воспитание в детском саду, М., 1959; О проблемах дошкольного воспитания. Материалы совещания-семинара по дошкольному воспитанию, М., 1962.

А. И. Сорокина. Ленинград.

Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А. И. Каиров и Ф. Н. Петров. М., 'Советская Энциклопедия', 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Подробней на сайте
Подробней на сайте pedagogic.ru

Другие статьи по теме:

  • Дошкольное образование pdf

    Девиз: «Компьютер + Игра = Обучение» Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека - насущная необходимость. Современным детям предстоит жить и работать в новом информацио...

  • Индивидуализация дошкольного образования по фгос

    Индивидуализация детей дошкольного возраста Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные при...

  • Основная образовательная программа дошкольного образования

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Основная функция дошкольного образования

    Воспитателю учреждения дошкольного образования - Документ - стр.1 1.1 Педагог-психолог учреждения дошкольного образования относится к категории специалистов. 1.2 Должность педагога-психологаучреж...

  • Педагогические технологии в дошкольном образовании

    Педагогические технологии в дошкольном образовании Образовательные технологии и педагогические технологии В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупн...

  • Педагогический процесс в дошкольном учреждении

    Проблемы качества педагогического процесса в дошкольном учреждении Проблемы повышения качества образования являются на сегодняшний день самой животрепещущей темой педагогических коллективов на вс...

  • Педагогическое сопровождение в дошкольном образовании

    Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства ПАСПОРТ экспериментальной площадки по теме «Повышение профессионального роста педагогов с использованием идей тьюто...

  • Инновационные технологии в дошкольном образовании

    Инновационные педагогические технологии в детском саду. Из опыта работы Наш педагогический коллектив начальная школа-детский сад интенсивно внедряет в работу инновационные технологии. Основная за...

  • Информационные технологии в дошкольном образовании

    Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании Развитие современного общества неразрывн...

  • Планирование развития дошкольного воспитания

    Комплексно-тематическое планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Комплексно -тематическое планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольно...

  • Источники развития дошкольной педагогики

    Народная педагогика как основной источник дошкольной педагогики Проект «Народная педагогика как основной источник народной педагогики» Миссия проекта Проект предназначен для педагогов и родителей...

  • Вариативные формы дошкольного образования

    «Классификация вариативных форм дошкольного образования» Классификация вариативных форм дошкольного образования. Хотелось бы рассмотреть конкретнее несколько вариативных форм, которые могли бы ре...

  • Специальность дошкольное образование

    Специальность Дошкольное образование Шифр 1-01 01 01 Описание специальности Дошкольное образование - специальность, предметной областью которой является воспитание, обучение и развитие детей ранн...

  • Вариативные программы дошкольного образования по фгос

    Вариативность примерных программ дошкольного образования (сравнительный анализ) «Вариативность примерных программ дошкольного образования» 1 слайд. Сравнительный анализ примерных общеобразователь...