В последнее десятилетие по мере стабилизации ситуации в российском обществе значительно возросло внимание общества и государства к системе дошкольного образования, что обусловлено социально-экономической значимостью дошкольного образования.
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности, и профессионализма.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к деятельности воспитателя ДОО. Одной из актуальных задач деятельности воспитателя является развитие речи детей. В отечественном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, пересказ литературных произведений, сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок, а также в игровой деятельности.
В ФГОС в образовательной области «Речевое развитие» перед воспитателем ставится задача формирования аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте. Звуковой аналитико-синтетический метод используется в логопедической работе для развития фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза). Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Развитие грамматических навыков. Развитие связной речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны и требуют активности не только логопеда, но и воспитателя. При этом целесообразно рассмотреть опыт зарубежных стран в организации дошкольного образования, в частности работу по развитию речи дошкольников.
Во многих странах мира дошкольное образование является первичным звеном единой системы воспитания и обучения. Как правило, в большинстве стран функционируют стационарные и сезонные ясли, садики с разной длительностью работы, дошкольные отделения при начальных классах, материнские школы, площадки. Основа дошкольного образования - воспитательная работа, целью которой является гармоничное развитие детей, формирования навыков жизни в обществе, осуществляется в соответствии с программами воспитания и учебы. Во всех странах существуют системы подготовки педагогических работников (курсы, средние специальные, высшие учебные заведения). Каждая национальная система дошкольного образования имеет свои особенности и собственный передовой опыт.
Дошкольное образование Финляндии, является одним из лучших в мире, рассматривается вопрос преемственности образования России и зарубежья.
Финляндия северная страна, а, значит, подрастающее поколение с детства закаляют и приучают к суровой финской природе. Одно из своеобразий финской системы дошкольного образования связано с погодой. «Не бывает плохой погоды – бывает неподходящая одежда», - гласит девиз детсадов.
Во время тихого часа дети сами выбирают, чем они будут заниматься: спать, слушать музыку или сказку на кассете, играть в тихие игры, рассматривать книги.
Огромное значение здесь уделяется развитию речи во всех видах деятельности. Воспитатели всегда готовы делать что-нибудь с детьми руками, играть в настольные или ролевые игры, рисовать и лепить. Как правило, дети занимаются разными видами деятельности внутри одной темы, которая осваивается на протяжении недели, месяца или даже года. В детский сад приглашают артистов, художников, музыкантов, полицейских, пожарных и людей других профессий.
Свободная игра занимает в финских детских садах все больше места. Детей в финских садиках приобщают к самостоятельности, к самостоятельному выбору занятий. Финны считают, что ребенок как можно раньше должен начинать сам себя обслуживать. Детям поручают делать только то, с чем они уже могут справиться, обеспечивая им уверенность в своих силах.
Умение работать в малых группах считается чуть ли не основным для будущих школьников. И шестилеток, готовящихся к школе, обучают в первую очередь этому социальному навыку. Кроме этого, шестилетки должны научиться понимать инструкции педагога, сидеть на месте и слушать, отвечать на вопросы. Однако совершенно не обязательно, чтобы дети до поступления в школу овладели какими-то конкретными знаниями. От них не требуют заучивать наизусть тексты или правильно держать карандаш или ручку. Подходы к воспитанию детей в детских садах определяются опытом и традициями финского общества. Однако единой образовательной программы для детских садов не существует. В последнее время отчетливо заявила о себе тенденция к самостоятельности каждого отдельного учреждения в выборе целей и принципов воспитания детей и свободы в распределении бюджета. Внутренняя политика каждого детского сада согласуется с родителями воспитанников.
Некоторые детские сады участвуют в исследовательских проектах совместно с университетами, в рамках которых изучается эволюция спонтанных игр, освоение компьютера, обучение рисовальной технике, математике, игре на музыкальных инструментах.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям.
При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть. Игра — средство воспитания и обучения, поэтому она может быть использована и воспитателем, и учителем-логопедом. Игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, что бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Но не стоит думать, что ребенку-дошкольнику нужно дать вдоволь наиграться до 6-7 лет, никак не заботясь о его развитии. Развивать ребенка нужно, но делать это необходимо не с помощью нудных занятий в группах на подготовительных курсах, а дома и в процессе общения малыша со сверстниками – в форме игры. Значит она для него очень многое. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, именно с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность, умение придерживаться определенных правил, развита связная речь, которая необходима в дальнейшем обучении ребенка в школе.
Федеральные государственные образовательные стандарты выделяют требования к уровню квалификации педагогических работников образовательного учреждения в соответствии с квалификационной характеристикой по соответствующей должности. В ее структуру входят базовые знания, умения, навыки, необходимые и достаточные для того, чтобы успешно действовать. Очевидно, что в динамичном, развивающемся обществе невозможно раз и навсегда достичь нужного уровня квалификации. Отсюда вытекает необходимость повышения квалификации как формы ценностно-смыслового, содержательного и технологического обогащения системы профессиональной деятельности. При этом одной из актуальных проблем современного воспитателя является освоение игровых технологий для решения проблем развития личностных качеств детей.
Все это свидетельствует о том, что в современных условиях реформирования дошкольной образовательной системы в России углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей.
![]() |
prezentacija-k-konferenci_1pc89.pptx | 4956,24 Кб | Скачан: 58 |
Поиск
1Современное дошкольноеобразование………………………………………..….…....6 1.1 Задачи и специфика дошкольногообразования……………………….………..…..9 1.2 Психологические условия педагогического процесса в дошкольномобразовании………………………………………………………………………..….….12 1.3 Диагностика развития ребенка в системе дошкольного образования……...
1Современное дошкольноеобразование………………………………………..….…....6 1.1 Задачи и специфика дошкольного...
6335 Слова | 26 Стр.
Проблемы современного российского дошкольногообразования и воспитания Реферат по курсу «Государственная политика в образовании» Содержание Введение 1. Российский и зарубежный опыт по разрешению проблем дошкольногообразования и воспитания 2. Основные проблемы дошкольного образования...
Проблемы современного российского дошкольногообразования и воспитания Реферат по курсу «Государственная политика...
3293 Слова | 14 Стр.
Федеральное агентство по образованию Саратовский Государственный Социально-Экономический Университет Кафедра: Национальной и региональной экономики Тема: «Современное состояние и экономические проблемы развития отрасли образования муниципального образования». Курсовая работа Содержание ...
Федеральное агентство по образованию Саратовский Государственный Социально-Экономический Университет Кафедра: Национальной и региональной...
6681 Слова | 27 Стр.
права детей с ограниченными возможностями в развитии на образование в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан - одна из важнейших задач государственной политики. Получение образования детьми с ограниченными возможностями в развитии и детьми-инвалидами является основным условием...
права детей с ограниченными возможностями в развитии на образование в соответствии с действующим законодательством Республики...
4487 Слова | 18 Стр.
Финансирование отрасли образования на современномэтапе Место и роль страны в мировой экономике во многом характеризуются качеством образования. Реализация и развитие интеллектуального потенциала нации являются одними из главных составляющих устойчивого и динамичного развитиясовременногообщества. Качество...
Финансирование отрасли образования на современномэтапе Место и роль страны в мировой экономике во многом...
1767 Слова | 8 Стр.
2 1. Особенности развитияобразования в России на современномэтапе 3 2. Государственная поддержка образования на современномэтапе 8 Заключение ...
2 1. Особенности развитияобразования в России на...
3445 Слова | 14 Стр.
Содержание Введение Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития инноваций в образовательной среде современной школы. 1.1 «Инновационный процесс» как научная категория………………..7 1.2 Виды инноваций в сфере образовательной системы в школе……16 1.3 Образовательные новшества в школе: положительные...
Содержание Введение Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития инноваций в образовательной среде современной школы....
10672 Слова | 43 Стр.
Профессионального Образования Российский Университет Дружбы Народов Институт Иностранных Языков Реферат на тему: «Современныецели и задачи воспитания» Выполнила: Проверила: Москва 2012 Содержание Введение…………………………………………………………....... 3 1. Цель воспитания………………………………………………...
Профессионального Образования Российский Университет Дружбы Народов Институт Иностранных Языков Реферат на тему:...
4584 Слова | 19 Стр.
………………………………………………………….……………3 1. Образование - всеобщая форма развития личности и общества ..…..4 1.1 Связь образования и культуры …...………….………………………...….4 1.2 Образование как система……………………………………………..…...7 1.3 Ценности образования.……..…………………….………......................8 1.4 Образование как процесс и как результат...
………………………………………………………….……………3 1. Образование - всеобщая форма развития личности и общества ..…..4 1.1 Связь...
1933 Слова | 8 Стр.
работа по курсу «Социология» на тему: «Система образования в России в контексте современных реформ: тенденции, противоречия, перспективы развития» Введение Много дискуссий разворачивается также вокруг института образования. Обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни...
работа по курсу «Социология» на тему: «Система образования в России в контексте современных реформ: тенденции,...
2983 Слова | 12 Стр.
Функции образования и их роль в современномобществе План Введение 3 1 Образование как социальный институт 5 2 Функции института образования ...
Функции образования и их роль в современномобществе План Введение...
4691 Слова | 19 Стр.
ребенка к музыкальной - культуре..........................................4-5 2. Развитие музыкальных способностей..........................................................6-10 3. Развитие детей раннего и дошкольного возраста.....................................11-15 4. Сценарий новогоднего утренника...
ребенка к музыкальной - культуре..........................................4-5 2. Развитие музыкальных...
4669 Слова | 19 Стр.
Возникновение и развитиедошкольногообразования в России 3. Развитиеобразования в начале XVIII – конце XVIII вв. 4. Первая система образования 5. Дошкольноеобразование в России: от 1860 до 1917 гг. 6. Состояние дошкольногообразования в России вплоть до 1990–х гг. 7. Современное состояние системы...
Возникновение и развитиедошкольногообразования в России 3. Развитиеобразования в...
3942 Слова | 16 Стр.
Государственное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский Государственный Педагогический Университет» (ГОУ ВПО «ВГПУ») Кафедра педагогики. Курсовая работа. Тема: «Основные тенденции развитияобразования в современном мире». Выполнил: Проверил: Волгоград, 2011. ...
Государственное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский Государственный Педагогический Университет» (ГОУ ВПО «ВГПУ») ...
6317 Слова | 26 Стр.
?Институты образования в современном в обществе Социальный институт образования — это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т. д.) , которые опираются...
?Институты образования в современном в обществе Социальный институт образования — это гигантская...
2163 Слова | 9 Стр.
Тема: «Этапы нравственного развития детей дошкольного возраста». Введение Дошкольный возрастявляется важнейшимэтапом вразвитии личности ребенка. Именно вэтот период ребенокначинает осваивать окружающий егомир, учится взаимодействовать сдетьми, проходит первые этапы всвоемнравственном...
Тема: «Этапы нравственного развития детей дошкольного возраста». Введение Дошкольный...
3356 Слова | 14 Стр.
основы дошкольногообразования» направление «ПЕДАГОГИКА» Теоретические вопросы. 1. Сензитивные периоды психического развития ребенка раннего и дошкольного возраста, их характеристика. 2. Кризисы в дошкольном возрасте, их содержание и психологические новообразования. 3. Эмоциональное развитие ребенка...
основы дошкольногообразования» направление «ПЕДАГОГИКА» Теоретические вопросы. 1. Сензитивные периоды психического...
4785 Слова | 20 Стр.
Культурная идентификация как процесс становления личности человека культуры.16 §2. Личность педагога дошкольногообразования как субъект культурной идентификации.41 §3. Инновационные процессы в дошкольномобразовании и их > влияние на требования к личностной культуре педагога.60 ГЛАВА II Культурная идентификация...
Культурная идентификация как процесс становления личности человека культуры.16 §2. Личность педагога дошкольногообразования как...
4917 Слова | 20 Стр.
профессиональным развитием педагогов дошкольного учреждения на основе компетентностного подхода 8 1.1. Управление профессиональным развитием педагогов в условиях современногодошкольногообразования ...8 1.2. Управление развитием профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения 13 ...
профессиональным развитием педагогов дошкольного учреждения на основе компетентностного подхода 8 1.1. Управление...
10918 Слова | 44 Стр.
ОБРАЩЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ КО ВСЕМ РОДИТЕЛЯМ РОССИИ! О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и нравственному развитию. 08 октября 2010 года. ВОбщероссийское общественное движение в защиту прав родителей и детей «Всероссийское родительское собрание»поступают...
ОБРАЩЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ КО ВСЕМ РОДИТЕЛЯМ РОССИИ! О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и нравственному...
26220 Слова | 105 Стр.
I фаза «Вызов»
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
Обратите внимание на название темы урока Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования (на экране)
и ответьте на вопрос:• Актуален ли этот вопрос для выпускников колледжа?• Почему?
Фронтальная беседа
1. Когда появилась в нашей стране единая программа для детских садов?
В начале 60-х гг. XX в. была создана единая комплексная программа воспитания детей в детском саду, ставшая обязательным документом в работе дошкольных образовательных учреждений СССР. Над содержанием этой программы работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания страны и ведущие кафедры дошкольной педагогики.
2. Каковы достоинства советской системы дошкольного образования?
И хотя советское дошкольное образование было ориентировано на запросы системы, оно имело свои достоинства: системный характер, общедоступность, государственное финансирование.
3. Какие изменения произошли в конце 80х-начале 90х годов прошлого века?
-На пороге ХХI века возникла Концепция дошкольного воспитания, авторами которой стали педагоги Давыдов В. и Петровский В.
В этой Концепции содержатся основные принципы дошкольного образования России:
-Появились разнообразные вариативные или альтернативные программы дошкольного воспитания.
Сегодня мы познакомимся с теми вопросами, которые волнуют каждого педагога ДОУ, родителей дошкольников, ученых, чиновников, имеющих непосредственное отношение к дошкольному образованию. Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования.
II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)
Знакомясь с целым рядом сегодняшних материалов, попробуйте проанализировать информацию по методике ПМИ (плюс-минус-интересно) .(см. Приложение 2)
Она используется в технологии «Развитие критического мышления»
Мы учимся работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Эдвард де Боно(англ.Edward de Bono; род. 19 мая1933, Мальта) - британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, доктор медицины, создатель концепции «нестандартного мышления».
Студенты ведут краткую запись материала, делают пометки в табличках по методике ПМИ(плюс-минус-интересно)
Тема: Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования
1. Современные проблемы дошкольного образования . В первую очередь обсудим проблемы. Прошу подсказывать, думаю, что все эти проблемы вам знакомы:
1. Учитывая постепенно улучшающуюся демографическую ситуацию в стране, спрос на услуги детских садов постоянно растёт. В крупных городах России отмечается явный дефицит дошкольных образовательных учреждений.
Мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. Родители записывают ребёнка в детский сад сразу после рождения, и не всегда это является гарантией того, что он туда попадёт.
В настоящее время в России 400 тыс. детей ожидают своей очереди на устройство в детский сад. Перед государством, в первую очередь, стоит задача доступности дошкольного образования для всех слоев населения.
2. Потребность ДОУ в квалифицированных педагогических кадрах. Администрация ДОУ вынуждена идти на снижение требований к персоналу в плане их профессиональной подготовки и опыта работы с детьми.
3. В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья: в два раза по сравнению с 2002 г. «дети с особыми образовательными потребностями» не должны быть изолированы в социуме, отсюда необходимость инклюзивного образования.
4. Меняются особенности социокультурной среды современного общества -это поликультурность, многонациональность, полиэтничность. Следовательно необходимо построение поликультурной образовательной среды ДОУ, создание мультикультурного образовательного пространства; необходимо искать новые технологии воспитание и развитие детей, в том числе и у детей, недостаточно владеющих русским языком.
5. Необходимость диверсификации**(задание студентам - понятие заносится в табличку «ПМИ», графа «Интересно».посмотреть в словаре) , т. е. требуется достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.
6. Переход большинства ДОУ из режима функционирования в режиме поиска и в режим развития. Потребность повышенияметодической компетентности педагогов дошкольного учреждения, студентов педагогических учебных заведений.
7. В настоящее время меняется социальный заказ родителей, их требования к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если в течение многих десятилетий охрана здоровья и присмотр за детьми для многих родителей рассматривались как основные направления работы детских садов, то сегодня все больше требований предъявляется к образовательным программам основного и дополнительного образования.
8. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом часто определяется наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Это ведет к раннему обучению детей.
Надо признать, что именно такой подход - его можно условно обозначить как узко-прагматический, сориентированный на нужды системы, а не самого ребенка. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.
9. Педагогов смущает отсутствиежесткой предметности, необходимость интеграции образовательных областей. Но только в интегрированном содержании дети дошкольного возраста свободны делать широкий выбор и проявлять свои пока еще не структурированные интересы и творческие способности.
10. В отечественной педагогике сильный акцент обычно делался именно на игровых формах и методах обучения детей, а не на свободной игре. Однако для развития очень важно, чтобы играл именно ребенок, а не взрослый. Что бы это была именно игра, а не ее имитация.
11. Информатизация дошкольного образования- процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников, Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности.
Однако не все педагоги владеют ИКТ. Это затрудняет использование ИКТ в работе с детьми или делает невозможным современный канал общения с родителями и с другими членами педагогического сообщества.
2. Тенденции развития дошкольного образования на современном этапе
Развитие дошкольного образования - одна из приоритетных целей развития Российского образования на современном этапе.
Для выстраивания вариативного образования необходимо, в первую очередь, определить инвариант, т.е. обязательное сущностное ядро содержания образования. В его качестве выступают стандарты. В каком направлении велась работа в области дошкольного образования?
3. N 273-ФЗ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года вступил в силу с 1 сентября 2013 года.
Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование получило статус первой ступени образования, что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации.
С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой - повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
4. Важнейшим нововведением основополагающего характера является создание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) - документа, не имеющего аналогов в отечественной истории.
Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.
В июне 2013года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля 2013 года.
В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования.
Введение ФГОС ДОв практику потребует реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности. Очевидно, что должны быть разработаны «дорожные карты»*на уровне страны, регионов, конкретных учреждений, включающие как материально-техническое оснащение, так и методическое сопровождение модернизации системы дошкольного образования.
Задание студентам - выяснить значение понятия «Дорожная карта» (интернетhttp://ru.wikipedia.org) Понятие заносится в табличку «ПМИ», графа «Интересно».(см. Приложение 3)
В то же время эффективность реализации всех мер будет во многом определяться осмыслением содержания ФГОС ДО, пониманием и принятием идей авторов этого документа.
Давайте послушаем беседу с авторами ФГОС ДО.
Просмотр фрагмента презентации в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.http://pressria.ru/media/20130614/601783488.html 14 июня 2013
Сегодня вы познакомитесь с последним вариантом проекта ФГОС, который, по словам специалистов, и был утвержден 28 августа.
Выберите, пожалуйста, на каком носителе информации вам удобнее работать - на бумажном или в электронном виде. Преподаватель предлагает материалы - проект ФГОС на бумажном носителе или на сайте http://минобрнауки.рф.pdf.
Вопросы для ознакомления с ФГОС дошкольного образования:
1. Основные компоненты образовательного стандарта, структура (использовать сокращения ФГОС ДО, ООП ДО) .
2. Базовые ценности российского дошкольного образования.
3. Принципыдошкольного образования.
Цели и задачи воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и семьи
Одним из факторов, влияющих на становление личности, является воспитание. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о том, что воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития .
Воспитание в широком смысле, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни, способности к успешной социализации в обществе.
В узком смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности .
И. П. Подласый, дает такое определение: «Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу» .
Цель воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей) , осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий .
Идеальная цель воспитания, в настоящее время, это - всестороннее развитая гармоническая личность. Она является ориентиром возможностей человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В. С. Селиванов содержание понятия всестороннего развития личности определяет следующим образом: единство нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового, экономического, экологического воспитания .
Общая цель воспитания достигается посредством решения конкретных задач. В концепции дошкольного образования В. В. Давыдов, В. А. Петровский отмечают, что непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста) .
- выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности.
В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении выделяются такие основные задачи по воспитанию, обучению и развитию детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - это:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей .
Н. П. Сакулина, И. Логинова, Т. И. Бабаева отмечают, что при решении задач по дошкольному воспитанию важно создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. .
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. В Федеральных государственных требованиях выделяются наиболее близкие и естественные для ребенка - дошкольника виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение. .
Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и само утверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает”человека целиком во всех его проявлениях.
В семье могут формироваться все личностные качества. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание является сложной системой, т.к. на него влияют наследственность и биологическое(природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи воспитания ребенка в семье состоят в том, чтобы :
-создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
-стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
-передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
-научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
-воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного“я”.
Таким образом, для реализации цели и воспитательных задач важно создавать условия для наиболее полного раскрытия детских возможностей и использовать при этом привлекательные для детей виды деятельности Педагогам и родителям важно помнить, что игра дает огромную возможность для детского воспитания и развития.
Литература
Проблемы и тенденции развития дошкольного образования
Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...
Программа развития дошкольного дополнительного образования
Программа дополнительного образования по развитию логического мышления дошкольников «Логическая азбука» Ценность дошкольного возраста в развитии личности – неоспоримый факт. Несомненно, очень важ...
Современная система дошкольного образования в россии
Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...
Вклад в развитие отечественного дошкольного образования таблица
ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ - Страница 5 ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ . В истории педагогической мысли ведущее место по праву принад...
Проблемы дошкольного образования на современном этапе
Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...
Что характеризует современное содержание дошкольного образования
Современная система воспитания дошкольника Современная система отечественного дошкольного воспитания строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на п...
Современные проблемы дошкольного образования
Актуальные проблемы современного дошкольного образования Настоящее эссе является личным мнением и позицией автора. При рассмотрении данной темы прежде всего имеет смысл привести определения ряда...
Стратегия развития дошкольного образования на современном этапе
Стратегия развития ДОУ на переходный этап к ФГОС. Доклад на республиканское августовское совещание Добрый день, уважаемые участники августовского совещания. Наш детский сад №85 «Золотой ключик» я...
Современное дошкольное образование
Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...
Современное дошкольное образование в россии
Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...
Перспективы развития дошкольного образования
О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках ФГОС Доклад на тему: «О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта». Методист МД...
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
Педагогические технологии в дошкольном образовании Образовательные технологии и педагогические технологии В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупн...
Области развития по фгос дошкольного образования
Компоненты образовательных областей по ФГОС дошкольного образования Уважаемы коллеги! Нашла в одной замечательной книге данную информацию, надеюсь, я не одна в этом нуждалась. В связи с введение...
Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
«Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные...