Дошкольном возрасте на ребенка влияют

Опыт работы: «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»

1 слайд: Тема – «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»

2 слайд: Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по новому раскрывает перед людьми особенность предметов и явлений действительности.

В. Сухомлинский

3 слайд: Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

Актуальность применения здоровьесберегающей технологии в музыкально-образовательной деятельности ДОУ.

• Высокий уровень заболеваемости детей.

• Эффективность музыкального воздействия на физиологию ребенка.

• Отсутствие единого целостного подхода в оздоровительной работе среди

специалистов ДОУ.

• Повышение уровня профессиональной компетенции музыкального руководителя в условиях педагогики оздоровления.

4слайд: Свою работу начала с анализа занятий с точки зрения здоровьесбережения. Вывела следующие параметры

Параметры

1. Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т. д.

2. Продолжительность музыкальных занятий.

3. Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность. Норма – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка. Однообразность, как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут (в зависимости от возраста детей)

4. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).

5. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность.

6. Проведение бесед связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

7. Психологический климат на занятии.

8. Темп и особенности начала и окончания занятия.

5 слайд: Цель- Способствовать эффективному оздоровлению воспитанников в процессе использования на музыкальных занятиях и режимных моментах здоровьесберегающих технологий

6 слайд: Задачи

• Развивать музыкальные и творческие способности используя здоровьесберегающие технологии, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка;

• Развивать интеллектуальные функции (мышление, память, воображение, внимание, восприятие, ориентировку в пространстве) ;

• Развивать эмоционально – волевую сферу и игровую деятельность;

• Формировать вокальные навыки (дыхание, артикуляцию, звукооброзование, чистоту интонирования, исходя из здоровьесберегающих технологий и охраны детского голоса

• Укреплять различные группы мышц и осанку, развивть музыкальный слух, вкус и чувство ритма, умение правильно и красиво двигаться.

7 слайд: В своей работе я использую программы: Бурениной «Ритмическая мозайка», Лазарева «Здравствуй», Новоскольцева и Каплунова «Ладушки», Радынова

«Музыкальные шедевры», методические пособия Картушина «Логоритмика», Стрельникова «Дыхательная гимнастика»

8 слайд: Формы оздоровительной работы в регламентированной музыкальной деятельности дошкольников

• Музыкально-оздоровительные занятия (тематические)

• Совместные с детьми и родителями оздоровительные праздники

• Индивидуальные коррекционные занятия (индивидуально-дифференцированный подход)

• Кружок по ритмопластики

• Логоритмика

9 слайд: На музыкальных занятиях я, использую следующие здоровьесберегающие технологии

1 .Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

3. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)

4. Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой) ;

5. Ритмопластика подразумевает психологическое раскрепощение ребенка через освоение собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

6. В своей практике использую развивающие голосовые игры, которые являются игровым компонентом фонопедического метода развития голоса Виктора Вадимовича Емельянова, кандидата педагогических наук, международного эксперта голосовых технологий. Суть метода в том, что дети в игровой форме выражают эмоции голосом, подражая звукам доречевой коммуникации, они познают возможности своего голоса и учатся управлять им.

Такая организация работы обеспечивает и развитие, и охрану детского голоса, подготовку его к возможным нагрузкам, а так же способствует предупреждению заболеваний гортани.

10 слайд: мной разработана схема проведения музыкального занятия, включающая в себя здоровьесберегающие технологии

1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, речь с движением.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра - 1 упр.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра -1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6. Театральное творчество с элементами ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

11 слайд: Виды музыкальной деятельности

Пение - идеальный способ помочь детям с нарушениями речи, оно улучшает их артикуляцию, дикцию, способствует правильному формированию дыхания, что не мало важно при заикании ребенка.

С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы- во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов. Голос- это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях это бережное отношение к голосу ребёнка. Я учу детей петь свободно и легко, их голос развивается и укрепляется, особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.

12 слайд: Валеологические песенки-распевки Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос пению.

13слайд: Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика помогает быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческие навыки, улучшаются музыкальная память, внимание.

14 слайд: Упражнения на развитие дыхания

Дыхание – это синоним жизни и имеет сверхважное значение. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

1. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

2. Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

3. Улучшает дренажную функцию бронхов;

4. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

5. Исправляет резвившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Работа, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса, что помогает укрепить и развить дыхательную мускулатуру, повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

• Укрепление физиологического дыхания детей (без речи) .

• Тренировка силы вдоха и выдоха.

• Развитие продолжительности выдоха.

15 слайд: Слушанье - В лечебных целях музыку применяют с давних времён. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.

Я использую классическую музыку в целях музыкальной терапии на занятиях.

Действенной формой оздоровления является релаксация, которая необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается. Активные формы слушания музыки с просмотром музыкальных презентаций.

16 слайд: Музыку наш мозг воспринимает одновременно обеими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию.

17 слайд: музыка обладает способностью оказывать воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.

18 слайд: Основные составляющие музыки и их влияние на организм человека:

МЕЛОДИЯ пробуждает не только эмоции, но и ощущения, влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение

РИТМ оказывает прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца

ГАРМОНИЯ производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом. В душе человека, преобладание диссонансов является выражением разлада, конфликтов.

ТЕМБР – окраска звука в музыке. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию

19 слайд: Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Мной создана музыкальная фонотека, которая способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Утром встречают детей, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе

20 слайд: Музыкальные рецепты

21слайд: Ритмическая организация является основой жизни. Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего детства и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Изучая систему занятий по развитию чувства ритма у детей М. Ю. Картушиной я обнаружила множество замечательных упражнений, которые лаконично вписываются в любое музыкальное занятие.

22 слайд: Ритмопластика - развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

23слайд: Логоритмика Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные, коррекционные.

В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движения Занятия с элементами логоритмики осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия.

24 слайд; Пальчиковая гимнастика Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

25 слайд:. Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы. Провожу литературно-музыкальные гостиные, театрализованные постановки; беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников. Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.

26 слайд: Результаты Улучшается концентрация внимания и его продолжительность,

снижается импульсивность, музыка оказывает успокаивающие воздействие на большинство гипперактивных детей.

Улучшается речевая и сенсомоторная функция организма, повышается ориентировка в пространственно-временных отношениях, развиваются познавательные интересы ребенка

27 слайд: Вывод Известно, что еще Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки.

Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле. В современной медицине есть целое направление – музыкотерапия. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни.

28 слайд: список литературы. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

zdorovesberegayuschie-tehnologi-na-muzykalnyh-zanjatijah-v-dou_uknva.pptx | 13375,49 Кб | Скачан: 623
www.maam.ru

Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Психическое развитие ребенка, в буквальном смысле, - это превращение беспомощного младенца в человеческую личность, которое происходит по определенным законам. Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений. Так, непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения, и она делает резкий скачок.

Психическое развитие зависит от многих факторов, прежде всего, от наслед-ственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми.

Общением, как одной ведущих деятельностей ребенка, называется взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или оценочного характера. Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства и результат. Общение направлено на удовлетворение потребностей, связанных с познанием окружающего мира. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя.

Также на протяжении всего дошкольного возраста преобладает игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир, свойства предметов и т. д.

Любой вид деятельности ребенка имеет свою цель. В дошкольном возрасте целью любого вида деятельности ребенка является его всестороннее развитие. Чтобы достигнуть цели, нужны средства, которые являются инструментами ее достижения.

Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными.

Таким образом, происходит непосредственное развитие во всех психических процессах: в воображении, мышлении, внимании, восприятии и памяти, так как все полученные ребенком образы он впоследствии пытается воссоздать в реальной жизни, действуя или с игрушкой, предметом, или играя с товарищем в различные игры.

Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей, показали, что в создании и отборе игрушек обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Известный психолог Урунтаева Г. А. говорила, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности.

Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? задумываются ли они нам тем, что игрушка - это не просто забава?

В своей работе хотелось бы выяснить, как игрушка влияет психическое развитие детей дошкольного возраста, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.

Объект исследования: психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: игрушка как средство психического развития ребенка младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: определить и описать влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Описать сущность влияния игрушки на психическое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Изучить краткую историю возникновения игрушки.

Определить виды и назначение игрушек, современные критерии их оценки.

Изучить роль игрушки в процессе психического развития детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы.

www.maam.ru

«Влияние проектной деятельности на детей дошкольного возраста»

Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.

Личность – особая социальная характеристика человека, которая имеет две особенности. Первая связана с тем, что человек делает что-то такое, что отличает его от других людей. Вторая особенность заключается в том, что это отличие оказывается важным и полезным для других людей.

Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, которая стоит перед дошкольным образованием, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку.

Познавательная деятельность детей осуществляется в конкретном культурном пространстве, представляющем собой систему норм, задаваемых взрослым.

Проектная деятельность – сложно-организованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной – все действия ребенок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.

В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Понятно, что подобный выбор дается детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться не только отстаивать свою позицию, но и объективно ее оценивать, то есть понимать, насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей. Дошкольник должен преодолеть свойственный ему эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого, а значит, перейти на новый уровень интеллектуального развития.

Одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. При этом пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. В связи с этим понятна стратегия поведения педагога: он должен отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, а также удерживать дошкольников в проблемном поле, следя за тем, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои или повторяя чужие идеи. При этом педагог не должен стремиться как можно быстрее переходить к практической части реализации проекта. Такое стремление вполне оправдано: когда дети заняты выполнением практической задачи (например, аппликацией, рисованием и т. д., эмоциональная нагрузка на педагога снижается, и, конечно, он чувствует себя более комфортно. Проектная деятельность, наоборот, требует от педагога внутреннего напряжения: с одной стороны, он должен поддерживать активность детей, побуждать их к разговору, а с другой, ограничивать свое стремление предлагать дошкольникам собственные варианты решения задачи.

Также задача педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Также проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен. Ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество.

В заключение отметим, что данная образовательная технология уже более 10 лет применяется в практике дошкольных образовательных учреждений. Детские сады, которые начинают активно ее использовать, всякий раз убеждаются в ее эффективности для развития детей, педагогов и родителей. В современной методике обучения детей метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграции на основе единого проекта).

Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе.

www.maam.ru

Влияние информационных технологий на детей дошкольного возраста

Речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) для повышения эффективности образовательного процесса.

Объектом исследования явилась увлеченность детей современными информационными технологиями (телевидение, компьютерные игры и пр.) .

Виртуальный мир и интернет небезопасен для всех, и родителям просто необходимо защитить своих детей от потенциальных угроз. В настоящее время дети начинают свое знакомство с компьютером практически с пеленок, и, просиживая часами перед монитором, подвергаются высокому риску.

Практически все специалисты единогласны в том, что увлечение виртуальными играми имеет исключительно негативные последствия для здоровья и психики человека. Особенно остро стоит данный вопрос относительно детского увлечения подобным времяпровождение. Так как же влияют виртуальные игры на психику дошкольников.

Компьютерные игры – это попытка человека подчинить себе реальность. Манипулируя виртуальным пространством, игрок чувствует себя не просто зрителем, а настоящим соучастником или даже творцом. В виртуальном мире, в отличии от мира реального, все происходит мгновенно. Нажимая на кнопку, сразу же получаешь определенный результат.

Игра – это упрощенная имитация реальность. Психологи утверждают, выигрывая, проходя очередной уровень, человек получает ощущение, что добился результата, что он умный, сообразительный. Его самооценка соответственно повышается, а это очень приятное чувство. Даже для взрослого игра может стать основным способом самореализации. Что уже говорить про ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью. В мире компьютерной игры он не ощущает себя беспомощным, он сам все решает, сам всего добивается и чувствует себя при этом сильным, умным и взрослым. Большой риск попасть в зависимость от игромании имеют дети, родители которых не дают им возможность реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализоваться в реальном мире, на помощь приходит виртуальны .

Полностью ограничить ребенка дошкольного возраста от взаимодействия с компьютером в наше время достаточно сложно, и специалисты рекомендуют не прибегать к крайностям. Чтобы исключить вероятность возникновения зависимости от виртуальных игр, достаточно наполнить жизнь ребенка интересными яркими событиями. Если родители уделяют своему малышу достаточное количество позитивного внимания и предлагают захватывающие альтернативные виды деятельности, у него вырабатывается стойкий иммунитет к киберзависимости.

Так же кроме зависимости от компьютерных игр существует и зависимость от мультфильмов. Телевизор выступает как источник информации. Ее выбор производится ребенком субъективно, в соответствии с его потребностями. А потребности зависят от ценностных ориентаций ребенка, сформированности у него нравственных убеждений. Добавим к этому возрастные особенности ребенка дошкольного возраста и можем построить формулу восприятия и освоения телевизионной информации ребенком.

Для примера приведем описание особенностей восприятия младшего школьника. Это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, событий, ситуаций. Этот феномен лежит в основе познания мира. Основой познания младшего школьника является непосредственное восприятие окружающего мира.

Для учебной деятельности важны все виды восприятия: восприятие формы предметов, времени, пространства. Восприятие связано с индивидуальными проявлениями человека. Есть люди, которые мало придают значение восприятию деталей, они больше заняты целостным явлением, другие же, наоборот ориентированы именно на детали. Такие особенности можно найти в характере принимаемой информации.

Если мы посмотрим на отражение полученной информации, то можно выделить два типа восприятия: описательный и объяснительный. Дети, у которых описательный тип ориентированы на фактический материал. То есть такой ребенок может пересказать текст близко к оригиналу, но вникать в смысл особо не будет. Объяснительный же тип, наоборот, в поисках смысла произведения, может не запомнить его суть.

Навязчивый просмотр мультфильмов, порой одних и тех же – это своеобразная форма детской зависимости. По статистическим данным малыши от двух до шести лет смотрят телевизор в среднем больше 3-ех часов в день. Принято считать, что зависимость от мультиков появляется у детей, лишенных родительского внимания. Но в результате опросов выяснилось, что дети, остающиеся дома с мамами смотрят телевизор чаще, чем их ровесники, чьи мамы работают. Можно сделать вывод, что дети наследуют привычку смотреть телевизор у взрослых.

Такое чрезмерное увлечение телевизором очень вредно не только для зрения ребенка, но кроме того, учеными доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше он читает. Если с самого раннего детства приучить его к мультикам, в последствии будет очень сложно привить ребенку любовь к чтению. Ребенок привыкает к динамичной картинке, постоянной смене кадров, и книга кажется ему слишком статичной, скучной, ведь для ее восприятия необходимо богатое воображение, которое практически атрофируется у пассивного зрителя.

Со временем такое пассивное отношение или восприятие переносится и на реальную жизнь. Ребенку становится сложно сосредоточиться над выполнением заданий, на уроках. Ребенок привыкает пользоваться готовыми решениями и все реже мыслит творчески. Такие дети не могут сами себя занять, не могут придумывать игры, фантазировать. Просмотр телевизора и мультиков отбирает у детей время на другие занятия: рисование, чтение, лепку, занятия спортом и т. д.

Если говорить о позитивной роли телевидения, то, безусловно, у ребенка появляется возможность сформировать свой культурный потенциал, поскольку широта представляемой информации намного опережает содержание прочитанных книг, посещение музеев и выставок. А если ребенок не живет в большом мегаполисе, то телевидение является для него практически единственным источником ознакомления с культурой не только своей страны и края, а и с мировой. Причем телевизионные передачи максимально приближают зрителя к реальности демонстрируемых сфер. Зритель становится практически участником интересных и красочно представленных событий.

Много западных мультфильмов несут мощный заряд негативного восприятия, как по форме, так и по содержанию. Огромное скопище телевизионных монстров обрушивается на неокрепшую психику ребенка. Причем, отметим, что в мультфильмах западного производства и отрицательные, и положительные герои агрессивны и жаждут крови. С одной лишь разницей, что положительные герои жаждут крови отрицательных героев. Ребенок каждый вечер является практически участником этого карнавала монстров.

Очень много зависит от того, какие именно мультики смотрит ваш ребенок. Это, во-первых. А во-вторых, время и доля просмотра. Ребенку, наоборот полезно смотреть мультфильмы, поскольку эта деятельность для него желанна, и он усваивает правила, демонстрируемые в них. К тому же мультики, как правило, красочно оформлены, в них герои говорят друг с другом, что тоже, несомненно, полезно для развития ребенка. Безусловно, речь идет о качественных мультфильмах, где представлены мировые и отечественные разработки нравственных коллизий для маленьких детей. Ну, и конечно, что самое главное — время, которое мы можем выделить для просмотра фильмов. Это — не более 15 минут одновременно и не более двух раз в день.

Ребенок растет, а вместе с ним растет и жажда зрелищ. Контроль над просмотром телевизионных программ со стороны родителей должен быть постоянным. Иначе пострадает не только нравственная сфера личности ребенка, но и физическая.

Таким образом, не воспринимайте телевизор ни как друга, ни как врага. Старайтесь смотреть на него как на источник приобретения ребенком нового социального опыта. Но такое приобретение должно проходить под вашим неусыпным вниманием и руководством. Поэтому единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребенку оказаться в зависимости от современных информационных технологий – это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему организму, что существует масса интересных способов свободного времяпрепровождения помимо телевизора и компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психо-эмоциональное состояние ребенка. И задача педагога и родителей – организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и от компьютера. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. При интенсивной работе за компьютером даже у взрослого человека может появиться головная боль и головокружение, а длительное зрительное переутомление приведет к снижению остроты зрения. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как

физическом, так и психологическом.

От долгого сидения за компьютером у детей появляется искривление позвоночника. Чтобы не развивался сколиоз, нужно учить детей ровно держать спину, не горбиться, а компьютер установить так, чтобы ребенку не приходилось ни сутулиться, ни вытягивать шею или высоко держать голову. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.

Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие.

Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства. Компьютерные игры отнимают большую часть детского времени, того, которое они могли бы потратить на нечто более полезное и необходимое.

Компьютер – умная и нужная машина и никогда не навредит, если правильно ее использовать и соблюдать все меры предосторожности:

Следить за тем, во, что играет ребенок, какие фильмы он смотрит

Установить на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка полезному и нужному.

Проводить с ребенком гимнастику глаз.

Чаще играть с ребенком в обычные игры, развивающие се

нсорику и внимательность.

Помогать ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать.

Не оставлять ребенка за компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких детей) .

www.maam.ru

Влияние социально-психологических факторов на речевое развитие ребенка дошкольного возраста

Среди факторов, влияющих на речевое развитие ребенка дошкольного возраста, в отечественной психологии особенно подчеркивается роль социальной среды и активности в психическом развитии детей.

Дошкольный возраст является сензитивным к развитию многих психических функций, в том числе речи. От того, насколько успешно развивается функция речи в этом возрасте, зависит успех психического развития ребенка в целом. Уровень развития речи ребенка в какой-то мере отражает уровень его умственного развития, а также «есть основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи. Работа логопедов и психологов в составе психолого-медико-педагогической комиссии дает основания эмпирически констатировать, что на речевое развитие ребенка дошкольного возраста оказывают существенное влияние социально-психологические факторы. Они, в свою очередь, включают следующие группы более частных детерминант.

I. Социальные факторы.

1. Факторы семейной микросреды.

Состав семьи. В полной семье отцы наряду с матерями играют важную роль в детском коммуникативном развитии. В неполной семье часто ухудшается материальное положение, уменьшается возможность речевого общения матери с ребенком, перестраиваются социальные связи семьи. Ребенок испытывает повышенную потребность в общении, изменяется его эмоциональный статус, а значит, не реализуются в полной мере и речевые возможности ребенка. Процесс речевого развития в неполной семье, таким образом, обедняется.

Количество детей в семье. Вообще не следует абсолютизировать значение количества детей в семье для становления речи. Тем не менее, некоторые отечественные исследователи отмечают, что особенности в развитии речи детей данных семей существуют. По мнению одних, различия определяются таким обстоятельством как уровень физической активности детей. Многодетные родители зачастую не поддерживают подвижные и сюжетные игры детей. Многодетные семьи реже, по сравнению с одно-двудетными, уделяют внимание обучению чтению (50% и 60% соответственно) и познавательным играм (25% и 42%). Экспериментальные исследования Т. Н. Трефиловой-Карацуба показывают, что в многодетной семье затруднен процесс идентификации, а значит, у ребенка наблюдаются трудности в речевом подражании лицам, обладающим зрелой речью, что приводит к отставанию по всем показателям речевого развития.

Уровень образования родителей и их социально-экономический статус. Суммируя результаты многочисленных исследований, Э. Хофф-Гинсберг пришла к выводу, что матери с высоким социо-экономическим статусом (СЭС) создают для своих детей более обогащенную речевую среду, чем матери с низким СЭС, с самого раннего возраста. Они больше общаются со своими детьми и побуждают их к общению, дольше «держат» тему беседы, задают больше вопросов, меньше используют директивные формы высказываний, речь их более богата по словарному запасу и содержит больше информации об окружающих объектах. В результате в дошкольном возрасте дети из семей с высоким СЭС обладают большим словарным запасом, используют в речи грамматически и синтаксически более полные предложения, чем их сверстники из семей с низким СЭС.

Характер контактов ребенка с родителями. П. К. Кериг и другими исследователями показано, что родители, удовлетворенные своим супружеством, проявляют больше теплоты по отношению к детям, употребляют более экспрессивную и недирективную речь. Условиями речевого развития в семье выступают также правильная речь взрослых; организация и обогащение предметной среды; организация диалога с ребенком путем задавания побуждающих вопросов, стимулирующих ответ; непосредственное эмоциональное общение и др.

2. Общество сверстников.

Существует несколько точек зрения относительно роли общества сверстников в речевом развитии ребенка. Первая состоит в признании благоприятного действия этого фактора. Специальное сопоставление речевого общения дошкольников со взрослыми и сверстниками, проведенное А. Г. Рузской и А. Э. Рейнстейн, показало, что речь детей в общении со сверстниками более вариативна, богата и менее ситуативна. Это выражается в разнообразии используемых детьми глаголов, прилагательных, наречий и их форм. Ряд речевых категорий в активной речи детей проявляются раньше в их общении со сверстниками, чем со взрослыми.

Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения, наличие программы обучения родному языку. Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения оказывает положительное влияние на процесс речевого развития, так как там ребенок, во-первых, имеет постоянные контакты со сверстниками (а это, как уже отмечалось, в свою очередь является необходимым условием речевого развития) и специально, под руководством педагога обучается навыками осознанного анализа речи. Он овладевает основными речевыми умениями в области развития словаря, грамматики, связной речи, учится производить звуковой анализ слова. Овладение звуковым анализом слова способствует овладению чтением и письмом.

II. Генетические факторы.

Связанные с механизмами психического развития ребенка генетические факторы, наряду с социальными, оказывают влияние на речевое развитие ребенка. Часть из них была обнаружена при помощи метода наблюдения в самых ранних исследованиях и согласуется с последними научными работами. Так, тезис о связи отставания в речевом развитии детей и наличии речевых патологий у взрослых подтверждается исследованием E. Plante, которая показала, что родители мальчиков с нарушениями речевого развития имели речевые расстройства и коммуникативные трудности.

Данные о влиянии половых различий детей на их речевое развитие говорят о более успешном раннем речевом развитии у девочек, что вызывает необходимость рассмотрения фактора пола как одной из детерминант речевого развития.

III. Фактор активности. Важнейшим психологическим условием речевого развития детей служит выполняемая ими деятельность. Начало овладения ребенком активной речью связано с предметно-манипулятивной деятельностью, завершение процесса речевого развития – с учебной, основной период по времени совпадает с развитием игровой деятельности, поскольку игра является ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста.

Необходимо заметить, что в исследованиях влияния вышеуказанных факторов на развитие речи детей редко затрагивается проблема механизма этого влияния. Мы предполагаем, что в качестве таковых могут рассматриваться особенности детско-родительского взаимодействия, а именно: уровень протекции в процессе воспитания, степень удовлетворения потребностей ребенка, количество требований, предъявляемых к ребенку в семье, характер стиля воспитания в целом и др. Исследование развития речи через «мозаику» детско-родительского взаимодействия позволит сделать процесс речевого развития ребенка более прогнозируемым и управляемым.

Таким образом, педагогам необходимо помнить, что посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения оказывает положительное влияние на процесс речевого развития, так как там ребенок, во-первых, имеет постоянные контакты со сверстниками (а это, как уже отмечалось, в свою очередь является необходимым условием речевого развития) и специально, под руководством педагога обучается навыками осознанного анализа речи. Он овладевает основными речевыми умениями в области развития словаря, грамматики, связной речи, учится производить звуковой анализ слова. Овладение звуковым анализом слова способствует овладению чтением и письмом. Все мы знаем, что главная задача любого педагога-дошкольника - это гармоничная подготовка каждого воспитанника к обучению в школе. Овладение ребенком грамотной речью способствует к более легкому усвоению школьной программы. Достигается максимальное взаимопонимание между сверстниками и взрослыми.

www.maam.ru

Материал (старшая группа) по теме: Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Опубликовано 25.11.2012 - 11:17 - Кузнецова Наталья Николаевна

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В работе с детьми(а особенно с теми, что уже имеют нарушение речи) большое внимание необходимо уделять развитию функции мелких мышц рук.

Движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из факторов его формирования. Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году.

Позже, на основе специально проведенных опытов была выдвинута мысль о том, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и убыстряют развитие речи ребенка.

Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и языковых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, разных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и др.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. Недаром во многих школах Украины существуют, так называемые, собеседования, тестирования во время которых среди других заданий ребенку предлагаются задания на определение уровня развития мелкой моторики. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логично мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Недостаточное развитие зрительного восприятия, внимания и, в частности, мелкой моторики, приводит к возникновению негативного отношения к учебе.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки решают одновременно несколько проблем: во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, улучшают развитие речи малыша, в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.

Работу с развития мелкой моторики необходимо начинать с самого раннего возраста. Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем же на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом(например "Сорока") , не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п. и, конечно, в старшем дошкольном возрасте робота по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Помните, что малышам предлагаются упражнения в упрощенном варианте, доступные их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнять.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, ведь именно тогда будет достигнут весомый эффект от этих специальных упражнений. Задания по развитию движений пальцев рук должны приносить ребенку радость, не должны вызывать переутомляемость.

Большое значение в этих играх-упражнениях имеет текст. Он должен быть веселым, доступным для детей данного возраста. Необходимо объяснять значения тех или других движений или положений пальцев, заинтересовывать детей в исполнении этих движений, создавать благоприятное эмоциональное настроение.

Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь вашего ребенка, можно предложить малышам следующие задания:

Разминать пальцами пластилин, глину.

Катать по очереди каждым пальчиком камни, бусинки, шарики.

Нанизывать бусинки на тоненькую ленту, делать бусы.

Сжимать и разжимать кулачки.

Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может продвинуть свои пальцы; или крепкие, которые не раскроешь.

Двумя пальцами руки(указательным и средним) "ходить" по столу, сначала медленно, а потом быстро, как будто они бегут. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

Показывать отдельно только по одному пальчику.

Барабанить, постукивать всеми пальцами обеих рук по столу.

Махать в воздухе только пальцами, не двигая ладонью.

Плескать в ладони тихо и громко, в разном темпе.

Нанизывать большие пуговицы на нить.

Застегивать пуговицы, крючки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.

Закручивать шурупы, гайки.

Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

Складывание матрешек.

Источник nsportal.ru

«Влияние подвижных игр на развитие ребёнка»

Цель:теоретическая: раскрыть особенности применения подвижных игр в двигательной активности;

практическая: организация двигательной деятельности в детском саду

Задачи:

Формировать преставление педагогов о понятиях «двигательная активность», «подвижная игра».

Создавать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса.

Применять на практике полученные знания и умения.

Методические приёмы:

  1. Консультация для воспитателей «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста
  2. Блиц-опрос для воспитателей «Физические качества личности»
  3. Деловая игра для воспитателей «Организация двигательной деятельности в детском саду»

Ход семинара – практикума:

Консультация:«Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста»

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным.

Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра – естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка – неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях.

Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, - одно из проявлений воли к жизни – усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.

Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления. Двигательная активность и развитие речевой функции, теснейшим образом, связаны с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребёнка.

У ребёнка существует врождённая функциональная связь между мышечной системой и мозговыми структурами, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребёнка. Благодаря указанным связям через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребёнка. Неоценима роль игры в эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, техники чтения, интеллектуального развития.

Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъём. Именно, благодаря этому замечательному свойству, подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении. Подвижные игры способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них морально волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости, развитию чувства коллективизма, дисциплинированности и других важных качеств.

Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учётом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребёнка, закаливанию и тем самым профилактике обострений заболеваний.

Серьёзными исследованиями педагогов, физиологов и врачей доказано благотворное влияние подвижных игр на детей. Одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребёнка положительные эмоции.

Учёные доказали, что смех является мощным терапевтическим фактором. Подвижные игры, часто сопровождающиеся неожиданными смешными ситуациями, вызывают искренний смех у детей. Замечательный врач В. В. Динейка, который создал стройную систему психофизической тренировки, убедительно доказывает целительность радости, смеха, настроя психики на жизнеутверждающий лад.

Замечательный педагог Н. К. Крупская придавала большое значение играм в дошкольном возрасте как средству, способствующему познанию окружающего мира, воспитанию организаторских способностей, инициативы, дисциплины, умения владеть собой, преодолевать трудности. И это очень важно, «в подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность, развивается фантазия, инициатива и увлечённость, умение осуществлять творческий замысел практически».

В подвижных играх с элементами соревнования, как и в спорте, формируется выдержка, самообладание, правильное реагирование на неудачу. Всё это нужно человеку в его будущей жизни. Музыкальное сопровождение игр ведёт к ещё более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребёнка.

Чем ребёнок здоровее, чем выше уровень его психической и физической подготовленности, его возможности, тем больший объём эмоциональной и физической нагрузки в играх ему нужно давать: эстафеты, командные игры. Чем ребёнок слабее, чем ниже его уровень психофизических возможностей, тем подход к нему должен быть более индивидуальным, щадящим, со страховкой. Безусловно, в любом случае учитывается возраст ребёнка, не только паспортный, но и «истинный», определяемый по уровню его психофизических и эмоциональных возможностей.

«Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. По мнению М. Н. Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

В игре происходит: формирование дружного детского коллектива, самостоятельности, положительного отношения к труду, становление личности ребенка, формирование здоровья.

При подборе игр учитывается предшествующая непосредственно образовательная деятельность.

Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Живое общение воспитателя с детьми во время игры, эмоциональное ее проведение, объективный анализ результатов помогают более сознательному отношению детей к своему поведению в игре, благоприятно влияют на воспитание дружного коллектива.

Методика проведения подвижных игр.

Процесс обучения игре должен носить воспитывающий характер. Воспитатель должен хорошо знать коллектив играющих, правила игры и владеть педагогическим мастерством в руководстве игрой, должен предотвратить недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечеткое соблюдение правил.

Подготовка к проведению игры.

Выбор подвижной игры зависит:

от педагогических задач; подбора игрового материала, который определяет многие факторы — это возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения игры.

«Правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором гармоничного роста и развития детей». М. Я. Студеникин.

«Физические качества личности» - блиц-опрос для воспитателей

1. Способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с меняющейся обстановкой (ловкость) .

2. Способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на приподнятой и уменьшенной поверхности (равновесие) .

3. Способность человека выполнять движения в наикратчайшее время (быстрота) .

4. Способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности как можно дольше (выносливость) .

5. Степень напряжения мышц при их сокращении (сила) .

6. Способность достигать наибольшей величины амплитуды движений отдельных частей тела в определенном направлении (гибкость) .

7. Способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений (глазомер) .

8. Ребёнок быстро поднимается вверх по гимнастической стенке, не пропуская реек, опускается медленно, останавливается, приставляя ногу (умение) .

Практическая часть:«Организация двигательной деятельности в детском саду»

Название команды №1_____________________________________

1. Что входит в самостоятельную двигательную деятельность? (2 мин) .

Ответ:организация детьми подвижных игр, физических упражнений, игр- эстафет.

2. Какие условия необходимы для проведения организованной деятельности? (2 мин.)

Ответ: наличие пособий, оборудование.

3. Какие приёмы организации и руководства вы используете для самостоятельной двигательной деятельности (2 мин.)

Ответ:создание благоприятной обстановки для физических упражнений, поощрение двигательного творчества (сочинение новых комбинаций) , поддержание интереса к самостоятельной организации подвижных игр, организаторские способности.

4. Привести тексты физкультминуток (2 мин.) .

5. Провести физкультминутку со своей командой.

6. Перечислите виды ходьбы, изучаемые в ДОУ.

7. Чем отличаются команды от распоряжений.

Ответ:команда произносится четко и делится на предварительную и исполнительную часть. Распоряжение — просьба. (1 мин.) .

8.Докажите, что такие упражнения трудны или нежелательны по каким-то причинам для детей дошкольного возраста:

  1. прыжки вниз с большой высоты (может быть сотрясение, вывих голеностопного сустава, травма внутренних органов) ;
  2. длительное сидение на корточках (сдавливание кровеносных сосудов, если очень долго — отмирание конечностей) .

9.Педагогическая задача:

Определить: умение это или навык. Почему? Ребёнок быстро поднимается вверх, по гимнастической стенке, не пропуская

реек, опускается медленно, останавливается, приставляя ногу. (1 мин.) Ответ:умение.

10. Составить график организованной двигательной деятельности на день в подготовительной группе (3 мин.)

11. Педагогическая задача:

  1. Воспитатель старшей группы на утренней гимнастике все упражнения выполняла вместе с детьми от начала до конца. Правильно ли поступила воспитатель? Как нужно было сделать? (1 мин.)

Ответ:напоминать последовательность упражнений.

12.Составить игру-эстафету с имеющимся физкультурным инвентарем и провести ее с 2-мя командами. (3 мин.) .

13.Составить конкретный план деятельности детей на дневной прогулке (3 мин.) - подготовительная группа

14.Педагогическая задача:

  1. Какой дидактический принцип нарушен?

«На прогулке в младшей группе воспитатель обучает ребёнка прыжкам через короткую скакалку. Ребёнок перекладывает скакалку редко, подпрыгивает на месте часто. Воспитатель многократно показывает, объясняет, малыш сначала отказывается прыгать, а потом совсем уходит»

Ответ: обучение прыжкам через короткую скакалку начинается со второй половины года в средней группе.

15.Назвать народную игру, приемлемую для старших дошкольников, её цель, содержание, основные виды движения. Поиграть.

Очко получает команда первая, давшая правильный ответ.

Жюри подводит итоги

Ссылка на источник nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста

Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Все действия детей можно определенным образом сгруппировать и отнести к разным видам деятельности.

Деятельностью называется совокупность действий отвечающих одним и тем же побуждениям. Это целостный мотивированный акт поведения. Деятельность - это взаимодействие человека со средой, в которой он достигает цели, возникшие от потребностей человека.

Психологическая задача возрастного развития решается при реализации действий, осваиваемых в игре. Поэтому, игрушка как посредник между ребенком и культурой и как средство его развития должна обеспечивать возможность становления новых умственных действий, психических способностей и личностных качеств, соответствующих возрасту ребенка.

Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна содержать ориентиры для адекватных действий ребенка, т.е. подсказывать, что и как с ней делать, и направлять на осуществление заложенных в ней возможностей. Однако наличие ориентиров не должно препятствовать инициативным действиям ребенка.

Игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для развивающей игрушки.

Реализация инициативы ребенка обеспечивается также операционными возможностями игрушки. Так как игра является самостоятельной деятельностью ребенка, поэтому игровой материал должен учитывать несколько требований: прочность, качество ее изготовления.

Они безусловно влияют на реализацию игрового действия. Даже самый интересный замысел может быть не реализован из-за поломки игрушки. Такие чисто физические характеристики, как размер и вес игрушки, также могут открывать возможность самостоятельного действия ребенка.

Деятельность подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая пересадка знания прямо в голову субъекта, минуя собственную деятельность.

Установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим. Именно он наиболее важен для психического развития ребенка.

А. Н. Леонтьев создал теорию деятельности; появилось направление деятельностного подхода в развитии психики ребенка. Именно в психологии появляется единство деятельности и сознание - это то, что деятельность является условием психического развития, а в теории Д. Б. Эльконина - основным формированием ведущей деятельности как главным показателем психического развития.

Ведущая деятельность - это та деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет высказывание и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

В период от рождения малыша до поступления в школу сменяются три вида ведущей деятельности. Сначала - это эмоциональное общение, потом - предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра.

В раннем возрасте совершенствуются технические формы действий с предметами: ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинках и т.д. Однако это усваивается успешнее, если включается в игровую деятельность, например, застегнуть пуговицы или завязать шнурки кукле, построить домик матрешке и т.д.

Ребенок не может сразу включиться в труд в силу его значительной сложности, поэтому он "врастает" в мир взрослых через игровую деятельность, которая отражает жизнь общества.

Игровая деятельность направлена на воспроизводство детьми действий взрослых, их отношений; на отражение окружающей действительности. Мотивом в игровой деятельности является желание быть взрослым, получать удовольствие от игры, всплеск эмоций.

Игровыми действиями называются воображаемые действия с предметами - заместителями и понарошку. Целью игровой деятельности является сам процесс игры.

Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Она становится ведущей в психическом развитии ребенка.

В игровой ситуации развивается его воображение, формируется новый уровень обобщений и абстракции, создаются условия для запоминания и припоминания, активное развивается его речь, возникают более сложные мотивы его поведения, чувства, создаются благоприятные условия для развития воли. Следовательно, ролевая игра обеспечивает развитие как личностной, так и познавательной сферы его психической жизни.

Д. Б. Эльконин в своей книге "Психология игры" отмечает: "Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности". П. П. Блонский определил игру как "основной вид активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировки, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни".

Игра с сюжетом "вырастает" из предметно-манипулятивной деятельности в конце раннего детства. Первоначально ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Затем он начинает осознавать, что он действует сам и действует как взрослый.

В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.

В старшем дошкольном возрасте преобладает сюжетно-ролевая игра. Только в данном возрасте уже более значимыми и привлекательными становятся аксессуары, обозначающие роль: (подзорная труба для капитана, бескозырка - для матроса и т.д.) наряду с сюжетно-ролевой игрой, в старшем дошкольном возрасте развиваются и подвижные и дидактические (обучающие) игры. Они возникают в самостоятельной деятельности детей.

Каждый тип детской деятельности предполагает определенные средства ее реализации, помогающие организовывать овладение различными аспектами культурного опыта - первоначально в совместной деятельности со взрослым, а впоследствии в самостоятельной деятельности ребенка.

Игрушки - единственно доступное культурное средство, которое уже в ранних возрастах становится средством организации самостоятельной деятельности и задает зону ближайшего развития, то есть обеспечивает переход от совместной со взрослым деятельности к индивидуальной.

Самостоятельной деятельностью ребенка с игрушкой принято называть игрой. Поэтому для развития игры большое значение имеют особенности игрушек, которые даются детям и на которых взрослый показывает им игровые действия.

Игра - особое психологическое средство, в котором опредмечены задачи психологического и личностного развития в каждый возрастной период. Игрушка как предмет культуры имеет важное значение как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребенка.

Читать далее
Читать далее nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Дошкольник и телевизор

Телевизор уже давно прочно вошел в наш быт и стал неотъемлемой частью нашей жизни. В этом можно найти множество положительных моментов: это и развлечение, и своевременное получение актуальной информации, и восприятие и осознание современной культуры.

Появление кабельного телевидения сделало процесс просмотра телепередач гибким и динамичным: всегда можно поискать что-то себе по душе, в любое время дня и ночи стали доступны самые разноплановые передачи и фильмы. Однако при всех своих положительных свойствах телевидение стало на сегодняшний день большой проблемой для развития детей дошкольного возраста.

Так что же представляет собой телевизор в жизни ребенка? Друг он или враг?Насколько положительно взаимодействие «дошкольник и телевизор» и какие опасности оно в себе таит?

Многие родители сказали бы, что телевизор — это настоящий друг и верный помощник семьи. Ведь иной раз включение телевизора для малыша становится единственным способом, позволяющим на какое-то время занять непоседу и посвятить себе и своим делам пару минут. Однако осмелимся с ними не согласиться. Взаимодействие малыша с подобной «няней» чревато серьезными последствиями.

Это связано с тем, что современные дети проводят очень много времени за просмотром детских телеканалов. От этого страдает развитие ребенка, физическое и психическое. Проводя свое время перед экраном телевизора ребенок недополучает физической нагрузки, страдает от недостатка двигательной активности, что напрямую влияет на развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, развитие психических познавательных процессов.

Как выяснили исследователи, просмотр мультфильмов крайне отрицательно сказывается на развитии детского воображения, особенно в таких больших количествах, как это присутствует в жизни современных детей. Из динамичных красочных мультипликационных сюжетов ребенок черпает готовые образы, придуманные режиссером, художником, мультипликатором. При этом малышу не остается пространства для собственного творчества, полета фантазии, ведь все за него уже сочинили.

Современным детям почти не нравятся отечественные мультики. Им все больше и больше хочется смотреть сюжеты с непонятными, иной раз просто жуткими монстрами, которые то спасают своих друзей, то защищают мир. Детей перестали интересовать наши национальные герои, традиционные ценности российской культуры, которые скоро совсем исчезнут из памяти подрастающего поколения.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Игра в дошкольном возрасте это

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова - сб, 24/11/2012 - 01:12 В иг...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д...

  • Виды игр в дошкольном возрасте

    Виды творческих игр в старшем дошкольном возрасте ИГРА - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх не...