Факторы влияющие на развитие речи дошкольников

Влияние социально-психологических факторов на речевое развитие ребенка дошкольного возраста

Среди факторов, влияющих на речевое развитие ребенка дошкольного возраста, в отечественной психологии особенно подчеркивается роль социальной среды и активности в психическом развитии детей.

Дошкольный возраст является сензитивным к развитию многих психических функций, в том числе речи. От того, насколько успешно развивается функция речи в этом возрасте, зависит успех психического развития ребенка в целом. Уровень развития речи ребенка в какой-то мере отражает уровень его умственного развития, а также «есть основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи. Работа логопедов и психологов в составе психолого-медико-педагогической комиссии дает основания эмпирически констатировать, что на речевое развитие ребенка дошкольного возраста оказывают существенное влияние социально-психологические факторы. Они, в свою очередь, включают следующие группы более частных детерминант.

I. Социальные факторы.

1. Факторы семейной микросреды.

Состав семьи. В полной семье отцы наряду с матерями играют важную роль в детском коммуникативном развитии. В неполной семье часто ухудшается материальное положение, уменьшается возможность речевого общения матери с ребенком, перестраиваются социальные связи семьи. Ребенок испытывает повышенную потребность в общении, изменяется его эмоциональный статус, а значит, не реализуются в полной мере и речевые возможности ребенка. Процесс речевого развития в неполной семье, таким образом, обедняется.

Количество детей в семье. Вообще не следует абсолютизировать значение количества детей в семье для становления речи. Тем не менее, некоторые отечественные исследователи отмечают, что особенности в развитии речи детей данных семей существуют. По мнению одних, различия определяются таким обстоятельством как уровень физической активности детей. Многодетные родители зачастую не поддерживают подвижные и сюжетные игры детей. Многодетные семьи реже, по сравнению с одно-двудетными, уделяют внимание обучению чтению (50% и 60% соответственно) и познавательным играм (25% и 42%). Экспериментальные исследования Т. Н. Трефиловой-Карацуба показывают, что в многодетной семье затруднен процесс идентификации, а значит, у ребенка наблюдаются трудности в речевом подражании лицам, обладающим зрелой речью, что приводит к отставанию по всем показателям речевого развития.

Уровень образования родителей и их социально-экономический статус. Суммируя результаты многочисленных исследований, Э. Хофф-Гинсберг пришла к выводу, что матери с высоким социо-экономическим статусом (СЭС) создают для своих детей более обогащенную речевую среду, чем матери с низким СЭС, с самого раннего возраста. Они больше общаются со своими детьми и побуждают их к общению, дольше «держат» тему беседы, задают больше вопросов, меньше используют директивные формы высказываний, речь их более богата по словарному запасу и содержит больше информации об окружающих объектах. В результате в дошкольном возрасте дети из семей с высоким СЭС обладают большим словарным запасом, используют в речи грамматически и синтаксически более полные предложения, чем их сверстники из семей с низким СЭС.

Характер контактов ребенка с родителями. П. К. Кериг и другими исследователями показано, что родители, удовлетворенные своим супружеством, проявляют больше теплоты по отношению к детям, употребляют более экспрессивную и недирективную речь. Условиями речевого развития в семье выступают также правильная речь взрослых; организация и обогащение предметной среды; организация диалога с ребенком путем задавания побуждающих вопросов, стимулирующих ответ; непосредственное эмоциональное общение и др.

2. Общество сверстников.

Существует несколько точек зрения относительно роли общества сверстников в речевом развитии ребенка. Первая состоит в признании благоприятного действия этого фактора. Специальное сопоставление речевого общения дошкольников со взрослыми и сверстниками, проведенное А. Г. Рузской и А. Э. Рейнстейн, показало, что речь детей в общении со сверстниками более вариативна, богата и менее ситуативна. Это выражается в разнообразии используемых детьми глаголов, прилагательных, наречий и их форм. Ряд речевых категорий в активной речи детей проявляются раньше в их общении со сверстниками, чем со взрослыми.

Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения, наличие программы обучения родному языку. Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения оказывает положительное влияние на процесс речевого развития, так как там ребенок, во-первых, имеет постоянные контакты со сверстниками (а это, как уже отмечалось, в свою очередь является необходимым условием речевого развития) и специально, под руководством педагога обучается навыками осознанного анализа речи. Он овладевает основными речевыми умениями в области развития словаря, грамматики, связной речи, учится производить звуковой анализ слова. Овладение звуковым анализом слова способствует овладению чтением и письмом.

II. Генетические факторы.

Связанные с механизмами психического развития ребенка генетические факторы, наряду с социальными, оказывают влияние на речевое развитие ребенка. Часть из них была обнаружена при помощи метода наблюдения в самых ранних исследованиях и согласуется с последними научными работами. Так, тезис о связи отставания в речевом развитии детей и наличии речевых патологий у взрослых подтверждается исследованием E. Plante, которая показала, что родители мальчиков с нарушениями речевого развития имели речевые расстройства и коммуникативные трудности.

Данные о влиянии половых различий детей на их речевое развитие говорят о более успешном раннем речевом развитии у девочек, что вызывает необходимость рассмотрения фактора пола как одной из детерминант речевого развития.

III. Фактор активности. Важнейшим психологическим условием речевого развития детей служит выполняемая ими деятельность. Начало овладения ребенком активной речью связано с предметно-манипулятивной деятельностью, завершение процесса речевого развития – с учебной, основной период по времени совпадает с развитием игровой деятельности, поскольку игра является ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста.

Необходимо заметить, что в исследованиях влияния вышеуказанных факторов на развитие речи детей редко затрагивается проблема механизма этого влияния. Мы предполагаем, что в качестве таковых могут рассматриваться особенности детско-родительского взаимодействия, а именно: уровень протекции в процессе воспитания, степень удовлетворения потребностей ребенка, количество требований, предъявляемых к ребенку в семье, характер стиля воспитания в целом и др. Исследование развития речи через «мозаику» детско-родительского взаимодействия позволит сделать процесс речевого развития ребенка более прогнозируемым и управляемым.

Таким образом, педагогам необходимо помнить, что посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения оказывает положительное влияние на процесс речевого развития, так как там ребенок, во-первых, имеет постоянные контакты со сверстниками (а это, как уже отмечалось, в свою очередь является необходимым условием речевого развития) и специально, под руководством педагога обучается навыками осознанного анализа речи. Он овладевает основными речевыми умениями в области развития словаря, грамматики, связной речи, учится производить звуковой анализ слова. Овладение звуковым анализом слова способствует овладению чтением и письмом. Все мы знаем, что главная задача любого педагога-дошкольника - это гармоничная подготовка каждого воспитанника к обучению в школе. Овладение ребенком грамотной речью способствует к более легкому усвоению школьной программы. Достигается максимальное взаимопонимание между сверстниками и взрослыми.

www.maam.ru

Материал (старшая группа) по теме: Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Опубликовано 25.11.2012 - 11:17 - Кузнецова Наталья Николаевна

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В работе с детьми(а особенно с теми, что уже имеют нарушение речи) большое внимание необходимо уделять развитию функции мелких мышц рук.

Движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из факторов его формирования. Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году.

Позже, на основе специально проведенных опытов была выдвинута мысль о том, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и убыстряют развитие речи ребенка.

Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и языковых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, разных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и др.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. Недаром во многих школах Украины существуют, так называемые, собеседования, тестирования во время которых среди других заданий ребенку предлагаются задания на определение уровня развития мелкой моторики. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логично мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Недостаточное развитие зрительного восприятия, внимания и, в частности, мелкой моторики, приводит к возникновению негативного отношения к учебе.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки решают одновременно несколько проблем: во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, улучшают развитие речи малыша, в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.

Работу с развития мелкой моторики необходимо начинать с самого раннего возраста. Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем же на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом(например "Сорока") , не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п. и, конечно, в старшем дошкольном возрасте робота по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Помните, что малышам предлагаются упражнения в упрощенном варианте, доступные их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнять.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, ведь именно тогда будет достигнут весомый эффект от этих специальных упражнений. Задания по развитию движений пальцев рук должны приносить ребенку радость, не должны вызывать переутомляемость.

Большое значение в этих играх-упражнениях имеет текст. Он должен быть веселым, доступным для детей данного возраста. Необходимо объяснять значения тех или других движений или положений пальцев, заинтересовывать детей в исполнении этих движений, создавать благоприятное эмоциональное настроение.

Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь вашего ребенка, можно предложить малышам следующие задания:

Разминать пальцами пластилин, глину.

Катать по очереди каждым пальчиком камни, бусинки, шарики.

Нанизывать бусинки на тоненькую ленту, делать бусы.

Сжимать и разжимать кулачки.

Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может продвинуть свои пальцы; или крепкие, которые не раскроешь.

Двумя пальцами руки(указательным и средним) "ходить" по столу, сначала медленно, а потом быстро, как будто они бегут. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

Показывать отдельно только по одному пальчику.

Барабанить, постукивать всеми пальцами обеих рук по столу.

Махать в воздухе только пальцами, не двигая ладонью.

Плескать в ладони тихо и громко, в разном темпе.

Нанизывать большие пуговицы на нить.

Застегивать пуговицы, крючки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.

Закручивать шурупы, гайки.

Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

Складывание матрешек.

Подробней nsportal.ru

Факторы, которые влияют на развитие речи детей

Исследование анамнеза, социальной структуры семьи и характера взаимоотношений с ребенком

Основная цель данного исследования - поиски путей организации совместной работы логопеда и родителей по коррекции речевых, умственных и физических отклонений детей с нарушениями речи в целях полноценной подготовки к школе.

В соответствие с целью исследования был поставлен ряд конкретных задач:

  1. Анализ литературных данных по проблеме.
  2. Выявить причины, способствовавшие или повлиявшие на развитие речи детей с нарушениями речи.
  3. Изучение медицинских карт детей.
  4. Разработка основных направлений связи логопеда и родителей.

Исследование проводилось на базе ДАОУ «ДОД Дом детского творчества» Балкыш» Высокогорского района. Всего были обследованы 10 семей детей старшего дошкольного возраста. Из них у 6 семей дети были с нарушениями речи, у 4-х семей дети без нарушений.

В ходе эксперимента исследовалось три аспекта: анамнез, социальная характеристика семьи и особенности воспитания ребенка.

Контингент 1 группы: шесть детей с нарушениями речи

1а – Галлямов Альберт ФФН 2а - Яхина Зарина ОНР (2 уровень) 3а - Даутова Алина ФФН 4а - Габдуллазянов Зульфат ОНР (3 уровень) 5а - Мухаметшин Денис ОНР (3 уровень) 6а - Хайрутдинова Гульназ ФФН

Вторая группа – контрольная. Семьи, у которых дети без нарушения речи.

1в - Равиловы 3в - Фазлиевы 4в - Зариповы

В ходе эксперимента я старалась создать благоприятные условия для проведения исследования, атмосферу доверительного контакта. Родители должны быть заинтересованы в искренности собственных ответов. Тест был взят из практического пособия.

Результаты исследования

Сравнительный анализ результатов исследования семей показал, что у первой группы семей отмечались биологические и социальные факторы, которые отрицательно повлияли на речевое развитие детей. Проанализируем группы заданий.

Первая группа заданий была направлена на выявление биологических факторов:

1. Анамнеза а) возраст родителей к рождению ребенка б) патология беременности, родов, периода новорожденности в) развитие в грудном возрасте и в раннем детстве. г) Перенесенные заболевания до 1 года и старше

По анамнезу были составлены 4 общие таблицы.

1. Анамнестические сведения.

а) Возраст родителей к рождению ребенка:

1 группа

4

4

Сравнивая данные 1 и 2 группы семей, мы видим, что на речь детей могло оказать влияние и возраст родителей к рождению ребенка. Очень ранняя беременность (2а) отрицательно влияет на развитие плода, т.к. организм матери не достаточно сформирован, костная ткань нужна самой матери. После 40 лет ( 1а) идет процесс старения организма, недостаток костной ткани для развития плода.

б) Патология: беременности, родов и периода новорожденности.

1-я

52

1

Из таблицы мы видим, что на нормальный ход внутриутробного развития плода, а значит и нормального формирования центрального и периферического отделов речевого аппарата возможно повлияли: острое заболевание матери во время беременности (6а-грипп) , курение матери (2а,5а) . У других, возможно повлияли патология родов: (асфиксия 3а,5а) , гипоксические факторы(4а) – обвитие пуповиной в момент прохождения по родовым путям (механическая гипоксия) .

На формирование речи другого ребенка возможно оказало отрицательное влияние воспалительное заболевание головного мозга (менингококковая инфекция) . Во многих сравнительно маленький вес и рост уже говорит о нарушении в развитии ребенка. Признаки дизонтогенеза наблюдались в 2-х случаях (2а,5а) . У второй группы семей патологий беременности, родов, периода новорожденности, признаков дизонтогенеза не наблюдалось.

В) Развитие в грудном возрасте и раннем детстве.

1-я

Задержка речи, нарушение грамматического строя речи.

Запоздалые, вялые реакции на мать

Моторная неловкость, задержка речи, вялость.

Задержка речи, нарушение грамматического строя.

Нарушение сна, питания, отсутствие реакций на состояние дискомфорта

Моторная неловкость, отсутствие навыков самообслуживания, задержка речи

В норме

В норме

У половины семей первой группы наблюдались различные отклонения в развитии в грудном возрасте (2а,4а,5а) , у другой половины - в норме. И у всех детей наблюдались: задержка речи, нарушение грамматического строя в раннем детстве. У детей семей второй группы в грудном возрасте, и в раннем детстве не наблюдалось никаких отклонений.

г) Перенесенные заболевания до 1 года и старше

1-я

г) Перенесенные заболевания до 1 года и старше

Аллергия, корь, паротит, риносинуцит, энтеробиоз, аденоиды.

Вазоматорный ринит, ветряная оспа, острый ларинготрахеит

4 года - острые кишечные заболевания 6 лет- пиелонефрит

Корь, эпидем. паротит, нейродермит, экзема, аллергия, фаринготонзилит, ОРВИ, энурез, органическое поражение головного мозга, высших подкорковых функций.

Бронхит( очень ранний в 1.5 года, затяжной, неблагоприятный)

2-я

Корь , ОРВИ, фарингит, ветряная оспа, фаринготрахеит.

Среди обследованных семей первой группы были выявлены такие заболевания у детей: аллергия, простудные заболевания, которые тяжело протекали в ранние годы, и возможно повлияли на развитие речи, воспалительные заболевания головного мозга (менингококковая инфекция-4а) , острые кишечные заболевания, пиелонефрит (4а) , аденоиды (1а) и другие.

У второй группы выявлены общие заболевания детей: отит, бронхит, фарингит, которые не повлияли на развитие речи, т.к. были вылечены во время, без осложнений. Дети перенесли болезни один раз.

Таким образом, любое заболевание ребенка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития. Частые длительные заболевания ребенка в раннем возрасте, истощающим образом действуют на его нервную систему и организм в целом.

По результатам обследования анамнестических сведений пришли к выводу:

  • Отрицательное влияние оказывают на развитие речи заболевания - пневмония, аденоиды, менингококковая инфекция и другие заболевания затяжного характера. Они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность, приводят к психофизическому инфантилизму.
  • Внутриутробная патология, связанная с заболеванием матери, курением, приводит к нарушению развития плода. Неблагоприятное влияние на потомство было отмечено уже давно.
  • Патология родов (асфиксия, гипоксия) - могут повредить нервную систему плода.

2. Социальная характеристика семьи.

а) тип семьи, жилищные условия, среднемесячный доход.

1-я

Х

Х

Как мы видим из таблицы, у детей с нормой в развитии - семья полная, жилищные условия соответствуют для гармоничного развития ребенка, высокий или средний экономический статус.

У половины детей с нарушениями речи - в основном семьи неполные, деструктивные или распадающиеся, характеризующиеся социальной дезадаптацией, вследствие чего в них не только снижена полноценность осуществления воспитательной функции, но и имеет место искажение формирования эмоциональных реакций ребенка. У этих родителей нет ни желания , ни возможности заниматься с ребенком. Эти семьи с низким социально- экономическим статусом, неблагополучные семьи с недостаточно культурным развитием.

Другие дети с нарушениями речи благополучные: семья полная, имеют выраженное желание работать с ребенком, но не имеют при этом соответствующих материальных и бытовых условий (1а,6а) и (3а) - семьи благополучные, полные, социально-бытовые условия соответствуют для развития ребенка.

Неблагоприятные социально-бытовые условия приводят к микро-социальной педагогической запущенности, дефициту в развитии и еще больше усугубляют уже имеющиеся неблагоприятные факторы развития ребенка.

б) Характер взаимоотношений между родителями.

1-я

Х

Х

Характер взаимоотношений между родителями может тоже отразиться на развитии речи детей. В таких семьях, где обострены внутрисемейные отношения, где проведение родителей определяется различными несогласиями, частыми ссорами (2а,5а ) тип воспитания отличается несдержанностью и грубостью родителей в обращении с ребенком, несогласованностью воспитательных приемов.

Дети бывают временами заброшены, педагогически запущены, они плохо адаптируются, неуверенны в себе, трудно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Все это усугубляет те нарушения речи, которые уже имелись у ребенка, о компенсаторных возможностях следует забыть в таких условиях.

В семьях, где есть взаимопонимание, нарушения речи могут сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов.

3. Особенности воспитания ребенка.

Х

После исследования особенностей воспитания ребенка составили общую таблицу для 2-х групп семей. Во второй группе (контрольной) воспитание матерью, отцом во всех семьях гибкое, отношение ребенка к матери и отцу – ровная привязанность.

Это благополучные семьи, где царит атмосфера покоя, где к ребенку относятся как к личности, к равному члену семьи. Важными вопросами в этих семьях является не только вопросы питания и обеспечения для ребенка материального комфорта, но и общения с ним, создание для него еще и духовного комфорта. Только в таких условиях у ребенка будут формироваться положительные чувства, и характер с положительными социальными установками.

При изучении семей 1 группы выявились: гипоопека, гиперопека. Семьи, гиперопека - ребенку уделяется слишком много внимания, это плохо, т.к. при гиперопеке снижается самостоятельность, отрицательно для развития личности, подавляется активность и закрепляет у него инфантильную систему поведения.

Хотя родители отдают много сил и времени ребенку, но лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Излишние проявления родительской любви могут нанести ребенку не меньший вред, чем равнодушие к нему взрослых.

Следующий тип воспитания - это семьи с гипоопекой (2а,5а) - ребенку уделяется мало времени, внимания, любви, ребенок предоставлен сам себе, родители им не интересуются, не контролируют его. В результате ребенок растет замкнутым, не общительным, старается стать более незаметным, осознает свою некчемность, боится говорить с людьми и все это влияет на развитие речи.

В этих семьях родители проявляют безразличие, невнимание и ребенок испытывает заброшенность. Подвергается постоянному психическому травмированию. Эти дети требуют внимания и ласки со стороны взрослых, но отличаются крайне обидчивостью, кофликтностью, агрессивностью, злобностью.

Изучив семьи, я выявила их экономический, социально-культурный уровень, особенности семейного микроклимата, условия воспитания ребенка. Семейное воспитание влияют на развитие ребенка. От уровня культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющиеся у него проблемами, от степени участия родителей в коррекционном процессе, во многом зависят успех диагностической, учебно-воспитательной и коррекционной работы.

Хочется отметить очень важный момент, если у ребенка в анамнезе имелись какие-то отклонения, патологии, не нужно впадать в панику и думать, что у него появятся расстройства. Если социально-бытовые условия благоприятные, взаимоотношения родителей благополучные, то многие отклонения в развитии ребенка могут сглаживаться.

Но если же социально- бытовые условия неблагоприятные, то уже имеющиеся отклонения в развитии можно усугубить. Значит, нужно родителям знать, если у них не все благополучно обстояло с протеканием беременности и родов или самого раннего периода развития ребенка, нужно создать благоприятные социально-бытовые условия.

Результаты исследования выборочных групп семей детей дошкольного возраста показали, что на развитие речи детей влияют следующие патогенные факторы:

  • Возраст родителей к рождению ребенка.
  • Различные патологии беременности, родов, периода новорожденности.
  • Перенесенные заболевания в 1-е годы жизни ребенка.
  • Микро социальная и педагогическая запущенность.
  • Неправильный тип воспитания в семье.

Читать далее logoped18.ru

Презентация к уроку (старшая группа) по теме: Факторы,влияющие на развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников

Опубликовано 02.06.2015 - 13:42 - Абакумова Людмила Виталиевна

На сегодняшний день нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от духовной, православной жизни. Об этом говорят: высокая детская преступность, искаженное представление ? любви, доброте, милосердии, рост агрессивности и жестокости в обществе. В чем причина, где корень жестокой и мрачной непогоды, окутавший сегодняшний мир и ставящий его на край гибели?

Не мы ли - разорители домашней церкви, не мы ли - нарушители старинных правил семейного порядка? Какой будет Россия, во многом зависит от того, каким мы вырастим наших детей. В этом наша ответственность перед Богом. Все вы, думаю, согласны с тем, кто непосредственно имеет отношение к детям, должны продолжать повышать уровень духовно-нравственных качеств в детях, создавать условия для возникновения развития позитивных эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке.

Скачать:

Материал nsportal.ru

10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка » Шпоры для студентов

Шпоры по дошкольной педагогике

ЛИЧНОСТЬ - это человек как общественное существо, носитель общественного сознания.

Сущность человека как личности проявляется через те отношения, в которые он вступает с окружающим миром и прежде всего с людьми. Сюда включаются все отношения, которые складываются между людьми (в семье, в коллективе, в повседневном общении и т. д.) Таким образом, понятие "личность" характеризует человека как общественное существо, связанное с усвоением того разнообразного духовного опыта, который накоплен в обществе. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе своей жизнедеятельности.

РАЗВИТИЕ - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

Человек в течение своей жизни развивается в нескольких отношениях:

-физическое развитие - изменение роста, веса, объема человеческого тела;

-физиологическое развитие - изменение физиологических процессов (например, половое созревание) ;

-психическое развитие - это обогащение фонда условных рефлексов, выработка характера, развитие памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.;

- социальное развитие проявляется в усложнении отношений с окружающей средой, в которые вступает человек на протяжении своей жизни Источником всякого развития, в том числе и развития личности, являются внутренние противоречия. Например, противоречие между требованиями общества и актуальным уровнем развития ребенка, противоречие между потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения, противоречие между стремлением ребенка к самостоятельности и его потребностью в помощи взрослых, противоречие между целенаправленными воздействиями и стихийными влияниями социальной среды и др. Эти противоречия и выступают в качестве движущих сил развития личности

Факторы, влияющие на развитие личности: Наследственность, среда и воспитание.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении

СРЕДА - это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Ребенок от своих родителей наследует следующие признаки:

-анатомо-физиологическую структуру биологического вида "человек разумный" (строение тела, внутренних органов, их функционирование и т. д.) ;

-безусловные рефлексы (сосание, слюноотделение, оборонительный, ориентировочный и др.) ;

-физические особенности (особенности телосложения, черты лица, цвет волос, кожи, глаз и т. п.) ;

-функциональные особенности (группа крови, характер обмена веществ и др.) ;

-аномалии наследственного происхождения (дальтонизм, гемофилия, псих. заболевания и др.) ;

-особенности нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность) ;

-задатки.

Материальными носителями наследственности являются гены (генотип) .

Однако этот наследственный багаж является лишь необходимым. но недостаточным условием, потенциальной возможностью, предпосылкой для последующего развития человека. Значительная роль здесь отводится социальной среде и воспитанию.

Среду обитания можно подразделить на природную (географическую) и социальную. В понятие природной среды входят: климат ресурса, ландшафт и др. Социальную среду, окружающую ребенка, можно подразделить на макросреду и микросреду.

Под макросредой понимается общество в целом, общественный строй: социально-экономические, политические, морально-правовые условия жизни. Термином "микросреда" обозначается ближайшее окружение человека.

Сода можно отнести материально-бытовые условия жизни ребенка, дошкольное учреждение, где он воспитывается, а также людей, непосредственно контактирующих с дошкольником. Макросреда не воздействует на личность непосредственным образом.

Это воздействие осуществляется преимущественно через микросреду. Социальная среда выступает как определяющий фактор развития личности. Только "живя в обществе, человек может сформироваться как личность.

ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

Процесс становления личности человека осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического опыта человечества, Руководство его освоением осуществляется взрослым. В итоге человек входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет. Поэтому воспитание играет ведущую роль в развитии личности ребенка.

Освоить общественно-исторический опыт помогает активность растущего человека. Активность личности выражается через подражательность ребенка, его воспитуемость, обучаемость, самовоспитание и самообразование.

Активность личности дошкольника находит свою реализацию в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в общении. Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания.

Шпаргалки

Ссылка на источник shporiforall.ru

Развитие речи дошкольников < какие условия влияют на развитие речи дошкольников

Развивающие игры для детей 3 лет

На развитие речи дошкольников влияют многие факторы. Конечно, каждый ребенок индивидуален, есть и вундеркинды, которые уже в годовалом возрасте умеют пользоваться великим могучим.

Но в остальных, более многочисленных случаях, умению излагать свои мысли малыш учится у окружающих. Даже с годовалым карапузом следует разговаривать, как с взрослым, четко выговаривая слова, отвечая полными предложениями, а если у малютки какое-то слово не получается, несколько раз повторите его правильно.

Детям, которым не удается выиграть сражение со сложными словами и звуками, помогут скороговорки. И не надо изобретать велосипед, до вас уже все придумали. Старые добрые «На траве дрова» и «Шла Саша по шоссе» идеальный вариант.

Дети всегда торопятся, отвечая на вопрос, они попросту проглатывают слова. Корректно прервите его, и задайте вопрос по-другому, спокойным тоном.

Больше разговаривайте с ребенком, по дороге на прогулку комментируйте все, что вас окружает. Например, «Это автобус. Он перевозит людей. А управляет машиной водитель».

Таким образом, вы не только называете предмет, но и даете информацию о нем, учите ребенка давать развернутый ответ, пополняете его словарный запас. Листая с ребенком книжки с яркими картинками, попросите ребенку описать все, что он видит.

Дошкольников учим музыке

Обязательно читайте детям книжки, подбирая их в соответствии с возрастом ребенка. Малышам полезно повторять одну и ту же сказку по несколько раз, так он тренирует память. Можно остановиться на середине, и предложить ребенку продолжить.

Практикуйте и пересказы прочитанного текста.

Для развития речи дошкольников полезно так же заучивание наизусть стихотворений. В более раннем возрасте это могут быть потешки, прибаутки, стихи А. Барто, С. Маршака. Не обойтись и без песенок.

Если к пяти годам ваш малыш не выговаривает больше двух звуков ( -р- и -ш- не в счет) , желательно показаться логопеду. Специалисты утверждают, что дети школьного возраста, которые не выговаривают всех звуков, делают соответствующие ошибки на письме. К шестилетнему возрасту ребенок должен говорить четко и с расстановкой.

< Предыдущая

Читать далее GirafeJournal.com

Факторы, влияющие на развитие речи ребенка, страдающего нарушением - Презентация 18854-7

Нарушения у детей

краткое содержание других презентаций о нарушениях у детей

«Дети аутисты» - В приюте, где поощряли ремесла, Джеймс стал выдающимся плотником и краснодеревщиком. Подготовила студентка 41 группы Сидоркина Василиса. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции.

Джеймс Генри Пулленизвестен как Гений Ирлсвудского приюта. Особенности детей с РДА: Главный шедевр Пуллена - модель корабля "Грейт Истерн".

«Дети с нарушением слуха» - С 2-летнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению слабослышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами) . Дети имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Подготовила студентка 41 группы Сидоркина Василиса. В зависимости от степени потери слуха различают 2 категории: глухоту и тугоухость (слабослышание) .

«Речь детей с ЗПР» - Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей с ЗПР. Неспособность построить монолог. Нарушение звукопроизношения. Бедный словарный запас.

Самопрезентация воспитателя МДОУ д/с №8 Лебедевой Ольги Юрьевны. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

«ЗПР у детей» - Белоусова М. к сказке А. Толстого «Грибы» (в кн. Азбука пожарной безопасности. Содержание программного материала изложено в соответствии с концентрическим принципом.

На третьем этапе начинается целенаправленная работа со старшими дошкольниками с ЗПР. Иллюстрации: худ. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития.

«Задержка психического развития» - Историческая справка. Диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Рекомендации родителям по профилактике ЗПР. Причины возникновения ЗПР.

Основные направления в помощи детям с ЗПР. Общие особенности детей с ЗПР. Основные формы ЗПР (М. С. Певзнер и Т. А. Власова 1984 год) .

«Детские страхи» - Как помочь ребёнку избавиться от страха? Памятка для родителей «Осторожно, страхи!». Правила обращения со страхами. Детские страхи.

Этапы ролевого разыгрывания сказок, историй и страшных снов. Опросник «Страхи у детей» (автор А. И. Захаров) . А. И. Герцена.

Читать далее 900igr.net

Другие статьи по теме:

  • Развитие связной речи дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит...

  • Ушакова о с развитие речи дошкольников

    "Программа развития речи дошкольников" Дополнительная общеобразовательная программа Ушаковой О. С. «Программа развития речи дошкольников» Речевое развитие дошкольников в детском саду осуществляет...

  • Презентации для дошкольников по развитию речи

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Программа развития речи дошкольников ушакова о с

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

    Доклад «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста» Степановский филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Никифоровская «Средняя общеобразоват...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Речь в эмоциональном развитии дошкольника

    Развитие речи с использованием фольклора и его влияние на эмоциональное состояние дошкольников «Развитие речи с использованием фольклора и его влияние на эмоциональное состояние дошкольников» 1 с...

  • Комплексное развитие речи дошкольников

    Реферат на тему Влияние комплексных занятий на развитие речи дошкольников скачать бесплатно г) Данные роста словаря В. Штерна, Д. Эльконина, Смита 2. Методика развития словаря у детей дошкольного...

  • Отчет по самообразованию развитие речи дошкольников

    Отчет по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников» Работая с детьми я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра...

  • Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Развитие связной речи дошкольников через театрализовано-игровую деятельность с использованием фольклора и моделирования СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ… .5 I.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА…. 9 1. Теоре...

  • Дипломная работа по развитию речи дошкольников

    Определение запаса слов, хранящихся в активной памяти ребенка. Методологическая основа исследования: концептуальные идеи личностно-ориентированного подхода в образовании (Е. В. Бондаренко, И. А....

  • Дидактические игры по развитию речи младших дошкольников

    Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех...

  • Дополнительная программа по развитию речи для дошкольников

    Познавательно-речевое развитие старших дошкольников. Дополнительная образовательная программа факультатива «Почемучка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П...