Физиологические особенности детей дошкольного возраста

Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста

Возраст 3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма.

Динамика физического развития ребенка в дошкольном возрасте отличается неравномерностью. На 4-м и 5-м годах жизни рост ребенка несколько замедляется, ребенок за год вырастает на 4-6 см, а на протяжении последующего периода жизни (в возрасте 6-7 лет) прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в этом возрасте получило название «первого периода вытягивания». Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усиление функции гипофиза). За эти годы значительно меняются пропорции тела ребенка. К 7-ми годам у него заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки. Если рост ребенка отстает от нормы на 10%, необходимо обратить внимание на следующие факторы:

рационально ли питается ваш ребенок;

хороший ли психологический климат в семье.

При отставании роста на 20% необходима консультация эндокринолога.

Прибавка массы тела детей к 4-м годам жизни, как и прибавки роста, несколько замедляются и составляют в среднем за год 1, 2-1, 3 кг, а затем снова отмечается более интенсивное увеличение массы тела: за 5-й год жизни ребенок прибавляет в среднем 2 кг, за 6-й -2, 5 кг, за 7-й около 3, 5 кг. К 6-7 годам масса тела ребенка удваивается по сравнению с его массой в годовалом возрасте. Если масса тела превышает норму на 10% с учетом отклонения, это считается ожирением и требует коррекции у специалистов. Если же масса тела ниже нормы в этом возрасте, это свидетельствует о неблагополучном физическом развитии и требует консультации с педиатром, рационализации режима питания.

У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно-мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса тела.

К 5-ти годам значительно увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, повышается их сила. Развитие и дифференцировка центральной нервной системы у дошкольников выражается в совершенствовании двигательных функций, развитии координации движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук; умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. Большинство детей в этом возрасте с удовольствием танцуют и тщательно под музыку выполняют различные движения.

После 4 лет достигается максимальная острота зрения, и ребенок физически готов к начальному чтению. Головной мозг к пяти годам по размеру и массе (90%) почти равен мозгу взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и борозд головного мозга. Однако следует учесть, что у ребенка доминирует правое полушарие, «отвечающее» за образное восприятие, эмоциональную сферу, тогда как левое «отвечающее» за речь, логическое мышление, еще не сформировано. Ребенок находится во власти эмоций, не уравновешены основные нервные процессы: преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом. Это проявляется в непосредственности и искренности ребенка и в ярко выраженной неуравновешенности и отвлекаемости. Характеризуя особенности развития детей 4-5 лет, следует обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка:

• сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки) ;

• походка – на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;

• позы - застывшие, скованные и однообразные;

• движения – бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;

• жестикуляция и мимика – вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничание или подвижность лица;

• речь – невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания.

Будьте внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина описанных признаков.

Побольше играйте с ребенком в игры, подарите ему заботу, внимание и любовь – он ждет их от вас, ему трудно. Сформируйте у вашего ребенка веру в свои силы и желание активно взаимодействовать с окружающим миром.

Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют определенные навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе. Сопротивляемость к заболеваниям у них значительно выше.

Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного» периода достигает уровня взрослого человека. К 7-ми годам у ребенка прорезываются коренные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов. Объем желудка к 5-7-и годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность. У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта. Острые детские инфекции встречаются часто, чему способствует широкое общение дошкольников с окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего возраста, и реже приводят к тяжелым последствиям. В связи с постоянно нарастающей сенсибилизацией организма у детей дошкольного возраста уже встречаются аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, такие как бронхиальная астма, ревматизм, и другие.

Дети дошкольного возраста часто болеют острыми респираторными заболеваниями, что связано с относительно низким иммунитетом в этом возрасте и возрастающими контактами с взрослыми и сверстниками. Особенно это заметно среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения, в которых приходится выделять группы часто и длительно болеющих (чдб) детей. Эта группа детей требует большого внимания и помощи в процессе адаптации к новым условиям, а также в укреплении и закаливании их организма.

www.maam.ru

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста - Основы медицинских знаний: пособие для сдачи экзамена

Данный период развития ребенка характеризуется его физическим и умственным возмужанием. Дети дошкольного возраста хорошо говорят на родном языке, вполне правильно употребляют склонения и спряжения. В этот период проявляется индивидуальность ребенка, его эмоции становятся более сдержанными.

Основными болезнями данного периода являются болезни дыхательной системы (особенно верхних дыхательных путей) , а также инфекционные заболевания, поскольку дети постепенно входят в общество, начинают контактировать с большим количеством людей.

В этом возрасте происходят физиологические изменения: вначале рост ребенка замедляется до 4–6см в год, а позднее ускоряется до 6–8см. Прибавление в весе (в килограммах) выглядит так:

–в 4 года – 1,6;

–в 5 лет – около 2;

–в 6 лет – 2,5.

Для данного периода развития ребенка характерны следующие анатомо-физиологические особенности.

1.Происходит утолщение кожных покровов, однако опасность переохлаждения или перегрева не исчезает.

2.Окостенение костной системы еще не завершилось. Скелет ребенка по форме похож на скелет взрослого человека, но еще не так крепок.

В этом возрасте появляются такие болезни, как сколиоз, поэтому именно для данного возраста очень важен постоянный контроль над осанкой и распределением нагрузки на организм. Ребра ребенка принимают такое же положение, как и у взрослых; грудная клетка становится цилиндрической формы.

3.Для сердечно-сосудистой системы характерны снижение частоты пульса (85–90 ударов в минуту к 7 годам) , постепенное повышение артериального давления (к 7 годам – 104/67 мм рт. ст.) .

4.В возрасте 6–7 лет происходит ускорение роста – так называемое первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Это связано с изменениями в эндокринной системе ребенка: щитовидной железы, надпочечников, гипофиза. Также происходит «подготовка» половых желез к периоду полового созревания.

5.В дошкольном возрасте улучшается работа иммунной системы ребенка, поэтому многие болезни протекают легче, чем ранее.

6.Для работы нервной системы в данном возрасте характерно закладывание основ интеллекта. Дети охотно запоминают стихи, с увлечением рисуют, сочиняют, переиначивая услышанные сказки. Также закладываются основные нормы морали и нравственности.

Дети этого возраста любознательны: постоянно задают вопрос «почему?».

Ссылка на источник www.e-reading.club

Анатомо физиологические особенности детей

Кожа ребенка

.

Величина кожной поверхности по отношению к его весу больше, чем у взрослого. Ограниченное потоотделение и несовершенство сосудистых реакций кожи лимитируют у ребенка теплорегулирующие функции. Как орган выделения кожа ребенка функционирует интенсивнее, чем у взрослого.

Характерны тонкий эпителиальный покров, слабое развитие рогового слоя, значительное развитие капиллярной сети. Потовые железы развиты слабо, сальные хорошо функционируют с момента рождения.

Незначительные нарушения целости кожного покрова могут служить входными воротами инфекции. Подкожный жировой слой у маленьких детей хорошо развит.

В течение первых 6 месяцев его толщина увеличивается в определенной последовательности: сначала на лице, конечностях, затем на туловище и животе. Исчезновение жира при нарушении питания происходит в обратном порядке.

Мышечная система ребенка

На долю мышечной ткани у новорожденных приходится не более 25% веса тела, у взрослых — более 40%. Тонус сгибателей у ребенка грудного возраста преобладает над тонусом разгибателей. Развитие мышц происходит в определенной последовательности: сначала развиваются мышцы шеи и туловища, затем мышцы конечностей.

Костная система ребенка

Скелет плода на ранних этапах внутриутробного периода состоит целиком из хрящевой ткани. Вследствие низкого содержания солей кости ребенка легко искривляются и деформируются под влиянием избыточного давления.

Рост костей, образование новых ядер окостенения наиболее энергично происходят в первые 2 года жизни и в основном заканчиваются к 12-летнему возрасту. Вертикальный размер черепа у новорожденного составляет 1/4 общей длины скелета, у взрослого — 1/8.

К моменту рождения остаются незакрытыми большой и малый роднички. Окончательное закрытие большого родничка происходит на 10—15-м месяце жизни.

Позвоночник у новорожденных отличается отсутствием физиологических изгибов, которые появляются по мере развития моторных и статических функций. Ребра расположены почти под прямыми углами к позвоночнику.

Форма таза у мальчиков и девочек одинакова до периода полового созревания. Зубы появляются в возрасте 6—8 месяцев. Постоянные зубы прорезываются между 5-м и 7-м годом.

Органы дыхания ребенка

Нижний носовой ход у новорожденных отсутствует и формируется к 4 годам. Евстахиева труба, соединяющая носоглотку со средним ухом, относительно короткая и широкая. Придаточные пазухи недоразвиты. Гайморова и лобная пазухи развиваются на 2-м году.

Глоточное лимфатическое кольцо при рождении развито слабо. Миндалины достигают наибольшего развития к 4—10 годам и к 14—15 годам подвергаются обратному развитию. Слизистая оболочка дыхательных путей богата кровеносными сосудами.

Легкие ребенка менее воздушны и бедны эластической тканью. Эти факторы предрасполагают к развитию острых ателектазов легких, связанных с респираторными вирусными и микробными инфекциями. Глубина дыхания у детей раннего возраста значительно ниже, чем у взрослых, поэтому частота дыхания ускорена.

Органы кровообращения ребенка

Вес сердца новорожденного составляет 0,89% его веса тела (у взрослого 0,48—0,52%) . К концу 1-го года жизни вес сердца удваивается. После 2 лет масса сердца увеличивается незначительно, но в период полового созревания рост сердца становится снова очень энергичным.

Толщина стенок обоих желудочков сердца при рождении одинакова. Диаметр артерий и капилляров в отношении к поперечнику вен у детей раннего возраста более широкий, чем у взрослых. Величина максимального артериального давления ориентировочно устанавливается по формуле В. И. Молчанова (80 + удвоенное число лет) . Минимальное давление составляет 2/3—1/2 максимального.

{module директ4}

Полость рта у грудного ребенка очень мала. Относительно массивный и короткий язык обеспечивает акт сосания. Слюнные железы при рождении функционируют недостаточно. Слюноотделение резко увеличивается к 4—5 месяцам жизни.

Пищевод относительно длиннее, чем у взрослых, вход в желудок широкий, Расстояние между альвеолярным отростком и кардией желудка у новорожденного равно 10—12 см, у ребенка 1 года — 17—20 см, 2 лет — 25 см, 4 лет — 30 см. Секреция желудочного сока на первом году жизни ограничена.

Ферментные системы поджелудочной железы к моменту рождения не достигают зрелости, особенно у недоношенных. В значительной мере это относится к ферментам, расщепляющим поли- и дисахариды. Недостаток липазы компенсируется наличием этого фермента в грудном молоке.

Печень детей

Относительные размеры печени почти в 2 раза превышают величину печени взрослых. Дезинтоксикационная функция печени и особенно образование парных соединений токсических продуктов с глюкуроновой кислотой не развиты в первые недели жизни и легко повреждаются у ребенка раннего возраста.

Проницаемость печеночных клеток для различных веществ у маленького ребенка повышена, о чем свидетельствует легкость возникновения желтухи при накоплении билирубина, циркуляция в крови таких печеночных ферментов, которые не обнаруживаются у старших детей и взрослых. В связи с усиленным обменом белка и преобладанием анаболических процессов в грудном возрасте имеет место относительная недостаточность протеинообразовательной функции печени, выражающаяся гипопротеинемией.

Печень новорожденного и маленького ребенка образует меньше эфиров липоидных субстанций (в частности, эфиров холестерина) , чем печень взрослых. Экскреция бромсульфалеина у детей раннего возраста замедлена.

Органы мочевыделения детей

Почки у новорожденных расположены ниже, а их относительный вес почти в 2 раза больше, чем у взрослого. Особенностью их макроскопического строения является дольчатая структура.

Величина клубочковой почечной фильтрации составляет у детей первых месяцев жизни 1/8—1/3 соответствующего показателя у взрослых и колеблется в пределах 15—45 мл/мин. В раннем возрасте способность почек ребенка концентрировать мочу снижена (физиологический несахарный диабет) , удельный вес мочи 1003—1005 (у детей 2—5 лет в среднем 1009—1015) . На протяжении первых 6 месяцев жизни почки ребенка не реабсорбируют в достаточной степени аминокислоты.

Суточная экскреция аминоазота достигает 10 мг/кг веса, тогда как у более старших детей величины, превышающие 2 мг/кг, должны рассматриваться как явление патологическое. Величина внепочечного выделения воды у детей раннего возраста относительно велика и достигает 75% принятой жидкости. Мочеиспускание учащено: у грудного ребенка 12—15 раз в сутки.

Органы чувств детей

Зрение вследствие короткой оси глазного яблока характеризуется гиперметропией (дальнозоркостью) . В первые недели жизни движения глазных яблок не координированы, на 4—6-й неделе жизни ребенок начинает фиксировать взгляд на предметах. В первые недели жизни ребенок не слышит, так как барабанная полость наполнена слизистой жидкостью.

Через несколько недель ребенок реагирует на громкие звуки. Органы вкуса и осязания функционируют с самых первых дней, хотя они не так тонко развиты, как в последующие периоды жизни.

Особенности крови детей

В первые дни жизни отмечается кейтрофилез, на 5-й день происходит первый перекрест — количество нейтрофилов сравнивается с числом лимфоцитов. Для грудного возраста характерен лимфоцитоз. Второй перекрест наступает в возрасте 5—7 лет.

К 14—15 годам белая кровь ребенка по своему клеточному составу приближается к крови взрослых. Содержание гемоглобина при рождении достигает 130—140%, причем 71—95% его составляет фетальный гемоглобин, который заменяется гемоглобином взрослого к 3 месяцам.

Содержание эритроцитов у новорожденных может составлять 5 000 000— 6 000 000. В дальнейшем количество эритроцитов и гемоглобина несколько снижается.

  • Оцените материал

Подробней www.sweli.ru

Физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - значительный период детства. И на этом возрастном этапе имеются определенные особенности развития ребенка.

За счет более ускоренного роста рук и особенно ног изменяются пропорции тела. Меняется осанка - дети становятся стройнее. У них четче выражена мускулатура; в результате развития мелких мышц кисти и пальцев совершенствуется точность движений.

Хрящевая ткань усиленно замещается костной. Интенсивно растут кости черепа, кистей и стоп.

К старшему дошкольному возрасту относятся дети с 5 лет 6 месяцев и до 7 лет 6 месяцев.

В этом периоде детства продолжается заметный рост тела семилетних детей равен примерно 113 - 115 см. За два года - с 5 до 7 лет - ребенок вырастает на 15 см.

Средний вес 6-7 летнего ребенка равен 21 -22 кг. С 5 до 6 лет он увеличивается на 2,2 -2,2 кг. С 6 до 7 лет - на 1,7 - 1,8 кг.

У ребенка старшего дошкольного возраста продолжается процесс окостенения скелета и развития крупной и особенно мелкой мускулатуры. Последнее изменение неразрывно связано с развитием мозга ребенка, с совершенствованием его нервной деятельности и обнаруживается в растущей возможности ребенка управлять своими движениями.

Главным достижением старших детей дошкольного возраста является постепенное овладение своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управление не только крупной, но и мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца. Это результат не столько процесса созревания необходимых механизмов, столько итог обучения детей 4-6 лет выполнению разных мелких движений в рисовании, штриховке, плетении. сгибании бумаги, вырезывании и др.

К концу дошкольного периода скелет ребенка становится более крепким, поэтому ребенок может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость; поэтому способствует усиленный рост ног.

В результате центр тяжести у ребенка этого возраста расположен ниже, чем у младших дошкольников. Ноги и руки становятся не только сильными, но и значительно более выносливыми, подвижными, ловкими.

Совершенствуется и функциональная деятельность организма. К концу дошкольного возраста емкость легких увеличивается в 3 раза, частота дыхания сокращается, но минутный объем дыхания увеличивается почти в 2 раза.

Строение дыхательных путей соответствует параметрам у детей школьного возраста. Рост дыхательных путей приводит к удлинению шеи и гортани, дыхательные пути становятся более длинными и широкими. Рост и развитие мышц сердца и у детей дошкольного возраста увеличивается параллельно изменению длины тела, поэтому организм равномерно обеспечивается кровью. Вес сердца в процессе развития ребенка непрерывно возрастает и к 6-7 годам

увеличивается в 5-5,5 раз по сравнению с новорожденным. Частота пульса в возрасте 7 лет - 90 ударов в минуту.

Органы пищеварения развиваются в соответствии с остальными процессами роста. Происходит лишь определенные изменения в строении зубов. У шестилетних детей за последним молочным коренным зубом прорезывается обычно первый постоянный коренной зуб.

Постепенно начинают шататься и выпадать молочные зубы, на 6-7 году жизни прорезываются постоянные зубы.

У детей старшего дошкольного возраста очень важно воспитывать навык правильной осанки, т.е. умение сохранять правильное положение тела, когда ребенок сидит, стоит, ходит. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка.

Она во многом зависит от развития костно - мышечного аппарата. Но правильная осанка - это навык, который необходимо своевременно формировать.

На 7 - ом году жизни ребенка его движения становятся более координированными и точными, у детей формируются навыки самокоординации, взаимоконтроля. Ребенок выполняет упражнения целенаправленно, для чего важен результат. Всю работу по физическому воспитанию в этой группе необходимо организовать так, чтобы воспитать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность и двигательное творчество.

Как и в предыдущих группах, ведущий формой организованной двигательной деятельности является физкультурное занятие.

На данном этапе больше внимания следует уделять разучиванию элементов техники движений, отработке легкости, точности их выполнения. В процессе обучения используются словесные методы, показ новых сложных упражнений и отдельных элементов. На каждом физкультурном занятии необходимо четко ставить перед детьми задачу, давать возможность осмыслить и обеспечить ход и способы выполнения задания.

В целях повышения двигательной активности детей в зависимости от содержания занятия и уровня двигательных умений и навыков детей необходимо использовать разные способы организации при выполнении основных движений ( тренировка, крайстренинг, по подгруппах, фронтально и т.д) ( мальчики - девочки - с заданиями для мальчиков и девочек) . Целесообразно для эмоционального подъема прибегать к музыкальному сопровождению.

Вводную часть занятия наряду с разными видами ходьбы, бега, танцевальными движениями включаются задания на внимания, групповые упражнения с переходами и общеразвивающие упражнения, подготовительные к спортивным играм. Последние используются на занятии в целях подготовки ребенка к выполнению движений со сложной координации, требующие значительных физических усилий в определенном виде. Например, для подготовки детей к прыжкам с разбега можно дать бег с широкими шагами, перед спортивными играми, элементами спортивных игр использовать скользящий шаг боком, подпрыгивание с мячом, передача мяча в движении и т.д.

В этой возрастной группе детей продолжаем учить готовить спортивный инвентарь и убирать его, ухаживать за ним.

Групповые упражнения с переходами

- На 7-ом году жизни дети должны самостоятельно строиться в колонну по одному, в шеренгу, в круг;

- перестраивать в колонну по 2 по 3, по 4 , в 2 шеренги, в несколько кругов;

- делать повороты направо, налево, кругом; равняться;

- производить размыкание и смыкание; производить расчет на 1,2.

Строевым упражнениям следует уделять особое внимание, т.к. они создают особый настрой на занятиях по физической культуре способствуют эффективности и плотности занятия.

Общеразвивающие упражнения

В подготовительной группе на одном занятии дают 8-10 общеразвивающих упражнений из разных исходных положений, которые в зависимости от новизны, степени трудности выполняются 7-8 раз преимущественно в среднем и быстром темпе. Качество выполнения повышаются. От ребенка требуется точно соблюдать направления движения, его амплитуду, темп выполнения, правильно занимать положение, но и точно соблюдать промежуточное, а так же конечно положение, например, при приседании - держать спину прямо, не опускать голову, пятки держать вместе.; при поднимании ног оттягивать носки, ноги держать прямо и т.д.

Необходимо добиваться завершенности движений, их выразительности красоты. Предметы для общеразвивающих упражнений дети берут сами, а после сами складывают и убирают на место.

На занятиях он должен давать четкие объяснения, пользоваться интонацией, которые подчеркивают темп выполнения упражнений. Новые упражнения следует назвать, затем показать, сопровождать образец объяснения, и только после этого дети могут приступить к его выполнению.

Если упражнения не сложные, то достаточно его назвать и объяснить, а выполнять его дошкольники могут самостоятельно по словесному описанию. Знакомые детям упражнения только называются. Темп педагог задает четко. Упражнения можно сопровождать музыкой.

По ходу его выполнения педагог дает дополнительные указания, поощряет детей.

Иногда возникает необходимость в дополнительном показе упражнения. Можно привлечь к показу ребенка, который выполняет его правильно.

Основные движения

Ходьба: в этой группе продолжаются совершенствование техники ходьбы. Упражнения в ходьбе проводятся с разными положениями рук. На одном занятии можно использовать 4-5 видов ходьбы по 5 сек.

Бег: необходимо продолжать отработку в легкости, ритмичности, полетности бега, закреплять у ребенка умение непринужденно держать руки, голову, туловище. Следует чаще проводить бег с преодолением препятствий, сочетая его с другими упражнениями, учить бегать с мячом, скакалкой, а так же из разных положений. Бег с сильным сгибанием ног в коленях и с выбрасыванием прямых ног вперед вводится со 2-го квартала. Т.к. он требует

хорошей физической подготовки. В целях развития скорости нужно использовать эстафеты с бегом, бег на скорость, эстафеты с бегом; челночный бег. Упражнения в медленном темпе, не допускать перегрузки, учитывать физическую подготовленность каждого ребенка.

Прыжки: Разнообразны в этой группе упражнения в прыжках: дети должны прыгать на двух ногах вверх легко, и мягко приземляться, выполнять дополнительные задания; необходимо отрабатывать прыжки в длину, с места и с разбега; энергичное отталкивание, правильное приземление. В теплый период выполнять упражнения со скакалкой.

Бросание, ловля, метание

В подготовительной группе необходимо использовать мячи разных размеров (d- от 4-5 см. до 20-22 см.) Продолжаем учить детей бросать и ловить мяч, разными способами: снизу от груди, из - за головы. Продолжаем учить метанию мяча на дальность, напоминаем и.п., как надо выполнять замах, энергичный бросок. Те элементы движений, которые трудно даются детям надо еще раз показать детям.

Показ, сопровождаемый объяснением, многократное повторение объяснения, позволяет добиться хороших результатов.

Метание в вертикально - горизонтальную цель является более сложным для ребенка, чем метание на дальность. Закрепление навыков разных способов метания способствуют игры: " Горки", Кольцеброс", "Серсо" и др. Умение и навыки сформированы в процессе разнообразных упражнений катаний, бросании, ловле, ведение мяча позволяют ребенку овладеть спортивными играми: "Настольный теннис", Бадбинтон", " Баскетбол", " Футбол", "Хоккей".

Ползание, лазанье

1. Упражнения в ползании благоприятно для развития силы рук, плечевого пояса и туловища.

2. Упражнения в ползании, переползании необходимо сочетать с другими движениями.

3. В упражнениях подтягивании на скамейке, ползании, следует после упражнений расслаблять руки и ноги, плечи, делать несколько глубоких вдохов и выдохов.

Упражнения на равновесие

В основу формирования навыков равновесия должны быть положены движения, которые завершаются устойчивым статическим положением: устойчивое приземление после различных прыжков, подпрыгиваний, соскоков; сохранение устойчивого положения тела в заданной позе после поворотов, приседаний, наклонов и т.п. Ходьба по уменьшенной площади опоры (канат, узкая рейка г/с) , кружение, балансирование способствует развитию равновесия у детей. Необходимо помнить, что длительное сохранение определенных положений рук утомляет дошкольников, даже старших. Надо предлагать детям менять положения рук при упражнениях на равновесие, предусматривать свободное балансирование руками.

По теме:

Материал nsportal.ru

Физиологические особенности детей дошкольного возраста — Уссури Вики

Рост детей в д. в. увеличивается неравномерно — вначале до 4—6 см в год, а затем в период от 4 до 5,5 лет у мальчиков и на 6—7-м году у девочек рост несколько ускоряется — до 6—8 см в год (так называемое первое физиологическое вытяжение) . Ориентировочно можно считать, что начиная с 1 года ребенок ежегодно вырастает в среднем на 5 см.

Ежегодная прибавка массы тела в д. в. составляет в среднем 2 кг: за 4-й год жизни — примерно 1,6 кг, за 5-й — около 2 кг, за 6-й и 7-й — по 2,5 кг. К 6—7 годам масса тела ребенка примерно равна удвоенной массе его тела в возрасте 1 года. Точная оценка физического развития (Физическое развитие) ребенка возможна только на основании сравнения показателей его роста и массы тела с показателями стандартных ростовесовых таблиц или кривых.

Анатомо-физиологические особенности органов и систем

Кожа утолщается, становится более эластичной и стойкой к механическому воздействию, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается, но еще относительно велико. К 6 годам строение дермы приближается к таковому у взрослых, но кератинизация рогового слоя эпидермиса еще не закончена. Толщина волос увеличивается с 0,08 мм в конце первого года жизни до 0,2 мм к 6—7 годам.

В подкожной клетчатке процессы гиперплазии прекращаются, число жировых клеток становится постоянным. К 5—7 годам в полостях организма и в забрюшинном пространстве появляются скопления жировой ткани, что уменьшает подвижность внутренних органов.

Нарастает масса мышечной ткани, продолжаются дифференцировка мышечных волокон и соединительнотканного каркаса мышц, развитие нервно-мышечных окончаний. К 6—7 годам мышцы кисти достигают развития, позволяющего начать обучение ребенка письму, лепке и т.п. С 6—7 лет интенсивно увеличивается сила мышц.

Интенсивность обмена в костной ткани снижается. Содержание кальция в скелете увеличивается со 179 г в 3 года до 239 г в 6 лет. Окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани.

К четвертому году жизни значительно уменьшается поясничный лордоз, в связи с чем исчезает свойственное детям раннего возраста выпячивание живота. К 5—6 годам форма позвоночника становится такой же, как у взрослого, однако фиксация позвоночника еще несовершенна.

Поскольку мышцы еще недостаточно развиты, неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки.

К 2,5 годам обычно прорезываются все 20 молочных зубов, с 5—6 лет они начинают выпадать, сменяясь постоянными. В Д. в. рост лицевого черепа опережает рост мозгового, продолжают формироваться придаточные пазухи носа (околоносовые пазухи) . К 4 годам развивается нижний носовой ход.

В конце Д. в. завершается формирование грудной клетки. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослого, развивается дыхательная мускулатура, появляется так называемое реберное дыхание.

До 6—7 лет голосовая щель, трахея и бронхи остаются узкими. Слизистая оболочка дыхательных путей нежная, богата кровеносными сосудами. Увеличиваются масса легких, число альвеол, просвет бронхиол. К 5—7 годам заканчивается формирование структуры ацинуса.

Дыхательный объем возрастает со 114 мл в 3 года до 156 мл в 6 лет, минутный объем дыхания — соответственно с 2900 до 3200 см3. К 6 годам потребность в кислороде достигает максимальной величины — 9,2 мл/мин/кг (что вдвое выше, чем у взрослых) .

Дыхание становится более глубоким и редким, на одно дыхательное движение приходится 31/2—4 удара пульса. Частота дыханий уменьшается с 30—35 в 1 мин в 1 год до 23—25 в 1 мин к 5—7 годам. При аускультации легких до 5—7 лет определяется пуэрильное дыхание.

Сердечно-сосудистая система становится более работоспособной и выносливой. Увеличиваются масса сердца и сила сердечных сокращений. Форма и расположение сердца почти такие же, как у взрослых.

Границы относительной сердечной тупости в 2—6 лет: верхний край — второе межреберье, левый край — на 1—2 см кнаружи от левой среднеключичной линии, правый край — немного кнутри от правой окологрудинной линии (не доходит до середины расстояния между правой окологрудинной линией и правым краем грудины) . Верхушечный толчок сердца при осмотре определяется в пятом межреберье, несколько кнаружи от правой среднеключичной линии.

Постепенно урежается частота сердечных сокращений: в 3 года она составляет 105 ударов в 1 мин, в 5 лет — 100 ударов в 1 мин, в 7 лет — 85—90 ударов в 1 мин. АД повышается в среднем с 95/60 мм рт. ст. в 3—4 года до 100/65 мм рт. ст. в 7 лет. Для ориентировочного расчета артериального давления можно пользоваться следующими формулами: для систолического АД — 90 + 2n, диастолического — 60 + n (n — возраст в годах) .

Происходит дальнейшее развитие желудочно-кишечного тракта. С 2 до 5 лет длина пищевода увеличивается с 13 до 16 см, диаметр — с 13 до 15 мм, расстояние от зубов до входа в желудок — с 22,5—24 до 26—27,9 см. Возрастают масса и емкость желудка, удлиняется кишечник.

Повышаются масса и размеры поджелудочной железы и печени, совершенствуются их функции. У детей 5—7-летнего возраста нижний край печени выступает из-под правой реберной дуги на 1—2 см по среднеключичной линии.

В связи с увеличением секреции пищеварительных желез, повышением активности пищеварительных ферментов более совершенным становится пищеварение. Частота опорожнений кишечника в Д. в. — 1—2 раза в сутки.

Увеличиваются масса и размеры почек. С 5 лет строение клубочка нефрона такое же, как у взрослых. Число мочеиспусканий уменьшается с 10 раз в сутки в 3 года до 6—7 в 7 лет. В 3 года ребенок выделяет до 800—900 мл мочи в сутки, в 7 лет — до 1000—1300 мл.

Клиренс эндогенного креатинина соответствует показателям взрослых.

Развивается кроветворная система, возрастает масса костного мозга. Изменяется состав крови (Кровь) : в 4—5 лет происходит повторный перекрест в лейкоцитарной формуле, когда число нейтрофилов и лимфоцитов практически выравнивается.

Увеличиваются масса вилочковой железы, масса и размеры селезенки. Продолжает возрастать число лимфатических узлов, развивается лимфоидный аппарат носоглотки, желудочно-кишечного тракта.

Происходит дальнейшее совершенствование иммунной системы, нарастает уровень комплемента. Повышается синтез иммуноглобулинов: содержание в крови иммуноглобулинов М достигает уровня взрослого человека к 4—5 годам, а иммуноглобулинов G — в 5—6 лет. Уровень иммуноглобулинов А в дошкольном возрасте ниже, чем у взрослых.

Развиваются железы внутренней секреции. Совершенствуется гипоталамо-гипофизарная система, увеличиваются размеры гипофиза.

Достаточный уровень секреции тройных гормонов гипофиза обеспечивает нормальную динамику роста ребенка и правильное функционирование периферических желез внутренней секреции. Возрастает масса щитовидной железы, гормоны которой необходимы не только для процессов роста, но и для дифференцировки ц.н.с., нормального интеллектуального и психомоторного развития ребенка.

Продолжается дифференцировка зон в коре надпочечников. Существенных изменений в уровне половых гормонов не происходит, но отмечается дальнейшее развитие половых желез (яичек, яичников) , их «подготовка» к периоду полового созревания увеличивается масса паращитовидных желез.

Продолжается развитие центральной и периферической нервной систем. Возрастает масса головного мозга. Совершенствуются проводящие пути ц.н.с. и нервные окончания в цефалокаудальном направлении: к 3—5 годам в основном завершается миелинизация нервных волокон.

После 3 лет появляются шейное и поясничное утолщения спинного мозга, его масса к 3—5 годам утраивается по сравнению с массой при рождении.

Происходит дальнейшее развитие органов чувств. Заметно увеличиваются размеры и масса глазных яблок. У детей 6 лет еще продолжаются процессы формирования рефракции, начинает развиваться глубинное зрение. К 6 годам острота зрения достигает 0,86.

Объемное восприятие предметов и способность различать цвета хуже, чем у детей школьного возраста. Повышаются острота слуха и способность к дифференцировке звуков. В 6-летнем возрасте острота слуха на слова ниже, чем на тоны.

Улучшается обоняние — возрастают чувствительность к запахам и способность к их дифференцировке.

Развитие психики

Совершенствуются психика, интеллект и двигательные навыки. В этом возрасте дети уже достаточно определенно выражают различные эмоции, у них развиваются определенные черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях.

Дети повторяют многие действия взрослых; в качестве модели для подражания они, как правило, выбирают близких родственников. В это время особенно большое значение имеют устойчивые и доброжелательные взаимоотношения в семье.

Словарный запас постепенно увеличивается до 2 тыс. слов и более. В разговоре дети уже используют сложные фразы и предложения, легко запоминают стихи; могут составить небольшой рассказ. Они начинают уверенно держать в руках карандаш, рисуют различные предметы, животных.

В 2,5-3 года параллельно с интеллектуальным развитием происходит половая ориентация ребенка, которая окончательно формируется в Д. в. Уже в 3 года большинство детей могут назвать не только свой возраст, но и пол. В возрасте 4—6 лет дети начинают играть в «родителей», «дочки-матери», «больницу», выполняя (на уровне своего понимания) роль одного из родителей.

При этом проявляется определенный интерес к половым различиям. Во время игр, при расспросе взрослых и сверстников дети постепенно получают информацию о строении наружных половых органов и определенные сведения о деторождении.

Источник

Читать далее wiki.uspi.ru

Другие статьи по теме:

  • Анатомо физиологические особенности детей дошкольного возраста

    1.1. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста - Основы медицинских знаний: пособие для сдачи экзамена Данный период развития ребенка характеризуется его физическим и умствен...

  • Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

    Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расп...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • 3 Особенности ребенка дошкольного возраста

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП - Страница 12 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП. Младенческий возраст (0 – 1 года) ; Ранний детский возраст...

  • Психофизическое развитие детей дошкольного возраста

    Педсовет «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр». Часть 1 Часть 2 Часть з ПЕДСОВЕТ «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр» (часть 1). Литература: 1. Осокина...

  • Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

    «Особенности музыкальной работы с детьми дошкольного возраста» Особенности музыкальной работы с детьми дошкольного возраста. В наше время вокальное воспитание детей дошкольного возраста осуществл...

  • Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

    Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возрас...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Формирование словаря у детей дошкольного возраста

    Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре...

  • Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста

    «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста». Родительское собрание с использованием ИКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Цель: • показ...

  • Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста

    «Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ П...

  • Возрастные особенности детей дошкольного возраста

    Допускает небрежность в выполнении монотонных операций. Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива. 3. Формировать произвольность всех психических пр...