Физиологические особенности развития дошкольного возраста

Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко»

Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста.

Инструктор по ФК:

Бирюк В. Г.

ст. Староминская

2013г

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0, 5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Возраст 6 - 7 лет относится к периоду первого детства. В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. К 6 – 7 годам соотношение головы и туловища становятся такими же, как у взрослых. К 6 годам начинается смена молочных зубов на постоянные.

В 6 – 7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Изменение пропорций тела используется как показатель «школьной зрелости». Не сформировавшийся, не завершивший свое построение опорно-двигательный аппарат дошкольника испытывает нагрузку, поэтому часто ребенок непоседлив, а долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки, деформациям грудной клетки и т. п. У ребенка 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев.

В 6 - 7 лет продолжается развитие сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения. Даже 15 – 20 минутная учебная нагрузка вызывает серьезное напряжение сердечно-сосудистой системы. Из-за несовершенства нервной регуляции может нарушаться работа сердца.

В этом возрасте происходит завершение процессов развития и преобразования системы органов дыхания, пищеварения, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется.

Шесть – семь лет – период интенсивного развития мозга. К 6 годам уже достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Для ребенка шестилетнего возраста чрезвычайно важна сформированность основных анализаторных систем, и, прежде всего, зрительной системы. В этот период зрение находится в стадии становления.

В развитии движений для детей 6-7 лет характерна уверенность владением элементами техники всех бытовых движений, способность к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку, в группе детей. Дети способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе, выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой.

В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) является учет их возрастных особенностей.

развития движений и физических качеств ребенка и соответствие их возрастным нормам.

В понятии «физическая готовность» входит состояние здоровья бедующего школьника, уровень его физических возможностей, крупной и мелкой моторики. Хорошее здоровье играет большую роль в обучении; это тот резерв, тот запас сил, который во многом определяет успешность решения поставленных задач. Физически крепкие дети легче адаптируются к новым условиям, дети с отклонениями в состоянии здоровья требуют к себе особого внимания, нуждаются в индивидуальном подходе при обучении. Поскольку обучение в школе потребуют от ребенка большой физической нагрузки, необходимо наблюдать и координировать двигательную активность бедующего школьника. Следует обращать внимание на следующее:

• Сколько времени в течение выходного дня ребенок находится в движении;

• Как много времени он затрачивает на выполнение действий, связанных с мелкими движениями рук (рисование, лепка, плетение, работа с инструментами – ножницами, молотками и т. д.) ;

• Как много времени ребенок бегает, прыгает, лазает и т. д. включая в работу крупные группы мышц;

• Какие игры предпочитает: подвижные, малоподвижные, «сидячие».

Что надо делать взрослым для достижения ребенком физической готовности на этапе предшкольной подготовки?

Заботится о повышении защитных сил организма и для этого:

-приобщать ребенка к утренней гимнастике, воспитывать желание заниматься физическими упражнениями, подвижными, спортивными играми (игры в мяч, волейбол и т. д.)

-тренировать мышцы пальцев рук;

-проводить контрастное обливание ног, отирание полотенцем, смоченным водой комнатной температуры.

Обращать внимание на осанку ребенка (когда он стоит, сидит, ходит, бегает). Приучать правильно сидеть за письменным столом: спина ребенка должна касаться спинки стула, предплечье свободно должно лежать на столе; для ног приобрести подставку.

Своевременно обе5спечивать прохождения медицинского обследования: делать необходимые профилактические прививки и пр. ; избегать очагов инфекции.

Создавать условия для обеспечения- в игровом уголке ребенка должен быть спортивный инвентарь.

www.maam.ru

Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста

Возраст 3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма.

Динамика физического развития ребенка в дошкольном возрасте отличается неравномерностью. На 4-м и 5-м годах жизни рост ребенка несколько замедляется, ребенок за год вырастает на 4-6 см, а на протяжении последующего периода жизни (в возрасте 6-7 лет) прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в этом возрасте получило название «первого периода вытягивания». Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усиление функции гипофиза). За эти годы значительно меняются пропорции тела ребенка. К 7-ми годам у него заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки. Если рост ребенка отстает от нормы на 10%, необходимо обратить внимание на следующие факторы:

рационально ли питается ваш ребенок;

хороший ли психологический климат в семье.

При отставании роста на 20% необходима консультация эндокринолога.

Прибавка массы тела детей к 4-м годам жизни, как и прибавки роста, несколько замедляются и составляют в среднем за год 1, 2-1, 3 кг, а затем снова отмечается более интенсивное увеличение массы тела: за 5-й год жизни ребенок прибавляет в среднем 2 кг, за 6-й -2, 5 кг, за 7-й около 3, 5 кг. К 6-7 годам масса тела ребенка удваивается по сравнению с его массой в годовалом возрасте. Если масса тела превышает норму на 10% с учетом отклонения, это считается ожирением и требует коррекции у специалистов. Если же масса тела ниже нормы в этом возрасте, это свидетельствует о неблагополучном физическом развитии и требует консультации с педиатром, рационализации режима питания.

У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно-мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса тела.

К 5-ти годам значительно увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, повышается их сила. Развитие и дифференцировка центральной нервной системы у дошкольников выражается в совершенствовании двигательных функций, развитии координации движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук; умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. Большинство детей в этом возрасте с удовольствием танцуют и тщательно под музыку выполняют различные движения.

После 4 лет достигается максимальная острота зрения, и ребенок физически готов к начальному чтению. Головной мозг к пяти годам по размеру и массе (90%) почти равен мозгу взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и борозд головного мозга. Однако следует учесть, что у ребенка доминирует правое полушарие, «отвечающее» за образное восприятие, эмоциональную сферу, тогда как левое «отвечающее» за речь, логическое мышление, еще не сформировано. Ребенок находится во власти эмоций, не уравновешены основные нервные процессы: преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом. Это проявляется в непосредственности и искренности ребенка и в ярко выраженной неуравновешенности и отвлекаемости. Характеризуя особенности развития детей 4-5 лет, следует обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка:

• сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки) ;

• походка – на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;

• позы - застывшие, скованные и однообразные;

• движения – бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;

• жестикуляция и мимика – вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничание или подвижность лица;

• речь – невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания.

Будьте внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина описанных признаков.

Побольше играйте с ребенком в игры, подарите ему заботу, внимание и любовь – он ждет их от вас, ему трудно. Сформируйте у вашего ребенка веру в свои силы и желание активно взаимодействовать с окружающим миром.

Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют определенные навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе. Сопротивляемость к заболеваниям у них значительно выше.

Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного» периода достигает уровня взрослого человека. К 7-ми годам у ребенка прорезываются коренные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов. Объем желудка к 5-7-и годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность. У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта. Острые детские инфекции встречаются часто, чему способствует широкое общение дошкольников с окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего возраста, и реже приводят к тяжелым последствиям. В связи с постоянно нарастающей сенсибилизацией организма у детей дошкольного возраста уже встречаются аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, такие как бронхиальная астма, ревматизм, и другие.

Дети дошкольного возраста часто болеют острыми респираторными заболеваниями, что связано с относительно низким иммунитетом в этом возрасте и возрастающими контактами с взрослыми и сверстниками. Особенно это заметно среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения, в которых приходится выделять группы часто и длительно болеющих (чдб) детей. Эта группа детей требует большого внимания и помощи в процессе адаптации к новым условиям, а также в укреплении и закаливании их организма.

www.maam.ru

Следующая

Психологическая характеристика дошкольного возраста

дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школі.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что у ребенка появляется круг элементарных обязанностей; меняются взаимоотношения со взрослыми, приобретая новые формы: совместные действия постепенно сменяются самостоятельным выполнением ребенком Указ ивок взрослого; появляется возможность систематического обучения, ребенок вступает в определенные отношения со сверстниками (расширяется социальное окружение) , внутренняя позиция дошкольника отношении других людей хара ктеризуеться осознанием своего \"Я\" и своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношений, ребенок действует, как взрослый, но в форме сюжетно-ролевой игры Таким образом, социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста имеет следующую схему:

Ребенок - Сюжетно-ролевая игра - Социальное окружение

Как видим, ведущей деятельностью для данной социальной ситуации развития есть сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними В игре ребенок сначала эмоционально, а затем ин електуально усваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру состоящая из сюжета, роли, действий изобразительного характера, воображаемой ситуации и правил

Социальная ситуация развития этого возраста обусловливает появление двух новых потребностей у ребенка:

1) потребность в общении со сверстниками;

2) потребность в общественно значимой деятельности

Эти потребности порождают основное противоречия дошкольного возраста

ребенок является членом общества и вне его жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но ребенок еще не развита так, чтобы это осуществить: ее жизнь проходит в условиях опосредованного в (через игру) , а не прямой связи с миро.

протяжении дошкольного возраста в психике ребенка возникают особенно важны для ее дальнейшей жизни психологические новообразования:

1) начинает развиваться творческая деятельность, которая выражается в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать новое Проявляется это в конструкционных играх, технической и художественном творчестве;

2) познавательные психические процессы начинают работать в режиме единой интеллектуальной деятельности, проявляется объединения внешних и внутренних воздействий;

3) возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления, появляется опосредованное определенными представлениями произвольное поведение;

4) ребенком осознаются нормы и правила Они начинают управлять его поведением, превращать ее действия на произвольные и морально регулируемые поступки;

5) возникают первичные моральные установки, прежде различения того, что является хорошим и плохим;

6) ребенок уже не может жить в беспорядке Все, что видит, она пытается упорядочить, понять закономерные отношения окружающего мира, что является свидетельством возникновения первичного, хотя еще схематического де тячого мировоззрениеу.

К особенностям развития речи в дошкольном возрасте относятся следующие:

1) дети усваивают язык очень быстро, их словарный запас растет не только за счет существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных в 2500-3500 слов (в 6 лет) ;

2) овладевают умением соединять слова в предложения по законам грамматики, в 4-5-летнем возрасте без специального обучения усваивают элементарные правила грамматики и синтаксиса родного языка;

3) развивается звуковая сторона речи, дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, а также овладевать различными модификациями темпа и силы голоса, дикции и выразительностью речи;

4) появляется оригинальное словообразования Например, \"От мятных конфет во рту сквознячок\", \"Бабушка, ты моя лучшая любовь-ниця\", \"Пошли в лес заблуждатися\" \"Положите мне на голову холодный мокрес!! \"И тдд.;

5) дети самостоятельно придумывают сказки, рассказы, коротенькие стишки, \"дразнилки\", используют разнообразные выразительные средства, заинтересованно воспринимают чужие аргументы, доказательства и сами ими пользуются

Практическая часть работы

Самую первую психическую свойство, которое можно определить у ребенка - это ее тип темперамента, поскольку он является врожденным и не изменяется в течение жизни Очень важно знать тип темперамента ребенка для того, чтобы бы учитывать психофизиологические свойства в ее развитии, обучении и воспитании особенно в условиях труда учителем технологиий.

Одним из методов определения типа темперамента является метод Б И Цуканова Это один из немногих методов в экспериментальной психологии, который позволяет объективно, корректно и достаточно точно измерять и количественно в определять тип темперамента человека, производные от него качества индивида, а также рассчитывать биологические циклы индивида, риск болезней, индивидуальные периоды сна и бодрствования и т.д. (об этом подробнее мож ливо узнать в книге Б И Цуканова \"Время в психике человека\" ) .

Описание и идея методики

украинский психолог Б И Цуканов установил, используя известную еще с конца XIX века методику воспроизведения временных промежутков малой длительности (несколько секунд) в слуховом, моторном и зрительном ана ализаторах, что представителям разных типов темперамента свойственны закономерные \"ошибки\", то есть отклонения в точности воспроизведения заданных промежутков времени Ему удалось доказать зависимость ошибки воспроизведения я от типа темперамента Именно на этой основе им была разработана объективный метод определения типа темперамента, которым может овладеть каждый психолог и педагог, но при соблюдении определенных правиавил.

Инструкция, оборудования и стимульный материал к выполнению исследования

Для проведения исследования необходимо иметь 2 спортивных секундомеры механического типа (электронные секундомеры подходят лишь при условии, если при включении и выключении они выдают четкий и достаточно громкий с сигнал) и научиться точно отмерять временные интервалы длительностью от 1 до 5 секунд Также при наличии используется специальная компьютерная программа.

Процедура диагностирования состоит в том, что психолог или педагог поочередно предъявляет в случайном порядке интервалы в 1, 2, 3, 4, 5 секунд, а тот кто исследуется (методику можно использовать дл ля тестирования темперамента уже в возрасте от 4-6 лет, когда они могут крепко держать в руке секундомер и нажимать на его кнопку пуска и остановки хода и понимают поставленную задачу) имеет кожно го раза запоминать продолжительность соответствующего временного интервала задается экспериментатором щелчком кнопки секундомера в начале и в конце запланированного промежутка времени Все интервалы, зада ются исследователем, предварительно фиксируются в протоколе (Х1) (табл 2) (подготовьте его перед выполнением практической работы) , а те, которые воспроизводятся исследуемым (В) - записываются в нем же напротив воспроизводимых

Исследователь жмет на кнопку точно и четко, не называя длительность интервала Затем он предлагает испытуемому, несмотря на циферблат, нажать на кнопку таким образом, чтобы между первым и вторым натиск Канно был воссоздан задан и запомненных интервал Далее секундомер исследуемого принимает психолог, записывает в протокол воспроизведен клиентом интервал, возвращает стрелку секундомера в исходную позицию и предлагает следующий интервалаал.

Таблица 2

Пример оформления протокола исследования типа темперамента по методике Б И Цуканова

Такая процедура повторяется столько раз, сколько интервалов предлагается и воспроизводится

Замеры проводятся в две серии Первая - учебная серия (например: 4, 2, 5, 3, 1 секунда) состоит из пяти попыток Исследуемый адаптируется к условиям тестирования и учится работать по вышеназванным прави илами Ему можно, по желанию, предложить вести счет в уме и таким образом более точно запоминать и воспроизводить интервалы Однако, можно работать и без устного счета продолжительности интервалеалів.

Второй этап - контрольный (например: 4, 2, 5, 3, 1, 2, 4, 1, 3, 5 секунд)

Обработка результатов

После выполнения исследования подсчитывается показатель типа темперамента, названный Б И Цуканов тау-типом (т) :

Итак, для данного человека тау-тип равна 0,97 сек

Интерпретация результатов

Было установлено, что в человеческой популяции тау-типы представителей \"чистых\" и \"промежуточных\" типов темперамента распределяются равномерно по всей шкале от 0,7 секунды до 1,1 секунды

Таким образом, место величины \"0,97\" в диапазоне тау-типов обозначено на рис 1 В данной человека меланхолоидний тип темперамента

Рис 2 Диапазон тау-типов в человеческой популяции БЙ Цуканов

По окончанию исследования сделайте выводы Для этого ознакомьтесь с ориентировочными вопросами, которые помогут их сформулировать:

- К какому типу темперамента относитесь вы?

- Сравните результаты, которые вы получили при исследовании своего типа темперамента по тесту Айзенка (который делали при изучении курса общей психологии) и по методике БЙ Цуканова Объясните эти результ папати.

- Каким образом проявляется ваш тип темперамента в учебе и труде?

- ли ваш стиль, темп жизни вашему типу темперамента?

- Приведите рекомендации по учету особенностей своего типа темперамента в учебе и труде?

Вопросы для самоконтроля и защиты практической работы

1 В чем заключается кризис новорожденности?

2 Охарактеризуйте анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка

3 Охарактеризуйте социальную ситуацию развития новорожденного ребенка

4 Что является противоречием фазы новорожденности?

5 Название особенности психического развития новорожденного ребенка

6 Какие основные приемы формирования у ребенка потребности в общении?

7 Название новообразования фазы новорожденности

8 Что такое комплекс оживления?

9 Охарактеризуйте социальную ситуацию развития младенца

10 Дайте характеристику ведущей деятельности младенца

11 названий анатомо-физиологические особенности новорожденного

12 Какие основные особенности психического развития младенца?

13 Охарактеризуйте психические новообразования в немовлячому возрасте

14 Какое противоречие немовлячого возраста?

15 Что являются центральными новообразованиями немовлячого возраста?

16 Объясните причины, суть и проявления кризиса первого года

17 Охарактеризуйте социальную ситуацию развития раннего возраста

18 Какое основное противоречие раннего возраста?

19 Каковы основные анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста?

20 Охарактеризуйте развитие речи у детей раннего возраста?

21 Что является ведущей деятельностью в раннем детстве?

22 В чем заключается кризис трех лет: причины, суть, проявления, преодоления негативных последствий?

23 Охарактеризуйте социальную ситуацию развития ребенка дошкольного возраста

24 Какое центральное противоречие в дошкольном детстве?

25 Что является ведущей деятельностью дошкольников?

26 Название психологические новообразования дошкольного детства

27 Какие особенности сенсорного развития дошкольников?

28 Охарактеризуйте особенности развития речи у детей

29 Какие особенности развития мышления дошкольника?

30 Как развивается внимание дошкольника?

31 В чем заключается особенность развития памяти дошкольника?

32 Как развивается воображение дошкольника?

33 Каковы особенности развития самосознания и самооценки дошкольника?

34 В чем проявляется субпидряднисть мотивов дошкольников?

35 Какие особенности формирования нравственных представлений и оценок у детей?

36 Какие первые проявления произвольного поведения у детей?

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Материал с сайта uchebnikionline.com

Возрастные особенности детей дошкольного возраста. - Статьи администрации детского сада - Мероприятия - детский сад №46 г. Пензы

') ;return false;" title="Отключить рекламу на всех сайтах системы uCoz" class="adv-remove">Убрать рекламный баннер

Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Берегите своих детей, их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез, даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез, что с ресничек родных скатились…

То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных. Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.

Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом - своевременно и последовательно.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Роль педагогов ДОУ, в т.ч. и как представителей отличных от семьи социальных отношений, в дошкольный период крайне актуальна. Именно в этот период происходит формирование здоровья ребенка, его базовых личностных образований.

Судьба любого человека во многом зависит от того, как прошло у него дошкольное детство. Семья, детский сад, школа,они вместе, рука об руку, участвуют в воспитании и развитии ребенка. Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание.

Л. С. Выготский установил четыре основных закона – особенности детского развития:

1. Цикличность.

Собственно возраст как стадия развития и представляет собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом.

2. Неравномерность развития.

Разные стороны личности, развиваются неравномерно, непропорционально на каждом возрастном этапе.

3. «Метаморфозы».

Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, он постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.

То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать.

В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7 -ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до l-го года) и раннего возраста (от 1-гo года до 3-х лет) .

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста (2-3 года) являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

Младший возраст (3-4 года) - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Детям исполнилось четыре года. (4-5 лет) Возросли их физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными.

Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Заметив перевозбуждение ребенка, необходимо переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

Переход в старшую группу (дети 5-6 лет) связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

Педагогу необходимо помочь дошкольникам понять это новое положение, поддержать в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. (Мы можем научить малышей тому, что умеем, мы - помощники воспитателя, мы хотим узнать новое и многому научиться, мы готовимся к школе - такие мотивы охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность.)

В возрасте 6-7 лет изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста, складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности.

В таблице представлены психологические особенности детей дошкольного возраста.

Показатели

Материал ds46.3dn.ru

Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста.

Возрастные физиологические и психологические

особенности развития детей дошкольного возраста.

Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. Ребенок становится более ловким и физически крепким.

Физическое развитие ребёнка по-прежнему связано с умственным. Однако в раннем возрасте оно как бы вело за собой все другие стороны развития.

В дошкольном же возрасте физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребёнка. А вот умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение.

Среди объектов социального мира, которые познаёт ребёнок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания.

К старшему дошкольному возрасту, ребёнок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.

В дошкольном возрасте у ребёнка развивается воображение. Материалом для воображения служат знания об окружающем, которые он приобретает.

Словотворчество, свойственное дошкольнику 4 – 5 лет, служит показателем нормального развития и в то же время свидетельствует о присутствии в маленьком человеке творческого начала.

Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра.

По сравнению с тем, как играл ребёнок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и даёт возможность выражать свои чувства и отношения.

Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями.

Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в повышенной обидчивости и порой служит причиной ссор между детьми. Но в то же время это важное чувство, которое сослужит ребёнку хорошую службу в более старшем возрасте.

С течением времени ребёнок становится всё более самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.

Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно – личностной.

Ребёнок начинает ориентироваться, на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Так, к концу дошкольного возраста социальный опыт ребёнка «многоцветен».

Но дошкольник остаётся открытым добру и способен следовать добру, а его отрицательные проявления пока ещё не носят неизменно устойчивой формы.

Давая общую характеристику ребёнку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности.

В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребёнка как существа социального. К 6-7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Таким образом, всё сказанное в данном разделе должно настроить будущих педагогов на то, что объект педагогики - ребёнок сложен, интересен и чрезвычайно хрупок. При его изучении, при организации процесса воспитания и обучения важно помнить – не навреди!

Видеоуроки проекта «Инфоурок» на флешках USB

Начальная школа 1-2

Материал infourok.ru

Физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - значительный период детства. И на этом возрастном этапе имеются определенные особенности развития ребенка.

За счет более ускоренного роста рук и особенно ног изменяются пропорции тела. Меняется осанка - дети становятся стройнее. У них четче выражена мускулатура; в результате развития мелких мышц кисти и пальцев совершенствуется точность движений.

Хрящевая ткань усиленно замещается костной. Интенсивно растут кости черепа, кистей и стоп.

К старшему дошкольному возрасту относятся дети с 5 лет 6 месяцев и до 7 лет 6 месяцев.

В этом периоде детства продолжается заметный рост тела семилетних детей равен примерно 113 - 115 см. За два года - с 5 до 7 лет - ребенок вырастает на 15 см.

Средний вес 6-7 летнего ребенка равен 21 -22 кг. С 5 до 6 лет он увеличивается на 2,2 -2,2 кг. С 6 до 7 лет - на 1,7 - 1,8 кг.

У ребенка старшего дошкольного возраста продолжается процесс окостенения скелета и развития крупной и особенно мелкой мускулатуры. Последнее изменение неразрывно связано с развитием мозга ребенка, с совершенствованием его нервной деятельности и обнаруживается в растущей возможности ребенка управлять своими движениями.

Главным достижением старших детей дошкольного возраста является постепенное овладение своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управление не только крупной, но и мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца. Это результат не столько процесса созревания необходимых механизмов, столько итог обучения детей 4-6 лет выполнению разных мелких движений в рисовании, штриховке, плетении. сгибании бумаги, вырезывании и др.

К концу дошкольного периода скелет ребенка становится более крепким, поэтому ребенок может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость; поэтому способствует усиленный рост ног.

В результате центр тяжести у ребенка этого возраста расположен ниже, чем у младших дошкольников. Ноги и руки становятся не только сильными, но и значительно более выносливыми, подвижными, ловкими.

Совершенствуется и функциональная деятельность организма. К концу дошкольного возраста емкость легких увеличивается в 3 раза, частота дыхания сокращается, но минутный объем дыхания увеличивается почти в 2 раза.

Строение дыхательных путей соответствует параметрам у детей школьного возраста. Рост дыхательных путей приводит к удлинению шеи и гортани, дыхательные пути становятся более длинными и широкими. Рост и развитие мышц сердца и у детей дошкольного возраста увеличивается параллельно изменению длины тела, поэтому организм равномерно обеспечивается кровью. Вес сердца в процессе развития ребенка непрерывно возрастает и к 6-7 годам

увеличивается в 5-5,5 раз по сравнению с новорожденным. Частота пульса в возрасте 7 лет - 90 ударов в минуту.

Органы пищеварения развиваются в соответствии с остальными процессами роста. Происходит лишь определенные изменения в строении зубов. У шестилетних детей за последним молочным коренным зубом прорезывается обычно первый постоянный коренной зуб.

Постепенно начинают шататься и выпадать молочные зубы, на 6-7 году жизни прорезываются постоянные зубы.

У детей старшего дошкольного возраста очень важно воспитывать навык правильной осанки, т.е. умение сохранять правильное положение тела, когда ребенок сидит, стоит, ходит. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка.

Она во многом зависит от развития костно - мышечного аппарата. Но правильная осанка - это навык, который необходимо своевременно формировать.

На 7 - ом году жизни ребенка его движения становятся более координированными и точными, у детей формируются навыки самокоординации, взаимоконтроля. Ребенок выполняет упражнения целенаправленно, для чего важен результат. Всю работу по физическому воспитанию в этой группе необходимо организовать так, чтобы воспитать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность и двигательное творчество.

Как и в предыдущих группах, ведущий формой организованной двигательной деятельности является физкультурное занятие.

На данном этапе больше внимания следует уделять разучиванию элементов техники движений, отработке легкости, точности их выполнения. В процессе обучения используются словесные методы, показ новых сложных упражнений и отдельных элементов. На каждом физкультурном занятии необходимо четко ставить перед детьми задачу, давать возможность осмыслить и обеспечить ход и способы выполнения задания.

В целях повышения двигательной активности детей в зависимости от содержания занятия и уровня двигательных умений и навыков детей необходимо использовать разные способы организации при выполнении основных движений ( тренировка, крайстренинг, по подгруппах, фронтально и т.д) ( мальчики - девочки - с заданиями для мальчиков и девочек) . Целесообразно для эмоционального подъема прибегать к музыкальному сопровождению.

Вводную часть занятия наряду с разными видами ходьбы, бега, танцевальными движениями включаются задания на внимания, групповые упражнения с переходами и общеразвивающие упражнения, подготовительные к спортивным играм. Последние используются на занятии в целях подготовки ребенка к выполнению движений со сложной координации, требующие значительных физических усилий в определенном виде. Например, для подготовки детей к прыжкам с разбега можно дать бег с широкими шагами, перед спортивными играми, элементами спортивных игр использовать скользящий шаг боком, подпрыгивание с мячом, передача мяча в движении и т.д.

В этой возрастной группе детей продолжаем учить готовить спортивный инвентарь и убирать его, ухаживать за ним.

Групповые упражнения с переходами

- На 7-ом году жизни дети должны самостоятельно строиться в колонну по одному, в шеренгу, в круг;

- перестраивать в колонну по 2 по 3, по 4 , в 2 шеренги, в несколько кругов;

- делать повороты направо, налево, кругом; равняться;

- производить размыкание и смыкание; производить расчет на 1,2.

Строевым упражнениям следует уделять особое внимание, т.к. они создают особый настрой на занятиях по физической культуре способствуют эффективности и плотности занятия.

Общеразвивающие упражнения

В подготовительной группе на одном занятии дают 8-10 общеразвивающих упражнений из разных исходных положений, которые в зависимости от новизны, степени трудности выполняются 7-8 раз преимущественно в среднем и быстром темпе. Качество выполнения повышаются. От ребенка требуется точно соблюдать направления движения, его амплитуду, темп выполнения, правильно занимать положение, но и точно соблюдать промежуточное, а так же конечно положение, например, при приседании - держать спину прямо, не опускать голову, пятки держать вместе.; при поднимании ног оттягивать носки, ноги держать прямо и т.д.

Необходимо добиваться завершенности движений, их выразительности красоты. Предметы для общеразвивающих упражнений дети берут сами, а после сами складывают и убирают на место.

На занятиях он должен давать четкие объяснения, пользоваться интонацией, которые подчеркивают темп выполнения упражнений. Новые упражнения следует назвать, затем показать, сопровождать образец объяснения, и только после этого дети могут приступить к его выполнению.

Если упражнения не сложные, то достаточно его назвать и объяснить, а выполнять его дошкольники могут самостоятельно по словесному описанию. Знакомые детям упражнения только называются. Темп педагог задает четко.

Упражнения можно сопровождать музыкой. По ходу его выполнения педагог дает дополнительные указания, поощряет детей.

Иногда возникает необходимость в дополнительном показе упражнения. Можно привлечь к показу ребенка, который выполняет его правильно.

Основные движения

Ходьба: в этой группе продолжаются совершенствование техники ходьбы. Упражнения в ходьбе проводятся с разными положениями рук. На одном занятии можно использовать 4-5 видов ходьбы по 5 сек.

Бег: необходимо продолжать отработку в легкости, ритмичности, полетности бега, закреплять у ребенка умение непринужденно держать руки, голову, туловище. Следует чаще проводить бег с преодолением препятствий, сочетая его с другими упражнениями, учить бегать с мячом, скакалкой, а так же из разных положений. Бег с сильным сгибанием ног в коленях и с выбрасыванием прямых ног вперед вводится со 2-го квартала. Т.к. он требует

хорошей физической подготовки. В целях развития скорости нужно использовать эстафеты с бегом, бег на скорость, эстафеты с бегом; челночный бег. Упражнения в медленном темпе, не допускать перегрузки, учитывать физическую подготовленность каждого ребенка.

Прыжки: Разнообразны в этой группе упражнения в прыжках: дети должны прыгать на двух ногах вверх легко, и мягко приземляться, выполнять дополнительные задания; необходимо отрабатывать прыжки в длину, с места и с разбега; энергичное отталкивание, правильное приземление. В теплый период выполнять упражнения со скакалкой.

Бросание, ловля, метание

В подготовительной группе необходимо использовать мячи разных размеров (d- от 4-5 см. до 20-22 см.) Продолжаем учить детей бросать и ловить мяч, разными способами: снизу от груди, из - за головы. Продолжаем учить метанию мяча на дальность, напоминаем и.п., как надо выполнять замах, энергичный бросок. Те элементы движений, которые трудно даются детям надо еще раз показать детям.

Показ, сопровождаемый объяснением, многократное повторение объяснения, позволяет добиться хороших результатов.

Метание в вертикально - горизонтальную цель является более сложным для ребенка, чем метание на дальность. Закрепление навыков разных способов метания способствуют игры: " Горки", Кольцеброс", "Серсо" и др. Умение и навыки сформированы в процессе разнообразных упражнений катаний, бросании, ловле, ведение мяча позволяют ребенку овладеть спортивными играми: "Настольный теннис", Бадбинтон", " Баскетбол", " Футбол", "Хоккей".

Ползание, лазанье

1. Упражнения в ползании благоприятно для развития силы рук, плечевого пояса и туловища.

2. Упражнения в ползании, переползании необходимо сочетать с другими движениями.

3. В упражнениях подтягивании на скамейке, ползании, следует после упражнений расслаблять руки и ноги, плечи, делать несколько глубоких вдохов и выдохов.

Упражнения на равновесие

В основу формирования навыков равновесия должны быть положены движения, которые завершаются устойчивым статическим положением: устойчивое приземление после различных прыжков, подпрыгиваний, соскоков; сохранение устойчивого положения тела в заданной позе после поворотов, приседаний, наклонов и т.п. Ходьба по уменьшенной площади опоры (канат, узкая рейка г/с) , кружение, балансирование способствует развитию равновесия у детей. Необходимо помнить, что длительное сохранение определенных положений рук утомляет дошкольников, даже старших. Надо предлагать детям менять положения рук при упражнениях на равновесие, предусматривать свободное балансирование руками.

По теме:

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Развитие способностей в дошкольном возрасте психология

    «Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста» Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте

    Компоненты трудовой деятельности Трудовая деятельность — это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов. О становлении трудовой деятельности у детей дошкольного возраста можно судит...

  • Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуе...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Формы физического развития детей дошкольного возраста

    Формы и методы работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика для возрастных групп детсада В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений н...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...