Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

Формирование экологических представлений у детей старшего возраста

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатст-вом явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разу-ма»

В. А. Сухомлинский

Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» — это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания ос-новано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать ус-воение их воспитанниками.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс образования, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

С 1 января 2014 г. вступил в силу ФГОС дошкольного образования, в котором появляется образовательная область «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокуль-турных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенности её природы, многообразии стран и народов мира.

Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально - нравственного и действенного отношения к миру.

Опыт работы показал, что важно учить детей любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность, любознательность, доброе и бережное отношение к объектам природы. Приобщаю детей к богатому и разнообразному миру природы через их чувства, затрагивая сердце и душу ребёнка.

Формы и методы работы разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в центре природы и на участке, целевые прогулки, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность, игры (дидактические, настольно-печатные, инсценировки, сюжетно-ролевые, подвижные, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, литературных персонажей, труд, художественное творчество.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Удовлетворить детскую любозна-тельность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра (дидактическая, подвижная, строительная, музыкальная и т. д.) . В своей работе с детьми использую экологические игры типа " Сад - огород ", " Кто прилетел на кормушку "; подвижные игры, например, " У медведя во бору ", " Гуси-лебеди"; строительные игры: «Строим мост через речку".

Активно использую в своей работе игровые обучающие ситуаций. В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектами природы, выполняют обследования и трудовые действия.

В разных жизненных ситуациях и в беседах, обсуждаю отдельные явления действительности, акцентирую внимание на взаимосвязь всего живого, на рациональное использование природных богатств, гуманное отношение к природе. Продуманная организация тематических бесед развивает у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.

Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда. На территории детского сада провожу с детьми наблюдения за объектами живой и неживой природы, свои впечатления дети заносят в: дневники наблюдения, отмечают изменения в календаре природы. На участке дети знакомятся с названиями растений нашего региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев, применяют свои знания на практике. Наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки. Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, аппликации.

На прогулке организовываю экскурсии по экологической тропе детского сада. Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте мира природы. Кроме того, хорошей традицией на прогулках стала забота о птицах, особенно зимой. Ухаживая за растениями и птицами, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним.

Провожу с детьми экологические развлечения: «Праздник цветов», «Птицы - наши друзья», «День земли» и т. д. Эти развлечения направлены на обогащение знаний о природе, воспитание у детей бережного, заботливого отношения к ней. Конкурсы, праздники («Осень», турниры («Знатоки природы», театрализованные представления своей яркостью, всплеском эмоций привлекают детей к решению тех или иных экологических проблем, выполнению определенных обязанностей по отношению к природе. Участвуя дети не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности.

В своей работе с детьми по экологическому воспитанию использую, прежде всего, постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за растениями, объектами и явлениями не живой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг и с музыкальной деятельностью.

Провожу с детьми ежедневный уход за комнатными растениями нашего уголка природы. Постоянные обитатели уголка природы – комнатные растения. В процессе ухода дети овладевают несложными умениями: поддерживать растения в чистоте, правильно поливать его, обтирать кисточкой, черенковать, пересаживать. При отборе растений для уголка природы учитываю требования, предъявляемые СаНПин и основной общеобразовательной программой детского сада.

Совместно с детьми разрабатываем правила поведения в природе и обозначаем это тремя видами карточек (знаков) запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, их можно нюхать, любоваться ими, жуков собирать, топтать нельзя, но можно за ними наблюдать) и рекомендательных (нужно поливать цветы, вешать кормушки, кормить птиц).

В конце весны – начале лета высаживаем вместе с детьми посадки на ого-роде, расположенном на территории нашего детского сада: морковь, капусту, помидоры, лук, свеклу и др. В течение лета дети с удовольствием проводят наблюдения, ухаживаем за ними (поливают, рыхлят почву, рвут траву).

Ежегодно проводим различные экологические акции «Помоги дереву», «Посади ёлочку», «Трудно птицам в день морозный… » и др. Проводим рыхление почвы вокруг деревьев и кустов, чтобы им легче дышалось, готовим кустарники к зиме, подвязываем ветки. Вместе с родителями делаем кормушки. Конкурс семейного творчества «Птичья столовая» (на самую оригинальную кормушку) стал традиционным.

В группе находятся разные энциклопедии познавательного содержания («Энциклопедия животных», «Я познаю мир», «Насекомые» и др., художественная литература (произведения В. Бианки, Е. Чарушина, иллюстрированный материал по темам, для формирования представлений детей о растениях, животных, неживой природе, пищевых связях и т. д.

В результате работы по данному направлению наблюдается следующее: неравнодушное эмоционально- целостное отношение к природе, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление, дети проявляют умение экспериментировать, анализировать и делать выводы, общаясь с природой отражают свои впечатления через различные виды деятельности, у детей приходит понимание бережного отношения к природе, основанное на ее нравственно – эстетическом и практическом значении для человека. Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимание.

Кроме того, постоянное общение ребёнка с природой даёт заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряжённость, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение. Важно вместе с ребёнком подходить к растениям и каждый раз удивляется, восхищаться их красотой.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира расте-ний и животных, способствую активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие.

Прикреплённые файлы:

vospitanie-berezhnogo-otnoshenija-k-prirode_422e9.ppt | 12790,5 Кб | Скачан: 2
www.maam.ru

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста средствами экспериментирования Детский сад

Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка.

Конспект образовательной деятельности в средней группе на тему «Таблетки растут на грядке»

Базовая образовательная область – «Познание».

Интеграция образовательных областей – «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Программное содержание:

  1. Уточнять и расширять имеющиеся знания детей об овощах.
  2. Познакомить с понятием «витамины».
  3. Формировать осознанно-правильное отношение к объектам неживой природы.

Развивающие задачи:

  1. Развивать у детей познавательный интерес к объектам неживой природы, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения) .
  2. Развивать умение передавать различия в форме и величине в лепке овощей.
  3. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать отзывчивость и умение радоваться успехам друзей

Предварительная работа: наблюдение за ростом овощей на огороде, чтение стихов, загадок про овощи.

Материал: кукла Хрюша и Степашка, корзинка с овощами (свекла, картофель – вареные) , пластилин.

Словарная работа: Предметы: названия овощей, огород, корни, листья, картошка, кожура; действия: копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть; признаки: спелые, зрелые, вкусные, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, вареные.

Ход занятия

К детям в гости приходят Хрюша и Степашка. У Хрюши перевязано горло. У Степашки корзинка с овощами.

Герои здороваются.

Степашка: Хрюша, почему ты такой грустный?

Хрюша: У меня болит голова и мне очень плохо, хочется полежать.

Степашка спрашивает Хрюшу, куда он идет. Хрюша отвечает – в аптеку, покупать лекарства и витамины, чтобы вылечиться.

Степашка. Если ты заболел, то надо вызвать врача, только врач может вылечить больного. Но ты, Хрюша, скорее всего, просто неправильно питался и поэтому ослаб.

Ну-ка расскажи нам честно, чем ты питался в последнее время?

Хрюша: Мороженым, шоколадом, печеньем, вафлями.

Воспитатель предлагает детям объяснить Хрюше, что он делал неправильно. Затем педагог обсуждает с детьми, какие продукты надо есть, чтобы быть крепким, здоровым и меньше болеть.

Дети замечают у Степашки корзину и интересуются, что в ней. Степашка сообщает: «Витамины». Дети удивляются, ведь на самом деле в корзине просто овощи.

Воспитатель: Овощи очень полезны, потому что в них много витаминов. Например, в моркови есть витамин А, который помогает детям расти и укрепляет зрение. В сладком перце есть витамин С, который оберегает детей от простуды.

Чеснок и лук убивают вредных бактерий и помогают нам бороться с болезнями.

Помидоры и огурцы можно встретить в любом доме, в них тоже много витаминов. Ну а картофель, конечно же, известен всем. Из него делают вкусное картофельное пюре.

В картофеле много крахмала.

А ещё есть на свете овощ, плоды которого самые большие из всех овощей. Для того, чтобы увидеть и даже попробовать плоды этого растения, не надо отправляться в дальние страны и забираться в неведомые джунгли. Этот овощ знают все и его можно увидеть на любом огороде – это тыква.

Воспитатель предлагает Хрюше и детям рассмотреть то, что принес Степашка.

Рассматривание, обследование и описание овощей

Воспитатель достает пару одинаковых овощей и передает детям. Просит каждого ощупать, погладить, осмотреть и понюхать овощ.

Затем, уточнив название овоща, предлагает сказать, какая у него форма (круглая, удлиненная, продолговатая, острая) , поверхность (гладкая или шероховатая) , какого он цвета и чем пахнет. В заключение осмотра кладет овощи на блюдо. Также идет осмотр остальных овощей.

Воспитатель следит, чтобы дети хорошо осуществляли тактильное обследование – гладили овощ, повторяя движением рук его форму, нажимали, ощущали твердость, отмечали блестящую поверхность, неровности кожуры; закрывая глаза, нюхали. Каждый раз, положив овощ на блюдо, воспитатель говорит: «Это тоже овощ, положим его на блюдо к овощам». Когда все овощи будут осмотрены, воспитатель уточняет, что они обследовали, обращает внимание детей на красоту блюда.

Дети рассматривают, называя каждый овощ.

Степашка объясняет детям и Хрюше, почему овощи – витамины, рассказывает, как они полезны и почему их надо есть круглый год.

Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Хрюша восхищен запахами овощей. Воспитатель предлагает Хрюше со Степашкой и детям узнать и угадать овощи по вкусу.

Задача: попробовать на вкус и определить, что это.

Материал: нарезанные одинаковыми кубиками овощи.

Ход игры: каждому ребенку дать попробовать предмет на вкус.

Загадки

Воспитатель предлагает всем отгадать загадки. «Если вы угадаете, что это, то «они» появятся!»

(Слайд 2)

Подробней на сайте 50ds.ru

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста средствами экспериментирования

Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка.

Конспект образовательной деятельности в средней группе на тему «Таблетки растут на грядке»

Базовая образовательная область – «Познание».

Интеграция образовательных областей – «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Программное содержание:

  1. Уточнять и расширять имеющиеся знания детей об овощах.
  2. Познакомить с понятием «витамины».
  3. Формировать осознанно-правильное отношение к объектам неживой природы.

Развивающие задачи:

  1. Развивать у детей познавательный интерес к объектам неживой природы, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения) .
  2. Развивать умение передавать различия в форме и величине в лепке овощей.
  3. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать отзывчивость и умение радоваться успехам друзей

Предварительная работа: наблюдение за ростом овощей на огороде, чтение стихов, загадок про овощи.

Материал: кукла Хрюша и Степашка, корзинка с овощами (свекла, картофель – вареные) , пластилин.

Словарная работа: Предметы: названия овощей, огород, корни, листья, картошка, кожура; действия: копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть; признаки: спелые, зрелые, вкусные, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, вареные.

Ход занятия

К детям в гости приходят Хрюша и Степашка. У Хрюши перевязано горло. У Степашки корзинка с овощами.

Герои здороваются.

Степашка: Хрюша, почему ты такой грустный?

Хрюша: У меня болит голова и мне очень плохо, хочется полежать.

Степашка спрашивает Хрюшу, куда он идет. Хрюша отвечает – в аптеку, покупать лекарства и витамины, чтобы вылечиться.

Степашка. Если ты заболел, то надо вызвать врача, только врач может вылечить больного. Но ты, Хрюша, скорее всего, просто неправильно питался и поэтому ослаб.

Ну-ка расскажи нам честно, чем ты питался в последнее время?

Хрюша: Мороженым, шоколадом, печеньем, вафлями.

Воспитатель предлагает детям объяснить Хрюше, что он делал неправильно. Затем педагог обсуждает с детьми, какие продукты надо есть, чтобы быть крепким, здоровым и меньше болеть.

Дети замечают у Степашки корзину и интересуются, что в ней. Степашка сообщает: «Витамины». Дети удивляются, ведь на самом деле в корзине просто овощи.

Воспитатель: Овощи очень полезны, потому что в них много витаминов. Например, в моркови есть витамин А, который помогает детям расти и укрепляет зрение. В сладком перце есть витамин С, который оберегает детей от простуды.

Чеснок и лук убивают вредных бактерий и помогают нам бороться с болезнями.

Помидоры и огурцы можно встретить в любом доме, в них тоже много витаминов. Ну а картофель, конечно же, известен всем. Из него делают вкусное картофельное пюре.

В картофеле много крахмала.

А ещё есть на свете овощ, плоды которого самые большие из всех овощей. Для того, чтобы увидеть и даже попробовать плоды этого растения, не надо отправляться в дальние страны и забираться в неведомые джунгли. Этот овощ знают все и его можно увидеть на любом огороде – это тыква.

Воспитатель предлагает Хрюше и детям рассмотреть то, что принес Степашка.

Рассматривание, обследование и описание овощей

Воспитатель достает пару одинаковых овощей и передает детям. Просит каждого ощупать, погладить, осмотреть и понюхать овощ.

Затем, уточнив название овоща, предлагает сказать, какая у него форма (круглая, удлиненная, продолговатая, острая) , поверхность (гладкая или шероховатая) , какого он цвета и чем пахнет. В заключение осмотра кладет овощи на блюдо. Также идет осмотр остальных овощей.

Воспитатель следит, чтобы дети хорошо осуществляли тактильное обследование – гладили овощ, повторяя движением рук его форму, нажимали, ощущали твердость, отмечали блестящую поверхность, неровности кожуры; закрывая глаза, нюхали. Каждый раз, положив овощ на блюдо, воспитатель говорит: «Это тоже овощ, положим его на блюдо к овощам». Когда все овощи будут осмотрены, воспитатель уточняет, что они обследовали, обращает внимание детей на красоту блюда.

Дети рассматривают, называя каждый овощ.

Степашка объясняет детям и Хрюше, почему овощи – витамины, рассказывает, как они полезны и почему их надо есть круглый год.

Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Хрюша восхищен запахами овощей. Воспитатель предлагает Хрюше со Степашкой и детям узнать и угадать овощи по вкусу.

Задача: попробовать на вкус и определить, что это.

Материал: нарезанные одинаковыми кубиками овощи.

Ход игры: каждому ребенку дать попробовать предмет на вкус.

Загадки

Воспитатель предлагает всем отгадать загадки. «Если вы угадаете, что это, то «они» появятся!»

(Слайд 2)

Читать далее festival.1september.ru

Консультация (старшая группа) на тему: Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

Опубликовано 12.08.2015 - 14:43 - Ботвиньева Людмила Викторовна

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

Известно, что дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Процесс экологического воспитания тесно связан с познавательной, трудовой, игровой, изобразительной деятельностью и музыкальным воспитанием. Успешность нашей деятельности стала возможной благодаря организации предметно-познавательного пространства группы.

В нашей группе оборудован уголок живой природы. Дети могут обратиться к различным источникам информации: энциклопедиям, журналам и книгам, дискам, открыткам о природе, систематизированным альбомам с фотографиями и др.

Работа осуществляется по нескольким направлениям:

* Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста;

* Развитие навыков практической деятельности в природе;

* Формирование нравственного, бережного отношения, любви к природе.

Однако наличие экологических представлений у дошкольников не гарантирует их готовности поступать экологически целесообразно, Для развития эмоционально-ценностного отношения к природе, ее эстетического восприятия и формирования нравственно-оценочного опыта детей мы используем следующие дидактические игры:

1. Дидактические игры для развития эстетического восприятия в природе: «Беседа с деревьями», «Наши цветы».

2. Дидактические игры для формирования нравственно-оценочного опыта: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Чего не должно быть».

3. Дидактические игры для приобщения к экологически ориентированной, практической деятельности: «Ромашка», «Выполни задание».

4. Дидактические игры для обогащения экологических знаний: «Волшебный поезд», «Узнай птиц», «Времена года», «Кому нужна вода?».

Особенностью нашей работы с детьми является тематическое погружение, т.е. каждая неделя месяца имеет определенную тему. Например:

1 неделя – «Рыбы».

Подробней на сайте nsportal.ru

ГОРБАТЮК М. А.

г. Белгород,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАКЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДЕТСКОГО САДА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(из опыта работы МБДОУ ЦРР д/с №75 г. Белгорода) .

Экологическому образованию детей и взрослых на современном этапе уделяется серьезное внимание, т.к. общество все больше осознает зависимость состояния среды своего обитания от уровня образования.

Научно обоснованно, что экологическое образование человека следует начинать не в школе, а как можно раньше, еще в дошкольный период.

Дошкольное детство - самое благодатное время для формирования экологического сознания, понимания ребенком того, что Земля - наш общий дом, а человек в нем - часть природы

Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Дети дошкольного возраста могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила общения с живыми существами, гуманно, бережно относиться к природе.

Одним из элементов экологической культуры является экологические представления – представления о растениях, животных, человеке как представители живого в мире природы; представления о потребностях конкретных растений, животных, людей в условиях среды; представления о различных средах обитания; представления о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах; представления о росте и размножении живых существ; взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в сообществах (экосистемах) .

Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего ребенка мира является живая природа. Поэтому формирование у дошкольника представлений о живой природе служит понятным для него инструментом развития способностей и осознания окружающей его реальности.

Интересной и достаточно новой формой организации общения, познавательного взаимодействия детей с миром природы и формирования экологических представлений можно рассматривать экологическую тропу, которая представляет собой специфический маршрут в мир природы (как на территории дошкольного образовательного учреждения, так и за его пределами) .

Экологическая тропа– это специально оборудованный маршрут на природе, позволяющий решать образовательные задачи. Выделяют следующие виды экологических троп:

- экологическая тропа в помещении детского сада;

- экологическая тропа на территории детского сада;

- экологическая тропа за пределами детского сада.

Специфика экологической тропы:

- небольшая протяженность по территории ДОУ;

- основная часть объектов (видовые точки) создается специально.

В проектировании экологической тропы можно выделить четыре этапа:

1 этап. Изучение и анализ территории ДОУ(изучение традиционных и нетрадиционных, интересных, необычных объектов, участков (видовых точек) территории детского сада) .

Видовая точка- живые и неживые объекты природы, естественные и специально созданные «экологические зоны» на территории экологической тропы.

В качестве видовых точек экологической тропы могут быть аллеи деревьев, цветники, клумбы (рабатки, миксбордеры) , искусственные водоемы, альпинарии, огороды, фруктовые сады; отдельные растения; сообщества растений (участок луга, леса, полянки одуванчиков и др.) , участки, где молено увидеть различных животных или следы их жизнедеятельности и др. (муравейники, птичьи столбы и др.) .

2 этап. Разработка маршрута на бумаге- создание карты-схемы (разработка маршрута экологической тропы на бумаге; обозначение видовых точек; создание карты-схемы) .

Чаще всего на ватмане рисуется подробный план территорий ДОУ,наносятся все постройки, отмечаются уже созданные видовые точки, отмечаются свободные места, которые можно использовать для создания новых «экологических зон». Все «видовые точки» обозначаются цветными рисунками (значками, символами) .

Карта-схема экологической тропыявляется обязательным ее атрибутом. Карта-схема может быть выполнена на ватмане и используется в работе как демонстрационный материал и на листах. А 4 как раздаточный - для работы на тропе.

Карта-схема может находиться в уголке природы каждой группы, экологическом классе, в зоне моделирования.

3 этап. Оформление паспорта экологической тропы, создание информационных щитов.

Паспорт экологической тропы - обязательный ее атрибут.

Структура и содержание паспорта экологической тропы:

Цель, задачи экологической тропы.

Описание тропы.

Описание каждого объекта, методические рекомендации по работе на каждой видовой точке (наблюдения, игры, опыты, задания и др.) .

В последнее время экологические тропы в ДОУ дополняются новыми атрибутами, придуманными дошкольниками и педагогами. Многие тропы «оберегаются» сказочными или выдуманными персонажами, так называемыми «хранителями» (Матрена, Лесовичок - боровичок и др.) , которые сопровождают детей по маршруту тропы, участвуют в проведении экскурсий и разнообразных видов детской деятельности.

4 этап. Создание, оформление «видовых точек» на территории детского сада, размещение информационных щитов.

На этом этапе осуществляется непосредственное создание новых «видовых точек», корректировка и оформление уже существующих, обозначение их информационными щитами.

Одним из педагогических условий формирования экологических представлений о живой природе мы считаем создание макета экологической тропы и его вариативное использование в работе с детьми. Мы изготовили макет экологической тропы, на котором расположили основные видовые точки. Макет мы использовали в специально организованной и самостоятельной деятельности детей следующим образом:

Во время прогулки мы с детьми исследовали экологическую тропу, а потом они пытались самостоятельно восстановить наш маршрут на макете.

Перед прогулкой вместе с детьми намечали маршрут на макете, а дети на территории искали нужные объекты.

Начало знакомства ребят с объектами тропинки мы проводили следующим образом: ежедневно на прогулке мы изучали только один объект. Возвращаясь в группу, дети выставляли на макете лишь тот объект, с которым они познакомились. Через некоторое время экологическая тропинка была «восстановлена» полностью.

Макет помог нам составлять с детьми картосхемы тропинки, находить соответствующие объекты, изображенные разным способом.

Находящиеся на макете деревья, кустарники служили нам и материалом для счета, и объектами для составления описательных рассказов придумывания сказок: «Тайны старой липы», «О чем мечтает рябинка» и др. Вместе с детьми разработали дидактические игры с использованием макета:

«Найди, что опишу» - с макета убирали все объекты тропинки. Водящий описывал объект, не называя его, а остальные выбирали нужную часть: дерево, муравейник и т.п.

«Чего не стало» - ведущая прятала один-два объекта тропинки и просила ребенка определить, чего не стало.

«Что лишнее» - добавляли лишний объект, который и должны найти дети.

«Что не так» - объекты тропинки размещали не на своих местах. Задача ребенка — найти ошибки и расположить их правильно. Проверяли результаты своей работы прямо на территории сада.

Самостоятельные игры с макетом, как в помещении, так и на улице. Мы дополнили макет небольшими фигурками человечков, среди которых дети обычно находит себя и своих друзей.

Передвигая фигурки людей (детей) на макете, дети самостоятельно проводили экскурсию, рассказывали о разных деревьях, кустарниках. При этом человечки могли «заблудиться», тогда дети объясняли им, как найти дорогу, или устать, для этого дошкольники предлагали вариант отдыха на территории и т.п. Такие задания способствовали не только формированию экологических представлений, но и развивали психические процессы, речь детей.

Таким образом, мы считаем, что работа с макетом развивает у дошкольников познавательный интерес и меняет их отношение к окружающему, так как участок детского сада, а именно «Видовой точки» экологической тропы становится для них более знакомыми, «своими».

Список использованной литературы:

1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш.

Пед. учеб. Заведений. – М.: «Академия», 1999. -184с.

2. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2004.

3. Маркова В. В, Шинкарева Л. В, Полыгина, А. П, Шаповалова С. Н, Татаренко Н. С. Экологическое образование детей дошкольного возраста ( на материале изучения темы « Земля – кормилица Белгородчины») .- Белгород: Ипц « ПОЛИТЕРРА», 2007.-200с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки открытых мероприятий по проектной деятельности на тему "Психологические условия формирования представлений о нравственных ценностях у детей младшего дошкольного возраста".

С целью повышения качества образовательного процесса в МАДОУ, совершенствования педагогического мастерства я, воспитатель Елена Леонтьевна Медянцева, работаю по теме: "Психологические условия формиров...

Подробней nsportal.ru

1. Целевой раздел.

1.1. Введение.

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.

Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – мировоззрение. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир.

Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты.

«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», – писал профессор М. М. Камшилов.

В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Для того чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями.

Опыт показывает, что взрослого человека, уже с сформированными взглядами, трудно переубедить и перевоспитать. Поколение, воспитанное на лозунгах «победить природу, взять у неё все богатства», с трудом перестраиваются на новый тип взаимоотношений «человек – природа», осознаёт самоценность природы, как таковой.

Сформировать человека с новым экологическим мышлением можно, только закладывая основы знаний с раннего детства. Поэтому крайне важным звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования детей является работа с дошкольниками.

Формирование начал экологической культуры строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам.

Человеку тоже нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Знания – не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому что затрачены материалы, взятые из природы.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка.

1.2. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире.

В данной рабочей программе представлено описание системы работы по формированию элементарных экологических представлений у детей 5-6 лет, которая разработана в соответствии:

- с ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;

- на основе основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №5 г. Алейска.

Данная рабочая программа составлена на основе Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и «Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад №5 г. Алейска».

В рабочей программе используются следующие парциальные программы:

- О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»- программа и методические рекомендации;

- Н. А. Рыжова «Наш дом-природа» - программа и методические рекомендации;

- С. Н. Николаева «Юный эколог» - программа и методические рекомендации;

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Конституция РФ, ст. 43, 72.

- Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

- Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012

- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017г.г.

- Сан Пи Н 2.4.1.3049-13

- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад №5 г. Алейска.

- ФГОС ДО

1.3. Цель и задачи рабочей программы.

Ведущая цель программы:Становление у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного отношения к окружающей среде, экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Программа реализует следующие задачи:

Обучающие:обогащение словарного запаса, расширение и уточнение знаний ребенка об окружающем мире, активизация повествовательной речи (пересказывание, составление диалога, развитие элементарных научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.

Развивающие:развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса.

Воспитательные:воспитание умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.

1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

В основу программы положены следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .

3. Принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

4. Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.

5. Принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному) .

6. Принцип занимательности- изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды непосредственно образовательной деятельности, стремиться к достижению результата.

7. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

8. Принцип личностно-ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми.

9. Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы по программе — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. Поэтому данная рабочая программа направлена на организацию деятельности детей по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района.

1.5. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса) , мыслительных и волевых процессов.

Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д. У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе.

То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало.Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой развивается воображение.

Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию и интонационно взятой роли.

Ребёнок начинает осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для него более привлекательными , чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Действия детей в играх становятся разнообразными. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца. Восприятие характеризуются анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств ( схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений) ; развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т. д.

1.6. Планируемые результаты освоения программы.

К концу учебного года дети:

- имеют представления о различных природных объектах: о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; неживой природе; Красной книге; природе родного края.

- могут устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

- имеют представления об экологических зависимостях: устанавливают связи и взаимодействия человека с природой.

- формируется умение правильно вести себя в природе, осознание бережного отношения к ней.

Процедура отслеживания и оценки результатов освоения программы детьми проводится 2 раза в год (в сентябре и мае) .

2. Содержательный раздел.

2.1. Цель и задачи образовательной деятельности.

Цель:расширять и уточнять представления детей об объектах природы, экологических взаимосвязях и взаимозависимостях.

Задачи:

-закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках, травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг», «сад»;

- продолжать знакомить с комнатными растениями, способами вегетативного размножения и ухода за ними;

- расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека, способах ухода за ними;

- расширять представления о диких животных и птицах;

- познакомить с представителями класса пресмыкающихся и насекомых;

- формировать представление о чередовании времён года, частей суток и их некоторых характеристиках;

- знакомить с разнообразием родной природы;

- формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;

- формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями;

- показать взаимодействие живой и неживой природы;

- продолжать формировать умение правильно вести себя в природе;

- формировать представление о родном крае, о Земле, о людях разных рас, о труде взрослых.

Программой предусмотрено проведение 18 непосредственно образовательных ситуаций в год (групповые, 1 раз в две недели длительностью 25 – 30 мин) .

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной, исследовательской и трудовой деятельности и др.

2.2. Методы и формы работы.

Программой предусмотрены следующие методы и формы работы с детьми:

- наблюдения и целевые экскурсии;

- прохождение специально разработанного маршрута – экологической тропы;

- опытническая деятельность;

- беседы, чтение худ.литературы и использование русского-народного фольклора;

- просмотр видиофильмов, пейзажей и иллюстраций знаменитых художников;

- прослушивание музыкальных аудио записей;

Читать далее nsportal.ru

Другие статьи по теме: