Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста

Доклад «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Доклад

Тема: Формирование

экологической культуры и любви к природе

у детей дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель I категории

МБДОУ детского сада «Колокольчик»

комбинированного вида

Тарасова Татьяна Христофоровна

г. Среднеколымск 2014 г.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т. д.

Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, а ведь дошкольное детство - это период бурного роста и интенсивного развития ребёнка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.

В практической работе исследователи и воспитатели уделяют, прежде всего, внимание организации наблюдений за объектами природы.

Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.

Именно в дошкольном возрасте важно создавать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.

И это возможно сделать посредством наблюдения. Наблюдения в природе способствуют накоплению у детей запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

Особое внимание при работе с детьми старшего дошкольного возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе) ;

— развитие познавательного интереса к миру природы:

• уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;

• формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие) ;

• формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- развитие чувства эмпатии к объектам природы;

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой) ;

— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

- формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Для реализации данных задач необходимо следовать следующим принципам: научности, доступности, целостности, системности, сезонности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате, уголке природы, на территории детского сада.

Работа по данному направлению осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, рассматриваний, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, игровой, трудовой и продуктивной деятельности. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач и т. д.

Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года.

Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время

Особая роль в формировании экологической культуры принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды.

Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

Итак, современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

www.maam.ru

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста с использованием экологической тропы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Детский сад п. Молодежный»

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

НА ТЕМУ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТРОПУ»

Подготовила:

Лоскутникова Л. П.

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познать её и непременно учиться любить и оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний.

Во все времена года в природе есть явления, которые доступны наблюдению детей дошкольного возраста. Одна из задач воспитания состоит в том, чтобы дать детям возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов). Сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания, обобщение дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.

Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже много лет. В основе лежит «Программа воспитания и образования в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, так же используем технологии программ С. Н. Николаевой «Юный эколог» и Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».

За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

• развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

• воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;

• формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

На территории и за территорией дошкольного образовательного учреждения создана учебная экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Нами детально обследована территория ДОУ и выделены наиболее интересные объекты, составлена карта – схема тропинки с нанесением всех объектов, оформлен паспорт тропы.

Главная задача тропы – пробудить у ребенка любовь к природе. На экологической тропе дети могут глубже и на наглядной основе изучать, любить и беречь природу, через тропу дети учатся оценивать воздействие человека на природу, через тропу воспитывается экологическая культура поведения детей, как часть общей культуры, взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Формы и методы работы на экологической тропинке:

• экологические беседы;

• экологические экскурсии;

• уроки доброты;

• уроки мышления;

• экологические кружки;

• экологические конкурсы;

• КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;

• экологические акции;

• обсуждение и проигрывание ситуаций;

• трудовой десант;

• зелёный патруль;

• клуб исследователей природы;

• лаборатория юного эколога;

• составление экологических карт;

• ведение «Панорамы добрых дел»;

• ведение фенологических календарей природы;

• коллекционирование;

• экологические выставки и экспозиции;

• экологические музеи;

• день (неделя) экологического творчества;

• экологические праздники и фестивали;

• экологические игры: (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. Д.) ;

• экологические сказки;

• экологические тренинги;

• инсценировки, театрализации и т. Д.

Результаты работы таковы:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Педагоги муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Молодежный» не останавливаются на достигнутом, а ищут новые формы работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников.

www.maam.ru

Самообразования формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста опр

И стоит береза в сонной тишине.

И горят снежинки в золотом огне.

А заря лениво, обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром

В снежных уборах можно увидеть медведя, черепаху, гнома, сказочных птиц, дома. Нарисуйте их, расскажите о них папе и маме. Внесите изменения в модели березы.

Наблюдение 2.

Новый год Младшая группа Программное содержание. Украсить березу ледяными игрушками: ведь она самая красивая, самая лучшая, самая необыкновенная.

Давайте поблагодарим березу, украсим ее ледяными игрушками и прочитаем ей стихи.

Старшая группа

Программное содержание. Продолжать воспитывать чувство ответственности за «тех, кого приручили», в нашем случае - за березу, учить передавать свои впечатления о природе в рассказах и рисунках.

Предложите детям придумать рассказ и нарисовать в альбоме наблюдений «портрет» Беляночки зимой.

Наблюдение 3.

Оттепель Младшая группа Программное содержание. Понаблюдать за березой в оттепель (как прекрасна береза с заледеневшими ветками, как она мелодично звенит ими) .

Во время оттепели на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон.

Старшая группа

Программное содержание. Продолжать учить определять настроение березы, развивать воображение.

Какое настроение у березки? Она шепчет: «Как бы мне хотелось станцевать для вас». Как вы думаете: как могла бы ходить березка - тяжелой поступью или легким шагом? (Дети изображают и объясняют.)

Наблюдение 4. Ясная, солнечная погода Младшая группа Программное содержание. Показать, что зимой - в ясную солнечную погоду - кора дерева теплая.

В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев теплые (потрогать кору березы рукой) .

Старшая группа Программное содержание. Показать детям, что художники широко используют образ березы в своем творчестве.

Покажите детям картины И. Левитана («Весна. Большая вода», «Золотая осень») , К. Юона («Мартовское солнце») , И. Грабаря («Февральская лазурь») , И. Шишкина («Лесная глушь») , А. Рылова («Осень на реке Тесна») и др. Обратите их внимание на то, что «героем» многих пейзажей является «наша родная и любимая Беляночка».

Наблюдение 5. Почему нет листьев зимой?

Младшая группа Программное содержание. Рассказать детям, что зимой (когда холодно, мало света и влаги) лисгьев на деревьях не может быть.

Зимой деревья сгоят голые, без лисгьев: мы знаем, что осенью они опали. Могут ли листья появиться зимой? Конечно, нет: холодно, мало света (очень рано темнеет) .

Старшая группа

Программное содержание. Дать представление о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы: воздухом, водой, светом, теплом, почвой, ночными животными, птицами.

Зимой деревья не питаются, не растут - они погружаются в глубокий сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань - она не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.

Летом деревья откладывают слой пробки под кожицей ствола и веток чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Наблюдение 6.

Метель Младшая группа Программное содержание. Показать зависимость состояния березы от погодных явлений.

Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку; утепляет ствол березы. После метели деревья стоят все белые, занесенные снегом.

Старшая группа

Программное содержание. Углублять представление о взаимосвязи дерева и объектов живой природы, в том числе птиц.

Дети вместе с взрослыми делают кормушку и вешают ее на березу. К ней то и дело подлетают птицы: зимой им голодно, а весной и летом они помогут дереву спастись от вредителей.

После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать кормушку и прилетевших к ней птиц, а также изобразить березу в метель.

Детей можно спросить: что помогает дереву устоять во время урагана? Правильно, корни. Они находятся в земле и удерживают дерево от падения.

ВЕСНА

Наблюдение 1. Что нужно нашему дереву? Младшая группа

Программное содержание. Углу бить представление о том, без чего береза не может жить.

На панно, где изображено дерево, нарисовать солнце (дереву нужен свет и тепло - в марте солнце греет сильнее) , воду (капельку воды или облако) , комочек земли (почва) , дождевого червя (он рыхлит почву) , ветер (он разносит семена) , пчелу или шмеля. Необходим и воздух, но как его изобразить? Он ведь прозрачный.

Старшая группа Программное содержание. Углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.

В беседах с детьми уточнить следующее.

Дерево не может жить без света. Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет. Любит ли наша береза свет?

Она растет на открытом или затененном месте?

Дерево не может жить и без тепла. От количества тепла зависит начало появления листьев на дереве. Зимой холодно, поэтому листьев нет.

Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, «пьет» ее из земли - почвы.

Деревья, как и мы, должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.

Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.

Птицы тоже нужны дереву: они поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.

Ветер переносит семена березы.

Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

Наблюдение 2. «Еще в полях белеет снег...» Младшая группа Программное содержание. Показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение природы.

Снег еще лежит под деревьями. Но около стволов появились воронки - это нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег. У деревьев начинается сокодвижение.

Старшая группа

Программное содержание. Учить замечать малейшие изменения в природе и их влияние на состояние березы.

Рассказать историю Беляночки и предложить детям сочинить рассказ о ней, о том, какие изменения происходят с ней в начале весны.

В альбоме наблюдений целесообразно нарисовать инструменты ухода за деревом:- лопату, лейку, грабли.

Наблюдение 3. Березовые почки Младшая группа

Программное содержание. Показать набухшие березовые почки - «домики листьев».

Аккуратно наклоните ветку и покажите каждому ребенку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи - когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся.

Предложите детям нарисовать в альбоме наблюдений березу с набухшими почками.

Старшая группа Программное содержание. Дать представление о том, что у каждого дерева почки особые, отличаются от других.

Оживают деревья. Их соки, согретые теплым весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам.

У одних деревьев они круглые, у других - продолговатые; у одних - мелкие, у других - крупные. У всех деревьев есть почки, и все они разные. У березы почки мелкие и продолговатые (сравнить березовые почки с почками других деревьев) .

Наблюдение 4. Березовый сок Младшая группа

Программное содержание. Продолжать формировать бережное и заботливое отношение к березе, рассказать о пользе березового сока для здоровья, научить после сокосбора замазывать ранки на стволе глиной.

Ранней весной многие люди собирают березовый сок.- делают надрез на коре - и сок стекает.

Березовый сок очень полезен, он богат витаминами. После сокосбора ранку на стволе березы необходимо замазать глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло.

Не зря в русской пословице говорится: «Береза плачет кровавыми слезами».

Старшая группа Программное содержание. Формировать представления о сходстве процессов в организме человека и растения. Углублять бережное отношение к растительному миру.

Продолжать учить делать простейшие умозаключения, имитировать характерные движения деревьев.

У людей по сосудам движется кровь, помогает ей в этом сердце. У деревьев есть что-то вроде крови - это сок- он движется по стволу и помогает дереву расти, быть здоровым.

Приходилось ли детям наблюдать весенний сбор сока? Что будет с человеком, если вся кровь вытечет? Значит, нельзя отбирать у дерева весь сок: оно может погибнуть.

Летом, когда солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро-быстро. (Несколько минут дети активно двигаются - сердцебиение учащается.) Так же быстро течет и кровь по венам.

Наступает осень: деревья меняют наряд, а люди - одежду. Солнышко греет все меньше и меньше - сок движется по стволу березы все медленнее и медленнее.

Наступает зима, береза сбрасывает листья и засыпает (под спокойную музыку дети 1 -2 минуты сидят с закрытыми глазами, дышит глубоко и спокойно - сердце бьется тихо, спокойно) . И сок в березе течет медленно.

Наблюдение 5. Береза цветет Младшая группа Программное содержание. Показать, как цветет береза.

В мае береза цветет: на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки. Это значит, что береза проснулась от зимней спячки. Давайте подойдем к Беляночке, скажем ей, как нас зовут, обнимем, погладим кору, послушаем, что дерево прошелестит в ответ.

Старшая группа

Программное содержание. Дать представление о том, что такое семена: показать, как береза цветет, сказать, что в конце лета у нее появятся семена, из которых впоследствии вырастут молодые березки.

В мае береза зацветает: на одних деревьях появляются сережки желтые, а на других - зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета появляются крылатые семена.

Они падают на землю, и впоследствии из них вырастают молоденькие березы.

Наблюдение 6. Лист зеленеет молодой Младшая группа Программное содержание. Обратить внимание на красоту весенней березы.

Появились первые листья (пусть дети потрогают их клейкую поверхность, понюхают) . Вон какая красавица Беляноч-ка! Ствол у нее белый, гладкий, как шелковый, тонкий и высокий. Листья маленькие, нежные, блестящие. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток

В дневнике наблюдений нарисовать «портрет» весенней березы. Внести соответствующие изменения на панно с изображением дерева.

Старшая группа

Программное содержание. Обратить внимание на весенние ароматы (пахнет корою березы) , на яркое солнечное освещение, на свежую зелень молодой листвы.

Светло и празднично весной около берез. Они нарядились в белые атласные сарафаны: сбросили потрескавшийся за зиму верхний слой бересты, побелели, кора их стала гладкой, шелковистой.

На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит, в жару они открываются и пропускают воздух к корням. Старые березы -высокие, стволы у них внизу темные, покрытые толстой, грубой, морщинистой корой, а вверху более светлые, серебристо-белые.

Зеленые ветви струятся по ветру, словно девичьи косы. Едва повеет теплом, как береза окутается легким прозрачным изумрудно-зеленым облачком.

ЛЕТО

Наблюдение 1. Нагревается ли ствол березы в жаркую погоду? Младшая группа Программное содержание. Показать, что в жаркую погоду ствол березы не нагревается.

Если в жаркий день дотронешься до ствола березы, то заметишь: даже на солнце ствол березы остается прохладным (дети трогают его руками) . Белый цвет отражает солнечные лучи (провести эксперимент «Что нагреется быстрее - черная или белая ткань?") .

Старшая группа

Программное содержание. Побудить детей найти ответ на вопрос: «Почему ствол березы не нагревается в жаркую погоду?».

В коре березы есть особое вещество -бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет. Он отражает солнечные лучи.

Вот и остается ствол березы прохладным.

Наблюдение 2. Какие животные и насекомые живут рядом с березой? Младшая группа Программное содержание. Понаблюдать за насекомыми и птицами, живущими около березы.

Муравьи и жуки ползают не только около березы, но и по ее стволу: они любят сладкий березовый сок.

Старшая группа Программное содержание. Обсудить с детьми, кто живет под березой и на березе.

Лесные обитатели с удовольствием пьют березовый сок. Так, дятел, пробив отверстие в коре крепким клювом, лакомится живительной влагой. Улетит дятел - слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки.

Любят сладкий березовый сок медведь, глухарь, муравьи, бабочки - лимонницы и крапивницы.

Наблюдение 3. Какие грибы растут под березой? Младшая группа Программное содержание. Дать

представление о грибах.

Сейчас мы с вами находимся в березовой роще. Давайте попробуем найти гриб. Как называются грибы с серыми ножками и коричневыми шляпками? (Подберезовики.) А называют их так потому, что они растут под березой (если грибов еще нет, можно заранее положить под дерево искусственный гриб) .

Старшая группа

Программное содержание. Дать представление о березовой роще и подберезовике, об их взаимосвязи.

Как называется место, где растет много берез? (Березовая роща.) Давайте попробуем поискать здесь грибы. Как вы думаете, как называется этот гриб? (Подберезовик) Этот гриб можно 1шйти не только под березами, но чаще он растет именно под этим деревом.

Наблюдение 4.

Развитие семейных традиций Младшая группа

Программное содержание. Провести совместное с родителями наблюдение.

Дети, поздоровавшись с Беляночкой, гладят ее кору, вдыхают аромат, прикасаются к ней щекой, обнимают дерево Дети эмоционально делятся своими впечатлениями с березой. Затем вместе с родителями водят хоровод.

Старшая группа

Программное содержание. Развивать семейные традиции, совместную деятельность детей и родителей.

Поздоровавшись и поговорив с березкой, дети делятся с родителями своими знаниями о березе, о том, что она нуждается в уходе. Родители рассказывают о том, что у них тоже есть деревья, которые имеют большое значение в их жизни (например, посадили в чесгь каких-то семейных событий. Можно подготовить семейные альбомы наблюдений за деревом.

Наблюдение 5.

Семена Младшая группа Программное содержание. Показать детям созревшие семена березы, рассказать о том, как ветер разносит их.

К концу лета у березы на месте цветков образуются семена. Когда они созревают, то падают на землю (дать детям созревшие семена) , а ветер и птицы разносят их. Весной там, где упало семечко, вырастет новое дерево.

Старшая группа

Программное содержание. Рассказать о взаимосвязи всех процессов, происходящих с березой.

Обобщить имеющиеся у детей знания о жизненном цикле дерева. Побудить к разговору о березе, используя ласковые слова.

Наблюдение 6. Листья начинают желтеть...

Младшая группа Программное содержание. Понаблюдать за цветом листьев.

Скоро осень: дни становятся короче, тепла меньше. Поэтому листья березы начинают желтеть.

Старшая группа

Программное содержание. Полюбоваться красотой березы после дождя; понаблюдать за цветом листьев (начинают желтеть) .

Приложение

Почитайте детям на досуге

«Выходишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы теплые, как тело живое: чуть покачиваются, будто дышат... А вершины гудят то грозно, то ласково. Листья лопочут зелеными язычками.

К стволу прислонишься, как к плечу друга, плечо гладкое, скользкое - молодая березка... А то все в пупырышках - это осина. Или изборожденное, изморщиненное, как кожа слона.

Это кора дуба.

Всю жизнь с деревьями плечом к плечу и хочется стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать» (Н. Сладкое) .

«Когда старые березы цветут и золотистые сережки скрывают от нас наверху уже раскрытые маленькие листья, внизу на молодых везде видишь ярко-зеленые листики величиной с дождевую каплю, но все-таки весь лес еще серый или шоколадный - вот тогда встречается черемуха, и поражает: до чего же листья ее на сером кажутся большими и яркими. Бутоны черемухи уже готовы.

Кукушка поет самым сочным голосом. Соловей учится, настраивается. Чертова теща и та в это время очаровательна, потому что не поднялась еще со своими колючками, а лежит на земле большой, красивой звездой.

Из-под черной лесной воды выбиваются и тут же над водой раскрываются ядовито-желтые цветы» (М. Пришвин) .

Оформление дневника наблюдений

Обложка. «Наше дерево».

1 -я страница. Портрет дерева, его название и имя, например «береза Беляночка». Можно нарисовать себя рядом с деревом и написать свое имя.

Можно приклеить коллективную фотографию «Мы и наше дерево».

2-я страница. «Что нужно нашему дереву?». Солнце, вода, комочек земли (почва) , дождевой червь, ветер, пчела или шмель, воздух (условные обозначения) . Предметы ухода за деревом: лопата, лейка, грабли (рисунки) .

3-я супраница. «Паспорт нашего дерева»: возраст (старое, молодое) ; высота, ширина (диаметр ствола) ; «соседи», наличие молодых деревьев того же вида или его отростков («деток») ; гнезда на дереве.

Другие страницы.

Источник fullref.ru

И стоит береза в сонной тишине.

И горят снежинки в золотом огне.

А заря лениво, обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром

В снежных уборах можно увидеть медведя, черепаху, гнома, сказочных птиц, дома. Нарисуйте их, расскажите о них папе и маме. Внесите изменения в модели березы.

Наблюдение 2.

Новый год Младшая группа Программное содержание. Украсить березу ледяными игрушками: ведь она самая красивая, самая лучшая, самая необыкновенная.

Давайте поблагодарим березу, украсим ее ледяными игрушками и прочитаем ей стихи.

Старшая группа

Программное содержание. Продолжать воспитывать чувство ответственности за «тех, кого приручили», в нашем случае - за березу, учить передавать свои впечатления о природе в рассказах и рисунках.

Предложите детям придумать рассказ и нарисовать в альбоме наблюдений «портрет» Беляночки зимой.

Наблюдение 3.

Оттепель Младшая группа Программное содержание. Понаблюдать за березой в оттепель (как прекрасна береза с заледеневшими ветками, как она мелодично звенит ими) .

Во время оттепели на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон.

Старшая группа

Программное содержание. Продолжать учить определять настроение березы, развивать воображение.

Какое настроение у березки? Она шепчет: «Как бы мне хотелось станцевать для вас». Как вы думаете: как могла бы ходить березка - тяжелой поступью или легким шагом? (Дети изображают и объясняют.)

Наблюдение 4. Ясная, солнечная погода Младшая группа Программное содержание. Показать, что зимой - в ясную солнечную погоду - кора дерева теплая.

В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев теплые (потрогать кору березы рукой) .

Старшая группа Программное содержание. Показать детям, что художники широко используют образ березы в своем творчестве.

Покажите детям картины И. Левитана («Весна. Большая вода», «Золотая осень») , К. Юона («Мартовское солнце») , И. Грабаря («Февральская лазурь») , И. Шишкина («Лесная глушь») , А. Рылова («Осень на реке Тесна») и др. Обратите их внимание на то, что «героем» многих пейзажей является «наша родная и любимая Беляночка».

Наблюдение 5. Почему нет листьев зимой?

Младшая группа Программное содержание. Рассказать детям, что зимой (когда холодно, мало света и влаги) лисгьев на деревьях не может быть.

Зимой деревья сгоят голые, без лисгьев: мы знаем, что осенью они опали. Могут ли листья появиться зимой? Конечно, нет: холодно, мало света (очень рано темнеет) .

Старшая группа

Программное содержание. Дать представление о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы: воздухом, водой, светом, теплом, почвой, ночными животными, птицами.

Зимой деревья не питаются, не растут - они погружаются в глубокий сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань - она не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.

Летом деревья откладывают слой пробки под кожицей ствола и веток чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Наблюдение 6.

Метель Младшая группа Программное содержание. Показать зависимость состояния березы от погодных явлений.

Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку; утепляет ствол березы. После метели деревья стоят все белые, занесенные снегом.

Старшая группа

Программное содержание. Углублять представление о взаимосвязи дерева и объектов живой природы, в том числе птиц.

Дети вместе с взрослыми делают кормушку и вешают ее на березу. К ней то и дело подлетают птицы: зимой им голодно, а весной и летом они помогут дереву спастись от вредителей.

После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать кормушку и прилетевших к ней птиц, а также изобразить березу в метель.

Детей можно спросить: что помогает дереву устоять во время урагана? Правильно, корни. Они находятся в земле и удерживают дерево от падения.

ВЕСНА

Наблюдение 1. Что нужно нашему дереву? Младшая группа

Программное содержание. Углу бить представление о том, без чего береза не может жить.

На панно, где изображено дерево, нарисовать солнце (дереву нужен свет и тепло - в марте солнце греет сильнее) , воду (капельку воды или облако) , комочек земли (почва) , дождевого червя (он рыхлит почву) , ветер (он разносит семена) , пчелу или шмеля. Необходим и воздух, но как его изобразить? Он ведь прозрачный.

Старшая группа Программное содержание. Углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.

В беседах с детьми уточнить следующее.

Дерево не может жить без света. Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет. Любит ли наша береза свет?

Она растет на открытом или затененном месте?

Дерево не может жить и без тепла. От количества тепла зависит начало появления листьев на дереве. Зимой холодно, поэтому листьев нет.

Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, «пьет» ее из земли - почвы.

Деревья, как и мы, должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.

Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.

Птицы тоже нужны дереву: они поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.

Ветер переносит семена березы.

Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

Наблюдение 2. «Еще в полях белеет снег...» Младшая группа Программное содержание. Показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение природы.

Снег еще лежит под деревьями. Но около стволов появились воронки - это нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег. У деревьев начинается сокодвижение.

Старшая группа

Программное содержание. Учить замечать малейшие изменения в природе и их влияние на состояние березы.

Рассказать историю Беляночки и предложить детям сочинить рассказ о ней, о том, какие изменения происходят с ней в начале весны.

В альбоме наблюдений целесообразно нарисовать инструменты ухода за деревом:- лопату, лейку, грабли.

Наблюдение 3. Березовые почки Младшая группа

Программное содержание. Показать набухшие березовые почки - «домики листьев».

Аккуратно наклоните ветку и покажите каждому ребенку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи - когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся.

Предложите детям нарисовать в альбоме наблюдений березу с набухшими почками.

Старшая группа Программное содержание. Дать представление о том, что у каждого дерева почки особые, отличаются от других.

Оживают деревья. Их соки, согретые теплым весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам.

У одних деревьев они круглые, у других - продолговатые; у одних - мелкие, у других - крупные. У всех деревьев есть почки, и все они разные. У березы почки мелкие и продолговатые (сравнить березовые почки с почками других деревьев) .

Наблюдение 4. Березовый сок Младшая группа

Программное содержание. Продолжать формировать бережное и заботливое отношение к березе, рассказать о пользе березового сока для здоровья, научить после сокосбора замазывать ранки на стволе глиной.

Ранней весной многие люди собирают березовый сок.- делают надрез на коре - и сок стекает.

Березовый сок очень полезен, он богат витаминами. После сокосбора ранку на стволе березы необходимо замазать глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло.

Не зря в русской пословице говорится: «Береза плачет кровавыми слезами».

Старшая группа Программное содержание. Формировать представления о сходстве процессов в организме человека и растения. Углублять бережное отношение к растительному миру.

Продолжать учить делать простейшие умозаключения, имитировать характерные движения деревьев.

У людей по сосудам движется кровь, помогает ей в этом сердце. У деревьев есть что-то вроде крови - это сок- он движется по стволу и помогает дереву расти, быть здоровым.

Приходилось ли детям наблюдать весенний сбор сока? Что будет с человеком, если вся кровь вытечет? Значит, нельзя отбирать у дерева весь сок: оно может погибнуть.

Летом, когда солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро-быстро. (Несколько минут дети активно двигаются - сердцебиение учащается.) Так же быстро течет и кровь по венам.

Наступает осень: деревья меняют наряд, а люди - одежду. Солнышко греет все меньше и меньше - сок движется по стволу березы все медленнее и медленнее.

Наступает зима, береза сбрасывает листья и засыпает (под спокойную музыку дети 1 -2 минуты сидят с закрытыми глазами, дышит глубоко и спокойно - сердце бьется тихо, спокойно) . И сок в березе течет медленно.

Наблюдение 5. Береза цветет Младшая группа Программное содержание. Показать, как цветет береза.

В мае береза цветет: на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки. Это значит, что береза проснулась от зимней спячки. Давайте подойдем к Беляночке, скажем ей, как нас зовут, обнимем, погладим кору, послушаем, что дерево прошелестит в ответ.

Старшая группа

Программное содержание. Дать представление о том, что такое семена: показать, как береза цветет, сказать, что в конце лета у нее появятся семена, из которых впоследствии вырастут молодые березки.

В мае береза зацветает: на одних деревьях появляются сережки желтые, а на других - зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета появляются крылатые семена.

Они падают на землю, и впоследствии из них вырастают молоденькие березы.

Наблюдение 6. Лист зеленеет молодой Младшая группа Программное содержание. Обратить внимание на красоту весенней березы.

Появились первые листья (пусть дети потрогают их клейкую поверхность, понюхают) . Вон какая красавица Беляноч-ка! Ствол у нее белый, гладкий, как шелковый, тонкий и высокий. Листья маленькие, нежные, блестящие. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток

В дневнике наблюдений нарисовать «портрет» весенней березы. Внести соответствующие изменения на панно с изображением дерева.

Старшая группа

Программное содержание. Обратить внимание на весенние ароматы (пахнет корою березы) , на яркое солнечное освещение, на свежую зелень молодой листвы.

Светло и празднично весной около берез. Они нарядились в белые атласные сарафаны: сбросили потрескавшийся за зиму верхний слой бересты, побелели, кора их стала гладкой, шелковистой.

На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит, в жару они открываются и пропускают воздух к корням. Старые березы -высокие, стволы у них внизу темные, покрытые толстой, грубой, морщинистой корой, а вверху более светлые, серебристо-белые.

Зеленые ветви струятся по ветру, словно девичьи косы. Едва повеет теплом, как береза окутается легким прозрачным изумрудно-зеленым облачком.

ЛЕТО

Наблюдение 1. Нагревается ли ствол березы в жаркую погоду? Младшая группа Программное содержание. Показать, что в жаркую погоду ствол березы не нагревается.

Если в жаркий день дотронешься до ствола березы, то заметишь: даже на солнце ствол березы остается прохладным (дети трогают его руками) . Белый цвет отражает солнечные лучи (провести эксперимент «Что нагреется быстрее - черная или белая ткань?") .

Старшая группа

Программное содержание. Побудить детей найти ответ на вопрос: «Почему ствол березы не нагревается в жаркую погоду?».

В коре березы есть особое вещество -бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет. Он отражает солнечные лучи.

Вот и остается ствол березы прохладным.

Наблюдение 2. Какие животные и насекомые живут рядом с березой? Младшая группа Программное содержание. Понаблюдать за насекомыми и птицами, живущими около березы.

Муравьи и жуки ползают не только около березы, но и по ее стволу: они любят сладкий березовый сок.

Старшая группа Программное содержание. Обсудить с детьми, кто живет под березой и на березе.

Лесные обитатели с удовольствием пьют березовый сок. Так, дятел, пробив отверстие в коре крепким клювом, лакомится живительной влагой. Улетит дятел - слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки.

Любят сладкий березовый сок медведь, глухарь, муравьи, бабочки - лимонницы и крапивницы.

Наблюдение 3. Какие грибы растут под березой? Младшая группа Программное содержание. Дать

представление о грибах.

Сейчас мы с вами находимся в березовой роще. Давайте попробуем найти гриб. Как называются грибы с серыми ножками и коричневыми шляпками? (Подберезовики.) А называют их так потому, что они растут под березой (если грибов еще нет, можно заранее положить под дерево искусственный гриб) .

Старшая группа

Программное содержание. Дать представление о березовой роще и подберезовике, об их взаимосвязи.

Как называется место, где растет много берез? (Березовая роща.) Давайте попробуем поискать здесь грибы. Как вы думаете, как называется этот гриб? (Подберезовик) Этот гриб можно 1шйти не только под березами, но чаще он растет именно под этим деревом.

Наблюдение 4.

Развитие семейных традиций Младшая группа

Программное содержание. Провести совместное с родителями наблюдение.

Дети, поздоровавшись с Беляночкой, гладят ее кору, вдыхают аромат, прикасаются к ней щекой, обнимают дерево Дети эмоционально делятся своими впечатлениями с березой. Затем вместе с родителями водят хоровод.

Старшая группа

Программное содержание. Развивать семейные традиции, совместную деятельность детей и родителей.

Поздоровавшись и поговорив с березкой, дети делятся с родителями своими знаниями о березе, о том, что она нуждается в уходе. Родители рассказывают о том, что у них тоже есть деревья, которые имеют большое значение в их жизни (например, посадили в чесгь каких-то семейных событий. Можно подготовить семейные альбомы наблюдений за деревом.

Наблюдение 5.

Семена Младшая группа Программное содержание. Показать детям созревшие семена березы, рассказать о том, как ветер разносит их.

К концу лета у березы на месте цветков образуются семена. Когда они созревают, то падают на землю (дать детям созревшие семена) , а ветер и птицы разносят их. Весной там, где упало семечко, вырастет новое дерево.

Старшая группа

Программное содержание. Рассказать о взаимосвязи всех процессов, происходящих с березой.

Обобщить имеющиеся у детей знания о жизненном цикле дерева. Побудить к разговору о березе, используя ласковые слова.

Наблюдение 6. Листья начинают желтеть...

Младшая группа Программное содержание. Понаблюдать за цветом листьев.

Скоро осень: дни становятся короче, тепла меньше. Поэтому листья березы начинают желтеть.

Старшая группа

Программное содержание. Полюбоваться красотой березы после дождя; понаблюдать за цветом листьев (начинают желтеть) .

Приложение

Почитайте детям на досуге

«Выходишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы теплые, как тело живое: чуть покачиваются, будто дышат... А вершины гудят то грозно, то ласково. Листья лопочут зелеными язычками.

К стволу прислонишься, как к плечу друга, плечо гладкое, скользкое - молодая березка... А то все в пупырышках - это осина. Или изборожденное, изморщиненное, как кожа слона.

Это кора дуба.

Всю жизнь с деревьями плечом к плечу и хочется стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать» (Н. Сладкое) .

«Когда старые березы цветут и золотистые сережки скрывают от нас наверху уже раскрытые маленькие листья, внизу на молодых везде видишь ярко-зеленые листики величиной с дождевую каплю, но все-таки весь лес еще серый или шоколадный - вот тогда встречается черемуха, и поражает: до чего же листья ее на сером кажутся большими и яркими. Бутоны черемухи уже готовы.

Кукушка поет самым сочным голосом. Соловей учится, настраивается. Чертова теща и та в это время очаровательна, потому что не поднялась еще со своими колючками, а лежит на земле большой, красивой звездой.

Из-под черной лесной воды выбиваются и тут же над водой раскрываются ядовито-желтые цветы» (М. Пришвин) .

Оформление дневника наблюдений

Обложка. «Наше дерево».

1 -я страница. Портрет дерева, его название и имя, например «береза Беляночка». Можно нарисовать себя рядом с деревом и написать свое имя.

Можно приклеить коллективную фотографию «Мы и наше дерево».

2-я страница. «Что нужно нашему дереву?». Солнце, вода, комочек земли (почва) , дождевой червь, ветер, пчела или шмель, воздух (условные обозначения) . Предметы ухода за деревом: лопата, лейка, грабли (рисунки) .

3-я супраница. «Паспорт нашего дерева»: возраст (старое, молодое) ; высота, ширина (диаметр ствола) ; «соседи», наличие молодых деревьев того же вида или его отростков («деток») ; гнезда на дереве.

Другие страницы.

Читать далее nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Экологические сказки для детей дошкольного возраста

    Экологические сказки для дошкольников. Экологические сказки очень полезны для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Для младшего дошкольного возраста воспитатель сам придумывает и...

  • Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

    Педагогический проект «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Строя свою «школ...

  • Экологическое образование младшего дошкольного возраста

    Методика экологического образования детей младшего дошкольного возраста Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

    Формирование экологических представлений у детей старшего возраста «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатст-вом явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в...

  • Этикет для детей дошкольного возраста

    Семинар-практикум для педагогов «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста» Цели: Обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических но...

  • Времена года картинки для детей дошкольного возраста

    Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Дерево «Времена года» Доброе время суток всем, кто заглянул на мою страничку. Сегодня я хочу продолжить галерею маамовских деревьев...

  • Стихи о птицах для детей дошкольного возраста

    Проект для детей среднего дошкольного возраста «Покормите птиц зимой» Название проекта – Покормите птиц зимой Тема проекта – птицы зимой Тип проекта По продолжительности – краткосрочный По состав...

  • Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста

    Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста Характеристика сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и...

  • Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста

    Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста С. Н. Николаевой «Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста» С. Н. Николаевой (1996) представляет собой нормати...

  • Виды труда детей дошкольного возраста

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Формы физического развития детей дошкольного возраста

    Формы и методы работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика для возрастных групп детсада В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений н...

  • Пословицы для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...