Григорьева г г изобразительная деятельность дошкольников

Григорьева Галина Григорьевна | Авторы | Образование ДОШКОЛЬНИКА

Научный руководитель и один из ведущих авторов, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дошкольного образования ГОУ ДПО НИРО.

У Галины Григорьевна за плечами 23 года творческой работы в Нижегородском педагогическом университете, руководство кафедрой дошкольного образования с 1987 по 1993 гг., более 10 лет работы в Нижегородском институте развития образования. Многие знакомы с научными статьями и работами Галины Григорьевны в центральной печати. Диапазон велик: игровые методы; особенности развития ребенка раннего возраста; пособия для училищ и педвузов по проблеме развития дошкольников в изобразительной деятельности.

Галина Григорьевна является последовательницей идей научной школы на базе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР под руководством профессора, доктора педагогических наук Т. С. Комаровой. По всей России – вплоть до Ханты-Мансийска – работают педагоги, прошедшие курсы Г. Г. Григорьевой.

Она популяризирует педагогические знания и свой научно-педагогический опыт – выступает на семинарах и конференциях. Проблема воспитания детей раннего возраста, прежде чем она шагнула на страницы книг, изучена и многократно апробирована Г. Г. Григорьевой, нашла отражение в материалах авторских учебных курсов для заведующих, воспитателей и для педагогов «Материнской школы» – еще одного детища Галины Григорьевны.

Еще можно ответить, что Галина Григорьевна является одним из ведущих авторов и научным редактором программы «Кроха», полюбившейся большому числу педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

Программа «Кроха» впервые была выпущена в 1996 году. Она представляла целостную, научно опубликованную программу воспитания и развития детей раннего возраста в условиях семьи.

Программа помогает взрослым по-новому взглянуть на маленького ребенка. В ее основе лежат гуманистические принципы, признающие за ребенком право быть личностью. В качестве главных принципов выступают уважительное отношение к ребенку, внимание к его способностям, желаниям, интересам, развитие у него чувства собственного достоинства, самостоятельности.

Лидеры продаж

Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в дошкольном учреждении. Методика

Цена: 174 руб.

Комплект состоит из двух книг. Первая книга представляет собой научно обоснованную, комплексную программу, вторая — системное содержание воспитательной работы с детьми раннего возраста. В пособиях представлены ...

Григорьева Г. Г.

Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в дошкольном учреждении

Цена: 88 руб.

Комплект состоит из двух книг. Первая книга представляет собой научно обоснованную, комплексную программу, вторая — системное содержание воспитательной работы с детьми раннего возраста. В пособиях представлены ...

Григорьева Г. Г.

Играем с малышами. Пособие для воспитателей

Цена: 101 руб.

В пособие вошли игры и упражнения по физическому развитию и развитию речи малышей. Содержание игр предусматривает овладение детьми способами общения и элементарными предметными действиями. ...

Григорьева

Кроха. Пособие для детей до 3 лет

Цена: 71 руб.

В пособии "Кроха" в доступной и обстоятельной форме рассказывается о том, что, как и когда нужно делать, чтобы ребенок развивался полноценно, рос здоровым, умным, самостоятельным, общительным и добрым. ...

Материал edu.shopping-time.ru

Г.г.григорьева изобразительная деятельность дошкольников

сказка про собакусодержание образование это

Обо всём этом и не только в книге изобразительная деятельность дошкольников г, григорьевагригорьева г, развитие дошкольника в изобразительной деятельности doc, в пособии раскрываются вопросы развитии личности детей дошкольного возраста в, г г григорьева «изобразительная деятельность дошкольников»2изд скачать бесплатно, григорьева г г развитие дошкольника в изобразительной деятельностигригорьева г..

биология 9 класс козлова рабочая тетрадьІНСПЕКЦІкнига девяностые:

* история. * если однажды зимней ночью путник. итало кальвино - круз андрей самиздат - книга джек лондон скачать чингисхан василий янроманы скачать книгу - 6 класс рабочая тетрадь по математике потапов шевкин решебник

  • романтизм это литературное направление
  • Развитие дошкольника в изобразительной деятельности, изобразительная деятельность в детском саду 9, григорьева развитие дошкольника в изобразительной деятельности, григорьева развитие дошкольника в изобразительной деятельностиигры и большинства для гостей раннего г г григорьева изобразительная деятельность дошкольников пособие для персонажей дошкольных образовательных. - загадки с числом 9
  • Изобразительная деятельность дошкольников, изобразительная деятельность в детском садугрибовская а, 2001 «изобразительная деятельность дошкольников, в здравоохранении учебное пособие, после загрузки файла г г григорьева изобразительная деятельность дошкольников 1997, которую сможете размещать на блогах.
  • учебник новейшая история.

чайка по имени джонатан ливингстон скачать fb2.

  • © 2013 «Fito.kr.ua». Все права сохранены.
  • дэн браун точка обмана

Ссылка на источник fito.kr.ua

Влияние изобразительной деятельности на развитие личности дошкольника

Почебутова Олеся Станиславовна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №116»

Иркутская область, город Братск

Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является формирование фундамента основ творческой личности ребёнка. Дошкольные годы наиболее благоприятны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что развитие личности происходит в процессе совместной деятельности воспитанника и педагога. Одной из наиболее благоприятных для творческого развития, является изобразительная деятельность, так как именно в ней проявляются разнообразные стороны развития ребенка.

Изобразительная деятельность дошкольников изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков.

В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь.

И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.

Изобразительная деятельность требует согласованною участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия.

В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов.

Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочь ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он так рисует. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседы способны час или два просидеть за рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то, бормоча себе под нос, быстро заполняя изображениями людей, животных, домов, машин, деревьев большие листы бумаги. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка и некоторые суждения о нём не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком.

Одним из важных условий развития личности и воображения ребёнка является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности техник. Детям для выполнения заданий следует предлагать разнообразные материалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, сангина, фломастер, восковые мелки.

В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала педагог предлагает детям тот или иной художественный материал.

По мере взросления и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекаются сами дети. Соответствующие вопросы побуждают их сделать правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

Такая тактика обусловлена тем, что введение новых художественных материалов и техники, как известно, активизирует процесс художественного творчества дошкольников

На становление личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени.

Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке. Таким образом, задача педагога в том, что бы развивать художественные способности ребенка, а следовательно и творческие способности.

Список литературы:

1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунов, Л. Б. Ительсон и др.; Под. Ред. А. В. Петровского – М.: Просвещение, 1979г.

2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.

3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

4. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

МДОУ ЦРР – детский сад № 21 «Сказка»

города Серпухова Московской области

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучению своеобразия детского изобразительного творчества в советской педагогике посвящен ряд педагогических и психологических исследований. Отечественные психологи и педагоги рассматривают детское творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность, естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (JI.A.

Венгер, H.A. Ветлугина, Л.C. Выготский, A.B. Запорожец, В. С. Кузин, B.C. Мухина, H.H. Поддьяков, Б. М. Теплов и др.) .

Определение детского творчества одной из первых дала Е. А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» . Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Л.

С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» . Он отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.

Т. С. Комарова исследовала компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.

Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего.

Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий.

Таким образом, в условиях правильного руководства формируются подлинные творческие возможности ребенка, и тогда процесс его развития протекает успешно. Ребенок, лишенный этого руководства, как правило, дает сниженные показатели творчества и останавливается на ранних ступенях его развития.

Система руководства изобразительной деятельностью должна быть направлена к тому, чтобы ребенок богато, смело и все более совершенно отражал то прекрасное, что доступно его пониманию. Творческий процесс в рисунке лишь тогда может возникать и развиваться, если он базируется на систематическом улучшении качества изображения.

Лишь на этой опоре развивается детское творческое воображение. Ребенок начинает охотно, смело и все более качественно выполнять разнообразные тематические задания и действовать по собственному замыслу. Если руководство слабо или неправильно, ребенок быстро теряет смелость и охоту к деятельности, что тормозит развитие его творчества.

Творчество у ребенка проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение интересных дополнений. Для малыша проявлением творчества является изменение величины предмета, с дополнением какой-либо детали.

Творческим проявлением можно считать и изменение изображения в цвете. Очень ярко это проявляется в рисовании на сказочные темы. Например, отрицательных героев рисуют коричневым, черным цветом, а положительных героев — разнообразными яркими красками.

Свое отношение к изображаемому дошкольники передают и другими средствами, тоже нарушающими действительность. Но это нарушение идет в результате желания усилить значимость, выразительность образа. Так, иногда они изменяют правильные пропорциональные соотношения, желая что-либо выделить.

Развитие способности к изображению в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. Обучение рисованию должно осуществляться педагогом планомерно и систематически. Иначе развитие способностей у детей к изобразительному искусству пойдет случайными путями, и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

Е. А. Флерина даёт очень точную формулировку соотношения обучения и творчества. Она говорила, что в каждом занятии обучающего характера должно быть место творчеству, а в каждом творческом занятии - элементы обучения.

Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка к самостоятельности и творчеству. Поэтому не следует сводить понимание обучения только к формированию знаний и умений.

При изучении детского творчества нами используется педагогическое наблюдение за изобразительной деятельностью по критериям, выделенным Г. Г. Григорьевой, характеризующим отношения, интересы, способности детей:

1. Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность "вхождения" в изображаемые обстоятельства, в условных ситуациях.

2. Увлеченность, захваченность деятельностью - качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.

3. Искренность, правдивость, непосредственность переживания.

4. Художественные специальные способности, позволяющие успешно решать творческие задания.

5. Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче.

6. Возникновение потребностей в творчестве.

Также используются методики, направленные на выявление уровня развития воображения , на изучение оригинальности решения задач на изображение , на изучение воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности

В системе обучения дошкольников изобразительной деятельности, направленной на развитие творческих способностей, мы ориентируемся на задачи, выделенные Г. Г. Григорьевой:

1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.

2. Развивать стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности) .

3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.

4. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.

5. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:

а) приемам создания простейших композиций (расположению изображений на плоскости листа) ;

б) учить изображать в рисунке главное, то есть те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшие группы) ;

в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы) ;

г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но, в основном в старших группах) .

6. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.

7. Развивать понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.

8. Побуждать детей к самостоятельности (творчеству) в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности: композиции, колорита и др.

9. Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем.

Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы.

Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения.

К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение.

Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в детском саду дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск, рисование акварелью по воску, монотипия, кляксография, набрызг, тычкование и другие.

В результате проведённой работы рисунки детей стали богаче по содержанию, насыщеннее разнообразными деталями, работы стали отличаться точностью в передаче строения предмета, заметно возросла самостоятельность в выполнении задания.

Литература

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Издательский дом «Академия», 1998.-272с.

3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов. -М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 120 с.

4. Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1973. - 208с.

5. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.

6. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. - 160с.

По теме:

Материал nsportal.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ - Педагогические науки - III Студенческий научный форум (15 - 20 февраля 2011 года)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Пушкина Е. С.Текст научной работы размещён без изображений и формул. Полная версия научной работы доступна в формате PDFучастника

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение изобразительным творчеством для интеллектуального, художественного развития детей в дошкольном возрасте.

В работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Проблема обучения изобразительной деятельности актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работе по изобразительной деятельности в современных условиях педагогического процесса уделяется не достаточное внимание, некоторые виды изобразительной деятельности вынесены за рамки занятий, и практикуются в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных умений в изобразительной деятельности.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно - методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема обучения детей изобразительной деятельности.

Таким образом, наблюдается противоречие между актуальностью значения изобразительной деятельности в общей системы развития личности и недостаточной готовностью педагогов к реализации её в педагогическом процессе.

По мнению С. Ю. Головина деятельность - это система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности .

Теория деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах А. Н. Леонтьева.

Предмет рассмотрения в теории деятельности - целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах .

Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивид, сознания. Обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом .

Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла .

Действие в теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структурное место условий его выполнения.

Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции - это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое .

В соответствии с выше названным Т. С. Комарова определяет изобразительную деятельность как художественно-творческую деятельность, направленную не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому .

О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Б. Т. Юсов и др.) . Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б.

Джефферсон, Э. Крамер, В Лоунфельд, У. Ламберт (США) , К. Роуланд (Англия) и др.) . Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка .

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного трудового, умственного развития детей.

По мнению Л. А. Венгера в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и соответственно ориентировочные и исполнительские действия; ориентировочные действия - это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор способа выполнения; исполнительские действия - выполнение действий и достижение результата.

Знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая или познавательная. Задачи ориентировочных действий не самостоятельны, а они подчинены решению более общих познавательных или практических задач. Когда исполнительские действия сформированы, ориентировочные - свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки в задании .

Г. В. Лабунская и Н. П. Сакулина считают, что процесс создания изображения складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведение. По мнению Н. П. Сакулиной первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую - исполнительской. Разные по характеру они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности .

В исследовании Ю. А. Полуянова выделены следующие периоды развития изобразительной деятельности, охватывающие весь период детства: доизобразительный период (или стадия «каракулей») , и изобразительный период: стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображений .

В дошкольном возрасте можно пронаблюдать развитие изобразительной деятельности от доизобразительной стадии до стадии правдоподобных изображений, которая к дошкольному детству не относится, но в некоторых случаях наблюдается .

Доизобразительная стадияначинается на втором году жизни ребенка и заканчивается к трем годам или несколько позже. Общим для неё является то, что рисунки детей не передают ничего конкретного, узнаваемого по аналогии с реальностью, содержит лишь линии разной конфигурации, длины и толщены - каракули.

Стадия бесформенных изображений редко продолжается больше года: от трех- до четырехлетнего возраста. Вначале она очень близка к предыдущей: на рисунках те же каракули, и среди них с трудом обнаруживаются попытки нарисовать, что то реальное.

Раздельно нарисованные короткими прямыми или округлыми штрихами, совершенно самостоятельными, непримыкающими друг к другу и не связанными в единое целое части чего-либо (человека, животного, машину и т.д.) , они не столько изображают, сколько что-то обозначают. Если ребенок замечает разорванность частей изображения (чаще после вопросов взрослых) , например, машины, то быстро обводит все их общей круговой линией, показав, таким образом, сопряженность частей друг другу, отделив нарисованное от соседствующих рядом каракулей.

Стадия схем обычно протекает от четырех до шести лет. Но может быть и очень длительной: начиная после четырех лет, она полностью или частично продолжается до семи-восьми лет. Внутри этой стадии рисование детей проходит ряд ступеней: от упрощенных схем, где не определенно по форме изображаются лишь некоторые части объектов, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями.

Стадия правдоподобных изображений у большинства детей начинается с восьми лет и продолжается до конца детства. Она характеризуется последовательными отходами от схем, обозначающие объекты окружающего мира к собственно изображениям: попыткам передать наблюдение и впечатления в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсорным фактором .

Таким образом, изобразительная деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх) .

В дошкольном возрасте можно пронаблюдать развитие изобразительной деятельности от доизобразительной стадии до стадии правдоподобных изображений, которая к дошкольному детству не относится, но в некоторых случаях наблюдается.

Литература

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. - С.78.

2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова - М.: Владос, 2006. - С.189.

3. Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова - М.: Педагогическое общество России, 2000. - С. 10.

4. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам / Ю. А. Полуянов - М.-Рига: Эксперимент, 2000. - С.23

5. Художественное творчество в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова; под ред. Н. А. Ветлугиной. - М: Просвещение, 1974. - С. 57.

ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU

Подробнее об обсуждении студенческих работ

Авторы 3 работ (по каждой секции) , получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторам этих работ будет предложена возможность бесплатно опубликовать дополнительную статью в одном из журналов РАЕ.

Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май, 2011 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ»

Подробней на сайте www.rae.ru

Другие статьи по теме:

  • Изобразительное искусство в развитии дошкольников

    Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди...

  • Исследовательская деятельность дошкольников

    Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Весова...

  • Виды изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

    Формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста Наиболее доступным из видов изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста является рисование. Изо...

  • Григорьева изобразительная деятельность дошкольников

    Влияние изобразительной деятельности на развитие личности дошкольника Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является формирование фундамента основ творческой личности ребё...

  • Продуктивная деятельность дошкольников

    Семинар-практикум «Развитие продуктивной деятельности» Семинар – практикум «Развитие продуктивной деятельности детей» Почему возникла эта проблема? Актуальность проблемы • Развитие продуктивных с...

  • Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольников

    Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди...

  • Художественно эстетическая деятельность дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте курсовая

    «Роль изобразительного искусства в жизни дошкольника». Реферат В психологических и педагогических исследованиях, раскрывающих особенности изобразительной деятельности в развитии личности детей до...

  • Стадии развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

    Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО. Олейник Екатерин...

  • Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста

    Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста Тема:«Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»....

  • Познавательно исследовательская деятельность дошкольников

    Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников как средство реализации образовательной области «Познание» Содержание Введение. 1. Актуальность проекта 2. Проблема проекта 3. Це...

  • Изобразительная деятельность дошкольников

    Опыт работы «Развитие изобразительной деятельности дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования» УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА Многие современные профессии треб...

  • Виды музыкальной деятельности дошкольников

    Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Музыкальная деятельность дошкольни...

  • Театрализованная деятельность дошкольников

    Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников Обоснование актуальности Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через обр...