Гжель для детей дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная гжель»

Цель - воспитывать интерес к искусству народных мастеров и желание создавать свой рисунок по гжельским мотивам, совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей средствами русского фольклора.

Задачи:

1. Использовать ранее полученные знания и навыки самостоятельно составлять узоры на предложенных шаблонах. Совершенствовать навыки работы гуашью: рисовать всей кистью и концом.

2. Ввести в активный словарь детей: петельные, дугообразные линии, капелька, мазок, народный промысел и т. п.

3. Расширять представления детей о различных формах русского фольклора: потешки, загадки, попевки.

4. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, хороводы, танцы. Развивать чувство ритма.

5. Развивать эстетическое восприятие народных промыслов.

6. Воспитывать любовь к Родине, народным промыслам.

Оформление зала:

- на центральной стене и окнах расположить изображения элемента гжельской росписи - гжельскую розу;

- украсить зал шарами голубыми и белыми в форме цветов;

- на столиках расположить образцы посуды, украшенные гжельской росписью.

Атрибуты:

- ложки деревянные;

- белые ажурные платочки для танца;

- стулья по количеству детей;

- 4 стола;

- краски, кисточки, емкости для воды, шаблоны для раскрашивания, салфетки, палитра;

- корзинки;

- пластмассовые шарики 3 цветов.

ХОД.

Под русскую народную мелодию дети, пританцовывая, заходят в зал и становятся полукругом лицом к зрителям.

Воспитатель: Здравствуйте, мои вы дорогие! Здравствуйте, гостьюшки родные!

Дети: Здравствуйте, гостьюшки родные!

Воспитатель: Отвечайте хором все, вы зачем пришли ко мне?

Дети: Мы пришли себя показать, много нового узнать, загадки и пословицы послушать, песни спеть да сплясать!

Реб. 1: Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки -

Мастера там на все руки:

Шить, варить и рисовать,

Песни петь и танцевать!

Реб. 2: Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

Об искусниках-умельцах

На весь мир молва идет!

Воспитатель: Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть!

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

Наше Отечество, наша Родина - матушка-Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней испокон веку отцы и деды наши жили. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней нам родное.

Реб. 3: Песня русская в березах,

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах!

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов!

Сколько песен у России,

Столько во поле цветов!

Песня "Моя Россия" (Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой)

Воспитатель: Крепко любят свою Родину русские люди. О матушке России немало песен и пословиц сложено. Поведайте гостям, какие пословицы вы знаете.

Дети: Родина любимая - что мать родимая.

Человек без Родины- что соловей без песни.

На чужой стороне и весна не красна.

Воспитатель: Верно, верно говорите.

Вижу - грамотный народ!

А играть-то вы хотите?

Так вставайте в хоровод!

Хоровод "Как за нашим за двором"(Русская народная песня)

Воспитатель: Да, с песней в жизни веселей,

С ней забота - не забота,

С песней спорится работа,

Отдых ярче и светлей!

Ложкари играть начнут -

Ноги сами в пляс идут!

От зари и до зари

Веселятся ложкари!

Индивидуальная песня "Расписная ложка"(Музыка и слова Н. И. Суховой, муз. обработка Ю. Забутова)

Реб. 4: Мы гордимся стариною, стала нам она родною.

Вечно радует кого-то наших прадедов работа!

Воспитатель: Очень много ремесел есть на русской земле, всех сейчас не перечесть. Мы знакомились с традиционными русскими художественными промыслами. Попробуйте отгадать, о каком виде росписи загадка:

Темно-красный пожар стелется по золоту,

Здесь и люди, и дома - нас встречает.

Дети: Хохлома!

Воспитатель: Есть местечко небольшое, Дымково зовут.

Красота и творчество в Дымково живут.

Под руками мастера оживает глина:

Вот конек-горбунок, тут - индюк-болтунок,

Там - куколка Галина!

Дети: Это дымковская игрушка.

Воспитатель: В Подмосковье речка Гжелочка бежит,

Вдоль этой речки деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки растут,

Русские умельцы в деревеньке живут.

Посуду расписную они мастерят,

Синим по белому чудо творят!

Дети: Это гжель!

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали верно. А сейчас подойдите к столу, посмотрите на изделия и попробуйте определить, из какого материала они сделаны.

Дети определяют виды росписи и материал - глину.

Воспитатель: А как называют мастера, который делает изделия из глины?

Дети: Гончар.

Воспитатель: Правильно. У кого тут хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Собирайся, детвора,

Ждет вас русская игра!

Русская народная игра "Гончары"

Дети потешкой "Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда? Из каких краёв пришла и цветами расцвела? " выбирают покупателя. Затем делятся на пары. Стоящий впереди ребенок присаживается на корточки и изображает горшок, стоящий сзади - продавец. Покупатель ходит внутри круга, выбирая посуду. Выбрав, интересуется:" Почем горшок? "

Хозяин отвечает: "По денежке! "

Покупатель:"А крепкий? "

Хозяин: "Попробуй! "

Покупатель: "Крепкий. Давай сговор! "

Хозяин: "Давай! "

Хозяин и Покупатель берутся за руки, а все дети поют: "Чичары, чичары, собирайтесь, гончары. По насту, по кусту, по лебедю горазды! " Хозяин и Покупатель бегут в разные стороны. Побеждает тот из них, кто первым прибежит и встанет около горшка.

Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание на мой наряд и на наряды девочек? А какой вид росписи напоминает вам убранство нашего зала?

Дети: Гжель.

Воспитатель: Да. И сегодня мы подробнее поговорим об этом промысле. Вспомните, почему этот вид промысла называется гжелью?

Дети: Потому что изделия делают в подмосковной деревне Гжель.

Воспитатель: Почему гжельские мастера выбрали для своих изделий сине-белый цвет?

Дети: Потому что считают, что у них в деревне самое синее небо и самые белые облака.

Воспитатель: Какие изделия делают мастера?

Дети: Гжельские мастера делают посуду, сувениры, подсвечники, часы, фигурки людей и животных.

Воспитатель: Что любят изображать на своих изделиях мастера?

Дети: Цветы, гжельскую розу, птиц, бордюры, животных, сценки из жизни людей.

Воспитатель: Какие элементы гжельской росписи вы знаете?

Дети: Мазок, капелька, сеточка, прямые линии, волнистые, дугообразные.

Воспитатель: Подойдите, пожалуйста к столу, где находятся изделия гжельских мастеров. Что сделали мастера?

Дети: Чайники, блюдца, вазу, часики, подсвечник и т. д.

Воспитатель: Что изобразили мастера на своих изделиях?

Дети: Веточки, листики, бордюры, птицу и т. д.

Воспитатель: Посмотрите еще раз на эту красоту и попробуйте прибавить к слову гжель ласковое слово. Гжель какая?

Дети: Гжель сказочная, волшебная, хрупкая, необыкновенная, нарядная, прекрасная, голубая и т. п.

Воспитатель: Молодцы! О гжели много стихов и песен сложено.

Гжель приятна и нежна! Гжель красива и хрупка!

То в печи она калилась, то в глазури притомилась,

А сегодня гжель моя щедро радует меня!

Реб. 5: Над полями, над лугами льется песня в синеву.

Про озера голубые я, друзья, вам расскажу.

О русской о сторонушке и о певце соловушке,

О гжели я поведаю и ласково спою!

Воспитатель: Присядьте, ребята и посмотрите на танец-песню, которую приготовили наши девочки.

Танец-песня "Гжель" (Музыка и слова З. А. Роот)

Воспитатель: Спасибо за замечательный танец и нежную песню! Мы с вами полюбовались на замечательные изделия гжельских мастеров. Вот бы и нам устроить такую выставку в детском саду! Если бы вы были мастерами, то как украсили бы свои изделия? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы так много знаете о гжели, что из вас получились бы настоящие мастера.

Волшебство одно я знаю, дивным чудом обладаю:

Стоит только захотеть, стоит лишь мне посмотреть,

Вам глаза на миг закрыть и волшебный вспомнить вмиг

Гжели сказочный изгиб, то вы сейчас не детвора,

А волшебной гжели мастера!

А это - ваша мастерская. Что вам понадобится для работы? (Воспитатель раскидывает разноцветные шары голубого, белого и синего цвета) :

Входит сказка, у ворот с нами водит хоровод.

Подарила для игры разноцветные шары.

Раз, два. три! Шары собери!

А теперь ищи столы, где такие же шары.

Шар волшебный, дай ответ,

Ты раскрой нам свой секрет!

Загадки:

1. На голове пуговка, в ноге решето. Одна рука на спине. Что это? (Чайник)

2. Круглое, как солнышко. Плоское, имеет тоненькое донышко. В нем суп и каша всего краше? (Блюдо)

3. Рвали мы цветики ранней весной и с братцем несли их скорее домой. Сперва положили их в маленький тазик. Нет, некрасиво! Поставим их в. (Вазу)

Воспитатель предлагает детям разукрасить приготовленные шаблоны чайника, блюда и вазы.

Мои дети мастера, заводная детвора!

Любят рисовать, лепить, чтоб искусству угодить!

Воспитатель вспоминает с детьми приемы работы над гжельской росписью, затем дети приступают к работе под тихое звучание русских народных мелодий.

По окончании работы воспитатель говорит:

И сегодня увидели внуки то, что дедам не снилось вчера:

Золотые российские руки, в каждом доме живут мастера!

Ребята, покажите рисунки нашим гостям!

(Демонстрация рисунков)

Воспитатель: Отдохнули? Теперь можно поплясать, свою удаль показать!

(Танец "Кадриль")

Воспитатель: Играми и плясками сыт не будешь. Славится русский народ гостеприимством да угощением! Мы вас к чаю приглашаем, наш чай с сюрпризом.

Чай горячий - наша сила, украшение стола.

С чаю лихо не бывает, так в народе говорят.

Чай - здоровье, всякий знает, пей хоть пять часов подряд!

Дорогие ребята, дорогие гости, приглашаем вас за столы дубовые отведать праздничное угощение!

(Чаепитие)

www.maam.ru

Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка в стиле гжель»

Цель:

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством через знакомство с игрушкой – матрёшкой.

Программные задачи:

1. Познакомить детей с историей матрёшки.

2. Развивать интерес детей к декоративно-прикладному искусству (гжель,

эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

4. Формировать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

5. Воспитывать любовь к народному искусству.

Интегрируемые образовательные области:

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа:

Слушание, игры на детских музыкальных инструментах (бубен, ложки, колокольчик, трещотки, знакомство детей с русскими сувенирами (беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, проектная деятельность и т. д.) . Слушание русских народных мелодий.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации с изображениями матрешек с росписями разных направлений,

Русские народные мелодии. Медиа ресурсы (презентация "Русская матрёшка"). Музыкальные инструменты (ложки, бубен большой, бубен малый, колокольчик, трещотка). Матрешка (пятиместная) .

Раздаточный материал:

Плоскостные матрешки по количеству детей, гуашь, кисти разной ширины.

Ход занятия:

1 блок. Организационный.

Под фонограмму русской народной мелодии воспитатель обращает внимание детей на матрешку, которая находится в центре стола.

Воспитатель:

- Ой, ребята, посмотрите, какая замечательная игрушка пришла к нам в гости. Загадка про матрёшку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может - три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская. (Матрёшка)

Воспитатель берёт матрешку и предлагает отправиться в Русский Дом Сувениров.

Посмотрите, какая замечательная наша матрёшка. Сейчас я вам расскажу, откуда же к нам пришла наша матрешка. Показ слайдов мультимедийной презентации.

Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад.

Первую игрушку привезли из Японии - большеголового деревянного японца.

Внутри, которой находились еще такие же игрушки.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и нарисовали на щёчки яркий румянец.

И назвали её старинным русским именем – Матрёной.

А как будет ласковое имя Матрены?

Ответы детей.

Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек (показ слайдов) .

Первая матрёшка из села Загорск - Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове. (платок)

Воспитатель:

А платок всегда завязан на (узелок)

Воспитатель:

А поверх сарафана. (фартук)

Воспитатель:

Платок матрёшек украшает роспись.

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Посмотрите, какими цветами раскрашена эта матрешка.

Дети называют цвета (Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый)

И третья матрёшка из села Полхов - Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука.

Вместо этого - вместо фартука большой букет цветов, на голове полушалок тоже с цветами без узелка.

У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. И матрешек они расписывают разных. Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих матрёшек и расписывать её голубой, синей и белой красками. Как вы думаете, как называется эта роспись? (гжель)

2 блок. Познавательно-развлекательный.

А теперь Матрешка предлагает нам сыграть в хороводную игру "Матрешка"

Из детей выбирают пару. Они садятся на корточки в центре круга, который образуют другие дети. Ребята идут хороводным шагом и поют песню "Матрёшки" на мотив русской народной песни "Колпачок": На слова «Пляску начинайте» пара в кругу выполняет любые знакомые танцевальные движения. Дети, стоящие в хороводе повторяют их. После слов «Выбирай, кого захочешь» - девочка приглашает мальчика, а мальчик девочку.

Ой, Матрешки, вы Матрешки

Красные сапожки

Аленький платочек

Сарафан в цветочек.

На ноги вставайте

Пляску начинайте

(говорком)

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

3 блок. Продуктивный.

Молодцы, повеселились от души, а нам пора продолжить путь в Дом Сувениров, где мы создадим свои (на столах приготовлены плоскостные матрешки, кисти, гуашь, салфетки, стаканчики с водой) .

Давайте рассмотрим некоторые элементы для прорисовки рисунков.

Мазок «Капелька»

Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся капельки, расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется.

Показ мазка с тенью и прорисовка бутонов цветов.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель поощряет детей за проявление творческой активности, напоминает про осанку. Музыкальное сопровождение.

4 блок. Рефлексия.

Воспитатель:

Вот и матрёшки наши готовы. Давайте на них посмотрим, какие замечательные матрешки у нас получились, они все разные и красивые.

Матрешки получились разные, все дети старались и работали как настоящие мастера.

Давайте поблагодарим нашу Матрешку за то, что мы узнали так много интересного, возьмём наших матрешек и вернемся обратно в группу.

Воспитатель благодарит детей.

www.maam.ru

Роспись сарафана для Гжельской красавицы (группа Ромашка) Занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Роспись сарафана для Гжельской красавицы (группа РОМАШКА). Это видео-занятие

для детей старшего дошкольного возраста. Это итоговое занятие. Ему предшествовали : просмотр образцов народного промысла, презентация, просмотр фильма о Гжели, знакомство с промыслом, видами росписи, орнаментами, лепка гжельской посуды и мелкой пластики Гжели.ребята лепили из пластилина, теста, папье-маше, а потом расписывали все свои поделки в сине-голубой гамме (а-ля Гжель). Такое блоковое распределение материала, позволило детям очень хорошо усвоить и запомнить огромный пласт народных традиций в декоративно-прикладном творчестве русского народа.

www.maam.ru

Мама для мам: "Сказочная гжель". Художественный альбом для занятий с детьми 5-9 лет

Данное методическое пособие познакомит Вашего ребенка с историей и традициями искусства Гжели. Изучая особенности данного вида искусства, ребенок освоит основные принципы построения орнамента и законы композиции. Уроки на страницах альбома научат Вашего ребенка воспроизводить традиционные для Гжели элементы узора: сеточки и линии, точки, мазки и бордюры, а также чувствовать игру света, тени и оттенки красок.

Цель. Знакомство с традиционным русским художе­ственным промыслом - «Гжельская керамика» и освое­ние простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки и сеточки) .

Организация занятия.

Это вводное занятие, на ко­тором дети получают самое общее представление о дан­ном виде народного промысла, его истории и этапах раз­вития. Прежде чем приступать непосредственно к рисованию, следует рассказать детям о промысле, пока­зать иллюстрации или изделия гжельских мастеров, вос­пользоваться материалами из альбомов, слайдов, плака­тов, открыток. Хорошо, если есть возможность сводить детей в музей прикладного искусства.

Выполнение задания.

Сначала дети на отдельном листке бумаги учатся получать различные оттенки си­него цвета, разбавляя краску водой и белилами. Затем выполняют задание в тетради — учатся проводить пря­мые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, повторяя и дорисовывая предложенные узоры. Для этой работы лучше воспользоваться тонкой кистью (№ 20-4) .

Цель. Освоение простого гжельского орнамента-се­точки.

Организация занятия.

Детям следует рассказать, чем отличается большое красивое блюдо для праздничных застолий от повседневной посуды, которой люди пользу­ются каждый день. Затем дети внимательно рассматрива­ют узор на блюде и пытаются уловить закономерность расположения орнамента.

Выполнение задания.

Дети должны, уловив законо­мерность расположения орнамента, закончить оформле­ние блюда. Все элементы орнамента рисуются сразу кис­тью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя паль­цами перпендикулярно поверхности листа. Лист (альбом) можно смело вращать так, чтобы рука с кистью находи­лась в естественном и удобном положении.

Цель. Освоение традиционных гжельских орнамен­тов и бордюров.

Организация занятия.

Дети внимательно рассмат­ривают представленные образцы орнаментов, слушают рассказ педагога о принципах построения орнамента в на­родном искусстве.

Выполнение задания.

Дети выполняют упражнения на повтор главных элементов гжельской росписи. Все эле­менты орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом.

Цель. Освоение традиционных форм гжельской рос­писи в полосе.

Организация занятия.

Практическое занятие предва­ряет короткий рассказ педагога, в котором он акцентирует внимание детей на том, что именно в гармоничном сочетании посудной формы и скульптуры заключается прелесть гжель­ской художественной майолики.

Гжельские мастера всегда искали какую-нибудь интересную форму для посуды, и еще они очень любили делать из глины маленькие фигурки лю­дей, животных и птиц. Довольно часто они объединяли два своих увлечения, и тогда получались такие изделия, как мас­ленка, изображенная в тетради. Рядом приведены орнамен­ты, какими часто украшали посуду.

Выполнение задания.

Это упражнение на импрови­зацию — детям предлагается самостоятельно расписать масленку, используя или не используя полученные навы­ки и приведенные примеры.

Цель. Знакомство с традиционным элементом гжель­ской росписи — «капелькой».

Организация занятия.

Учитель объясняет значение данного мазка в росписи. Этот мазок лежит в основе мно­гих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Ка­пелькой» изображают листочки, веточки и лепестки мно­гих цветов.

Очень красиво смотрятся «капельки» распо­ложенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется от больших в основании стебля до совсем мелких на верхушке.

Выполнение задания.

Дети рисуют в тетради по об­разцам простейшие элементы росписи. Для воспроизведе­ния мазка необходим определенный навык, который по­явится в процессе работы над альбомом.

Цель. Освоение простейших видов растительных ор­наментов.

Организация занятия.

Дети знакомятся с варианта­ми построения простых орнаментов в розетке с использо­ванием мазков «капелька».

Выполнение задания.

Дети украшают центральную часть блюдца, избрав произвольно любой из трех приме­ров для подражания, или придумывают свой узор.

Цель. Знакомство с традиционной техникой гжель­ского мазка — мазок с тенью.

Организация занятия.

Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определен­ных навыков. Мазок с тенями — это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для полу­чения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти — к краю ее должно быть больше, а к се­редине меньше.

Выполнение задания.

Дети стараются воспроизвести предложенные образцы линий, обращая особое внимание на переход тона внутри мазка. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, № 10) с тупыми за­кругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть акку­ратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным дви­жением руки наносится соответствующая линия.

Цель. Освоение техники гжельского письма — мазок с тенями.

Организация занятия.

Очень часто гжельские мас­тера использовали посуду для того, чтобы писать настоя­щие картины на излюбленные темы. А любили они изоб­ражать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения. Не составляет большого тру­да найти на изделиях мастеров самые разные здания, мос­ты, дворцы, избы, храмы.

Выполнение задания.

В данном случае художник на­рисовал сказочный терем, причем левая его половинка зеркально похожа на правую. Дети должны дорисовать рисунок и восстановить сказочный терем.

Цель. Освоение мазковой техники гжельской роспи­си. Традиционное изображение цветка.

Организация занятия.

Синяя роза — один из глав­ных мотивов гжельской керамики. Дети внимательно рас­сматривают изображения различных типов цветов в изде­лиях гжельских мастеров. Основой их изображения служит, как правило, мазок с тенью или тонированный мазок, по-другому — «агашка».

Выполнение задания.

Для мазковой росписи исполь­зуется кисть среднего размера (№6—№8) . Дети учатся наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа, при работе можно вращать альбом так, чтобы удобно было на­носить мазки.

Цель. Освоение традиционного мотива гжельской мазковой росписи — цветка.

Выполнение задания.

Дети, используя в качестве примера изображенные в правой части листа расписанные чашку и сахарницу, аналогичным образом расписывают чайник. Изображение гжельской розы наносится с ис­пользованием традиционной техники, изученной на пре­дыдущем занятии.

Цель. Знакомство с традиционной техникой декора­тивного изображения гжельских птиц.

Организация занятия.

Птица— один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими или сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы. Мастера живо схватывали и передавали позы и повадки пернатых.

Выполнение задания.

Дети берут чистый лист бума­ги и пробуют на нем воспроизвести гжельскую птицу.

Цель. Освоение главного мотива гжельского народ­ного промысла — птицы.

Организация занятия.

«Синяя птица» — птица счастья. Педагог рассказывает детям о роли птиц в рус­ской мифологии, о символике и суевериях, связанных с птицами.

Выполнение задания.

Детям предлагается рамка, в которой каждый из них может нарисовать свою птицу счастья. Готовый рисунок можно подарить маме или ба­бушке.

Цель. Используя ранее полученные знания и навыки, самостоятельно выбрать композицию и красиво расписать кумган.

Организация занятия.

На этом занятии применяют­ся все ранее полученные навыки и знания. Детям предла­гается самостоятельно расписать кумган. Кумган — это сосуд для питья с носиком, ручкой и крышкой.

Выполнение задания.

Порекомендуйте детям сосре­доточиться на композиционном решении узора и всего оформления сосуда.

Число голосов: 38 Пожалуйста, проголосуйте если статья понравилась: (без перезагрузки страницы) Код для вставки на форуме: "Сказочная гжель". Художественный альбом для занятий с детьми 5-9 лет

Читать далее mam2mam.ru

Конспект занятия по изодеятельности для детей 6-7 лет «Голубое чудо Гжели»

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 6-7 лет «Голубое чудо Гжели»

Автор занятия: Сергеенко Елена Евгеньевна, воспитатель МБДОУ детский сад №3 «Хрустальный башмачок» г. Тамбов.

Программное содержание:

Дать понятие «декоративно-прикладное искусство». Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели. Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.

Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Материал и оборудование:

Игра «Собери посуду» («Осколки разбитой» гжельской посуды) , гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, части морфологической дорожки, относящиеся к гжельской и др. промыслам, образцы элементов гжельской росписи. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.

Предварительная работа:

Знакомство с помыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг , посуды, игрушек, небольших скульптур.

Ход занятия:

Воспитатель:

Друзья мои, сегодня на занятие хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад.

Как вы думаете, из чего она была сделана? Из чего бывает сделана посуда? Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская?

Конечно нет, только бы роспись пострадала.

А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома? Эта уж точно осталась бы цела. А пластиковая посуда?

А стеклянная?

Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины.

А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины.

А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (показать «разбитую» посуду) . Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась.

Посмотрите, какая красота у меня на столе.

На столе, на жёлтой скатерти посуда гжель. Дети рассматривают, любуются посудой. Педагог читает стихи:

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та, Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах! Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки, С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести. Сотворили это чудо не за тридевять земель, Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса. Синеглазая посуда, как весною небеса. Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Где изготавливают эту посуду? Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы. Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор.

Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Давайте полюбуемся нашей выставкой.

Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать? Верно, нарядная, красивая, праздничная.

Изделия, созданные художниками и имеющие практическое применение в быту, относятся декоративно–прикладному искусству. Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее.

А что делает эту посуду такой? Да, бело–синяя роспись. Рассмотрим роспись поближе.

Воспитатель беседует у каждого экспоната, обращая внимание на характерные особенности.

Какой цвет использовали мастера? Чем украшен чайник (сахарница, чашка) ? Что нарисовано на вазе? Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке? Где закрашено синей краской полностью? Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.

А что ещё создают гжельские мастера?

Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь. Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.

1 карточка – белая глина 3 карточка – элементы росписи 4 карточка – предметы промысла.

Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету и т.д) ; цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

Карточки для игрового упражнения содержат элементы всех декоративно-прикладных росписей, поэтому на других занятиях дети могут из данных карточек собрать дорожку хохломской росписи, дымковской игрушки и т.д.

Воспитатель:

Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? Верно, не хватает голубой краски.

Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.

Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий.

Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Физкультминутка «Посуда»

(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

Подробней vospitatel.com.ua

Участники проекта:дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги группы.

Цели проекта

• Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.

• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.

Задачи

• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.

• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

• Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.

• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

• Воспитывать любовь к народному творчеству.

• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Ожидаемый результат

• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Подготовительный этап

Донести до участников проекта важность данной темы.

Создать развивающую среду:

подобрать материалы, игрушки, дидактические игры;

организация в группе выставки предметов декоративно-прикладного искусства

Необходимые материалы:Мультимедиа,изделия Хохломы, Гжели, Дымково, Городца, картины, иллюстрации. Заготовки для расписывания силуэтов посуды, гуашь, акриловые краски, кисти, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра, магнитофон, кассета с записями русских народных мелодий.

В нашем дошкольном учреждении проводится большая работа по патриотическому воспитанию детей: организуются беседы, досуги, встречи с ветеранами, чтение художественной литературы, музыкальные вечера.

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Работа по данному направлению в нашей группе ведется с младшего возраста. Педагоги группы знакомили детей с культурой нашего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, с произведениями народного декоративного искусства.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, например: " добрый молодец", " красна девица", " ясный сокол", " малые детушки".

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные) . Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируетсясвобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы) , координация руки и глаза. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

Основной этап проекта (Сентябрь – февраль 2014 года)

Виды деятельности. Пути реализации проекта

• Игровая деятельность;

Подробней на сайте nsportal.ru

Цель: развивать представления о декоративно-прикладном искусстве, росписи Гжель, и художественные способности детей к декоративной деятельности.

  • познакомить детей с гжельской скульптурой малых форм: петушками, коровками и т.д.
  • учить выделять особенности росписи;
  • учить детей расписывать птицу гжельским узором: цветами, листьями, точками, сеточками, сочетая синий и голубой цвета;
  • развивать творческое мышление при самостоятельном сочинении узора по мотивам гжельской росписи;
  • воспитывать интерес к народному искусству.

Материал: скульптуры малой формы, иллюстрации с изображением гжельской скульптуры малых форм, силуэты петушков, палитры, гуашь, кисти.

Литература: А. П. Аверьянова «Изобразительная деятельность в детском саду», 2003, С.64, авторская «Сказка о гадком утенке».

Методические рекомендации:

1. Вводная часть.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие – к нам пришли гости: это ваши мамы и папы. Они очень бы хотели посмотреть, как же вы красиво научились рисовать.

Тема нашего занятия: «Гжельская птица». Знаете ли вы, что же особенного в этой птице?

Дети: Это птица, украшенная росписью гжель.

Воспитатель: Совершенно верно! Мы много раз встречались с этой росписью. Назовите, пожалуйста, её особенности…

Дети: Посуда расписывается синим и голубым цветом, а фон остается белым. Украшать её можно цветочками, волнистыми линиями, листочками и другими элементами.

Воспитатель: Правильно. А как называется узор, который состоит из элементов растений?

Дети: Растительный.

Воспитатель: Мы с вами рассматривали посуду, украшенную гжельской росписью. А сегодня мы познакомимся со скульптурой малых форм. Посмотрите внимательно на эти изделия и иллюстрации с изображением гжельской скульптуры малых форм. Какие чудесные фигурки!

Рассмотрите, какой фон у этих скульптурок?

Дети: Белый.

Воспитатель: А какими цветами украшены эти фигурки?

Дети: Голубым и синим цветом.

Воспитатель: Можно ли сказать, что эти фигурки тоже расписаны росписью гжель?

Дети: Да, это - гжельские скульптурки.

Воспитатель: Мастера Гжели изготавливали разные фигурки. Их называют скульптурой малых форм, потому что они вылеплены как и все скульптуры, но размеры у них - маленькие. Бывают совершенно разные скульптуры: петушки, собачки, коровки, лебеди, кошечки, девочки и др.

Сегодня я хочу вам рассказать знакомую всем сказку, но с необыкновенным концом. Называется она «Сказка о гадком утенке».

В одной старой усадьбе жила утка. Она уже давно сидела в гнезде и ожидала, что совсем скоро из яиц появятся на свет маленькие утята. Наконец яичные скорлупки затрещали, и малыши выбрались из них.

Они были совсем крошки, пушистые, желтенькие. Только один из птенцов совсем не походил на остальных. Он был большим и серым.

Время шло, взрослые утки, куры, гуси и индюки обижали, смеялись над ним. Наконец утенок не выдержал, перебежал двор и перепрыгнул изгородь. Он бежал до тех пор, пока не очутился в болоте, где жили дикие утки. Но даже они назвали его гадким и безобразным.

Приключениям бедного утенка не было конца, все только отталкивали птенца, прогоняли его. Однажды он увидел прекрасных птиц. Они были так красивы, что у него что-то больно сжалось в груди. Утёнок подумал, что ему никогда не стать таким, как эти чудесные лебеди.

Его тоска была такой сильной, но он не знал к кому обратиться.

Медленно плыл гадкий утенок по темной воде озера. Вдруг он увидел милую и добрую девочку, которая улыбалась ему, выглядывая из пушистого белого облака.

Утёнок подумал: «Она совсем меня не боится!» и поплыл к девочке поближе. «Меня все зовут Гадким утенком», - представился он, « А как зовут тебя?» «Я - Маленькая волшебница», - сказала девочка, «Я очень люблю рисовать волшебными красками». Тогда утенок залился горькими слезами, рассказал ей обо всех своих несчастьях и попросил Волшебницу превратить его в обыкновенную птицу, чтобы больше никто не смеялся над ним.

«Я помогу тебе, утенок», - сказала добрая маленькая Волшебница. Первый раз окунула она свою кисть в белое пушистое облако, провела по перышкам утенка, и они стали совсем белоснежными.

Во второй раз окунула волшебница кисточку в синюю воду озера, кончиком кисти украсила утенка маленькими синими капельками. В третий раз окунула Волшебница кисточку в голубое небо, украсив птицу сказочными голубыми цветами.

Когда утенок увидел своё отражение в воде, он просто не мог поверить своим глазам. Теперь он не был Гадким утёнком - он превратился в сказочную птицу волшебной страны Гжель. Он был счастлив!

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Дети делятся впечатлениями об услышанном.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам расписать петушка по мотивам гжельской росписи, как маленькие гжельские мастера.

2. Основная часть. Самостоятельная работа детей.

3. Итоговая часть.

Воспитатель: Молодцы, ребята! У нас получились чудесные гжельские петушки. Вам понравилось занятие?

Что вам было наиболее интересно, а что вызвало трудности?

Дети анализируют выполненное задание, делятся своими впечатлениями и переживаниями.

Воспитатель оформляет выставку детских рисунков с изображением гжельских петушков «Птицы Гжели».

Воспитатель: А теперь я приглашают наших дорогих гостей полюбоваться необыкновенной выставкой, которую выполнили наши ребята.

Родители рассматривают работы своих детей, делятся впечатлениями о занятии.

Воспитатель: Большое всем спасибо, до новых встреч!

Скачать:

Подробней nsportal.ru

(ладони встречаются, сжимаются, имитация засыпания;

Все движения выполняются медленно)

2ЧАСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ.

На первой встрече педагог знакомит детей с гжельским орнаментом, гжельскими линиями и изгибами, а также ребята учатся работать с синим цветом, оттеняя узоры (на данном этапе используются«волшебные кубики», которые позволяют запомнить особенностигжельских орнаментов (авторская разработка ) ;педагог знакомит детей прорисовки элементов при помощи простого карандаша) . На второй – третьей встрече ведётся работа на вылепленной заготовке, закрепляя полученные ранее навыки (технология Халезова Н. Б.; Данкевич Лепим из солёного теста) .

Идёт разъяснения педагога: на прошлом занятии мы знакомились с вами с искусством гжельских мастеров, с элементами росписи, наносили узоры на полоски из бумаги. Какими? Давайте повторим.

Это было сочетание дугообразных петельных линий с мазками и точками (показ) . Сегодня мы познакомимся с более сложным узором и попробуем его нанести на другой материал - с розой (делается акцент на цветочных орнаментах; показ прорисовки руководителем) . Кистью рисовать легко с разным нажимом, чтобы линии и мазки получались изящные, лёгкие, летящие. Кисть надо держать перпендикулярно к месту, не останавливаться во время мазка. Посмотрите.

Сначала вы попробуйте нарисовать на палитре, как в прошлый раз, а затем наносите на изделие. Обратите внимание, что в гжельской росписи преимущество за двумя цветами, но эти два цвета дают множество оттенков (педагог предлагает поэкспериментировать на палитре) .

Звучит русская народная мелодия «Ярмарка, дети расписывают заготовки; педагог комментирует, направляет: Мастера стараются

Узоры получаются!

3ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ:

Какие вы у меня молодцы! Самые настоящие мастера гжельского промысла! Идёт рассматривание детских узоров, беседа, что было сложного, интересного и т.д. Педагог предлагает поиграть в «Русский сувенир» (для закрепления знаний) .

Молодцы! У нас с вами очень хорошо получилось отобразить гжельскую розу, с которой мы познакомились, а так же закрепить узоры, мазки, орнаменты, мы попробовали работать с разными материалами.

Надеюсь, что знакомство с гжелью останется в ваших сердцах (Алексахин Н. Н. Художественные промыслы России) .

Синие птицы, по синему небу

Море цветов голубых,

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Художники для детей дошкольного возраста

    Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у великого художника» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 168 «Детский са...

  • Воспитатель детей дошкольного возраста обучение

    Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. 1. Дошкольный возраст...

  • Дошкольное занятия для детей 4 лет

    Конспекты занятий по развитию речи для детей 4 лет Тема:Формирование речи дошкольников среднего возраста. Возраст детей – 4 года. План занятий: 1) занятие «Кто у кого? » 2) занятие «Кто заблудилс...

  • Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

    Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста В детском дошкольном учреждении работаю всего три года. Так как мне в основном пришлось работать с младшими дошкольниками, я обратила вниман...

  • Восприятие у детей дошкольного возраста

    Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида города Зеи Городское методическое...

  • Сказки для детей дошкольного возраста

    Долгосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста «Сказка своими руками» Проект выполнен совместно с воспитателем Побединской В. В. Пояснительная записка Младший дошкольный возраст - на...

  • Загадки о птицах для детей дошкольного возраста

    «Беседа о зимующих птицах». Образовательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста П\С: Формировать понятие «зимующие» птицы, закрепить умение различать и называть сороку. Воробья. Д...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Писатели для детей дошкольного возраста

    Дидактическая игра-лото «Народные промыслы» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: - закрепить знания детей о народных промыслах; - упражнять в правильном назывании предметов того или ин...

  • Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д...

  • Классификация игр детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Конспекты игр для детей дошкольного возраста

    Конспект развлечения по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир фокусов» Цель: формировать познавательно-исследовательский интерес с помощью фокусов. Задач...

  • Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

    Методические рекомендации по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – эт...

  • Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Добро не умрет, а зло пропадет» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Добро не умрет, а зло пропадет». Цель: Форми...