Художественно эстетическое развитие дошкольников по фгос презентация

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Художественно-эстетическая деятельность дошкольников

2 СЛАЙД.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

3 СЛАЙД

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. » является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

4 СЛАЙД

Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

5 СЛАЙД

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

6 СЛАЙД

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

7 СЛАЙД

Основные компетенции педагога:

обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребёнком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

8 СЛАЙД

В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности (Н. А. Ветлугина, З. Н. Грачева, Р. Г. Казакова, Л. В. Компанцева, Т. С. Комарова, А. А. Мелик-Пашаев, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, Г. В. Урадовских, Е. А. Флёрина и др., отмечалось, что художественно-эстетическая деятельность в силу своей эмоциональности, образной насыщенности воздействует особенно эффективно на развитие личности. Н. А. Ветлугина выделяет эту деятельность как «частное» подразделение в иерархии основных видов детской деятельности

9 СЛАЙД

К художественно-эстетической деятельности относится:

• Изобразительная деятельность;

• Музыкальное восприятие;

• Восприятие художественной литературы.

10 СЛАЙД

• В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей

• специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.

11 СЛАЙД

Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

- Тесная связь с искусством.

- Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

- Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

- Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

- Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

- Создание эстетической развивающей среды.

12 СЛАЙД

Задачи обучения в первой и во второй младшей группе

• Готовить к восприятию произведений искусства;

• Готовить детей к посещению театра;

• Приобщать к декоративной деятельности;

• Способствовать развитию певческих навыков;

• Познакомить с тремя музыкальными жанрами;

• вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

• познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

• научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

• Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя

13 СЛАЙД

Задачи обучения в средней группе:

• Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;

• Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;

• Познакомить с архитектурой;

• Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;

• Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;

• Обогащать представления детей об искусстве;

• Продолжать развивать интерес к лепке;

• Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;

• Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.

14 СЛАЙД

Задачи обучения в старшей группе

• Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;

• Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;

• Познакомить с произведениями живописи;

• Подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;

• Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения;

• Учить создавать сюжетные композиции;

• Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;

• Знать особенность изобразительных материалов.

15 СЛАЙД

Задачи обучения в подготовительной группе

• Формировать основы художественной культуры;

• Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;

• Познакомить со спецификой храмовой архитектуры;

• Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений;

• Создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа;

• Определять жанр исполняемого произведения и инструмент на котором исполняется;

• Петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него;

• Различать жанры литературных произведений, читать наизусть.

16 СЛАЙД

20 СЛАЙД

К завершению дошкольного образования (к 7 годам) :

• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движения, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

21 СЛАЙД

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

22 СЛАЙД

Все перечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка

23 СЛАЙД

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

24 СЛАЙД

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др. ;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

25 СЛАЙД

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

26 СЛАЙД

Литература.

1.. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.egpu.ru

2. Закон об образовании в Российской Федерации.

3. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sdo-journal.ru

4. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. – Академия, 2001.

5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ifap.ru

6. Концепция дошкольного воспитания.

7. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

8. ФГОС. – М. - Центр педагогического образования 2014.

9. Шакурова, М. В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-culture.ru

10. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/r/ram/rast5.html

11. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/v/vlist7.html

Прикреплённые файлы:

prezentacija-dlja-kursov_82c7n.ppt | 687,5 Кб | Скачан: 1341
www.maam.ru

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

муниципальные документы

документы образовательной организации

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Художественно-эстетическое развитие дошкольниковосуществляется по направлениям и решает цели и задачи:

1. Приобщение к искусству.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

2. Изобразительная деятельность.

Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.

Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

3. Конструктивно-модельная деятельность.

Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, какую часть работы будут выполнять.

4. Музыкальная деятельность.

Приобщение к музыкальному искусству; Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

Развитие музыкальных способностей, поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Материал ozgdou21.edumsko.ru

Место проведения: МБДОУ д/с №10 Базовая площадка.

р.п. Магнитка

Художественно - эстетическое развитие в музыкальной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

.

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха. Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:

- Развитие творческого потенциала ребёнка.

-Развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно- эстетическое развитие предполагает:

- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесного, музыкального, изобразительного) мира природы.

- Становление эстетического отношения к окружающему миру;

- Формирование элементарных представлений о видах искусства;

- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной)

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

  1. Опыт эмоционально-нравственного отношения ребёнка к окружающей действительности, воплощённый в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях.
  2. Опыт художественно-творческой деятельности.

Одна из главных задач педагога в этом направлении —развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходитформирование основ художественно-эстетической культурыличности дошкольника.

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. » является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

Моя работа строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы "Детство" в сочетании с программами: "Ладушки" (авт. И. Каплунова, И. Новоскольцева ) , "Наш дом - Южный Урал" Программа воспитания и развития детей на идеях народной педагогики.

Использование данных программ дает мне возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграцией образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуры.

В нашем детском саду имеется учебно-методическое обеспечение:

  • программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
  • перспективный планы кружковой работы;
  • картотека занятий, сценарии досугов и праздников;
  • дидактические музыкальные игры;
  • фонотека по данному направлению;

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды. В каждой возрастной группе созданы условия для музыкальной деятельности: имеются театральные и музыкальные уголки. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры.

Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются помещения для работы по художественно-эстетическому направлению: музыкальный зал, Русская изба. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий с праздников, рекомендации для родителей. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию являетсяорганизация образовательного процесса.

Свою работу я строю в трех направлениях:

  • организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры) ;
  • совместная деятельность педагога и детей;
  • самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность) .

Работа с детьми ведется в данных направлениях не изолированно, а в интеграции:

  • музыкальное воспитание,
  • художественно-речевая деятельность,
  • изобразительная деятельность

Я использую следующие формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках в ДК «Горняк» и Детской школы искусств.

Дополнительное образование реализуется через работу кружка « Родничок» эстетической направленности, которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.

Цель кружковой работы - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей я строю по следующим направлениям:

  • вовлечение семьи в образовательный процесс.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и консультации. Индивидуальные беседы с родителями.

Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит откоординации работы с другими учреждениями.

Коллектив детского сада сотрудничает с детской библиотекой посёлка, Детской школой искусств, с музеем ДК «Горняк», Коррекционной школой,

Театральными студиям г Челябинска.

Дети ежегодно принимают участие в районных фестивалях детского творчества:

- В смотре- конкурсе «Урал - мой край родной» призёры в номинации «Лучшая программа»,

-В смотре конкурсе «Прекрасное далёко» призёры в номинации «Танец» ,

- В смотре – конкурсе "Наследники победы" призёры в номинации «Песня» и «Лучшая программа ", так же отмечены жюри за высокохудожественное оформление зала.

В процессе музыкальной деятельности создается положительно-эмоциональный фон, формируются простейшие исполнительские навыки: вокальные, двигательные и другие, запас музыкальных впечатлений.

К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др. ;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Статья (старшая группа) на тему: Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством проектного метода в ДОУ

Опубликовано 24.01.2015 - 11:09 - Козлова Марина Григорьевна

Художественно – эстетическое развитие старших дошкольников

посредством проектного метода в ДОУ

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) , Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. . Огромными возможностями обладает организация и внедрение в педагогическую практику инновационной деятельности для повышения качества образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития в ДОУ. Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в жизни ребенка. Исходя из этого, необходимо выстраивать систему художественно-эстетического воспитания и развития на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Новизна опыта заключается в разработке и реализации проектов различной направленности, создающих условия для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Сущность понятия «художественно – эстетическое развитие»

В наше время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Педагогика определяет художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Задачами образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования являются:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.

В этой работе мы будем рассматривать художественно – эстетическое развитие старших дошкольников через их изобразительную деятельность посредством проектного метода.

Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел) , поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

По продолжительности они бывают:

  • краткосрочными (одно или несколько занятий - 1-2 недели) ;
  • средней продолжительности (2-3 месяца) ;
  • долгосрочные (на несколько учебных лет) .

Структура любого проекта включает в себя:

  • тему проекта (название)
  • тип проекта (игровой, информационный, тематический и др.)
  • цель проекта
  • работа над проектом (мероприятия с детьми, родителями, педагогами)
  • форма презентации проекта (праздник, викторина, выставка и т.д.)
  • результат проекта (оформление результатов, анализ) .

Формы, используемые в работе над проектом:

  • дидактические игры;

Подробней на сайте nsportal.ru

ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие | ДЕТСТВО-ГИД

В соответствии с ФГОС дошкольного образованияхудожественно-эстетическое развитие предполагает: - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; - становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; - реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает: 1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях; 2) опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства.

Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Одна из главных задач педагога в этом направлении - развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Подробней detstvogid.ru

mbdou7.com - Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях ФГОС

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях ФГОС

Опубликовано: 29.01.2015 19:00 | Автор: Умрихина Н. А., Свистельникова А. В. | Печать | E-mail | Просмотров: 1966

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 г., ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребёнка дошкольного возраста.

В связи с этим всё образовательное содержание программы становится условием и средством этого процесса. Иными словами художественно-эстетическое развитие и вся детская деятельность, направленная на него, есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» объединила в себе такие виды деятельности как

  • «Музыкальная деятельность»,
  • «изобразительная деятельность»
  • и «Восприятие художественной литературы».

В этом объединении большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способствовать к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, но в целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссёра, зависит от работы педагогов.

Итак, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Задачи художественно-эстетического воспитания в различных образовательных областях.

В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка.

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о развитии эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формировании позитивных установок к различным видам творчества.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии речевого творчества; развитии звуковой и интонационной культуры речи; знакомстве с книжной культурой, детской литературой, понимании на слух текстов различных жанров детской литературы.

Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает развитие таких физических качеств как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Круг задач художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир литературы, изобразительного искусства и музыки, задачи развития художественной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к различным видам искусства, традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных, литературных, художественных изобразительных произведений, сопереживания художественным образам, настроениям и чувствам. Искусство выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки) , одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Подробней mbdou7.com
09:52 Художественно-эстетическое воспитание дошкольников

Художественно-эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.

Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Художественно - эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно - эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству в летний период. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись.

Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Основная цель:

Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Художественно-эстетическое направление развития ребенка

Младший дошкольный возраст:Художественная литература (развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематике; принимать участие в рассказывании знакомых произведения; обогащать литературными образами игровую и другие виды деятельности) .

Изобразительное искусство (формировать умение экспериментировать и создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов предметов) .

Музыка (развивать умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять жанр; использовать музыкальные образы в разных видах деятельности и т.д.) .

Старший дошкольный возраст:Художественная литература (продолжить приобщению детей к высокохудожественной литературе, формированию запаса художественных впечатлений, развитию выразительной речи и т.д.) .

Изобразительное искусство (продолжить развивать способность к изобразительной деятельности, воображение и творчество) .

Художественно-декоративная деятельность (воспитывать эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта) .

Музыка (продолжить формировать запас музыкальных впечатлений, использовать их в разных видах деятельности) .

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в летний период

Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.

В летний период помощником в художественно-эстетическом воспитании является красота природы, детская деятельность, организованная на участке детского сада и за его пределами.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

- максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;

- взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

- интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;

- организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др;

- вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

Большие возможности дошкольников позволяют родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного их использования, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня физического, умственного и художественно-эстетического развития детей.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Задача педагогов - с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

При организации работы по художественно-эстетическому воспитанию необходимо рационально использовать среду детского сада.

Среда - важный фактор воспитания и развития дошкольника. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

В детском саду должны быть организованы зоны для игр, чтения, самостоятельной деятельности. Коридоры и переходы дошкольного учреждения необходимо украсить предметами народного декоративно-прикладного искусства, оборудовать музыкальный зал. Здесь проводить фольклорные праздники и развлечения, организовывать театрализованные представления.

В детском саду необходимо иметь костюмерную комнату, где хранится множество театральных костюмов для детей и взрослых. Они используются при проведении театрализованных представлений, досугов, игр. В другом помещении хранятся все атрибуты, необходимые для концертной и игровой деятельности дошкольников.

Окружающая природа во время прогулок предстает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся соответственно сезонам образах, картинах. Это привлекает внимание дошкольников, с возрастом усложняются и становятся более разнообразными их целенаправленные наблюдения. В результате у детей не только накапливаются впечатления о красоте природы, но и формируются представления, как она меняется, если разумно потрудиться над ней.

Детей раннего возраста не выводят на экскурсии за пределы территории. Они проходят на участке ДОУ. Для этих целей здесь необходимо разбить клумбы и цветники, овощные грядки для развития трудовых навыков и наблюдения. На участках различные виды деревьев и кустарников.

Дети могут понаблюдать за насекомыми, дождевыми червями, птицами, растениями. Все это обобщить в развлечениях (например, «Теремок») , на которых дети продолжают знакомиться с овощами, фруктами, ягодами, созревающими летом.

Для детей старшего дошкольного возраста возможна организация похода в ближайший лес, где проложена экологическая тропа, проходящая мимо пруда, где дошкольники имеют возможность наблюдать за лягушками и головастиками. В лесу дети изучают растения, грибы, жизнь насекомых и птиц в разное время года (см. «В лес за ландышами», «Собака - лучший друг» и др.) .

В летний период занятия в группах не предусмотрены. Но отдельно должны быть организована культурно-досуговая деятельность, позволяющая обеспечить каждому ребенку отдых, эмоциональное благополучие, способствующая формированию умения занимать себя.

Практическая деятельность детей имеет важное значение для их эстетического развития. И особое место в ней занимает художественная деятельность. Дети любят песни и стихи, очень охотно включаются в занятия, насыщенные ими.

Во время летних каникул необходима организация детских праздников: «День защиты детей», «Россия - Родина моя», «Здравствуй, лето!». Они с удовольствием учат и читают стихи, поют песни, водят хороводы, танцуют.

Дети - самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос - как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу? Для этого существуют правила поведения.

Когда ребенок овладевает ими, это способствует образованию у него твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них.

Разумные меры предосторожности, ограждающие ребенка от несчастного случая, не должны выливаться в категорические запреты, полностью подавляющие его инициативу. В развлечениях «Как на Катин день рожденья», «Три поросенка» и др. дети в игровой форме учатся узнавать и избегать опасностей, которые могут им встретиться дома, в лесу, на дороге.

В течение всего года у дошкольников необходимо продолжать формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. В представленных в сборнике развлечениях: «Последний месяц лета», «Путешествие Колобка», «В гостях у сказки», «Моя дружная семейка», «День рождения» и др. дети знакомятся с приметами лета, обычаями и традициями русского народа, заучивают стихи и пословицы о лете, водят хороводы, поют русские народные песни, играют в народные игры.

Воспитатель И. В. Акбаева

Материал с сайта mbdou116.ru

Другие статьи по теме:

  • Комарова т с развитие художественных способностей дошкольников

    Опыт работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя...

  • Художественно эстетическая деятельность дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Развитие художественно творческих способностей дошкольников

    Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев...

  • Презентация на тему художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детей Презентация на тему: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» («Развитие творческих способност...

  • Художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическое воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников презентация

    Презентация опыта работы ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников в художественно-эстетическом направлении Слайд 1. МБДОУ д/с «. » реализует основную программу дошкольного образования...

  • Цель художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Диагностика эстетическое развития дошкольников

    Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди...

  • Роль художественного слова в математическом развитии дошкольников

    Педагогическая технология использования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — создание условий для развития его ума, ф...

  • Проект художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Музыкальное развитие дошкольников в соответствии с фгос

    Рабочая программа по ФГОС «Музыка» (часть первая) Пояснительная записка Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обесп...

  • Музыкальное развитие дошкольников в аспекте фгос

    Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» Презентация «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» 1 слайд Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с ф...