Индивидуальная траектория развития дошкольника

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

государственным заказом;

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

возможностями ДОУ;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

• формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка,

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

Первый этап наблюдения.

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»

Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»

ФИ Выявленные трудности причины Результат (в конце сопровождения)

3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.! Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

На 5 этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась.

Предполагаемый результат:

• развитие социальной компетентности;

• развитие коммуникативных навыков;

• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной) ;

• развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Прикреплённые файлы:

individualnyi-obrazovatelnyi-marshrut_ud7rn.pptx | 1166,26 Кб | Скачан: 899
www.maam.ru

Особенности построения индивидуальной образовательной траектории у дошкольников по физической культуре

Введение.

Существует ли двое детей, которые могли бы, учиться и развиваться совершенно одинаково? Конечно, нет! Почему? Ответ очевиден.

Во – первых, индивидуальные особенности не равнозначны.

Во – вторых, разные семьи, разная среда, условия жизни семьи, в которой воспитывается ребенок. У детей заведомо разная социальная ситуация развития.

Массовое обучение никогда не дает ответ на вопрос: «Что именно послужило развитию ребенка? »

Конечно кто – то может возразить:

- А, что плохого в устоявшейся структуре, она никогда ни кому не мешала.

Трудно с этим не согласиться. Но в настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной траектории развития ребенка – индивидуализации.

Гуманизация дошкольного образования предполагает ориентацию воспитателя, педагога на личность ребенка. Чтобы раскрыть его внутренний потенциал, необходимо организовать индивидуально-направленное движение дошкольника в образовательном пространстве.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуальной образовательной траектории. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника. Концептуальной основой реализации федеральный государственных образовательных стандартов (ФГОС) является деятельностный подход в образовании, предполагающий наличие системы планируемых результатов: диагностика уровня актуального развития обучающихся и прогнозирование ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет создать образовательную среду, которая стимулирует развитие индивидуальности, становление субъектного опыта, делает возможным выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих зоны ближайшего развития ребёнка

Основная часть.

Исследованиями в направлении индивидуальных форм организации обучения занимались многие отечественные и зарубежные ученые — философы, психологи, педагоги. Пока нет устоявшегося, общепринятого понятия "индивидуализация образования". Принято считать, что процесс индивидуализации образования - это процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений (компетентностей, на получение учебных результатов в продуктивной форме.

Об индивидуализации образования упоминается в ряде нормативно-правовых документов РФ.

Индивидуализация обучения – это с одной стороны - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой -

различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Понятие “индивидуальная образовательная траектория” обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:

содержательный -

вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут.

деятельностный -

специальные педагогические технологии.

процессуальный -

организационный аспект.

Основная цель создания индивидуальной образовательной траектории:

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: физического, интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Индивидуальная образовательная траектория разрабатывается:

-для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

- для одаренных детей.

Особенности работы воспитателя по созданию индивидуальной траектории образовательного маршрута ребенка

1 этап. Выбор:

Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития;

2 этап. Наблюдение:

• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;

• Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;

• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;

• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;

3 этап. Диагностика:

• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование)

• Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка

• Подбор методик, определение методов и приемов работы

4 этап. Работа:

• Подбор индивидуальных заданий

• Связь с родителями и педагогами

• Домашние задания

• Корректировка задач, методов работы с ребенком

5 этап. Контроль:

• Итоговая диагностика

• Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ

Принципы построения образовательного маршрута:

Принцип психологической комфортности

Принцип демократизации

Принцип индивидуализации

Принцип гуманизма

Принцип дифференциации и интеграции

Принцип развивающего обучения

Принцип творчества

Принцип естественной двигательной активности

Компоненты образовательного маршрута:

целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы) ;

- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования) ;

- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка) ;

- диагностический (определение системы диагностического сопровождения) ;

- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий) .

Осуществление индивидуальной образовательной траектории воспитания в детском саду выстраивается с момента поступления ребенка в ДОУ и ведется на протяжении всего периода пребывания в детском саду. (изучение условий воспитания в семье, динамика физического развития). В разных видах деятельности индивидуальная образовательная траектория воспитания или «индивидуальный подход» имеет свою специфику.

«Индивидуальный подход»- это осуществление педагогического процесса с учетом особенностей учащихся (темперамент, характер, способности, склонности, и др, в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуальной образовательной траектории воспитания составляет гибкое использование форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. В теории и методики физического воспитания понятие «индивидуальный подход» характеризуется как широкий комплекс действий направленный на выбор способов, приёмов, средств обучения в соответствии с уровнем физической подготовленности и развития способностей занимающихся. Вместе с тем, в условиях существующей системы воспитания и обучения осуществление данного принципа возможно только на основе систематизации и группировки детей. Поэтому наряду с понятием «индивидуальный подход» существует понятие «дифференцированный подход». Оно представляет собой форму организации обучения, при которой дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типичных проявлениях, что позволяет инструктору осуществлять обучение, различное по сложности, методам и приёмам. В физическом воспитании дошкольников критериями создания таких групп выступают разные показатели:

1. Состояние здоровья (уровень функционирования систем организма, отсутствие или наличие заболевания, способность к адаптации, высокая трудоспособность). 2. Уровень физической подготовленности (характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств). 3. Уровень двигательной активности (под которым понимаем объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.) Установление нескольких таких групп( 2, 3) даёт возможность инструктору осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объёму физической нагрузки, методам и приёмам в зависимости от подгруппы. А это, в свою очередь, позволит более эффективно решать задачи развивающего обучения каждого дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей.

Практическая часть.

В ходе работы над данной темой, совместно с медицинским персоналом и педагогами, нами были определены дети, которые нуждаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Образовательная область Группа Количество детей

Речевое развитие младшая 1

Физическое развитие старшая 1

В перспективе составление индивидуальной образовательной траектории по физическому развитию для воспитанника старшей группы. (Приложение 1)

Заключение

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого дошкольника. Итак, гуманистическая образовательная парадигма формирует новый тип отношений - “субъект – субъектные”, когда педагог и воспитанник находятся в состоянии сотрудничества и сотворчества. Возможность реализации таких отношений достигается вследствие выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

www.maam.ru

Индивидуализация обучения-каждому ребенку свою траекторию развития

Индивидуализация обучения: каждому ребенку индивидуальную траекторию развития.

Данный материал я предоставила на конкурсе "Воспитатель года" и набрала наибольшее количество баллов. Тема весьма актуальна. Поэтому, надеюсь, что-нибудь пригодится и вам. Если возникнет желание воспользоваться для выступления, то учтите: подчеркнутый текст готовый материал для презентации.

Уважаемые коллеги! Существует ли двое детей, которые могли бы, учиться и развиваться совершенно одинаково? (слайд дети близнецы)

Конечно, нет!

Почему? Ответ очевиден. (слайд дети в разных семьях)

Во – первых, индивидуальные особенности не равнозначны.

Во – вторых, разные семьи, разная среда, условия жизни семьи, в которой воспитывается ребенок. У детей заведомо разная социальная ситуация развития.

Массовое обучение не когда не дает ответ на вопрос: «Что именно послужило развитию ребенка? »

Конечно кто – то может возразить:

- А, что плохого в устоявшейся структуре, она никогда ни кому не мешала.

Трудно с этим не согласиться. Но в настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной траектории развития ребенка – индивидуализации.

А знаете ли вы, что такое индивидуализация? Такой же вопрос я задала родителям.

Результаты оказались ожидаемы. Основная масса родителей, как вы видите на слайде, понимают индивидуализацию как коррекцию недостатков.

Слайд

-как коррекцию недостатков – 51%

-как развитие способностей – 30%

-как «Академическую успеваемость» - 19%

+ диаграмма

Индивидуализацию можно рассматривать в разных направлениях. Индивидуализация образования, обучения, индивидуальный подход.

Но мне, как практику, ближе индивидуализация обучения и индивидуальный подход.

(слайд: ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ:

1. ОБРАЗОВАНИЯ

- индивидуальные программы развития, присущие каждому ребенку

- самостоятельная деятельность ребенка, в ходе которой он самостоятельно, избирательно обращается к различным источникам информации, создает новые знания и способы хранения информации

- синтез организуемого обучения и самоорганизуемого и саморегулируемого учения.

- результат жизнедеятельности в виде личностных смыслов, сформированных общественных действий и общественных значений.

2. ОБУЧЕНИЯ

- Каждый ребенок развивается в своем темпе «по своей программе» и, следовательно, не может быть подвергнут сравнению с другим ребенком

- Принцип безоценочности, безусловного принятия ребенка таким, кокой он есть

- Учение ведет за собой развитие. Учение и есть развитие.

3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

- Дефицитарное состояние в развитии ребенка

- «академическая успеваемость»

- Развитие способностей ребенка

Концепцией модернизации российского образования определены основные направления современной образовательной политики

(слайд :- обеспечение доступности, эффективности, качества образования.

Новое качество образования – это ориентация образования не только на усвоение воспитанниками определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных, созидательных способностей ребенка и коммуникативных компетенций.)

Введение ФГОС способствует индивидуализации как целенаправленно организованного обучения, так и в целом образования.

Слайд: переход от формально организованных занятий к видам педагогической деятельности.

В связи с этим в своей работе определяю цели при работе с детьми раннего возраста, младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста. Но каждый специалист нашего дошкольного учреждения конкретизирует их для себя, соответственно возрасту детей.

Слайд – при работе с детьми раннего возраста

- Педагогическая поддержка поисково – практической активности – готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.

- Готовность ребенка использовать речь для выражения своих желаний, чувств, состояний.

- Воспитание интереса к разным видам двигательной активности.

- Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического благополучия

При работе с детьми младшего дошкольного возраста

- Расширение арсенала способов получения информации

- Обучение доступным способам фиксирования информации и результатов действий – с помощью рисунков, знаков, слов, схем.

- Формирование навыка элементарного саморегулирования активности

При работе с детьми старшего дошкольного возраста

- Развитие познавательной инициативы и активности

- Развитие навыков самоорганизации и соорганизации, самопонимания и понимания других

- Развитие двигательных навыков

Совершенно естественно, может возникнуть вопрос, какой технологией я пользуюсь. Ответ для себя я нашла в словах Е. В. Пчелинцевой.

Слайд. Е. в. Пчелинцева: «Не требуется разработка новых программ, следует лишь модернизировать уже имеющиеся образовательные программы за счет использования проблемно-поисковых заданий, превращающих проблематизацию в устойчивую тенденцию детского развития»

Они придали мне уверенности в том, что я на правильном пути. Поэтому для реализации индивидуализации обучения мною были отобраны следующие программы: базисная программа «Камертон», региональная – «Ребенок и весь мир».

Слайд: Базисная программа «Камертон» фото программы

Реализация регионального компонента «Ребенок и весь мир»

Широко использую муниципальные программы.

1. «Детский сад рядом»

2. Программа гендерного воспитания «Принц и золушка»

3. Программа по формированию у детей раннего возраста права выбора «Растем, развиваемся, выбираем»

Все они позволяют развивать ребенка как самостоятельного человека, умеющего выбирать, заполнять свое время интересной деятельностью, быть свободным в коллективе таких же свободных детей.

Но такого рода преобразование в организации педагогического процесса требует методов

Слайд: Методы индивидуализации:

1. метод реагирования.

2. обеспечение гибкости в инициированной деятельности

3. отбор материалов

4. спонтанная индивидуализация

5. метод «строительных лесов»

6. иррадирующее обучение

Особо хочу остановиться на методе строительных лесов.

В основе этого метода лежит идея Льва Семеновича Выготского о зона ближайшего развития – границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что может осуществить только с посторонней помощью.

Слайд Ваня.

Обратите внимание на слайд – ребенок выступает на городских мероприятиях. И, наверняка, ни у кого из вас не возникло мысли, что в детском саду он был не контактным, замкнутым, склонен к играм в одиночестве, имеющим речевые нарушения и перенесшим челюстно-лицевую травму.

Слайд ваня.

Именно таким я его увидела в первый раз. Я никогда не слышала, как он поет, в танцах он был скован, неуклюж.

Но, при детальной диагностике для меня было неожиданностью услышать чистейший голос, открыть, что у ребенка идеальный слух.

Я не могла оставить это незамеченным. Началась долгая и кропотливая работа. И вы видите результат.

Слайд Ваня

Но особо хочу отметить, что ребенок раскрылся как личность – у него много друзей, он успешен. Он учится в музыкальной школе, занимает первые места в вокальных конкурсах и является активным участником театрального кружка.

Это яркий пример индивидуализации на персональном уровне, но в условиях нашего детского сада индивидуализация проходит одновременно и на других уровнях: группы и подгруппы.

Подгрупповую индивидуализацию я реализую в кружковой и студийной работе. В презентации инновационной деятельности я кратко знакомила с коррекционно-развивающей методикой «Волшебство музыки». Она является основой подгрупповой работы с детьми-логопатами и детьми с патологией речевого развития.

Слайд: Коррекционно-развивающая программа «Волшебство музыки»

Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании предметно-развивающей среды первое, что я сделала – избавилась от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами. Для этого в рамках группового пространства были сформированы разных музыкальных центров.

Слайд: центр «Музыкальнй эрудит», центр сенсомоторного развития «Мир под рукой», центр «Юный музыкант»

Но все мы понимаем, что ни один метод индивидуализации в частности и обучения в целом не будет эффективным без участия родителей в данном процессе. А формы взаимодействия могут быть разными, и приятной неожиданностью для меня был творческий союз пап воспитанников всех возрастов при создании клуба «Территория пап».

Слайд с папами.

И в завершении моего рассуждения, мысленно я хотела бы подойти к каждому из вас и спросить: «А стало ли вам это близко, так же как мне? » Конечно, сделать этого я не могу, но подобный вопрос был задан родителям при подведении итогов одного из этапов работы. Итоговое исследование выявило, что родители стали понимать, что индивидуализация – это обучение с опорой на сильные стороны личности:

Слайд:

- обучение с опорой на сильные стороны личности- 68

- развитие способностей – 25

- коррекция недостатков – 7

Я рада, что моя работа не проходит бесследно, ведь наши выпускники продолжают музыкальное развитие в кружках, студиях, в музыкальных школах.

Они успешны, а это значит, что через индивидуализацию мы реализуем главную цель ФГОС.

Слайд результат.

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Августовская педагогическая конференция работников образования Тамбовской области р.п. Мучкапский

Презентация на тему: «Обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения как условия построения траектории индивидуального развития старшего дошкольника»

Подготовила: Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Жалнина О. Н.

19. 08. 2015 год

Слайд 2

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования. Один из них - принцип индивидуализации, сформулированный как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

В дошкольном возрасте для всестороннего развития важно не только развитие имеющихся у ребенка способностей, но и не менее важно развитие скрытых возможностей, способностей. Ребенку можно передать определенный объем знаний, умений, навыков, но не все дети одинаковы, каждый ребенок идет в развитии своим особым, присуще только ему, путем, поэтому здесь особенно важна роль педагога, который обязан помочь ему в этом. Но не надо ожидать от всех детей высоких результатов, так как у каждого ребенка свои способности.

Всем известно о широком разбросе индивидуальных особенностей дошкольников.

Слайд 3

Дети различаются:

  • разным уровнем гибкости мыслительной деятельности - одни быстро находят ответы, другим нужно основательно подумать, чтобы прийти к правильному заключению;
  • разным темпом усвоения знаний - одни быстро схватывают и запоминают, другим нужна длительная работа и повторения, чтобы усвоить новый материал;
  • в разном темпе формируются и навыки: один ребенок выполняет действия автоматически после десятка повторений, у других это число повторений удваивается и утраивается, и только тогда действие становится автоматизированным.

Возникает сложная проблема перед воспитателем - учесть все это и сделать обучение оптимальным для каждого ребенка. Как построить работу, чтобы максимально учесть индивидуальные особенности воспитанников? Один из выходов этой проблемы – разноуровневое обучение.

Слайд 4

Разноуровневое обучение– это личностно - ориентированная технология, при которой воспитанник имеет возможность овладеть программным материалом в зависимости от своих способностей и возможностей, но не ниже базового.

Слайд 5

- усвоения всеми детьми обязательной части (базового уровня) ,

- трудности должны быть посильны ребенку, соответствовать индивидуальному темпу усвоения материала.

Разноуровневое обучение подразумевает использование дифференцированных методов и приемов работы с детьми разного уровня способностей.

Слайд 6

Цель разноуровневого обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.Основная задача: увидеть индивидуальность ребенка и сохранить ее, помочь поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Слайд 7

Разноуровневые задания применяют на разных этапах обучения:

1) при разборе новой темы

2) при закреплении материала

Подробней nsportal.ru

Просмотр книги "Наука и мир - Международный научный журнал, № 2 (2) , 2013 - Глава: ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТРАЕКТОРИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА"

Рейтинг:

Просмотров: 244

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТРАЕКТОРИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Ю. А. Серебрякова, студент-магистр

Московский городской педагогический университет, институт педагогики и психологии образования, Россия

Аннотация. В статье рассматривается термин «Индивидуальный образовательный маршрут». Представлена цель и структура образовательного маршрута, рассмотрен принцип «индивидуализации».

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, принцип индивидуализации, структура индивидуального маршрута, образовательная траектория.

Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образова- тельные потребности» реб?нка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмо- ционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

В эти условия входят:

определ?нная система коррекционно-развивающего обучения (КРО) ;

содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;

индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

специальная подготовка педагогических кадров.

Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребенку с разными образовательными воз- можностями и потребностями признается многими учеными.

Л. С. Выготский заложил предпосылки для построения индивидуального маршрута развития в работе

«Педагогическая психология». По его словам, следует определить, по меньшей мере, двойной уровень детского развития. Во-первых, актуальное развитие ребенка, то есть, что уже на сегодня созрело, и, во-вторых, зону его ближайшего развития, то есть такие процессы в дальнейшем развитии этих же функций, которые, не являясь зрелыми сегодня, тем не менее, находятся в пути, прорастают, завтра принесут плоды и перейдут в уровень ак- туального развития.

Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является

«индивидуально образовательный маршрут» дошкольника.

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательное пространство, которое создается в про- цессе осуществления образовательного и психологического сопровождения конкретного ребенка (и его семьи) в конкретном образовательном округе командой специалистов различного профиля с расчетом на определенный срок.

Цель создания таких маршрутов – обеспечит формирование и реализацию образовательных потребно- стей детей на основании выбора и оптимизации учебной, психической и физической нагрузок с учетом индиви- дуальных особенностей.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы)

содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования)

технологический (определение используемых технологий, методов, методик, систем обучения и вос- питания с учетом индивидуальных особенностей ребенка)

диагностический (определение системы диагностического сопровождения)

результативный (формируется ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эф- фективности реализуемых мероприятий) .

Под программой индивидуального сопровождения мы понимаем модель совместной деятельности пе- дагога и ребенка, построенную на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющую по- следовательность дальнейших действий дошкольника.

Такая программа позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каж- дый ребенок, в том числе и дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетом.

Принцип индивидуализации – «каждый ребенок имеет право на самостоятельность»- предполагает ши- рокое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к

каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка, диктует необходимость прогнозиро-

вания индивидуальной траектории развития дошкольника с опорой на его сильные стороны, природные склон- ности и потребности. Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации лично- стного потенциала каждого воспитанника в образовании.

© Серебрякова Ю. А. / Serebryakova Yu.A., 2013

При составлении индивидуальной образовательной траектории:

Педагог создает воспитаннику возможность для выбора, выступая, как консультант и советчик. Учитываются индивидуальные интересы ребенка, предпочитаемые виды деятельности.

Для воспитанника при составлении индивидуальной траектории самое важное – оценить свои воз- можности, способности, интересы, усилия которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала или что бы добиться запланированного результата.

Этапы, организуемые педагогом образовательной деятельности ребенка, позволяющие обеспечить его

индивидуальную траекторию в конкретной образовательной области, разделе или теме.

-й этап. Диагностика педагогом уровня развития и степени выраженности личностных качеств детей, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной об- ласти или ее части.

Фиксируется начальный объем и содержание предметного образования ребенка, то есть ко- личество и качество имеющихся у каждого из них представлений, знаний, информации, умений и навыков по предстоящей предметной теме. Педагог устанавливает и классифицирует мотивы деятельности детей по отно- шению к образовательной области, предпочитаемые виды деятельности, формы и методы занятий.

-й этап. Фиксирование каждым ребенком, а затем и педагогом, фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания. Каж- дый ребенок составляет исходный концепт темы, которую ему предстоит освоить.

-й этап. Выстраивание системы личного отношения ребенка с предстоящей к освоению образователь-

ной областью или темой. Образовательная область предстает перед воспитанником в виде системы фундамен- тальных образовательных объектов, проблем, вопросов.

Каждый ребенок вырабатывает личностное отношение к образовательной области, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам и фундаментальным образовательным объектам, устанавлива- ет, что они для него значат, какую роль могут играть в его жизни, как его деятельность влияет или будет влиять на данную сферу действительности. Ребенок (и педагог) фиксируют приоритетные зоны своего внимания в предстоящей деятельности, уточняют формы и методы этой деятельности.

-й этап. Программирование каждым ребенком индивидуальной образовательной деятельности по от- ношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам. На этом этапе дети создаются ин- дивидуальные программы обучения на обозначенный период.

Эти программы являются образовательным про- дуктом оргдеятельностного типа, поскольку стимулируют и направляют реализацию личностного образова- тельного потенциала ребенка. При оценке оргдеятельностной продукции воспитанников применяются те же способы диагностики, контроля и оценки, что и для продукции предметного типа.

-й этап. Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ воспитанников и общеколлективной образовательной программы. Реализация детьми намеченных программ происходит в течение определенного периода времени.

Ребенок осуществляет основные элементы индивиду- альной образовательной деятельности: цели – план – деятельность – рефлексия – сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка.

-й этап. Демонстрация личных образовательных продуктов воспитанников и их обсуждение.. Орга- низуется выход детей в окружающий социум с целью выявления в нем тех же вопросов, проблем и продуктов, элементы которых получены детьми в собственной деятельности.

-й этап. Рефлексивно-оценочный. Выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности (в виде схем, концептов, материальных объектов) , фиксируются и классифицируются применяе- мые (репродуктивно усвоенные или творчески созданные) виды и способы деятельности. Полученные резуль- таты сопоставляются с целями индивидуальных и общих коллективных программ занятий.

Результаты движения по образовательной траектории можно проверить, ориентируясь на созданный ребенком продукт, полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации. Формирование различного вида умений – мыслительных, коммуникативных, познава- тельных. Необходима обратная связь, позволяющая не только корректировать движения ребенка по траектории, но и оценивать его продвижения.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуаль- ного образовательного маршрута (содержательный компонент) , а так же разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса) .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М. :

Московский психолого-социальный институт. – Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 416 с. (Серия «Библиоте- ка школьного психолога») .

Бардиер Г. Л., Ромазан И. В., Чередникова Т. С. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – С.-Пб., 1996.

Никорчук Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в режиме психологического мониторинга// Фестиваль педагогических идей. – Изд. Дом 1 сентября, 2006.

Материал поступил в редакцию 27.09.13.

THE FEATURES OF MODELLING OF THE TRAJECTORY OF FOLLOWING PRESCHOOL CHILD

Yu.A. Serebryakova, Student-magister

Moscow City Pedagogical University, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Russia

Abstract. The term «Individual Educational Route» is considered in the article. The purpose and structure of educational route is presented, the principle of «individualization» is considered.

Keywords: individual educational route, principle of individualization, structure of individual route, educa- tional trajectory.

УДК 371

Материал с сайта knigilib.net

2015

Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей 3–7 лет

Дошкольное детство– уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых.

Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.

В связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образованияпедагоги дошкольных образовательных организаций проанализировали сильные и слабые стороны этого документа для оптимизации и повышенияэффективности своей работы. Познакомившись с текстом, нельзя не заметить, что одним из достоинств этого документа является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:

Это п. 1.6(задачи стандарта) –создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

п. 1.4(принципы стандарта)– индивидуализация дошкольного образования;

п. 2.10.2(содержание)– способы и направления детской инициативы;

п.3.2.1– использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

п.3.2.3– индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития) ;

п.3.2.5– построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ученика.

Таким образом, стандарт ориентируетработников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образованияпредполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта. Задачей педагога ДОО становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей.

Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. В связи с этим возникает проблема реализации индивидуального подхода в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая всех по разному?!

В науке распространено два способа – дифференциация обучения и индивидуализациячерез построение собственного пути образования применительно к каждой образовательной области. К сожалению, в стандарте интеграция образовательных областей не заявлена так ярко, как в ФГТ, а лишь подразумевается в образовательных областях, как линии развития ребёнка дошкольного возраста. Важно заметить, что ребёнок воспринимает мир целостнои интеграция областей поддерживает мировосприятие дошкольника.

Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования состоит из следующих методов взаимодействия с ребёнком:

- сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности;

- подготовка ребёнка к участию в конкурсах по интересам;

- педагогическая поддержка реализации потенциалов и способностей детей в посещаемых ими кружках;

- совместное с детьми и их родителями проектирование, наполнение и рефлексия личного портфолио самореализации ребёнка;

- составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, так как маршрут его индивидуальной образовательной траектории проектируется с учётом зоны ближайшего развития личности, индивидуальных особенностей, способностей и возможностей.

Основная образовательная программа дошкольного образования основана на индивидуальном подходе к детямдошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. В разных видах деятельности индивидуальная образовательная траектория воспитания имеет свою специфику.

Суть индивидуальной образовательной траекторииили маршрутавоспитания составляет гибкое использование форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент) , а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса) .

Индивидуальный образовательный маршрутопределяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа. А так же образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы) .

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

- для одарённых детей.

Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов:

После проведения мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результаты обсуждаются на педагогическом совете. Педагогический коллектив формирует списки детей, показавших низкий или высокий результат усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории.

Воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент) , затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса) .

Педагогами дошкольного образовательного учреждения разрабатывается бланк индивидуального образовательного маршрута.

При разработке индивидуального маршрута необходимо учитывать следующие принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка;

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

- принцип соблюдения интересов ребенка;

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации) ;

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден;

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций.

А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования воспитанникам обеспечиваются равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Рассмотрим структуру индивидуального образовательного маршрута ребёнка с признаками одарённости:

- путём наблюдения и анкетирования родителей выявляется личностный потенциал ребёнка;

- составляется подробная ресурсная карта образовательного пространства ребёнка (развивающая среда в ДОО и семье, кружковая деятельность в детском саду и возможности дополнительного образования) ;

- формируется планкарта индивидуального образовательного маршрута ребёнка с признаками одарённости;

- составляется план-сетку образовательной деятельности ребёнка с фиксированием целей, задач, содержания, методов и приёмов работы, планируемого результата достижений ребёнка;

- проектируется портфолио самореализации ребёнка;

- разрабатывается система поощрений достижений ребёнка, рефлексия.

При организации работы с детьми по индивидуальному образовательному маршруту педагог включает во взаимодействие не только родителей, но и всех педагогов и сотрудников других образовательных учреждений, которые посещает ребёнок.

Исходя из п. 4.6 стандарта, проектируя конечный результат индивидуальной образовательной траектории, выделяются показатели личностного уровня развития одарённости детей дошкольного возраста:

- сознательная постановка целей, определение путей, ведущих к их достижению, характер практических действий по реализации намеченного;

- поиск идеи, замысла, подбор адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи;

- способность работать и творить как в групповом субъекте, так и в индивидуальном порядке.

Итак, мы можем сделать следующие выводы:

Стандарт предоставляет детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей 3–7 лет.

Дошкольное детство– уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.

В связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагоги дошкольных образовательных организаций проанализировали сильные и слабые стороны этого документа для оптимизации и повышенияэффективности своей работы. Познакомившись с текстом, мы не могли не заметить, что одним из достоинств этого документа является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:

-это п. 1.6(задачи стандарта) –создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

-п. 1.4(принципы стандарта)– индивидуализация дошкольного образования;

- п. 2.10.2(содержание)– способы и направления детской инициативы;

-п. 3.2.1– использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

п. 3.2.3– индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития) ;

п. 3.2.5– построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ученика.

Таким образом, стандарт ориентируетработников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образованияпредполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта. Задачей педагога ДОО становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей.

Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. В связи с этим возникает проблема реализации индивидуального подхода в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая всех по разному?!

В науке распространено два способа – дифференциация обучения и индивидуализациячерез построение собственного пути образования применительно к каждой образовательной области. К сожалению, в стандарте интеграция образовательных областей не заявлена так ярко, как в ФГТ, а лишь подразумевается в образовательных областях, как линии развития ребёнка дошкольного возраста. Важно заметить, что ребёнок воспринимает мир целостнои интеграция областей поддерживает мировосприятие дошкольника.

Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования состоит из следующих методов взаимодействия с ребёнком:

– сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности;

– подготовка ребёнка к участию в конкурсах по интересам (городской творческий конкурс одарённых детей «Липецкая Звёздочка», городской конкурс «Дорога глазами детей» и др.) ;

– педагогическая поддержка реализации потенциалов и способностей детей в посещаемых ими кружках;

– совместное с детьми и их родителями проектирование, наполнение и рефлексия личного портфолио само реализации ребёнка;

– составление психолого - педагогической характеристики ребёнка, так как маршрут его индивидуальной образовательной траектории проектируется с учётом зоны ближайшего развития личности, индивидуальных особенностей, способностей и возможностей и в итоге согласовывается с родителями.

Наша основная образовательная программа дошкольного образованияоснована наиндивидуальном подходе к детямдошкольноговозраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Осуществление индивидуальной образовательной траектории воспитания в детском саду выстраивается с момента поступления ребенка в ОУ и ведется на протяжении всего периода пребывания в детско саду.

В разных видах деятельности индивидуальная образовательная траектория воспитания имеет свою специфику. Прежде всего -это осуществление педагогического процесса с учетом особенностей воспитанников (темперамент, характер, способности ,склонности) , в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуальной образовательной траектории воспитания составляет гибкое использование форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Понятие «индивидуальная траектория »характеризуется как широкий комплекс действий направленный на выбор способов ,приёмов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и развития способностей воспитанников и

обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:

-содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут) ;

-деятельностный (специальные педагогические технологии) ;

-процессуальный (организационный аспект) .

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент) , а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса) .

Индивидуальный образовательный маршрутопределяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа. А так же образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы) .

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

- для одарённых детей.

Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов:

( С ОВЗ и не успевающих)

После проведения мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результаты обсуждаются на педагогическом совете. Педагогический коллектив формирует списки детей, показавших низкий или высокий результат усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории.

Воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент) , затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса) .

Педагогами дошкольного образовательного учреждения разрабатывается бланк индивидуального образовательного маршрута.

Так же в помощь педагогам творческой группой разрабатываются методические разработки “Методическое обеспечение для реализации индивидуальных образовательных маршрутов”.

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка,

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;

- принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации) ;

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден;

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; детей, с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Рассмотрим структуру индивидуального образовательного маршрута ребёнка с признаками одарённости:

– путём наблюдения и анкетирования родителей выявляется личностный потенциал ребёнка;

– составляется подробная ресурсная карта образовательного пространства ребёнка (развивающая среда в ДОО и семье, кружковая деятельность в детском саду и возможности дополнительного образования) ;

– изучается образовательный запрос родителей и самих детей;

– формируется планкарта индивидуального образовательного маршрута ребёнка с признаками одарённости (взаимосвязь всех образовательных модулей) ;

– составляется план-сетку образовательной деятельности ребёнка с фиксированием целей, задач, содержания, методов и приёмов работы, планируемого результата, путей интеграции образовательных областей;

– проводится мониторинг образовательных и творческих достижений ребёнка;

– составляется план - консультаций и посещения узких медицинских специалистов с целью поддержки организма ребёнка;

– проектируется портфолио само реализации ребёнка;

– разрабатывается аттестационный материал по отслеживанию личностного роста ребёнка в течение учебного года;

– разрабатывается система поощрений достижений ребёнка, рефлексия.

При организации работы с детьми по индивидуальному образовательному маршруту педагог включает во взаимодействие не только родителей, но и всех педагогов и сотрудников других образовательных учреждений, которые посещает ребёнок, поскольку в сопровождении самореализации дошкольника первична опора на его личностный потенциал. Ведущей областью, на наш взгляд, является «Познавательное развитие», потому что оно играет большую роль в развитии творческих и исследовательских способностей детей, в формировании предпосылок учебной самостоятельности. Именно эта область может быть основой для интеграции метапредметных способностей ребёнка, таких как выдвижение гипотез по любой проблеме или теме; целеполагание; экспериментирование; планирование пути доказательств своих гипотез; создание индивидуального образовательного и творческого продукта; рефлексия. Нам импонирует, что в области «Познавательное развитие» последовательно отражены уровни познавательного развития детей до школьного возраста – это развитие любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий и творческой активности.

Исходя из п. 4.6 стандарта, проектируя конечный результат индивидуальной образовательной траектории, мы выделили показатели личностного уровня развития одарённости детей дошкольного возраста:

– сознательная постановка целей, определение путей, ведущих к их достижению, характер практических действий по реализации намеченного;

– поиск идеи, замысла, подбор адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи;

– проявление ответственности в духовнотворческой деятельности, рефлексии как оборотной стороны свободы;

– выработка адекватной само оценки;

– целостный «образ»;

– способность работать и творить как в групповом субъекте, так и в индивидуальном порядке создавать духовнотворческий продукт.

Итак, мы можем сделать следующие выводы:стандарт предоставляет детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьёй.

По теме:

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Индикаторы компетентностного развития дошкольников таблицы

    Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста В книге «Оцен...

  • Карты индивидуального развития дошкольника по фгос

    Педагогическая диагностика индивидуального развития детей Представляю вашему вниманию методическую разработку на тему «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей». Я использую мето...

  • Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Музыкальное развитие дошкольников в соответствии с фгос

    Рабочая программа по ФГОС «Музыка» (часть первая) Пояснительная записка Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обесп...

  • Дополнительная программа по развитию речи для дошкольников

    Познавательно-речевое развитие старших дошкольников. Дополнительная образовательная программа факультатива «Почемучка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П...

  • Области развития дошкольников по фгос

    Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Тема: Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошк...

  • Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по фгос

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Индивидуальные маршруты развития дошкольников

    Индивидуальный маршрут по интеллектуально-речевому развитию старших дошкольников «Индивидуальный маршрут развития ребенка» Направление одарённости: интеллектуально- речевое Воспитатель: Суменко О...

  • Физическое развитие дошкольников в соответствии с фгос

    Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников по фгос презентация

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Программа интеллектуального развития дошкольников

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Технологии художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...