Инструктивно методическое письмо по дошкольному образованию

физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

оздоровительный бег на участке;

элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.) ;

расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости) ; овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

Комплекс подвижных игр (2-3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной) :

профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

развитие координационных способностей;

развитие физических качеств;

совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.) .

Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.) .

Игры с элементами спортивного ориентирования.

Комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности) ;

обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца) :

ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин - 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования) ;

многократное умывание в течение дня;

полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков) ;

ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2-5 мин в группе первого раннего возраста до 15-20 мин в старшей группе) ; по траве, песку.

Художественно-эстетическая работа включает:

изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн) ;

музыкальную деятельность воспитанников;

ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;

проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;

экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;

включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов) , мелками на асфальте, палочками на песке) ;

освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.) ;

лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины) ;

аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.) ;

конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов) ;

детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.) ; дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений) ; декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.) .

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

включение изобразительной деятельности в детские праздники;

проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;

организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

использование музыки в режимных моментах;

фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;

включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.) ;

сольное и коллективное музицирование;

самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами) .

На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики) , с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан) ; музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки - хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.

Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:

Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.

Музыкальные игры с пением, хороводы.

Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:

развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;

формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;

формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;

развитие музыкально-творческих способностей.

Игры с музыкальными инструментами.

Музыкальные игры-релаксации.

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

Особенности организации питания и питьевого режима

В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников в условиях функционирования различных форм организации дошкольного образования необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться с учетом сезонности. В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.

С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в порядке, определенном требованиями правовых актов. С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 ° C - +15 ° C, перед раздачей пищи.

При С-витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку. В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

Для организации качественного рационального питания воспитанников необходимо:

обеспечить энергетическую ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;

максимально разнообразить и сбалансировать рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.) ;

использовать технологическую и кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;

учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд) ;

обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.) .

В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.

Источник du1.cherikov.edu.by

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО о начале 2009-2010 учебного года в организациях дошкольного образования | Концепция и рекомендации | Дошкольное образование

о начале 2009-2010 учебного года

в организациях дошкольного образования Республики Казахстан

Внедрение нового Государственного общеобязательного стандарта Республики Казахстан «Дошкольное воспитание и обучение» (далее ГОСО) в систему дошкольного образования призвано обеспечить кардинальное изменение содержаниядошкольного образования в РК.

Организация педагогического процесса в дошкольной сфере обеспечивается на основе:

- компетентностного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;

-интегративного подхода к организации познавательной деятельности через пять образовательных областей (Здоровье, Коммуникация, Творчество, Познание, Социум) ;

-осуществления диагностики достижений каждого ребёнка на основе индикаторов компетентностного развития, т.е. инструментария исследования и отслеживания уровня целостного развития дошкольника.

В период внедрения в практику работы нового ГОСО-2008 актуальными являются вопросы нормативной нагрузки, как ребенка, так и педагога дошкольных организаций и мини – центров.

1. В связи с этим рекомендуется дошкольным организациям различных типов и видов:

- воспитатели продолжают осуществлять педагогическую деятельность в объёме 24 часов в неделю на 1 ставку, на основании Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319, статьи 52 пункт 7 «нормативная учебная нагрузка в неделю для исчисления месячной заработной платы педагогическим работникам дошкольных организаций и предшкольных групп и классов24 часов».

С введением ГОСО-2008 тарифные ставки не изменяются. Систему оплаты регламентирует Постановление Правительства Республики Казахстан № 1400 от 29.12.2007 года «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казённыхпредприятий», в котором указано количество штатных единиц для дошкольных организаций и предшкольных группи классов.

- воспитатели в течение дня осуществляют различную педагогическую деятельность согласно распорядку дня возрастной группы: утренний прием, гимнастику, общение с детьми, прогулки, питание, дневной сон, гигиенические и закаливающие процедуры, труд, сюжетно-ролевые, творческие,дидактические и подвижные игры,работу с родителями, а также организованную учебную деятельность (занятия) . Занятиярегламентируются базисным учебнымпланом ГОСО-2008, которыйрегулирует общий объём организованной учебной деятельности в группах с детьми от 1 года до 6 лет.

Преподаватели казахского языка, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре осуществляют свою деятельность согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан № 77 от 30 января 2008 года «Об утверждении штатов работников госучреждений» - 0,25 ставки на одну группу.

Преподаватели казахского и русского языков осуществляют целенаправленное обучение казахскому языку в группах с русским языком обучения и русскому языку в группах с казахским языком обучения через организованную учебную деятельность (занятия) со второй младшей группы.

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре проводят целенаправленное обучение через организованную учебную деятельность (занятия) с ранней группы.

Введение дополнительных образовательных услуг (хореография, плавание, английский язык, компьютерная грамота и т.д.) не должно превышатьустановленые рамки учебной нагрузки для каждого возрастного периода.

Воспитатели подготовительных групп осуществляют педагогическую деятельность в объёме 24 часов в неделю на 1 ставку, на основании Закона Республики Казахстан «Об образовании» № 319 от 27 июля 2007 года.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле. На странице приведен только фрагмент материала. Никто не решился оставить свой комментарий.

Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.

  • Отправить

Читать далее tak-to-ENT.net

Детский сад №241 г. Новокузнецк - Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ № 65/23-16 от 14.03.00г.

К МАКСИМАЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ

Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний - 50%, физиологической незрелости - 60%. Более 20% детей имеют дефицит массы тела.

У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются нарушения опорно - двигательного аппарата, сердечно - сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно - мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи.

У 60 - 70% детей дошкольного и школьного возраста отмечается кариес зубов. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.

Оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее сильных сторон их деятельности. На современном этапе развития системы дошкольного образования это направление становится все более значимым: получают дальнейшее распространение программы для часто и длительно болеющих детей, обогащается спектр оздоровительных и закаливающих мероприятий, а также профилактических процедур, способствующих снижению заболеваемости детей, появляются развивающие программы физического воспитания нового поколения.

Однако Минобразование России обращает особое внимание на то, что, наряду с этими позитивными процессами, в ряде дошкольных образовательных учреждений наблюдается негативная практика неправомерного увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников. Подобные явления вызывают у детей переутомление, невротизацию, отражаются на состоянии их здоровья и эмоциональном благополучии, являясь в последующем причиной школьной дезадаптации.

При этом перегрузка детей обусловливается содержанием образования, формами организации обучения, а также режимом пребывания воспитанников в детском саду, неадекватными их возрастным особенностям.

В ряде случаев отбор содержания программ дошкольного образования осуществляется исходя из "школьной логики" - логики будущих учебных предметов. Происходит подмена целей и задач развития ребенка в дошкольном возрасте целями и задачами школьного обучения.

Такой подход базируется на ложном представлении родителей и некоторых педагогов о том, что если ребенок уже в детском саду овладеет чтением, письмом, арифметическими действиями и т.п., то это якобы обеспечит ему успешность в школьном обучении. В ряде случаев ситуация усугубляется негативной практикой отбора детей в первый класс на основе неправомерных требований учителей к объему знаний ребенка при его поступлении в школу. Педагоги детских садов, реагируя на соответствующие запросы родителей и учителей, стремятся дать своим воспитанникам как можно больший запас знаний, который зачастую заимствуется из школьной программы.

Другая проблема состоит в ориентации содержания образовательных программ дошкольного образования преимущественно на умственное (интеллектуальное) развитие детей, что зачастую оставляет за рамками интересов педагогов физическое и социально - личностное развитие ребенка. Это также обусловливает неадекватную возрастным возможностям детей учебную нагрузку, что, в свою очередь, наносит серьезный ущерб как их личностному развитию, так и состоянию здоровья.

Что касается организации образовательного процесса, в практике работы дошкольных образовательных учреждений нередки случаи применения классно - урочной системы занятий с детьми старшего дошкольного возраста по типу школьного урока. Перегружая детей подобными формами организации обучения, воспитатель ущемляет их право на игру.

Особую озабоченность вызывает превышение количества занятий в течение дня и их длительности без учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Образовательный процесс многих дошкольных образовательных учреждений перегружен дополнительными занятиями (иностранный язык, обучение чтению, письму и пр.) . В ряде случаев с воспитанниками подготовительных групп проводится в первой половине дня до четырех занятий по 20 - 25 минут каждое. Имеет место практика еще большей перегрузки детей - проведение пяти - шести занятий для воспитанников старших и подготовительных групп в течение дня (три занятия в первой половине дня и два - во второй или четыре занятия в первой и одно - во второй половине дня и т.п.) .

Такая учебная нагрузка приводит к резкому снижению работоспособности большинства детей. Восстановление их работоспособности в этом случае не происходит даже после дневного сна, тогда как в дни проведения двух - трех занятий после прогулки и дневного отдыха работоспособность, как правило, восстанавливается до исходных показателей.

Кроме того, подобная нагрузка приводит не только к выраженному утомлению детей, но и к серьезным нарушениям в распорядке дня, сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой деятельности, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей.

Следует признать, что по данному вопросу недостаточно эффективно ведется работа с родителями (лицами, их заменяющими) . Как показывают наблюдения научных сотрудников НИИ гигиены и охраны детей и подростков, в досуге маленьких детей все больше времени занимает просмотр телепередач, особенно в выходные дни. При этом родители (лица, их заменяющие) далеко не всегда осознают негативные последствия длительного просмотра ребенком телепередач, зачастую адресованных взрослым.

Кроме того, некоторые родители стремятся обеспечить своим детям дополнительное образование - посещение музыкальной школы, кружка или секции после пребывания в детском саду или в выходные дни. Это, к сожалению, не учитывается педагогами дошкольных образовательных учреждений ни при организации образовательного процесса, ни при их взаимодействии с родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что обеспечение оптимальных гигиенических основ образовательного процесса в детских садах в настоящее время требует пристального внимания всех работников системы дошкольного образования. Вместе с тем в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" "максимальный объем учебной нагрузки обучающихся" (ст.

7, п. 1) должен устанавливаться государственным образовательным стандартом. До введения государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Российской Федерации действуют Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (далее - Временные требования) , утвержденные Приказом Минобразования России от 22.08.96 N 448.

До введения государственного стандарта дошкольного образования Министерство образования Российской Федерации рекомендует следующее.

1. При построении образовательного процесса устанавливать учебную нагрузку, руководствуясь следующими ориентирами:

- максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной группах - трех;

- их продолжительность в младшей и средней группах - не более 10 - 15 минут, в старшей - не более 20 - 25 минут, а в подготовительной - 25 - 30 минут;

- в середине занятий необходимо проводить физкультминутку;

- перерывы между занятиями должны быть не менее 10 минут;

- занятия детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня могут проводиться после дневного сна, но не чаще двух - трех раз в неделю;

- длительность этих занятий - не более 30 минут, и, если они носят статический характер, в середине занятия следует проводить физкультминутку. Проводить такие занятия рекомендуется в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник, среда) ;

- занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон; их количество в неделю не должно превышать двух. Продолжительность этих занятий не должна превышать 20 - 25 минут, участие ребенка более чем в двух дополнительных занятиях нецелесообразно.

2. При организации режима пребывания детей в детском саду недопустимо использовать занятия в качестве преобладающей формы организации обучения. В течение дня необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей. Не допускать напряженности, "поторапливания" детей во время питания, пробуждения, выполнения ими каких-либо заданий.

3. Необходимо в течение дня обеспечивать баланс разных видов активности детей - умственной, физической, а также разных видов детской деятельности, среди которых преобладающей выступает игра. При этом среди общего времени занятий следует отводить 50% занятиям, требующим от детей умственного напряжения, остальные 50% должны составлять занятия эстетического и физкультурно - оздоровительного цикла.

Среди последних предпочтение следует отдавать двигательно - активным формам деятельности детей. Занятия по наиболее трудным предметам, требующим повышенной познавательной активности и умственного напряжения (математика, развитие речи, иностранный язык и пр.) , целесообразно проводить только в первую половину дня. Для профилактики утомления детей указанные занятия необходимо сочетать с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п.

4. Целесообразно использовать преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.

5. Особого внимания требует организация занятий с использованием компьютеров.

Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут.

Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности <*>. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) , обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат) , подтверждающее ее безопасность для детей.

--------------------------------

<*> Санитарные нормы и правила 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно - вычислительным машинам и организации работы" (М., 1996) . Утверждены Постановлением Госсанэпиднадзора России 14.07.96 N 14.

Как показывают данные научных исследований, в начальный период взаимодействия детей с компьютером (6 недель) целесообразно проводить специальные занятия, направленные на развитие точности и координации движений (в том числе тонких движений кисти) , а также на развитие памяти и внимания (физические упражнения, подвижные и настольные игры) . Такие занятия повышают эффективность формирования у детей навыков по управлению компьютером, сокращают время их освоения.

Однако освоение детьми основ компьютерной грамотности на ступени дошкольного образования не следует рассматривать как самоцель, а использовать как одну из составляющих образовательного процесса, интегрируя в специфичные для детей дошкольного возраста виды деятельности. При этом компьютер становится лишь элементом среды развития ребенка при организации компьютерно - игрового комплекса, принципиально отличающегося от компьютерного класса в школе.

6. Необходимо наладить взаимодействие работников дошкольных образовательных учреждений с родителями (лицами, их заменяющими) .

Администрация, педагогические и медицинские работники ДОУ должны разъяснять родителям (лицам, их заменяющим) , что посещение дополнительных занятий (на базе ДОУ или иного учреждения) может служить фактором риска для здоровья их ребенка, особенно если он страдает какими-либо хроническими заболеваниями.

Родителей (лиц, их заменяющих) целесообразно также информировать о том, как осуществлять отбор телепередач для ребенка по содержанию и регулировать продолжительность их просмотра. При этом сами работники ДОУ - воспитатели, методисты, медицинский персонал - должны понимать, что просмотр телепередач для ребенка - не только большая зрительная, но и психоэмоциональная нагрузка.

Зрительная нагрузка такого рода связана с напряжением аккомодации глаза, и ее необходимо регламентировать следующим образом. В дни посещения ДОУ просмотр телепередач для детей следует ограничить до 15 минут, а в выходные - до получаса. Более длительные просмотры перегружают нервную систему ребенка, мешают ему заснуть.

Большое значение имеют также условия просмотра. Дети нередко любят располагаться близко от экрана. Оптимальное расстояние для зрения - 2,0 - 5,5 м от экрана.

Детям следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Освещение при этом может быть как естественным, так и искусственным. Однако свет не должен попадать в глаза, а источники света не должны отражаться на экране телевизора.

7. При регуляции нагрузки на ребенка необходимо учитывать его индивидуальные особенности. Реализация индивидуального подхода к детям по данному направлению деятельности ДОУ должна опираться на систематические наблюдения, прежде всего на выявление признаков утомления у того или иного ребенка.

Непременным условием при этом выступает соблюдение норм наполняемости групп в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. При этом следует отдавать предпочтение организации работы по подгруппам, особенно в случаях переукомплектованности групп и при проведении наиболее трудных для детей занятий.

8. При проведении самообследования и работе экспертной комиссии в процессе аттестации дошкольных образовательных учреждений следует руководствоваться настоящим инструктивно - методическим письмом, а также пунктами Временных требований, ориентирующими на оптимизацию гигиенических основ организации образовательного процесса.

ВРЕМЕННЫЕ (ПРИМЕРНЫЕ) ТРЕБОВАНИЯ

К СОДЕРЖАНИЮ И МЕТОДАМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ,

РЕАЛИЗУЕМЫМ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

(Извлечения)

В - Взаимодействие сотрудников с детьми

В 7. Взаимодействуя с детьми, сотрудники учитывают их

возрастные и индивидуальные особенности

В 7.5. Предоставляют детям возможность самим выбрать занятия

по интересам (во время прогулки, в нерегламентированных

видах деятельности, в свободное время)

И - Развитие игровой деятельности

И 1. Сотрудники создают условия для возникновения и

развертывания игры детей

И 1.4. Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности

в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное

для игры, не подменяя ее занятиями; обеспечивают плавный

переход от игры к занятиям, режимным моментам

И 1.5. Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными

и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими

и сюжетно - ролевыми и пр.)

И 6. Педагоги используют игровые приемы в разных видах

деятельности и при выполнении режимных моментов

Ф - Физическое развитие и здоровье

Ф 2. В организации физкультурных занятий и в подвижных играх

педагоги реализуют индивидуальный подход к детям

Ф 2.1. Формируют подгруппы детей на основе состояния их здоровья

и темпов физического развития, их функционального состояния

в соответствии с медицинскими показаниями

Ф 2.2. Внимательно наблюдают за самочувствием каждого ребенка

на занятиях, его реакцией на нагрузку, на новые упражнения

(учитывают окраску кожи лица, потливость, частоту и глубину

дыхания и т.п.; используют хронометраж при определении

характеристик двигательной активности детей и т.п.)

Ф 2.3. Варьируют нагрузку и содержание занятий в соответствии

с индивидуальными особенностями каждого ребенка (используют

физические упражнения в различных вариантах и сочетаниях,

различные исходные положения - сидя, стоя, лежа и т.п.)

Читать далее mdoy241.ucoz.ru

Другие статьи по теме:

  • Методические рекомендации по фгос дошкольного образования

    Разделы рабочей программы педагога ДОО по ФГОС. Методические рекомендации Современная образовательная политика в сфере образования Российской Федерации отражается в стандартизации всех уровней об...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования консультация для родителей

    «Что такое ФГОС дошкольного образования?» Консультация для родителей Уважаемые родители! С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный госуд...

  • Фгос дошкольного образования консультация для воспитателей

    Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования» Консультация для воспитателей. «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС ДО». Инст...

  • Фгос дошкольного образования 2015 читать

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Основные направления развития дошкольного образования

    Направления развития и образования детей (образовательные области) Направления развития и образования детей (образовательные области) Задачи по их реализации Социально-коммуникативное развитие -...

  • Дошкольное образование программа раннего развития детей

    О ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «КАРАПУЗ» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ 1. Общие положения 1.1. Группа раннего развития «Карапуз» для детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, именуема...

  • К принципам дошкольного образования не относится

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Педагогические технологии по фгос в дошкольном образовании

    Педагогические технологии в дошкольном образовании Образовательные технологии и педагогические технологии В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупн...

  • Инновационные технологии в дошкольном образовании

    Инновационные педагогические технологии в детском саду. Из опыта работы Наш педагогический коллектив начальная школа-детский сад интенсивно внедряет в работу инновационные технологии. Основная за...

  • Перспективы развития дошкольного образования

    О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках ФГОС Доклад на тему: «О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта». Методист МД...

  • Администрация дошкольного образования детские сады

    Корпоративная культура как показатель управления развитием дошкольно-образовательным учреждением Понятие «корпоративная культура» берёт свое начало с ХIХ в. Оно сформулировано фельдмаршалом Мольт...

  • Информационно коммуникационные технологии в дошкольном образовании

    Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании Развитие современного общества неразрывн...

  • Учебная программа дошкольного образования республики беларусь

    :: Дошкольное учреждение № 250 :: Добро пожаловать! 8.8. санаторной первого раннего возраста - 10 воспитанников; 8.9. санаторной второго раннего возраста - 10 воспитанников; 8.10. санаторной перв...