Исследование познавательного развития дошкольников

Особенности познавательного развития дошкольников на занятиях по развитию речи - Дипломная работа

Дипломная работа - Психология

Выпускная квалификационная работа

по психологии

Особенности познавательного развития дошкольников на занятиях по развитию речи

Содержание

Введение

Глава I. Психолого-педагогические основы исследования познавательного развития дошкольника

1.1 Познавательное развитие дошкольника в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

1.2 Особенности общего психического развития детей в период дошкольного возраста

1.3 Занятия по развитию речи как средство познавательного развития ребенка

Выводы по 1 главе

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по определению уровня познавательного развития ребенка старшего дошкольного возраста

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Контрольный эксперимент

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования определяется необходимостью изучения психического развития ребенка дошкольного возраста, так как знание закономерностей детского развития позволят педагогам и родителям правильно и рационально, с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка, планировать его жизнедеятельность.

Дошкольное детство - самый ответственный период психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие. В отечественной детской психологии сложился подход к проблеме психологического развития как усвоению общественно-исторического опыта.

В своей работе мы опирались на фундаментальное положения отечественной психологии, разработанные Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. ­лькониным, Л. И. Божович, А. А. Люблинской, М. И. Лисиной и др., поскольку на этих положениях строилась и строится система дошкольного образования.

Особенности психического развития во многом определяет как стихийное, так и специально организованное обучение. Правильно организованное обучение способствует нормальному психологическому развитию, служит его источником; в процессе обучения у ребенка с помощью посредника (взрослого) складываются те или иные психологические качества и свойства личности. На психическое развитие ребенка дошкольного возраста влияют также и все виды деятельности, в которых задействован ребенок.

В последнее время поиски ученых (З. М. Богусловская, О. М. Дьяченко, А. Е. Веракса, Е. О. Смирнова и др.) идут в направлении планирования видов деятельности, способствующих полноценному развитию детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. Одним из таких видов деятельности, на наш взгляд, являются занятия по развитию речи.

Цель исследования: теоретически изучить особенности познавательного развития детей и экспериментально проверить уровень развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: образовательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования: познавательное развитие ребенка старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: развитие познавательных процессов ребенка будет эффективнее, если:

- раскрыта сущность и структура психического развития дошкольника;

- выделены особенности развития познавательных процессов детей разных возрастных групп;

- учтены возрастные и индивидуальные особенности дошкольников при диагностике их познавательного развития;

- разработан комплекс занятий по развитию речи, направленных на активизацию познавательного развития детей.

Задачи исследования:

1 - раскрыть сущность и структуру психического развития дошкольника;

- выделить особенности психического развития детей разных возрастных групп;

- определить уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;

- разработать комплекс занятий по развитию речи, способствующий общему психическому развитию дошкольника;

познавательное развитие дошкольник

5 - проследить динамику развития познавательных процессов старшего дошкольника на этапе контрольного эксперимента.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме; наблюдение за деятельностью детей, эксперимент, выявляющий следующие методики:

  1. Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала.
  2. Изучение умения гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах.
  3. Изучение процесса обобщения.
  4. Изучение устойчивости внимания.
  5. Изучение уровня развития восприятия.
  6. Определение запаса слов, хранящихся в активной памяти ребенка.

Методологическая основа исследования:

концептуальные идеи личностно-ориентированного подхода в образовании (Е. В. Бондаренко, И. А. Колесникова, А. В. Петровский, И. С. Якиманская; концепции формирования личности в результате активного самопроявления и самовыражения в деятельности и общении (А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.) .

Теоретическая и практическая знач

  • 1

Источник geum.ru

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

ГОУ СПО Читинский педагогический колледж

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по специальности 050144 Дошкольное образование

ВЛИЯНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Чита - 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста

.1 Понятие познавательной активности детей дошкольного возраста

.2 Пути активизации познавательной активности дошкольников

Глава 2. Особенности применения занимательного материала в обучении дошкольников математике

.1 Понятие и классификация занимательного математического материала

.2 Использование занимательного математического материала в непосредственно-образовательной деятельности с детьми

Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях

.1 Диагностика уровня познавательной активности детей

.2 Использование занимательного математического материала в непосредственно-образовательной деятельности как средства развития познавательной активности детей

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. ­та особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А. П. Архипова, Н. А. Беляева, Л. И. Божович и др.) , подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:

интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;

развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;

создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду.

Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Е. П. Гуменникова, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.

Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность . Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы работы.

Целью исследования является теоретическое и экспериментальное изучение влияния математического материала на развитие познавательной активности дошкольников.

Объектом исследования в работе выступаетпознавательная активностьдошкольников.

Предметом исследования являетсяпроцесс развития познавательной активности посредством использования занимательного математического материала.

В работе поставлены следующие задачи:

) рассмотреть понятие познавательной активности детей дошкольного возраста;

) выявить пути активизации познавательной активности дошкольников;

) изучить сущность и классификацию занимательного математического материала;

) проанализировать возможности использования занимательного математического материала в развитии познавательной активности детей в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, эксперимент.

Структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста

.1 Понятие познавательной активности детей дошкольного возраста

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.

Проблема развития познавательной активности дошкольников находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип активности и самостоятельности детей в обучении.

В статьях, словарях, энциклопе

s

Читать далее studsell.com

Статья по окружающему миру (средняя группа) по теме: Исследование как средство познавательного развития ребенка-дошкольника

Опубликовано 22.04.2012 - 14:05 - Евдокимова Наталия Евгеньевна

Исследование как средство познавательного развития

ребёнка-дошкольника.

Евдокимова Н. Е. воспитатель дошкольной группы

МДОУ «Улыбка». Первая категория.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» . отсюда становится очевидным, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и делает сам. Вот практически на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы дошкольных учреждений.

Период дошкольного детства является возрастом наиболее стремительного общего развития ребёнка. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развиваются эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребёнка с окружающим миром.

Ценность исследовательской деятельности заключается в том, что ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную, исследовательскую функции.

На протяжении дошкольного детства, вместе с игровой, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.

Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяют кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, всё это даёт навыки исследовательской деятельности.

Главной целью по данному направлению работы является формирование начал исследовательской деятельности у дошкольников путём активизации познавательного процесса.

Также были определены несколько задачпо данному направлению:

обогащение личного опыта ребёнка;

расширение представлений о предметах и объектах окр.мира;

установление причинно-следственных связей;

развитие коммуникативных навыков и любознательности.

В исследовании выделяют 3 основных вида деятельности:

экспериментирование (наблюдение) ;

опыты;

коллекционирование.

Коллекционированиев дошкольном учреждении может осуществляться в разных формах. Чем старше ребёнок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Повседневная жизнь порождает у детей сотни вопросов «почему падают листья?», «почему звезды видно только ночью?» и др.

Ребёнок задаёт вопросы, и хочет услышать ответ. Дать ответ – это еще не всё. Ведь каждый ответ порождает новые вопросы. Детям надо помочь задать вопросы так, чтобы на него можно было ответить.

Примерами вопросов, развивающих, познавательное мышление могут быть следующее: «Что ты видишь?», «Что изменилось?, Почему изменилось?. Пусть ребёнок задаёт вопросы об окружающем мире, пусть сам пытается объяснить почему всё происходит так, а не иначе. Так ребёнок будет не только узнавать больше, но и учиться тому, как добывать знания.

Детское экспериментирование очень тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с таким как наблюдение. Наблюдение является составной частью любого эксперимента, т.к. с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Для ребенка любая прогулка может стать увлекательным научным приключением. Используемые такие научные методы как:

› наблюдение

› сбор информации, и ее анализ позволяют научить ребёнка на основе полученных знаний, прогнозировать предполагаемый результат.

Например.: для того чтобы изготовить разноцветные бусы для украшения елки, необходимо сначала подготовить цветную воду и прочную веревку, затем разлить воду в формочки и вынести на мороз.

Разрабатывая вместе с детьми алгоритм изготовления, на последнем этапе целесообразно обратиться к опыту детей, полученному в зимнее время:

› зачем выносить формочки на мороз? Или

› что нужно делать чтобы, чтобы вода в формочках замёрзла и превратилась в цветные льдинки?

Ключевые вопросы (или слова) , позволяющие дать ребёнку более точное представление об исследовании, как науке, это:

› где?

› как?

› почему?

Во время наблюдений взрослому следует использовать научные термины и добиваться того же от ребёнка. «Как это называется?, Какой это материал?»

Важно поощрять ребёнка высказывать догадки, объяснять, делать предположения, почему он считает именно так.

В процессе рассуждений и доказательств у ребёнка формируются основы словесно-логического, а затем и научного мышления.

Опытыпомогают детям получить убедительные данные по выявлению сущности астрономических явлений, причинно-следственных связей, а следовательно, подведут к осознанию естественнонаучных закономерностей.

Например: «Земля и Солнце»

При помощи глобуса и настольной лампы иллюстрируются вращение Земли вокруг ее оси, обращение Земли вокруг Солнца, затем объясняется как происходит смена дня и ночи, смена времён года.

Следующий и самый любимый детьми вид исследовательской деятельности – коллекционирование.

Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность.

Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству. В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, которые являются ступеньками к творчеству:

› познавательные психические процессы;

› сравнивать, анализировать;

› обобщать, выделять главное.

Однако, как только дети заканчивают собирать коллекцию камней, ракушек, они теряют интерес. Поэтому, важно помогать оставаться ребенку постоянным в своем увлечении. Постепенно пополняя новыми экспонатами, поддерживать интерес к собирательству.

Необходимо научить ребенка правильно собирать коллекцию, сортировать ее, размещать на подставках, в альбомах, а также дать возможность устроить презентацию или выставку коллекций.

Подробней nsportal.ru

Список литературы

Введение

Актуальность исследования определяется необходимостью изучения психического развития ребенка дошкольного возраста, так как знание закономерностей детского развития позволят педагогам и родителям правильно и рационально, с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка, планировать его жизнедеятельность.

Дошкольное детство - самый ответственный период психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие. В отечественной детской психологии сложился подход к проблеме психологического развития как усвоению общественно-исторического опыта.

В своей работе мы опирались на фундаментальное положения отечественной психологии, разработанные Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, Л. И. Божович, А. А. Люблинской, М. И. Лисиной и др., поскольку на этих положениях строилась и строится система дошкольного образования.

Особенности психического развития во многом определяет как стихийное, так и специально организованное обучение. Правильно организованное обучение способствует нормальному психологическому развитию, служит его источником; в процессе обучения у ребенка с помощью посредника (взрослого) складываются те или иные психологические качества и свойства личности. На психическое развитие ребенка дошкольного возраста влияют также и все виды деятельности, в которых задействован ребенок.

В последнее время поиски ученых (З. М. Богусловская, О. М. Дьяченко, А. Е. Веракса, Е. О. Смирнова и др.) идут в направлении планирования видов деятельности, способствующих полноценному развитию детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. Одним из таких видов деятельности, на наш взгляд, являются занятия по развитию речи.

Цель исследования: теоретически изучить особенности познавательного развития детей и экспериментально проверить уровень развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: образовательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования: познавательное развитие ребенка старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: развитие познавательных процессов ребенка будет эффективнее, если:

- раскрыта сущность и структура психического развития дошкольника;

- выделены особенности развития познавательных процессов детей разных возрастных групп;

- учтены возрастные и индивидуальные особенности дошкольников при диагностике их познавательного развития;

- разработан комплекс занятий по развитию речи, направленных на активизацию познавательного развития детей.

Задачи исследования:

1 - раскрыть сущность и структуру психического развития дошкольника;

- выделить особенности психического развития детей разных возрастных групп;

- определить уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;

- разработать комплекс занятий по развитию речи, способствующий общему психическому развитию дошкольника;

познавательное развитие дошкольник

5 - проследить динамику развития познавательных процессов старшего дошкольника на этапе контрольного эксперимента.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме; наблюдение за деятельностью детей, эксперимент, выявляющий следующие методики:

  1. Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала.
  2. Изучение умения гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах.
  3. Изучение процесса обобщения.

Материал studsell.com

Особенности познавательного развития дошкольников на занятиях по развитию речи - Дипломная работа стр. 12

Дипломная работа - Психология

Другие дипломы по предмету Психология

? (на основе подражания образцу) . Несмотря на это занятия являются одним из средств общего психического развития дошкольника. На занятиях в интересной игровой форме педагог представляет детям материал для знакомства и закрепления, способствующий общему психическому развитию ребенка: развитию его познавательных процессов и личностных особенностей. Таким образом, процесс познавательного развития дошкольника на занятиях по развитию речи и в процессе живого общения воспитателя с детьми (и совместной деятельности самих детей) , будет наиболее эффективен т.к. целый ряд навыков и умений, составляющих основу общего психического развития ребенка в период дошкольного возраста, формируется только в условиях специального обучения.

Выводы по 1 главе

Период дошкольного возраста отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью, т.к. происходит существенное изменение в самых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности ребенка: игра, рисование, конструирование, овладение которыми служит источником и движущей силой развития ребенка. Овладевая основными видами деятельности в период дошкольного возраста, ребенок осваивает деятельность как способ передачи своего видения действительности.

Являясь ведущей деятельностью дошкольника, игра способствует развитию мышления и воображения: создавая общий замысел игры, ребенок планирует его выполнение, творчески импровизирует по ходу игры. В игре ребенок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями.

Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для этой роли нормы поведения. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Именно игра делает ребенка самостоятельной личностью, и именно в игре раскрываются существенные характеристики умственного и социального развития ребенка.

Стремительно развиваются все познавательные процессы дошкольника: восприятие (сенсорные эталоны) , внимание (устойчивость, объем, переключение, произвольность, способность ребенка к все более направленному сосредоточению) , память (опосредствованность и произвольность) , мышление (овладение действиями наглядного моделирования) , воображение (продуктивность, решение определенной творческой задачи) , речь (монологическая, диалогическая, устная, письменная) . В дошкольном возрасте происходит гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры, становление произвольного поведения.

Одним из средств общего психического развития ребенка в период дошкольного детства являются занятия по развитию речи, т.к. речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по определению уровня познавательного развития ребенка старшего дошкольного возраста

Для исследования уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста мы провели экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов:

первичная диагностика познавательного развития ребенка (констатирующий эксперимент) ;

реализация комплекса занятий по развитию речи, направленного на познавательное развитие ребенка (формирующий эксперимент) ;

повторная диагностика уровня познавательного развития дошкольника (контрольный эксперимент) .

Для проведения эксперимента, заключающегося в диагностике познавательного развития детей дошкольного возраста, мы взяли детей старшей группы МДОУ "Дюймовочка". В эксперименте участвовали 10 человек: 5 детей контрольной и 5 детей экспериментальной группы.

План эксперимента:

  1. Подбор диагностик, выявляющих уровень познавательного развития дошкольников.
  2. Предварительная работа: знакомство с детьми и условиями проведения диагностики.
  3. Определение критерия оценки познавательного развития дошкольников.
  4. Обработка и выводы результатов исследования.

2.1 Констатирующий эксперимент

Цель эксперимента: выявить уровень познавательного развития старших дошкольников.

Исследование уровня познавательного развития старших дошкольников мы проводили поэтапно:

  • определение объема памяти;

Подробней на сайте geum.ru

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» - Анализ - стр.1

Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. С принятием законов Россий-

ской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образова-

нии» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы познавательно воспитания детей. Указ Президента Российской Федерации «Об охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписан-

ной Россией) , соответствующие постановления правительства возводят познавательное образование в разряд первостепенны государственных проб-

лем. Указанные документы подразумевают создание в регионах нашей страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладывается мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.

Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым) . Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями

окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы нравственности, появляется интерес к живой и неживой природе. На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать.

Воображение, знание об окружающем мире ребёнка расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться.

Основы познавательного развития необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Заботливое отношение к окружающему миру закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного отношения ко всему окружающему со стороны взрослых.

Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях.

К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Е. И. Конради, А. А. Смирнов и др.) , так и зарубежные (Д.

Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.) . Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Г. Морозова, В. Н. Мясищев, Н. Н. Поддьяков, А. И. Сорокина, Г. И. Щукина и др.) , особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.

Б. Богоявленская, B.C. Юркевич) , возрастную специфику проявления детской любознательности (Д. Б. Годовикова, В. Г. Иванов, Г. Лямина) , процесс появления и развития детских вопросов (Н.

Бабич, Л. Н. Галигузова, Л. Ф. Захаревич, Е. О. Смирнова, А. И. Сорокина, Н. Б. Шумакова) . В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В. В. Барцалкина, Л. Н. Вахрушева, Н. С. Денисенкова, Т. Куликова, М. И. Лисина, Л. Маневцова, М. В. Марусинец, Л. Ф. Островская, Н. В. Пророк, Е. О. Смирнова, Р. Д. Тригер и др.) . Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л. С. Выготского М. И. Лисиной, Е. И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром». Цель исследования – теоретически доказать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса мероприятий по ознакомлению детей с окружающим миром.

Объект исследования: ознакомление с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс познавательного развития с окружающим миром у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если будет использоваться комплекс мероприятий по ознакомлению с окружающим миром включающий: игры, исследования, проекты, составление рассказов, опыты, эксперименты,акции. В соответствии с объектом, целью выдвинутой гипотезы сформулированы следующие задачи исследования: 1. Изучить состояние проблемы развития познавательного интереса старших дошкольников в теоретических источниках. 2. Разработать диагностику и охарактеризовать уровни качества развития детей в познавательном аспекте 3. Составить перспективное планирование по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе использования комплекса мероприятий по ознакомлению с окружающим миром.4. Этапы исследования:

I этап: изучение психологической и педагогической литературы, формулирование темы исследования, аппарата исследования, выделение главных понятий по теме.

II этап: подобрали методические диагностики познавательного развития, провели эксперимент, выявили уровни познавательного развития, разработали комплекс мероприятий, провели формирующий эксперимент.

III этап: провели контрольный эксперимент, сделали выводы, оформили работу.

База исследования: исследование проводилось в МОУ «Начальная школа - детский сад «Ясень» с.им.9 Января Оренбургского района. В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек.

Выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА 1. Теоретические основы познавательного развития детей дошкольного возраста

1.1Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме познавательного развития детей.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Исследования педагогических источников и передового педагогического опыта подтверждают, что необходимо уделять серьезное внимание созданию педагогических условий, ориентированных на повышение качества образования, отбору содержания, методов и форм познавательного развития старших дошкольников.

Как подтверждают исследования многих ученых, формирование знаний по ознакомлению с окружающим миром и развитие личности - это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием жизненного опыта, воспитания, научных знаний, самосовершенствования.

Как показывает анализ литературы, проблемам становления и развития познавательного образования посвящено значительное количество исследований.

Проблема воспитания дошкольников средствами окружающей природы привлекала внимание исследователей с давних времен и по сей день. Первые высказывания в этой области можно обнаружить в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, а в отечественной педагогической литературе у А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, и др.

Проблемы методологии и теории познавательного образования исследовались в работах С. Н. Глазачева, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, В. А. Левина, В. А. Ушаковой, Г. А. Ягодина и др.

Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов познавательного образования старших дошкольников оказали труды С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой.

О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили такие исследователи, как И. Р. Колтунова, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова.

Учеными определены методологические и теоретические основы формирования осознанного отношения к социоприродному окружению, в соответствии с возможностями определенного возраста, отобрано содержание, определены наиболее целесообразные методы и формы воспитательно-образовательной работы с детьми. (Н. Ф. Виноградова, С. Н. Николаева, А. А. Плешаков и др) .

Большинство исследований по теории и методике познавательного развития дошкольников связано с разработкой программ (Л. Д. Бобылева, В. Н. Вересов, С. Н. Николаева, , Н. А. Рыжова и др.) .

Работы Л. И Божович, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. раскрывают возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфику их взаимодействия с окружающим миром, особенности восприятия детьми дошкольного возраста природных объектов.

Учеными определены методологические и теоретические основы формирования осознанного отношения к социоприродному окружению, в соответствии с возможностями определенного возраста отобрано содержание, определены наиболее целесообразные формы, методы и средства воспитательно-образовательной работы с детьми.

Среди научно-методических публикаций, имеющих отношение к данной проблеме, следует выделить работы Т. А. Бабаковой, Л. Д. Бобылевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой и др.

Невозможно анализировать познавательную деятельность ребенка, не учитывая особенности его личности. «Мысль рождается,- писал Л. С. Выготский,- не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции». Понять особенности познавательной деятельности ребенка можно лишь в том случае, если будут раскрыты «аффективная и волевая тенденции», которые стоят за мыслью (терминология Л. С. Выготского) .

Эти положения углубляются и расширяются во многих теоретических и экспериментальных исследованиях по детской и педагогической психологии. Л. И. Божович, А. В. Запорожец отмечали, что окончание дошкольного периода развития ребенка представляет в психологическом плане целую систему взаимосвязанных качеств мыслительной, аналитико-синтетической, познавательной деятельности, качеств детской личности, включая познавательные интересы.

Большое внимание исследователи уделяют познавательным интересам. Одной из базовых первичных форм познавательного интереса представляется любопытство.

В его основе лежит естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?».

Для данной ступени познавательного интереса характерным является «сбор информации» о предметах, явлениях окружающей действительности. Л. В. Занков писал: «...мыслительные процессы непосредственно опираются на чувственное познание действительности и представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта».

Любопытство является источником появления любознательности. А. И. Сорокина определяет любознательность как «...общую направленность, положительное отношение к широкому кругу явлений».

Н. Ф. Добрынин подчеркивает, что любознательность является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество заданных ребенком вопросов. Любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира («Зачем?», «Почему?») . Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности.

Вопросы, которые задает ребенок, исследователи рассматривают как форму проявления познавательной активности. Н. С. Денисенкова, В. А. Сухомлинский, А. И. Сорокина характеризуют детские вопросы как проявление их мыслительной, интеллектуальной активности в познании окружающего.

Что такое познание?Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить взгляд на процесс познания.

Познание-то сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы,необходимые для получения и переработки информации.

Иными словами, сюда относится:

  • Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.

  • Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.

  • Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.

Собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение ребенка к информации. Дети дошкольного возраста всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

Эта особенность детей широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается:

  • Стремление расширить свой кругозор;

  • Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;

  • Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;

Причинно-следственные связи.

Важной характеристикой причинно-следственных связей является

временная последовательность: причина всегда во времени наступает

раньше следствия. Всякий объективный процесс развертывается от причины к следствию.

Для работы с детьми 6-7 лет необходимо обратить их внимание на следующую характерную сторону причинно-следственных связей – одно и то же следствие может иметь несколько причин. Например, гибель растущего цветка может быть вызвана:

  • Повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать;

  • Отсутствие необходимых питательных веществ в почве;

  • Отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги) ;

  • Тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.

Переход от следствия к причине невозможен.

Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений, попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в нескольких направлениях.

  • Обогащение и становление познавательной сферы.

  • Умственное развитие – овладение понятиями “причина-следствие“ не возможно без умения анализировать явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения; умения планировать свои и чужие действия.

  • Развитие психических навыков - памяти, внимания, воображения, различных форм мышления.

Материал с сайта gigabaza.ru

Другие статьи по теме: