Когнитивное развитие дошкольника

Когнитивное развитие в дошкольном возрасте

Содержание когнитивной сферы. Семейные факторы, оказывающие влияние на становления познавательных психических процессов ребенка в раннем дошкольном возрасте. Исследование психологических и поведенческих особенностей детей из полных и неполных семей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Название работы:Ваше имя или ник:Файл:Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

Подобные документы

Психологические характеристики и сравнительный анализ особенностей восприятия детей дошкольного возраста из полных и неполных семей. Развитие личности детей в полных и неполных семьях.

Исследование различий дошкольников из полных и неполных семей.дипломная работа , добавлен 25.09.2008 Исследование основных направлений развития воображения в дошкольном возрасте. Анализ предпосылок возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте.

Показатели влияния особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников.дипломная работа , добавлен 20.05.2010 Теоретические и методические аспекты развития познавательных процессов у детей с помощью игры. Определение игры и ее роль в развитии познавательных процессов ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Уровни развития познавательных процессов.реферат , добавлен 27.04.2009 Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. Экспериментальное изучение влияния конфликтов на развитие ребенка.

Методика изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок. Опростник "Родительское отношение к ребенку".дипломная работа , добавлен 07.11.2014 Развитие памяти в раннем детстве. Методы психологического воздействия. Понятие памяти, ее виды.

Особенности воспитания детей. Исследование по развитию памяти в младшем дошкольном возрасте в условиях дошкольного образовательного учреждения.дипломная работа , добавлен 26.01.2007 Развитие эмоциональной сферы ребенка в дошкольном возрасте, ее особенности.

Психологическая сущность эмоций. Психологическая природа игрушки, ее виды, функции и назначение. Гендерные характеристики детской игрушки, ее влияние на эмоциональное развитие.дипломная работа , добавлен 18.11.2011 Исследование особенностей эмоциональной сферы личности в дошкольном возрасте.

Понятие, основные виды и роль эмоций в жизни человека. Изучение технологических этапов работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.презентация , добавлен 17.02.2014 Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Самосознание.

Значение игры для развития психики дошкольника. Социальная природа Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте.

Виды игр.реферат , добавлен 03.02.2009 Сущность памяти как отражения прошлого опыта человека, характеристика ее видов и психологических особенностей. Основные этапы овладения произвольными формами памяти.

Исследование процесса опосредованного запоминания информации в дошкольном возрасте.курсовая работа , добавлен 24.06.2011 Эмоция - процесс оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, их виды. Проблема развития эмоций в дошкольном возрасте.

Закономерности формирования психических процессов у ребенка. Развитие эмоциональной сферы детей от 3 до 7 лет.курсовая работа , добавлен 08.05.2014

Страница: 1 2

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Проведение всех методик укладывается в заданное время. Исследование детей проводилось в дневное время до и после обеда с каждым ребенком индивидуально. Сведения о полноте семьи были взяты у воспитателей по каждому ребенку.

Распределение выборки по полу в группах детей из полных и неполных семей представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Распределение выборки по полу

Итак, в выборке 16 человек из полных семей и 10 человек из неполных семей, из них из полных семей 9 мальчиков и 7 девочек, а из неполных семей 4 мальчика и 6 девочек. Согласно данным от воспитателя из неполных семей 6 семей разведены и воспитанием занимается мама и бабушка с дедушкой, дети видятся со своими отцами как минимум 1 раз в месяц; в 4 семьях детей воспитывают матери-одиночки с бабушками, из них в 2 семьях детей воспитывает одна мать.

Для определения различий в когнитивном развитии у дошкольников из полных и неполных семей был применен метод U критерия Манна-Уитни, который является мощным методом для определения различий по двум независимым выборкам.

Алгоритм применения критерия представлен в приложении Е. Вычисления проводились с помощью программы Excel.

2.2 Описание и интерпретация результатов исследования

Результаты исследования дошкольников из полных семей представлены в таблице 1.

По полученным результатам были выделены уровни развития, результаты которых представлены в таблице 2.

Итак, среди дошкольников из полных семей:

Таблица 1 - Результаты исследования детей из полных семей

Таблица 2 - Распределение по уровням развития у дошкольников из полных семей

Параметр

Уровень переключения и распределения внимания

14

4

25

- 12,5% (2 человека) с низким уровнем восприятия, 68,8% (11 человек) - со средним уровнем восприятия, 18,8% (3 человека) - с высоким уровнем восприятия;

- 87,5% (14 человек) с низким уровнем переключения и распределения внимания, 12,5% (2 человека) - со средним уровнем переключения и распределения внимания, с высоким уровнем детей нет;

- с низким уровнем наглядно-действенного мышления детей нет, со средним уровнем - 87,5% (14 человек) , с высоким уровнем - 12,5% (2 человека) ;

- все дети со средним уровнем узнавания;

- с низким уровнем образно-логического мышления нет никого, со средним уровнем - 75% (12 человек) , с высоким уровнем - 25% (4 человека) .

Таким образом, большинство детей из полных семей имеют средний уровень восприятия, низкий уровень переключения и распределения внимания, средний уровень наглядно-действенного мышления, узнавания и образно-логического мышления.

Результаты исследования дошкольников из неполных семей представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты исследования детей из неполных семей

По полученным результатам были выделены уровни развития, результаты которых представлены в таблице 4.

Итак, среди дошкольников из неполных семей:

- 40% (4 человека) с низким уровнем восприятия, 40% (4 человека) - со средним уровнем восприятия, 20% (2 человека) - с высоким уровнем восприятия;

Таблица 4 - Распределение по уровням развития у дошкольников из неполных семей

Параметр

Уровень переключения и распределения внимания

9

1

10

- 90% (9 человек) с низким уровнем переключения и распределения внимания, 10% (1 человек) - со средним уровнем переключения и распределения внимания, с высоким уровнем детей нет;

- с низким уровнем наглядно-действенного мышления 20% (2 человека) , со средним уровнем - 80% (8 человек) , с высоким уровнем детей нет;

- с низким уровнем узнавания - 10% (1 человек) , со средним уровнем - 90% (9 человек) ;

- с низким уровнем образно-логического мышления нет никого, со средним уровнем - 90% (9 человек) , с высоким уровнем - 10% (1 человек) .

Таким образом, большинство детей из полных семей имеют средний и низкий уровень восприятия, низкий уровень переключения и распределения внимания, средний уровень наглядно-действенного мышления, узнавания и образно-логического мышления.

Итак, согласно полученным данным в когнитивном развитии детей из полных и неполных семей существенных различий нет. Данные решено было проверить методом математической статистики U критерий Манна-Уитни.

2.3 Проверка гипотезы

Для проверки достоверности выводов, полученных при интерпретации данных, был применен метод математической статистики U критерий Манна-Уитни, который является мощным методом для определения различий по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Алгоритм вычисления критерия представлен в приложении Е, вычисления проводились с помощью приложения Excel.

Для проверки наличия различий выставляют две гипотезы: нулевая гипотеза - об отсутствии различий и первая гипотеза - о наличии различий в признаке у двух групп.

Вычисление критерия представлены в приложении Ж, а результаты вычисления критерия представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Результаты вычисления U критерия Манна-Уитни

Параметр

Уровень переключения и распределения внимания

88,5

Уровень образно-логического мышления

87

Так как показатель критерия Манна-Уитни отражает совпадение между рядами признаков у двух групп, то чем меньше его эмпирическое значение критического, тем больше разница между группами. Согласно таблице критических значений для n1=16 n2=10 U0,05=48 U0,01=36.

Согласно полученным значениям, по всем показателям принимается гипотеза об отсутствии различий. То есть гипотеза не подтвердилась.

Заключение

Детское развитие - это удивительный и даже уникальный процесс. Его особенность заключается в том, что начинается он сверху под влиянием деятельности, а не снизу. Эту практическую деятельность задает уровень общественного развития.

Конкретных определенных форм детское развитие не имеет, так же как и заданной конечной формы.

В социуме не существует процессов развития, которые действуют по уже имеющемуся, т. е. сложившемуся, образцу (за исключением процессов развития в онтогенезе) .

Следовательно, процесс развития человека не подчинен биологическим законам, действующим у животных, а подчинен законам общественно-историческим. Рождаясь, человек не имеет сформированных форм поведения, они складываются с течением времени, благодаря воздействию социума и сложившихся в нем законов.

Понятие когнитивная психология появилось в 60-х годах XX века как раздел психологии, изучающий познавательные процессы человеческой психики.

Познавательные психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Возраст от 3 до 5 лет относится согласно теории Ж. Пиаже к дооперационной стадии, на которой дети усваивают речь, могут одним словом объединить предметы по существенным и несущественным признакам, поэтому их рассуждения кажутся нелогичными.

Согласно теории А. Валлона этот возраст относится к персоналистической стадии и включает три периода, связанные с развитием независимости ребенка и обогащением его «Я».

Когнитивное, то есть умственное развитие - это развитие всех видов мыслительных процессов, таких как память, восприятие, воображение, решение задач, логика и формирование понятий. Дошкольный возраст является периодом оптимальным для когнитивного развития.

Семья является основой для целостного и гармоничного развития детей, оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка и его развитие.

Проведенное исследование показало отсутствие различий в развитии когнитивной сферы у дошкольников из полных и неполных семей. Это может быть объяснено тем, что на когнитивное развитие в большей степени оказывает влияние не полнота семьи, а стили общения и воспитания. В большинстве исследуемых неполных семей есть бабушки, кроме того занятия с педагогом-психологом благоприятно сказываются на общем развитии детей.

Также дополнительные занятия формируют у ребенка чувство ответственности и самостоятельности, если направление выбрано верно и ребенок делает первые успехи. Взрослые должны наблюдать за поведением и предпочтениями ребенка, чтобы определить его таланты и способности. Необходимо записывать, фотографировать, снимать на видео успехи ребенка, но и не оставлять без внимания обычные занятия и привычки - это поможет сопоставить факты и сделать выводы о развитии его (ребенка) основных способностей.

Список литературы

1. Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве./ Н. Авдеева // Дошкольное воспитание,- 2005.- №7.- С.117-122

2. Андерсон Д. Когнитивная психология./ Д. Андерсон. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 496 с.

3. Андреева Т. А. Семейная психология./ Т. А. Андреева. - СПб.: Питер. 2010. - 542 с.

4. Ахметова Л. В. Когнитивная сфера личности - психологическая основа обучения./ Л. В. Ахметова.// Вестник ТГПУ, 2009. - выпуск 9 (87) . - С. 108-115.

5. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология./ Б. М. Величковский. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 336 с.

6. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Л. А. Венгер. - М.: Педагогика, 1986. - 224 с.

7. Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители? / Е. М. Волкова. - М. : Профиздат, 1992. - 94 с.

8. Думитрашку Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности/ Т. А. Думитрашку // Вопросы психологии.- 1991.- №1.- С. 135-142.

9. Дьяченко О. М. Психическое развитие дошкольников./ О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьев. - М.: Педагогика, 1984. - 128 с.

10. Запорожец А. В. Психология./ А. В. Запорожец. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1953. - 342 с.

11. Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия психических травм./ А. И. Захаров. - СПб.: Союз. 1998. - 286 с.

12. Крайг Г. Психология развития. / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 539 с.

13. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И. Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 2008. - 212 с.

14. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики/ А. Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1981. - 584 с.

15. Лысова А. В. Психология семьи./ А. В. Лысова. - Владивосток: ДВГУ. 2003. - 128 с.

16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов./ В. С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 4-е изд., стереотип. - 456 с.

17. Немов Р. С. Психология: учебник в 3 книгах./ Р. С. Немов. - 4-е изд. - М.: Владос, 2009. - Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики - 640 с.

18. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы./ Л. Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996. - 374 с.

19. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства./ Р. В. Овчарова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 354 с.

Овчарова Р. В. Психология родительства./ Р. В. Овчарова. - М.: Академия, 2005.- 312 с.

20. Ревягина Т. А. Значение игровой деятельности для когнитивного развития детей дошкольного возраста./ Т. А. Ревягина, Н. М. Сорокина. // Мир психологии, 2010. - № 1. - С. 85-92.

21. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: учебник./ А. Л. Свеницкий. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 336 с.

22. Солсо Р. Когнитивная психология./ Р. Солсо. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 589 с.

23. Спиваковская А. С. Как быть родителями. / А. С. Спиваковская. - М.: Педагогика родителям, 1986. - 202 с.

24. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология./ Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 274 с.

25. Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983- 1056 с.

26. Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви./ Э. Фромм. - М.: Педагогика, 1990.- 120с.

27. Харчев А. Г., Современная семья и ее проблемы./ А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. - М.: Статистика, 1978. - 224 с.

28. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка./ Т. Г. Хоментаускас. - М.: Рама Паблишинг, 2010. - 240 с.

29. Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение./ Л. Хьелл. Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2007. - 562 с.

30. Шнейдер Л. Б. Семейная психология./ Л. Б. Шнейдер. - М.: Академический проект. 2010. - 582 с.

31. Эльконин Д. Б. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста./ Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1988. - 283 с.

Приложение А

Стимульный материал к методике «Чего не хватает на рисунках?»

Оценка результатов

10 баллов -- ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов -- время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов -- время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов -- время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла -- время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл -- время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

Выводы об уровне развития

Читать далее knowledge.allbest.ru

Когнитивное развитие дошкольника

в играх с логическими блоками Дьенеша

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Умственное ипсихическое развитие ребенканевозможно без познавательной деятельности.

Каждому возрасту соответствуют свои возможности, и индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.

Играть с блоками стоит тем родителям, которые хотят развить у своих детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение) , творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму) . Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

Блоки Дьенеша, которые можно купить практически в любом магазине, специализирующемся на развивающих материалах для детей, представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники) ;

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры) ;

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры) ;

г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры) .

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Знакомство с логическими блоками Дьенеша

Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

- Найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую фигуру) . Пусть малыш находит такую же фигурупо предложенному вами образцу. Так можно подобрать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.) .

Возьмите игрушки и попросите малыша дать мишке все синие фигуры (пусть это будут, например, конфеты) , зайчику - желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируемфигуры по размеру, форме, толщине. Сравните два блока по толщине, величине.

Варианты игровых заданий с блоками

  • Выкладываем дорожки из фигур (любые фигуры выкладываются поочередно друг за другом) .
  • «Весёлая гусеница» Выкладывание только круглых фигур.
  • «Паровозик Чух-чух» Выкладывание только квадратных фигур.
  • «Дорожка для Мишки» Выкладывание только красных фигур.
  • «Дорожка для Зайки» Выкладывание только желтых фигур.
  • Каждой фигуре нужно найти пару по одному признаку, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
  • Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине) . Предложите ему продолжить ряд.
  • 3 фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать круглую фигуру (большую или маленькую) .
  • Ребенку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке.
  • В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Пересчитайте блоки, назовите итоговое число. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
  • Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.

цвет обозначается пятном

величина - силуэт домика (большой, маленький) .

форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный) .

толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий) .

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д. Постепенно задания с карточками усложняются.

  • Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
  • Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  • Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине) .
  • Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  • Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  • Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..) .
  • Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
  • Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета) .
  • Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.) . Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
  • По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  • Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера) .
  • Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
  • В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера) .

Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:

Альбом Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)

Пособие «Удивляй-ка» (2-3 года)

Альбом к блокам Дьенеша «Лепим нелепицы» (от 4-х лет)

Альбом Блоки Дьенеша «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.

Альбом Блоки Дьенеша "Поиск затонувшего клада"(5-8 лет) ,

Альбом Блоки Дьенеша "Праздник в стране блоков" (5-8 лет)

Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (4 - 7 лет)

Методическая литература по теме:

1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А. А. Столяра. М., "Просвещение", 1988)

2. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.

3. Касабуигсий Н. И. и др. Математика "О". Минск, 1983.

4. Столяр А. А. Методические указания к учебному пособию "Математика "О". Минск. Народная асвета, 1983.

5. "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000.

Подробней nsportal.ru

Тема: «Когнитивное развитие детей с ОНР

старшего дошкольного возраста

развивающего обучения»

Подготовила: Исаченко Ю. Г.

Вопрос о речевом развитии ребёнка с ОНР в дошкольной педагогике в настоящее время является актуальным. Его изучение ведётся учёными различных областей науки: языкознания, лингвистики детской речи, психолингвистики, нейропсихологии, психологии, коррекционной педагогики. Это связано, прежде всего, с комплексом причин и механизмов, лежащих в основе данной патологии.

Кроме нарушений звукопроизношения, лексических и грамматических трудностей для детей данной категории особенно характерна недостаточная сформированность процессов тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены внимание, память, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. Поэтому у детей с ОНР сильно страдает связная речь.

Развёрнутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. В воспроизведении текстов по образцу заметно отстают от нормально говорящих сверстников.

Известно, что количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, за последнее десятилетие значительно возросло. Как показывают исследования, значительно изменилась и симптоматика речевого недоразвития. Поэтому педагоги дошкольных образовательных учреждений, работающие с детьми с ОНР, нуждаются в создании не только оптимальных методик диагностики, профилактики, но и коррекции общего недоразвития речи различного этиопатогенеза.

В настоящее время в дошкольной педагогике накоплен богатый опыт, позволяющий применять в практической деятельности не только новые инновационные технологии, но и по-новому пересматривать арсенал традиционных средств, приёмов, игровых упражнений и учебных заданий.

Мною используются мнемотехнические приёмы (см. понятие «мнемотехника» ниже по тексту) , описанные в работах Жана Пиаже(1896 – 1980 г.г.) .

Развивая в своих трудах теорию когнитивного развития, познавательных способностей ребёнка дошкольного возраста, швейцарский учёный значительное место уделял и отдельным дидактическим приёмам. Познание же дошкольником окружающего мира, согласно Ж. Пиаже, понималось как некий процесс обработки и упорядочивания информации различной модальности.

В психологии понятие «когнитивная»или «cognition», причудливо сочетающее в себе значение двух латинских терминов – cognition и cogitation, передаёт смысл «познание», «познавание» (т.е. фиксируя как процесс приобретения знаний и опыта, так и его результаты) , а также «мышление», «размышление». Чаще всего это понятие обозначает познавательный процесс или же совокупность психических (ментальных, мыслительных) процессов восприятия мира.

Согласно теории швейцарского психолога Ж. Пиаже, когнитивное развитие проходит четыре этапа.Стадия сенсомоторного интеллекта начинается с рождения и продолжается до двухлетнего возраста. Стадия дооперационального мышления – от двух до семи лет. Стадия конкретных операций длится вплоть до одиннадцати-двенадцати летнего возраста. И стадия формальных операций – от 11-12 до 18 лет и старше.

Все дети проходят эти периоды, но с некоторыми различиями. Однако, согласно Ж. Пиаже, не каждый человек способен достичь четвёртой стадии развития мышления.

1. Стадия сенсомоторного интеллекта.

Это стадия, на которой ребёнок, наделённый изначально только рефлексами, постепенно связывает воедино разрозненные восприятия и действия. Шаг за шагом ребёнок постигает свойства окружающих объектов через действия с ними, что приводит к появлению представлений об объектах в умственном плане (репрезентациям, то есть представлением самому себе) . Это принципиально важный шаг для когнитивного развития, т. к. он знаменует появление внутреннего плана окружающей среды.

Это позволяет перейти на новую стадию интеллектуального развития.

2. Стадия дооперационального мышления.

На этой стадии сначала происходит развитие символических функций у детей 2-4 лет: символической игры, где один предмет может заменять другой (кубик может быть машинкой, паровозиком и т. п.) , ребёнок может действовать понарошку (как бы) , происходит развитие речи как символической функции, где слово заменяет отсутствующие объекты, события, действия.

Подобное развитие символических функций позволяет ребёнку перейти к действиям в уме, что необходимо для построения рассуждений. Дети пяти-семи летнего возраста уже способны строить умозаключения, но они отличаются от логики взрослого человека, в силу центральной особенности мышления ребёнка данного возраста – эгоцентризма. Ребёнок не способен учитывать различные аспекты ситуации, он центрирован на одной стороне задачи, не может встать на другую точку зрения.

Представления ребёнка синкретичны, т. е. признаки объектов и явлений рядоположены, не выделяются существенные и второстепенные признаки, не вскрыты правила, связывающие эти признаки. Отсюда своеобразие детских суждений на данной стадии развития.

3. Стадия конкретных операций.

На данной стадии ребёнок способен к логическим умозаключениям, однако, при условии конкретности условий задачи.

4. Стадия формальных операций.

С 11-12 лет и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, «группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект».

Таким образом, возраст пяти-шести лет совпадает с одним из этапов когнитивного развития. Именно в этом возрасте у детей с ОНР появляется возможность посещать логопедическую группу детского сада.

Программа коррекционно-развивающего обучения предусматривает формирование как речевых, так и неречевых навыков (восприятия, внимания, памяти, воображения) . Происходит становление эмоционально-волевой сферы, навыков учебно-практической деятельности.

Поэтому я считаю, что очень важно уделять внимание вопросам организации среды развития детей таким образом, чтобы обеспечить благоприятные условия и для развития индивидуально-типологических качеств. Дети должны усвоить нравственные понятия о добре и зле, долге и чести, о милосердии.

Пиаже считал, что развитие нравственности тесно связано с когнитивными возможностями. Для того, чтобы выносить какие-то моральные суждения, ребёнок должен усвоить правила рассуждения в мыслительном плане. Он один из первых начал исследовать нравственное развитие, предлагая детям моральные диллемы.

Безусловно, маленький ребёнок черпает свои знания об окружающем мире и из своего непосредственного опыта. Позже дети и взрослые приобретают знания уже опосредованным путём, из книг, устной коммуникации, телевидения и других источников информации. Ребёнок живёт в социуме и в мире культуры. И все его знания о мире – это социальные и культурные знания.

На занятиях, в сюжетно-ролевых играх я создаю новые для детей социальные ситуации, в которых у них воспитываются чувства сострадания, заботы, уважения к старшим.

В настоящее время я уделяю большое внимание воспитанию у детей навыков коммуникативной компетенции, их речевого и когнитивного развития, формированию элементарно-трудовых умений, учебно-практической деятельности. От этого во многом зависит успешность коррекции речи и неречевых психических функций.

Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи является важнейшей задачей педагога, ибо связная речь таких детей характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений.

Занимаясь с детьми, я пришла к выводу: надо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность. Известно, что С. Рубинштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, Л. Выготский считали: рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; при этом очень важно, чтобы все элементы на схеме, рисунке и т. д. были расположены в нужной для развёрнутого высказывания последовательности.

Особое место в моей работе с детьми занимает мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.

Мнемотехника предполагает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. И одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Большую помощь оказала мне статья Т. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов» (см.: Дошкольное воспитание. – 1990. - № 10) . Я изготовила наглядные схемы, помогающие детям с ОНР составлять описательные рассказы о деревьях, овощах и фруктах, домашних и диких животных, о временах года, о птицах, о предметах посуды и т. д. Например, « Расскажи о помидоре», «Расскажи о яблоке», «Расскажи о весне». Каждую мнемотаблицу по временам года я дополнила предполагаемым ответом детей, который помогает в ходе работы сразу сориентировать ребёнка на нужный ответ. Например:

1. Осенью небо покрыто тучами, из них часто идёт дождь.

2. Осенью дует сильный, холодный ветер, с деревьев облетают листочки и это время называется листопад.

3. Осенью в лесу вырастают грибы, а в садах поспевают яблоки. Люди убирают урожай овощей с полей и огородов.

4. Осенью на небе часто появляются тучи, из которых идёт дождь. Дует холодный осенний ветер. С деревьев облетают листочки.

Птицы улетают в тёплые края.

5. Осенью солнышко часто прячется за тучи, из которых идёт холодный дождь. Люди от дождя прячутся под зонтики. Дует сильный осенний ветер, с деревьев срывает листочки. Птицы улетают в тёплые края.

В садах поспевают яблоки, в полях и огородах созревает урожай овощей.

Работая с детьми, всё более убеждалась, что использование наглядных средств, отражающих план последовательного рассказа, помогает добиться хороших результатов. Стойкие положительные показатели усвоения навыков рассказывания побудили меня расширить рамки использования мнемотаблиц и в других видах развития связной речи.

Так, я начала использовать схемы, иллюстративные панно при обучении детей не только составлению описательных рассказов, но и пересказу, который занимает особую роль в формировании связной речи. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительность, произношение, углубляется умение строить предложения и текст в целом.

Организуя занятия по обучению пересказу, придерживаюсь строгого плана:

  1. организационная часть (цель – помочь детям сконцентрировать внимание, подготовить их к восприятию текста) ;
  2. чтение текста (без установки на пересказ) ;
  3. разбор текста в вопросно-ответной форме (вопросы ставлю так, чтобы дети могли ещё раз уточнить основные моменты сюжета, способы его языкового выражения) ;
  4. повторное чтение текста (с установкой на пересказ) ;
  5. пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал) ;
  6. упражнения на закрепление языкового материала;
  7. анализ детских рассказов.

Не к любому художественному произведению можно составить схему или панно. Необходимо, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими по очереди появляющимися персонажами.

Например, иллюстративное панно просто необходимо при обучении детей пересказу сказки «Вершки и корешки» (в обработке К. Д. Ушинского) . Текст сказки чётко делится на две части: сначала мужик и медведь сажали и делили репу, затем сеяли пшеницу и тоже делили её. Детям обычно трудно запомнить, что кому досталось в первой части сказки, что – во второй.

Наглядное панно всё расставляет по своим местам. Вверху доски прикрепляю картинки с изображением мужика и медведя. Выросла репа – мужик взял корешки, а Мише отдал вершки (под мужиком прикрепляю картинки с изображением самой репы, под медведем – её ботву) . Поспела пшеница – мужик взял себе вершки, а Миша – корешки (рядом с репой прикрепляю картинку с колосками, а около картинки с ботвой репы помещаю изображение тонких корней колоса пшеницы) .

Итак, на иллюстративном панно – схеме дети видят всех действующих сказки, причём в их связях друг с другом, поэтому при пересказе они могут основное внимание концентрировать на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи тех слов и выражений, характерных для произведения, которое они пересказывают.

На последующих занятиях иллюстративные панно я заменяю моделированием сюжета произведения с помощью мнемотаблиц (условных схем) , которые помогают детям учиться составлять план пересказа. Например, при пересказе рассказов К. Ушинского «Гуси», «Петушок с семьёй» я использовала схемы, отражающие последовательность описания внешнего вида петушка и гусей.

Наглядность (иллюстративные панно, мнемотаблицы) я использую не только при обучении пересказу и составлению описательных рассказов, но и при автоматизации звуков в связных текстах, заучивании стихотворений.

Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков запоминается легко, если его последовательность наглядно предоставляется ребёнку. Тогда основное внимание он может концентрировать на правильном произношении трудных для него звуков.

Для того чтобы отследить эффективность использования мнемотаблиц я выделила подгруппу детей, в которую включила двоих детей с высоким уровнем развития, двоих – со средним, двоих – с низким уровнем развития.

Анализ динамики показал:

а) без использования мнемотаблиц:

- дети с высоким уровнем развития после первого прочтения текста не сразу запоминают детали содержания, хотя основной сюжет воспроизводят. Дети этой категории также опускают выразительные средства (определения, однородные члены) , слабо используют интонационные выразительные средства (мимику, интонацию) ;

- дети со средним уровнем развития опускают достаточно важные части сюжета. Также наблюдаются недостатки в речевом воспроизводстве материала, указанные выше для детей с высоким уровнем развития;

- дети с низким уровнем развития не запоминают текст с первого раза и не могут воспроизвести. Называют отдельных персонажей, которые им понравились.

б) с использованием мнемотаблиц:

- дети с высоким уровнем развития могут использовать определения при описании, более детально раскрывают содержание, при повторном использовании мнемотаблицы выполняют задание самостоятельно;

- дети со средним уровнем развития восстанавливают основную линию сюжета с пропусками незначительных деталей, при повторном использовании таблицы в речи детей появляются определения, однородные члены, дети используют интонационные средства выразительности;

- дети с низким уровнем развития могут передать основную линию сюжета, но достаточно элементарно, простыми фразами. Повторное и дальнейшее использование мнемотаблиц заметно улучшает динамику усвоения навыков пересказа.

Итак, использование мнемотехнических приёмов позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную (графическую) информацию, её перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствие с поставленными учебными задачами.

Работа по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц подтверждает высокую эффективность коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие волевой сферы дошкольника

    Содержание Введение Глава 1. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника и ее развитие .1 ­моционально-волевая сфера 1.2 Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника Глава 2. ­ксперимен...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие мышления дошкольников

    Развитие мышления дошкольников | Мам-совет Рубрика: Детиmam-sovet Дошкольником принято считать ребенка 3-7 лет. В этом возрасте у детей происходит активное развитие всех познавательных процессов,...

  • Развитие познавательных процессов у дошкольников

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Развитие связной речи дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит...

  • Арушанова а г развитие коммуникативных способностей дошкольника

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами...

  • Умственное развитие старших дошкольников

    Программа комплексного развития старших дошкольников «Интеллектуальная минутка» Повышение активности мышления, речи детей старшего дошкольного возраста. Развитие произвольности психических процес...

  • Комплексное развитие речи дошкольников

    Реферат на тему Влияние комплексных занятий на развитие речи дошкольников скачать бесплатно г) Данные роста словаря В. Штерна, Д. Эльконина, Смита 2. Методика развития словаря у детей дошкольного...

  • Развитие речи дошкольников по фгос

    Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь...

  • Познавательное развитие дошкольников

    Познавательно-речевое развитие дошкольников Познавательно-речевое развитие дошкольников Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Развитие познавател...

  • Характеристика интеллектуального развития дошкольника

    Консультация для родителей Интеллектуальное развитие дошкольников Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и о...