Комплексный подход к развитию личности дошкольника

Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников

«Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников»

Актуальность темы

Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста, представляются нам интегрированные занятия, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:

• способствует формированию у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического отношения к миру;

• развивает эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художественно – образное мышление как основу развития творческой личности;

• способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;

• воспитывает понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними.

В интеграции не все компоненты включаются в процесс художественного творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединяются другие аспекты и виды деятельности, которые должны помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми. Применительно к интеграции в работе по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста в качестве таких стержневых содержаний чаще всего выступают музыка, художественная литература, изобразительное искусство. Интегрированные занятия: музыка – рисование; развитие речи – рисование; музыка – развитие речи – рисование.

Интегрированный подход в организации образовательного процесса детей дошкольного возраста – это процесс, охватывающий широкий спектр разных видов деятельности и линий развития детей.

В сфере нашего профессионального интереса лежит проблема интеграции содержания изобразительной деятельности и других образовательных областей в рамках художественно-эстетического развития дошкольников.

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что данные занятия направлены на развитие творческих задатков детей с помощью интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» с другими образовательными областями («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие») .

Цель интегрированной образовательной деятельности – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, изобразительной деятельности) .

Для реализации задач используются следующие методы и приемы:

• дидактические игры;

• метод эстетического убеждения и эстетического выбора на формирование эстетического вкуса: подбор иллюстраций на темы;

• традиционные методы: подражание, диалог, беседы по картинками, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, круглый стол;

• оформление выставок детского творчества;

• метод сенсорного насыщения: цветовые ПАННО, ШКАЛА ПАЛИТРЫ, еженедельная выставка цвета и формы;

• методы двигательной активности: физминутки, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры; пальчиковая гимнастика;

• слушание музыкальных произведений;

• методы сотворчества (коллективные работы) ;

• включение элементов творчества в занятия с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность;

• использование нетрадиционных техник рисования.

Алгоритм образовательной деятельности с использованием интегрированного подхода:

• Организационный момент: Чтение детской литературы, прослушивание музыки, наблюдение за природой.

• Введение в тему: загадывание загадок, разыгрывание эпизодов сказок, этюдов, театр на фланелеграфе, дидактические игры «Составь узор», «Подбери цвет к форме», «Чем это нарисовано? »

• Использование большого ассортимента практического материала: природного, атрибутов нетрадиционного рисования, бросового материала и т. д.

• Физкультминутка.

• Практическая часть: практические действия со способами и приемами рисования, закрепление их отдельных элементов.

• Итог. Рефлексия: закрепление полученных навыков и знаний посредством создания индивидуальных, персональных, коллективных работ, совместных сюжетно-ролевых игр, викторин «Угадай, что нарисовано», «Разбери картину на этапы рисования».

• В конце образовательной деятельности проводится ее анализ педагогом, самими детьми, организуется мини-выставка творческих работ детей. В конце года проводится итоговое занятие.

Педагогические задачи:

• Повысить собственный уровень знаний путём изучения программного обеспечения образовательной области «Художественное творчество».

• Разработать перспективный план работы с детьми.

• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

• Оформить в группе центр активности «Художественное творчество»: «Народные игрушки, росписи», «Репродукции картин», «Схемы», «Трафареты», «Раскраски», «Дидактические игры», «Цветные ладошки» «Альбомы».

• Подготовить (провести) консультации для педагогов.

• Подготовить (провести) консультации для родителей.

• Подготовить отчет по теме самообразования.

www.maam.ru

Семинар-практикум «Комплексный подход к развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников»

Уважаемые коллеги!

-Я рада приветствовать Вас в нашей педагогической мастерской, и предлагаю Вам поприветствовать друг друга, но не совсем обычно, а с разными эмоциональными оттенками. (Упражнение «Приветствие»). (Слайд 2)

Итак, мы видим, как одно слово, произнесённое с различной эмоциональной окраской, может повлиять на дальнейший стиль общения участников.

Все мы знаем, что личность формируется и функционирует в постоянном взаимодействии с другими людьми. В качестве одного из механизмов этого взаимодействия выступает общение или коммуникация.

(Слайд 3)

Понимание личности как коммуникативной, рассмотрение самого процесса общения как взаимодействия, а именно, субъект-субъектных отношений содержится в работах учёных разных поколений. На основе некоторых теоретических положений Л. С. Выгодского, М. И. Лисиной, Е. Е. Кравцовой, Р. Б. Стеркиной, В. А. Маралова выстроена наша система работы по развитию коммуникативной компетентности.

Мир детства в XXI веке становится отражением тех динамических преобразований, которые происходят в современном обществе. Это обстоятельство, с одной стороны, предоставляет ребенку новые возможности, а с другой, - делает его еще более уязвимым и психологически незащищенным. Поэтому требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, возрастают. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.

Главным условием повышения качества дошкольного образования является наличие профессионально-подготовленных педагогических кадров. В связи с чем, необходимо формировать профессиональную компетентность воспитателя, способного работать в условиях личностно-ориентированного взаимодействия, владеющего методами и приемами организации педагогической работы с детьми.

Именно поэтому мы обращаемся к понятию «коммуникативная компетентность», которая включает в себя следующие компоненты: (Слайд 4)

- Грамматическая компетенция

- Социолингвистическая компетенция

- Компетенция высказывания

- Компетенция речевой стратегии

Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления дружеских отношений.

Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка, объективная требовательность к нему, искренность и доброжелательность.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тест «Проверьте какой вы педагог» (модификация Р. Р. Калининой) .

Итак, уважаемые педагоги, пройдя этот тест, вы оценили себя как педагога, возможно его результаты станут стимулом для дальнейшего совершенствования ваших профессиональных умений. Этот тест остаётся у вас, вы можете предложить его своим коллегам.

Почему же проблема комплексного подхода к развитию коммуникативной компетентности дошкольников в системе дошкольного образования на сегодняшний день актуальна? (Слайд 5)

Из указанных аспектов хотелось бы выделить тезис о недостаточно высоком оценивании значения коммуникативного развития ребенка. А ведь сегодня это действительно важная проблема, к решению которой мы должны подходить комплексно, интегрируя все направления воспитательно-образовательного процесса.

(Слайд 6)

Таким образом, работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы поставили перед собой цель: Развитие социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста .

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей развития коммуникативных умений у детей 6-7 лет.

Естественно для успешной реализации поставленной нами цели необходимо решить задачи по формированию коммуникативной компетентности педагогов.

Задачи: (Слайд8)

В процессе взаимодействия с ребенком коммуникативная компетентность взрослого проявляется в адекватности используемых вербальных и невербальных средств в разнообразных ситуациях общения; построении эффективного диалога с дошкольникоморганизации поддерживающего взаимодействия, безопасной, здоровьесберегающей среды общения; обеспечении гармоничного развития познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной, нравственной сферы ребенка.

Характер коммуникативной компетентности педагога проявляется в индивидуальном стиле общения с детьми-дошкольниками, который отражает определённую воспитательскую позицию.

- Сейчас я хочу предложить вам небольшую игру. Перед вами описания шести воспитательских позиций, а также сказочные герои, каждому из которых соответствует одно из описаний. Ваша задача распределить героев сказок к соответствующим педагогическим позициям. (Слайд 8)

Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в чётком и правильном исполнении детьми его установок. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Дети быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.

Мальвина. Такой педагог чётко знает, что правильно, а что нет. Он умён, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Как следствие, отсутствие у детей любознательности и эмоциональности.

Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя отсутствует». Её общение с детьми носит абсолютно формальный характер, дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие – дети становятся такими же безразличными к окружающему.

Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, ни на минуту не оставляет детей без внимания и контроля. Всё расскажет, всё покажет, разжуёт и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость действовать самостоятельно.

Снежная Королева. Красавица, лишённая чувства любви и привязанности к детям. Её главное желание – повелевать маленькими Каями. Она добивается подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но по сути бесполезным времяпрепровождением.

Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Главное – любит детей!

-Как вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию эмоциональной, стремящейся к общению, самостоятельной личности ребёнка и почему?

Данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.

(Слайд 9)

Нами были определены задачи по формированию коммуникативных умений детей (Слайд 10)

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

Я считаю, что наблюдение за тем, как ребенок играет является наиболее доступным для воспитателей и достоверным диагностическим методом определения уровня его коммуникативных умений. Игра помогает развивать у ребёнка способности к восприятию различных коммуникативных средств вербального и невербального общения.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у дошкольников помогают научиться сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, говорить самому.

- Я предлагаю вам игру на развитие умений использовать невербальные средства общения – мимику и жесты.

Разговор через стекло

Воспитатели становятся друг напротив друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить. ”, а другой группе отгадывать то, что они увидели.

- А теперь игра на развитие вербальной коммуникации

Что в сундучке?

Оснащение: сундучок, различные предметы.

Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».Тот, кто первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

Таким образом, у нас был создан проект модели комплексной работы, которая содержит три основных раздела (Слайд 11)

Развитие коммуникативных компетенций дошкольников осуществляется в различных видах деятельности – совместной педагога и ребёнка и самостоятельной деятельности детей.

Направления работы с детьми (Слайд 12)

Все эти направления способствуют активизации сотрудничества со сверстниками, формированию дружеских отношений детей друг к другу, развитию их эмоциональной сферы.

Беспорно, для реализации этих напрвлений работы с детьми очень важное значение имеет организация развивающей образовательной среды и создание условий психологической комфортности дошкольников. (Слайд 14)

Говоря о комплексном подходе к развитию коммуникативных навыков детей, нельзя забывать о таком важном аспекте, как партнёрство и сотрудничество с семьёй. (Слайд 15)

Основными задачами является (Слайд 16)

Первый опыт общения ребёнок получает именно в семье. И от успешности этого взаимодействия зависит дальнейшее развитие детской личности.. Наш коллектив тесно сотрудничает с родителями во всех направлениях: проводятся различные консультации, семинары – практикумы, мы приглашаем родителей играть вместе с детьми в группе. (Слайд 16)

Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что смогла вызвать у вас интерес к данной проблеме, так как она затрагивает одну из важнейших сторон формирования и развития личности, так как только социально-адаптированный человек может добиться успехов в современном обществе. (Слайд 17)

Спасибо за внимание и участие!

Прикреплённые файлы:

seminar-prezentacija_o2hco.ppt | 8753 Кб | Скачан: 195
www.maam.ru

Реализация системно-деятельностного подхода к развитию ребенка в ДОУ

В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требований к дошкольному образованию. Ребенок, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, должен накопить необходимый опыт деятельности и общения, активно взаимодействуя с окружающей средой, сверстниками и взрослыми, чтобы быть готовым к саморазвитию и успешной самореализации в будущем. Главная задача воспитателя - создание условий для построения индивидуальной траектории развития каждого ребенка на этапе дошкольного образования.

В нашем дошкольном учреждении педагоги перешли от простой передачи детям знаний к формированию интегративных качеств личности, в том числе универсальных предпосылок учебной деятельности, развитию творческого воображения.

В основу работы легла Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Мир открытий" под редакцией Л. Г. Петерсон. Научную основу программы составляет система дидактических принципов деятельностного метода: психологической комфортности, деятельности, минимакса, целостности, вариативности, творчества, непрерывности. Все эти принципы действуют как целостная система, позволяющая создать единое развивающее образовательное пространство.

Одним из основополагающих принципов, заявленных в Федеральных Государственных Требованиях, является принцип интеграции образовательных областей. Каждая область дополняет и обогащает другие, раскрывает различные аспекты одного и того же явления, углубляя его понимание и обеспечивая целостность восприятия. На его основе строится образовательный процесс в нашем ДОУ.

Например, в течение дня общения со сказкой дети младшей группы слушают сказки, рассматривают иллюстрации к произведениям, рисуют сказочных героев, изготавливают поделки из различных материалов, рассказывают о любимых сказочных героях. Педагог помогает детям оказаться зрителями кукольного театра в сопровождении инструментальной музыки, организует участие в подвижной игре «Собери фрукты и овощи для Зайки», путешествие по Поляне Сказок.

В течение дня дети не замечают, что их чему-то учат. Дошкольники добывают информацию в активной деятельности под умелым руководством взрослого. Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, помощника, организатора. Его задача - пробуждать и поддерживать интерес воспитанников, желание познавать окружающий мир.

Еще одним примером интеграции образовательных областей является создание игрового пространства «Театр» в старшей группе. Педагог знакомит детей с искусством дизайна, создает условия для развития восприятия, умения анализировать реальные объекты и их изображения на макетах, фотографиях, схемах, картах, организует работу с планом помещения. Дети учатся конструировать из различных подручных материалов, использовать предметы - «заместители» в работе. Одним из этапов деятельности по созданию театра является компьютерное моделирование и художественное конструирование из различных видов бумаги. Вместе с этим педагог способствует развитию у детей свободного общения со сверстниками, развитию связной речи. Формирование патриотических чувств происходит через знакомство с величайшими театрами нашей Родины. Для дошкольников создаются благоприятные условия не только для познавательного развития, но и для совместной театрализованной деятельности, для развития интереса к музыке, музыкально – ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах.

Одной из важных составляющих процесса творческого взаимодействия детей и взрослых является организация культурно - досуговой деятельности.

Педагоги и родители воспитанников нашего образовательного учреждения организуют множество развлечений с учетом региональных особенностей. Ярким мероприятием является «Здравствуй, Зимушка хрустальная! ». Содержание и формы развлечений в течение целой недели варьируются в соответствии с возрастом дошкольников. В их число входят игры, аттракционы, спортивные развлечения зимней тематики. К проведению «Музыкальных посиделок» привлекаются учащиеся музыкальной школы, сотрудники детской библиотеки. Неоценимую помощь в изготовлении различных костюмов и атрибутов игровых образов оказывают родители дошкольников. Старшим детям предлагается участие в мероприятии «К нам пришла сказка! ». Наряду с этим они готовят и показывают для малышей спектакль по сценарию русской народной сказки или сказки коренных малочисленных народов Севера.

С целью реализации принципа системности в учреждении разработано комплексно-тематическое планирование. В его структуре отражается образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Тематика комплексно- тематического планирования способствует развитию у дошкольников интереса к познанию, расширяет и углубляет представления об окружающем мире.

Вся совместная деятельность участников образовательного процесса направлена на разностороннее развитие детей с учетом их индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно - речевому и художественно- эстетическому.

В результате освоения программы у детей формируются следующие интегративные качества:

• физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками;

• любознательный, активный;

• эмоционально отзывчивый;

• овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

• способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

• имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

• овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

• овладевший необходимыми умениями и навыками.

Работая по программе «Мир открытий», педагоги нашего дошкольного учреждения помогают ребенку открывать мир, создают атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками педагогического процесса.

www.maam.ru

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Социально-эмоциональное

Социально-эмоциональное развитие этоцеленаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другимлюдям, окружающему миру, умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других, а также развитие социально - значимых навыков поведения в обществе.

Сформированность этих качеств к концу дошкольного возраста обеспечит основу для дальнейшего развития таких значимых личностных образований, как: способность к творческому самовыражению, самореализации и саморазвитию. В конечном итоге - обеспечение социально - эмоционального благополучия человека это – формирование чувства уверенности в своих силах, гармоничное взаимодействие с социумом и жизненные успехи.

Содержание социально-эмоционального воспитания и развития реализуется через специально организованные формы, виды совместной деятельности воспитателя с детьми (интерактивные игры, игры-тренинги, игры-экспериментирования, детские проекты)

В детском саду «Солнышко» создаются такие условия, чтобы каждый ребенок смог:

-найти свою нишу и реализовать социальные потребности и творческие возможности;

-чувствовал уют, комфорт и свою персональную значимость для всех окружающих его людей.

Знакомство с основными эмоциями происходит, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специальных занятиях, где дошкольники испытывают разнообразные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, картинами, фильмами, мультфильмами, спектаклями и музыкой, которые пробуждают эмоции и чувства. Значимость таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают лучше понимать не только свои чувства, но и чувства окружающих их людей. Развивая чувства, желания и взгляды, наши педагоги учат внимательно относиться к настроениямдруг друга, понимать и ясно выражать свои эмоции, считаясь с настроением и мнениями окружающих. Самостоятельная деятельность ребенка в специально организованной среде дает ему возможность выразить себя, приобрести социальные навыки в общении со сверстниками

Наиболее эффективные и доступные методы развития у дошкольников эмоций - это: сюжетно-ролевые и подвижные игры, игровые упражнения, психогимнастика, применение театрализованной техники выразительных движений, разыгрывание этюдов, активное применение мимики и пантомимики. С их помощью развивается социально- эмоциональная сфера детей дошкольного возраста. Дети учатся знакомиться с помощью упражнения «Здравствуй, это я», «Давайте познакомимся».

Широко используются в работе с дошкольниками проблемные ситуации или сюжеты для игр-драматизаций «В группу пришел новенький», «Я нечаянно...», «Что делать, если...». В результате дети понимают, что дружба дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому человеку.

Развивать эмоциональную сферу дошкольника, научить его понимать свои эмоции и проявлять их - задача не только психолога, педагогов и воспитателей ДОУ, но и родителей. Поэтому в детском саду действует комплексный подход к этой проблеме. Для родителей и воспитателей проводятся семинары-практикумы, тренинги, индивидуальные консультации, оформляется стендовая информация по проблемам развития социально- эмоциональной сферы детей.

Физкультурно-оздоровительное

Образовательная область «Физическая культура»

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) ;

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) ;

– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Образовательная область «Здоровье»

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Вся физкультурно-оздоровительная работа планируется с учетом физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья детей. Ведется тесное сотрудничество с воспитателями и родителями.

В группах оборудованы спортивные уголки, доступные для детей и содержащие пособия для подвижных игр, утренней гимнастики, спортивных игр. Есть пособия для групповой и индивидуальной работы, спортивная площадка. Диагностика, которую мы проводим 2 раза в год, позволяет нам координировать все наши действия в физическом развитии каждого ребенка.

Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Системная работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия с включением компонента корригирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, сколиоза. Прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения помогают решению задачи оздоровления детей.

Большое внимание медико-педагогический коллектив ДОУ уделяет закаливающим процедурам, так как закаливание организмаребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды.

Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом рекомендаций врача-педиатра, старшей медсестры, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В ДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:

- упражнения после сна (в постели) ;

- массаж пяток;

Материал shig-dssol.ru

Стаж педагогической работы: 4 года

Место работы: МБДОУ № 57

Дата начала работы над темой: 01.09.2014г.

Предполагаемая дата окончания работы: 31.08.2017г.

Тема: «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развитияхудожественно - творческогопотенциала дошкольников»

Актуальность темы

Однимиз наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста, представляются нам интегрированные занятия, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература) , выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Интеграцияв системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:

  • способствует формированию у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического отношения к миру;
  • развивает эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художественно – образное мышление как основу развития творческой личности;
  • способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;
  • воспитывает понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними.

В интеграции не все компоненты включаются в процесс художественного творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединяются другие аспекты и виды деятельности, которые должны помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми.

Применительно к интеграции в работе по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста в качестве таких стержневых содержаний чаще всего выступают музыка, художественная литература, изобразительное искусство. Интегрированные занятия: музыка – рисование; развитие речи – рисование; музыка – развитие речи – рисование.

Интегрированный подход в организации образовательного процесса детей дошкольного возраста– это процесс, охватывающий широкий спектр разных видов деятельности и линий развития детей.

В сфере нашего профессионального интереса лежит проблема интеграции содержания изобразительной деятельности и других образовательных областей в рамках художественно-эстетического развития дошкольников.

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что данные занятия направлены на развитие творческих задатков детей с помощью интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» с другими образовательными областями («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие») .

Цель интегрированной образовательной деятельности– объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, изобразительной деятельности) .

Для реализации задач используются следующие методы и приемы:

  • дидактические игры;
  • метод эстетического убеждения и эстетического выбора на формирование эстетического вкуса: подбор иллюстраций на темы;
  • традиционные методы: подражание, диалог, беседы по картинками, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, круглый стол;
  • оформление выставок детского творчества;
  • метод сенсорного насыщения: цветовые ПАННО, ШКАЛА ПАЛИТРЫ, еженедельная выставка цвета и формы;
  • методы двигательной активности: физминутки, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры; пальчиковая гимнастика;
  • слушание музыкальных произведений;
  • включение элементов творчества в занятия с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность;
  • использование нетрадиционных техник рисования.

Алгоритм образовательной деятельности с использованием интегрированного подхода:

  • Организационный момент: Чтение детской литературы, прослушивание музыки, наблюдение за природой.
  • Введение в тему: загадывание загадок, разыгрывание эпизодов сказок, этюдов, театр на фланелеграфе, дидактические игры «Составь узор», «Подбери цвет к форме», «Чем это нарисовано?»
  • Использование большого ассортимента практического материала: природного, атрибутов нетрадиционного рисования, бросового материала и т.д.
  • Физкультминутка.
  • Практическая часть: практические действия со способами и приемами рисования, закрепление их отдельных элементов.
  • Итог. Рефлексия: закрепление полученных навыков и знаний посредством создания индивидуальных, персональных, коллективных работ, совместных сюжетно-ролевых игр, викторин «Угадай, что нарисовано», «Разбери картину на этапы рисования».
  • В конце образовательной деятельности проводится ее анализ педагогом, самими детьми, организуется мини-выставка творческих работ детей. В конце года проводится итоговое занятие.

Педагогические задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения программного обеспечения образовательной области «Художественное творчество».
  • Разработать перспективный план работы с детьми.
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
  • Оформить в группе центр активности «Художественное творчество»: «Народные игрушки, росписи», «Репродукции картин», «Схемы», «Трафареты», «Раскраски», «Дидактические игры», «Цветные ладошки» «Альбомы».
  • Подготовить (провести) консультации для педагогов.
  • Подготовить (провести) консультации для родителей.
  • Подготовить отчет по теме самообразования.

Литература: Программное обеспечение образовательной области

«Художественное творчество»

Перечень программ и технологий

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: «Мозаика-Синтез», 2014. – 368 с.

2. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область "Художественное творчество". ФГОС./Бондаренко Т. М. -М: Издательство: Учитель г. Воронеж, 2013.

3. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.

4. Комарова Т. С. Программа эстетического воспитания дошкольников. Красота. Радость. Творчество. – М., 2001.

5. Климова Е. П. Художественно – эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. – Волгоград: Учитель, 2005.

7. Корчаловская Н. В., Посевина Г. Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. – Ростов н/Д «Феникс», 2003.

Перечень пособий

1. Казакова Т. Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996.

2. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) . Пособие для воспитателя дет.сада. - М: Просвещение, 1985.- 192 с., ил.

3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.: цв.вкл.

4. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.: с цв. вкл.

5. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.; с цв.вкл.

6. Грибовская А. А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – М.: МИПКРО, 2001.

7. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.- М.: Просвещение, 2003.

8. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4лет рисованию, лепке, аппликации в игре ( младшая разновозрастная группа ) : Кн. для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1992 - 143 с. : ил.

9. Аппликация в детском саду. А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева; худож. Е. А. Афоничева, В. Н. Куров.- Ярославль: академия развития , 2008.- 144с., ил.- (Детский сад: день за днём) .

10. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / авт.- сост. В. Н. Косарева.- Волгоград: Учитель, 2012.- 166 с.

11. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет, авт.- сост. В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. -166с

12. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Для занятий с детьми 2 – 7 лет. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.

13. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Г. Н. Давыдова. М., Скрипторий, 2003.

14. Рисуем без кисточки, практическое приложение, А. А. Фатеева, Ярославль, «Академия развития», 2007.

15. Интеграция искусств в детском саду(учебно – методическое пособие) . Лыкова И. А., Васюкова Н. В.- М.: ТЦ Сфера, 2009.

16. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники. Казакова Р. Г. и др. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

17. Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности в возрасте от 3 до 7 лет./ Саллинен Е. В. - М: Издательство: Каро, 2011.

18 Дружная семейка. Виды детского художественного творчества./Лыкова И. А. - М: Издательство: Цветной мир, 2014.

216. 2 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники./ Давыдова Г. Н. - М: Издательство: Скрипторий, 2014.

Перспективный план самообразования педагога:

Материал с сайта nsportal.ru

"Осуществление комплексного подхода к развитию музыкально-художественной деятельности дошкольников

с использованием проектной технологии"

Сегодня обязательным условием организации образовательной деятельности в детском саду, выступает принцип интеграции образовательных областей. Об этом очень чётко сказано в Федеральных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Единение и взаимодействие- главное в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно- творческих способностей, устраняет перезагрузки. Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности "конструирования" образовательного процесса в разных видах деятельности в дошкольном детстве и носит естественный характер.

Ребёнок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами деятельности. Я. А. Каменский отмечал, что чем больше органов чувств учувствует в восприятии, тем более полными и глубокими будут впечатления детей о предметах и объектах окружающей действительности.

Музыка -интегрированный предмет это известно давно. О взаимосвязи литературы и музыки написано и сказано очень много, порой музыка вдохновляла поэтов, а порой литературные произведения рождали у композиторов интересные музыкальные идеи.

Поэтому форма проведения музыкальных интегрированных занятий нестандартна, интересна. Используя различные виды работ в течении занятия, внимание воспитанников поддерживается на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятия.

Интегративная непосредственно образовательная деятельность - это творческое дело педагога, ее можно организовать по разному интересно, она эффективно и всесторонне развивает личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому запоминанию данного материала.

Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление омире, в котором он живёт, взаимосвязи явлений и предметов, многообразии мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. На таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру.

Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения.

Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в интересной игровой форме, что поддерживает внимание дошкольников на высоком уровне, не позволяя ему заскучать и отвлечься, а также они включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.

В образовательной работе используем метод частичной и полной интеграции.

Представим более подробно , какие виды искусства и художественной деятельности можно синтезировать в одном занятии. Приобщение дошкольников к музыкальной культуре, развитие у них способности эмоционально воспринимать мелодию возможно на основе интеграции музыки и музыкальной деятельности, развития музыкальных и творческих способностей.

Поэтому на занятиях мы знакомим детей с различными жанрами, развиваем у них желание слушать музыку,

в исполнении разных видов оркестра. Ведь в процессе слушания мелодий у дошкольников формируется умение определять её настроение, характер и использованные средства музыкальной выразительности.

Любая форма общения с музыкой вызывает у ребенка положительные эмоции, желание сопереживать, выражать своё отношение к музыкальным произведениям. Войти в этот прекрасный мир музыки поможет ребенку с наибольшим эффектом музицирование.

Одной из основных задач является развитие умения передавать в интонации, творческом движении настроение музыкального образа.

Так же поддерживаем желание воспитанников отражать настроения музыкального произведения в рисунке. Музыка воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается детьми, они радостно на неё откликаются и безошибочно узнают даже через несколько лет. Работы детей показывают высокий уровень музыкального восприятия, воображения и эстетического развития в целом, дают им возможность яркого творческого выражения.

Объединение театра и театрализованной деятельности способствует формированию у детей устойчивого интереса к этому виду искусства, разнообразным формам сценических действий, а так же представлений об особенностях различных видов театра.

Для этого развиваем исполнительское умение дошкольников, учим их через интонацию, мимику, движения, и жесты передавать состояние художественных образов.

) Чтобы заинтересовать детей театром приобщаем их к изготовлению атрибутов, декораций костюмов для игр драматизаций , а так же привлекаем к активным действием в самостоятельной театрализованной деятельности.

В результате такой интеграции можно предположить вариативность интегрированных задач:

1. На базе одной образовательной области.

2. На основе нескольких образовательных областей.

3. При сочетании различных, но близких образовательных областей в качестве равноправных участников процесса.

4. Близких образовательных областей при сохранении специфики одной и при вспомогательной роли других.

5. Общая проблема (задача) объединяет различные образовательные области и занятия.

Решением этих задач может стать использование в работе педагога проектной деятельности, как средства для развития интегративных качеств детей.

Сегодня мы вас познакомим с двумя проектами, которые были реализованы в течении двух лет.

Тема проекта :" Мои любимые игрушки",участниками которого были дети младшей группы, музыкальные руководители, педагог по ИЗО, воспитатели и родители.

Одним из основных средств духовно – нравственного и патриотического воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволит осуществить полноценное развитие личности и приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям.

Важнейшей составной частью образовательной среды являютсяигра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. «Игрушки – небалушки» - так говорит народная мудрость о значении игрушек для маленького ребенка.

Дарить игрушки было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей.

Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей младшеговозраста , которые вы видите на экране, в настоящее время является актуальной.

Цель проекта:

Развитие музыкальных и творческих способностей детей младшего возраста через создание и реализацию работы в разных видах деятельности.

В ходе подготовительного этапабыла подобрана литература, продумана тематика детской деятельности, проведена диагностика знаний детей по теме проекта, проведены консультации для воспитателей и родителей.

"Какие бывают игрушки"

"Как знакомить детей с творчеством художников - иллюстраторов"

"Музыкально - дидактические игры в самостоятельной деятельности детей"

"Любимые игрушки ваших детей"

На втором этапепроведена работа с родителями по подбору и изготовлению игрушек - самоделок для тематических выставок в детском саду: "Новогодние игрушки", "Пасхальная радость"

К участию в оформлении выставки мягкой игрушки - самоделки в группе и

выставки "Как я играю дома".

В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей:

"Познание"- сведения об истории появления игрушки, поощрение познавательно - исследовательской деятельности, самостоятельной и совместно с родителями;

"Коммуникация"- развитие и общение взрослых и детей в процессе чтения и творчества, развитие всех компонентов речи детей в ходе обсуждения прочитанных стихов, их обыгрывания;

"Труд"совершенствование умений работать с бумагой , клеем, пластилином, красками, ножницами.

«Социализация"- формирование понимания ценности семейных традиций и семьи; приобщение к общепринятым нормам и правилам поведения в семье, культуры взаимоотношений; развитие игровой деятельности детей;

"Чтение художественной литературы"- изучение литературы по теме проекта, чтение , заучивание потешек , стихотворений;

"Художественное творчество"- приобщение к изобразительному искусству, лепке игрушек из пластилина, оформление игрушки в технике аппликация;

"Музыка"- слушание русских народных мелодий , песен, произведений композиторов П. И. Чайковского, С. С. Шостаковича.,

А. Гречанинова, к. Сен-Санса. Обучение детей игре на музыкальных инструментах поочередно, с воспроизведением ровного ритмического рисунка.

В ходе планирования включались разные виды деятельности. Итоговым мероприятием было интегрированное занятие "В гости к матрёшке

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята , что положительно повлияло на различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных способностей.

Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с различными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание экспериментировать с музыкальными игрушками и детскими музыкальными инструментами. Стали различать инструменты по тембру звучания, овладели способами игры на музыкальных инструментах

( бубнах, колокольчиках, ложках, бубенцах)

Работа над проектом пополнила знания детей о книгах, активизировала речь на музыкальных занятиях в певческой деятельности,

а так же продуктивную деятельность детей.

Родители создавали условия в семье для экспериментирования со звучащими игрушками и свободного музицирования.

Отмечалось активное участие родителей в реализации проекта, которые изготовили и принесли игрушки для групповой выставки. "Музей игрушки самоделки".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читать далее nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Комплексное развитие речи дошкольников

    Реферат на тему Влияние комплексных занятий на развитие речи дошкольников скачать бесплатно г) Данные роста словаря В. Штерна, Д. Эльконина, Смита 2. Методика развития словаря у детей дошкольного...

  • Развитие личности ребенка особенности развития дошкольника

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Актуальные проблемы здоровья и физического развития дошкольников

    Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технолог...

  • Индивидуальные маршруты развития дошкольников

    Индивидуальный маршрут по интеллектуально-речевому развитию старших дошкольников «Индивидуальный маршрут развития ребенка» Направление одарённости: интеллектуально- речевое Воспитатель: Суменко О...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников

    Развитие предпосылок связной речи у детей раннего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида второй категории детский сад «Теремок» ст. Буранная. Развитие...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Индикаторы компетентностного развития дошкольников таблицы

    Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста В книге «Оцен...

  • Индикаторы компетентностного развития дошкольников

    Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста В книге «Оцен...