Компоненты общения детей дошкольного возраста

Общение— важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Нам представляется чрезвычайно актуальным рассмотрение основного социально-психологического феномена – общения, поскольку с ним тесно связаны стрежневые характеристики личности – мотивы, направленность, ценностные ориентации – именно в старшем дошкольном возрасте, возможно, понять закономерности их формирования.

Психическое развитие ребенка начинается с общения, это первый вид социальной активности ребенка, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен.

Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.

Общение по нашему представлению - специфический вид непосредственного взаимодействия, оно в отличии от предметного, осуществляется с помощью разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических. Отметим, что общение не тождественно взаимоотношениям, ядром которых являются избирательные, направленные чувства, в общении же, как правило, взаимоотношения актуализируются и формируются. Общение – это, прежде всего взаимопонимание, так никакое результативное общение невозможно без ориентировки на другого человека. Это особенно проявляется в педагогическом общении, цель которого - воспитание личности.

Рассматривая вопросы, связанные с психическим развитием детей старшего дошкольного возраста мы отмечали, что на протяжении дошкольного возраста резко изменяются содержание и формы деятельности ребенка. В возрасте шести лет проявляется активность и направленность дошкольника, в результате чего значительно изменяется содержание и форма общения ребенка с другими людьми и его отношении к самому себе.

Изменение активности общения обусловлено теми новыми отношениями со взрослыми, которые возникли на основе возросших возможностей ребенка. Роль взрослого в жизни ребенка изменилась, в результате чего перестроились все его отношения а основным мотивом, побуждающим ребенка вступать в общение со взрослыми является содержательность этого общения, в силу которых ребенок стремиться установить и расширить контакты с окружающим людьми.

Общение со взрослыми в большинстве случаев составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, побуждаемого и другими потребностями детей. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, к которым мы относим потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. На этой основе мы выделяем и три основные категории мотивов общения – познавательные, деловые, и личностные.

Анализ психического развития ребенка показывает, что в процессе усложнения и развития психических процессов возникают закономерно сменяющие друг друга уровни общения ребенка со взрослым, качественно отличающихся друг от друга. Таким образом, развитие общения со взрослыми у детей от рождения и до семи лет происходит смена нескольких форм общения.

Важнейшее значение в возникновении и развитии общения имеет взаимодействие взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по принципу «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослыми практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей.

Бесспорен тот факт, что фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностные отношения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта с родителями, позиция ребенка в семье.

Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным жизненно важным витамином, который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает самооценку. С другой стороны, отмечается, что дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны взрослых близких способствует появлению у ребенка невротизма, тревожности.

М. И. Лисина на основании своих исследований общения детей со взрослыми приходит к заключению, что атмосфера общения с близкими людьми в семье во многом определяет особенности социабельности и контактности ребенка.

А. С. Макаренко, глубоко вникая в проблемы семейного воспитания, неоднократно отмечал, что самые счастливые дети бывают у счастливых родителей. Причем счастье он видел не в материальном достатке, а в благополучии, связанном со сферой общения и отношений.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что семья оказывает важнейшее, если не самое главное влияние на формирование и становление психики ребенка, посредством общения с ним. От своеобразия условий общения ребенка в семье – наличие эмоционального контакта ребенка со взрослым, степень внимания, которое уделяется ребенку в семье, наличие или отсутствие единодушного подхода взрослых к воспитанию ребенка тесно связано будущее ребенка.

Изменяются и взаимоотношения дошкольника со сверстниками, для старшего дошкольника уже недостаточно «мирное соседство» с другими ребятами. Появляется не просто желание играть с другими детьми, в старшем дошкольном возрасте ребенок просто не может играть один: он стремиться рассказать что-то товарищу, выполнить вместе с ним трудовые поручения. Радость от совместной деятельности порождает новые отношения между детьми. Накопленный каждым ребенком практический опыт жизни и совместной с другими детьми деятельности создает возможность для формирования маленьких коллективов.

Отметим, что общение в группе сверстников существенно отражается на развитие личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых проявляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.

Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения, «за радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства.

Группа детского сада и семья находятся в сложном взаимодействии. Так, нормы поведения, усвоенные в семье, находят свое отражение в поведении ребенка при его общении со сверстниками. С другой стороны, многие качества, приобретенные в детском обществе, ребенок приносит в семью, где они претерпевают своеобразное преломление в соответствии с правилами установленными родителями.

Развитие личности ребенка и его отношений с детьми в значительной степени определяется общением ребенка дошкольника с воспитателем группы детского сада. Через него часто не в меньшей мере, чем через родителей, опосредуются отношения ребенка с широким социальным миром за пределами комнаты детского сада. Стиль общения воспитателя с детьми, его ценностные ориентации находят отражение в ценностных ориентациях детей, в их общении, отношениях и взаимодействии друг с другом, в психологическом микроклимате группы.

Активность дошкольника в общении, так же как и познавательная активность, приобретает у дошкольного возраста управляемый, произвольный характер. Воспитатель с помощью правил регулирует поведение ребенка, включение в жизнь ребенка тщательно разработанную систему требований, которые регламентируют поведение детей, в значительной степени определяет действие детей в конкретных условиях их жизни.

Но что очень важно, правила становятся основой для оценки ребенком своих действий и качеств, действий и качеств других детей, а также своих взаимоотношений в коллективе. Отличительной особенностью поведения детей старшего дошкольного возраста становится то, что отмечается переход к обобщенному восприятию правил, тем самым правила поведения приобретают обобщенной нормы поведения. Накапливая социальный опты, опыт общения с детьми, дети к концу дошкольного возраста пользуются все более обобщенными правилами и все шире используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к людям.

Подведем некоторые итоги. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Общение, как и всякая деятельность, предметно, предметом или объектом деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые появляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии и свойствах) также входит в продукт общения.

При изучении влияния общения на формирование личности ребенка необходимо учитывать особенности развития ребенка, многоуровневые социальные и психологические феномены. Формы и способы общения и взаимодействия детей со сверстниками и близкими взрослыми – внешний слой, так и более глубокие – содержание общения и взаимодействия, а также мотивы и потребности, лежащие в их основе, отношения детей к окружающим и к выполняемой деятельности.

Природа детских отношений и особенностей их общения отчетливо прослеживается в особенностях стиля общения взрослых с детьми, причем существует прямая зависимость характера детских взаимоотношений в группе от характера общения взрослых. Условия общения детей в семье, степень эмоционального комфорта тесно связаны с такими характеристиками личности как самостоятельность, настойчивость, умение выразить сочувствие другому.

Особенности общения детей с близкими в семье открывают воспитателю новые возможности для работы с родителями. Эти знания помогут взять на вооружение наиболее удачный опыт семейного воспитания и использовать его в работе детского сада. Вместе с тем, в процессе контакта с родителями педагог и психолог детского сада могут оказать позитивное влияние, направленное на устранение нежелательных явлений в общении детей и взрослых в семье.

www.maam.ru

школы

Заключение о развитии форм общения дошкольника со взрослым:

- в исследованиях М И Лисина определены четыре качественно отличных и онтогенетически последовательных формы общения дошкольников со взрослым;

- формы общения дошкольников со взрослым различаются между собой по месту общения в жизнедеятельности ребенка, содержанием коммуникативной потребности, мотивом и средствами общения, значением для психических ческого и личностного развития ребенка

- в течение дошкольного детства последовательно изменяются следующие формы общения: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное

3 Модель оптимального общения педагога с ребенком

Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого, опережая инициатива которого преподносит деятельность ребенка на более высокий уровень Без постоянной поддержки взрослого ро азвитие общения дошкольника замедляется, что приводит к различным психологических нарушений и трудностив.

Нормальное развитие общения дошкольника имеет отчетливый положительный влияние на ускорение общего развития детей

В одном из экспериментов взрослый каждый день по 7-8 минут ласкал, гладил, улыбался, говорил ласковые слова малышам в возрасте 2-4 мес сравнению с другими эти дети демонстрировали лучше развитую внимание и инт терес к оточуючого.

Кроме того, оптимизация общения дошкольника обеспечивает устранение причин других трудностей его психического развития, прежде всего в сфере:

а) речи (за счет активизации потребности в понимании речи взрослого) ;

б) личности (преодоление робости, тревожности) ;

в) различных видов деятельности

Общение по определению предполагает высокую активность его участников, взаимодействие партнеров Условиями эффективности педагогического общения называют: личностные взаимоотношения (Бодалев О О, Ковалев в О Г) теплое, интимное, выразительное отношение воспитателя (Ко-тирло В К) , положительное, теплое, эмоционально окрашенное отношение (Кулачкивська С Е) ; диалогическое общение с доминантой на собеседника (Флоренский а Т О) В основе этих характеристик лежат отношения равенства, складывающиеся между партнерами по общению спілкуванні.

ли ребенок выступать партнером для педагога или другого взрослого? в установке универсальность возможностей каждого человека, в доброжелательности и взаимопонимании Данный аспект взаимосвязей ребенка с социальным окружением необходим в единстве с другим, таким, что акцент уе различия в позициях воспитателя и воспитанника Последний преимущественно и учитывается на практике, что приводит к снижению самостоятельности, инициативности, креативнос-е ребенка Воспитательные воздействия, ориентирован и на диалогическое общение, способны стимулировать творчество ребенка, только начинают разрабатываться и не имеют широкое практическое применениеання.

Создание атмосферы доброжелательности, открытости, эмоциональной приподнятости, радости в общении дошкольника со взрослым зависит от содержания контактов, адекватного уровню коммуникативного развития дит плетень.

С В Корницька предлагает три программы взаимодействия взрослого с ребенком, соответственно возрасту последней Принятие ребенком программы оказывается в минимуме отвлечений и проявлений нежелание контактировать, а также же в наиболее активной взаимодействующихдії.

I программа: Пожалуйста взрослого, выражает его доброжелательную внимание к ребенку, улыбка, прикосновение и поглаживание, качания Взрослый берет ребенка на руки, на колени, сопровождает действия ласковыми нежными словами содержащие одобрение ребенка Этой программой наиболее удовлетворены младенцевта.

II программа: общение, опосредованное игрушкой или набором игрушек Совместное действие взрослого и ребенка по игрушек с обеспечением инициативности ребенка Для детей раннего возраста

III программа: вербальное общение Взрослый разговаривает с ребенком, декламирует стихи, проговаривает прозаические тексты, внимательно глядя на ребенка Беседы на различные темы с поддержкой и поощрением инициативе ИВИ детей Для детей дошкольного возраста (3-6 г) , обеспечивает лучший эмоциональный настрой и высокую активность детей в взаимодействующиходії.

Если ребенок плохо воспринимает соответствующую его возрасту программу, то ее коммуникативная потребность находится за пределами возрастных показателей общения Следует установить опережение или отставание развития коммуни кативних потребностей и подобрать адекватную программу общенияя.

Заключение о модели оптимального общения дошкольника со взрослым:

- важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого, опережая инициатива которого преподносит деятельность ребенка на более высокий уровень;

- нормальное развитие общения дошкольника ускоряет ход его общего развития;

- оптимизация взрослым общения дошкольника обеспечивает устранение причин других трудностей психического развития;

- общим условием оптимизации общения с дошкольником является создание взрослым атмосферы доброжелательности, открытости, эмоциональной приподнятости, радости;

- взрослый должен контролировать ход развития общения дошкольника, устанавливая опережение или отставание развития его коммуникативных потребностей и подбирая адекватную программу общения с ребенком

4 Роль экспрессивных средств в общении ребенка и взрослого

Наиболее благоприятное для развития личности детей среднего и старшего дошкольного возраста общение на фоне позитивного, теплого, эмоционально окрашенного отношения воспитателя к ребенку (по С имеются кулачки скийю) .

Положительные результаты дал эксперимент, в котором воспитателей обучали выражать эмоции, а детей адекватно их понимать

В ходе этого эксперимента с воспитателями проводилась беседа о значении экспрессии в процессе общения, а также специальное обучение способам выражения своих эмоций

Формирование у детей понимания экспрессивных средств было осуществлено методами:

а) идентификации различных эмоций их изображением в форме портрета, сюжетных картинок;

б) описания детьми портрета воспитателя, изображенного на рисунке;

в) передачи ребенком характерных для воспитателя способов выражения положительных и отрицательных чувств

В ходе общения взрослый отчетливо проявлял заинтересованность работой ребенка, свою привязанность к ней, поощрение действий, использовал улыбки, кроткую разговор

ЗАКЛЮЧЕНИЕ о роли экспрессивных средств в общении ребенка и взрослого:

- ребенок недостаточно владеет умением распознавать и расшифровывать экспрессивно-мимические средства общения, используемые взрослым, и требует специального обучения этому;

- понимание экспрессивных средств общения ребенком происходит при условии, если взрослый отчетливо проявляет интерес к работе ребенка, свою привязанность к ней, поощрение действий, использует пос смешки, ласковую разговоров.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Подробней на сайте uchebnikionline.com

Основные компоненты культуры общения у детей среднего дошкольного возраста

Знакомство с основными особенностями формирования основных компонентов культуры общения у ребенка-дошкольника с момента дошкольного детства. Дошкольное детство как отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Название работы:Ваше имя или ник:Файл:Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

Подобные документы

Психологические характеристики дошкольного детства. Родительское отношение как фактор, влияющий на тревожность детей. Особенности развития общения ребенка-дошкольника в зависимости от функциональности семьи.

Тренинг родительской эффективности А. Аладьина.дипломная работа , добавлен 25.12.2012 Психологическая готовность ребенка к школе. Образ "Я" ребенка-дошкольника. Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника к школе.

Роль семьи и школы в организации адаптивной среды для ребенка-дошкольника.курсовая работа , добавлен 03.08.2007 Понятие общения, характеристика детей старшего дошкольного возраста и особенности общения детей 6 лет. Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста, подбор методик, анализ результатов и рекомендации для педагогов.курсовая работа , добавлен 09.06.2011 Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л. С. Выготского.

Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В. С. Мухиной.

Влияние взрослого на "Я-концепцию" дошкольника.курсовая работа , добавлен 07.05.2011 Общая характеристика общения и его влияния на психическое развитие ребенка. Типы и структура общения.

Организация общения в группе детского сада с целью преодоления негативных эмоциональных состояний. Типичные негативные эмоциональные состояния.реферат , добавлен 08.05.2010 Дошкольное детство – это период интенсивного психического развития ребенка.

Развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного с задержкой психического развития. Процесс формирования умственных действий по Гальперину.дипломная работа , добавлен 18.02.2011 Теоретические аспекты проблемы развития межличностных отношений детей в группе сверстников.

Методы изучения общения детей дошкольного возраста. Диагностика уровня развития взаимоотношений. Сущность и главные задачи методики Е. Е. Кравцовой "Лабиринт".курсовая работа , добавлен 17.06.2014 Особенности психического развития ребенка дошкольного возраста.

Условия и методика воспитания культуры поведения у детей старшей группы. Оценка влияния умения проявлять вежливость на процесс формирования дружественных отношений между дошкольниками.дипломная работа , добавлен 30.01.2011 Особенности формирования навыков общения в дошкольном возрасте.

Развитие ребенка в процессе эмоционального контакта со взрослыми. Психолого-педагогические проблемы формирования навыков общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.курсовая работа , добавлен 21.08.2011 Характеристика развития мышления, восприятия и речи у дошкольников.

Особенности развития воображения, памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Игровая, изобразительная и трудовая деятельность детей дошкольного возраста. Готовность ребенка к школе.курсовая работа , добавлен 23.08.2011

Страница: 1 2 3

Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.

Н. Леонтьев) . Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Театрализованная игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах :

- как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности; литературная, музыкальная и изобразительная;

- как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка. Так достигается сочетание косвенного руководства ею с предоставлением ребенку возможности свободного самовыражения и бытование театрализованой игры в самостоятельной детской деятельности.

Одним из важных условий формирования коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста является чтение и беседа по литературным произведениям.

Как отмечает Л. П. Стрелкова, восприятие рассказа, сказки, ярких образных описаний взаимоотношений персонажей и их действий в разных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков на эмоциональное состояние действующих лиц вызывает у детей непосредственный отклик: сочувствие пострадавшим, неприязнь к персонажам, совершившим неблаговидные поступки, тем самым формируются такие коммуникативные умения, как умения ориентироваться в партнёрах общения, доверять, помогать, поддерживать, сопереживать и сочувствовать другим людям .

По мнению Д. М. Арановской, сказка побуждает ребенка к сопереживанию и внутреннему содействию персонажам, в результате чего у него проявляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и новое эмоциональное отношение к ним .

Детская литература, занимая важное место в жизни дошкольника, играет огромную роль в становлении его личности и имеет большое значение для интеллектуально-речевого, эмоционального, нравственно-эстетического развития ребенка.

Очень важно правильно организовать чтение, создав атмосферу волшебства и загадочности, сопровождая начало и конец чтения красивым, музыкальным сигналом или мелодией, зажиганием свечи и др., т.е. чтение со временем войдет и в семье, и в группе в добрую и хорошую традицию, станет своеобразным ритуалом.

Дети с удовольствием и радостью будут многократно слушать полюбившееся произведение.

Большое значение имеет манера чтения: распевная, плавная, неторопливая, с соблюдением интонации и ритма, с чтением и правильным произношением слов.

Чтение - многоаспектный процесс. Он включает в себя слушание, восприятие, усвоение, знакомство со словами и их значением, оценку услышанного и действие.

Слушание в кругу своих сверстников или в семье поднимает ребенка на определенный уровень душевных ощущений и познания, различения хорошего и дурного, добра и зла, развитию воображения и пробуждению у ребенка высоких порывов.

Сопереживание - верное средство воспитания лучших качеств у детей.

Чтение развивает фантазию, которая концентрирует все чувства и способности, стимулирует их, создавая в воображении ребенка целые картины.

Особое место среди литературных произведений занимают сказки. Из рассказов и сказок ребенок постигает красоту благородных поступков и низость коварства, злобы и предательства, испытывает радость от любви и силу ненависти, черпает первые представления о справедливости и несправедливости.

Детям нравятся положительные персонажи, их добрые дела, нравится, что добро в сказках всегда побеждает зло. Сказки заставляют ребенка не только сопереживать, но и внутренне содействовать ее героям, в результате чего появляется новое эмоциональное отношение к людям, предметам, явлениям.

Взрослым очень важно быть сдержанными при чтении и, не навязывая ребенку свое мнение о прочитанном, дать ему возможность самому пережить и почувствовать услышанное, натолкнуть его на раздумья и размышления, стимулируя тем самым самостоятельность формирования компонентов общения.

Чтение учит главной заповеди речевого общения: уметь слушать и дать выговориться.

В кругу сверстников дети спешат поделиться своими впечатлениями и переживаниями. Обсуждение и обыгрывание произведения дают много: уверенность в себе, общительность, смелость, умение отстоять свое мнение. Воспитывается доверительное отношение к взрослым, к уверенному разговору с ними.

Совместное чтение оказывает благоприятное влияние и на детей, и на их родителей.

С чтения в группе или в семье начинается приобщение ребенка к книге, формируется понимание ее роли и значения, воспитывается привязанность к чтению и к книге. В процессе приобщения ребенка к сказке или другим произведениям педагог решает также следующие задачи :

- Во-первых, понять, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылось ли ему что-либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, почему.

- Во-вторых, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, для чего создать такие условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.

Решение этих задач требует от педагога систематической работы. Готовя вопросы к беседе о прочитанном, он должен стремиться помочь ребенку разобраться в своих чувствах, впечатлениях, переживаниях, отношении к герою, закрепить гуманные чувства и углубить социальный опыт.

«Оживление» прослушанного. Данный этап художественного чтения можно назвать одним из ведущих, так как именно в этой основной части идет волшебный процесс «оживления» сказки, стихотворения, рассказа через деятельность детей.

Формирование компонентов общения организовывается через «проживание» и обыгрывание, через опыты и действия детей.

Акцент идет на использование принципа невербального обучения:

  • «Я слышу - я забываю»;
  • «Я вижу - я запоминаю»;
  • «Я делаю - я учусь».

Научить ребенка «проиллюстрировать» содержание произведения через движения, через звуки, т.е. вылепить образ персонажа через действия имеет огромное значение для деятельности ребенка, которая присутствует практически на каждом занятии.

Главная задача воспитателя - помочь ребенку увидеть мир в его многогранности, увидеть и услышать, прочувствовать и пережить с ним его красоту и гармонию.

Обобщение, обсуждение занятий также является структурным заключительным компонентом формирования у детей компонентов общения.

Обобщая услышанное, дети учатся:

  • анализировать события дня, полученные знания, выделять в них главное,
  • строить и обсуждать планы на следующее занятие с учетом проделанной работы.

Таким образом, в ходе художественного чтения у детей идет формирование следующих компонентов общения:

- умение слушать внимательно, не прерывая;

- умение задавать вопросы, соблюдая очередность в разговоре;

- умение слушать, когда разговаривают другие;

- умение слушать и слышать инструкции и выполнять по ним действия;

У дошкольников в процессе художественного чтения идет формирование умений активного участия в обсуждении содержания прослушанного:

- в обсуждении иллюстраций или картин по мотивам литературных произведений;

- в разговоре по обсуждению личного опыта, мыслей и чувств, связанных с темой произведения;

- развитие умений и способностей в устной форме выражать свои мысли и чувства, уметь рассказывать и пересказывать основное содержание произведения, интересного случая из своей жизни;

- формирование монологической речи;

- развитие желания и стремлений к выражению своих мыслей, чувств и ощущений после прочитанного не только в речевой форме, но и в движениях, в рисунках, в набросках;

- формирование умений составлять и придумывать короткие истории и рассказы, основанные на личном опыте или по серии картинок.

Выводы по 1 главе.

В контексте нашего исследования мы опираемся на понятие «общение», данное Н. В. Клюевой. Общение, по мнению Н. В. Клюевой, это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

Культура общения - умение взаимодействовать с партнерами и коллективом с помощью выразительного оформления своих мыслей.

Важнейшим признаком разговорной речи и культуры общения, является то, что она может реализовываться только при непосредственном участии говорящих.

Включение детей в сюжетно-ролевую игру может выступать одним из условий формирования коммуникативных умений дошкольников.

Не менее важным условием формирования коммуникативных умений детей является их включение в совместные театрализованные игры.

Анализ вышеперечисленных условий формирования основных компонентов культуры общения у детей среднего дошкольного возраста позволил выдвинуть гипотезу исследования о том, что в качестве основных условий формирования основных компонентов культуры общения у детей среднего дошкольного возраста правомерно использовать следующие:

- включение детей в сюжетно-ролевые и театрализованные игры по овладению компонентами культуры общения;

- чтение и обсуждение художественной литературы.

Во второй главе исследования будет проведена опытно-экспериментальная работа по формированию основных компонентов культуры общения в сюжетно-ролевых играх у детей среднего дошкольного возраста и проверка гипотезы исследования.

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основных компонентов культуры общения в сюжетно-ролевых играх у детей среднего дошкольного возраста

2.1 Диагностикасформированностиосновныхкомпонентовкультурыобщенияудетейсреднегодошкольноговозраста

Исследование уровня сформированности основных компонентов культуры общения у детей среднего дошкольного возраста проводилось на базе детского сада №19 г. Ишима.

В эксперименте приняли участие дети средней группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой) .

Опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Целью констатирующего этапа эксперимента являлась первичная диагностика уровня сформированности основных компонентов культуры общения у детей среднего дошкольного возраста.

В исследовании были использованы критерии сформированности культуры общения С. Е. Приваловой , адаптированные к условиям нашего исследования, которые отражены в таблице.

Таблица 1. Критерии и уровни сформированности основных компонентов культуры общения

Компоненты

Материал с сайта knowledge.allbest.ru

Основные компоненты культуры общения у детей среднего дошкольного возраста — подобные документы

Психологическая готовность ребенка к школе. Образ "Я" ребенка-дошкольника. Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника к школе.

Роль семьи и школы в организации адаптивной среды для ребенка-дошкольника.курсовая работа

Понятие общения, характеристика детей старшего дошкольного возраста и особенности общения детей 6 лет. Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста, подбор методик, анализ результатов и рекомендации для педагогов.курсовая работа

Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л. С. Выготского. Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В. С. Мухиной.

Влияние взрослого на "Я-концепцию" дошкольника.курсовая работа

Общая характеристика общения и его влияния на психическое развитие ребенка. Типы и структура общения. Организация общения в группе детского сада с целью преодоления негативных эмоциональных состояний.

Типичные негативные эмоциональные состояния.реферат

Дошкольное детство – это период интенсивного психического развития ребенка. Развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного с задержкой психического развития. Процесс формирования умственных действий по Гальперину.дипломная работа

Теоретические аспекты проблемы развития межличностных отношений детей в группе сверстников. Методы изучения общения детей дошкольного возраста. Диагностика уровня развития взаимоотношений.

Сущность и главные задачи методики Е. Е. Кравцовой "Лабиринт".курсовая работа

Особенности психического развития ребенка дошкольного возраста. Условия и методика воспитания культуры поведения у детей старшей группы. Оценка влияния умения проявлять вежливость на процесс формирования дружественных отношений между дошкольниками.дипломная работа

Особенности формирования навыков общения в дошкольном возрасте. Развитие ребенка в процессе эмоционального контакта со взрослыми. Психолого-педагогические проблемы формирования навыков общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.курсовая работа

Характеристика развития мышления, восприятия и речи у дошкольников. Особенности развития воображения, памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Игровая, изобразительная и трудовая деятельность детей дошкольного возраста.

Готовность ребенка к школе.курсовая работа

Дошкольное детство (3-7 лет) . Кризис 7 лет. Агрессивность, упрямство детей дошкольного возраста. Дух противоречия. Эмоциональная неуравновешенность. Неврозы детей, причины и следствия.

Эгоизм, эгоцентризм дошкольника.курсовая работа

Условия развития ребенка-дошкольника: увеличение требований к его поведению; соблюдение норм общественной морали; умение организовывать поведение. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Становление личности слабослышащего ребенка.курсовая работа

Особенности формирования и развития личности ребенка. Основные функции семьи. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Положительное воздействие на личность ребенка доброжелательных отношений в семье.курсовая работа

Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства. Кризис трех лет. Дошкольный возраст: развитие мышления, речи, внимания, памяти и воображения ребенка.

Виды деятельности, характерные для данного возраста. Эмоционально-волевая сфера дошкольника.контрольная работа

Психолого-педагогические особенности влияния родительских отношений на психическое развитие детей дошкольного возраста. Основные признаки семьи. Трудные ситуации и психическое здоровье ребенка.

Основные методики для оценки образно-логического мышления.дипломная работа

Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоции и воспитательный процесс. Развитие эмоций в деятельности. Значение эмоций. Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста.

Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка.курсовая работа

Факторы, определяющие отношения детей к взрослым. Общение ребенка со взрослыми на протяжении детства. Формы общения.

Ситуативно-деловое общение. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка. Негативное влияние конфликтов в семье.курсовая работа

Теории развития детской личности в психологии. Проблема самоотношения в науке. Психологическая характеристика дошкольного возраста.

Факторы развития личности ребенка. Экспериментальное исследование изменения самоотношения в период дошкольного детства.курсовая работа

Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Формирование самосознания ребенка. Социометрический статус дошкольника в контексте межличностного общения.

Изучение особенностей самооценки детей и их взаимоотношений со сверстниками.курсовая работа

Исследования ведущих отечественных психологов проблемы общения детей раннего возраста со взрослыми. Врожденные формы психики, особенности общения и поведения младенца. Моторика младенца, значение развития движений ребенка в первые месяцы жизни.реферат

Проблемы развития личности детей дошкольного возраста. Личность и ее развитие. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Развитие игр у детей дошкольного возраста.

Этапы формирования игровой деятельности детей. Значение игры.дипломная работа

Источник allbest.ru

Другие статьи по теме:

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Особенности общения в дошкольном возрасте

    Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведени Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. - М., 1996. Леонтьев А. Н. Психическое разв...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Воспитание детей дошкольного возраста это

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста

    Статья «Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)». Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь про...

  • Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

    Электронное дидактическое пособие на развитие эмоционального интеллекта дошкольников Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. Одно из определ...

  • Характеристика детей дошкольного возраста

    Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации) Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста 1. Характеристика ребенка дается на основании его всес...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...