Личность дошкольника

Изучение особенностей личности старших дошкольников

Чугаева Елена Вячеславовна – воспитатель первой квалификационной категории, психолог

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №112» г. Перми

Изучение особенностей личности старших дошкольников

Концепцией модернизации российского образования определены приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из важных задач модернизации является осуществление квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста.

Дошкольное детство – период интенсивного личностного развития ребенка, период проявления ряда психических новообразований, становления важных черт личности, это возраст формирования тех особенностей психики, которые определяют поведение детей, их отношение к окружающему миру и представляют собой фундамент личности.

В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает мотивы поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона – это развитие чувств и воли. Чувства и воля обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его независимость от изменений внешних обстоятельств.

О развитии личности ребенка мы судим:

• по тем изменениям, которые происходят во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах его деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей, ценностно-ориентационной (классификация М. С. Когана) ;

• по смене ведущего вида деятельности (эмоциональное общение, манипулятивная, предметно-орудийная деятельность, сюжетно-ролевая игра, учение, по классификации А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина;

• по изменению активности ребенка в социальной ситуации развития (Л. С. Выготский, изменению его поведенческого репертуара (Э. Пиклер, появление противоречий и кризисных состояний, появлению новых качеств и свойств личности (Л. И. Божович) .

Принято выделять характеристики личности дошкольника (базисные) :

- произвольность

(рассматривается, как одна из форм волевого поведения, возможность управления своим поведением в соответствии с нормами и правилами, на этой основе возникает соподчинение мотивов) .

- самостоятельность

(обеспечивает возможность постановки и решения жизненных проблем без помощи взрослого, важнейший фактор влияющий на развитие самостоятельности - стиль общения ребенка и взрослого).

- инициативность

(один из показателей развития детского интеллекта, познавательной деятельности) .

- креативность

(связана с уровнем развития мышления, памяти, воображения, восприятия, осведомленности ребенка, а так же произвольности его поведения) .

- свобода поведения

(ребенок, уверенный в своих силах способен самостоятельно сделать выбор средств и способов достижения определенной цели, свобода, понимаемая в позитивном аспекте, позволяет ребенку уважать себя и других, считаться с их мнением) .

- безопасность поведения

(основывается на понимании причинно-следственных связей и усвоении социально обусловленных запретов как охраняющих жизнь и здоровье ребенка) .

- ответственность

(связана с развитием эмоционально-волевой сферы ребенка, развитию ответственности ребенка за свои действия, способствующие прежде всего переживанием им последствий своих действий по отношению к другим людям).

- самосознание

Базисные характеристики личности динамичны и специфичны для каждого возрастного этапа развития. Их своевременное возникновение является залогом успешного развития ребенка.

Понимание личностного развития дошкольника как закономерно противоречивого требует иной приоритетности и в его психодиагностике. Чрезвычайно важно, чтобы психодиагностика была преимущественно направлена не на выявление картины дефекта, а на определение того, что Л. С. Выготский называл «гиперкомпенсаторным фондом личности», т. е. на выявление сильных сторон, позитива личности.

Предлагаю вашему вниманию методику для изучения особенностей личности старших дошкольников.

Проективная методика "Кактус" (М. А. Панфилова) .

Методика предназначена для работы с детьми старше 4 лет

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми "люшеровских" цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: "На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

• пространственное положение

• размер рисунка

• характеристики линий

• сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

• характеристика "образа кактуса" (дикий, домашний, женственный и т. д.)

• характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

• характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки?

Методика «Кактус» помогает выявить уровень эмоционального напряжения ребенка. Критериями выступают наличие в рисунках признаков тревожности, агрессивности, демонстративности и неуверенности в себе. За каждый признак ребенку ставится 1 балл. Отсюда: 3-4бала – высокий уровень тревожности, 2 балла – средний уровень, 0-1балл – низкий уровень.

Эта методика удобна тем, что проводить ее можно как в групповой форме, так и индивидуально. Необходимо помнить, что все графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.) .

Использованная литература:

1. Денисова Н. Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольнков - В., 2012

2. Журнал "Психолог в детском саду"№4 2006

3. Мухина В. С. Детская психология - М., Просвещение 2000

4. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду - М., Педагогическое общество России 2001

www.maam.ru

Особенности развития личности дошкольника

Тема 2. Особенности развития личности дошкольника

1. Какие блоки в структуре самосознания дошкольника были выделены В. С. Мухиной, охарактеризуйте каждый из них.

Мухиной были выделены 8 блоков в структуре самосознания дошкольников:

  • Ребенок выделяет себя как субъекта, осознает свои желания
  • Ребенок выделяет себя как носителя имени, осознает, что все окружающие имеют свои имена
  • Ребенок начинает обозначать себя местоимением «я», осознает себя субъектом, видит отличия от других людей
  • Стремление к самостоятельности, осознает свои возможности
  • Формируется притязание на признание, ребенок начинает осознавать отношение к себе окружающих его людей
  • Возникновение чувства половой принадлежности
  • Осознание своих прав и обязанностей

В общем виде структуру самосознания можно представить как сумму трех компонентов:

  • Познавательная сторона (самопознание)
  • Регулятивно-действенная (волевая) сторона (саморегуляция)

2. Раскройте динамику формирования самопознания в дошкольном возрасте.

В младенческом возрасте ребенок не осознает, что например, рука принадлежит ему. Только многократные действии я с одни м и тем же предметом позволяют осознать свои действия.

В 1 год ребенок отзывается на свое имя, но еще не осознает, что это его собственное имя, а скорее осознает комплекс эмоционального отношения к нему (ласковый тон, интонация) . К году ребенок имеет представление о частях своего тела, но еще не узнает себя в зеркале. Это происходит к 1,5 – 2 годам.

Ребенок осознает идентичность себя образцу, который отражается в зеркале. На фотографиях и в кино ребенок воспринимает себя как другого ребенка.

В 2,5 года он начинает узнавать себя на фотографиях ( но не как у взрослых: у ребенка происходит удвоение своего «я») . Ближе к 3 годам – полностью «я», благодаря чему ребенок отделяет себя от других. Появляются личные желания. Осознает, что имя принадлежит ему, что у всех есть свои имена.

Очень важное социальное новообразование, имеющее решающее значение для развития личности ребенка – появление притязания на признание, связанная с ним самооценка.

Притязание на признание – стремление ребенка получит положительную оценку своим действиям, способностям, стремление соответствовать требованиям взрослого ( в конце 2 – начале 3 года) или сверстника (со среднего дошкольного возраста) . На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется зависимость поведения ребенка от взрослого, поведение которого , в свою очередь, обуславливает активность и деятельность ребенка. Но притязание на признание по-разному проявляется в разных возрастах:

Ребенок раннего возраста более открыто проявляет радость в ответ на похвалу, огорчение – в ответ на порицание.

У старшего дошкольника притязание на признание носит более скрытый характер, его больше интересует оценка результатов деятельности.

В отношениях со сверстниками притязание на признание проявляется в стремлении быть как все и в стремлении быть лучше всех. Стремление быть как все подтягивает ребенка до общего уровня развития, быть лучше всех – ведет к стремлению ребенка занять определенное социальное положение, играть определенную роль (чаще выражается в игровой деятельности) .

Т.е. притязание на признание в отношениях со взрослыми выражается в желании получит поддержку, в отношения со сверстниками – отношения соперничества.

3. Чем характеризуется развитие самооценки в дошкольном возрасте?

В самооценке в наибольшей степени проявляется самосознание ребенка.

Божович считает, что в первичной самооценке почти полностью отсутствует рациональный компонент, она возникает на основе желания получит одобрение со стороны взрослых, а значит сохранит эсмоциональное благополучие. В последующем начинает преобладать интеллектуальный компонент самооценки над эмоциональным: ребенок начинает осознавать свои достоинства, возможности, успехи, неудачи.

Вопрос об осознании своих умений в разных видах деятельности изучался Анкудиновой:

  • В возрасте 5 лет дети слабо владеют умениями, к А правило их переоценивают.
  • В 6 – 6,5 лет происходит резкий скачок в осознании своих умений. Оценка становится более точной, обоснованной. Дети редко хвалят себя, скромны в оценке своих умений.
  • В 7 лет - еще более осознанное отношение к своим умениям, большинство испытуемых оценивают свои умения довольно объективно.

По исследованиям Силвестру было выявлено, что с возрастом увеличивается процент детей точно оценивающих свои возможности. В группе детей младшего (78%) и среднего (52 %) возраста преобладают дети с постоянно завышенными представлениями о себе.

В младшем дошкольном возрасте детей заниженными представлениями о себе мало. Заниженная самооценка начинает формироваться в среднем дошкольном возрасте.

Характер представлений о себе тесно связан с личностными качествами и особенностями деятельности.

Дети с точными представлениями о себе: имеют адекватное обстоятельствам поведение, настойчивы, старательны, общительны, могут сотрудничать, помогать другим.

С заниженными представлениями о себе: характерно трудное переключение от одной деятельности к другой, дети малоподвижны, излишне сдержанны, необщительны, недоверчивы, легко обижаются, не верят в свои силы, не умеют постоять за себя.

С завышенными представлениями: несдержанны, нестарательны, плохо сотрудничают с детьми, быстро обижаются, очень остро переживают неудачи.

Похожие материалы

Ссылка на источник vunivere.ru
Следующая

Развитие личности дошкольника

Дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности у детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольного поведения

Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведения дошкольника не просто существуют рядом, а вступают между собой в различные соотношения Это оказывается не только в факте так называемой борьбы м мотивов, но и в их иерархической строении, т.е. доминировании одних и подчинении других Конкретное содержание этой иерархии, а именно, какие мотивы подчиняют себе все другие побуждения, зависит от возраста детей и их воспитанииня.

Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые У детей младшего и среднего школьного возраста преобладает личные мотивы Они наиболее ш ярко проявляются, в общении со взрослыми ребенок пытается получить эмоциональную оценку взрослого - одобрение, похвалу, ласку Необходимость в такой оценке у детей настолько велика, что они часто приписывают себе достоинства Так, один мальчик, трус, говорит о себе: \"Я пошел в джунгли на охоту, вижу - тигр Я его - раз - поймал и отправил в зоопарк Правда, я смелый?ливий?"

Личные мотивы проявляются в различных видах деятельности и направлены на предметы деятельности Например, в игровой деятельности ребенок стремится обеспечить себя игрушками и атрибутами Играет, не ан нализуючы к этому самого процесса игры и не устанавливая, понадобятся в процессе игры данные предметы Постепенно в процессе совместной деятельности дошкольников у ребенка формируются и общественно-значимые мотивы, выражающиеся в форме желание сделать что-то для других людидей.

В дошкольном возрасте ребенок начинает руководствоваться в своем поведении нравственными нормами У нее формируются нравственные представления и оценки Специальными исследованиями (РХ Шакуров) выяснено связь между эмоциональными реакциями детей на оценочные воздействия взрослых, которые их окружают, и становлением самолюбия, гордости Переживание гордости впервые возникают у ребенка в результате прямой оценки взрослого, а потом и без нее По постепенное формируется потребность гордиться определенными качествами, сохранять положительную оценку взрослых и тем удовлетворять свое самолюбийюбство.

Разнообразят проявления собственного достоинства протяжении дошкольного детства С осознанием общественных ценностей дети начинают гордиться трудовыми успехами, профессиональным мастерством родителей

Самолюбие имеет и другую сторону, что проявляется в переживании стыда, неловкости Они возникают, если ребенок теряет положительную оценку, хорошее отношение к ней взрослых при условии, что эта оценка дается ав вторитетною для ребенка лицом, важна для нее и вызывает самооценкау.

Развитие чувства стыда у детей связан с ростом их нравственного опыта и самосознания (О й Кульчицкая)

Чувство самолюбия, гордости, собственного достоинства, стыда, которые формируются у ребенка, становятся мотивационными компонентами всех моральных качеств его личности

Взрослые учат детей способам проявлять сочувствие, доброжелательность, общительность, помогая им преодолевать молчаливость, замкнутость, застенчивость Способность ребенка к сопереживанию особенно в оказывается во время восприятия сказок, рисунков, мультиков или кукольных вистав.

В дошкольном возрасте появляется определенное отношение к себе и своим возможностям Пятилетние дети, как правило, их переоценивают В возрасте семи лет дети в большинстве случаев оценивают себя правильно: \"умею одевать ися \",\" умею убирать постель \"В этом возрасте дошкольники указывают на умение следовать определенным моральным нормам:\" умею помогать взрослым »и др. Свои возможности они оценивают по практическому их осуществлению Самооценка старших дошкольников становится достаточно устойчивоійкою.

Усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводит к формированию первых проявлений произвольного поведения, т.е. такого поведения, для которой характерны ненасытных туативнисть, устойчивость, соответствие внешних поступков внутренней позиции Повышению целенаправленности действий способствует осознанию детьми обязательности задач и требований, которые ставят взрослые Принятие ным оги как обязательного обусловливает значимость цели и ее устойчивость С возрастом у детей появляется способность преодолевать в процессе выполнения заданий влияние привлекательных объектов, которые являются посторонними, по м ети деятельности и отвлекают от нее Так проявляется важная ролевая свойство - устоять перед соблазном Например, хотя и наткнулся на интересную игрушку, которой хочется сразу же поиграть, все же нужно довести до конца предыдущее действие (ВК Котырлоотирло) .

Процесс формирования произвольного поведения, начавшийся еще в среднем дошкольном возрасте продолжается в старшем В этом возрасте ребенок в достаточной степени знает свои возможности, сама ставит цель действия и находит ь средств для ее достижения У нее появляется возможность планировать свои действия и проводить их анализ и самоконтрольль.

ДБ Эльконин подчеркивает, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития - от отделения себя от взрослого (\"Я-сам\") к открытию своей внутренней жизни, самосознания При ц этом решающее значение имеет характер мотивов, побуждающих личность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, в определенной форме поведениянки.

Литература

Люблипская А А Детская психология-М 1971

Развитие общения у дошкольников / Под рел АВ Запорожца, МЫ Лисиной-М, 1974

Котырло ВК Развитие волевого поведения у дошкольников - К 1971

Эльконин ДБ Психология игры-М \"1978

Авдеева НН Мещерякова СЮ Вы и младенец: у истоков общения-М 1991

Баузр Т Психическое развитие младенца-М, 1979

Валлон А Психическое развитие ребенка-М, 1967

Ввгольский ЛС Собрание сочинений в 6 т-М, 1984

Возрастная психология / Под ред ГС Костюка P III - автор М Вовчик Голубая-К 1976

Лисина МЫ Проблемы онтогенеза общения-М 1986

Новоселова СЛ Развитие мышления в раннем возрасте-М 1978

Эльконин ДБ Детская психология-М, 1960

Божович ЛИ Этапы формирования личности-М, 1995

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Читать далее uchebnikionline.com

Личность дошкольника и психологические условия её формирования - Реферат , страница 1

Кафедра русского языка и культуры речи

Личность дошкольника и психологические условия её формирования

Таганрог

Глава 1. Личность дошкольника и условия её формирования……………5

1.1. Социально психологические предпосылки и условия развитие личности

ребенка дошкольного возраста……………………………………………...5

1.2. Формирование личности дошкольника……………………………………10

1.3. Личностные характеристики детей от 3 до 6 лет…………………………17

Глава 2. Эмпирическое изучение личности старших дошкольников….20

2.1. Цели, задачи и методы исследования……………………………………..20

2.2. Анализ результатов исследования………………………………………...22

2.3. Выводы и рекомендации…………………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………..25

Приложение

Введение

Зная закономерности развития личности, мы можем создавать условия для её полноценного и гармоничного формирования. Следовательно, если соблюдать все условия, то во взрослом возрасте мы получим человека нравственного, умеющего общаться, добиваться результатов в любой деятельности, профессии. А это ведет к прогрессу общества в целом.

Если говорить о дошкольном возрасте, то без знания личностных и возрастных особенностей развития детей невозможно и работать с ними. А ведь именно в этом возрасте закладываются основы нравственности, норм поведения, личностных качеств.

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме.

По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.

Различные психологи по-разному определяют понятие «личность». Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний.

Согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Леонтьев писал, что личность есть относительно поздних продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течении жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Столь явная несхожесть приведенных концепций показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Она несёт в себе нечто более важное, существенное и постоянное.

В своей работе мы хотели проанализировать работы разных авторов, занимающихся изучением личности дошкольников. Особое внимание уделить развитию самооценки дошкольников, провести исследование детей по этой теме.

Цель данной работы – изучить закономерности развития личности дошкольника, выявить особенности поведения детей в зависимости от уровня их самооценки. Для раскрытия цели исследования мы ставили перед собой следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретический материал.

  2. Выявить уровень самооценки детей, выявить степень адекватности самооценки детей старшего дошкольного возраста.

  3. Проанализировать результаты эксперимента.

Объектом исследования являюся дети дошкольного возраста. Предметомисследования является личность дошкольника. В процессе работы использовались следующие методы: анализ специальной литературы, психодиагностика, наблюдение за поведением детей в подготовительной группе детского сада, беседа с воспитателем.

Глава I. Личность дошкольника и условия её формирования

1.1. Социально психологические предпосылки и условия развития

личности ребенка дошкольного возраста

В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях:

С точки зрения одних психологов, личность – это любой человек, обладающий сознанием. Так, по словам К. К. Платонова, «это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему».

Другие психологи подчеркивают, что личностью следует называть человека, лишь достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень, как указывала известный советский психолог Л. И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я».

Для такого уровня психического развития характерно также наличие у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять её в своих целях, а также изменять сообразно цели самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает, с точки зрения Л. И. Божович, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.

Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

По мнению советских психологов, потребности ребенка, даже самого маленького, не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, а социального характера.

При личностном общении предметом обсуждения является человек (сообщение ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанное на сопереживание взрослого, обращение за одобрением, сообщение о чувствах симпатии и расположения, интимные сообщения ребенка, попытки расспросить взрослого о нем самом) .

Общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно со взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его обычную норму. Точнее говоря, он оказывается в предела «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности.

Одобрение и неодобрение со стороны родителей имеют значительную побудительную силу для ребенка. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль руководства, преобладающий в семье. Замечено, что в семьях, где преобладает «демократический стиль», дети чаще проявляют дружеские чувства, инициативу, стремление к творчеству, тенденцию к лидерству, обнаруживают больше эмоциональности, доверия к людям в своих социальных взаимоотношениях, нежели их сверстники из «авторитарных» семей .

Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими детьми. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе.

Если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие либо к возникновению чувства неполноценности и подавленности, либо к агрессивности. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям (а иногда и к школе, людям вообще) , мнительности, враждебности, стремлению к уединению.

Можно выделить еще одно немаловажное условие развития личности дошкольника – это игра.

Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошколь-ного возраста.Д. Б Эльконин подчеркивал, что игра от-носится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона мини-мальна, сокращены операции, условны предметы.

Одна-ко игра дает возможность такой ориентации во внешнем мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят мо-делирующий характер.

Сущность всякого моделирования, считал Д. Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д. Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».

Что же составляет предмет этой деятельности? Это взрослый человек как носитель определенных обще-ственных функций, вступающий в определенные отноше-ния с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.

Как уже не раз отмечалось, на протяжении своего развития ребенок постоянно «овладевает» взрослым чело-веком. Сначала он овладевает им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого.

В си-туации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необ-ходимость формирование внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений.

Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интел-лектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра — это особая форма освоения действитель-ности путем ее воспроизведения, моделирования.

Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра — это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может при-нять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос.

У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На поч-ве этой тенденции и возникает игра.

Последний компонент в структуре игры - правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ре-бенка — радость от того, что он действует так, как требу-ют правила. В игре ребенок плачет, как пациент, и раду-ется, как играющий.

Это не просто удовлетворение же-лания, это линия, которая продолжается в школьном возрасте.

Итак, игра — это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировоч-ная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на следующий этап его развития и становится веду-щей деятельностью в дошкольном возрасте.

Огромный воспитательный потенциал в дошкольном возрасте имеют и выполняемые ребенком продуктивные (практические, трудовые) действия, направленные на получение результата. Этим результатом может служить рисунок, конструкция, приведенное в порядок помещение или вскопанная грядка, решение арифметической задачи и т.д.. Однако не бездумный труд воспитывает личность дошкольника, а лишь особо организованные продуктивные действия, которые соответствуют следующим требованиям:

  1. они направлены не на себя (на достижение узколичных выгод или получение удовольствия от процесса их выполнения) , а на других людей, на их нужды, интересы, принятые переживания;

  2. возникают не стихийно, а специально строятся взрослым в рамках общегрупповой деятельности;

  3. ребенку целенаправленно задается ориентировка на отдаленные последствия его действия (или бездействия) для эмоциональных состояний других людей и предлагаются способы такой ориентировки (А. В. Запорожец неоднократно отмечал, что действие развивает ребенка не само по себе, фактом своего выполнения, а через то, на что задается ориентировка в нем, из чего исходит ребенок при его выполнении, — именно это и составляет психологический центр, фокус действия) ;

  4. обеспечивается постепенно сворачивание и интериоризация такой ориентировки, в процессе которой она переходит во внутренний план и за счет этого может опережать процесс фактического выполнения действия, совершаться заранее.

Однако нередко у ребенка отсутствуют социальные мотивы поведения. В этом случае их следует специально формировать. Анализируя результаты экспериментов по организации коллективной трудовой деятельности дежурных (дежурства детей в столовой, уголке природы, игровом уголке) ,

А. В. Запорожец выделил необходимые для этого условия:

а) предварительная выработка ориентировочной основы действий, заключающаяся в подробном разъяснении их смысла, социальной значимости, а также в четком показе требуемых действий и заданий правил их выполнения,

б) систематическая оценка и обсуждение выполняемых ребенком действий с точки зрения степени их соответствия предъявляемым требованиям и социальным смыслам,

в) подключение детского коллектива к такому обсуждению, формирование жесткой системы групповых требований и ожиданий,

г) постоянное подкрепление действий ребенка: положительное — соответствующих этим требованиям, отрицательное — несоответствующих; с обязательной акцентировкой их социального смысла.

Мотивы, возникающие в деятельности, создают условия для развития общих и специальных способностей у ребенка. Направленность на резульат деятельности развивает трудоспособность – один из компонентов любой способности.

Трудоспособность в большой мере обеспечивает успех в деятельности, что поощряется общественным признанием. Удовлетворение притязания на признание побуждает ребенка к новым достижениям. Таким образом формируется внутренняя установка на определенный вид деятельности.

Включение ребенка в продуктивные виды деятельности – условие развития способностей.

Материал с сайта works.doklad.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательного интереса у дошкольников

    Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных пре...

  • Актуальные проблемы здоровья и физического развития дошкольников

    Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технолог...

  • Амплификация развития дошкольника это

    Познавательно-исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития Понятие «amplification» переводится с английского языка на русский, как «сильное увеличение, мощное усилен...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Развитие речевого творчества старших дошкольников

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров...

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Арушанова а г развитие коммуникативных способностей дошкольника

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Развитие связной речи дошкольников через театрализовано-игровую деятельность с использованием фольклора и моделирования СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ… .5 I.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА…. 9 1. Теоре...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников

    Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возр...

  • Формирование здорового образа жизни у дошкольников

    Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей» ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта. Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее бла...

  • Развитие связной речи дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит...