Метод наглядного моделирования в развитии речи дошкольников

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

В ходе работы над данной проблемой мною была создана презентация "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники".

В презентации содержится разнообразный теоретический и практический материал по развитию связной речи дошкольников методами наглядного моделирования и мнемотехники. Предназначена для педагогов ДОУ.

www.maam.ru

Наглядное моделирование в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня

Цель: эффективность практического применения метода наглядного моделирования в процессе коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 ур.

Связная речь – это единое смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимоотношение.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей.

Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Эффективность использования данного метода зависит от определенных условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста; отражать основные свойства объекта, быть по структуре аналогичной ему и упрощать процесс овладения навыками, умениями и знаниями, а не нагрузить его лишней, бесполезной информацией.

При реализации данной технологии решаются следующие задачи:– обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;

– развивать мелкую моторику у детей.

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы, опорные картинки.

Остановимся на пиктограммах.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Они относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в качестве средства, облегчающего развитие общения, речи, а также как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в речевом развитии.

В своей работе мы используем пиктограммы с изображением:

слов-предметов. Назовите предметы, которые будут появляться на экране.

Назовите признаки предметов, которые будут появляться на экране.

Назовите действия предметов, которые появляются на экране.

Назовите предлоги.

Личное творчество педагога позволяет воспроизвести это в различных вариациях.

Предлагаю поиграть в игру «Какой, какая? ». На экране предметы. В центре треугольник. Он обозначает признак предмета. К движемся предмету подберите признак.

Следующая игра. «Назовите действие». Стрелка обозначает действие предмета. Составьте предложение.

«Согласование в роде, числе и падеже».

В центре круг. Пиктограммы обозначают глаз – вижу, скрипичный ключ –слышу, подарок – дарю, рука – что делаю. Каждый может подобрать свои варианты. Составьте предложения, используя следующие пиктограммы: глаз – мышка, ключ – птичка, яблоко – подарок, заяц – рука, ключ – капля.

Вариантов применения пиктограмм очень много. Детям предлагаются задания типа: составить из пиктограмм пару, найти две пиктограммы по предложению, исправить ошибку и произнести правильное предложение, составить из пиктограмм произнесенную фразу. Эти задания дают ожидаемый результат и вызывают у детей большой интерес и желание выполнять их.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между предметами, их признаками.

Посмотрите и определите: «Какая это сказка? »

(Вспомнить героев сказки. Почему были выбраны прямоугольники для обозначения героев)

Почему были выбраны данные геометрические фигуры и цвет, для обозначения героев?

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок, т. к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т. д.) легко переносятся на модели. На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Вначале достаточно, чтобы дети поднимали соответствующие символы по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию самой сказки.

Поговорим о приемах мнемотехники.

(«Мнезис» в переводе с латинского означает «память»). Данный прием облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи. Использование их очень эффективно при составлении описательных рассказов, пересказывания текстов, заучивании стихов, скороговорок.

Последовательность работы с мнемотаблицами такова: – рассматривание таблицы – раскодирование информации с преобразованием предложенного материала из символов в образы – пересказ или заучивание текста.

«Весна»

В – обозначает время года «весну». На экране карточки с характерными особенностями времен года. Найдите карточки, которые не подходят к «весне». Назовите, под какими цифрами они находятся. Проверим, правильно ли Вы выполнили задание.

Мнемотаблица какой сказки Вам предложена? Почему Вы так решили?

После рассказывания сказки педагогом, рассматриваем таблицу и разбираем, что на ней изображено. Затем при помощи мнемотаблицы, дети пересказывают сказку.

Уважаемые коллеги, посмотрите и назовите, описательный рассказ чего представлен Вашему вниманию?

При автоматизации звуков использую модели заучивания стихов и скороговорок.

«Заучивание стихотворения», в каждой строчке из стихотворения имеется ключевое слово, изображенное на картинке. Дети быстро запоминают текст и акцентируют внимание на правильное произношение автоматизируемого звука.

«Скороговорка» также при наличии наглядных картинок, детям легче запомнить скороговорки и быстро произнести.

Продуктивным, на наш взгляд, является использование наглядных моделей и при формировании у детей умения конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом в становлении связной речи.

На первых занятиях, посвященных составлению простых предложений, дети составляют однотипные предложения по одной модели.

Составьте предложения по предложенной схеме.

На последующих занятиях можно предложить детям составить предложения по двум – трем, а затем и большему числу моделей.

Для этого вводятся условные обозначения, например, изображение предмета, о котором говорится в предложении, обозначается квадратом, действие – стрелкой, признаки - треугольником, а предлоги и союзы отображаются схематично

В структуру предложений входят как беспредложные, так и предложные конструкции.

Такая работа над структурой предложений готовит детей к овладению полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложения в период школьного обучения.

Составьте предложения по схеме (обратить внимание на числительные)

В процессе работы над умением составлять рассказы по определенной сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Название предлагаемых педагогом наглядных опор или придуманных совместно с детьми напоминает им о «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания. Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый рассказ с помощью нескольких наглядных опор, которые они самостоятельно подбирают в процессе подготовки, что, в свою очередь, положительно влияет на составление речевого высказывания и его полноценного устного воспроизведения.

Вам представлены этапы работы с опорными схемами.

Используя опорные картинки, можно составить и предложения.

Придумайте предложения по опорным картинкам.

Я предлагаю вам внимательно послушать рассказ «Весна пришла».

«Дует теплый южный ветер. С каждым днем солнышко светит ярче и горячей. Лед на реке стал тонким и хрупким. Радостно чирикают воробьи. С крыш свисают длинные сосульки. Почти растаял снеговик во дворе. На катке мальчишки больше не играют в хоккей. А Маша не берет на прогулку санки. Весна уже в пути! »

Вспомните, о чем говорилось в каждом предложении. (Перескажите рассказ с помощью опорных картинок) .

Пересказ по цепной структуре.

Педагог читает рассказ и предлагает рассмотреть картинки-подсказки. Каждая рамка одно предложение, а следующее предложение начинается с последнего слова предыдущего предложения.

(Обратите внимание на рамки.)

«Наступила золотая осень. Осенью солнце слабо греет и небо часто закрыто тучами. Тучи несут холодные дожди. Дожди оставляют на земле грязь и лужи. В лужах плавают осенние листья. Листья покрывают всю землю золотистым ковром».

Пересказ рассказа по графическому плану.

Чтобы рассказать рассказ по графическому плану, нужно вспомнить: каким символом мы обозначает слова – действия, слова – признаки. В каждом графическом рисунке зашифровано предложение.

«Пришла холодная, морозная снежная зима.

Ребята смастерили большую деревянную кормушку.

Дети пошли в лес и повесили кормушку на дерево.

Мальчики насыпали в кормушку зерна и семечек.

К кормушке прилетели птицы.

Птицы склевали весь корм и весело защебетали.

Дети были рады, что помогли птицам зимой».

Опорные схемы помогают обучить детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий, создавать внутренний план высказывания, связный речевой замысел.

Следовательно, использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Прикреплённые файлы:

mo-logopedov_q03l8.ppt | 18267,5 Кб | Скачан: 122
www.maam.ru

Наглядное моделирование как эффективное средство развития связной речи дошкольников с ОНР

МБДОУ «Большеелховский д/с №1 комбинированного вида»

Выступление для логопедов

Тема: «Наглядное моделирование как эффективное средство

развития связной речи дошкольников с ОНР»

Выступила: учитель-логопед

МБДОУ «Большеелховский д/с №1

комбинированного вида»

Бояркина Елена Александровна

2013г.

“Чтобы обучить другого,

требуется больше ума,

чем чтобы научиться самому”.

М. Монтень

Основная цель педагогов, работающих с детьми с проблемами развития это социализация детей. У детей логопедической группы проблема развития речи. Поэтому за дошкольный период нам необходимо решать такие задачи:

1) наиболее полное преодоление системного речевого недоразвития,

2) подготовка детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. У детей, зачисленных в логопедическую группу особенно низкий уровень развития связной речи. Поэтому к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, относится формирование у них связной монологической речи.

К началу обучения в подготовительной группе дети с ОНР способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинам, наблюдаемым действиям, т. е. к связным высказываниям. И все-таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием

Передо мной встала проблема найти более эффективные средства формирования речевых умений связного устного высказывания. Проанализировав методическую литературу по развитию связной речи детей с ОНР я оставила свой выбор на наглядности, на значимость которого неоднократно указывает известный психолог Л. С. Выготский.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т. В. Егорова1973г;А. Н. Леонтьев, 1981г.) . .Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л. М. и др.) . Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Актуальность опыта определяется теоретическим и практическим значением проблемы, а также не разработанность вопросов формирования связной речи у детей с ОНР через моделирование плана высказывания в коррекционно-педагогическом процессе.

Цель: изучить эффективность использования метода наглядного моделирования в процессе формирования связной монологической речи дошкольников с ОНР.

Задачи:

1. Определить, какие виды замещения и наглядного моделирования доступны детям дошкольного возраста.

2. Определить этапы моделирования.

3. Определить систему работы по моделированию плана высказывания.

4. Изучить, как овладение внешними формами замещения и наглядного моделирования, влияет на формирование связной речи.

Моделирование плана высказывания я включила в работу над всеми видами связного высказывания: пересказ; составление рассказов по серии картин и сюжетной картине; описательный рассказ; творческий рассказ.

Каким образом я использую метод наглядного моделирования при пересказе, предлагаю рассмотреть на примере рассказа «Ёлочка». Каждое предложение я сопровождаю показом картинок. (Слайд) И детям не составляет труда пересказать этот рассказ. А при пересказе рассказа «Ёжик» я предлагаю детям символический план. (Слайд) .

На втором году обучения речевые возможности детей возрастают. Поэтому я сопровождаю не каждое предложение, а части рассказа картинно-графическим планом или символической схемой. Например, рассказ «Как заяц зимует».

Также для пересказа использую рассказы цепной структуры. Это значит, что мысли последующего предложения, вытекает из мысли предыдущего. Обратите внимание, насколько пересказ для детей становится доступным. Рассказ «Сластёна». (Слайд) .

В подготовительной группе я использую приём детского рисунка. Дети уже могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов. (Слайд) .

Теперь остановлюсь на составление рассказа по серии картин. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей. (Слайд) В картинно-графическом плане я акцентирую внимание дошкольников именно на это. Например, диалоги я обозначаю стрелкой с вопросом от того героя, который начинает диалог. Это помогает детям не “потерять” характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе и т. д. Слова – признаки, характеризующие персонажей, я обозначаю либо знаком вопроса, или, если необходимо передать настроение героя – использую пиктограммы.

При обучении рассказыванию по сюжетной картине с применением наглядного моделирования предлагаю рассмотреть на примере картины «Зимние забавы» (Слайд). Дети по картинкам-символам составляют отдельные предложения. В итоге получается связный рассказ.

Особенно трудно для детей с ОНР научить описательной речи. (Слайд) И я тоже применяю метод наглядного моделирования. При описании овощей, фруктов использую сенсорно-графическую схему В. К. Воробьёвой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. При описании одежды, посуды, животных, времен года используя схемы, которые представляют обобщенный план описания.

Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности. Это может быть придумывание конца рассказа или сказки, составление рассказа по аналогии, по предложенному сюжету, по заданной теме. Мы в своей работе применяем элементы творческого рассказывания.

Предлагаю вам рассмотреть па примере рассказа по заданной теме «Лес». (Слайд)

Опираясь на символы, я направляю мысли детей.

Сравнительный анализ результатов обследования связной речи (без применения и с применением наглядного моделирования) выпускников логопедической группы 2008 – 2010 г

90 % - 100 % детей научились составлять рассказы по серии картинок.

70 % - 90 % - справились с пересказом текста,

50 % - 90 % справились с составлением рассказов-описаний предметов.

70 % - 80 % - справились с составлением рассказов по сюжетной картине,

30 % - 60 % научились придумывать продолжение рассказа.

20 % - 50% - сочинили рассказы на заданную тему по опорным картинкам.

Результаты проведенного мониторинга показали, что наглядное моделирование доступно детям только в результате специально организованного обучения.

Качественный анализ детских высказываний показал, что опора на наглядную модель позволила актуализировать и активизировать лексический запас ребенка с ОНР. Рассказы детей стали более полными и связными, отражали причинно-следственные связи.

Проведенная работа показала, что процесс моделирования состоит из 3-х этапов:

- усвоение и анализ сенсорного материала;

- перевод его на знаково-символический язык;

- работа с моделью.

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

Используемая литература:

1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.

3. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2007.

6. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

7. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – СПб., 1995 с. 35-62.

8. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

9. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. – М., 2007.

10. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

11. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.

12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

13. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997.

14. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи – СПб., 1999.

www.maam.ru

Использование метода наглядного моделирования как средства познавательно-речевого развития дошкольников

Действия с моделями нужно осуществлять в следующей последовательности:

- замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно) ;

- использование готовых моделей (начиная со средней группы) ;

- построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы) .

Работа педагога направлена на овладение детьми следующими видами модельных представлений:

- конкретными (отображающие структуру данного объекта) ;

- обобщёнными (обобщающими структуру класса объектов) ;

- условно – символическими (передающими не наглядные отношения) .

Приемы моделирования

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Использование моделирования в работе с дошкольниками предполагает соблюдение определенных требований:

? Модель вводится в обиход дошкольников при условии сформированности представлений о свойствах и признаках объекта;

? Модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;

? Модель должна быть доступна детям в повседневной жизни;

? Модель должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления;

? Одновременно можно использовать модели только одного вида.

В действии с натуральными объектами детям нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполнению деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта.

Демонстрация моделей помогает более успешно осуществлять обобщение и систематизацию знаний детей об окружающем мире и природе. С помощью моделей и схем дети легче и быстрее запоминают название и усваивают строение изучаемых объектов.

Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования можно с успехом применять во всех видах деятельности детей, например, в работе по экологическому воспитанию: 1. Ознакомление с растениями.

Рассматривая с детьми растения, обращаем внимание, из каких частей состоит растение (стебель, листья, цветок) . Только потом вводим модели. Эти модели используем при ознакомлении с новыми растениями, а также при обучении уходу за растениями.

Например, чтобы закрепить знания о комнатных растениях, можно сделать опорные карточки с рисунками-моделями листьев растений, по которым дети учатся находить соответствующее растение. К примеру, предложить найти растение, листья которого такие же, как на карточке. Ребёнок находит его и объясняет свой выбор или наоборот.

2. Ознакомление с животными.

Метод моделирования можно использовать при классификации животных по характерным признакам, свойственным определенному классу животных.

Рассматривая с детьми птиц во время прогулок, отмечаем, что у них есть клюв, две лапы, оперенье. А затем закрепляем знания на моделях.

Рассматривая рыб, (чешуя, плавники, туловище) , рядом с объектом наблюдения можно использовать модели.

Например, при наблюдении за рыбками в аквариуме, предложить детям графическую модель, которая помогает им обобщить понятие «рыба». Дети свободно отвечают на вопросы, носящие поисковый характер: «Где живут рыбки? Как двигаются и почему? Чем покрыто тело рыбки?

Зачем нужна ей чешуя? Чем дышит рыбка? Можно ли рыбок доставать из воды? Почему? Для чего рыбке нужны плавники?

Таким образом, модель требует от детей умение анализировать, абстрагировать, мыслить.

Так же проводится работа при ознакомлении детей с животными. Модели должны быть доступны для деятельности каждого ребенка, поэтому их необходимо выставлять в уголке природы.

3. Ознакомление с природными явлениями.

Во время прогулок с детьми наблюдаем за состоянием погоды, отмечаем, что изменилось в природе, знакомим с характерными особенностями времен года. Свои наблюдения отмечаем в календаре природы, используя модели: модель ясной погоды, идет снег, пасмурно.

Наглядные модели с условным схематическим изображением явлений природы, признаков сезона помогают сформировать у ребенка обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе. Модели используются в ходе совместных бесед, наблюдений, занятий с детьми, а затем помещаются на панно в уголке природы, где дети самостоятельно их рассматривают. Модели осенних изменений в природе.

1. Небо пасмурное, покрыто облаками.

2. Часто моросит дождь.

4. Листья на деревьях желтеют и постепенно опадают.

5. Деревья в конце осени полностью сбрасывают листья.

6. Насекомые прячутся под кору деревьев.

7. Насекомоядные птицы улетают на юг.

8. Звери готовятся к зиме: линяют, некоторые звери меняют окраску шерсти.

9. Некоторые звери делают запасы на зиму, человек тоже делает запасы.

Использование моделей при беседах о временах года.

Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные схемы, а для детей старшего возраста желательно рисовать схемы в одном цвете. Можно составлять схемы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстроить:

- Структуру рассказа.

- Последовательность рассказа.

- Лексико – грамматическую наполняемость рассказа.

Модельные схемы применяются при заучивании стихотворений о природе. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью.

При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При помощи модельных схем дети могут отгадывать загадки, опираясь на опорную схему, а также составлять загадки самостоятельно.

На основе модельных схем можно создать разнообразные дидактические игры.

Чтобы закрепить строение растений, можно провести игру «Что сначала, что потом?»

Для закрепления знаний о животных и их характерных особенностях можно провести игры «Кто, где живет», «Кто, чем питается?»; «На что похоже», «Найди по контуру»; «Кто во что одет»; «Времена года»; «Кто, где живет?», «Чей малыш?».

Таким образом, использование моделирования вырабатывает умение анализировать, мыслить, развивает речь дошкольников.

Дети с самого рождения – маленькие исследователи, они любознательны, много спрашивают и сами с удовольствием отвечают на вопросы взрослого. Важно поощрять вопросы ребенка, постараться использовать для этого игровые формы.

Можно в своей работе широко использовать коллажи и мнемотаблицы. С их помощью у ребенка формируются представления об окружающем, расширяется словарный запас; развивается связная речь, зрительная память и логическое мышление.

Основное назначение коллажа – объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры и т.д. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз и предстоит маленькому исследователю.

Цель: закрепить представления об осенних изменениях в природе, сформировать представление об осени как о времени года, развивать связную речь и умение составлять описательный рассказ.

Вопросы:

- Какое время года изображено на картинке?

- Какое слово написано в середине картинки? Почему оно здесь написано? (Природа готовится к зимней спячке) .

- Какие три месяца осени ты знаешь? назови их; найди предметы, которые изображены по два (две лужи, два кленовых листа, два пузыря в луже, две тучи, два зверя) .

- Придумай рассказ об осени, картинка тебе подскажет.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Таким образом, развивается самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет более эффективным, если работу с ними построить в следующей последовательности: на первом этапе детям предлагается внимательно рассмотреть коллаж или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, модели, буквы, цифры и т.д.

Далее дать детям сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы. На втором этапе идет обсуждение: задать детям дополнительные вопросы и задания. На третьем этапе ребенок с помощью коллажа или мнемотаблицы самостоятельно составляет описательный рассказ.

Мнемотаблица "Осень"

Цель: сформировать у детей обобщенные представления об осенних изменениях в природе, развивать связную речь. (Условные обозначения: 1-солнце греет слабее, 2-часто идут дожди, 3-птицы улетают на юг, 4-дуют сильные ветры, 5-опадают листья, 6-звери готовятся к зиме, 7-люди тепло одеваются, 8-у осени 3 месяца, 9-осенью иногда может идти снег.)

Таким образом, применение метода наглядного моделирования при ознакомлении с окружающим и природой оказывают положительное влияние:

- на повышение уровня развития любознательности; развитие мышления (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, делать определенные умозаключения и выводы) ;

- на личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности) ;

- на знания детей о предметах и явлениях окружающего мира и мира природы;

- на речевое развитие (обогащение словарного запаса детей, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь; уменьшение количества грамматических и лексических ошибок, улучшение параметров связной речи, ведь одно из правил развития речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики») .

Используя в своей работе наглядное моделирование, педагог учит детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Смотрите также:

Источник nenuda.ru

Учебно-методический материал (средняя группа) на тему: Моделирование как средство развитие связной речи

Опубликовано 10.12.2014 - 19:59 - Воронина Нина Владимировна

Тема «Использование метода моделирования как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Наглядное моделирование– это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст) , научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л. С. Выготского, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой, дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности: для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Проанализировав свою работу, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные методы обучения детей связному рассказыванию, пересказыванию близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Ребёнку надо помочь осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание.

Из всех существующих приёмов, помогающих в овладении связной речью, самым эффективным оказался приём моделирования.

А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.

В приказе Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» определены задачи развития и образования воспитанников, в том числе и речевого: (они представлены на слайде)

  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Источник nsportal.ru

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

  1. связные высказывания короткие;
  2. отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  3. состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  4. уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

  1. самостоятельного анализа ситуации или объекта;
  2. развития децентрации (умения менять точку отсчета) ;
  3. развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  1. пересказ;
  2. составление рассказов по картине и серии картин;
  3. описательный рассказ;
  4. творческий рассказ.

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  1. геометрические фигуры;
  2. символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;
  3. планы и условные обозначения, используемые в них;
  4. контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрическиефигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.) . В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов– пособие “Логико-малыш ”.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображенияее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  1. предметные картинки;
  2. геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

ПЕРЕСКАЗ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

  1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
  2. формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование) ;
  3. передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,

и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки.

На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом. Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры) . Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.Рассказ по сюжетной картинетребует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

  1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  2. определение взаимосвязи между ними;
  3. объединение фрагментов в единый сюжет.

На этом этапе работы используются: пособие “Логико-малыш”, “Лимпопо”, “Оживи картинку”.Поднялась как-то у Солнышка температура. Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами все задевало.

Коснулось Солнышко снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко. Задело Солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенели капели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка.

Коснулось солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые листики. А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню. Оглянулось Солнышко вокруг-а вместо зимы наступила на земле ВЕСНА.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы– ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описанияпо пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  1. выделение значимых объектов картины;
  2. рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
  3. определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  4. объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.

Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: На болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик.

А вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо,вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе.

Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику.

Аналогично проходит работа по другим картинкам. “Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета.

Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА.

Один из приемов обучения детей связному пересказу – работа с логопедическими сказками. Логопедическая сказка–это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В. Волиной, А. Цыферова и т.п.) . К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей.

Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.

Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:

  1. логопед читает сказку ребенку;
  2. ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно) ;
  3. затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;
  4. логопед моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;
  5. ребенок пересказывает сказку по модели.

ОСА, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА КУСАТЬСЯ.

В нашем саду на кусте смородины осиное гнездо.

Там оса, она очень любит кусаться. Выйдет в сад девочка Соня. Оса сразу ее кусает. Соня бежит в дом и плачет. Выбежит в сад собака Спайк.

Оса и его в нос укусит. Всем больно, а оса радуется. Тогда Сонина мама придумала.

Она налила в миску сладкий смородиновый сок. Прилетела оса, попробовала сок и подумала:

Как вкусно! А я все время кусаю какие-то невкусные предметы. Не буду я больше кусаться.

Лучше буду всегда пить этот сладкий сок.

С тех пор мама каждый день наливает для осы сладкий сок. И оса больше никого не кусает.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Развитие речи через сказку с дошкольниками

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников". Актуальность данной темы очень ва...

  • Презентации для дошкольников по развитию речи

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Презентация развитие связной речи у дошкольников

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Методы развития речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Мнемотаблицы для дошкольников по развитию речи

    Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова» Мнемотехника для дошкольников "Мнемотаблицы на слова" Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания инфор...

  • Дополнительная программа по развитию речи для дошкольников

    Познавательно-речевое развитие старших дошкольников. Дополнительная образовательная программа факультатива «Почемучка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П...

  • Задачи развития связной речи дошкольников

    Педагогический проект «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников на разных возрастных этапах»...

  • Особенности развития связной речи дошкольников

    Консультация для воспитателей. «Проблема и особенности развития связной монологической речи у современных дошкольников». МБДОУ № 30 ст. Воздвиженская Курганинского района Краснодарского края Учит...

  • Триз в развитии речи дошкольников

    ТРИЗ — уникальная технология развития связной речи Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины отрабаты...

  • Технология развития связной речи дошкольников сидорчук

    «Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные...

  • Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная д...

  • Развитие речи у дошкольников с зпр

    Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнем...

  • Развитие речи дошкольников по фгос

    Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь...