Младший дошкольный возраст характеристика

Консультация. Характеристика психофизического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, протекающие в центральной нервной системе. Речь – это психическая функция, которая не может существовать отдельно от других функций психики, её формирование зависит от уровня развития восприятия, памяти, мышления, внимания, пространственных представлений и т. д.

Изучение особенностей психофизического развития и речевого развития детей дошкольного возраста занимались специалисты разных областей: специальной коррекционной педагогики (Р. Е. Левина, Г. А. Волкова, Н. С. Жукова, Л. И. Ефименкова, Т. Б. Филичева, Е. Н. Винарская, Е. М. Мастюкова) ; лингвисты (А. Н. Гвоздев, К. С. Державин) ; психологи (Л. А. Венгер, Т. А. Выгодская, А. В. Запорожец) и др. Ими получено большое количество разных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.

Младший дошкольный возраст – это новый период жизни ребёнка. Ребёнок 4-го года жизни уже вполне самостоятельный. Он знаком с назначением многих бытовых предметов и умеет обращаться с ними: помогает маме открывать холодильник, включать и выключать телевизор. При правильном воспитании он достаточно хорошо владеет бытовыми навыками: умеет одеваться, аккуратно есть, соблюдает основные правила гигиены, знаком с элементарными правилами этикета. Конечно, ребёнку ещё нужна помощь старших в тех делах, которые вызывают у него затруднения, но он всё хочет делать сам, быть похожим на взрослого.

Самостоятельное значение для ребенка приобретают продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированными. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничивается возведением несложных построек, дети охотно воспроизводят действия по образцу, всё чаще действует по собственному замыслу.

Но самой главной и развивающей деятельностью после 3 лет становится сюжетно – ролевая игра, в ходе которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в воображаемых условиях моделируют их поведение. На протяжении 4-го года жизни игровая действительность становится богаче и разнообразнее. Появляется ещё одна важная составляющая игры – диалоги ребёнка с персонажами, разговор от их имён, т. е. сознательное наделение ролью не только себя, но и партнёра по игре. И всё же главным содержанием игры детей младшего дошкольного возраста является многократное повторение одних и тех же действий с игрушками, в ходе которых малыш часто забывает, с какой целью он их совершает.

На 4-м году жизни происходит значительные изменения в психической жизни ребёнка. Совершенствуется восприятие: у ребёнка складывается всё больше отчётливых представлений о разных свойствах предметов – форме, величине, цвете. Более устойчивым становится внимание. Но наиболее интенсивнее среди всех психических процессов развивается память. Этим во многом обусловлено преобразование мыслительной деятельности детей. Наряду с совершенствованием наглядно – действенного мышления развивается наглядно – образное мышление.

На четвёртом году жизни ребёнок владеет большим объёмом двигательных навыков, способен совершать более сложные действия, соблюдая определённую последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений.

К концу 3-го года жизни у ребёнка возникает интерес к миру человеческих взаимоотношений. Такой интерес во многом обусловлен тем, что дети в этом возрасте овладевают правилами и нормами поведения среди других людей. У некоторых детей начинает формироваться высшая форма коммуникативной деятельности – внеситуативное – личностное общение, в ходе которого дети начинают обсуждать со взрослыми вопросы морального плана: кто добрый, а кто злой, кто щедрый, а кто жадный, что такое хорошо, а что такое плохо. Данная форма общения получит своё полное развитие лишь в конце дошкольного возраста.

У детей младшего дошкольного возраста идёт непрерывный процесс увеличения словаря, как активного, так и пассивного. В три года словарный запас ребёнка составляет 250 – 300 слов, а к концу четвёртого года словарь достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Ребёнок накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, всё чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (один, два, прилагательные, указывающие на отвлечённые признаки и качества предметов (холодный, горячий, твёрдый, хороший). Рёбёнок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года дети нередко используют в речи притяжательные местоимения (мой, твой). Кроме этого у детей формируются обобщающие функции слов (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы).

Одновременно с обогащением словаря дети четвёртого года жизни интенсивно овладевают грамматическим строем языка. В речи ребёнка появляются множественное число, винительный и родительный падежи имён существительных, уменьшительно – ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее времена глаголов, повелительное наклонение. На вопросы взрослых ребёнок всё чаще отвечает развёрнутыми фразами, состоящих из четырёх и более слов. Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, в речи отражаются причинные и целевые связи. К тому же в предложениях дети нередко используют однородные члены, существительные и глаголы во множественном числе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в их речи появляются краткие причастия.

На четвёртом году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твёрдых согласных. Дети чаще начинают верно произносить слова со стечением 2 – 3 согласных; слова, состоящие из 3 – 4 и более слогов. В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие и сонорные звуки, некоторые звуки пропускаются.

В этом возрасте ребёнок ещё не всегда может управлять своим голосовым аппаратам: менять громкость, высоту голоса, темп речи. Дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают её, подражая речи взрослых. Совершенствуется речевой слух ребёнка.

Младшим дошкольникам доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. В этом возрасте ребёнок ещё не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, толково передать содержание, прочитанной ему сказки. Его речь ещё носит ситуативный характер. Высказывания ребёнка состоят из простых распространённых предложений, часто лишь отдалённо связанных между собой по содержанию.

Список литературы:

1. Выгодский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выгодский. - М. : Лабиринт, 1999. — 352 с.

2. Козырёва, Л. М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет [Текст]: учеб. пособие для воспитателей и родителей / Л. М. Козырёва. - Ярославль: Академия развития, 2001.- 160с.

3. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок [Текст] / А. И. Максаков. - М. : Мазаик-синтез, 2006.- 152с.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика – синтез, 2005.- 345с.

www.maam.ru

3. Учреждение - МБДОУ «Детский сад № ». Группа - средняя.

Год обучения 2012-2013 г.

4. Программа обучения (название, автор, год издания) – «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, А. Г. Гогоберидзе, 2011

5. Освоение образовательных областей:

1.«Физическая культура»

Воспринимает показ как образец, неуверенно выполняет (общеразвивающие упражнения, основные движения, спортивные упражнения) . Соблюдает, но не контролирует правила в подвижных играх.

2. «Здоровье»

Положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды. Знает последовательность действий в процессах умывания и одевания, правила поведения за столом.

3. «Безопасность»

Есть представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

4. «Социализация»

Отражает в сюжетно-ролевых играх сюжеты из жизни мультфильмов и компьютерных игр. Участвует в индивидуальных настольных играх («Собери пазл», «Геометрические фигуры», «Счётные палочки») . Проявляет интерес к строительно-конструктивным играм и к театрально-игровой деятельности.

Умеет отвечать на вопросы по поводу игры: « В какую игру ты играешь?»; «Что ты делаешь»; «С кем ты вместе любишь играть?» Вступает в диалог со сверстниками и со взрослыми. Проявляет доброжелательные отношения к воспитателю, родителям и близким.

Знает членов семьи и ближайших родственников. Не активен в проявлении самостоятельных действий. Ребёнок сохраняет преимущественно жизнерадостное, дружелюбное настроение.

5. «Труд»

Трудолюбив. Переносит знания о хозяйственно-бытовом труде взрослых на собственную трудовую деятельность (помогает в уборке территории участка на прогулке, ухаживает за цветами в группе) . Бережно относится к результатам труда.

6. «Познание»

Считает в пределах 4-7. Выполняет игровые и практические действия в определённой последовательности. Не устанавливает связи между действиями (что сначала, что потом) . Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

7. «Коммуникация»

Ребёнок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы, требует помощи в объяснительной речи. В его речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятна. При пересказе затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает последовательность событий.

Описательные рассказы бедны по содержанию. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого, не различает гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки.

8. « Чтение художественной литературы»

Охотно откликается на предложение слушать чтение, однако иногда отвлекается при слушании. Запоминает и воспроизводит стихи, участвует в играх по литературным сюжетам.

9. «Художественное творчество»

Есть представления о процессе художественной деятельности, некоторых видах искусства, но он не всегда добивается положительного результата. Владеет материалами и инструментами; изобразительные навыки и умения требуют дальнейшего закрепления. При активной позиции взрослого может проявить творчество и элементарно высказать собственную оценку воспринимаемого.

10. «Музыка»

Не умеет прослушать всё произведение до конца, вникнуть в его содержание. Не может ответить на вопросы о прослушанной музыке. Интерес к музыке неглубокий и неустойчивый.

В пении дикция характеризуется неправильным произношение безударных гласных; дыхание поверхностно, звук резкий, мелодия искажается. В процессе игры на музыкальных инструментах невнимателен.

6. Поведение в группе

Во время НОД - часто отвлекается, не может справится с поставленной задачей самостоятельно, только с помощью взрослого.

Во время самостоятельной активной деятельности - играет и общается со сверстниками, может обидеть, нашалить и не признаться в своём проступке.

7. Взаимоотношения со сверстниками – дружелюбные.

Подробней на сайте nsportal.ru
Следующая

Психологическая характеристика дошкольного возраста

дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школі.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что у ребенка появляется круг элементарных обязанностей; меняются взаимоотношения со взрослыми, приобретая новые формы: совместные действия постепенно сменяются самостоятельным выполнением ребенком Указ ивок взрослого; появляется возможность систематического обучения, ребенок вступает в определенные отношения со сверстниками (расширяется социальное окружение) , внутренняя позиция дошкольника отношении других людей хара ктеризуеться осознанием своего \"Я\" и своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношений, ребенок действует, как взрослый, но в форме сюжетно-ролевой игры Таким образом, социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста имеет следующую схему:

Ребенок - Сюжетно-ролевая игра - Социальное окружение

Как видим, ведущей деятельностью для данной социальной ситуации развития есть сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними В игре ребенок сначала эмоционально, а затем ин електуально усваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру состоящая из сюжета, роли, действий изобразительного характера, воображаемой ситуации и правил

Социальная ситуация развития этого возраста обусловливает появление двух новых потребностей у ребенка:

1) потребность в общении со сверстниками;

2) потребность в общественно значимой деятельности

Эти потребности порождают основное противоречия дошкольного возраста

ребенок является членом общества и вне его жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но ребенок еще не развита так, чтобы это осуществить: ее жизнь проходит в условиях опосредованного в (через игру) , а не прямой связи с миро.

протяжении дошкольного возраста в психике ребенка возникают особенно важны для ее дальнейшей жизни психологические новообразования:

1) начинает развиваться творческая деятельность, которая выражается в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать новое Проявляется это в конструкционных играх, технической и художественном творчестве;

2) познавательные психические процессы начинают работать в режиме единой интеллектуальной деятельности, проявляется объединения внешних и внутренних воздействий;

3) возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления, появляется опосредованное определенными представлениями произвольное поведение;

4) ребенком осознаются нормы и правила Они начинают управлять его поведением, превращать ее действия на произвольные и морально регулируемые поступки;

5) возникают первичные моральные установки, прежде различения того, что является хорошим и плохим;

6) ребенок уже не может жить в беспорядке Все, что видит, она пытается упорядочить, понять закономерные отношения окружающего мира, что является свидетельством возникновения первичного, хотя еще схематического де тячого мировоззрениеу.

К особенностям развития речи в дошкольном возрасте относятся следующие:

1) дети усваивают язык очень быстро, их словарный запас растет не только за счет существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных в 2500-3500 слов (в 6 лет) ;

2) овладевают умением соединять слова в предложения по законам грамматики, в 4-5-летнем возрасте без специального обучения усваивают элементарные правила грамматики и синтаксиса родного языка;

3) развивается звуковая сторона речи, дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, а также овладевать различными модификациями темпа и силы голоса, дикции и выразительностью речи;

4) появляется оригинальное словообразования Например, \"От мятных конфет во рту сквознячок\", \"Бабушка, ты моя лучшая любовь-ниця\", \"Пошли в лес заблуждатися\" \"Положите мне на голову холодный мокрес!! \"И тдд.;

5) дети самостоятельно придумывают сказки, рассказы, коротенькие стишки, \"дразнилки\", используют разнообразные выразительные средства, заинтересованно воспринимают чужие аргументы, доказательства и сами ими пользуются

Практическая часть работы

Самую первую психическую свойство, которое можно определить у ребенка - это ее тип темперамента, поскольку он является врожденным и не изменяется в течение жизни Очень важно знать тип темперамента ребенка для того, чтобы бы учитывать психофизиологические свойства в ее развитии, обучении и воспитании особенно в условиях труда учителем технологиий.

Одним из методов определения типа темперамента является метод Б И Цуканова Это один из немногих методов в экспериментальной психологии, который позволяет объективно, корректно и достаточно точно измерять и количественно в определять тип темперамента человека, производные от него качества индивида, а также рассчитывать биологические циклы индивида, риск болезней, индивидуальные периоды сна и бодрствования и т.д. (об этом подробнее мож ливо узнать в книге Б И Цуканова \"Время в психике человека\" ) .

Описание и идея методики

украинский психолог Б И Цуканов установил, используя известную еще с конца XIX века методику воспроизведения временных промежутков малой длительности (несколько секунд) в слуховом, моторном и зрительном ана ализаторах, что представителям разных типов темперамента свойственны закономерные \"ошибки\", то есть отклонения в точности воспроизведения заданных промежутков времени Ему удалось доказать зависимость ошибки воспроизведения я от типа темперамента Именно на этой основе им была разработана объективный метод определения типа темперамента, которым может овладеть каждый психолог и педагог, но при соблюдении определенных правиавил.

Инструкция, оборудования и стимульный материал к выполнению исследования

Для проведения исследования необходимо иметь 2 спортивных секундомеры механического типа (электронные секундомеры подходят лишь при условии, если при включении и выключении они выдают четкий и достаточно громкий с сигнал) и научиться точно отмерять временные интервалы длительностью от 1 до 5 секунд Также при наличии используется специальная компьютерная программа.

Процедура диагностирования состоит в том, что психолог или педагог поочередно предъявляет в случайном порядке интервалы в 1, 2, 3, 4, 5 секунд, а тот кто исследуется (методику можно использовать дл ля тестирования темперамента уже в возрасте от 4-6 лет, когда они могут крепко держать в руке секундомер и нажимать на его кнопку пуска и остановки хода и понимают поставленную задачу) имеет кожно го раза запоминать продолжительность соответствующего временного интервала задается экспериментатором щелчком кнопки секундомера в начале и в конце запланированного промежутка времени Все интервалы, зада ются исследователем, предварительно фиксируются в протоколе (Х1) (табл 2) (подготовьте его перед выполнением практической работы) , а те, которые воспроизводятся исследуемым (В) - записываются в нем же напротив воспроизводимых

Исследователь жмет на кнопку точно и четко, не называя длительность интервала Затем он предлагает испытуемому, несмотря на циферблат, нажать на кнопку таким образом, чтобы между первым и вторым натиск Канно был воссоздан задан и запомненных интервал Далее секундомер исследуемого принимает психолог, записывает в протокол воспроизведен клиентом интервал, возвращает стрелку секундомера в исходную позицию и предлагает следующий интервалаал.

Таблица 2

Пример оформления протокола исследования типа темперамента по методике Б И Цуканова

Такая процедура повторяется столько раз, сколько интервалов предлагается и воспроизводится

Замеры проводятся в две серии Первая - учебная серия (например: 4, 2, 5, 3, 1 секунда) состоит из пяти попыток Исследуемый адаптируется к условиям тестирования и учится работать по вышеназванным прави илами Ему можно, по желанию, предложить вести счет в уме и таким образом более точно запоминать и воспроизводить интервалы Однако, можно работать и без устного счета продолжительности интервалеалів.

Второй этап - контрольный (например: 4, 2, 5, 3, 1, 2, 4, 1, 3, 5 секунд)

Обработка результатов

После выполнения исследования подсчитывается показатель типа темперамента, названный Б И Цуканов тау-типом (т) :

Итак, для данного человека тау-тип равна 0,97 сек

Интерпретация результатов

Было установлено, что в человеческой популяции тау-типы представителей \"чистых\" и \"промежуточных\" типов темперамента распределяются равномерно по всей шкале от 0,7 секунды до 1,1 секунды

Таким образом, место величины \"0,97\" в диапазоне тау-типов обозначено на рис 1 В данной человека меланхолоидний тип темперамента

Рис 2 Диапазон тау-типов в человеческой популяции БЙ Цуканов

По окончанию исследования сделайте выводы Для этого ознакомьтесь с ориентировочными вопросами, которые помогут их сформулировать:

- К какому типу темперамента относитесь вы?

- Сравните результаты, которые вы получили при исследовании своего типа темперамента по тесту Айзенка (который делали при изучении курса общей психологии) и по методике БЙ Цуканова Объясните эти результ папати.

- Каким образом проявляется ваш тип темперамента в учебе и труде?

- ли ваш стиль, темп жизни вашему типу темперамента?

- Приведите рекомендации по учету особенностей своего типа темперамента в учебе и труде?

Вопросы для самоконтроля и защиты практической работы

1 В чем заключается кризис новорожденности?

2 Охарактеризуйте анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка

3 Охарактеризуйте социальную ситуацию развития новорожденного ребенка

4 Что является противоречием фазы новорожденности?

5 Название особенности психического развития новорожденного ребенка

6 Какие основные приемы формирования у ребенка потребности в общении?

7 Название новообразования фазы новорожденности

8 Что такое комплекс оживления?

9 Охарактеризуйте социальную ситуацию развития младенца

10 Дайте характеристику ведущей деятельности младенца

11 названий анатомо-физиологические особенности новорожденного

12 Какие основные особенности психического развития младенца?

13 Охарактеризуйте психические новообразования в немовлячому возрасте

14 Какое противоречие немовлячого возраста?

15 Что являются центральными новообразованиями немовлячого возраста?

16 Объясните причины, суть и проявления кризиса первого года

17 Охарактеризуйте социальную ситуацию развития раннего возраста

18 Какое основное противоречие раннего возраста?

19 Каковы основные анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста?

20 Охарактеризуйте развитие речи у детей раннего возраста?

21 Что является ведущей деятельностью в раннем детстве?

22 В чем заключается кризис трех лет: причины, суть, проявления, преодоления негативных последствий?

23 Охарактеризуйте социальную ситуацию развития ребенка дошкольного возраста

24 Какое центральное противоречие в дошкольном детстве?

25 Что является ведущей деятельностью дошкольников?

26 Название психологические новообразования дошкольного детства

27 Какие особенности сенсорного развития дошкольников?

28 Охарактеризуйте особенности развития речи у детей

29 Какие особенности развития мышления дошкольника?

30 Как развивается внимание дошкольника?

31 В чем заключается особенность развития памяти дошкольника?

32 Как развивается воображение дошкольника?

33 Каковы особенности развития самосознания и самооценки дошкольника?

34 В чем проявляется субпидряднисть мотивов дошкольников?

35 Какие особенности формирования нравственных представлений и оценок у детей?

36 Какие первые проявления произвольного поведения у детей?

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Подробней uchebnikionline.com

В дошкольном возрасте происходит интенсивное накапливание физических и духовных сил. Малыш быстро растет, динамично развивается весь его организм, усложняются процессы высшей нервной деятельности.

Ребенок становится более чувствительным к сигналам окружающего мира, проявляет способность их анализировать и синтезировать. Знания и впечатления от пережитых событий активно аккумулируются в его памяти. А по мере взросления объекты внешнего мира все больше привлекают кроху, заставляют его задавать вопросы и искать объяснения, будоражат воображение и фантазию.

Движущие силы развития психики дошкольника

Как правило, на развитие дошкольника влияют противоречия, возникающие с появлением целого ряда новых потребностей, основные из которых:

  • общение;
  • внешние впечатления;
  • двигательная активность.

Благодаря общению с другими людьми и увеличению двигательной активности малыш дошкольного возраста открывает для себя новые возможности овладения теми или иными знаниями и умениями. Таким образом социальный опыт приходит к нему не пассивным путем, а в форме инициативного восприятия.

Новые впечатления способствуют развитию познавательных способностей. Постижение реального мира не только вызывает позитивные эмоции у малыша, но и развивает любопытство.

У старших дошкольников необходимость постигать развита настолько, что начинает проявляться интерес к приобретению новых знаний в процессе обучения. Еще совсем немного – и эта потребность будет удовлетворяться в школе.

Основные социальные потребности дошкольников отличаются тем, что каждая из них в конце концов обретает самостоятельность.

В этот период стоит обратить особое внимание на психологические проблемы детей дошкольного возраста, которые способны затормозить развитие:

  1. Эмоционально-личностные проблемы (плохое настроение, тревожность, страхи) .
  2. Недостаточное интеллектуальное развитие (нарушение внимания, сложности в понимании предлагаемого учебного материала) .
  3. Поведенческие проблемы (откровенная дерзость, вранье, враждебность) .
  4. Неврологическое проблемы (расстройство сна, быстрая утомляемость) .
  5. Проблемы общения (обособленность, чрезмерная обидчивость, необоснованное притязание на лидерство) .

Все перечисленные проблемы нуждаются в тщательном анализе и поиске способов их устранения.

Общая характеристика психологии дошкольников

Дошкольный возраст – это тернистый путь, который начинается с отделения себя от взрослых и заканчивается открытием собственной внутренней жизни, напрямую связанной с внешней деятельностью.

Младший дошкольный возраст

Малыши трех-четырех лет познают самоутверждение. В их лексиконе все чаще звучит «Я сам!», «Я знаю!». Нередко это оборачивается нарциссизмом: ребенок без конца расхваливает себя и свои поступки.

В младший дошкольный период активно развивается правое полушарие мозга, благодаря чему усложняется детское восприятие (зрительное, слуховое, осязательное) , формирующее целостную картину мира. Важно, чтобы родители уделяли должное внимание созданию условий для получения ребенком полноценной сенсорной информации из окружающего мира посредством различных модальностей (прохладный – горячий, гладкий - шершавый) .

Кроме этого развиваются участки головного мозга, ответственные за крупную и мелкую моторику малыша. Бег, прыжки, хождение по узкому мостику, пальчиковая гимнастика – все это поможет усовершенствовать управление разнообразными движениями, что поспособствует развитию речи и умению регулировать тонкие внутренние состояния (например, эмоции) .

Внимание и память у младшего дошкольника имеют непроизвольный характер: привлекают и запоминаются яркие, эмоциональные события. К трем годам, как правило, завершается активное формирование речи, словарный запас малыша насчитывает порядка тысячи слов, большинство из которых – существительные и глаголы.

Психологические особенности детей дошкольного возраста 3-4 лет включают в себя и переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Малыш все еще сравнивает и анализирует при помощи действий с предметами, однако уже начинает решать кое-какие задачи, опираясь на зрительное восприятие сложившегося положения.

Старший дошкольный возраст

Психология дошкольника 5-6 лет имеет целый ряд особенностей. У малыша в этом возрасте гармонизируются отношения со взрослыми, и он очень нуждается в родительской любви и нежности. Этот возраст – время формирования способности привязываться и любить другого человека.

С ровесникам старший дошкольник умеет налаживать отношения, понимает разницу между лидером и подчиненными в своем детском кругу, способен играть по установленным правилам. Взрослый воспринимается им как учитель и наставник.

В этот период активно развиваются способности к практическому мышлению и творчеству. Кроха начинает понимать музыку, поет и танцует. Внимание и память постепенно теряют черты непроизвольности, что проявляется и в действиях – у малыша начинается становление собственной воли.

Психологические особенности детей дошкольного возраста 5-6 лет проявляются еще и в характеристиках мышления:

  1. Эгоцентризм – маленький человек способен оценивать ситуацию исключительно со своей точки зрения, посмотреть на что-либо «чужими глазами» он не может;
  2. Синкретизм – из целого малыш выделяет отдельные детали, однако связать их друг с другом и соединить в целое у него не получается;
  3. Анимизм – кроха склонен проецировать свое «Я» на окружающие вещи, благодаря чему движущиеся предметы (автомобиль, ручей, облако) для него живые.

Пяти-шестилетний дошкольник способен вступать в диалог с другими людьми, он уверенно оперирует конкретными понятиями, его словарный запас содержит около 3 тысяч слов.

У старших дошкольников начинает формироваться совесть и чувство вины, складываются элементарные морально-этические понятия, проявляется инициативность и целеустремленность. К окончанию дошкольного периода большинство малышей выявляют желание учиться и идти в школу.

Впервые у крохи возникают попытки осмыслить закономерности взаимоотношений, формируется цельное мировоззрение. Характерной особенностью является то, что многие дети в этом возрасте уверены: окружающий мир и природные явления – это результат человеческой деятельности.

Эмоционально малыш становится более устойчивым. В интеллектуальном отношении - кроха способен концентрировать внимание, воспринимает информацию на слух, владеет координацией в пространстве.

Все чаще малыш действует не импульсивно, а обдуманно, у него появляется чувство долга. Происходит становление произвольного поведения – ребенок старается контролировать себя и свои действия.

Старшим дошкольникам становится интересно искать что-то забавное в небылицах, в их рисунках появляются изображения смешных движений. Чем малыш старше, тем больше его привлекает комизм ситуации. Смех может вызвать как необычная расцветка или форма предмета, так и описание нравственных пороков (алчность, лень, трусливость, бахвальство) . Старшие дошкольники любят шалости и шуточные игры.

Зачастую в этот период ребенок теряет детскую непосредственность. При этом он может начать паясничать и манерничать; старается не показывать, когда ему плохо; огорчается, если его незаслуженно хвалят за скверно выполненную работу.

Развитие личности ребенка дошкольного возраста

В дошкольном возрасте происходит фактическое становление личности. Появляется предвосхищение последствий поведения и самооценка, усложняются переживания, эмоционально-потребностная сфера насыщается новыми мотивациями и чувствами.

Эмоциональная сфера

Для детей старше 4-х лет, как правило, характерна уравновешенность. Аффективные вспышки и необоснованные конфликты остаются в младшем возрасте.

Такой относительно устойчивый эмоциональный фон объясняется динамикой представлений малыша, появление которых позволяет отвлечься от непосредственно сложившейся ситуации. Не связанные с обстановкой переживания, возникающие у ребенка, помогают не так драматично воспринимать сиюминутные затруднения и предавать им не такое серьезное значение, как это было раньше.

Психологические особенности малышей дошкольного возраста отличаются и переменами в структуре эмоциональных процессов. Переживания крохи становятся глубже и несколько сложнее. С расширением круга эмоций изменяется и содержание аффектов.

Очень важно, что маленький человек познает сочувствие, начинает понимать, что такое сопереживать другому.

Мотивационная сфера

Одним из основных личностных механизмов, которые формируются в этом возрасте, является соподчинение мотивов. Это изменение в сфере мотиваций проявляется у младших дошкольников, а затем последовательно развивается.

Мотивы ребенка дошкольного возраста имеют различную ценность и силу. Появляются и новшества: мотивы достижение успеха и мотивы, связанные с нормами морали. Этот период отличается созданием индивидуальной мотивационной системы крохи.

Самосознание

К окончанию дошкольного возраста формируется самосознание. Это происходит благодаря развитию интеллекта и личности малыша. Самосознание – главное новообразование дошкольника.

Сначала ребенок учится оценивать действия других, после чего дает оценку своим поступкам, моральным качествам и способностям.

В этот период происходит половая идентификация: малыш осознает, что он мальчик или девочка. На основе этого меняется и стиль поведения ребенка.

Приходит осознание времени и себя во времени. К окончанию дошкольного периода ребенок может вспомнить моменты из прошлого и представить себя в будущем.

Значимую роль в формировании самосознания ребенка играет его самооценка. Самопознание малыша основывается главным образом на отношении к нему папы и мамы, с которыми он себя идентифицирует и на которых ориентируется.

Важно, чтобы родители поддерживали детскую активность, иначе у малыша может сложиться неадекватная самооценка, искаженный образ. Кроха, имеющий высокую самооценку, склонен ставить перед собой возвышенные цели, которых чаще всего добивается.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника

В период дошкольного детства социальное положение, основанное на совместной деятельности малыша со взрослыми, изменяется. Кроха отделяется от взрослых, формируя собственную ситуацию, в которой стремится к самостоятельности.

Однако малыш еще не может принять полноценное участие во взрослой жизни, поэтому ему необходима особая форма существования в мире взрослых. Такой формой становится сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность для дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра предполагает следующие условия:

  1. Кроха берет на себя роль взрослого.
  2. Малыш придумывает ситуацию, замещая реальные предметы окружающего мира игрушками.
  3. Характер действий остается игровым, так как ребенок хоть и подражает, но полноценно работать так, как взрослый, еще не может.

В сюжетно-ролевой игре малыш воссоздает общую картину человеческого труда и способов людских взаимоотношений в реальной жизни. Он может представить себя доктором, парикмахером, кем-то из родителей. А это значительно развивает воображение, мышление, способность фантазировать.

В игре кроха старается как можно лучше проявить себя, применяет свой собственный опыт, максимально использует знания и умения. Зачастую родители ругают своего отпрыска за то, что он пригласил гурьбу друзей и устроил в квартире настоящий погром.

А ведь достаточно просто научить ребенка играть. И вместо запретов и наказаний нужно выработать индивидуальные правила поведения во время игр. И сделать это таким образом, чтобы малыш не все свое время отдавал игре, но она дополняла его интеллектуальное и эмоционально-психическое развитие.

Главное – не стоит забывать, что наряду с психологическими особенностями, дошкольник обладает своими собственными неповторимыми качествами. Каждый малыш – особенный, с характерными только ему способами управления поведением, способностью устанавливать контакты с окружающими, возможностями проявления эмоциональных реакций.

Что еще почитать

Ссылка на источник SZabotoi.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие воображения в дошкольном возрасте

    Воображение на занятиях конструкторской деятельностью Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозмож...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Особенности общения в дошкольном возрасте

    Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведени Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. - М., 1996. Леонтьев А. Н. Психическое разв...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста

    Организационно-содержательные аспекты развития образовательной среды, обеспечивающей формирование здорового образа жизни "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой дейст...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Игра в дошкольном возрасте это

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова - сб, 24/11/2012 - 01:12 В иг...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д...

  • Виды игр в дошкольном возрасте

    Виды творческих игр в старшем дошкольном возрасте ИГРА - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх не...