Народы мира для дошкольников

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов мира»

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Игры народов мира»

Задачи. Вызвать интерес к людям разных национальностей и народностей, к их культуре. Воспитывать уважение к языку, музыке, традициям, разных народов и стран. Обогащать культурный и познавательный опыт старших дошкольников. Организовать партнёрские отношения между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей. Доставить детям радость и положительные эмоции. Совершенствовать выполнение детьми основных движений при бросании в цель, прыжках, беге, развивать скоростные качества, меткость и ловкость. Развивать внимание, память, музыкальный слух, чувство ритма, закреплять музыкально - игровые действия .

Предварительная работа. Участие воспитанников и членов их семей в проектной деятельности «Я – житель земли»

Оборудование: проектор, бумажные бабочки – 4шт., лошадки – 4 шт., стойки – 4шт., обручи – 8шт., барабан, музыкальные инструменты, костюмы, фартуки.

Ход досуга.

Ведущий. На нашей большой, голубой планете Земля есть много стран, в которых живут люди разных национальностей. И хотя они очень разные и говорят на разных языках у них очень много общего. Все народы имеют свои любимые игры. И мы сегодня с вами познакомимся с играми народов мира и поиграем в них.

1-ребёнок. Земля всех краше

Среди планет сестёр,

Над нею неба голубой шатёр.

Его леса подобны чуду,

Моря и реки восхищают всех.

2-ребёнок. Здесь хорошо живётся детям.

Пусть дружат дети на планете:

Хоть русские, хоть американцы,

Хоть австралийцы, хоть африканцы.

(На экране виды Индии. Звучит национальная музыка)

3-ребёнок. Много нас сегодня тут.

Мы друг друга уважаем,

Игры мира начинаем!

С радостью я вас встречаю,

В Индию вас приглашаю.

Мальчик в индийском костюме проводит игры :

* «Орехи и обезьянки» -2раза

(Участники игры собирают разбросанные «орехи». Побеждает набравший большее количество «орехов»)

* «Освободи бабочку»-2раза

(Бумажные бабочки опутаны нитками. Под музыку дети «освобождают» бабочек на скорость участвуют в игре 4 человека.)

(На экране виды Франции. Звучит национальная музыка)

4-ребёнок. Где центр западной Европы,

Лежит прекрасная страна

Со всей земли ведут к ней тропы,

Зовётся Францией она.

Мальчики во французских костюмах проводят командную игру – эстафету

* «Весёлые мушкетёры»-2раза

(Участники на лошадках перепрыгивают через преграды, закреплённые на стойках.)

(На экране виды Америки. Звучит национальная музыка.)

Ведущий. Ребята, в Америке живут много диких лошадей, и смелые ковбои отлавливают и приручают этих лошадей при помощи лассо. Проводится командная игра

*«Смелые ковбои»-2раза

(Участники команд набрасывают обручи на стойки. Побеждает команда, набравшая больше очков.)

(На экране виды Англии. Звучит национальная музыка.)

5 ребёнок. Нас Англия так многим привлекает:

И Лондона манящие огни,

И жители тепло друзей встречают,

Красивы и приветливы они.

Традиции истории, культуры

Все англичане бережно хранят:

Истоки языка, литературы,

Игра в крикет и гольф, свой дом и сад.

Девочка в королевском костюме проводит музыкальную игру

*«Вновь солнышко смеётся… » - несколько раз по желанию детей.

(На экране виды Африки. Звучит национальная музыка.)

6 ребёнок. Огромный этот континент

Известен людям с давних лет.

Там обитают крокодилы,

Львы, бегемоты и гориллы,

Жирафы тоже там живут

Как этот континент зовут? (Африка)

7 ребёнок. В нём пустыня Калахари,

Миражей полно в Сахаре.

Этот южный материк

И по площади велик.

Проводится музыкальная игра с барабаном

*«Телеграмма»- 4 раза

(На экране виды Австралии. Звучит национальная музыка.)

8 ребёнок. На всём материке одна

Лежит огромная страна,

Где мир животных необычный,

Он очень древний, экзотичный:

Там много сумчатых зверей,

Носящих на себе детей.

На южном полушарии раскинулась Австралия.

Проводиться игра-соревнование с мячами, обручами и фартуками.

*«Кенгурята»

(На экране виды России. Звучит народная музыка.)

9 ребёнок. Россия, Россия, края дорогие!

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

Проводятся музыкальные игры:

*«Сиди, сиди Яша… »

*«Народный оркестр»

*«Золотые ворота»

10 ребёнок. За руки возьмёмся, встанем в круг

Каждый человек человеку друг!

Мы будем в мире на планете жить

И нашей дружбой дорожить.

www.maam.ru

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «Культура и традиции русского народа»

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 176 пос. Артышта Кемеровская область.

Воспитатель Мурзинцева Елена Леонидовна

2013 год.

Цель:

• Ознакомление с традициями праздника Спиридон-Солнцеворот.

Задачи:

• Познакомить детей с понятием «традиция»,

• Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, культуре, закрепить знание овощей.

• Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

Оборудование: глобус (географическая карта, русский народны костюм для воспитателя, иллюстрации к сказкам, иллюстрации хлебных изделий, овощи, баночки с крупами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель входит в народном костюме.

Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы живем?

Дети: В России.

Воспитатель: Кто может показать на карте, где находится Россия?

(Вызванный ребенок указкой показывает нашу страну)

Воспитатель: Россия – это большая и прекрасная страна. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день.

Как велика моя земля,

Как широки просторы,

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

(Наталья Забила)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной?

Дети: Потому что в России живут люди разных национальностей.

Воспитатель: А люди, каких национальностей живут в нашей стране?

Дети: Русские, украинцы, татары, чуваши…

Воспитатель: И у всех народов свой язык, своя культура, своя национальная одежда, кухня, но всех нас объединяет одно - мы любим свою Родину.

Воспитатель: А кто мне скажет, в костюме, какой национальности, я сегодня к вам пришла?

Дети: В русском народном костюме.

Воспитатель: Правильно, на мне сегодня русский народный костюм, в нем присутствует элементы орнамента и одежды традиционного русского народного костюма, белая рубаха, сарафан, а вот этот головной убор называется сорока. Но сегодня на мне современный костюм, а вот так выглядит традиционный русский народный костюм.

Звонок на мобильный телефон.

Воспитатель: Извините. Ребята, мне пришло сообщение, но я никак не могу понять что там, одни точки. Помогите мне. Обратите внимание, у вас тоже есть телефоны, соедините последовательно точки, от 1 до 9, и мы узнаем, какое сообщение нам пришло.

Дети: Елка.

Воспитатель: Молодцы, скажите мне, пожалуйста, на какой праздник, по традиции, наряжают елку?

Дети: На Новый год!

Воспитатель: Правильно, на Новый год по традиции наряжают елку, это всенародный традиционный праздник. Всенародный – потому что его отмечают все народы, а традиционный…. Что такое традиция? Как вы понимаете это слово?

(Предположения детей)

Воспитатель: Традиция – это передача, от наших прабабушек, к бабушкам от бабушек к нам, от одного поколения людей другому, дошли старинные песни, танцы, игры, сказки, былины, и конечно же праздники, такие как, например, всенародный праздник Новый год и Рождество.

А еще праздники бывают семейные. Какие праздники вы отмечаете по традиции в своей семье? Во всех семьях отмечают дни рождения членов семьи, поздравляют женщин в день Восьмого марта, мужчина на 23 февраля.

Есть праздники – национальные, и у каждого народа они свои, у татар, украинцев, чувашей, и исконно русские праздники - такие как Масленица, с блинами, и катанием с гор. Но этот праздник мы будем отмечать весной, а 25 декабря, по народному календарю, наступит день, который в старину называли Спиридона- Солнцеворот. Люди на Руси верили, что зима это старуха в медвежьей шкуре, которая ходит по полям и лесам, а за ней следом ходят метели да вьюги и просят себе дело. В день Спиридона-Солнцеворота зима начинает отступать. Дети в этот день выбегали на улицу и просили у одной звезды вернуть лето. А вот у какой звезды просили люди вернуть лето, хотите узнать?

Возьмите лист голубого цвета, представьте, что это небо, затонируйте белый квадрат гуашью, и увидите, о какой звезде идет речь. Что за звезда у вас получись?

Дети: Солнце!

Воспитатель: Правильно, солнце, выходите ко мне, вставайте в хоровод, берите ленты, я расскажу, как они играли и приговаривали, обращаясь к солнышку.

Солнышко повернись

Красное разожгись

В дорогу выезжай,

Зимний холод забывай!

Ой. Морозушко- мороз!

Не тяни меня за нос,

Не стучи, не балуй

Иди окна разрисуй!

Вот так играли и приговаривали люди, обращаясь к солнцу!

Воспитатель: На праздник Спиридона-солнцеворота, люди водили хороводы, жгли костры, катались с гор, лепили снеговиков. Символом этого праздника является кукла – оберег с колесом в руках, которое символизирует солнце, люди, верили, что Спиридон одним только поворотом колеса, мог отворотить беду. По традиции вечером, вот такое колесо из соломы сжигали, как бы разжигая солнце, что бы оно быстрее согрело землю.

Я хочу поиграть с вами в игру «Я начну, а вы закончите… »

1. Наша страна называется (Россия)

2. Россия большая и (прекрасная, огромная, красивая) .

3. В ней много (рек, полей, гор, морей, животных, птиц)

4. Люди, которые живут в России, называются (россияне)

5. В Российской Федерации живут люди разных национальностей, поэтому она (многонациональная) .

6. Наряжать елку на Новый год это (традиция) .

По традиции на праздники дарят подарки, дети моей группы сделали своими руками куклы - обереги, с пожеланием, что бы поскорее кончилась зима, и пришло лето.

Спасибо!

www.maam.ru

Народы мира

Наро?д — это очень многозначный термин.

Под народом понимают, в частности, этнос, то есть определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д. Хотя одним из важнейших признаков этноса является общий язык, это отнюдь не единственное условие — существуют разные этносы, говорящие на одном и том же языке. Например, шотландцы, ирландцы и валлийцы практически полностью переняли английский язык, но англичанами себя не считают.

Слово также используется в значении нация.

Понятие также употребляется для обозначения всего населения какой-либо страны, вне зависимости от его этнической принадлежности.

В политическом смысле нередко употребляется термин народ (простонародье) , означающий основную непривилегированную массу населения, в противоположность элите

иногда обозначается толпа — большое количество людей, собравшееся в одном месте.

Термин народ в бытовом значении может выступать заменителем термина публика, обозначающего совокупность людей, являющихся объектом пропаганды, рекламы, развлечения, просвещения. Так например в споре или в беседе театральных деятелей в выражении народ это любит (не любит) или , в дискуссии производителей или продавцов товаров он будет означать покупатели, в избирательной кампании народ означает избиратели, в разговоре работников транспорта этот термин может быть использован вместо термина пассажиры

Рекомендуем издания:

"История. Страны. Народы"

Энциклопедический справочник "История. Страны. Народы" затрагивает интересные вопросы по темам: Истории древнего мира, Новой и Новейшей истории, географии, страноведения, содержит данные об истории архитектуры и техники.

Издательство: Белый город

Серия: Рассказы по истории для детей

Книга "Портреты народов мира" серии "Обо всем на свете" познакомит юных читателей с историей, общественным устройством, верованиями и традициями тридцати пяти народов Земли. Дети узнают много интересного о народах Азии, Африки, Америки, Европы и Австралии, а также о народах, которым было суждено стать наиболее яркими представителями Древнего мира и эпохи Средневековья.

Исчезающие народы

Исчезающие народы — народы, численность населения которых сокращается до критической, наблюдается утрата собственной культуры и самосознания, происходит ассимиляция или уменьшение численности вследствие естественной убыли.

Исчезнувшие народы и цивилизации

Список народов, которые существовали когда-то, а сейчас их не существует — либо они были истреблены, либо ассимилированы, либо разделились на несколько дочерних народов, либо просто никто не знает, что с ними стало.

Древний мир

Подробней на сайте www.librero.ru

Подвижные игры народов мира Консультация для воспитателей

Ласточка сидит в своем гнезде ислушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит:

- Ласточка встанет, пчелку поймает.

С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

«Колдун»(Украина)

Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу.

По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец таким образом будет захвачен трижды, становится колдуном.

Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой.

Однако колдун следит за своей жертвой, и только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища.

Правила игры. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.

«Сторож»(Эстония)

Играющие присаживаются на корточки и делают вид, что спят. Сторож бегает между сидящими, касается всех подряд палочкой и говорит: «Становитесь за мной!». Те дети, до которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: «Ночь!».

Все играющие должны как можно скорее присесть, а сторож следит за ними.

Правила игры. Команду следует выполнять быстро и безоговорочно. Тот, кто присел последним, становится сторожем.

Реклама

Материал doshvozrast.ru

Играем в игры народов мира

Толерантность – это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  • • проведение праздников;

Материал с сайта www.school1227.ru

Сценарий летнего праздника "Игры народов мира" | Цели и задачи: изучение подвижных игр народов мира; ознакомление дошкольников с фольклором и национальными обычаями разных народов; воспитывать чувство уважения к традициям и языку народов разных стран

15-02-2015 09:20Последние записи deti - Лента друзей - Архив

Подготовила: Инструктор по физической культуре Кудрявцева Вячеславовна Анна – высшая квалификационная категория

Толерантность (от tolerantia. лат — терпение) — социологический термин, обозначающий иному к терпимость образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, чувствам, идеям.

Определение ООН

В соответствии с принципов Декларацией толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность следующим определяется образом:ценность и социальная норма общества гражданского, проявляющаяся в праве всех индивидов общества гражданского быть различными, обеспечении устойчивой между гармонии различными конфессиями, политическими, этническими и социальными другими группами, уважении к разнообразию различных культур мировых, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и людьми с сотрудничеству, различающимися по внешности, языку, убеждениям, верованиям и обычаям.

Характеристика определения толерантности в преамбуле ООН Устава звучит следующим образом: «проявлять жить и терпимость вместе, в мире друг с другом, добрые как соседи».

В наши дни ситуация в очень мире неспокойная: войны в Чечне, в Афганистане, в Поэтому… Израиле очень много людей – мирных этих жителей стран – оказались беженцами, вынужденными жертвами, переселенцами национальных конфликтов. Эти люди бежать вынуждены из своей страны, таким людям помощь нужна.

Кров для бездомных – наш Сейчас. долг в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Грузии, Узбекистана, Киргизии, Азербайджана, Афганистана, Латвии, Чечни, Эстонии, Дагестана. Эти люди – мирные они, и жители не виноваты в проведении той политики, приводит которая к национальным войнам и розни.

Проблема становится толерантности всё острее с каждым годом. важно Очень, чтобы уважение к культуре другого воспитывалось народа с дошкольного возраста. Что мы можем этом в предложить плане:

  • повышение уровня знаний воспитанников родителей о толерантности , осознание у них этой создание
  • проблемы развивающей и обучающей среды в группах по проблеме данной
  • проведение праздников и других массовых целью, с мероприятий ознакомления дошкольников с национальными обычаями, самовыражения оригинальностью того или другого народа
  • подвижных проведение игр, как средства заинтересованности других фольклором народов
  • игры-занятия, созданные на различных материалах сказок, с целью решения проблем взаимодействия межличностного в сказочных ситуация
  • изучение русских праздников народных, народных праздников ближайших стран-праздников, соседей народов Востока и мусульманских стран
  • деятельность театрализованная по сценариям, в основе которых сказки мира народов

Весь процесс воспитания дошкольников через идёт игру. Игра – это спутник ребёнка жизни, источник всех его эмоций. В детей у воспитании толерантности этот вид деятельности самое имеет главное значение.

Народные игры неотъемлемой являются частью интернационального, художественного и физического дошкольников воспитания.

Радость движения идет параллельно с обогащением духовным детей. У них формируется уважительное культуре к отношение других стран.

Сценарий праздника «игр Калейдоскоп народов мира».

(материал подготовили: инструктор А. В. - Кудрявцева по физической культуре ГБДОУ 6, Приморского Щербакова; СПБ О. В. - старший воспитатель ГБДОУ 6, Приморского Цели)

СПБ и задачи: изучение подвижных игр мира народов; ознакомление дошкольников с фольклором и национальными разных обычаями народов; воспитывать чувство уважения к языку и традициям народов разных стран; совместная движения радость детей разных национальностей.

1. Дети по строятся группам на площадке. Звучат детские песни о Ведущий. лете читает стихотворение и загадывает детям Здравствуй.

загадки, ЛЕТО! Татьяна Бокова

это? же Что Это ЛЕТО Наконец спешит к дом в нам. Певчих птиц разноголосье! И тени в грибы дубрав.

Сколько вкусных сладких поляночке Вот наемся я и на год запасу Витаминов! Вот бы сделать что, так лето Было целый год со Загадки!

мной.

летает же он не тает? (Пух с тополей)

А пошли искать их днём, Ищем, найдём - не ищем. Ну, вот и лето прилетело. Зазеленело запело, все. Сейчас Ведь он. цветет… (июнь)

На термометре жара, Ну а месяц июль — … (тот)

Лето близится к концу, Уж грибов лесу в полно, Под ногами веток хруст. месяц? за Что Это… (август)

2. Ведущий рассказывает легенду детям.

Легенда североамериканских индейцев. Однажды вылепили боги фигурки людей из глины и положили их в обжигать печь. После обжига они приобрели красный-кирпично оттенок – это были индейцы.

В раз следующий боги заболтались и забыли вовремя фигурки вынуть из печки. Те обуглились и стали черны, головешки как. Так возникли негры.

А потом боги уже, боясь пережечь глиняные статуэтки, раньше их вынули времени, и они получились неприятного розового-бледно цвета. Так появились европейцы.

3. предлагается Детям картинка, и они рассказывают, что ней на изображено.

4. Ведущий предлагает детям подумать и какими, сказать качествами характера должен обладать живущий, человек на планете Земля.

– Мы не знаем, где этот живет человек, сколько ему лет, национальности он какой. Он просто человек. Ответы детей: умный, добрый, смелый, сильный, улыбчивый, хороший, Надо. – честный очень любить этот мир, его любить таким, каков он есть.

Надо ему раскрыть душу и слиться с ним, делая здесь-то что и сейчас, что сделает мир капельку хоть лучше и добрее. Тогда только планета вся станет твоей, ты поймешь ее тайны и самого поймешь себя. (дети рассказывают стихотворение воспитателя Е. С., Саньковой подг.группы ГБДОУ 6, «Дети Земли всей»)

Мы рады всем ребятам Из гор или из тундры, С аула степи иль. К нам в сад пришли ребята Акобир и Марсель, Адель пришел когда-то Теперь ним я с дружу.

Не важно, что родился Мой другой в друг стране, Товарища не бросит И кожей я с пусть белой , А друг мой потемней, Не в вовсе этом дело, А в дружбе с ним моей! И друг если мой честен, И не кривит душой, Мы в сядем школе вместе За партой за одной!

5. Детям цветы раздают и флажки. Все строятся в колонны Исполняется. группам танец-марш, под песню «Земли Зеркало» (Карпеев Кирилл, шоу-группа «Каждой»)

6. Саманта группе выдаётся маршрутный лист и идут все на свою станцию.

Калейдоскоп

Станция «Стрелок»

народная Башкирская игра

Проводятся две параллельные расстоянии на линии 10 – 15 м одна от другой. В середине между чертится ними круг диаметром 2 м. Один Игрок – мячом. Он с стрелок в руках стоит в кругу.

Остальные начинают игроки перебежку от одной линии к другой. старается Стрелок попасть в них мячом. Тот, в попал кого, становится стрелком.

Правила игры. В игры начале стрелком становится тот, кто внезапной после команды «Сесть!» присел последним. броска Момент мяча определяется самим стрелком. брошенный, Мяч мимо, игроки перебрасывают стрелку. игрок Если поймал мяч, брошенный в него, то считается не это попаданием. Выигрывает тот игрок, разу ни который не был стрелком (первый стрелок, не проигравшим считается) .

Станция «Юный джигит

«Подними Дагестанская» платок народная игра

Игроки становятся в центре, в круг его кладут головной платок. национальная Звучит мелодия, все танцуют дагестанскую окончание. С лезгинку музыки каждый участник игры первым старается поднять платок.

Правила игры. тянуться Нельзя за платком и выходить из круга раньше, прекратится чем музыка. Поднявший платок получает Игра. очко проводится 7-10 минут. Выигрывает тот которого, у игрок больше очков.

Станция « Летняя, Охотники»

«игровая и утки» Белорусская народная игра

делятся Играющие на две команды с одинаковым количеством Одна. участников команда — качки (утки) , другая — Охотники. охотники образуют внешний большой круг и его очерчивают. Утки очерчивают внутренний малый расстоянии на круг 2,5 — 3 м от круга охотников. По сигналу охотники уток в стреляют — стараются попасть в них мячом. все Когда утки пойманы, команды меняются Правила.

местами игры. Охотникам и уткам нельзя очерченных из выходить кругов. Осаленный мячом игрок, игры из выходит.

Если играют несколько команд, команда та выигрывает, которая быстрее переловит уток.

игра Подвижная «Садовник и цветы».( Русская народная Правила)

игра игры. Дети-»цветы» находятся на стороне одной площадки (у каждого в руках цветок) , а садовник — «водящий» — в центре площадки.

Приближаясь к цветам, он иду: «Я произносит сорвать цветок, из цветов сплету Цветы». венок отвечают: «Не хотим, чтоб нас венки / И срывали из нас сплетали. / Мы хотим в саду Будут, / остаться нами любоваться». С последними словами бегут дети на другую сторону площадки, а «садовник» поймать старается кого-нибудь. Кого поймал, цветок «тот» выходит из игры.(дети хором название называют цветка) . После того , как игроков 5-6 пойманы назначается новый «садовник».

Станция «Липкие»

«Лесная пеньки» Башкирская народная игра

четыре-Три игрока садятся на корточки как дальше можно друг от друга. Они изображают пеньки липкие. Остальные играющие бегают по площадке, подходить не стараясь близко к пенькам.

Пенечки должны коснуться постараться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся игроки пеньками. Правила игры.

Пеньки не вставать должны с мест.

Станция «Магическая»

«Колдун» народная Украинская игра

Перед началом игры колдуна выбирают. Для этого один из игроков перед вытягивает собой правую руку ладонью остальные, вниз подставляют под нее по одному пальцу указательному.

По команде «Раз, два, три!» окончании по или считалки все отдергивают пальцы, а вытянутой с игроку рукой необходимо захватить чей-палец нибудь. Тот, чей палец, таким будет образом захвачен трижды, становится колдуном. разбегаются Все, а колдун пытается догнать кого-дотронуться и нибудь рукой.

Пойманный игрок замирает, руки разведя в стороны. Расколдовать его могут игроки другие, дотронувшись до него рукой. Однако следит колдун за своей жертвой, и только кто-снимает либо чары, то он старается повторным ударом напустить снова их.

Кроме того, он пытается заколдовать и кто, тех старается выручить товарища.

Правила Заколдованный. игры игрок остается на месте. Заколдованный сам трижды становится колдуном, а его предшественник убегающим к присоединяется.

Станция «Перепёлочка»

Украинская народная Перепёлочка «игра»

Играющие становятся в круг, слегка ноги расставив, руки опущены вдоль туловища. игрок Один в середине круга — перепелочка. На слова песни народной: – Ой, у перепелочки да головка болит — все вместе участники поднимают руки вверх, касаясь двух с пальцами сторон головы, а на повтор слов: «Да болит головка» — опускают руки вдоль туловища.

На Тут: — припев была, тут была перепеленка, была Тут, тут была сизокрылая — дети руки за берутся и идут по кругу влево, а перепел вправо — очка. На последнее слово все останавливаются.

На перепелочки: – Ой, у слова да коленки болят — все наклоняются дотрагиваются и вперед до колен, а на повтор слов: «Да коленки выпрямляются» — болят. Слова и действия припева повторяются. продолжает Ведущий: – Ой, у перепелочки крылья не болят — все поднимают играющие руки в стороны и на повтор слов: «болят не Крылья» — опускают вниз.

На слова: «Птички улетели и поднялись!» — все бегут по кругу. Правила Движения. игры выполнять красиво, в соответствии с текстом.

7. прохождения После всех станций дается команда на Каждая.

построение группа приносит с собой карточки с игр описанием. Дети рассказывают, какие новые они игры узнали, что понравилось больше Все. всего образуют большой круг и поют Улыбка «песню» (Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского)

8. В праздника конце дети награждаются медальками и запускают в шары небо.

Рекомендуемые игры: «У медведя во бору», «лебеди-Гуси», «Горелки», «Мячик кверху», «Птицелов», «пташки и филин» (русские народные игры) ; «Юрта» (народная башкирская игра!; «Биляша» (марийская народная Гаккарис) , «игра» (осетинская народная игра) ; «Серый татарская» (волк народная игра) ; «Утушка» (чечено-народная ингушская игра) ; «Иванка», «Заплетись плетень» (народные белорусские игры) ; «Медведь и пчёлы» (узбекская игра народная) ; «Изюминка», «Дети и петух» (азербайджанские игры народные) ; «Король зверей», «Ловля рыб» (народные литовские игры) ; «Догони меня» (латвийская игра народная»; «Спасение пойманных», «Охота на куропаток» (народные таджикские игры) ; «Похитители огня», «Земля, огонь, вода, воздух» (армянские народные игры) ; «эстонская» (Сторож народная игра) .

Используемые сайты:

Читать далее deti.jofo.ru

г. Нижний Новгород

2014год.

Сказка– это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Как справедливо писал А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Сложно представить себе жизнь ребенка без сказок.

Актуальностьнашей работы заключается в том, что сегодня стали незаслуженно забываться и недооцениваться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. На первые позиции все увереннее и масштабнее выходят комиксы, мультфильмы, компьютерные игры… А между тем бесполезность, а зачастую и серьезная опасность пристращения к ним детей не всеми до конца осознается.

Сказки же представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, расширяют горизонт познаний ребенка, то есть имеют огромное вневременное значение. В связи с этим отказ от данного метода воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением.

В нашей работе мы более подробно подойдем к вопросу значения изучения сказок народов мира для воспитания, речевого и мыслительного развития старшего дошкольника. Так чем же кроме привлекательности формы и содержания полезны сказки?

Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Используя на занятиях сказки народов мира, педагог расширяет представления ребенка о мире, воспитывает уважительное и бережное отношение к другим народам, чувство любви к Родине и ощущение ее неповторимости. Читая сказки самых разных народов, ребенок узнает, что в каждом из них, при всей их непохожести, живут одни и те же нравственные законы: добра, справедливости, сострадания к слабым, помощи ближним, дружбы, преданности, совести и другие.

Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою».

В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. В действиях и поступках сказочных героев всегда противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости, честность – лживости, отзывчивость – черствости и т. д. И к каждой этой нравственной категории выражено отношение автора и сказочных героев.

Симпатии детей привлекает все доброе и бескорыстное. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Так сказка воспитывает.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должна быть хорошо развита речь. То, насколько хорошо ребенок в подготовительной группе владеет связной речью, может говорить о том, насколько легко и успешно он будет учиться.

Развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Присущая сказкам необычайная простота, яркость, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы выдвигают их как фактор развития связной речи детей на первенствующее место.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказки являются для ребенка примером правильной, образной, богатой речи.

Опыт работы со сказками народов мира

В своей работе со сказками народов мира в подготовительной группе мы использовали:

1. Чтение или рассказывание одной сказки.

2. Чтение нескольких сказок, объединенных единой тематикой или единством образов.На таких занятиях объединяется новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

А) чтение сказки и рассматривание репродукций с картины известного художника;

Б) чтение в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

А) чтение и рассказывание с игрушками;

Б) настольный театр (картонный или фанерный) ;

В) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

Г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

А) оно могло быть логически связано с содержанием занятия;

Б) чтение могло быть самостоятельной частью занятия.

Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществлялась по-разному. Например: мы помещали в книжном уголке новую книгу или отдельно рисунки художников к этой сказке. Дети, рассматривая иллюстрации, пытались определить, что это за сказка, о чем она.

В начале занятия мы расспрашивали детей об их предположениях, хвалили за наблюдательность, догадливость. А затем называли произведение.

Либо мы в начале занятия мы демонстрировали игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки, и малознакомые детям, помогали запомнить их названия, объясняли назначение, рассказывали об особенностях.

Занимались речевой работой. Например, перед чтением русской народной сказки «Заяц-хваста» говорили: «Стоит дом-великан. “Не дом, а домище!” - восхищаются прохожие». И предлагали детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы, по аналогии.

Просили заканчивать фразы, которые мы будем произносить («У кота усы, у тигра? – усищи, у кота лапа, у льва? – лапища») . Объясняли, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу – герою новой сказки «Заяц-хваста».

Далее по названию сказки предлагали сочинить ее начало. Затем просили придумать концовку.

В работе со сказкой часто использовали присказки, традиционные концовки, зачины (например: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок») , чтобы дети могли почувствовать особенный колорит жанра сказки.

После чтения (рассказывания) сказки мы проводили беседу, которая помогала детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковые особенности сказки.

В то же время мы стремились, чтобы беседа по содержанию сказки не заслоняла от ребенка саму сказку, а как бы «высветляла» ее, повернув к малышу всеми гранями. Ведь чтобы ребенок наслаждался сказкой, нужно чтобы он хорошо понимал ее.

Приемы, используемые в беседах по сказкам

Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам. Условно их можно разделить на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и языки сказки.

Приемы первой группы:

1. Вопросы.Они должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

- Какая лиса в сказке «Волк и лиса»? – спрашивает педагог. - И только-то?

И воспитатель зачитывает отрывок, в котором раскрывается характер лисы. Дети приходят к выводу, что лиса еще и хитрая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса…

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, просит рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Он может также спросить: «Как вы думаете, почему так случилось?» Это даст детям возможность порассуждать, разовьет их мыслительную активность и упрочит интерес к прочитанному.

Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?».

2. Рассматривание иллюстраций и беседа по ним.Они накапливают у дошкольников представления о том, как рисунки художников помогают понять произведение. С помощью этого приема дошкольники учатся вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки. Для старших дошкольников важными оказываются те картинки, в которых ярче представлены действия и взаимоотношения персонажей, позволяющие понять нравственную сущность их поступков.

Важным в описании картинки является вопрос, с которым взрослый обращается к рисунку. Спрашивая о том, что изображено, взрослый ориентирует ребенка на перечисление нарисованных предметов.

Вопрос «что делают на картинке»? приводит ребенка к раскрытию функциональных связей, то есть действий персонажей. На просьбу «расскажи о событиях, изображенных на картинке» ребенок, пытаясь их понять, истолковать, дает связные высказывания. Он определяет центр, ядро картинки, устанавливает пространственное местоположение предметов, различные видимые и предполагаемые логические взаимосвязи между ними, воспринимает рисунок как целое.

Если ребенок дает картинке название, выраженное одним-двумя словами, то он обобщает увиденное, относит конкретный предмет или событие к соответствующей группе. В таком описании рисунка прослеживаются взаимосвязи восприятия, мышления и речи, анализа и синтеза.

3. Словесные зарисовки.Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Снегурочка?

Какие у нее глаза? Каким цветом сапоги у твоего кота, почему? Почему он сказочный, а не такой, как обыкновенный домашний кот?» и т. п.) .

В свободное от занятий время дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет.

Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана.

Приемы второй группы:

1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей.При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде,самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.

3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее.Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее) ?».

4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница - комната) ; употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения; вопрос к детям о значении слова.

Хорошо подходить к работе со сказкой нетрадиционно. Можно просить детей преобразовывать ход повествования: придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации (а что будет, если...) , смешивать несколько сюжетов или героев разных сказок в один и т. д. Все это активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает его воображение, тренирует речевую активность, помогает выстраивать речь логически, последовательно, заинтересовывает в рассказывании.

Проводя занятия по изучению сказок народов мира, хорошо чтение (рассказывание) сказки в простой и доступной для детей форме сопровождать рассказом (если есть возможность, и наглядностью) о природе этой страны, о людях (показать национальные костюмы и традиционное жилье) , обычаях и культуре и т. п. Это расширяет кругозор детей, заинтересовывает их и настраивает на дальнейшее слушание сказки.

На занятиях по изучению сказок народов мира нужно непременно подчеркивать, что сказка как жанр присуща самым разным народам, что у каждого народа есть свои национальные сюжеты, а есть и так называемые «бродячие» сюжеты – это один и тот же сюжет, который встречается в сказках разных народов и отличается какими-то своими местными особенностями и деталями – т. е. это фактически поле для фантазии каждого народа. Например, в сказках разных стран - множество историй о мачехе и падчерице, о похищении жен и девушек, о скатерти-самобранке и т. п.

Узнавая через сказки народов мира о его широте и многогранности, ребенок понимает своеобразие и неповторимость собственной Родины. Дети узнают, что в мире множество разных народов, каждый неповторим и самобытен, но в каждом есть понятие о совести, дружбе, взаимопомощи, что отчетливо отражается в их сказках. На занятиях по сказкам народов мира дети учатся миролюбию, любви и уважению к другим народам и культурам.

Таким образом, значение изучения сказок народов мира для речевого, мыслительного развития и воспитания старшего дошкольника огромно, и пренебрегать таким серьезным, многовековым опытом воспитания подрастающего поколения неразумно. Напротив, необходимо как можно больше и чаще работать со сказкой, ведь в ней сосредоточена вся накопленная мудрость и национальный колорит народа.

Сказка словно специально создана для ребенка. Его сознание само «требует» сказки, так как у него преобладает эмоционально-чувственное восприятие мира, а сказка говорит детским языком, и – удивительно: не уча напрямую, учит, воспитывает ребенка, своей удивительной формой развивает его речь, содержанием – мышление и воображение.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Народные игры для дошкольников

    В помощь родителям. Народные игры для дошкольников Для создания положительной обстановки в семье, для налаживания тесного контакта взрослого и ребенка существует множество средств. Одно из них –...

  • Игровая программа для дошкольников

    «Курс молодого бойца». Спортивно-игровая программа для дошкольников с участием родителей, посвящённая 23 февраля. Спортивно-игровая программа для дошкольников (4-5 лет) с участием родителей, посв...

  • Спортивные игры для дошкольников

    Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке использование спортивных игр у дошкольников на прогулке «Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулк...

  • Игры для дошкольников на развитие коммуникативных навыков

    Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников 1. «Царевна Несмеяна» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сбл...

  • Коррекционно развивающие занятия для дошкольников

    Конспект коррекционно-развивающего занятия для старших дошкольников «Играем, познаем мир, развиваемся» Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие познавательной сферы детей старшего д...

  • Картотека подвижных игр для дошкольников

    Картотека подвижных и малоподвижных игр для детей старшего дошкольного возраста КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ, МАЛОПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП Карточка 1 Подвижная игра «Мышеловка» И...

  • Веселые старты для дошкольников

    Спортивный праздник «Веселые старты» (Дети старшего дошкольного возраста с родителями) Спортивный праздник «Веселые старты» (Дети старшего дошкольного возраста с родителями) Задачи: • создать вес...

  • Картотека игр на развитие внимания для дошкольников

    Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста) Развивающие игры "Запоминаем вместе" (картотека игр, направленных на развитие па...

  • Игры для старших дошкольников

    Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Воспитательское значение игры, ее всестороннее влияние...

  • Упражнения для дошкольников

    Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст) Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвое...

  • Умники и умницы для дошкольников

    Математический КВН для дошкольников «Умницы и умники» Умники и умницы Цель: создание благоприятных условий для реализации возможностей развития математических способностей дошкольников. Задачи: 1...

  • Викторины для дошкольников

    Экологическое воспитание дошкольников. Викторина «Знатоки природы» для детей старшей группы Викторина «Знатоки природы" Цель: расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное...

  • Досуг для дошкольников

    Досуг для дошкольников старшего возраста «Праздник Светлого Рождества. Святки» «Праздник светлого Рождества. Святки. » Цель: познакомить детей с зимними православными праздниками Рождество и Свят...

  • Логика для дошкольников

    Логические задачи для дошкольников. Задачи по математике. Задачи на сравнение. Серьёзные задачи. | Не для галочки, а для друзей Рубрика: Дошкольники Комментарии: 9 Логические задачи, задачи по ма...