Нарушение осанки у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей «Формирование осанки у детей дошкольного возраста»

Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.

Осанка - привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма.

Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.

Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются залогом физического здоровья и психологического благополучия.

На сегодняшний день очень много детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. На фоне этих нарушений развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, кифоз, остеохондроз. … Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому педагогам так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

В детском саду, в семье дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Для того чтобы предупредить возможные нарушения осанки у дошкольников необходимо:

- во всех группах мебель подбирать по росту детей;

- учитывать посадку ребёнка за столом;

- обращать внимание на позу ребёнка и если она неправильная, попросить изменить её;

- соблюдать двигательный режим;

- вырабатывать осознанное отношение к поддержанию и сохранению правильной осанки у детей.

Возрастные особенности формирования осанки

Дошкольный возраст – период активного формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. К 6 – 7 годам отмечается удвоение массы тела годовалого ребенка и четкие, естественные изгибы позвоночника. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

Свод стопы у дошкольников продолжает формироваться, поэтому важно подбирать соответствующую обувь (на каблучке, использовать упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы. Стопа является опорой, фундаментом тела – его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма.

Причины нарушений осанки:

1. Мебель несоответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Несоответствие стульев и столов.

2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу.

4. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, " калачиком ", и пр.

5. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу)

Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей астенического телосложения, физически слабо развитых.

Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках – остеохондрозу, и создает неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, положение органов брюшной полости: желудка, печени, почек; неблагоприятно сказываются на органах таза, верхних и нижних конечностей.

Профилактика

Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы.

Работа по формированию осанки у дошкольников должна включать в себя целый комплекс мероприятий:

Постоянная двигательная активность: ходьба пешком, прогулки, подвижные игры.

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.

Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приема пищи, игр за столом.

Правильная поза при посадке:

Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко на стуле;

Ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым углом;

Локти не должны находиться на весу;

Голову слегка наклонить при рисовании, конструировании; расстояние от глаз до рабочей поверхности альбома должно соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска;

Освещение должно находиться слева от ребенка.

Кровать, на которой он спит, должна быть умеренно мягкой, с низкой подушкой. Слишком мягкий матрац и высокая подушка способствуют формированию так называемой круглой спины; Наоборот, слишком жесткая кровать сглаживает физиологические изгибы позвоночного столба и способствует формированию плоской спины.

Чем старше ребенок, тем большее значение для формирования осанки приобретает правильная поза во время занятий с игрушками, при чтении и письме.

Ограничение в движениях, значительная статическая нагрузка на позвоночник и мышцы туловища, однообразные позы во время деятельности - все это способствует развитию и закреплению неправильной осанки.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя.

Для любой работы и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Без постоянного контроля со стороны взрослого хорошей осанки у детей не будет.

Необходимо учить детей принимать правильное положение тела по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу.

В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке необходимо постоянно наблюдать за детьми, напоминая о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела, а иногда помогать исправить небрежную позу.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой оздоровительной работы. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского организма.

Воспитание правильной осанки у детей, в основном, проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи приходят к единому мнению, что именно дошкольное учреждение может быть местом профилактики нарушений осанки. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

Спасибо за внимание!

www.maam.ru

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере.Высота столадолжна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка.Высота стулане должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом.Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз) .Расстояниемежду грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь) , голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см ) . Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит) . Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками) , установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осан-ку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением пра-вильной осанки (25-30 шагов) .

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого про-ходящего мимо ребенка.

"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на по-ясе) 20-25 шагов.

Следить за правильным положе-нием тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согну-той ноги оттягивать.

"Вырастаем большими". Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе) : "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет.

Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!".

Следить за тем, чтобы дети держа-ли спину прямо, не наклоняли го-лову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приво-дя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад.

При выполнении упражне-ния рекомендуется, чтобы дети хо-ром произносили стихи.

Ходьба с ускорением и перехо-дом в бег. Ходьба с последующим замедле-нием.

Следить за тем, чтобы дети бежа-ли легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении "стоя"

"Воробышек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

"Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед гру-дью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз) .

В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.

"Большие круги". Круги назад выпрямленными в стороны ру-ками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

"Мельница". Поочередное приве-дение рук за затылок и спину (6-8 раз) .

Плечи развернуты, локти отведе-ны назад, голова прямо.

"Резинка". Разгибая в локтях со-гнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнося звук "ш-ш-ш" - выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладош-ки". Поднимаясь на носки, отвес-ти плечи назад и повернуть ладо-ни вперед. Вернуться в И. П., рас-слабляя мышцы рук (4-6 раз) .

Держать спину ровно и не выпя-чивать живот.

"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз) .

Плечи развернуты, колени вып-рямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении "лежа на спине"

"Здраствуйте-прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз) .

При оттягивании носков рекомен-дуется слегка разводить пятки.

"Волна". Согнуть ноги и подтя-нуть колени к животу. Выпря-мить. Пауза 3-5 сек. и отпус-тить ноги (4-6 раз) .

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты. ,,

"Пляска". И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз) .

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении "лежа на животе"

"Воробышек". Круги назад лок-тями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.

Голова приподнята.

"Рыбка". Поднять голову и отве-сти плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза) .

Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

"Лягушонок". Руки из-под под-бородка привести к плечам ладо-нями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вер-нуться в И. П. (6-8 раз) .

Построение, ходьба обычным ша-гом (1-2-3 круга) .

Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении.

(По материалам статьи "Воспитание осанки у детей и активная профилактика её нарушения в домашних условиях", С. В. Хрущев, С. Д. Поляков, М. Н. Кузнецова) .

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у

детей дошкольного возраста.

( рекомендации для родителей)

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяютуровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, плоскостопие, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

Медицинские обследования детей дошкольного возраста показывают, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей, наибольший процентсоставляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, а в частности нарушения осанки и уплощение стоп.

Наиболее часто встречаются следующие нарушения: искривления позвоночника в виде боковых отклонений (сколиоз) , чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы) ; плоскостопие и врожденная косолапость, ассиметричное положение плеч.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста (4 - 7 лет) . Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, шеи, бедер, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной, а также изменение формы стопы.

Развитию дефектов осанки и плоскостопию способствуют: не соответствие росту ребенка мебели, неудобная одежда и обувь (мала, узка, или наоборот велика) , неправильные позы и привычки детей ( например: опора при стоянии на одну ногу, чтение или рисование, лежа на боку, или животе и т.д.) ; однообразные движения ( отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого – либо груза в одной и той же руке) . Нарушения осанки и стоп может развиваться также из-за частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих организм и ухудшающих физическое здоровье детей.

Работу по формированию правильной осанки и коррекции нарушений стопы должны вести не только врачи. Эта работа должна проводиться совместно с педагогами и родителями. Прежде всего, хочется познакомить родителей и детей с признаками, характеризующими правильную осанку:голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной области есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки врозь.

Так как физкультурные занятия с детьми в детском саду проводятся 3 раза в неделю ( в средней, старшей группах) , то этого недостаточно для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Необходимо родителям в повседневной жизни следить за правильным положением тела, создавать необходимые условия в семье (спать на жесткой кровати, подушка не должна быть высокой и т.п.)

Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Упражнения можно выполнять из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, четвереньках.

Учитывая, что профилактика и коррекция осанки и стопы – процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендуем родителям заниматься с ребенком ежедневно, за исключением тех дней, когда занятия проводятся в детском саду.

Для этого предлагаем вашему вниманию

комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и формирования правильной осанки:

Комплекс « Веселый зоосад ».

И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.

В -е. – ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать) .

2. « Забавный медвежонок »

И.п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.

В -е. – ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед – назад, вправо - влево. То же, кружась на месте вправо и влево.

3. « Смеющийся сурок »

И.п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.

В -е. – 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и.п.

4. « Тигренок потягивается »

И.п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.

В -е.– 1-2 выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 и.п.

5. « Резвые зайчата »

И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.

В-е. – 1-16 подскоки на носках (пятки вместе)

Комплекс с мячом.

1. И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.

В –е. – катать мяч вперед – назад двумя стопами вместе и поочередно.

2.И.п. – то же.

В –е. – круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.

3. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками.

В –е. - 1-2 ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 и.п.

4.И.п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.

В –е. – движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.

Примечание. Рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.

Комплекс « Встань прямо ».

1. И.п. – стоя у стены, касаясь ее затылком, ягодицами и пятками, руки опущены вниз.

В –е. – 1-2 поднять руки через стороны вверх;3-4 вернуться в и.п.

2. И.п. – то же, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

В –е. – 1-2 наклон в правую сторону (левую сторону) ; 3-4 вернуться в и.п.

3.И.п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

В –е. – 1-4 поднять голову и плечи, проверить правильное положение тела (задержаться ) ; 5-8 вернуться в и.п.

4. И.п. – лежа на животе; подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга.

В –е. – 1-4 приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить(задержаться) ; 5-8 и.п.

5.И.п. – то же.

В –е. - 1-4 отвести руки назад и приподнять ноги (задержаться) ; 5-8 и.п.

6.И.п. - лежа на спине, руки за головой.

В –е. – 1-8 поочередно поднимать прямые ноги вверх.

7. И.п. – то же.

В –е. - круговые вращения ногами в течение 30 сек.(«велосипед») .

Примечание. Все перечисленные упражнения повторяются по 4-6 раз.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста

Лечение физкультурой

Чаще всего нарушение осанки наблюдается у ослабленных детей, малоподвижных. Таким детям назначают специальную физкультуру. Лфк при нарушении осанки направлена на укрепление грудных мышц, мышц спины и брюшного пресса.

Ниже приведены несколько упражнений, которые помогут вашему ребёнку добиться идеальной осанки. Все приведённые упражнения рекомендуется делать вместе с ребёнком и следить за правильностью их выполнения во избежании детского травматизма. Каждое упражнение должно повторяться до 5 раз.

Перетруждать ребёнка не нужно, если он устал – следует прекратить занятия.

  • Садимся прямо и максимально сводим лопатки. Удерживаем положение 10 секунд и расслабляемся. Делаем несколько подходов.
  • Берём бутылку с водой в руки. Вытягиваем руки прямо перед собой, удерживаем некоторое время, отпускаем. Повторяем упражнение.
  • Лёжа на спине, сгибаем ноги в коленях и подтягиваем на себя. Медленно опускаем ноги, повторяем упражнение.
  • Ложимся на живот, руки вдоль тела. Поочерёдно поднимаем и опускаем ноги, удерживая их на максимальной высоте 5-7 секунд.
  • Ещё одно эффективное упражнение – ходьба с книгой на голове. Оно очень простое и его можно выполнять дома в любое время. Ребёнку на голову кладут не очень тяжёлую книгу и просят ходить медленно по комнате, чтобы книга не падала. Таким образом, у ребёнка формируется осанка + красивая походка.
  • Упражнение «Лодочка». Лёжа на животе, сгибаем ноги в коленных суставах, руки вытягиваем вдоль туловища назад и берём «ноги в руки», пытаемся немного раскачаться.

Также полезна обычная ходьба в правильном положении и плавание. Последнее положительно влияет не только на развитие осанки, но и дыхания. Как видите, занятия лечебной физкультурой при нарушении осанки, укрепляют все мышцы, поддерживающие осанку.

Как сидеть и стоять правильно?

Правильное положение сидя означает, что бедра должны быть полностью перпендикулярны позвоночнику и голеням. Ноги достают до пола. Спина держится точно параллельно спинке стула.

Предплечья должны иметь опору, сидя за столом кисти должны лежать на столе, это формирует правильное положение лопаток и способствует нормальному дыханию.

Долгое стояние, особенно в определенной позе, утомительно для ребенка, мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая такой нагрузки, поэтому ребенок старается прислониться к чему-либо, переступает с ноги на ногу.

ВАЖНО! Когда вы, наказывая ребёнка, ставите его в угол на длительное время – вы формируете ему неправильную осанку.

Осанка у детей дошкольного возраста неустойчива и упражнения следует делать регулярно и, конечно же, целесообразно покупать правильную мебель, соответствующую возрасту ребенка.

Дополнительная информация

Подробней на сайте MoiSustavy.com

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста (1) - Документ

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Афанасьева Дина Анатольевна,

воспитатель группы компенсирующей

направленности для детей с НОДА

Впоследнее время вследствие увеличения числа детей снарушением осанки возникает необходимость всоздании дошкольных учреждений сортопедической направленностью.

Формирование правильной осанки одна из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование всего организма и его отдельных систем.

При неправильной осанке особенно страдают органы дыхания: сдавливаются верхушки легких, при этом уменьшается их вентиляция, нарушается правильное дыхание, (оно становится поверхностным) , снижается жизненная емкость легких и подвижность грудной клетки. Все это приводит к более частым заболеваниям дыхательных путей.

Почему усовременных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, кчислу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятийи, как следствие, снижение мышечного тонуса, атакже общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку вправильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки икоррекцию имеющегося вида еенарушения, чтобы вшколе уребенка невозникли повышенная утомляемость, головные боли иболи вмышцах туловища.

Осанка формируется ссамого раннего детства изависит отгармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного инервно-мышечного аппарата, равномерности ихразвития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет кнарушениям осанки, анарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит кдальнейшему ухудшению физического развития.

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: "Движение может заменить разные лекарства, нониодно лекарство невсостоянии заменить движение".

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени.

Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз) . Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь) , голова слегка наклонена вперёд.

Внашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния нарастущий организм ребенка. Напротяжении всего дня вгруппе поддерживается оптимальный двигательный режим: ЛФК, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры насвежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебный массаж, лечебно-корригирующая гимнастика, бассейн.

Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются наразвитии органов дыхания дошкольников. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка наповерхности, какбы облегчает тело, поэтому снижается давление наопорно-двигательный аппарат скелета, особенно напозвоночник. Поэтому плавание— эффективное средство укрепления скелета, активно используется как корригирующее средство.

Вовторой половине дня проводятся игры для укрепления мышечной системы, навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия. Важно знать плоскостопие необходимо лечить, его даже можно предупредить спомощью профилактических мероприятий.

Для лечения ипрофилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. Дети назанятиях лечебной гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает нетолько оздоровительное, ноизакаливающее воздействие.

Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава истопы рекомендуются различные виды ходьбы: погальке, песку, ребристым иортопедическим дорожкам, массажным коврикам. Стопа при этом рефлекторно "подбирается", происходит активное формирование сводов. Врезультате уменьшаются ипрекращаются боли вногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная икрасивая походка.

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый икрепкий, умственно иэстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться вжизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому вдошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов коздоровлению детей, базирующихся намногофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете ииспользовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Необходимо установить единство вподходе кукреплению здоровья детей вдетском саду идома. Сэтой целью мырегулярно проводим родительские собрания, консультации специалистов, совместные занятия ЛФК, спортивные досуги, праздники иразвлечения.

Родители принимают активное участие всоздании развивающей среды вгруппе, изготовлении ортопедических дорожек. Отношение родителей кфизическому воспитанию, кувлечению детей подвижными играми иупражнениями влияет наформирование детских интересов ипредпочтений.

Обэтом мыдолжны постоянно напоминать родителям, побуждая ихксовместным занятиям сдетьми утренней гимнастикой, играми иупражнениями. Воспитанию уребенка устойчивой привычки крегулярному участию вутренней гимнастике способствует пример родителей. Дома целесообразно пользоваться комплексами утренней гимнастики, которая проводится вдетском саду.

Необходимо разъяснять имзначение ипользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься сдетьми исходя изособенностей ихразвития, теми упражнениями, которые получаются хуже. Мырекомендуем родителям, вкакие игры играть сдетьми (описание игр выставляются вродительском уголке) .

Для сохранения достигнутых результатов вукреплении опорно-двигательного аппарата инавыков правильной осанки родителям даются рекомендации попроведению занятий лечебной гимнастикой дома. Воснове всех комплексов упражнений лежат игры.

Вигре формируются положительные черты характера, чувство справедливости итоварищества. Увлекаясь игрой, дети закрепляют нужные навыки, переносят соответствующую нагрузку. Каждая игра имеет свои правила, определяющие активность участников.

Перед началом игры мыдоходчиво объясняем воспитанникам ееправила истрого следим заихвыполнением. После каждой игры оцениваем действия играющих.

Цели нашей работы: оздоровление подрастающего поколения; создание условий для охраны иукрепления здоровья детей; формирование ценностного отношения детей кздоровью издоровому образу жизни; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей через ортопедическую игру.

Задачи ортопедических игр:

  • воспитывать сознательное отношение кзанятиям;

  • усваивать изакреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;

  • обучать навыкам принимать ификсировать правильную осанку;

  • обучать правильному выполнению упражнений для формирования осанки иукрепления свода стопы;

  • обучать массажу рук истоп мячами-массажерами;

Всоответствии сзадачами ортопедические игры делят напять основных групп.

  1. Направленные наознакомление сосвойствами материалов (камешки, песок, вода ит.д.) .

  2. Направленные насовершенствование отдельных элементов техники движений (держи спину, проверь осанку ит.д.) .

  3. Направленные наознакомление сокружающим (животные, растения ит.д.) .

  4. Направленные наразвитие физических качеств.

  5. Проводимые как спредметами (мячами, обручами, палочками ит.д.) , так ибез них.

Правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность вашего ребенка – основа профилактики нарушений осанки, сколиозов и других дефектов опорно-двигательного аппарата.

Игры наукрепление осанки, мышц спины ибрюшного пресса

Цели: совершенствовать навыки правильной осанки вразличных исходных положениях, сразличными движениями рук; укреплять мышцы спины ибрюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

"Футбол"

Дети лежат наживоте покругу, лицом вцентр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову игрудь. Ноги остаются прижатыми кполу.

Игры иупражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять вправильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы исвязки стоп сцелью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение кправильной осанке.

Эстафета "Загрузи машину"

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки напоясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки ипередают ихдруг другу поцепочке, последний складывает вмашину. Усложненный вариант: соревнуются две команды.

"Извилистая дорожка"

Наполоску плотной ткани нашивается веревка, которая располагается ввиде змейки.

"Массажные валики", "Ребристые доски", "Дорожки с камешками", "Палочки", "Платочки", "Ступни и ладошки", "Пробки", "Матрац с нашивками"

Похожие работы:

  1. Профилактиканарушенияосанки у детейдошкольноговозраста (2)

    ДокументПрофилактиканарушенияосанки у детейдошкольноговозраста. У детейдошкольноговозраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются ... брюшного пресса. Среди начальных дефектов осанки у детейдошкольноговозраста встречаются такие как сутулость, ...
  2. Руководитель авторской группы: Тарасюк Л. С

    Литература ... обливание стон. Школа доктора Айболита. ПРОФИЛАКТИКАНАРУШЕНИЯОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА. Профилактиканарушенияосанки у детейдошкольноговозраста. Болезни позвоночника - одна из ...
  3. Методика описания педагогического опыта Оценка педагога родителями

    Анкета ... детей к творчеству» Профилактиканарушенияосанки у детейдошкольноговозраста Примерный комплекс упражнений для профилактикиосанки у детей 4-7 летнего возраста Организация закаливания детей ... воспитания детейдошкольноговозраста Модифицированная ...
  4. ... среднего профессионального образования (спо) 050144 «Дошкольное образование» (углубленной подготовки) заочное.

    Методические указания ... привести к атрофированию. Формирование правильной осанки. Нарушениеосанки, степени и профилактиканарушений. Известно, что для хорошего ... живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушенияосанки у детейдошкольноговозраста встреча­ется довольно часто, так как ...
  5. Образовательная программа-«Программа воспитания и обучения в детском саду»

    Образовательная программа ... «Формирование элементарных экологических представлений у детейдошкольноговозраста в условиях реализации Программы воспитания ... роста и развития ребенка»; «Профилактика и коррекция нарушенийосанки у детейдошкольноговозраста» 2. МПК с участием родителей ...

Материал с сайта gigabaza.ru

Другие статьи по теме:

  • Правильная осанка у детей дошкольного возраста

    Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расп...

  • Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому...

  • Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

    Игры и упражнения для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста Стопа - опора, фундамент тела. Нарушение фундамента отражается на формировании подрастающего организма. Плоскостопие -...

  • Физические упражнения для детей дошкольного возраста

    JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Равновесие Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучива...

  • Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

    Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расп...

  • Обучение плаванию детей дошкольного возраста

    Рабочая программа «Обучение плаванию детей дошкольного возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №107 - детский сад общеразвивающего вида г. Тулы (МБДОУ№107) Рабочая...

  • Нарушение зрения у детей дошкольного возраста

    Статья: «Особенности детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрени...

  • Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...

  • Воспитание детей дошкольного возраста это

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Формирование словаря у детей дошкольного возраста

    Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре...

  • Музыка релаксация для детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей на тему: "Релаксация для детей среднего дошкольного возраста" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующей направленности №...

  • Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста

    «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста». Родительское собрание с использованием ИКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Цель: • показ...

  • Методы воспитания детей дошкольного возраста

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Доклад развитие речи детей дошкольного возраста

    «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»...