Нарушение зрения у детей дошкольного возраста

Статья: «Особенности детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрения. Заболевание глаз у детей, сопровождающиеся выраженным падением зрения, иногда вплоть до полной слепоты, в значительной мере ограничивают возможности ребенка. Они отрицательно влияют на его общее развитие, отражаются на психоэмоциональном состоянии, особенно в тех случаях, когда потеря зрения возникла в очень раннем возрасте и имеет выраженный характер.

К детям с нарушением зрения относятся разнообразные группы дошкольников с разной степенью утраты зрения, многообразием клинических форм. Наиболее распространенной формой детской глазной патологии в дошкольном возрасте являются амблиопия и косоглазие, характеризующиеся разной степенью нарушения остроты зрения, бинокулярного зрения, фиксации взора и других функций зрительной системы.

В зависимости от структуры дефекта и состава нарушенных функций центральной нервной системы различают две основных группы детей с разными формами аномального развития: дети, у которых нарушение зрительной системы не отягощено другими недостатками развития центральной нервной системы; дети, у которых недоразвитие или нарушение зрения сочетается с другими формами аномального развития, обусловленного врожденными дефектами органа зрения, травмами мозга, антенатальной интоксикацией, последствием перенесенных органических заболеваний: недоразвитие или нарушение интеллекта, нарушение речи, нарушение слуха, отклонения в развитии двигательной сферы.

Одно из особенностей детей с нарушением зрения является нарушение зрительного восприятия.

Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Зрительное восприятие играет большую роль в психическом развитии ребенка, имеет большое информационное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т. д. Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории функциональных систем П. К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б. М. Теплова и Е. Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л. С. Выгодского. В отечественной психологии зрительное восприятие рассматривается как сложная система перцептивных и опознавательных действий. Таким образом, зрительное восприятие – это сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию.

Одним из средств компенсации нарушенного зрительного восприятия является сенсорное развитие. У детей с нарушением зрения восприятие происходит на суженной сенсорной основе. Вследствие этого снижается качественный уровень представлений об окружающем мире, возникают трудности социальной адаптации. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное воспитание необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду. Сенсорное развитие предполагает овладение детьми определенными перцептивными действиями (идентификация, соотнесения, перцептивного моделирования, а также освоение системы сенсорных эталонов. Специфика работы с детьми с нарушением зрения заключается в том, что наряду со зрительным восприятием необходимо развивать и все остальные виды чувствительности (осязание, слух, вкус и обоняние) .

Другой, не менее важной, проблемой у детей с нарушениями зрения являются трудности в ориентировке в пространстве. Это одна из актуальных проблем входящих в сферу социальной адаптации таких детей. Своеобразие психофизического развития дошкольников проявляется в их недостаточной двигательной активности, сложностях формирования двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки, которые в дальнейшем ограничивают самостоятельность человека в любой деятельности. Нарушение глазодвигательных функций у ребенка с косоглазием и амблиопией вызывает ошибки при выделении им таких пространственных признаков предметов, как форма, величина, объем. Большое внимание следует уделять зрительной оценке расстояния между предметами или удаленности их «от себя». Сложность заключается в том, что особенности монокулярного зрения не позволяют верно определить, насколько удалены предметы, на каком расстоянии от детей они находятся.

Дети, в особенности те, кто страдает глубокими нарушениями зрения, спонтанно, независимо от взрослых, не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.

Нарушение зрения приводит к вторичным отклонениям в физическом развитии детей. В частности, страдает формирование мелкой моторики. У многих детей с нарушением зрения - низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук.

Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно, по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие этого мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это приводит к низкому уровню развития тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности. Среди детей с нарушением зрения часто отмечают две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на свое нарушенное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию; другие, как правило, дети с очень низкой остротой зрения опираются, в основном, на осязание, совершенно не используя при этом имеющееся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности.

Для таких детей необходимо создавать различные условия, что будет способствовать их более полноценной социализации в современном обществе. Социализация дошкольников c различными нарушениями зрения должна быть направлена на формирование у них знаний, умений и навыков для дальнейшего успешного обучения их в школе.

www.maam.ru

Специфика трудностей социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

На протяжении многих веков в обыденном сознании людей складывалось представление о слепом человеке, как о глубоко ущербной и неполно-ценной личности. Слепым людям приписывались разнообразные отрица-тельные личностные свойства, такие как гипертрофированные биологические потребности, дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных черт характера и прочие. Все эти особенности рассматривались как прямое следствие нарушение зрения.

Наряду с подобными воззрениями имели место и прямо противоположные концепции, утверждавшие абсолютную независимость личности и её устойчивых свойств от соматического состояния и условий жизни. Утверждалось, что личность формируется спонтанно, а слепота, ограничивающая контакты человека с внешним миром, способствует его самопознанию и самосовершенствованию (24) .

А. А. Крогиус, рассматривая влияние слепоты на психологическое развитие, писал: «Она кладёт глубокий отпечаток на всю личность. Но также, как одно впечатление может взывать самые разнообразные реакции так и слепота привести к самым различным проявлениям и к образованию самых различных особенностей. Очень многое в этом отношении зависит от социальных условий, от влияния наследственности, от собственных усилий, от работы над самим собой».

Тифлопсихологами отмечается тот факт, что дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера (18). Однако при правильной организации воспитания и обучения слепого и слабовидящего ребёнка формирование позитивных свойств личности, мотивации общения и обучения оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой, изменяет социальную позицию, провоцирует у слепых и слабовидящих возникновение своеобразных социальных установок и ориентиров.

Нарушение или ограничение соц. контактов влечёт за собой целый ряд осложнений в формировании личности у слепорождённых и рано утратив-ших зрение. В зрелом возрасте при потере зрения могут появляться негативные характерологические особенности, связанные с переживаниями по поводу болезни и потери самостоятельности, затруднений в смене вида деятельности, бытовых неудобств и др.

У детей потеря зрения приводит к сдерживанию в формировании активных позиций, снижению уровня самостоятельности, (23, 27) появлению замкнутости, необщительности. При сверхопеке со стороны взрослых наблюдается снижение устремлений ребёнка к самопроявлению в элементарных формах самообслуживания, в дальнейшем осложнений в формировании личности.

Недостаточность информации об окружающем мире снижает познава-тельный интерес, из-за чего происходит нарушение и в эмоционально-поведенческом отношении детей к различным сферам деятельности. Недостаток соц. опыта, искажённые отношения со стороны окружающих людей способствуют появлению у детей с нарушением зрения отрицательных черт характера: эгоизма, снижению внимания к окружающим, нерешительности, упрямства, снижению любознательности.

Уменьшение контактов с окружающими приводят к замкнутости, необ-щительности, уходу ребёнка в свой внутренний мир. Иногда у слепого или слабовидящего ребёнка развиваются привычки - покачивание, надавливание на глаза, щёлканье пальцами. Эти привычки могут не только раздражать окружающих, но и расстраивать, даже серьёзно беспокоить. Подобные негативные проявления могут сопровождать поведение незрячих во взрослом состоянии, если своевременно не будет оказана соответствующая коррекционная помощь. Чаще всего указанные своеобразия личности детей со зрительными дефектами обусловлены двумя причинами: недостатками чувственного опыта, трудностями ориентировки в окружающем пространстве (боязнь нового, отсутствием соответствующих условий воспитания, ограничение в деятельности, отрицательные попытки наладить контакты со зрячими.

В формировании основных свойств личности играют важную роль соц. факторы, эффективность которых зависит от их адекватности, степени и времени возникновения дефекта. Создание соответствующих условий и содержания воспитания и обучения, вовлечение ребёнка в жизненные ситуации на основе формирования у него социально-адаптивных коррекционно-компенсаторных способов ориентации приводит к стабилизации формирования различных видов деятельности. В этом случае уровень сформированности личности определяется характером соц. воздействий, в первую очередь, всего воспитания и обучения, а не наличием или отсутствием зрительной патологии. Другими словами - нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием для формирования всесторонне развитой личности. И всё же необходимо помнить, что отсутствие зрения или глубокое его нарушение существенно изменяют жизнь детей, затрудняют их взаимодействие с окружающей действительностью, снижают их жизненною позицию и активность.

Снижение познавательной активности особенно ярко проявляется в прсдшкольном и дошкольном возрасте, главным образом в снижении ориентировочно-поисковой деятельности. Это снижение познавательной эготенции вызвано недостаточной стимуляцией извне. Одним из факторов снижения активности слепых и слабовидящих являются отрицательные эмоциональные состояния из-за фрустраций (выпадения из действительности, отрыв от неё, которые обусловлены неадекватной самооценкой и трудностями выполнения различных социальных функций.

Не менее серьёзным препятствием для самопроявления наблюдаются у слепых и слабовидящих в общении с окружающими людьми. Зрительные дефекты в зависимости от глубины и времени их проявления могут препятствовать формированию и развитию активной жизненной позиции, стремлению и достижению результатов в деятельности. Вначале, в дошкольном и младшем школьном возрасте межличностные отношения между слепыми и слабовидящими в социуме складываются трудно и зависят чаще от состояния зрительной ориентировки. При этом слепые оказываются в наиболее неблагоприятном положении. Они имеют меньшую возможность выбора контактов, находятся в положении изолированности, меньшей мобильности и коммуникативности. Это положение в большей степени может изменить взрослый (воспитатель или психолог, который создаёт условия для общения детей.

Болезненность реакций личности при возникновении трудностей кон-такта, практического выполнения действий, ведёт к повышенной раздражительности, неадекватности реакций, некоторому безразличию к окружению, инертности и пассивности. Все эти негативные проявления могут быть сняты в условиях своевременной и соответствующей коррекционно-компенсаторной помощи детям с патологией зрения (10, 24, 26, 31) .

Проживая длительное время в условиях замкнутого пространства (чаще это специальный детский сад или школа-интернат) незрячие и слабовидящие дети лишены возможности самостоятельно и полноценно включаться в социальную жизнь. Цели и задачи специальных детских садов зачастую сужаются до интенсификации интеллектуального развития. По свидетельству специалистов выпускники дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида испытывают большое количество психологических проблем и трудностей, связанных с их интеграцией в общество здоровых людей.

Понятие интеграция в тифлопсихологии предполагает процесс вхождения человека с нарушениями зрения в общество на равных правах с нормально видящими людьми (12). Закрытость и отгороженность специальных образовательных заведений от внешнего мира ограничивает социальный опыт детей-инвалидов, затрудняет формирование коммуникативных навыков. Следствием этого являются не только затруднения при ориентировке в пространстве, адекватном осознании дефекта зрения, налаживании коммуникативных связей выпускников специальных образовательных учреждений, но и неосведомлённость общества в реальных возможностях и психологических особенностях детей с нарушением зрения (11, 22) .

Л. В. Петровский, определяя развитие личности в изменяющейся соци-альной среде, пишет: «В том случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он закономерно проходит три фазы своего становления в ней как личности» (14). Первая фаза становления личности, в соответствии с концепцией А. В. Петровского, предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности и обозначается как фаза адаптации. Вторая фаза, обозначающаяся как фаза индивидуализации обусловлена обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации - тем, что он стал таким, как все в группе и неудовлетворенной на первой этапе потребностью индивида в максимальной персонализации.

Третья фаза обозначается А. В. Петровским как фаза интеграции. «В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности, которых не было у него и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществлять значительные «вклады» в жизнь группы».В соответствии с этой теорией каждая из перечисленных фаз выступает как момент становления личности в её важнейших проявлениях и качествах. Таким образом, если человеку не удаётся преодолеть трудности первого, адаптационного периода и вступить во вторую фазу развития, у него, скорее всего, будут формироваться качества конформности, зависимости, безынициативности, появиться робость, неуверенность в себе и в своих возможностях.

Таким образом успешное преодоление трудностей социально-психологической адаптации во многом определяет дальнейший ход интеграции детей с нарушениями зрения в общество.

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

«Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Работаю в коррекционном детском саду комбинированного вида, который посещают дошкольники с различными отклонениями. Это и дети с синдромом Дауна, и с задержкой психического развития, дети с ослабленным слухом и зрением.

Наше дошкольное учреждение с таким количеством разных диагнозов в России единственный. Работают с детьми разные специалисты: учителя-дифектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог, педагог-эколог, музыкальные руководители, физ.инструктор, воспитатели, младшие помощники воспитателей. Ежегодно все больше и больше детей поступает в наше ДОУ с различными отклонениями в развитии.

Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей дошкольного возраста зрительного восприятия, являются нарушения поражения, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и решает образовательные, воспитательные задачи, от успешного решения которых в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с нарушениями зрения. Особое место занимают продуктивные виды деятельности как наиболее эффективные для решения задач коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста.

Конструирование как вид продуктивной деятельности дошкольников способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (форма, цвет, размер) , манипулирование материалом для конструирования в большей степени, чем другие виды деятельности, способствует становлению графо-моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

Конструктивная деятельность открывает ребёнку, что части предмета взаимосвязаны не только внешне, но и по внутренней логике самого предмета. Если предмет высокий и имеет выступающие части, то они должны быть уравновешены тяжёлым основанием.

Так, например, у крана должно быть тяжёлое основание – платформа. Колёса будут устойчивее держать кран, если они будут крепиться как можно дальше друг от друга по краям платформы.

Конструктивная деятельность требует своих способов действия, своих приёмов обследования и построения конструкции.

Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры.

Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги.

Работа с бумагой детям интересна, доставляет им огромное наслаждение.

Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного модуля из бумаги. Это даже не фокус, это чудо!

В одном листке бумаги скрыты многие образы и предметы: кораблик, самолетик, домик, шапка, причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. А из простого модуля можно сложить красивые шары, героев любимых мультфильмов, роскошные цветы, животных, птиц и даже машины, корабли и зaмки.

Кроме того, занятия оригами несут в себе огромный коррекционный

потенциал. Какие же навыки и способности развивает оригами у детей с проблемами зрения?

- Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

- Способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на

процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы изготовить поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания бумаги;

- Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словом(объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод значения слов в действия (самостоятельное выполнение работы) ;

- Совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

- Имеет огромное значение для развития конструктивного мышления,

творческого воображения, художественного вкуса;

- Составление тематических композиций способствует развитию

композиционных навыков;

- Использование такого приема, как отчет о сделанном, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной картам и по схеме способствует развитию речи, становлению навыков планирования своей работы, умения последовательно ее выполнять.

Продуктивная деятельность с использованием оригами с точки зрения психологии носят характер эмоционально-разгрузочных, но в то же время стимулируют интеллектуальное и эстетическое развитие детей.

Сверх того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, если учитывать психологические особенности детей с нарушением зрения.

Коррекционно-педагогическая работа в НОД по конструированию имеет тесную взаимосвязь с восстановительным лечением зрительной патологии: учитывается состояние зрения каждого ребенка, этап восстановительного лечения, рекомендации врача-офтальмолога относительно зрительных нагрузок и видов упражнений, наиболее эффективных для активизации и стимуляции зрительных функций глаза.

Предварительный просмотр:

Тема: «Фруктовые деревья весной», старшая группа

Программное содержание: уточнить и расширить представления о плодовых деревьях весной; провести наблюдения за цветущими абрикосовыми деревьями; рассмотреть форму, окраску, расположение на стебле цветков; воспитывать бережное отношение к растениям.

Обогащение и уточнение словаря: сад, дерево, абрикосовое, вишневое, черешневое, сливовое дерево, цветок, пчела.

Перед экскурсией воспитатель инструктирует детей о правилах поведения в саду: нельзя бегать, рвать растения и т.д.

Ход экскурсии:

По дороге к месту экскурсии педагог уточняет, какое сейчас время года, обращает внимание на состояние погоды. Подойдя к саду, останавливает детей и проводит краткую беседу: что такое сад, для чего люди разводят сады, спрашивает, бывали ли дети раньше в саду.

При этом, воспитатель четко произносит слово «сад». Затем, это слово проговаривают вслух все дети.

На территории сада педагог обращает внимание ребят на деревья, высаженные рядами. Называет их- абрикосовые, вишневое, сливовое, грушовое . Предлагает внимательно рассмотреть и рассказать, как они выглядят.

Ответы детей:

- они все в белых цветочках;

-а вот там цветочки розовые;

-цветочков на деревьях много, и весь сад кажется белым и розовым;

Педагог подводит ребят к дереву и советует внимательно рассмотреть цветочки.

Спрашивает:

- как расположены цветочки на дереве?

- от большой ветки отходят меньшие, а на маленьких уже сидят сами цветочки;

- какие по форме цветочки?

-обратим внимание: каждый цветок состоит из долек- лепестков. Посчитайте, сколько лепестков в цветочке?

-пять

-какая форма у лепестков?

-лепестки круглые

Во время цветения на земле лежит много опавших лепстков, воспитатель предлагает взять их в руки, еще раз рассмотреть форму,окраску, потрогать, понюхать.

Дети говорят:

- цветочки пахнут духами

-запах такой приятный-приятный, хочется больше нюхать

Педагог отмечает: на цветущих деревьях много разных насекомых – пчел, шмелей, бабочек. Предлагает послушать их жужжание, посмотреть, как они летают, садятся на цветки.

В заключении, подводит беседу о том, что дети видели на экскурсии. Еще раз уточняет, для чего выращивают фруктовые деревья, что из себя представляют они, по форме, окраске, вкусу.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

у детей старшего дошкольного возраста

с нарушением зрения.

Цель деятельности любого образовательного учреждения – это создание условий для полноценного физического, психического, эмоционального, социального развития и здоровья детей.

Я работаю в г. Энгельсе в детском саду № 53 учителем-дефектологом. В нашем саду функционируют 4 специализированные глазные группы от ясельного возраста и до подготовительной к школе группы. Их посещают воспитанники с нарушением зрения. В основном это дети с косоглазием, амблиопией, астигматизмом, есть инвалиды по зрению.

Нарушение зрения в дошкольном детстве отрицательно сказывается прежде всего на остроте центрального зрения. Этот дефект затрудняет последующее формирование периферического и бинокулярного зрения, приводит к недоразвитию или нарушению глазодвигательных функций, затрудняет фиксацию взора.

Снижение остроты центрального зрения, как правило, более выражено на одном глазу. Такого рода особенность негативно отражается на формировании не только бинокулярного зрения, но и глазомерной оценки, приводит к затруднениям в установлении пространственных связей и отношений между предметами.

Отмечаются недостатки прослеживающих функций, что нередко бывает обусловлено сужением поля зрения. Все это затрудняет формирование зрительного восприятия, вызывает нарушения в пространственной макро- и микроориентировке детей.

Для развития остроты зрения, фиксации взора, бинокулярного зрения, цветоразличения в нашем детском саду применяется специальная аппаратура, систематически проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия.

Зрительная недостаточность обычно сопровождается снижением двигательной активности ребенка, а это, в свою очередь, обусловливает такие вторичные отклонения, как нарушение осанки, плоскостопие, искривления позвоночника. В нашем дошкольном учреждении проводятся занятия по лечебной физкультуре, которые направлены на профилактику и лечение опорно-двигательного аппарата.

В своей коррекционной работе я тоже использую упражнения для профилактики плоскостопия: ходим по массажным дорожкам, по палочке, по ребристой доске, по камушкам, пуговицам и т.п. Упражняемся с мячами.

Коррекционная работа тифлопедагога имеет три основных направления: развитие зрительного восприятия, формирование умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, социально-бытовая ориентировка. Развитие мелкой моторики включается во все виды деятельности.

И только при работе со слепым ребенком выделяется как отдельное коррекционное занятие. Задача сенсорного воспитания не сводится к тому, чтобы сообщить ребенку определенный запас знаний и умений, а предполагает на основе использования всей сохранной анализаторной деятельности – слуха, осязания, неполноценного зрения – формирование способов перцептивных действий.

Специально направленная лечебно-восстановительная и коррекционно-воспитательная работа в дошкольном возрасте помогает нам подготовить детей с нарушениями зрения к школе.

Одной из составляющих готовности ребенка к школе является развитие зрительно-двигательной координации. Ребенку в процессе учебы часто необходимо одновременно смотреть на предмет и списывать его или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает.

Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки. Вот почему в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является для меня одной из важных частей подготовки детей к школе.

Современными психолого-педагогическими исследованиями установлен факт наличия трудностей, возникающих в процессе овладения первоклассниками графическим навыкам письма.

К причинам возникновения трудностей возрастного порядка можно отнести несовершенство нервной регуляции движений, слабое развитие мелких мышц руки, недостаточное окостенение запястья и фаланг пальцев, низкую выносливость к статическим нагрузкам и другие причины. Ребенок, имеющий проблемы со зрением, гораздо медленнее и менее качественно по сравнению с нормально видящими сверстниками справляется с выполнением графических заданий. Для детей с нарушением зрения характерны:

- плохое запоминание и различение конфигурации букв;

- неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и элементов;

- ошибки пространственного характера;

- нарушение границ рабочего поля, строки;

- трудности при анализе рабочего поля;

- трудности в восприятии целостного объекта и др.

Работа по овладению навыком письма с детьми, имеющими нарушения зрения, на подготовительном этапе должна обязательно включать систему упражнений, направленных на формирование зрительно-предметного гнозиса, развитие и совершенствование зрительно-моторной координации, мелкой моторики, развитие пространственного восприятия.

На занятиях я развиваю у детей способности в узнавании предметов, сравнении изображений реальных предметов по величине, цвету, форме, пространственному расположению, в нахождении сходств и отличий. Учу различать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения и выделять контур заданного предмета из нескольких наложенных контуров. Контуры могут быть черными или разноцветными.

Предлагаю детям задания, при выполнении которых формируется зрительное слежение в различных направлениях. Сначала в направлении сверху вниз, потом слева направо и по кругу, в направлении по часовой стрелке и против нее. Такая работа необходима для выработки правильного навыка письма, позволяющего ребенку достаточно легко осваивать скоропись.

Затем предлагаю задания, с помощью которых навык зрительного слежения подкрепляется движением руки в направлениях сверху вниз, слева направо и по кругу против часовой стрелки, в результате чего у детей формируется зрительно-моторная координация.

Успешному овладению зрительно-двигательными действиями способствует использование трафаретов, силуэтных и контурных изображений для обводки. В процессе систематических упражнений в рисовании, штриховке, обводке по трафаретам, контурам и силуэтам развивается самоконтроль и саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений.

Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к обучению письму в школе.

Следует отметить, что обводка, штриховка и рисование по трафаретам рекомендуются врачами-офтольмологами для развития остроты зрения в период плеопто-ортоптического лечения амблиопии и косоглазия у детей дошкольного возраста.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС человека. Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления.

Уделяя должное внимание играм и упражнениям на развитие мелкой моторики и координации движений, я решаю сразу две задачи:

1- косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребенка;

2- готовлю к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем обучения в школе.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики является «пальчиковая гимнастика» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Для удобства в своей работе по развитию мелкой моторики я объединила упражнения для рук в комплексы, которые имеют свою определенную задачу или направленность:

  1. Напряжение и расслабление пальцев

Дружно пальчики сгибаем, крепко кулачки сжимаем,

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем разгибать.

  1. Потягивание

Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли отталкиваем тучки.

  1. Упражнения для кончиков и подушечек пальцев

Что такое, что мы слышим? Это дождь стучит по крыше.

А теперь пошел быстрей и по крыше бьет сильней.

Опираемся на пальцы. Пальцам надо постараться.

Начинаем: раз, два, три – держат нас богатыри!

Использую для этой же цели игру «Собери ежам иголки», «Цветы», «Разноцветные прищепки», где происходит механическое сдавливание подушечек пальцев

  1. Вращение и покачивание пальцами

Вращение пальцами мы проводим как в воздухе, так и на какой-либо поверхности (на ладони, на специальных карточках с кружками, имеющими разнообразную поверхность6 шершавую, ребристую, гладкую и др.)

  1. Растягивание

Наши пальчики сцепились и тянули, и крутились.

Каждый хочет победить и награду получить

  1. Упражнения для запястья

Мы ладони сложим вместе, словно их слепили тестом.

Начинаем опускать, только, чур, не разжимать!

  1. Упражнения для ладоней

Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.

(Выполняем так же хлопки разной силы) .

  1. Составление из пальцев различных фигур
  2. Разные движения пальцами
  3. Массаж пальцев

На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Без пальто гулял глупышка и замерз он, как ледышка.

Чтобы пальчик отогреть, будем мы его тереть.

Пальчиковую гимнастику провожу с детьми ежедневно по 3-5 минут. Сопровождение гимнастики стихами создает благоприятный, эмоциональный фон, обеспечивающий хорошую тренировку пальцев.

Использую «пальчиковый бассейн» - это коробка, заполненная горохом или фасолью. Поиск предметов различной фактуры, величины, формы с использованием этого тренажера позволяет максимально активизировать пальцевый гнозис.

Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Я предлагаю детям следующие задания и упражнения:

- застегивание и расстегивание пуговиц;

- нанизывание колец на тесьму, бусинок на леску;

- игры с мозаикой, конструктором;

- сортировка камушек, ракушек по форме, величине;

- выкладывание из косточек разного цвета контурных изображений предметов и др.

Большое значение для подготовки детей к школе имеет и развитие у них пространственного восприятия. От умения ориентироваться в пространстве зависит:

- правильное написание цифр;

- печатание букв, расположение их на листе бумаги;

- качество рисунков и многое другое.

Для формирования пространственных представлений и способов ориентации в пространстве я привлекаю к участию различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный) . Работу по формированию пространственных представлений начинаю с раннего возраста. Сначала создаю у детей четкие представления о своем теле, его симметричности, используя следующие приемы:

- зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела;

- рассматривание ребенком себя в зеркале;

- нахождение и называние частей своего тела;

- словесное обозначение их пространственного расположения (голова – вверху, ноги – внизу и т.д.) ;

- зрительно-осязательное обследование ребенком куклы, выделение и называние частей ее тела.

Особое внимание уделяю умению детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя. В обучении использую реальные чувственные ощущения детей.

Например, левая сторона тела связана с расположением сердца. Дети прикладывают к груди руку, находят сердце, слушают, как оно бьется. Использую иногда систему меток: бантики, флажки, кружки.

Их прикрепляю с левой стороны на одежду.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети учатся ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов и используют это как систему отсчета. В этот период я развиваю умение выделять различные ориентиры: световые, звуковые, цветовые, осязательные.

Следующим, более сложным этапом работы, является обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем. Провожу его последовательно по следующим направлениям:

1. Ориентировка в пространстве по картинке-плану (это картинка с реалистическим изображением игрушек, предметов, расположенных в микропространстве) . Дети размещают игрушки в реальном пространстве так же, как на картинке-плане.

2. Знакомлю с условными (схематичными) изображениями предметов.

Дети получают представление о том, что каждую игрушку или предмет можно изобразить условно, схематично, с помощью контура.

3. Формирую умение соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой.

«Найди в кабинете предметы, изображенные на схеме»

«Расскажи, где расположен предмет, изображенный на схеме» и т.п.

4. Обучаю самостоятельному составлению простейших схем. Развиваю умение составлять схемы пути передвижения.

«Расскажи, как пройти к музыкальному залу»

Навыки работы со схемами способствуют развитию пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно-пространственную ориентировку. Вопросы, которые я задаю при выполнении детьми заданий, побуждают их использовать пространственную терминологию. В процессе обучения дети осваивают значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает не только ориентировку в основных пространственных направлениях, но и на листе бумаги.

Ориентировка в пространстве страницы, умение видеть пространственное расположение знака на бумаге – специфические требования учебной деятельности первоклассника. Ориентировка на листе бумаги необходима для успешной работы детей на уроках математики, чтения, письма, рисования, на уроках труда.

Прежде всего, объясняю ребенку значение выражений в центре, посередине, справа, слева, левый верхний угол, правый нижний угол, середина левой стороныи т.д. Затем предлагаю ряд практических упражнений, заданий на закрепление.

1. Устные диктанты:

- создание орнамента из геометрических фигур под диктовку педагога;

- нарисовать предметы на листе в заданном месте, рассказать последовательно о результатах работы;

- на бумаге в клетку дети проводят отрезки в указанном направлении, отсчитывая определенное количество клеток. Если ребенок не допустил ошибок, то у него получается узор или рисунок.

2. Определение местонахождения предмета на плоскости:

- по признаку взаимного расположения объектов;

- определение места предмета в ряду, в столбике (например, в каком ряду и на каком по счету месте стоит пирамида)

- ориентировка по сторонам и углам прямоугольника.

- ориентировка на картине по схеме.

3. Строчное размещение на листе знаков, форм, элементов рисунка.

Выделить «малое пространство», правильно воспринять и точно воспроизвести пространственное расположение отдельных элементов цифры, буквы, знака, рисунка – сложная задача. Она становится посильной для шестилетнего ребенка с нарушением зрения, если осуществляется под контролем и руководством педагога.

Наши воспитанники находятся под наблюдением и контролем всех специалистов, работающих в детском саду. Коррекционная работа ведется в тесной взаимосвязи педагогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читать далее nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: « Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста».

С помощью глаз человек воспринимает огромный поток информации, тем самым познаёт мир. Благодаря глазам мы имеем возможность видеть, читать и писать. Поэтому очень важно иметь хорошее зрение и попытаться сохранить его на долгие годы .

Поговорим об охране зрения детей дошкольного возраста.

Самое главное- не допускать раннюю и непомерную нагрузку на глаза: нельзя на близком расстоянии рисовать, лепить, смотреть иллюстрации дольше 10-15 минут.

Необходимо следить за осанкой ребёнка, правильностью его посадки ,(нельзя близко наклоняться) : при низком наклоне создаются условия для искривления позвоночника и развития близорукости.

Особое внимание следует уделить правильному освещению-обеспечить сочетание общего и местного освещения. Настольные лампы должны быть мощностью 60-75 ватт . Лучше использовать галогеновые лампы, они более равномерно освещают поверхность стола.

Лучше. если ваш ребёнок будет заниматься сидя за столом. При работе с книгой желательно использовать подставку для книг. Нельзя заниматься в плохо освещённых местах комнаты, и тем более- лёжа.

Очень вредно читать в транспорте.

Часто много вопросов у родителей возникает о режиме просмотра телевизора и работе детей на компьютере.

Следует отметить, что допустимая длительность просмотра телепередач ( для детей старше 3-лет) - 15-20 минут с расстояния 2,5-3 метра. Работа на компьютере разрешается 2 раза в неделю не позже 21 часа. Допустимое расстояние от глаз до экрана монитора-50 см.

Важно помнить, что резкая контрастность экрана и громкий звук утомляют ребёнка. Если вы действительно заботитесь о здоровом зрении своего ребёнка, постарайтесь максимально оградить дошкольника от контакта с телевизором, компьютером,DVD-плеером. Если вы вынуждены проживать с ребёнком в одной комнате -не злоупотребляйте просмотром телепередач, пока ваш ребёнок бодрствует.

Необходимо также помнить, что длительное просиживание у экрана монитора серьёзно вредит не только зрению, но и здоровью ребёнка в целом. Следует сказать, что современные компьютерные игры и анимационные сериалы зачастую несут негативную смысловую нагрузку ,что приводит ещё и к нарушению психического здоровья детей.

О полезном:

Спортивные упражнения, туризм, длительные прогулки снимают зрительное напряжение, насыщают организм кислородом, улучшают обмен веществ. Особенно благотворны игры в мяч, теннис. Бадминтон.

Необходимо сказать и о рациональном , разнообразном питании, включающем овощи, фрукты, зелень, масло, молочные продукты, мясо, рыбу- источники витаминов, белков, микроэлементов, нужных для правильного роста и развития.

Простые упражнения, полезные для снятия зрительного напряжения:

1. Поставить перед глазами на расстоянии 30 см. по средней линии палец или карандаш, посмотреть на палец (карандаш) , затем вдаль . Повторить 5 раз.

2. Посмотреть на палец вытянутой руки, отвести руку в сторону, следя за пальцем глазами и не поворачивая головы. Передвинуть руку в другую сторону, продолжать следить глазами за пальцем. Повторить 10 раз.

3. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 5 раз.

4. Быстро моргать в течение 1 минуты.

Будьте здоровы!

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста

    Статья «Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)». Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь про...

  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...