Николаева экологическое воспитание дошкольников

Система экологического воспитания дошкольников скачать книгу С. Н. Николаевой : скачать бесплатно fb2, txt, epub, pdf, rtf и без регистрации

В пособии представлено теоретическое (философское, естественно-научное и психолого-педагогическое) обоснование методики экологического воспитания дошкольников.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, преподавателям, аспирантам и студентам педагогических вузов и колледжей.

Правообладателям!

Представленный фрагмент книги размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "Лит Рес" (не более 20% исходного текста) . Если вы считаете, что размещение материала нарушает ваши или чьи-либо права, то сообщите нам об этом.Комментарии

Материал iknigi.net

Система экологического воспитания дошкольников-Светлана Николаева. Читать онлайн » Последние новости

13-03-2015, 14:17

По определению Н. А. Рыжовой, экологическое воспитание детей дошкольного возраста — "непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды" . И наиболее эффективным средством этого направления по нашему мнению, являются экологические проекты, нацеленные на получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе, способствующие нравственному формированию личности дошкольника. В системе повышения квалификации дошкольных работников нередко используется пособие "Экологическое воспитание детей при подготовке к школе".

При экологическом воспитании детей в основном акцент делается на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними.

Важный метод экологического воспитания – слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми.

Создание и поддержание необходимых условий жизни для живых существ — главный метод экологического воспитания детей. Именно на экскурсиях у детей воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства.

Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Развитие человека и природы понимается как совместная эволюция.

Изучить пособие: С. Н. Теплюк "Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста", на основе методического материала разработать критерии прогулок по временам года для младших дошкольников.

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. В ходе ее реализации дети на конкретных примерах осваивают представления о том, что в природе все взаимосвязано, начинают понимать причины некоторых природных явлений и ее изменений.

Работа по экологическому воспитанию дошкольников обладает большими возможностями и перспективой.

С. Н. Николаева Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.

Конспекты игр – занятий по экологическому воспитанию.

Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте.

В последние десятилетия отчетливо просматривается развитие двух параллельных процессов – усугубления экологических проблем планеты и их осмысления населением Земли.

Преследуя цель, формирование у детей экологической культуры, нами была проведена следующая работа.

В настоящее время в соответствии с принятыми Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования изменяются и подходы к экологическому образованию.

Позже, в старшем дошкольном возрасте, они окончательно понимают, что мальчики, вырастая, становятся мужчинами, а девочки – женщинами. Когда не было специальных программ по экологии, мы пользовались разработками авторов творческой группы при "ИРООО".

Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. В этот период ребенок накапливает эмоциональный опыт восприятия и взаимодействия с природными объектами, происходит развитие первичных ценностных ориентаций в отношении к природе.

Задачи, содержание нравственного воспитания. Необходимо дополнить новыми элементами знания о каждом конкретном компоненте природы, изучаемом детьми.

Экологическая культура — совокупность разнообразных форм деятельности человека, в которых находит внешнее отражение экологическое мышление.

Для расширения знаний о диких и домашних животных организуются экскурсии в экологический центр "Юный эколог". Так, например, сначала осваиваются знания о внешнем виде, строении живых организмов, их жизненных проявлениях и потребностях, а затем — приспособление животных и растений к условиям среды для удовлетворения потребностей; потом знания о росте, развитии и размножении живого в определенных условиях и, наконец, представления об экосистеме. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни.

Похожие новости:

Подробней на сайте SmiDoza.info

Система экологического воспитания дошкольников-Светлана Николаева - Читать онлайн.

С. Н. Николаева

Система экологического воспитания дошкольников

Светлана Николаевна Николаева – доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.

Рецензенты:

Кудрявцев В. Т.– доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института им. Л. С. Выготского.

Кавтарадзе Д. Н.– доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией экологии и охраны природы кафедры высших растений биологического факультета МГУ, лауреат Премии Президента РФ в области образования.

Цветкова И. В.– доктор педагогических наук, профессор Московского государственного педагогического университета им. М. А. Шолохова.

Галицкая И. А кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Гос НИИ семьи и воспитания РАО.

Об авторе

Николаева Светлана Николаевна (р. 1940) – доктор педагогических наук, исследователь в области экологического образования, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.

Трудовую деятельность начинала воспитателем в одном из московских детских садов. После окончания МГПИ им. В. И. Ленина работала в Научно-исследовательском институте дошкольного воспитания Академии педагогических наук.

Являлась ученицей видной плеяды отечественных ученых: психологов (B.C. Мухина, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер) и педагогов (Э.

И. Залкинд, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Т. А. Маркова, Н. А. Ветлугина) . До 1979 года занималась исследованием вопросов умственного воспитания дошкольников в процессе их ознакомления с природой. С 1980 года и по сегодняшний день занимается исследованием в области экологического образования дошкольников.

С. Н. Николаева является автором первой «Программы экологического воспитания дошкольников» (1993) , которая в дальнейшем стала программой «Юный эколог», и первой «Концепции экологического воспитания дошкольников». В 1992 году опубликована теоретическая монография «Общение с природой начинается с детства», в которой автор анализирует и обобщает исследования, позволившие определить новый – экологический – подход в ознакомлении дошкольников с природой.

С этого момента начинается интенсивная работа автора в области экологического образования. В 2006 году С. Н. Николаева защитила диссертацию доктора педагогических наук.

Вкладом в дошкольную педагогику является разработанная автором целостная система экологического воспитания детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада и семьи, теоретическое обоснование которой представлено в данном издании. В системе определены содержание и методы экологического воспитания дошкольников, программа для дошкольных учреждений, раскрыто понятие «технология», представлена последовательность технологий для детей всех возрастных групп.

Технологии к программе «Юный эколог» позволяют практикам формировать у дошкольников начала экологической культуры. Звеном системы является и образование взрослых: подготовка специалистов в колледжах и вузах осуществляется по учебным пособиям С. Н. Николаевой «Методика экологического воспитания дошкольников.

Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений» и «Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие. Для студентов факультетов дошкольного образования высших педагогических учебных заведений».

В системе повышения квалификации дошкольных работников нередко используется пособие «Экологическое воспитание детей при подготовке к школе».

Сфера сегодняшних научных интересов С. Н. Николаевой – вопросы всестороннего интеллектуального и личностного развития детей в системе экологического образования.

Предисловие

Прогресс современной цивилизации в значительной степени обусловлен бурным развитием естествознания, в частности, биосферных наук, в которых все земные процессы рассматриваются во взаимосвязи, в единстве и взаимообусловленности их проявлений. Экология в числе этих наук приобретает особую значимость.

В последние десятилетия отчетливо просматривается развитие двух параллельных процессов – усугубления экологических проблем планеты и их осмысления населением Земли. В России, как и в других государствах, происходит становление системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого процесса. Начальным звеном системы экологического образования является сфера дошкольного воспитания.

Очевидно, что именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит только при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по их поводу,

Подробней mreadz.com

Предварительный просмотр:

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.

В настоящее время проблема экологического воспитания является актуальной. В современном обществе не сформировано экологическое сознание. Министерство образования РФ для решения данной проблемы требует включать в образовательный процесс формирование знаний экологического характера у дошкольников, начиная уже с младшего возраста.

Экологическое образование в дошкольном возрасте в первую очередь направлено на развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально – положительного опыта общения с природой.

Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов друг с другом и окружающей средой.

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объекту природы. Целесообразно заниматься экологическим воспитанием детей с первых лет жизни.

Экологическое воспитание включает в себя интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Все три аспекта взаимосвязаны, составляю нравственную основу, которая проявляется в поведении ребенка.

Экологическое воспитание ребенка предполагает:

  • Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) ;
  • Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
  • Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее) ;
  • Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными.

Осознанно правильное отношение ребенка к природе строиться на элементарных знаниях экологического характера.

Экологическое знание - это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней.

Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего дошкольного возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы образовательных учреждений. Влияние дошкольного учреждения на формирование экологических знаний может оказаться решающим.

Окружающая среда, ее правильная организация в ДОУ и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным и природным миром являются одним из условий эффективности формирования экологических знаний в условиях дошкольного учреждения. Эффективное влияние окружающей среды на личность ребенка в дошкольном образовательном учреждении в значительной степени зависит от способности педагогов организовать такую среду.

Опыт работы многих воспитателей российских ДОУ показывает, что в процессе экологического образования и воспитания дошкольников необходимо формировать структуру целостных знаний о единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с миром природы.

Для экологического воспитания в ДОУ необходимы следующие условия:

  1. создание в группе уголка живой и неживой природы;
  2. создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон – сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая» и т.п.;
  3. взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием;
  4. организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.

Такая форма организации исследовательской и природоохранной деятельности детей решает задачу формирования у детей понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачами экологического воспитания являются:

  1. формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными;
  2. воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду;
  3. воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;
  4. воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы.

В настоящее время существует целый ряд экологических программ для ДОУ. Большинство из них основано на формировании у дошкольников познавательного отношения к природе, трудовых умений и навыков, понимания значения труда как деятельности по удовлетворению потребностей живых существ; на воспитании интереса к труду и природе, бережного и заботливого отношения к природе, гуманно-деятельного отношения ко всему живому; на развитие эколого-эстетического видения природы, эстетического отношения к ней; на воспитание экологически целесообразного поведения в природе.

В работе с детьми по формированию экологической культуры важно знать следующие принципы экологического воспитания и образования дошкольников:

  1. принцип развивающего и воспитывающего характера знаний о природе (отбор знаний о природе должен производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей) ;
  2. принцип научности в отборе содержания знаний. Нужно исходить из ведущих целей современного естествознания (идея многообразия природы, единства живого и неживого, взаимосвязи организма и среды обитания, приспособленности живого к условиям существования, изменчивости природы, сущности взаимодействия человека и природы) и научных понятий (растения и животные – живые существа; живое и неживое; рост и развитие; биоценоз и др.) ;
  3. принцип энциклопедичности в отборе содержания знаний;
  4. принцип учета характера системности знаний о природе на разных возрастных этапах;
  5. принцип доступности;
  6. краеведческий принцип в отборе материала;
  7. экологический подход к отбору знаний о природе;
  8. принцип концентричности в подаче и усвоении природоведческих знаний в дошкольном возрасте (усложнение материала от группы к группе) .

Важной особенностью в экологическом воспитании дошкольников является организация эколого-развивающей среды, которая должна способствовать возникновению и развитию познавательных интересов ребенка, развитию его волевых качеств, эмоций и чувств, способствовать взаимопроникновению с природным окружением ребенка.

При организации эколого-развивающей среды необходимо учитывать:

  • требования к подбору и размещению растений и животных уголка природы в соответствии с их биологическими особенностями;
  • возможностью содержания объектов в условиях, приближенным к естественным;
  • возрастными особенностями детей (своеобразием восприятия, уровнем развития и познавательной деятельностью, доступностью для наблюдений и труда) ;
  • безопасностью объектов для жизни и здоровья детей, дидактической и воспитательной значимостью и др.

При организации работы по экологическому воспитанию дошкольников необходимо учитывать следующие методы:

  1. Наблюдение – ведущий метод экологического образования детей. Наблюдение обогащает чувственный опыт, формирует реалистические представления и понятия о природе, основы экологического сознания, эстетического видения мира природы, бережного и заботливого отношения ко всему живому.
  2. Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом образовании детей.
  3. Использование технических средств обучения (диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, компьютерных программ и др.) в системе эколого-педагогической работы.
  4. Труд как один из основных методов экологического образования детей.
  5. Использование элементарных опытов в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста.
  6. Игра как метод экологического образования.
  7. Моделирующая деятельность как метод экологического образования детей.
  8. Рассказы воспитателя о предметах и явлениях природы, деятельности человека в ней.
  9. Составление природоведческой книги, ее использование для мотивации освоения экологических представлений, в воспитании у детей наблюдательности, интереса, любви и бережного отношения к природе, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.
  10. Использование экологических сказок в формировании научного видения природы, в раскрытии сложных явлений, многообразия форм приспособления живых организмов к окружающей среде, воспитании ценностных ориентаций по отношению к объектам природы.
  11. Использование бесед как метода расширения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

Вопросы к интервью эколога (воспитателя – специалиста) ДОУ.

  1. Что Вы понимаете под термином «экология»?
  2. Что Вы понимаете под термином «экологическое воспитание»?
  3. Что Вы понимаете под термином «экологические знания»?
  4. Как Вы понимаете, в чем состоит цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?
  5. Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе?
  6. Назовите, какие формы, методы и средства необходимо использовать в формировании экологического воспитания детей.
  7. Перечислите, какие условия необходимо создать в ДОУ, для осуществления экологического воспитания детей?
  8. Какие задачи решает экологическое воспитание дошкольников в ДОУ?
  9. Назовите, на какие три вида групп можно условно разделить существующие экологические программы, в соответствии их содержания, цели и задачам.
  10. Какие требования при организации эколого-развивающей среды должен учитывать воспитатель?
  11. Назовите, технические средства, которые можно успешно использовать в системе эколого-педагогической работы в ДОУ?

Анализ программ экологического образования дошкольников.

В настоящее время существует целый ряд экологических программ для ДОУ. Анализ существующих программ по содержанию, целям и задачам позволяет условно разделить их на три основные группы: программы экологической (в основном биоэкологической) направленности; программы эстетико-культурно-экологической направленности; программы социально-экологической направленности.

Программы экологической направленности (биоэкологической)

Подробней nsportal.ru

Концепция экологического воспитания - Документ - стр.1

– экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия) ;

– экологические сказки;

– инсценировки.

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому.

Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.

Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы.

Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе. Дети очень любят сказки В. Бланки о животных.

К ним относятся такие, как «Кто чем поёт?», «Лесные домишки», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги», «Лес и мышонок». Яркие образы героев – животных надолго сохраняются в памяти детей.

Так, из сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» дети узнают о снежной перине, под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова начинает расти, как ни в чём не бывало. Подкрепить можно опытом.

Для этого нужно на небольшом участке расчистить снег лопатками, пока не покажется трава. Потом железной лопаткой вырубить пласт травы с землёй, положить в ящик и принести в группу. Через некоторое время пласт зазеленеет.

Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после чтения воспитателем художественной литературы, проведённых наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Дети просят ответить на многие вопросы. Всё это делает работу с книгой более эффективной, более значимой и целенаправленной.

Интересны сказки О. Иваненко «Спокойной ночи» и «Сосулька», Н. Павловой «Зимняя пирушка», рассказывающие о неповторимой красоте природы, о жизни лесных обитателей. Они помогают детям лучше понять явления природы, научиться, например, зимой распознавать деревья.

После чтения книг, экскурсий в природу можно провести викторину о деревьях: «Как найти зимой в лесу осину?», «Как можно зимой узнать зимой берёзу?», «Как отыскать дуб?». Дети отвечают, цитируя такие сказки: «Берёзку нетрудно найти, с опушки видно, как березнячок белеет», «Дуб большой, толстый да корявый, а на его веточках висят засохшие листья». Такие викторины способствуют обогащению детей знаниями о характерных особенностях деревьях.

Книга И. Акумушкина «Это всё кошки» ценна тем, что в ней автор знакомит детей с животными из семейства кошачьих. Кошку все хорошо знают, но где и когда и для чего она была приручена, им неизвестно, но все её характерные особенности знакомы.

Дети получают интересный познавательный материал о родственниках кошки: диком коте, который, «как прыгнет, как выскочит, зафыркает, зашипит – шерсть дыбом, спина дугой, хвост трубой…». Узнают, что родственниками кошки являются рыси.

Из книги П. Онесирева «Как животных цвет защищает» дети узнают о необыкновенной приспособленности некоторых животных к природным условиям. Окраска надёжно скрывает животных от их врагов: «Идешь по лесу и слышишь только шорохи да писки, а самих зверей нет».

В работе с детьми используем различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучат детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Например, если дождь идёт при солнышке значит, скоро прекратиться, ворона хохлится – к дождю, ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Бунина, Тютчева, Блока.

Бережное отношение к природе воспитываем с самого раннего возраста. Прежде всего, стремимся пробудить интерес к обитателям уголка живой природы. Дети с желанием ухаживают за комнатными растениями, заботятся о рыбках, птицах, коте Тишке.

Стремимся не только научить детей навыкам ухода за животными, но и проявлять к ним внимание, доброту.

В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.

Любое время года прекрасно и содержит таинство закономерных проявлений жизни: то нежное весеннее возрождение и прекрасное осеннее увядание, то зимняя дремота под снегом и буйное воспевание плодов в пышной летней зелени. Детям надо показать закономерную последовательность роста и развития всего живого, его зависимость от сезонных факторов внешней среды.

Одним из аспектов такой работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами. Наш детский сад расположен в красивой местности, где растут все деревья: тополя, клёны, липа, белоствольные берёзки, черёмуха, акация.

Красив и привлекателен наш участок во все времена года. И, тем не менее, мы не раз замечали какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте.

Например, ребята любили играть под берёзой, она укрывала их от дождя, защищала от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени её листочков, не обращали внимания на их нежность. Мало кто из детей любовался только что распустившимися цветами, их яркими красками.

Мы поставили перед собой задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в её создании. Для решения этой задачи важно, прежде всего, умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне, а также правильно организовывать труд детей.

С самого начала учебного года ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривали растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее.

Мы обращали внимание на форму и окраску листьев, учили по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предлагали побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами.

Дети повторяли за нами новые слова и старались их запомнить: шелестят, шуршат. Наблюдали, как стаи перелётных птиц – диких уток, гусей – улетали на юг, в тёплые края. Словарь детей пополнялся, они запоминали названия растений, птиц.

А как празднично и красиво выглядели в осеннем наряде наши берёзы! В группе мы причитали детям книгу С. Воронина «Моя берёза». Автор говорит о дереве, как о живом существе, которое радуется теплу и солнцу: умеет защищать себя и в осеннее ненастье, и в зимнюю стужу.

На прогулке в яркий солнечный осенний день дети с интересом рассматривали берёзу на нашем участке. Они отмечали, что веточки у неё гибкие, свисают вниз, на дереве много листьев – сквозь них даже не просвечивает солнце. Мы обращали внимание ребят на то, что среди зелёных листьев изредка мелькают жёлтые – это первые признаки осени.

Очень украшают наш участок клёны. Осенью одни из них стоят словно золотые, другие – почти красные, а на третьих смешались все цвета. Прочитали стихотворение: «Золотая осень, как же ты красива.

В золотом наряде, в свете золотом…». А потом предложили посмотреть вокруг и сказать, чем же нам нравится осень.

Рассказывали детям, что это время года любили многие русские художники, писатели, поэты, например, А. С. Пушкин написал своё прекрасное стихотворение:

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!»

После прогулки рассматривали картину И. Левитана «Золотая осень», ребята сравнивали её с тем, что увидели на участке.

Одновременно проводили работу с родителями: организовывали консультации, на которых объясняли, что нужно рассказывать и показывать детям, как собирать букеты из осенних листьев. В один из пасмурных дней осени, когда, казалось бы, и порадоваться было нечему, мы предложили детям обойти весь участок и рассказать, кому какое дерево больше понравилось. Ответы показали, что ребята стали более наблюдательными, внимательными, научились чувствовать красоту природы.

Сколько радости и новых впечатлений приносит детям зима! Они внимательно рассматривали снежинки, их узоры и форму, интересовались, как образуется сосулька. Мы прочитали детям загадку:

Что растёт вниз головою,

Растёт не летом, а зимою.

Дети рассматривали деревья, покрытые инеем. Однажды мы прочитали детям стихотворение Л. Квитко. Там есть слова:

«Ветер веет, веет, веет,

Пух да пух – бело вокруг.

Сразу тихо – тихо стало,

Снег лежит как одеяло».

А затем задали несколько вопросов: «Почему снег называют тёплым? Почему его сравнивают с одеялом? С чем ещё можно сравнить снег?» Предложили детям подумать, что можно сделать из снега? (Горку для санок, снежный дом) . Ребята вспомнили, что снегом можно укрыть стволы деревьев и стали носить его на лопатках, возить на санках.

В один из январских дней дети вышли на участок и остановились, словно завороженные. Все деревья и кустарники были опущены белым инеем. Мы словно попали в мир сказки. Когда подошли к берёзкам мы прочитали ребятам стихотворение С. Есенина «Белая берёза»:

«Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром».

Свои впечатления отражали в рисунках: кончиком кисти рисовали старательно гибкие, тонкие веточки берёзы.

Зимой мы наблюдали за воробьями и воронами. Объясняли детям, что скворцы и другие птицы на зиму улетают в тёплые края. Но гнёзд они там не вьют, птенцов не выводят, а ждут, когда у нас потеплеет и тогда можно будет вернуться на родину.

Дети знакомились с новыми словами (перелётные, гнёзда, вьют, птенцы) и затем использовали их в своих рассказах.

В детском саду на участке дети с помощью родителей смастерили кормушки и подкармливали прилетающих птиц: воробьёв, галок, сорок, синиц. Мы объясняли детям, что все эти птицы прилетают близко к жилью, чтобы прокормиться, и люди помогают им переносить суровое зимнее время.

Пробуждение природы после зимнего сна приносит детям много радости. На деревьях ещё нет листьев, под кустами лежит снег, а на пригорке уже зеленеет первая молодая трава. Неповторимый запах тающего снега и подсыхающих листьев наполняет воздух.

Сколько ярких впечатлений, сколько разговоров об увиденном! Мы внесли в группу срезанные ветки тополя и поставили их в воду на окно. На улице деревья ещё стояли голые, а наши веточки развернули свои нежные зелёные листочки. Прочитали детям четверостишие И. Токмановой:

А у нас, у дошколят

На окне зелёный сад,

Тут листочкам не до сна,

Тут уже пришла весна.

Прошло несколько дней. На улице потеплело, под тополями вся земля была усыпаналипучками с почек: они хрустят под ногами, приклеиваются к подошвам. Прилетели скворцы и громко распевали свои песни.

Мы сказали детям, что птицы поселятся на участке детского сада, если для них сделать домики – скворечники. Изготовить скворечники нам помогли родители и прикрепили их к тополям, самым высоким деревьям на участке. Прочитали детям следующее стихотворение:

На дворе тепло и весело

Лёд ломается в реке

Птичий домик мы повесили

На тополином сучке.

Во время прогулки обратили внимание ребят на то, что в каждом скворечнике живут по две птицы. Дети сами сказали, что это папа – скворец и мама – скворчиха.

Объяснили детям, что папа – скворец собирает червяков, мошек и гусениц с деревьев и кормит маму – скворчиху, когда она высиживает скворцов. Ведь ей нельзя улетать из гнезда, иначе маленькие скворчата в яйце погибнут. Рассказали, что скворцы и другие птицы полезны, потому что они уничтожают вредителей сада, огорода и леса.

Ежедневно весной в нашем детском саду проводится субботник, на котором воспитатели и родители окапывают кустарники, обрезают ветки, сажают цветы, а дети помогают взрослым, собирают обрезанные ветки, прошлогодние опавшие листья. Родителям советовали сходить с детьми в весенний лес, рассмотреть первые весенние цветы и веточки, послушать пение птиц.

Разрабатывая систему методов и приёмов, способствующих решению задач экологического воспитания, организовали своё исследование областью ознакомления детей с птицами. Выделение этого вопроса не случайно.

У ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. Кроте того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей. В своей работе мы использовали в основном методы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребёнка: систематические наблюдения, труд по уходу за птицами на участке детского сада, игры экологического содержания, чтение художественной литературы.

Страницы: следующая >123Смотреть полностью

Похожие работы:

  1. Программа ... . Концепцияэкологического образования – как основа образования для устойчивого развития. Концепцияэкологическоговоспитания дошкольников С. Н. Николаевой. Современные концепции ...
  2. Российской Федерации "Об образовании"

    Документ ... праздничных концертах. 4. ЭкологическоевоспитаниеЭкологическоевоспитание и образование предусматривает: формирование экологической культуры (овладение ... реализации Концепции, эффективности организации воспитания и динамики уровня воспитанности студентов. ...
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания учащихся мбоу сош №1 Концепция духовно-нравственного воспитания обучающихся М

    ДокументКонцепция духовно-нравственного развития и воспитания учащихся МБОУ СОШ №1 Концепция духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ ... отношения к природе, окружающей среде (экологическоевоспитание) элементарные знания о традициях нравственно-этического ...
  4. Концепция воспитательной работы гаоу спо то «имк» на период 2012 2017 годы

    Документ ... ; при изучении дисциплины «Основы экономики» Экологическоевоспитание имеет целью целенаправленное формирование бережного ... Руб. % Условия и ожидаемые результаты реализации КонцепцииКонцепция воспитательной работы будет успешно реализована ...
  5. Экологические аспекты преподавание химии в школе

    Реферат ... достижений химической науки и промышленности. Концепция современного школьного химического образования строится ... и усвоения учениками накопленного опыта экологических отношении, а при экологическомвоспитании- на формировании соответствующих качеств ...

Источник gigabaza.ru

Другие статьи по теме:

  • Презентация нравственное воспитание дошкольников

    Нравственное воспитание дошкольников Презентация работы на тему «Нравственное воспитание» г. Феодосия ДОО №23 «Улыбка» Камакиной Виты Васильевны Воспитание — целенаправленное формирование личност...

  • Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста

    Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста С. Н. Николаевой «Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста» С. Н. Николаевой (1996) представляет собой нормати...

  • Художественное воспитание дошкольников

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественное слово МБДОУ детский сад второй категории № 5 «Солнышко» «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через художественное слов...

  • Экологическое воспитание дошкольников

    Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Актуальность и перспективность опыта «Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц И земли без воды. Все меньше - окружающей природы Все больш...

  • Духовное воспитание дошкольников

    Программа духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Крепче мы — крепче наше будущее» ПРОГРАММА духовно - нравственного воспитания воспитанников МБДОУ "Вознесенский детский са...

  • Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

    Педагогический проект «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Строя свою «школ...

  • Экологическая культура дошкольников

    Консультация для воспитателей «Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников» Консультация для воспитателей Понятие экологической культуры старших дошкольников. Экологическая к...

  • Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Экологическое образование дошкольников

    Экологическое образование дошкольников В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что...

  • Нравственно патриотическое воспитание дошкольников по фгос

    Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие нормативные...

  • Патриотическое воспитание дошкольников

    Особенности патриотического воспитания дошкольников. Опыт работы Особенности патриотического воспитания дошкольников О Родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? В. А. Жуковский. С...

  • Методы и формы воспитания дошкольников

    Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки. Формы и методы Музыка – средство эстетического воспитания, она активизирует умственную деятельность, формирует мора...

  • Трудовое воспитание дошкольников

    Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 7 «Белочка» г. Зверево Р...

  • Музыкальное воспитание дошкольников

    Музыкальное воспитание младших дошкольников МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Ранний и младший дошкольный возраст вкладываются первоначальные способности, обусловливающие возмо...