Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Познавательно-творческий проект на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Введение___3

1. Нравственно-патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста___5

1.1. Наш любимый город –Москва___7

1.2. Наш любимый город - Трубчевск ___8

2. Город, в котором я живу ___9

Заключение___11

Приложение___12

Список литературы___26

Введение

Начиная работу по патриотическому воспитанию, воспитанию любви к родному краю, воспитатель, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать, и о чем рассказать детям. Особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Везде есть особенные, дорогие его жителям тропинки, особенные деревья. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой город, хотя и маленький, но славен своим революционным прошлым, памятниками старины и так далее. Неповторимы люди. Везде есть свои артисты и спортсмены, свои художники, поэты и обязательно есть люди, которые прославили свой край трудом. Каждый край знаменит ещё и тем, что здесь жили люди, которые стали известны всей стране. Дети должны знать своих героев защищавших от врагов их родной край.

Актуальностью данного проекта является то, что у каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым, который является Родиной наших воспитанников.

Целью данного проекта является воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом, любви и расширение кругозора о нем.

Исходя из цели были сформулированы следующие задачи проекта:

• знакомство дошкольников с историей возникновения столицы нашей Родины -Москвой;

• осознание сути понятия Родины как места, где человек родился;

• уточнение и закрепление знаний детей о Москве;

• расширить и углубить знания детей о городе Трубчевске, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях – тружениках;

• развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, воспитывать уважение к труду – Трубчан, создающих красивый город;

• развитие связной речи на основе индивидуальных бесед;

• воспитание любви к русской природе в процессе рисования пейзажей на территории ДОУ;

• развитие мелкой моторики рук на занятиях по аппликации и рисованию;

• закрепление полученных детьми знаний о родном городе с помощью дидактических игр;

• вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города.

Тип проекта:

• исследовательский, прикладной;

• групповой;

• средней продолжительности (2 месяца)

Участники проекта:

1. дети 2-й младшей группы

2. воспитатели

3. родители

4. музыкальный руководитель

Прогнозируемые результаты:

1. Открытие с детьми своей «малой Родины».

2. Адаптация, самореализация дошкольника в городском социуме.

Этапы работы над проектом

I. Запуск проекта: экскурсии и беседы.

1. Экскурсии по улицам города (дети совместно с родителями). При этом обращалось внимание, какие у нас улицы, какие названия.

2. Выяснили у детей, в каких местах они любят гулять с родителями. Оформили альбом с фотографиями этих мест.

3. Просмотрели открытки с видами города и обсудили аналогичные вопросы.

4. Организовали экскурсию по ближайшим улицам, на предприятие, музеям (дети совместно с родителями) .

5. Принятие решения: осуществления проекта «Город, в котором я живу».

II. Планирование проекта

1. Создание инициативной группы по реализации проекта, в состав которой входят - родители, дети, воспитатели.

2. Для осуществления проекта планируется проведение следующих мероприятий:

а) конкурс рисунков (детских) «Улица, на которой я живу».

б) экскурсия в музей «Боевой и трудовой славы» оформление фотоальбома «Достопримечательности нашего города».

III. Выполнение проекта

В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, анализируется результаты.

IV. Подведение итогов

1. Проводится праздник «Мой любимый город» с участием родителей, интересных людей города, на котором демонстрируются выполненные в ходе проекта творческие работы, сообщается о совершенных практических делах.

2. Обсуждение результатов работы, хода действий каждого, выявление причин успехов и неудач.

1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выражаться в культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) . В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным

образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

1.1. Наш любимый город – Москва

Непосредственно знакомство с городом Москвой началось с экскурсии в детскую библиотеку. По пути в нее дети узнали о прилегающих к детскому саду улицах города Трубчевска и их названиях. В библиотеке воспитанники посетили выставку книг, посвященных Москве. Вместе с родителями они посмотрели презентацию об истории возникновения и развитии города. После этой экскурсии по инициативе детей в группе появилась своя библиотека.

Для определения уровня знаний дошкольников о Москве с ними были проведены индивидуальные беседы на темы: "Что бы ты рассказал гостям о городе Москва? ", "Чем тебе понравился город Москва? ".

Продолжением данной работы стало знакомство воспитанников со столицей нашей Родины и ее символикой: гербом города и легендой об изображенном на нем Георгии Победоносце - хранителе Москвы. В ходе этого этапа дети и родители создавали семейный герб, в котором каждая семья попыталась отразить свои увлечения, а также то, чем она дорожит и гордится. (приложение 1)

После проведения непосредственно образовательной деятельности по теме "Москва - город древний" и ряда бесед о том, как лечились москвичи в старину, воспитанники создали альбом "Волшебная зеленая аптека": нарисовали лекарственные растения (приложение 2) и подобрали рецепт витаминного чая.

Поскольку в процессе игры дошкольники лучше воспринимают и легче усваивают даже сложный материал, следующим этапом стало проведение с детьми дидактических игр (приложение 3) о Москве с использованием иллюстраций, разрезных картинок: "Найди отличия", "Собери картинку", "Все ли верно? Докажи", "Узнай по описанию", "Назови, что изображе-но", "Куда повезем? Что покажем? ", "Узнай по фрагменту", "Кто подберет больше слов", "Чего не было в старину", "Что носили в старину", "Продолжи предложение", "Снаряди русского воина в поход", "Скажи иначе", "Узнай и назови памятник, театр", "Найди герб Москвы (округа, района) ", "Разложи по порядку", "Что покажем, куда поведем", "Угадай, что это? ", "Картинки-загадки".

Дидактические игры и упражнения помогают не только закрепить полученные знания, но и учат дошкольников общаться друг с другом, выступать в роли ведущего, развивают логическое мышление. В качестве примера в приложении представлено содержание некоторых дидактических игр, подобранных для реализации проекта.

Москва - огромный культурный центр, в котором можно посетить многочисленные музеи, выставки, побывать в театрах, увидеть красочные представления в цирках. Так, по рекомендации воспитателя группы детям с родителями порекомендовали посетить город Москву.

В ходе реализации проекта был проведен конкурс совместного творчества детей и родителей на тему: "Мой город будущего". "Москва театральная", "Москва спортивная", "Город будущего". (приложение 4)

И, наверное, самым главным в этой работе наряду с профессиональным мастерством и знаниями воспитателя является его собственное ярко выраженное отношение к городу Москве и его истории.

1.2. Наш любимый город – Трубчевск

Воспитывать любовь к родному городу как основу патриотизма и чувства гражданственности - значит прежде всего связывать воспитательную работу с ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Так, с родителями воспитанников была проведена консультация "Знакомим детей с ближайшим окружением - воспитываем любовь к родному городу Трубчевску". Воспитатель рекомендовал им совершить с детьми прогулку по улице, на которой они живут: рассмотреть здания, показать, как связана их улица с той, на которой находится детский сад, сфотографировать ребенка на улице. (приложение 5) Также было проведена непосредственно- образовательная деятельность "Мой любимый город Трубчевск". (приложение 6) Особая роль в патриотическом воспитании отводится праздникам. Яркая эмоциональная форма и содержание таких праздников, как День Бояна, День Победы, Масленица, Колядки воспитывают у детей положительные чувства. Важно, чтобы воспитанники имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья. Все это дополняет социальный опыт ребенка, откладывается в памяти как приятные воспоминания детства, связанные с родным городом. С этой целью в рамках реализации проекта в игровой форме с использованием музыки, стихов, песен.

Весь комплекс мероприятий направлен на то, чтобы пробудить у детей чувство восхищения городом, неповторимостью его облика, красотой улиц, площадей, скверов, парков и мемориалов. Непосредственно образовательная деятельность основана на принципах доступности предлагаемой информации в соответствии с возрастом дошкольников, деятельностного подхода и перехода от личностно значимых для ребенка фактов к культурно-историческим.

Основными направлениями работы по ознакомлению детей с городом стали:

• "Улица, на которой я живу, близлежащие улицы";

• "История нашего города";

• "Достопримечательности г. Трубчевска";

• "Великие люди нашего города";

• "Культура поведения в городе";

• "Природа города";

• "Защитники города".

В процессе работы по воспитанию чувства любви к родному городу большое значение следует придавать трудовой деятельности детей. В этом возрасте детей важно обратить их внимание на труд для других, на то, что все, окружающее ребенка (вещи, предметы и т. п., сделано руками людей разных профессий, благодаря усилиям которых город становится чище и лучше.

Решение задач воспитания любви к Трубчевску во многом зависит от родителей дошкольников. Поэтому данная работа предусматривает проведение консультаций для родителей по ознакомлению детей с Трубчевском, а также индивидуальных бесед. Взрослые должны знать, что и как показывать ребенку, как пояснять увиденное, как обеспечить эмоциональное восприятие наблюдаемого, как не перегружать ребенка впечатлениями, избегать чрезмерного дидактизма в объяснениях, снижающего эмоциональное восприятие, и т. д.

Воспитание у дошкольников любви и привязанности к своему городу предполагает опору на воображение ребенка и его память. Чтобы дети по-чувствовали свой город, им необходимо не только рассказывать о нем, но и показывать. При знакомстве детей с историей родного города, его достопримечательностями воспитатель должен увязывать информацию с историей России в целом. Такой подход помогает дошкольникам понять, что история их родного города неразрывно связана с историей страны.

К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно-патриотическое воспитание - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Одним из этапов работы над проектом стало творческое задание для воспитанников и их родителей – устное сочинение на темы: "Моя улица", "Мой дом", "Моя комната".

2. Город, в котором я живу.

Трубчевск, районный центр в Брянской области, в 94 км к югу от Брянска. Расположен на высоком правом берегу р. Десна, близ впадения в нее р. Нерусса, в 53 км от железнодорожной станции Суземка на линии Москва – Киев. Трубчевск – один из древнейших городов российского государства. Стольный город Всеволода Буй-Тура, сторожевая крепость засечной черты, город, давший имя княжеской династии Трубецких. Купеческий, пограничный, театральный, уездный. Сохранивший очарование древности и старины.

Трубчевск – один из древнейших городов России. Основан в третьей четверти X в., в 1164 упоминается как Трубеч в Черниговском княжестве, в 1185 – в связи с походом северских князей на половцев. О Трубчевске и его князе Буйтур Всеволоде упоминается также в «Слове о полку Игореве». Трубчевск был одним из важнейших опорных пунктов Киевского государства в расширении его владений на Подесенье. Город составлял один из главных уделов Черниговского княжества, и стал самостоятельным княжеством после его распада. Трубчевские дружины "ходили" против половцев, сражались в 1223 г. на Калке, бились с ордами Батыя и на Куликовом поле. Во время войны с Польшей за воссоединение Украины с Россией Трубчевск служил базой москвоских войск. С 1327 г. Трубчевск был под властью великого княжества Литовского, пережил польское разорение, и в 1503 г. был окончательно присоединён к Московскому государству. В 1609-44 принадлежал Польше. Через Трубчевск в XVI-XVII вв. проходила Засечная черта. С 1778 – уездный город Орловского наместничества (с 1796 – губернии) ; в Трубчевске числилось 500 домов, имелись 2 собора, 6 церквей, насчитывалось 19 торговых лавок; жители (4, 9 тыс. человек) занимались ремеслами, лесозаготовками, земледелием. Во второй половине XIX в. в Трубчевске действовало 68 предприятий (в том числе 22 пенькотрепальных, 30 прядильных, 13 кирпичных, 2 кожевенных) ; велась широкая торговля пенькой, конопляным маслом, семенами, хлебом, гречневой крупой, медом, лесом (большая часть товаров отправлялась к Рижскому и Одесскому портам). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Т. был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 9 октября 1941 по 18 сентября 1943. С 1944 – районный центр Брянской области. В современном Трубчевске: заводы – машиностроительный, овощесушильный, маслосыродельный, «Нерусса», пеньковый; трикотажная фабрика; хлебозавод. Краеведческий музей (с 1919). Планетарий.

Среди сохранившихся памятников архитектуры выделяются Троицкий собор (XV-XVIII вв., Преображенская (XVII в., Покровская (XVIII в., Ильинская и Сретенская (обе – XIX в.) церкви, жилой дом (XVII в.) . С конца XVIII в. по регулярному генеральному плану в городе сооружались дома в стиле классицизма. Современные неширокие улицы города застроены главным образом одноэтажными деревянными домами, окруженными грушевыми садами (на древнем гербе Т. изображены три груши) особыми сортами груш и лучшей в империи по качеству пенькой. Московские купцы держали здесь поташные заводы, а продукцию сбывали в Англию и Голландию. В XVII в. развивалась широкая торговля с Пруссией и Францией – товары сплавляли по рекам Десне и Днепру. В центре города – памятник 1000-летию Трубчевска, с монументальным скульптурным изображением древнерусского певца Бояна.

Город гордится своими славными сыновьями – путешественником в Индию и Китай купцом Н. Челобитчиковым, учителем А. С. Пушкина философом А. Галичем, инженером Н. П. Петровым, эстрадной певицей начала XX в. А. Д. Вяльцевой, преподавателем ГИТИСа П. М. Понтрягиным, талантливым музыкантом В. А. Семёновым. Трубчевский район – родина 11 Героев Советского Союза, среди которых видные военачальники генералы И. Е. Петров и А. Н. Юрин, комиссар объединенных партизанских бригад Брянщины А. Д. Бондаренко, Заслуженный военный летчик генерал-полковник запаса Виталий Егорович Павлов.

Трубчевск это – родина философа, одного из преподавателей А. С. Пушкина в Царскосельском лицее А. И. Галича, певицы А. Д. Вяльцевой, ученого Н. П. Петрова (создал основы гидродинамической теории смазки, Героя Советского Союза генерала И. Е. Петрова.

В мае 1986 г. впервые в г. Трубчевске состоялся поэтический праздник «На земле Бояна». Уже вскоре он перерос свой поэтический статус и стал Межрегиональным праздником славянской письменности и культуры. В последние выходные Трубчевск становится местом встречи делегаций из Беларуси и Украины, творческих коллективов, учёных, журналистов, народных мастеров, писателей и поэтов.

Городской парк на месте древнего городища и крепости, Соборная гора, памятник 1000-летию города с фигурой древнего сказителя Бояна, река Десна, старейший на Брянщине краеведческий музей, единственный в районном центре страны планетарий – это достопримечательности, которыми гордится каждый трубчанин. Кто хоть раз посетил эти заповедные места, желает вернуться сюда снова и снова. (приложение 7)

Заключение

Во всех регионах нашей страны педагогические коллективы включают в план воспитательно-образовательной работы мероприятия по ознакомлению воспитанников с историей родного города, памятными событиями и известными людьми.

Находясь в сердце нашей Родины с ее неповторимым ритмом и стилем жизни, уникальным историческим прошлым и традициями, огромнейшим культурным наследием, педагоги уделяют особое внимание патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывной связи с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Не случайно работа по воспитанию патриотических чувств у детей предусматривает целый комплекс задач:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• знакомство с символами государства (гербом, флагом, гимном) ;

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны.

Как правило, данные задачи решаются в ДОУ в процессе осуществления всех видов детской деятельности: непосредственно образовательной, игровой, трудовой, бытовой, совместной творческой, в т. ч. проектной деятельности.

Нравственно-патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс, основу которого составляет развитие у детей нравственных чувств. Ребенок восхищается тем, что видит перед собой, что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления, еще не осознанные им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. Задача педагога - отобрать из массы получаемых ребенком впечатлений наиболее доступные ему (природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т. д.) . Таким образом, результативность ознакомления детей с родным городом во многом зависит от того, как окружающие взрослые (педагоги, родители) донесут до них необходимые знания, будут способствовать воспитанию гордости за любимый город.

Чтобы слова " Я люблю свою Родину " не превращались в пустой звук, важно чтобы яркий, ёмкий образ Родины возник уже у дошкольников. Но это возможно лишь при условии, когда сам педагог увлечён, передать знания в яркой, образной форме. Проводится диагностика уровня экономической воспитанности детей. Воспитатель наблюдает за тем, как дежурят дети в уголке природы, как они ведут себя во время прогулок по участку. Познание природы, возможно только при непосредственном общении с ней которые происходит, как правило, на экскурсионных прогулках.

Вывод: Воспитать чувство патриотизма и любви к родному краю нельзя без любви и бережному отношению к природе, животным, населяющим нашу землю, птицам, парящим в небесах, рыбам и удивительного мира насекомых. Ребёнок с детства должен полюбить каждое деревце, каждую травинку окружающую его.

www.maam.ru

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст синзетивен для развития всех сторон личности: познание окружающего мира, умственного развития, трудового воспитания.

Ребенок, приходя в детский сад, учится от окружающих взаимопониманию, трудолюбию, уважению.

Социально – нравственное воспитание мы начинаем с того, что ребенок познает окружающий мир, наблюдает за трудом взрослых (помощника воспитателя, воспитателя, дворника, повара и машиниста по стирке белья). В игровой форме мы это обыгрываем: «Угостим гостей фруктами и овощами», «Как кукле построить комнату? », «Кому это нужно? » (повару, доктору, «Что делает в детском саду воспитатель, помощник воспитателя, дворник? » - учат добру, заботе, вниманию – действия взрослых направлены на заботу о детях.

Главными помощниками в воспитании детей являются родители и близкие родственники ребенка. Всему чему учится ребенок в детском саду, находит понимание со стороны семьи. И мы в группе оформили уголок «Моя семья», где поместили фотографии детей с родителями, бабушек с внуками и старшими братьями и сестрами. Эти фотографии нам помогают в период адаптации, когда ребенку не хватает близкого человека и когда они хотят очень к мамам, бабушкам и т. д. Рассматривая эти фотографии вместе с детьми, мы объясняем, что мама и папа после работы обязательно придут за малышом, и обыгрываем эти ситуации в общении: «Как зовут меня, мою маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру? ».

В нашей группе живет персонаж «Степашка», который приходит к детям на занятиях, на прогулках, приходит вечером, когда забирают детей родители.

Степашка учит нас как кормить рыбок, знакомит нас с временами года (осенью, зимой, весной, летом) и что в каждое время года делают (осенью убирают урожай: овощи, фрукты; зимой строят горки, катаются на санках, лепят снеговика; весной тает снег, по ручейкам пускают кораблики; летом загораем на солнышке, играем в песке). Помогает строить кукле комнатку, вечером с родителями рассматривает в любимой книжке картинки; поздравляет детей в день рождения; приглашает в гости к зайчику и помогает детям сделать для него подарки; на прогулке зимой показывает, как он умеет лепить снеговика. Степашка помогает и дидактической кукле Кате познакомить детей с названиями мебели, посуды, одежды, игрушек, играя с детьми в игры: «Где спрятались игрушки? », «Накроем стол для Машеньки», «В гости к куклам».

По мере того как дети взрослеют, уже многое умеют, знают и понимают, играя в кукольном уголке, сами расставляют мебель в кукольной комнате, накрывают куклам на стол, укладывают куклу спать, напевая ей колыбельные песенки; помогают в группе мыть игрушки, протирать полочки, поливать цветы, стирать кукольное белье. Для родителей в уголке мы рассказываем об успехах каждого ребенка, помещаем консультации «Маленький помощник дома», где рассказываем, какую посильную помощь может оказать ребенок в семье.

Замечательная традиция проведения семейных праздников нам помогает в проведении новогодних утренниках. Вместе с мамами, папами мы в группе наряжаем небольшую елку, где знакомим детей с елочными игрушками, разучиваем стихи о елке, о Дедушке Морозе.

Через игры учим детей вежливости и доброте. Играя в игру «Новая кукла» мы объясняем детям, что нужно заботиться о каждом ребенке в группе – «Поиграй и отдай другому», «Кукла испачкала платье» - заботимся о кукле, переодеваем ее. После завтрака, обеда, ужина мы говорим спасибо.

Проявляя заботу о взрослых, мы наводим порядок в группе и в своих шкафчиках.

Играя в сюжетно – ролевые игры развиваем у детей память, внимание, воображение, мышление и речь, приглашая в путешествие на машине, на автобусе, на поезде.

Развивая речь, мы с детьми, разучиваем русские народные потешки «Кисонька – Мурысонька», «Водичка – водичка», «Солнышко – колоколнышко», «Пастушок», «Ехал Ваня», «Сидит белка»; стихи о временах года, о птицах, стихи А. Барто «Игрушки» - и обыгрывая эти произведения в режимных моментах дня.

Показывая детям театр, мы развиваем диалогическую речь.

Развиваем мелкую моторику рук, играя в пальчиковые игры «Сорока – ворона», «Ладушки», «Капуста»; «Перешагиваем через ручейки», «По кочкам».

Играя и развивая малышей, мы способствуем познанию окружающего мира через игры, стихи, потешки, прививая детям отзывчивость, доброту, понимание – через трудовое воспитание.

Учим видеть красоту в природе, в картинах, в поделках, в окружающей обстановке – через этическое воспитание.

Развивая умственные способности на занятии, знакомя детей с сенсорными эталонами.

Принимая ребенка таким, каков он есть, развивая его природные способности и таланты, мы воспитываем у детей чувство защищенности, понимания и уважения друг к другу и к окружающим их взрослых, которое перерастает в высокое чувство любви к Родине – патриотизму.

www.maam.ru

НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности

которого зависит жизнь растения, на протяжении

нескольких десятилетий, так педагог должен

заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви

(В. П. Сухомлинский)

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей..

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольников.

Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:

  • Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
  • Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  • Воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
  • Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
  • Расширение представлений о родной стране, её столице, городам;
  • Знакомство детей с государственной символикой, гербом, флагом, гимном;
  • Ознакомление с историческим прошлым России;
  • Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка;

Все эти задачи важны и актуальны, от решений ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Крайне сложным является вопрос содержания патриотического воспитания. Необходимо грамотно отобразить материал, способный вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и положительное отношение к действительности. Такие знания должны быть понятны детям личностно значимы..

Следует помнить о психологических особенностях дошкольников и чувства меры, избегать множества негативных примеров, чтобы излишне не травмировать детей. Не мешать им расти оптимистами. Нельзя перегружать малышей информацией и переоценивать их возможности.

Не стоит забывать и о том, что работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьёй.

Старая истина - нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. У нас в стране подобная ситуация не редкость.

Малыш в детском саду видит и слышит одно, а дома – другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьёй в области патриотического воспитания детей требует серьёзного осмысления нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.

Поэтому взрослые должны быть особенно требовательны к себе, а личный нравственный пример должен быть безупречен. Всё это позволит осуществить основную и важную задачу – формирование личности ребёнка.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Реализация образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Познание»

Педсовет «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Основание выбора темы педагогического совета.

В современном обществе особо остро стоит проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. По статистическим данным явления социальной патологии в молодежной среде: преступность, алкоголизм, проституция, суицид, наркомания – стали сегодня, к великому сожалению привычным делом. Думается, основная причина кроется в том, что наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, гражданственность, которые являются стержнем любой государственности. В основном законе нашей страны – Конституции - сказано, что мы, народ Российской Федерации, принимаем Конституцию РФ:

- чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;

- исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитывать. Одними призывами любить свой поселок, свою Родину ничего не сделать.

Работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и уважение к тому месту, где ребенок живет. (Слайд № 2)

Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте – самый естественный, а потому и верный путь нравственно-патриотического воспитания, поскольку в дошкольном возрасте очень важна роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Именно тогда он приобретает опыт нравственной деятельности, которую нужно поддерживать и поощрять, создавать условия для ее реализации. (Слайд № 3)

Социокультурная среда сегодняшнего дня выдвигает перед всеми специалистами дошкольного образования проблему поиска модернизации работы по воспитанию гражданственности и патриотизма в новых условиях.

В связи с переходом дошкольного учреждения на реализацию новых Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы детского сада, коллектив определил одним из приоритетных направлений работы - социально-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: развитие духовного потенциала ребенка, приобщение его к ценностям окружающего мира.

Так же, одной из задач годового плана работы педагогического коллектива является продолжение работы по приобщению детей к культурно-историческим ценностям, формирование элементарных представлений об истории Отечества, воспитанию осознанного, бережного отношения к историческому наследию.

Ведущие функции педагогического совета: (Слайд № 4)

1. Информационно-аналитическая– в ходе подготовки и проведения должны быть проанализированы средовые условия в группах по ознакомлению детей с историей родного поселка, выявлены особенности содержания работы с детьми разного возраста, изучена и подобрана методическая и художественная литература.

2.Диагностическая–планируется при подготовке к педсовету:

- выявить уровень готовности воспитателей к работе по заявленной теме;

- оценить средовые условия при работе с детьми и родителями, готовность совершенствовать и пополнять материал.

- запланировать тематическую проверку, в ходе которой должна быть дана оценка состоянию работы по данному направлению.

3. Планово-прогностическая– в ходе проведения педагогического совета должны быть намечены конкретные мероприятия, способствующие позитивным изменениям среды и системности подхода к проблеме;

- выработано решение, которое будет обязательным для исполнения всеми членами педагогического коллектива.

4. Методическая – педагоги получат конкретные методические рекомендации по организации ознакомительных мероприятий и приобщению детей к героическому прошлому страны, изучат новые формы работы с родителями по решению задач патриотического воспитания дошкольников.

5. Коммуникационная–предполагается обмен опытом между педагогами ДОУ, в районе, гостевой обмен, конкурс методических разработок на лучшую постановку работы по патриотическому воспитанию в детском саду.

Цель педагогического совещания:обобщить опыт работы педагогов по нравственно -патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Распространить данный опыт среди воспитателей детского сада и района.

Задачи педагогического совещания:

  1. Проанализировать состояние работы в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию:

- готовность воспитателей к работе по проблеме;

- создание средовых условий;

- методическое обеспечение.

2. Наметить пути совершенствования имеющихся форм работы по решению проблемы нравственного воспитания через приобщение детей к героико-историческому прошлому Родины, привлечение родителей к совместной работе с детьми

Форма проведения:деловая игра

1. Педагогический тренинг«Эффективные формы работы по формированию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических качеств:

  • Что значит, по Вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности?
  • От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный творческий патриотизм?
  • В чем наиболее ярко отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности?
  • Почему, на Ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
  • Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?
  • Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?
  • Какие методы и приемы Вы считаете наиболее приемлемыми в работе по воспитанию патриотических чувств и приобщению дошкольников к русской народной культуре?
  • Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ? (чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, аппликация, лепка, рисование)
  1. Докладстаршего воспитателя Лузиной И. А. на тему «Проблемы воспитания гражданина» (тезисы к докладу)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.г.», утвержденной правительством РФ в феврале 2001 года. Вот, что в ней сказано: «Патриотическое воспитание граждан РФ направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска средств и модернизации форм работы по воспитанию гражданственности в новых условиях.

Наиболее сложной является воспитание любви к родному городу и родной стране.. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут.

Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть страны, а дети – жители России, ее граждане, Гражданин – житель страны, который признает ее законы, потому, что он любит свою страну.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство детей с родным поселком, страной – процесс длительный и сложный.

Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь систематической работой, и эта работа должна проходить не только в специально-организованной образовательной деятельности, но и в режимные моменты, в семье. В непосредственно-образовательной деятельности должны разбираться наиболее сложные темы, требующие объяснения, толкования.

Начиная работу по воспитанию любви к родному поселку педагог должен сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особенно выделить то, что характерно именно для нашего поселка.

Условно работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить как работу в трех направлениях:

- с педагогами;

- с родителями.

Только одновременная работа по всем трем направлениям даст положительный результат.

Проблема нравственно-патриотического воспитания актуальна для нашего детского сада и является одной из приоритетных задач, над которой работают и педагоги и все социальные институты нашего поселка. Проблеме нравственного воспитания дошкольников придавалось большое значение и при реализации раздела «Ребенок входит в мир социальных отношений» в программе «Детство», В. И. Логиновой.

В течение года в нашем детском саду проводилась работа по реализации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. С этой целью были проведены семинары и консультации для педагогов, родительские собрания, встречи с ветеранами ВОВ, была заложена рябиновая аллея памяти с участием ветеранов ВОВ (слайд № 5) , были проведены ряд экскурсий в музей боевой Славы, в краеведческий музей и к памятникам поселка, (слайд № 6) встречи с людьми, прославившими поселок, (слайд № 7) была апробирована и реализована Программа педагогического коллектива по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе в форме проекта.

  1. Защита проектапо нравственно-патриотическому воспитанию – Величко Н. В.; (презентация) ( Слайды № 8-12)
  2. Итоги тематической проверкипо проблеме «Планирование и проведение работы по формированию у детей устойчивых нравственных качеств» - Лузина И. А.;
  3. Деловая игра

5.1. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, назовите их:

• «Наследие» М. Ю. Новицкой

• «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой

• система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алёшиной

• «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук

• «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой и т.д.

5.2. Назовите русские народные обрядовые праздники, которые вы знаете? (Предполагаемые ответы: праздник урожая, святки, Рождество, масленица, пасха, праздник Ивана Купалы, вербное воскресенье) . (слайд № 13)

5.3. Опишите одно из достопримечательностей поселка, используя художественное слово поэтов Крутинского района; (слайд №14)

5.4. Домашнее задание – народные игры родного края (педагоги рассказывают правила игры и проводят игру с педагогами;

5.5. В зале организован мини-музей, (слайд № 13) где представлены предметы русского быта. Ведущий предлагает воспитателям ответить на вопросы:

Знаете ли Вы значение следующих слов:

  • оратай - ПАХАРЬ
  • тоня, тонька - РЫБНАЯ ЛОВЛЯ, СЕТЬ
  • аршин - МЕРА ДЛИНЫ, ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ, 0,711 МЕТРА
  • завар - ЗАВАРНОЙ КОТЕЛ, УШАТ
  • овин - СТРОЕНИЕ С ТОПКОЙ ДЛЯ СУШКИ СНОПОВ
  • поветь - КРЫТОЕ МЕСТО, КРОВЛЯ НАД ДВОРОМ
  • сажень - МЕРА ДЛИНЫ, РАВНАЯ ТРЕМ АРШИНАМ или 2,13 метра
  • посадские люди - ТОРГОВЫЕ.

5.6 Представление генеалогического древа семей воспитанников старших и подготовительных групп

  1. Обобщение опыта работы по проблеме «Народная кукла, как средство формирования нравственных качеств у детей» (приложение № , слайд № 15) - Миронова Н. С.;
  2. Обсуждение решения педагогического совета

Разработка решения педагогического совета.

Констатирующая часть.

Из современного нравственного воспитания дошкольников длительное время фактически были исключены понятия патриотизма, любви к Родине, не воспитывалось толерантное отношение к людям разной национальности.

Следует отметить, что в последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, появляются исследования по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

В свете реализации регионального компонента основной общеобразовательной программы детского сада коллективом проведена огромная работа по данному направлению:

- проанализировано планирование работы по данному направлению, состояние работы в группах;

- проанализирована практическая работа с детьми;

- проведены семинары-практикумы по данной проблеме;

- организованы конкурсы уголков поселка и мини-музеев в группах;

- проведены ряд консультаций по планированию работы данного направления.

В детском саду накоплен определенный опыт по реализации данного направления в работе с детьми:

1. Приобщение детей к народно-игровому творчеству;

2. Работа фольклорного кружка;

3. Участие детей в конкурсах патриотической песни и чтения стихотворений на патриотическую тему;

4. Проведение встреч с ветеранами ВОВ и создание аллеи «Славы» в честь памяти погибших во время войны односельчан

Интерес педагогов к данной проблеме подтверждается результатами опроса педагогов, самоанализом средовых условий групп, результатом проведенной тематической проверки.

Работа находится на стадии активного развития. Следует продолжить поиск адекватного содержания и технологий, отказаться от привычных форм, развивать изучение механизма и этапов формирования такого сложного социального чувства, как любовь к Отечеству.

Постановляющая часть:

  1. Разработать систему занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с героями, имена которых носят улицы поселка.

Ответственные – воспитатели групп

Срок – 15 апреля 2013 года

  1. Разработать схему планирования специально-организованной совместной деятельности по проблеме нравственно-патриотического воспитания в разных возрастных группах.

Ответственные – творческая группа, старший воспитатель.

Срок – к новому учебному году.

  1. Разработать план мероприятий с детьми и родителями к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Ответственные – старший воспитатель, музыкальный руководитель

Срок – 15 апреля 2013 года

  1. Организовать на базе детского сада клуб для родителей и детей «Патриот»

Ответственные – старший воспитатель, воспитатели старших групп

Срок – к новому учебному году.

  1. Реализовать программу по нравственно-патриотическому воспитанию, разработанную творческой группой педагогов детского сада в группах старшего дошкольного возраста.

Срок – в течение учебного года

Приложения

Приложение № 1

Вопросы для самоанализа воспитателями средовых условий групп по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Цель:провести самоанализ содержания и рациональности развивающей среды группы для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

  1. Наличие игр и пособий для организации с детьми работы по нравственно-патриотическому воспитанию вне специально организованной образовательной деятельности.

- дидактические игры ___________________________________

Подробней nsportal.ru

ДОКЛАД

На тему: « Современные подходы воспитании детей дошкольного возраста»

В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, у детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии.

Одним из направлений нашего дошкольного учреждения является нравственно-патриотическое воспитание детей ведь дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал.

Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности невозможно без воспитания, начиная с младшего дошкольного возраста, уважения к духовным ценностям.

Дошкольник должен, быть сориентирован на:

  • Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о родном городе, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников были определены следующие задачи:

1. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

2. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

3. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

4. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.

5. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

6. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

7. Реализация проектов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные образовательные технологии:

• игровые,

Подробней nsportal.ru

- Культура и традиции;

- Правила, по которым мы живем.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Весь материал систематизирован и представлен в виде тематического плана и конспектов. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, экскурсии, игры- беседы, игры – инсценировки, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной деятельности детей. Формы проведения мероприятий могут варьироваться в зависимости от цели и условий любого образовательного учреждения.

В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие восприятие, культуру и ориентирование дошкольников в нравственных проблемах. В результате этого усиливаются представления детей о традиционных ценностях отечественной культуры. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков анализа и синтеза.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Структурная организация игровых занятий.

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочными историями, Проводятся игры- драматизации, беседы, экскурсии, тематические развлечения. Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей: 20 - 25 минут для детей 5 - 6 лет, 25-30 минут для детей 6-7 лет.

Каждое занятие начинается с игровой ситуации. Рассматривая ее, они учатся делать выводы о культурном поведении и личностных взаимоотношениях. Заканчивается каждое занятие повторением: что нового и интересного дети узнали, чему научились, что вызвало трудности.

Тематический вид планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний городе, культурных традициях. Тематика занятий сохраняется, при этом объем, и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей.

Содержание образовательных ситуаций по нравственно-патриотическому воспитанию предусматривает их интегрирование в систему воспитательно-образовательной работы с другими разделами образовательных областей. Так, например, с областью «Художественно-эстетическое развитие» - детям часто даются задания на рассматривание картин ; с областью «Речевое развитие» - дети составляют короткие рассказы и т.д.

Взаимодействие с родителями в процессе обучениянравственно-патриотическому воспитанию.

Осуществление полноценного образовательного процесса обучения нравственно-патриотическому воспитанию невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.

Формирование духовности, развития интереса к русским традициям, формирование бережного отношения к природе, привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улицы, городу, Родине особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной беседы родителей с детьми. Без поддержки и систематических бесед в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное формирование нравственно-патриотического воспитания.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.

При работе с родителями использовались такие формыработыкак:

  • Индивидуальные консультации, беседы.
  • Фотовыставки«Мой любимый домашний питомец»,«Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»,«Мой любимый город»;
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Как правильно знакомить детей с городом».
  • Анкетирование родителей «Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию»;

По окончании третьего года обучения дети (5-6 лет) должны уметь:

  • Проявлять заботу о пожилых людях о малышах ;
  • Иметь представления о жизни и труде людей в родном городе, России, других странах;
  • Имеет углубленные представления о семье, родственных отношениях;
  • Знает о культуре общения с взрослыми и сверстниками;
  • Культуру поведения в общественных местах;
  • Правильно выбирает линию поведения по отношению к людям разных возрастов (выражает внимание к больному, проявляет заботу о малышах) ;
  • Имеет представления о символах государства (герб, флаг, гимн) .;
  • Правильно реагировать на негативные действия других детей, их последствия;

По окончании четвертого года обучения дети (6-7 лет) должны уметь:

  • Иметь представление о ценности труда родителей и близких родственников.
  • Иметь представления о жизни детей в других странах
  • Иметь представления о народных традициях
  • Уметь отличительные символы государства
  • Иметь представления о правах ребенка

Диагностика с детьми старшего дошкольного возраста производится три раз : в начале, середине и конце учебного года. В таблице указаны критерии высокого уровня развития, которые помогут отслеживать динамику развития ребенка. Исследует следующие показатели;

  • Положительно- эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города;
  • Личностное развитие, произвольность;

По показателям определены три уровня выполнения заданий:

  • Низкий уровень – невыполнение задания даже с помощью взрослого;
  • Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощь взрослого;
  • Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.

№ п/п

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

    Проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом Тема проекта «Воспитание патриотизма дошкольников через ознакомление с родным городом» Тип прое...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Гендерные особенности детей дошкольного возраста

    Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста «Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста» Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Методики работы с детьми дошкольного возраста

    Проект «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий» Тип проекта: групповой, долгосрочный. Современное состояние общества, в...

  • Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

    Консультация «Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста». Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духов...

  • Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Пословицы для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста

    Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патри...