Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста - Страница 16

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, средства и методы.

А) ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЗАДАЧ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.

Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.) .

Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников.

Однако целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе.

Результатом нравственного вос­питания являются появление и утверждение в личности оп­ределенного набора нравственных качеств - гуманизм, коллекти­визм, патриотизм. И чем проч­нее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со сторо­ны окружающих

Нравственное качество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравст­венные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни) .

Чтобы сформировать любое нравственное качество, педагог, исследователь должен помнить, что любая нравственная за­дача - более простая или более сложная - может быть решена лишь при формировании детских чувств, привычек и представлений, что эти компоненты и раздельны, и взаимосвязаны.

Механизм нравственного становления личности

Для формирования любого нравственного качества важ­но, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны зна­ния, на основе которых у ребенка будут складываться пред­ставления о сущности нравственного качества, о его необ­ходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравствен­ным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для при­обретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно зна­чимую окраску и потому влияют на прочность складываю­щегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их прак­тической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позво­ляющей проверить и подтвердить прочность формируемо­го качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственно­го воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность - отсутствие принципа взаимозаменяемости (каждый компонент важен и не может быть исключен или заменен другим) . При этом носит гибкий характер, т.к. последовательность компонентов может меняться (в зависимости от сложности качества и возраста воспитанников) .

В «Программе воспитания в детском саду» намечен круг задач по формированию у детей нравственных чувств, навыков и привычек поведения, этических представлений и формирующихся на этой основе нравственных качеств личности ребенка.

Задачи нравственного воспитания делятся на 2 группы:

1 группа: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т.д.) .

2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи:

- нравственных представлений детей - представления о доброте, честности, скром­ности, трудолюбии, товариществе, смелости, ответственности и т.д.;

- нрав­ственных чувств- сопереживание радости, сопереживание горю, чувства доброжелатель­ности, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание, взаимопомощь, чувство долга, ответственности, сложные чувства - любовь к труду, положительное отношение к трудя­щимся других национальностей, интерес к их жизни и труду;

- нравственных привычек и норм - куль­турного поведения, соблюдения элементарных норм общежития, уважения человеческого достоинства, правдивости, скромности, дис­циплинированности, трудолюбия и т. д.;

-практики поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формиро­вания, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Задачи нравственного воспитания второй группы сгруппированы в 4 блока:

- воспитание гуманных чувств и отношений;

- воспитание начал патриотизма и интернационализма;

- воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;

- воспитание начал коллективизма.

Задачи первой группы носят постоянный, неизменный характер, а второй подвижный, т.к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни.

Подробней otveti-examen.ru

« Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Воспитателя МБДОУ №69

Смирновой Екатерины Юрьевны

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

В воспитании ребёнка большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним. Желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.

Детский сад-это вторая семья, где он окружён вниманием, любовью и заботой. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещения. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им.

Чтобы дети лучше чувствовали себя в детском коллективе, в начале дня мы проводим с ними минутки вхождения в день. Например: Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня Полине?, Льву?, Насте?

- А что вы хотите пожелать мне?

- Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

- Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Также хорошо помогает подборка пословиц:

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Нет друзей –наживай, а старых не забывай.

Друг познаётся в беде.

Разработаны правила поведения в группе, оформлено дидактическим пособием в картинках и текстом.

Помни о благодарности – говори « волшебные слова»

При споре договаривайся самостоятельно.

Если игрушка одна – играть по очереди.

Всегда говори правду взрослым и детям – будь честным.

Подключение родителей к опыту нравственного воспитания ребёнка в семье через ведение дневника подтолкнуло на составление индивидуальной картотеки нравственных ситуаций на тему: « Дела домашние, или воспитание и обучение в естественных условиях»

Например:

Когда вы и ваш ребёнок вместе

Вы можете сказать или спросить

Это поможет вашему ребёнку

Несёте покупки домой

Какая сумка у нас была и какая стала? Как ты думаешь и почему? Что самое вкусное для тебя? Чему обрадуется папа, бабушка, дедушка, мл.брат или сестра?

Учиться заботиться о других, понимать причинно – следственные связи.

Идёте в гости

Что тебе больше нравится, отправиться в гости или остаться дома? Как ты планируешь вести себя в гостях? Что ты скажешь взрослым? Детям?

Что ты сделаешь, если захочешь пить? Если тебе станет скучно?

Понять, что вы уважаете его мнение, его право выбора, осознанно относиться к его выбору, осознавать и планировать свои поступки, прогнозировать ситуации.

Готовитесь к приёму гостей

Посмотри, пожалуйста, что у нас ещё не готово к приёму гостей, что не в порядке? Реши, чем ты займёшь свою гостью? Что им будет интересно?

Развивать наблюдательность, критичность, учить высказывать оценочные суждения. Развивать умения заботиться о нуждах др. людей, понять основы гостеприимства и придерживаться их.

Украшаете свой дом

Всё ли тебе нравится в твоей комнате? Как ты думаешь, всё ли нравится мне и почему? На что надо обратить внимание. Чем бы ты хотел украсить наш дом?

Учиться высказывать своё мнение, суждения, учитывать чужую точку зрения, уважительно относиться к результатам своего и чужого труда.

Благодаря такой работе по нравственному воспитанию в семье, опыт родителей станет более осознанным, появляется активное желание помочь ребёнку в формировании нравственного поведения и привычек, и понимание того, что это можно сделать.

Важно, чтобы ребёнок отличал хорошее от плохого. Для этого необходимы следующие условия:

Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используется обращение по имени, похвала, призы и прочие способы, увлекающие детей.

Пример взрослых. Первоначальной основой нравственного развития ребёнка являются нравы того круга людей, в котором он живёт.

Связь с семьёй. Общая цель семьи и д/с – хорошо воспитанный культурный и образованный человек.

Чтобы научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам, побудить их к нравственным поступкам, воспитывать чувства уважения к людям, желание совершать добрые поступки, мы сделали вместе с детьми коробочку добрых поступков. Она не простая, т.к. в ней хранятся добрые поступки и хорошие дела.

Каждое хорошее дело мы отмечаем фишками, складывая их в коробочку. Кто из детей совершит больше всего хороших дел в день, заслуживает приз.

Для создания положительного микроклимата в группе, развития общности детей группы, навыков сотрудничества, изготовили вымпел группы в виде ромашки. Ромашка – группа, а лепестки – это каждый из детей. А девиз группы « Один за всех и все за одного».

Важно учить детей относиться к общественнным игрушкам, как к своей личной вещи. Объясняю: « Всё, что имеется в д/с – игрушки, мебель, посуда – твоё, моё, наше общее принадлежит всем нам. Все это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно».

Только тогда, когда в сознании ребёнка понятия « Я», «Моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий « мы», «наше» он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

Для ребёнка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живёт, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представление о родном городе, узнают о том, чем славится их город, начинают гордиться им.

Чтобы вызвать уважение к героизму и мужеству людей, отдавших жизнь за Родину в В. О. войне, идём к памятникам, где дети возлагают цветы, также посетили музей им. И. В. Панфилова. Совершая поход в картинную галерею, дети познакомились с талантом художников нашего города.

Закрепить знания детей о днях недели, их последовательности, о режимных моментах группы помогают нам кубики – неделька. Цвет кубиков соответствует определённому дню недели. На каждой грани прикреплены картинки с изображением символов.

Символы обозначают конкретные режимные моменты: зарядка, завтрак –обед – полдник; прогулка, сон, игры, занятия, и т.д. Каждому режимному моменту подобраны четверостишия.

Также сделали доску желаний, которая представляет собой набор картинок, изображающих вид деятельности, например:

- Портфель – учебная деятельность

- Аквариум – работа в центре природы

- Песочный набор – прогулка

- Ножницы и карандаш – изобразительная деятельность

- игрушки – игры, мяч и скакалка – спорт, и т.д.

Дети могут свободно подойти и отметить, чем бы он хотел сегодня заняться, клея свою фотографию под картинку. Цель этого пособия – выявление наклонностей в предпочитаемой деятельности детей; объединении, учёт интересов.

В своей группе я использую групповую форму работы « Клуб Обсуждений», где ребёнок во время беседы может рассказать другим детям о себе, о своей семье, своих друзьях, своих, пусть небольших достижениях.

Малышу бывает сложно рассказать о себе другим, особенно если он испытывает трудности в общении или в речи. В этом прекрасным помощником оказался дневник. С его помощью ребёнок показывает странички, он выбирает их сам и раскрывает свой внутренний мир перед сверстниками.

Этот дневник делается совместно с родителями. Например:

1стр.- « Это Я»; 2стр. – « Моя семья» 3стр. – « Мои друзья»

4стр. – « Дом, в котором я живу» 5стр. – « Моя мечта»

6стр.- « Мои достижения»

Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности , уважения к окружающим.

Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделённый этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.

Предупредительность – необходимо добиваться от детей внимания, помощи окружающим, проявлять у них добрые побуждения.

Скромность – это показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткости к людям, и высокая требовательность к самому себе.

Общительность – в её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим. Ребёнок испытывает радость от общения со сверстником, готов уступить игрушку товарищу, лишь бы быть рядом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.

Я использую различные приёмы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей.

Как уже было сказано, утром встретить детей приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой, многочисленные беседы:

« Мы все нужны друг другу»

« Поговорим о доброте»

« Не оставляй друга в беде»

« Дружить – значит весело жить»

Чтение художественной литературы:

« Вовка – добрая душа», « Вежливый поступок», « Однажды я разбил стекло», « Никто», « Цветик – семицветик» и др.

Разучивание песен о дружбе, игры, объединяющие с воспитателем, такие как: « Клубочек», « Виноградная гроздь», Угадай-ка» ( с пением) , « Художники», « Спасатели», « Строители».

Изучили правила для воспитанных детей, выучили считалки, скороговорки, утешалочки, мирилочки, напоминалочки, организовали выставку рисунков по данной теме совместно с родителями, включаю в деятельность детей дидактические игры, сюжетно-ролевые, театрализованные и провела ряд занятий.

Результатом работы стало то, что повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе и в семье; повысилась общая социальная зрелость детей, снизилась их агрессивность дети усвоили нравственные понятия, стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку.

Всё хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

И мама, и папа, товарищ по играм

И старенький дед,

Берёзка у дома, щенок косолапый

Хороший знакомый и добрый сосед!

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Попробуем объяснить, что это такое.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста - формирование у ребенка самых первых моральных суждений и оценок. Не совсем понятно, попробуем еще проще и обширней.

Формирования в маленьком человеке личности, правильного отношение к сверстникам, природе, животным, всему окружающему миру.

На этом этапе роста у детей начинает активно формироваться первые элементарные представления о том, что такое плохо, что такое хорошо, навыки поведения, развивается чувство доброты к окружающим.

Родителям важно определить ту грань, когда малыш готов осознать свои поступки и чувствовать ответственность. Точной даты не существует. Возможно в 2 - 4 года, иногда случается гораздо раньше.

Задачи нравственного воспитания

  • Формирование чувств, привычек и норм в поведении.
  • Формирование собственных качеств.
  • Гуманное отношение к сверстникам, животным, природе.
  • Осознание и любви к труду, стране (патриотизм) , старательно и качественно выполнять всю поставленную работу.
  • Большое влияние производит место обитание, общение, поведение родителей и близких, возраст ребенка.

Основная ответственность за родителями

В раннем возрасте, малыш много чего не понимает и не осознает. Но со всех сил пытается найти ответы на свои же вопросы.

Несомненно, родители первые, кто должны правильно объяснить все ситуации и дать ответы. Ребенок начитает узнавать мир из сказок, мультфильмов и рассказов.

Различать добрые и злые поступки, примером в первую очередь будет семья. В частности, мама, папа, сестра или брат, бабушка с дедушкой.

На открытые вопросы, ответ начинает искать на улице, в общении со сверстниками.

Но главный фактор и авторитет нравственного воспитания детей - семья.

В чем особенность и факторы нравственного воспитания детей

Рассмотрим основные факторы, влияющие на нравственные понятия в будущем:

  • Общение с природой. Развивает любовь и гуманное отношение к живым существам.
  • Художественные. Изучает настроение и эмоции от передаваемой картины.
  • Труд ребенка. Освоение ответственности и выполнение задачи до конца.
  • Общение в коллективе. Развитие мышления, отношение между людьми, чувства.
  • Окружение. Познание характеров и доверия.

Учителя и воспитатели, управляя деятельностью ребенка, начинают формировать в нем чувство любви к Родине, уважение и доброжелательность к окружающим, проявлять инициативу в индивидуальной и общественной деятельности.

Ребенок учиться понимать и правильно оценивать чувства и эмоции других людей, считает понятие дружбы и сострадания реальными, обладает более высоким уровнем эмоционального развития, не сталкивается с проблемой общения со сверстниками, не поддается отрицательному воздействию извне и устойчиво переносит различные стрессовые ситуации.

Воспитание нравственности у дошкольников является особенно важным, так как именно в таком возрасте ребенок особо восприимчив к правильному усвоению нравственных требований и норм.

Это можно отнести к одной из наиболее важных сторон формирования личности детей. Если говорить простыми и понятными словами, то духовно-нравственное развитие и правильное воспитание детей как младшего, так и дошкольного возраста является непрерывным процессом усвоения детьми установленных в окружающем обществе образцов поведения, регулирующих в будущем их поступки.

Результат воспитания - малыш начинает действовать так, как считает правильным, соблюдает нормы поведения, а не за похвалу со стороны взрослых.

Главным стержнем, определяющим нравственное воспитание детей дошкольного возраста, является правильное установление гуманных отношений между сверстниками (детьми) , эмоциональная отзывчивость и опора на собственные чувства.

В детской жизни эмоции играют важную роль, они помогают ребенку реагировать на действительность и формируют собственное отношение к ней. Вместе с ростом и развитием ребенка также развивается и мир его эмоций - становится богаче и разнообразнее.

Воспитание нравственности детей дошкольного возраста учит усвоению языка чувств и эмоций. Они начинают овладевать различными формами выражения собственных переживаний с помощью невербальных и вербальных средств. В этом периоде ребенок учиться контролировать слишком бурное или резкое выражение своих эмоций и чувств.

Ребенок начинает понимать, что собою подразумевает нравственная норма, у него формируется собственное отношение.

Главная задача родителей в воспитании нравственности в дошкольном возрасте - помочь ребенку в определении с объектами его чувств, делать их ценными для общества.

Благодаря чувствам, человек способен испытывать эйфорию, после того, как совершил правильный поступок. Или наоборот, будет испытывать «угрызения совести», совершив осуждаемый обществом поступок.

Стратегия воспитания нравственности дома и в детских учреждениях, направляется, что бы ребенок осознал свои переживания и чувства, усвоил общественно значимые правила и нормы поведения, но и мог развить чувство общения с другими людьми, формировать положительное отношение к ним в целом.

Родителям необходимо максимально уделить внимание своим детям в период нравственного созревания, что бы изначально помочь ребенку определиться с нравственными нормами.

Наказание за поступки

Не одно воспитание не обходится без похвалы и наказания за совершенные поступки.

Крики, физическое наказание, факторы способные нанести несформированной детской психике непоправимые травмы. Способ наказания, каждая семья выбирает индивидуально.

Старайтесь не оборвать тонкую нить доверия между родителями и малышом, никогда не унижайте ребенка. Объясните ему, цену его поступка, за хороший - хвалят, за плохой - наказывают. Дайте ребенку почувствовать собственную значимость, когда он совершил бескорыстный поступок.

Материал baby-i-mama.ru

с. Вад 2015г.

Актуальность

В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвычайно актуальна. Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к духовно-нравственному развитию, и недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Кроме того, значимость духовно-нравственного воспитания начиная с дошкольного возраста обусловлена введением ФГОС, в котором одной из ведущих задач определено объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Опираясь на результаты исследований таких ученых как М. Д. Маханёва, И. Г. Вечканова, Е. В. Мигунова и др., которые были единодушны во мнении о большом педагогическом, нравственном потенциале театрализованной деятельности, в качестве ведущего средства реализации задач нравственного воспитания детей я определила театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность является источником развития гуманных чувств, моральных переживаний ребёнка и содействует приобщению его к духовным ценностям.

Целью моей работы стало:

Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Для повышения эффективности воспитательно-образовательной работы с дошкольниками определила следующие задачи:

  • Создание условий для приобщения ребенка к традициям русского народа;
  • Углубление и уточнение этических представлений, и воспитание гуманных чувств ребенка;
  • Формирование навыков и привычек культурного поведения;
  • Развитие оценочной сферы личности с опорой на эмоции и целенаправленное культивирование чувств;
  • Формирование правильных взаимоотношений между детьми;
  • Формирование чувства уважения к старшим;
  • Формирование нравственно-патриотических и гражданских чувств.

Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста строилось по основным направлениям

  • Создание предметно развивающей среды.

В группе были оформлены следующие центры:

«Центр экологического воспитания».

«Центр духовно-нравственного воспитания и патриотических, гражданских чувств». Здесь находятся: тематические альбомы, дидактические игры, иллюстрированный материал по данной теме

«Центр режиссерской и театрализованной деятельности».

«Центр сюжетно ролевых игр».

«Центр живописи». В нем расположены произведения местных художников, иллюстрированная литература народно-прикладного искусства.

«Центр наглядной работы с родителями».

Следующее направление

  • Взаимодействие с семьей.

Одним из важнейших факторов в вопросах воспитания духовно-нравственной личности является взаимодействие между педагогами и родителями. Для того чтобы приобщить родителей к активному участию в педагогическом процессе, был составлен годовой план, главной целью которого является: помочь родителям довести до осознания роль семьи в сохранении и передаче нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных предками и развивать ответственность за ДНВ детей.

В процессе разработки перспективно-тематического планирования я использовала следующие формы работы:

-родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-семейные гостиные;

-открытые показы непосредственно образовательной деятельности;

-анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактические игры, литература;

-совместное проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной — « Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», летом - «Именины березки» (Троица) , «День семьи, любви и верности) .

- реализация проектов, таких как «Моя семья», «Счастливый выходной», «Зеленый патруль», «Летние фантазии», «Цветущая клумба», участие в различных конкурсах.

- организация коллективных трудовых дел родителей по созданию развивающей среды детского сада (создание пособий, облагораживание территории и т.п.) .

Следующее направление

  • Составление перспективно-тематического плана работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание плана объединены в 3 блока:

«Познай себя»

«Познай других»

«Познание окружающего мира»

В перспективно тематическом плане я использовала различные формы работы по приобщению детей к культурному наследию: Это - непосредственно-образовательная деятельность, проведение совместных праздников, беседы, творческие вечера. Постановки музыкальных сказок духовно - нравственного содержания, организации выставок, тематические вечера эстетической направленности, экскурсии, целевые прогулки, просмотр видео презентаций, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, все виды творческой художественной деятельности детей.

На основе этого плана было разработано 10 конспектов занятий, 5 из которых содержат мультимедийное приложение.

Следующее направление

  • Включение духовно-нравственного содержания в детские виды деятельности.

В том числе и в театрализованную, в процессе которой я использовала следующие виды творческой деятельности взрослых и детей.

  • Использование на занятиях, в совместной деятельности театрализованных, режисерских, дидактических игр, таких как «По щучьему велению, по моему хотению», «Угадай сказку» (по иллюстрации, по отрывку) , «Собери сказку», «Кого не хватает?»; веселые старты по сказкам «Пирожки для бабушки», «Вытяни репку»;упражнения по формированию выразительности исполнения.
  • Чтение художественной литературы нравственного содержания, подбор репертуара для инсценировок
  • Посещение театрализованных представлений Нижегородской филармонии и Арзамасского драм театра,таких как «Волшебные слова», «Храбрый мальчик», «Рукавичка» и др.
  • Инсценировки сюжетов из знакомых потешек, стихотворений, сказок.
  • Реализация проектов, включающие театрализацию: «Играем в театр», «Моя семья», «Витаминный калейдоскоп».
  • Совместная работа с родителями по изготовлению костюмов персонажей, декораций для инсценировок; обновление театрализованного уголка в группе.

Элементы театрализованной деятельности включались совместную деятельность с детьми, в познавательно-развлекательные мероприятия «Масленица», «Рождество», «Пасхальный перезвон», «Праздник Осени», «Новогодняя сказка», «К нам весна шагает», «Троица», «День любви, семьи и верности», «Покров».

Участвуя в театрализации, дети учились обращать внимание на нравственную сторону поступков людей, задумываться над мотивами поведения. Благодаря литературным героям дети учились оценивать свои поступки в различных ситуациях. Ведь основная идея сказок кроется в активной борьбе добра со злом, в прославлении

общечеловеческих ценностей. Погружение в мир сказки посредством сценического образа даёт ребёнку возможность восприятия идеального образа героя, что помогает ему выработать определённое нравственное отношение к жизни.

Дети охотно участвовали в театрализованных играх и представлениях. Наиболее удачными были театральные постановки сказок «Морозко» и «Пасхальная сказка», которые были представлены вниманию взрослых и детей.

Во время организации всех проведенных познавательно – развлекательных мероприятий активное участие принимали все члены семьи воспитанников: мастерили костюмы, изготавливали атрибуты, рисовали декорации, украшали зал, а также сами становились участниками театрального действия.

Работу по этому направлению я продолжаю с детьми младшей группы. Малыши уже в самом раннем возрасте склонны к творческой деятельности.

Познавая через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к друзьям, родителям, взрослым, к животным. Совершенно необходимо, чтобы эти истины они познавали посредством ярких театральных впечатлений.

Театрализованную деятельность я организую, используя игровые приёмы: появление на занятиях сказочных персонажей, создание игровой ситуации «Поможем зайчику рассмотреть картинки», «Покажем мишке наши игрушки», предлагаю детям попроситься в теремок, как медведь, зайка. Предлагаю превратится в скачущих, спящих зайчиков. Сказочные сюжеты использую ежедневно, при этом даю возможность детям проявлять инициативу, самостоятельно изобразить голосистого петушка, бегающую по полю мышку, скачущую квакающую лягушку, косолапого мишку, и т.д.

Для показа детям народных сказок, потешек, песенок использую различные виды театра: театр би-ба-бо, варежковый театр, плоскостной, пальчиковый театр, театр мягкой игрушки и др. Разные виды театра вызывают у малышей большой интерес, желание самим поиграть в сказку.

Вывод

Анализируя работу по духовно-нравственному воспитанию детей, я с уверенностью могу сказать о том, что: проведенная работа дала положительные результаты:

- у детей значительно увеличились показатели нравственного сознания и самосознания (понимание нравственных образцов, духовных значений и смыслов) ;

- дети овладели необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других детей.

- дети стали проявлять отзывчивость, применять свои знания о нравственных нормах в жизни, доносить их до родителей.

- дети получили глубокие и прочные знания о народной культуре, родном крае, общечеловеческих основах быта русского человека.

- получили знания о православных праздниках.

У родителей:

- повысился духовно-нравственный потенциал и компетентность в вопросах нравственного воспитания дошкольников;

- родители стали проявлять интерес к духовно-нравственному становлению личности ребёнка и активно участвовать в деятельности детского сада, направленной на духовно-нравственное развитие детей.

- возрос интерес родителей к духовной жизни.

Также использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствовало обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод: приобщая детей к театрализованной деятельности, можно заложить в них творческое начало, сформировать в них нравственные стороны их личности.

Самые важные способности в ребёнке - это красота души, чистота сердца и талант любви.Мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. «Если человека учат добру - ...в результате будет добро» - В. А. Сухомлинский.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

    Проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом Тема проекта «Воспитание патриотизма дошкольников через ознакомление с родным городом» Тип прое...

  • Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Курсовая: "Современные проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста" ^ Наверх Выдержка из работы Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изме...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...

  • Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

    Консультация «Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста». Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духов...

  • Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

    Гендерное воспитание детей дошкольного возраста Слайд 2. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о воспитании детей с учётом полоролевой идентичности. • Пол (от латинского - «secare» -...

  • Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста

    Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патри...

  • Средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц...

  • Нравственных качеств у детей дошкольного

    Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе игры. Актуальной задачей в настоящее время я...

  • Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

    Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста Автореферат В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения,...

  • Нравственное развитие в дошкольном возрасте

    Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежде...

  • Социально нравственное воспитание детей дошкольного возраста

    Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание этических норм поведения у ребёнка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развити...

  • Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц...

  • Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

    Познавательно-творческий проект на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Введение___3 1. Нрав...