Особенности игровой деятельности дошкольников

Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР

1. Своеобразие игры детей с ЗПР

Становление игры детей с ЗПР подчиняется общим закономерностям, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей. Если у детей без отклонений в развитии к шести годам сформировано сюжетно-ролевая игра, то у детей с ЗПР к шести годам игра на уровне развития младшего дошкольного возраста.

У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании мотивационно-целевого компонента игры:

- Трудности на этапе возникновения замысла, ограниченность плана – замысла.

- Узкая вариативность при поиске путей его реализации.

- Отсутствие потребности в совершенствовании своих действий.

- Направленность на осуществление каких-либо действий, а не реализацию замысла игры.

Операционально-техническая сторона игры так же имеет свои особенности:

- Недостаточно используют предметы – заместители, чаще всего за конкретным предметом закрепляется конкретный заместитель.

- При овладении ролью одна роль закрепляется за ребенком и используется им постоянно.

Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно. Игровые правила, в основном, распределяются на моделируемый детьми предметно-практический мир, но не на мир социально-практических отношений, так как логика реальных действий более доступна, чем логика социальных отношений.

Такие особенности игры у детей с ЗПР связаны с:

- Трудностью формирования представлений.

- Недостатком общения по линиям: «взрослый ребенок; ребенок взрослый».

- Трудностью осмысления мира человеческих отношений.

2. Формирование игры у детей с ЗПР в условиях коррекционного обучения

1-ый этап –создание у детей положительного отношения к игрушкам, привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой.

2-ой этап -формирование специфических игровых действий:

- Совместно с взрослым: «взрослый берет ложку, вкладывает в руку ребенка, кормит куклу».

- По подражанию «корми как я».

- Самостоятельно.

- Обучение развернутым игровым действиям, которые состоят из ряда игровых операций (покормить куклу, уложить спать) .

3-ий этап: -обучение планированию игры.

Взрослый сначала вместе с ребенком формирует цель игрового действия. Такое словесное комментирование способствует дальнейшему возникновению замысла игры и ее реализации.

4-ый этап: -формирование способности создавать воображаемую ситуацию. На этом этапе происходит обучение использованию предметов-заместителей (что на что похоже?) . Кубик на мыло, грибок на зонтик, палочка на ножик и т.д.

Так же на этом этапе детей учат умению выступать в качестве заместителя реального действенного лица. Здесь используют игры драматизации, в которых дети играют не сложные роли. Под руководством взрослого дети учатся сочетать свои поступки в игре с ролевой речью и воспроизводить простые моно и диалоги.

Решение дидактических задач всегда требуют соблюдение правил, выдержки,

Так же игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия:

1. Узнавание, здесь дети с ЗПР испытывают трудности;

2. Создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.) .

У детей с ЗПР наглядно-действенное мышление без коррекционного воздействия развивается очень медленно, они слабо обобщают общественный опыт, плохо ориентируются в условиях практической задачи, а проблемные задачи вообще не в состоянии решить. Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка с ЗПР, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и не сложные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже словесном плане.

3. Тактильно-двигательная функция:

У ребенка с ЗПР нет стремления к тактильному обследованию предметов, он самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, ребенок неподвижно держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, что препятствует развитию зрительно-двигательной координации. Таким образом, игры на развитие тактильно-двигательной (координации) восприятия должны помочь коррекция указанных дефектов.

Не меньшее значение имеет и проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты.

Успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для детей с ЗПР эмоциональная сторона организации игры – важное условие.

Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Необходимо доброжелательность взрослого благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиться положительного результата. Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Дидактические игры могут служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умение действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умение ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей) .

Выводы

Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.

Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

В игровой ситуации дети с ЗПР обычно достаточно активны, самостоятельны, продуктивны. Недоразвитие их познавательной деятельности проявляется преимущественно при усвоении программного материала дошкольного образовательного учреждения.

Часто у детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, отмечаются неорганизованность, хаотичность деятельности, неуравновешенность поведения, торопливость, беспечность, отсутствие чувства ответственности и другие индивидуально-психологические черты. У таких детей наблюдаются слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, недостаточность отдельных психических функций. Для них характерны двигательная расторможенность или, наоборот, вялость, апатичность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность.

Недостаточная выраженность познавательных интересов детей с ЗПР сочетается с нарушениями внимания, памяти, с замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений. Негрубые нарушения речи проявляются в отставании в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Выявлены значительные различия в результатах самостоятельной работы детей с ЗПР и работы с помощью взрослых. Дети с ЗПР способны принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания. Потенциальные возможности детей с задержкой психического развития достаточно высокие.

У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

В отличие от нормально развивающихся дошкольников, у дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.

При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения дети способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым. Они хорошо принимают помощь взрослого, и даже помощь более продвинутого сверстника. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности.

Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР.

У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР носит эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто.

В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры.

Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом, чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности. Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной степени владеют изобразительной деятельностью.

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от воспитателей. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

По теме:

Источник nsportal.ru

Автор: Кузнецова Г. В.

(учитель-дефектолог ГДОУ №44)

Проблема неуспеваемости определённой части учеников начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков. Т. А. Власова, М. С. Певзнер, Ю. Г. Демьянов, К. С. Лебединская, В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов выделили определённую группу детей, которые в пределах имеющихся у них знаний обнаруживали достаточную способность к обобщению, широкую «зону ближайшего развития». Поэтому эти дети не могли быть отнесены к умственно отсталым и их отнесли к особой категории - детей с задержкой психического развития. (ЗПР)

ЗПР - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. (Б. П. Пузанов)

В специальной литературе в настоящее время больше всего исследований, посвящённых этой группе детей, приходится на школьный возраст (в особенности на младший школьный возраст) . А работ, посвящённых специфическим особенностям отдельных психических процессов и личности в целом дошкольников с ЗПР, не очень много.

Составить достаточно полное представление о детях с ЗПР в период дошкольного возраста крайне сложно. Одна из причин этого - малая изученность ведущего вида деятельности, особенностей его формирования и функционирования, специфики протекания в его рамках всех психических процессов.

В результате изучения психических процессов и возможностей обучения детей с ЗПР был выявлен целый ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой сфере, поведении и личности в целом (В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов, У. В. Ульенкова, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, Ю. Г. Демьянов ) . Учёными были выделены следующие общие черты для детей с ЗПР:

~ низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;

~ незрелость эмоций и воли;

~ узкость и бедность круга представлений об окружающих предметах и явлениях;

~ обеднённый словарный запас, своеобразная речь;

~ незрелость мышления (основные мыслительные операции к началу школьного обучения не сформированы) ;

~ страдают все виды памяти, восприятие замедленно, низкий уровень самоконтроля;

~ нарушение общения с окружающими людьми;

~ своеобразное развитие личности.

Все эти нарушения, в отличии от умственной отсталости у детей с ЗПР носят временный характер.

Исходя из всего этого, следует отметить, что эта общая незрелость психики ребёнка определённым образом проявляется в сюжетно-ролевой игре и накладывает на неё свой отпечаток.

У. В. Ульенкова в своей работе «Шестилетние дети с задержкой психического развития» показала, что игровая деятельность детей с ЗПР отмечается от игры здоровых сверстников. Специально проведённые исследования Е. С. Слепович, Л. В. Кузнецовой, Н. Ю. Боряковой показали, что все компоненты ролевой игры оказываются у детей возрастной группы не сформированными:

~ сюжет игры не выходит за пределы бытовой темы;

Замысел игры возникает с трудом, сюжеты тяготеют к стереотипам.

~ содержание игры, отношения (игровые и реальные) , способы общения и действия, роли бедны;

Ролевые отношения отличаются импульсивностью, в процессе игры дети мало общаются со сверстниками, игровые объединения неустойчивые, часто возникают конфликты.

Помимо этого у всех старших дошкольников с ЗПР отмечали резко сниженную активность в области самостоятельной игры, отсутствие или достаточно редкое проявление интереса к игрушкам. На этом этапе развития дети с ЗПР не могут самостоятельно организовать совместную деятельность в рамках сюжетно-ролевой игры.

Для того, чтобы она возникла, необходимо целенаправленное вмешательство взрослого, которое выражается в том, что он полностью осуществляет организационный этап игры. Дети с ЗПР не могут чётко определить тему игры, объединиться в игровое сообщество, возникают трудности в распределении ролей и выборе игрового материала, а также в развитии сюжета, поэтому всем этим занимается взрослый, который помогает организовать игру. Следовательно, для старших дошкольников с ЗПР возможна лишь процессуальная с элементами сюжета игровая деятельность, которая не является деятельностью совместной, а представляет собой деятельность рядом или деятельность вместе.

Было также установлено, что у дошкольников с ЗПР имеются существенные трудности в формировании воображаемой ситуации, которая придаёт игре смысл, делает её мотивированной деятельностью.

За трудностями в создании воображаемой ситуации в игре дошкольников с ЗПР стоит бедность образной сферы: недостаточная обобщённость и обратимость сложившихся в жизненном опыте знаний и представлений, трудности в произвольном оперировании данными непосредственного жизненного опыта, мало эмоциональная окрашенность действий. В связи с этим у них заметно снижена потребность в игровой деятельности.

Дети с ЗПР предпочитают наиболее простые игры, характерная для старшего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра, требующая выполнения определённых правил осуществляется ими в ограниченной форме: они соскальзывают на стереотипные действия, часто простые манипуляции игрушками, в целом игра носит процессуальный характер. Дети фактически не принимают отведённой им роли и, следовательно, не выполняют функций, возлагаемых на них правилами игры.

Исследования Е. С. Слепович показали, что у старших дошкольников с ЗПР с различной степенью выраженности по уровню сформированной игровой деятельности встречаются свои специфические особенности овладения игрой.

У старших дошкольников с лёгкой ЗПР наблюдаются процессуальная с элементами сюжета игра. Встречаются как предметно-игровые, так и отобразительно-игровые действия.

Игровые действия объединены в короткие цепочки вокруг одного белее общего, стержневого действия, относятся к тому или иному персонажу. Предметы - заместители используют редко.

Иногда отмечаются отдельные случаи моделирования ролевых отношений при игре с партнёром-игрушкой. Если взрослый берёт на себя полностью организацию игры, то такую деятельность можно назвать неполной совместной.

Реализация сюжета игры носит ситуативный, неустойчивый характер. Действия детей как игровые, так и предметные бедны по своему характеру. Игровое поведение малоэмоционально. Самостоятельно выделить условную игровую ситуацию и обозначить её, словом не могут.

Низкая игровая мотивация, в игру включаются только по требованию взрослого.

У старших дошкольников с ЗПР органо-церебрального генеза отмечаются следующие особенности игровой деятельности, игра имеет качественно иное состояние. Сюжетная игра у них практически отсутствует.

Преобладают короткие цепочки предметных и предметно-игровых действий с игрушками. Роли практически нет, сюжет не вычленяется. Ни индивидуальных, ни совместных игр у них не наблюдаются.

Имеются лишь предпосылки к сюжетной игре, главным образом, это короткие цепочки игровых действий, называние себя именем взрослого, только в тех случаях, когда игру организуют взрослый.

Исходя из этого, можно сказать, что игра старших дошкольников с ЗПР находится на самой низшей ступени развития и соответствует игре ребёнка младшего дошкольного возраста, не имеющего никаких нарушений. По мере развития ребёнка, по мере работы специалистов с ребёнком игровая деятельность к началу обучения ребёнка к школе приобретает черты ведущей деятельности. В школе у ребёнка с ЗПР преобладают игровые мотивы над учебными, т.к. только в младшем школьном возрасте игра становится ведущей деятельностью, сюжетно-ролевая игра имеет все те черты и особенности, которые она имеет у нормально развивающегося дошкольника.

Отличие дошкольников ЗПР от умственно отсталых детей того же возраста заключается в том, что дети с ЗПР находятся на более высоком уровне сюжетно-ролевой игры, чем умственно отсталый дошкольник. Кроме того, что у дошкольников с ЗПР сюжетно-ролевая игра возникает в дошкольном возрасте и уровень в плане её развития выше, чем у умственно отсталых, но ниже, чем у детей в норме и поэтому игровая деятельность требует коррекции.

Ещё одной характерной особенностью игровой деятельности детей с ЗПР в отличие от умственно отсталых дошкольников является то, что дети с ЗПР всегда совершают действия, адекватные тем предметам и игрушкам, которыми они оперируют. В их действиях с игровыми атрибутами отмечается верная ориентированность на свойства используемых объектов.

Таким образом, игровая деятельность дошкольников с ЗПР своеобразна, требует коррекции и правильно организованная систематическая работа с детьми по коррекции сюжетно-ролевой игры поможет быстрому и полноценному её развитию.

Литература:

Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей./ под ред. Лебединской К. С. – М., 1952г.

Борякова Н. Ю. Ступеньки развития (ранняя диагностика коррекции ЗПР; 1 год обучения) . – М., 2000г.

Демьянов Ю. Г. Психопатология детского возраста (лекции) . – Л., 1988г.

Дети с задержкой психического развития./ под ред. Власовой Т. А., Лубовского В. И., Цыпиной Н. Л. – М., 1984г.

Дети с задержкой психического развития. / под ред. Власовой Т. А., Певзнер М. С. – М., 1971г.

Дефектология. Словарь-справочник. / под ред. Пузанова Б. П. – М., 1999г.

Диагностика и коррекция задержки психического развития детей / под ред. Шевченко. – М., 2001 г.

Кузнецова Л. В. «Использование игры в коррекционных целях».// сб. Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения. – М., 1986г.

Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М., 1990г.

Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. – М., 1990г.

Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1990г.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Реклама

Игровая деятельность ребенка дошкольного возраста

Любая деятельность оказывает на ребенка огромное развивающее влияние (совершенствуются психические познавательные процессы, мелкая, крупная моторика) . Он становится более любознательным, активнее изучает окружающую среду, пробует продуктивно взаимодействовать с людьми, начинает проявлять привязанность к любимым игрушкам.

Особенности игровой деятельности детей.

В дошкольном возрасте при осуществлении игровой и продуктивной деятельности у деток появляются прочные, конкретные представления о различных предметах, их функциях, хотя просветительская работа родителей также немаловажна. Следовательно, занятия целесообразнее организовывать в более непринужденной форме, благодаря которой они быстрее овладеют новыми умениями, знаниями (они лучше запомнят список продуктов питания, если представят себя поваром) или быстрее научаться одеваться на примере куклы.

Постепенно дошкольник становится субъектом деятельности, что отражается в иерархическом строении его мотивов, он начинает действовать более осознанно. Понимает, что мир организован более сложно, чем ему представлялось ранее. Иногда перед ним возникает дилемма: сделать что-то полезное или развлечься, то есть начинается борьба общественных и личных мотивов, но чаще он руководствуется вторыми.

В этот период полезным приобретением будут шумные музыкальные детские игрушки с повторением некоторых осмысленных фраз, или приятный сигнал в соответствии с необходимыми действиями. Например, утром нужно почитстить зубы, позавтракать, одеться и умыться.

Складывается новое мировосприятие, изменяется поведение крохи, которое в меньшей степени становится ситуативным, а в большей мере произвольным. Это закладывает фундамент для становления надситуативных мотивов. Они являются очень важной предпосылкой для полноценного формирования личности малыша и поведения принципиально нового уровня, которое постепенно перестанет зависеть от конкретной ситуации.

К дошкольному возрасту малыш не только начинает относиться к себе несколько иначе (выделяет себя как отдельного человека, определяет свою принадлежность к какому-либо полу (мальчик, девочка) ), но и к окружающей действительности. Постепенно происходит деление игрушек по половому признаку.

Игровая деятельность в раннем возрасте

Некоторые известные психологи (например, Л. С. Выготский) склонны разделять категорию деятельности на три основных разновидности: учебную, трудовую и игровую, они между собой неразрывно связаны и в той или иной мере представлены в жизни каждого человека.

Для полноценного развития дошкольников необходимо, чтобы познавательная деятельность, игра и общение с близкими, сверстниками гармонично соотносились, были тесно увязаны друг с другом, а игрушки соответсвовали возрасту.

Игра помогает не только расширить знания дошкольника о социальной действительности, но и позволяет познать сложный, многогранный мир социальных отношений, создает благоприятные условия для того, чтобы примерить на себе разнообразные социальные роли (продавец, врач) и с этих позиций попытаться выстроить отношения с людьми. Она способствует тому, чтобы малыш сумел занять свое место в детском коллективе. Следовательно, ребенок как бы изнутри исследует их особенности, учится анализировать, оценивать поступки сверстников, взрослых старается их охарактеризовать и через познание других лучше узнает себя.

К. Гросс, немецкий психолог, называет игру – школой жизни. Он отмечает, что каким бы образом она не была смоделирована, по каким бы правилам не велась, она в любом случае направлена на изучение своей культуры (норм, традиций) . Часто родителям она кажется хаотичной, подчас бессмысленной, но это ни в коем случае не умоляет ее значения для развития детей.

Дошкольники воспроизводят в ней увиденное ранее, ведь они очень любопытны. Внимательно следят за родителями и активно подражают им, то есть она нацелена главным образом на отражение социального мира. Ученые считают, что развитие малыша детерминировано успешностью освоения общественных правил, ценностей, опыта.

В игре можно выделить инновационное и стабильное содержание. Первый компонент привносится самим ребенком (идея, направленность) , а второй воспроизводит установки социума.

Виды игры у дошкольника

Существует колоссальное количество игр, но их можно распределить на две группы:

  • Творческие игры, имеющие сюжет, разработанный самим ребенком (сюжетно-ролевые) . Предметно-манипулятивная деятельность раннего детства перерастает в творческую игру дошкольника («Счастливый случай») . Малыш перестает акцентировать свое внимание на вещах и в большей степени концентрируется на людях (близких значимых, сверстниках) , начинает ощущать себя взрослым. Перестраиваются его отношения с родителями, если он активно взаимодействует с членами семьи, то происходит совершенствование, усложнение игры. Она возводит дошкольника на новый уровень развития.

    Сюжетно-ролевая игровая деятельность помогает смоделировать особые условия, при которых крошка сможет ощутить себя взрослым, встать на его место, скопировать, воспроизвести его модель поведения. Малыш пытается хотя бы внешне походить на взрослого, например заботиться о любимой игрушке или подражать поведению бабушки. Такое времяпровождение стимулирует развитие психических процессов малыша (память, восприятие, мышление) .

  • Предметные игры. Ребенок осуществляет различные манипуляции с предметами, которые помогают ему разобраться в свойствах, функциях, формах, особенностях вещей.

Дошкольник должен иметь в своем распоряжении не только современные игрушки, но и неоформленные, открывающие простор для фантазий. Можно дать ему какие-нибудь деревянные палочки, брусочки или специальные развивающие игрушки, чтобы его воображение превратило такую заготовку в самостоятельную вещь.

Обычно дети находят множество способов применения таким предметам, например, незаурядная палочка может превратиться в посох, меч, указку и так далее, а из различных деталек получаются совершенно необычные предметы. Здесь детская фантазия не имеет ограничений.

Развитие ребенка в игровой деятельности.

Режиссерская игра возникает на стыке двух возрастных этапов: раннего детства и дошкольного периода. Она разворачивается на основе достаточно простого сюжета, при этом действия детей однотипны. Они могут долго с рокотом возить по полу кубик, воображая, что это на самом деле паровоз.

Затем формируется образно-ролевая игра. Дошкольник придумывает себе образ, задачи, которые необходимо реализовать. Она всегда основана на каких-то ярких впечатлениях, например, ему очень понравился герой мультфильма и он старается его изобразить.

Эти переживания могут быть связаны с чем угодно: колокол, машина, самолет.

В пять – шесть лет у него находит свое выражение сюжетно-ролевая игровая деятельность, постепенно она подчиняется принятым группой правилам. Дети относятся к куклам, ровесникам как к формальным партнерам, которые также обладают определенной ролью. Роли становятся, не так важны, как следование правилам, в этом случае игры содержат в себе мотив соревнования и основаны на стремлении сталь победителем.

Итак, в любой игре заложен колоссальный развивающий потенциал, поэтому ей нельзя пренебрегать. Она не только формирует личность ребенка, но и подготавливает его к взрослой жизни, помогает быстрее, успешнее влиться в новый коллектив, в ней отражается все то, что малыш видит в повседневности, она демонстрирует его отношение к социальной действительности, мировосприятие, поэтому игра настолько важна.

Поиск по сайту

Подробней на сайте www.kindergenii.ru

Другие статьи по теме:

  • Ведущая деятельность дошкольника

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...

  • Ведущий вид деятельности дошкольника

    Игра-ведущий вид деятельности дошкольников Игра — ведущий вид деятельности дошкольников «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через к...

  • Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

    ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, Игровая деятельность дошкольника - Психология дошкольного возраста - Учебные материалы для студ...

  • Психологические особенности дошкольника

    Психологические особенности детей дошкольного возраста 31643 Название работы: Психологические особенности детей дошкольного возраста Категория: Предметная область: Педагогика и дидактика Описание...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Возрастные особенности дошкольников

    Возрастные особенности старших дошкольников Раздел – Статьи Терашкович Алла Ивановна Воспитатель МБДОУ д\с «Детство» г. Нижний Тагил Свердловской области Возрастные особенности старших дошкольник...

  • Психология дошкольника особенности возрастного развития

    Психология детей дошкольного возраста и особенности воспитания ребенка этого возраста Детьми дошкольного возраста считаются дети от четырех до шести лет. Какие же особенности имеет этот возраст,...

  • Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» (3 часть) Взаимодействие с родителями воспитанников Для родителей подготовила родит...

  • Проблемно игровые методы логико математического развития дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Этапы развития игровой деятельности дошкольника

    Развитие игровой деятельности в раннем возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №20" г. Сергиев Посад Московской области. Материал...

  • Виды деятельности дошкольников

    Игра как основной вид деятельности дошкольников Влияние игры на формирование личности детей разного возраста. Основные задачи воспитателя в процессе игровой деятельности в младшей, средней, старш...

  • Психологические особенности дошкольников с задержками психического развития

    Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с одним из направлений коррекционной работы - «Псих...

  • Игровая деятельность дошкольников

    Игровая деятельность дошкольников Ребенок играет, значит счастлив, значит здоров. В игре ребенок познает себя, свои возможности. По мере взросления изменяется и усложняется характер игровой деяте...