Особенности воспитания детей дошкольного возраста

Психология детей дошкольного возраста и особенности воспитания ребенка этого возраста

Детьми дошкольного возраста считаются дети от четырех до шести лет. Какие же особенности имеет этот возраст, и чем психология детей дошкольного возраста отличается от других возрастных групп?

Особенности психологии детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст очень ответственный, особенно для родителей ребенка. В этом возрасте формируются основы личности ребенка, появляются взаимоотношения со своими сверстниками, которые оказывают влияние на развитие личности.

Возраст от четырех до шести лет относительно спокойный в плане физического развития ребенка. Он уже сам кушает, хорошо разговаривает, ходит и бегает, у него устоявшийся режим дня.

Особенностью детей этого возраста является то, что он во всем подражает взрослым: манере разговаривать, поведению, жестам, интонациям в голосе. Поэтому родителям, как никогда, нужно следить за своим поведением, стать примером для своего ребенка.

В общении со сверстниками у детей дошкольного возраста еще очень развит эгоизм. У них еще не развита взаимопомощь и взаимовыручка. Отобрав игрушку, ребенок будет радоваться, что игрушка в его руках, и даже не обратит внимания на слезы обиженного ребенка.

Таковы особенности психологии детей этого возраста.

В это период как раз и начинает закладываться коллективистская психология, гуманизм.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание ребенка должно учитывать, что их психология имеет свои особенности. Именно в этом возрасте нужно учить ребенка считаться с потребностями и нуждами других людей. Очень важно обучать ребенка навыкам коллективного общения.

Спокойно объясняйте ребенку, почему нельзя забирать все игрушки, как дождаться очереди в играх.

В этом возрасте важно воспитывать в ребенке нравственные качества. Читая книги или смотря кино, обсуждайте с ребенком поступки героев. Почему так делать хорошо, а так - плохо.

Особое внимание стоит уделить воспитанию гуманного отношения к людям, животным, окружающей природе.

Интерес к окружающему миру безграничен у детей дошкольного возраста. Терпеливо отвечайте на все вопросы ребенка в доступной и понятной для него форме.

Видео-материалы по теме статьи

Материал webdiana.ru

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - VII Студенческий научный форум - 2015

Нравится Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Воспитание этических норм поведения у ребёнка является нравственной проблемой, которая имеет не только социальную, но и педагогическую значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой.

Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.

Решению задач социально-нравственного развития способствует организация образовательного процесса на основе личностно-ориентированной модели, которая предусматривает тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, несогласий. Общение в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

1 этап - формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

2 этап - накопление знаний и формирование нравственных представлений;

3 этап - переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

4 этап - претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:

- формирование нравственного сознания;

- социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;

- нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

- доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника;

- воспитание полезных навыков и привычек поведения.

Для решения задач нравственного воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, способствующих реализации заключенных в ней возможностей. Только в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками.

Условия социально - нравственного воспитания в детском саду, должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.

Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов - мотивационно - поведенческого и эмоционально-чувственного.

Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы (по С. А. Козловой) :

  • предварительного,

  • художественно-ознакомительного,

  • эмоционально-действенного.

Их содержание подбирается в соответствии с образовательными программами (например, программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек!» С. А. Козловой, программа нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р. С. Буре и др.) .

Существует несколько классификаций методов социально-нравственного воспитания.

Например, классификация В. И. Логиновой, основанная на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания:

• Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование) .

• Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью) .

• Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы) .

Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:

• Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций) .

• Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку) .

• Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования) .

В качестве методов, направленных на осознание ребенком смысла и справедливости моральных правил, исследователи предлагают: чтение литературы, в которой значение правил раскрывается путем воздействия на сознание и чувства дошкольника (Е. Ю. Демурова, Л. П. Стрелкова, А. М. Виноградова) ; беседы с использованием сравнения положительных и отрицательных образов персонажей (Л.

П. Князева) ; решение проблемных ситуаций (Р. С. Буре) ; обсуждение с детьми приемлемых и неприемлемых способов поведения по отношению к окружающим; рассматривание сюжетных картинок (А. Д. Кошелева) ; организацию игр-упражнений (С.

А. Улитко) , игр-драматизаций.

В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:

- ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с детьми и взрослыми;

- организация деятельности детей - игры, труд и др.,

- включение детей в предметно-практическую деятельность, организация коллективных творческих дел;

- общение с природой;

- художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

Таким образом, содержание образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного) . При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания в развитии ребёнка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воздействий.

Список литературы:

  1. Буре Р. С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М., 2011.

  2. Микляева Н. В, Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2013.

Материал с сайта www.scienceforum.ru

Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста - «Ваше все»

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.

Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте, приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.

Дошкольное воспитание детей: два направления

Воспитание дошкольников можно условно разделить на два направления. Первое — подготовка к школе, что, без сомнения, необходимо. А второе — развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни.

Конечно, тем родителям, чьи дети посещают детский сад, во многом легче. Там воспитанием дошкольников занимаются профессионалы. Однако в любом случае на плечи родителей ложится основная часть забот о дошкольном воспитании.

Воспитание дошкольников: подготовка к школе

Как определить, готов ли ваш ребенок к школе? Для этого существует множество тестов, однако все они так или иначе подразумевают утвердительные ответы на основные вопросы.

  • 1. Выражает ли ребенок желание учиться?
  • 2. Нравится ли ему изображать из себя школьника?
  • 3. Хочется ли ребенку узнавать новое?
  • 4. Присущи ли ребенку различные интересы?

Если сын или дочь проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое — значит, необходимо подержать их в этом стремлении.

Чего нельзя делать в дошкольном воспитании?

Многие родители, решив посвятить последний год перед школой дошкольному воспитанию, допускают распространенные ошибки. Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал») , устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса. Все это не только излишне в воспитании дошкольников, но и способно нанести определенный вред: ребенок, насильно вовлеченный в почти «взрослую» жизнь, теряет желание учиться и интерес к школьной жизни.

Что нужно делать в дошкольном воспитании?

Развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Большинству первоклассников это дается трудно, потому что в период дошкольного воспитания ими не были получены соответствующие навыки. При воспитании в дошкольном возрасте очень важно привить именно такие взгляды и привычки.

Развитие детей дошкольного возраста: мелкая моторика

Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Они отправляют импульсы прямиком в мозг, в центры, контролирующие развитие речи и согласованность движений пальцев рук.

Эти центры находятся в непосредственной близости. Вот почему столь важно при дошкольном воспитании и обучении уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики.

Работая ручками, пальчиками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.

Многие родители, думая о методах воспитания дошкольников, ошибочно предполагают, что начинать их применять нужно не раньше, чем в 3–4 года. На самом деле дошкольное воспитание детей начинается с первых дней жизни.

Развитию мелкой моторики способствуют даже самые простые занятия с «грудничком», которые можно проводить с первых дней его жизни. Хороший эффект при развитии и воспитании детей дошкольного возраста дает «пальчиковая гимнастика» — нужно сгибать и разгибать поочередно каждый пальчик малыша, осторожно массировать их, делать круговые движения по маленьким ладошкам. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста должно сопровождаться такими несложными упражнениями, которые, если их повторять регулярно, отлично стимулируют точки, напрямую связанные с корой головного мозга.

Дошкольное воспитание детей, их развитие немыслимо без тренировки рук и пальцев. Если вы задумываетесь о правильном воспитании детей младшего школьного возраста и их развитии, предоставьте им возможность перебирать какие-нибудь мелкие предметы (разумеется, под наблюдением взрослых, чтобы не было соблазна попробовать «на зубок», например, пуговицы) . А для полной безопасности педагоги, специализирующиеся на воспитании дошкольников, рекомендуют пришить пуговицы к куску ткани. Кроме того, хорошей и полезной игрушкой станут маленькие и большие кубики из разных материалов (деревянные, пластмассовые) , детали конструктора, счетные палочки и т. д.

Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок.

А сколько радости (а вместе с тем и пользы) доставляют младшим дошкольникам игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.

Особенности психологии дошкольников

Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка.

Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше. Иногда в процессе общения возникают различные сложности, вызванные неумением слушать других людей или отстаивать свое мнение.

Грамотное дошкольное воспитание детей — это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.

Дошкольное воспитание детей: от 4 до 6

Возраст от 4 до 6 лет психологи называют сравнительно спокойным периодом. Воспитание младших дошкольников 4–5 лет осуществляется относительно легко: малыш спокоен, послушен, хорошо спит и ест, не нуждается в ежечасной опеке. Если же ребенок, например, плохо засыпает — попробуйте упорядочить вечерние действия и превратить отход ко сну в некий ритуал. Умывание-купание, переодевание, чтение или рассказывание сказки (верхний свет при этом необходимо выключить, оставив гореть торшер или ночник) .

Дошкольное воспитание детей 6 лет

Воспитание и развитие ребенка 6 лет и старше подразумевает наличие большого терпения и умения договориться. И если в семье ребенка окружают любовь и забота, то несколько иначе обстоит дело в детском саду. Сверстники не всегда столь же доброжелательны, как родители.

Поэтому могут возникнуть трения, ссоры, конфликты. И все же более предпочтительными и интересными для ребенка являются именно контакты с детьми.

Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание и руководствуясь программой воспитания дошкольников, нельзя забывать о том интересе к окружающему миру, который испытывают все без исключения дети в этом возрасте. Приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы маленького «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.

Дошкольное воспитание детей: нужны ли детям «страшилки»?

Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Некоторые родители, заботясь о правильном дошкольном воспитании и обучении, иногда пытаются развить в малыше «храбрость», рассказывая ему страшные истории.

Практически все дети изначально настроены на позитивное восприятие событий, они — оптимисты по натуре. Вот почему при дошкольном воспитании нужно избегать страшных сказок и всевозможных «страшилок»: хрупкая и ранимая психика ребенка может пострадать, дети в этом возрасте еще не подготовлены к восприятию негатива.

Старайтесь сохранить светлое и доброе восприятие жизни в ребенке. Почаще говорите, что любите его, обнимайте, целуйте, хвалите. Это очень важно для правильного дошкольного воспитания.

Ваша забота, внимание и любовь дают ребенку ощущение защищенности, а впоследствии это чувство перерастет в уверенность в собственных силах.

Если уделять дошкольному воспитанию детей достаточно внимания, интересуясь методиками воспитания детей дошкольного возраста, это обязательно принесет свои плоды, наложив отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.

Дошкольное воспитание: помогаем ребенку избавиться от страхов

Психологи, занимающиеся вопросами дошкольного воспитания и являющиеся авторами методики воспитания дошкольников, утверждают, что страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.

Чтобы помочь малышу забыть о своих страхах, нельзя делать следующее:

– запирать его одного в комнате;

– пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму») ;

– бить (по лицу, рукам) ;

– пугать волком, собакой и другими животными;

– переставать разговаривать с ребенком;

– заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.

Грамотное дошкольное воспитание детей предусматривает понимание детских страхов. Если ваша цель заключается в правильном воспитании детей дошкольного возраста, нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества.

И конечно, процесс воспитания детей дошкольного возраста должен полностью исключать высмеивание малыша, особенно перед другими детьми или взрослыми. На этом настаивают все методики воспитания дошкольников.

Дошкольное воспитание детей — это прежде всего стремление понять их и принять такими, какие они есть. Если ваш малыш боится кого-то конкретного — Бабу-Ягу, например, Домового или Лешего, — поиграйте с ним в сказочных героев, покажите их добрыми и нестрашными. Такое дошкольное воспитание обязательно поможет малышу справиться со страхами.

Еще один хороший метод, который рекомендует программа воспитания дошкольников, — нарисовать вместе с ребенком его страхи, а потом сжечь их или выбросить.

Многие дети боятся темноты. В этом случае программой воспитания дошкольников предусматриваются следующие правила:

– не закрывать двери в детскую слишком плотно;

– оставлять на ночь горящий ночник;

– походить по темной комнате вместе с ребенком, находя на ощупь разные предметы.

Психологи, специализирующиеся на воспитании младших дошкольников, рекомендуют не устраивать перед сном шумных игр, не читать страшных сказок, не смотреть мультфильмов про людоедов и злых колдунов.

На нашем сайте дошкольного воспитания вы найдете много интересных и полезных материалов, посвященных системе воспитания дошкольников.

Комментарии

Подробней www.vashevse.ru

Особенности воспитания детей разного дошкольного возраста < пальчиковая гимнастика 5-6 лет

Развитие речи в раннем детстве

Дошкольное воспитание детей в раннем возрасте — дело ответственное и серьезное. Потому что именно в раннем возрасте происходит закладывание основ личности каждого человека, а также формирование потребности в уважении и признании со стороны более взрослых окружающих людей.

Все без исключения родители должны знать, что развитие и воспитание детей дошкольного возраста берет начало с формирования собственной самооценки у ребенка. Услышанные от взрослых отзывы и суждения рано или поздно станут оценки самого ребенка. Ведь подрастая, он постепенно начинает понимать свою индивидуальность, начинает анализировать увиденное, и делать определенные выводы.

Кроме формирования и развития мышления, проявляется понимание связи между предметами и поступками, результатом чего становится возможность совершенствовать речь и навыки.

Особенности развития речи у детей

Как показывает опыт поколений и исследования специалистов, не все дети одинаково развиваются и овладевают речевыми навыками. У многих присутствуют некие сбои в памяти при запоминании, правильном произношении, а иногда и при написании букв и слов. В таких случаях главным будет именно внимание родителей, которые смогут вовремя обнаружить и устранить отклонения в разговорном развитии ребенка.

Следует внимательно следить за произношением, тщательно проговаривая и исправляя произнесенные слова, потому что развитие правильной речи у детей дошкольного возраста имеет свои особенности.

Если не следить за речевыми оборотами ребенка, то это однозначно приведет к ситуации, когда он не сможет донести свою мысль взрослым. Избежать этого возможно, если постоянно пополнять словарный запас, запоминая новые словам и не забывать подпитывать интерес к лексической сфере речи. А при обращении ребенка к взрослому с каким-либо вопросом, стоит отвечать развернуто, применяя причастия и множественное число прилагательных и глаголов.

Необходимо также прививать интерес к звуковой стороне слов, поддерживая и исправляя в случае неправильного произношения слов, связанное со сложностями в описании увиденного или услышанного.

Следует также постоянно совершенствовать произношение ребенка. Ведь даже в старшем школьном возрасте бывают моменты, когда он владеет практически всеми звуками, но затрудняется правильно выстроить фразы. Прямая обязанность родителя при этом — уделить внимание и указав на ошибки решить их совместно.

Детский возраст в районе 5 лет специалисты отмечают, как переломный, так как ребенок начинает употреблять в собственной речи большое количество глаголов, предлогов и наречий, декламирует стихи и знакомые сказки, тем самым стремясь к общению с окружающими. А в 5-6 лет он начинает применять уже солидный запас слов, при этом задумываясь о сути и качестве произносимых слов и создавая собственные словообразования.

Связано это с тем, что именно в этом возрасте происходит интенсивное умственное и интеллектуальное развитие детей, а также связно и последовательно оперировать новыми речевыми оборотами.

Развитие моторики

Связной

Развитие детей старшего дошкольного возраста подразумевает собой формирование моторики, поэтому ей нужно приделять определенную часть внимания. Этому способствует активизация того отдела мозга, который отвечает за развитие речи.

Отличным методом воспитания и развития является пальчиковая гимнастика, которая заключается в поочередном сгибании-разгибании каждого пальца ребенка. Систематически повторяя такие несложные упражнения, возможно качественно стимулировать точки, связанные с мозговыми центрами.

Таким образом, дошкольное воспитание детей младшего школьного возраста должно в обязательном порядке сочетать тренировку и пальцев, и рук в целом.

Правильным и действенным вариантом таких тренировок будет перебирание мелких предметом, использование деталей всевозможных конструкторов, счетные палочки и кубики разных размеров.

Основные проблемы в развитии детей

Типичными проблемными моментами в развитии детей любого возраста являются:

  1. Бедность речи — заключается в недостаточности словарного запаса;
  2. Ситуативная речь — состоящая в неспособности правильно построить предложения;
  3. Сленговая речь — основана на употреблении не литературных слов и выражений;
  4. Неспособность к диалогу — ответы на вопросы или обращения выстраиваются неграмотно и недоступно для понимания;

Развитие речи детей дошкольного возраста очень важный этап в каждой семье. Бороться с вышеуказанными проблемами возможно путем постоянного присмотра и анализа общения с каждым ребенком.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста также довольно деликатный процесс, и он требует и внимания, и времени, и правильных инструментов для достижения поставленных целей.#Изучение английского языка детьми: ошибки и методы обучения#

Упражнения для развития речи

Сейчас в продаже представлены специально разработанные игры и книжки, которые развивают речь. Они основаны на текстах, которые включают часто употребляемые в жизни слова, а здания позволяют разобраться с уточнениями и определениями. Положительно влияют на развитие речи и упражнения по чтению стишков и пении колыбельных.

Разностороннее развитие дается легче, если применить игру в отгадывании загадок, вызывая интерес к анализу, умению выделять характерные черты предметов. Хорошо зарекомендовал себя способ применения интервью, при котором ребенок обязан так задать вопрос, чтобы получить ожидаемый ответ. При этом задействуются языковые навыки грамотного построения диалога.

Проводя такие упражнения для детей дошкольного возраста постепенно, но уверенно приводят хорошим результатам развития любого ребенка. Через определенное время результатами их станет формирование связной речи, хорошего словарного запаса, правильного грамматического строя предложений и произношение.

< Предыдущая

Ссылка на источник GirafeJournal.com

Другие статьи по теме: