Партнерство в дошкольном образовании

Партнёрство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования

Список ключевых слов: ФГОС; социально – педагогическое партнерство; инновационные активные формы работы с семьей.

Аннотация: В данной статье перед педагогами раскрывается вопрос, Что изменится в работе с родителями в дошкольных образовательных учреждениях в связи с введением новых нормативных документов? Приведено определение ключевого понятия, «социальное партнёрство». Раскрыты три направления вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ. Описаны основные принципы партнёрства ДОУ и семьи. Представлены инновационные формы работы с семьями воспитанников ДОУ.

Добрый день уважаемые коллеги. Тема моего «Социально – педагогическое партнёрство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования».

Всем известно, что с 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования. Такой подход сделал необходимым разработку федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который в настоящее время вводится в систему дошкольного образования.

Наверняка многих педагогов волнует вопрос: «Что изменится в работе с родителями в дошкольных образовательных учреждениях в связи с введением новых нормативных документов? »

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Остановимся на определении и соотношении этого ключевого понятия, каким является «социальное партнёрство».

В новой философской энциклопедии говорится, что социальное партнёрство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений.

Б. М. Генкин считает, что социальное партнёрство – это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия.

Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для партнёрства – понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены.

Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагогов ДОУ являются родители наших воспитанников.

Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

1. Формирование педагогической компетентности:

2. Формирование мобильности родительской общественности:

3. Формирование авторитетности родительской общественности:

Цель – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Задачи: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС)

• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.

• Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Но, больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, ведущая роль в них отводится педагогам.

В этих условиях невозможно увидеть проблемы каждой семьи индивидуально.

Поэтому, помимо традиционных, мы используем инновационные активные формы работы с семьей: правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают Основные принципы партнёрства ДОУ и семьи, это:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

• Первый принцип предполагает позитивный настрой на общение и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

• Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

• Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность.

• Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы ДОУ с семьей.

5. Открытость.

открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок) ;

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Так, 1 направлением нашей работы является

1. Формирование педагогической компетентности:

При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и детьми нами практикуются такие активные формы работы, как консультации – игротеки, консультации – иллюстрации, деловые игры. Например, такие, как «Вернисаж идей и предложений», «Бенефис семейного воспитания». Эти формы работы помогают не только решать воспитательные и образовательные задачи, но и выявлять лидеров среди родительского сообщества или людей компетентных, заинтересованных, активных и т. д.

4. Формирование мобильности родительской общественности:

Творческие мозаики, семейные марафоны театрализованные представления, детско-родительские проекты, встречи с интересными людьми, благотворительные акции, походы выходного дня, участие в семейных конкурсах и соревнованиях, .

Важное место во взаимодействии ДОУ и семьи занимает организация культурного досуга. Его основное назначение - передача социального опыта, опыта семейного воспитания, вовлечение как детей, так и родителей в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности.

Формы организации этой деятельности разнообразны: Бенефис семейного воспитания, творческие мастерские, консультации – игротеки.

При подготовке данных мероприятий (оформлении тематических выставок, посещении музеев, театров и др.) родители, дети и педагоги становятся духовно ближе друг к другу.

5. Формирование авторитетности родительской общественности:

Участие родителей в Совете ДОУ, вовлечение их в образовательную деятельность.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

Всей своей работой сотрудникам ДОУ необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно -образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Спасибо за внимание!

www.maam.ru

Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества образования в ДОУ | Статьи | Справочник руководителя дошкольного учреждения

29226

  • "Путешествие на воздушном шаре". Сценарий праздника, посвященного Дню России 779

Автор:СаргыланаСаввичнаТорохова,заведующаяМБДОУ Д/с №45 "Земляничка", республика Саха (Якутия)

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания. Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенных знаний, но в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:

  1. воспитывать культурного человека (субъекта культуры) ;
  2. свободного гражданина (субъекта истории, общества) ;
  3. творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития) .

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

  • воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
  • развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
  • развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
  • становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.

Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из "закрытой", достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать "открытой системой".

Понятие "открытое дошкольное учреждение" включает широкий спектр признаков. Открытое дошкольное учреждение – это, прежде всего, "окно в мир"; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.

Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения открытого типа в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.

Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

  • партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
  • партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
  • партнерство со спонсорами, благотворительными организациями

МБДОУ Детский сад № 45 "Земляничка" расположен в микрорайоне ДСК, является единственным дошкольным образовательным учреждением микрорайона.

Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо

  • четко осознавать миссию ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;
  • владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
  • предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника) .

Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия:

  • для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы) ;
  • формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
  • воспитания уважения к труду взрослых;
  • привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ.

Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада.

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.

Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Задачи данного этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона, округа, города и т.д.; определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;

Следующий этап – практический. Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа: формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада; разработка методических материалов для реализации данных проектов; разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами.

И последний – заключительный этап. Его цель – подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

Представляю Вашему вниманию - Проект организации социального партнерства нашего учреждения с организациями и учреждениями социума "Мы вместе!"Проект организации социального партнерства МБДОУ Детский сад № 45 "Земляничка»"с организациями и учреждениями социума "Мы вместе!"

Цель проекта: использовать возможность социума микрорайона ДОУ для создания единой воспитательной системы. Задачи:

Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.

Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.

Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, микрорайона, малой родины.

Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.

Предполагаемый результат

1. Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума микрорайона на основе договоров и совместных планов.

2. Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.

3. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.

4. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.

5. Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы. Механизм реализации

Конструирование социально-культурной образовательной среды для исследовательской, созидательной, познавательной деятельности;Социально-просветительская деятельность среди родительской общественности. Приобретение теоретических и практических навыков сотрудничества, освоение педагогами социально-педагогического пространства

Критерии оценки

Читать далее www.resobr.ru

Взаимодействие с социальными институтами – как одна из форм дополнительного образования в ДОУ

Дошкольный возраст - это «период

первоначального фактического склада личности»

Леонтьев А. Н.

На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия. Ориентиром развития системы дошкольного образования РФ на сегодняшний день является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательный требований к дошкольному образованию.

С введением стандартов, дошкольное образование является начальной ступенью общего образования, которое, в свою очередь, направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.1

Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство в дошкольном образовании можно рассматривать как дополнительное образование, которое предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными институтами.

Основная задача дошкольного образования - воспитать ребенка здорового, уверенного в себе, счастливого, умного, доброго и успешного. И одним из ведущих условий достижения поставленной задачи является развитие взаимодействия ДОУ с другими социальными институтами.

Некоторые родители недооценивают влияние дополнительного образования на развитие ребенка и считают его лишней тратой времени, которого у них, в силу занятости на производстве, нет. Определенная группа родителей считает, что давая своему ребенку лишь обязательное образование, в пределах детского сада, они дают ему возможность разностороннего развития.

Однако это не совсем так. Зачем же тогда нужно дополнительное образование?

Весь смысл скрывается в слове «дополнительное». Это образование дает ребёнку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки. И именно детский сад, взаимодействием с различными социальными институтами, может компенсировать этот пробел.

Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. Малыш получает дополнительные знания, которые расширяют его кругозор. В результате знания, умения и навыки, приобретенные в учреждениях дополнительного образования, формируют у ребенка активную жизненную позицию.

Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В условиях дополнительного образования, дети могут развивать свой творческий потенциал, получать навыки адаптации к современному обществу. Дополнительное образование детей в рамках сотрудничества детского сада с различными социальными институтами – это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств, предоставляющее личности возможность выбора своей судьбы.

Мотивированное образование за рамками основного, «детсадовского» образования, позволяет ребёнку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, личностно. Чем более совершенна система дополнительного образования в общеобразовательном учреждении, тем интереснее и привлекательнее, прежде всего для ребенка и его родителей, само общеобразовательное учреждение.

Основными принципами сотрудничества детского сада и социальных институтов являются:

  • Установление интересов каждого из партнера;
  • Совместное формирование целей и задач деятельности;
  • Осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
  • Выработка чётких правил действий в процессе сотрудничества;
  • Значимость социального партнёрства для каждой из сторон.

Организация социального партнерства в рамках культурно-социального комплекса, позволяет создать новые условия для воспитания и развития подрастающего поколения, повысить культуру и творческую активность всех участников социального партнерства.

Основные формы организации социального партнерства:

  • Совместные мероприятия;

Подробней на сайте dohcolonoc.ru

"Частно-государственное партнерство в сфере дошкольного образования"

24 апреля 2013

Рекомендации

Участники заседания "круглого стола", рассмотрев и обсудив вопросы, частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования подчеркивают важность темы и отмечают следующее.

Серьезной проблемой развития дошкольного образования в Российской Федерации является значительная нехватка дошкольных образовательных организаций.

По данным Росстата, за последние 16 лет (с 1996 по 2012 годы) число дошкольных образовательных учреждений в стране сократилось на 35%. На 1 января 2012 года число дошкольных образовательных учреждений составило 44,9 тыс. Их посещали 5,66 млн. детей, при этом 2,25 млн. детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные организации.

Охват детей дошкольного возраста различными формами дошкольного образования от рождения до 7 лет составляет 53,3%, в возрасте от 1 года до 7 лет - 63,1%, от 3-х до 7 лет – 79,3%. При этом 366 тыс. детей не обеспечены местами в детских салах – это очередь. А с учетом демографических прогнозов, на 1 января 2016 года, в дошкольных образовательных организациях необходимо ввести дополнительно 1 млн.200 тыс. мест.

По данным Минобрнауки России, в таких субъектах Российской Федерации, как Республика Татарстан, Вологодская, Кировская, Костромская, Новгородская и Тамбовская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа очередь для детей в дошкольные образовательные организации отсутствует. Вместе с тем, существует группа регионов, где по оценке Минобрнауки России, проблема очередности к 2016 году решена не будет. К таким регионам относятся республики Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Тыва, Чеченская Республика, Омская область.

По каждому региону сегодня составлены планы мероприятий по решению задачи ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации. В соответствии с этими планами будет создано 755 тыс. дополнительных мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Из них 398 – за счет строительства и реконструкции, а остальные – за счет использования вариативных форм дошкольного образования.

В 2013 году субъектам Российской Федерации из федерального бюджета выделяются субсидии на модернизацию систем дошкольного образования. На эти цели предусмотрено 50 млр.рублей.

Дефицит мест в дошкольных образовательных организациях сдерживает раннее развитие детей, не позволяет получить качественное дошкольное образование, а также ограничивает возможности занятости родителей и соответственно доходы семей с детьми дошкольного возраста.

В силу существующих бюджетных ограничений в настоящее время данная проблема не может быть решена только силами государства.

Очевидно, что развитие частно-государственного партнерства является одним из путей повышения доступности для населения услуг дошкольного образования, а также - повышения эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования.

В настоящее время негосударственный сектор дошкольного образования в России развит незначительно. Следует обратить внимание, что данные о количестве негосударственных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, численности воспитанников таких учреждений существенно разнятся.

В Плане мероприятий («дорожной карте») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденной Правительством Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 года № 2579-р, содержатся сведения о негосударственных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в количестве 1022. Численность воспитанников таких учреждений составляет 78,4 тыс. детей.

По данным Роспотребнадзора, на 1 января 2012 года число частных дошкольных учреждений составило 963 тыс., или 1,8% от общего числа таких учреждений, их посещает 69,6 тыс. детей.

Участники «круглого стола» в числе основных проблем, сдерживающих развитие негосударственного сектора дошкольного образования, отметили:

- отсутствие системы имущественной и финансовой поддержки вновь создаваемых негосударственных образовательных организаций;

- дискриминацию негосударственных образовательных организаций по отношению к государственным и муниципальным организациям;

- недостаточное урегулирование субсидирования расходов родителей на содержание детей в негосударственных образовательных организациях;

- высокие ставки арендной платы;

- несовершенство правового регулирования вопросов частно-государственного партнерства в данной сфере.

Необходимость развития частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования признается на государственном уровне. Основные приоритеты и задачи по развитию частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования закреплены в стратегических документах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Так, в Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года поставлена задача: «уделить особое внимание дошкольным учреждениям, в том числе поддержать создание частных учреждений подобного рода…, повсеместно открывать надомные, малокомплектные детские сады, группы продлённого дня, а значит, предоставить родителям возможность выбора дошкольного учреждения».

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» закреплено достижение к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» в качестве одной из мер, направленной на обеспечение доступности и качества образования, закреплено обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор.

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы увеличение роли негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного и дополнительного образования детей закреплено в качестве одного из направлений развития образования. Решение задачи по ликвидации очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации и обеспечению к 2016 году стопроцентной доступности дошкольного образования (для детей в возрасте от 3 до 7 лет) будет обеспечено за счет строительства современных зданий дошкольных организаций, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства, и развития вариативных форм дошкольного образования (частные, семейные и корпоративные детские сады) .

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оказывается содействие гражданам в получении дошкольного образования в негосударственных образовательных организациях. Финансовое обеспечение осуществляется за счет бюджетных средств и предоставляется в размере, соответствующем нормативам финансового обеспечения государственных и муниципальных образовательных дошкольных организаций.

А также, впервые дошкольное образование закреплено в качестве одного из уровней образования. Помимо образовательной деятельности и воспитания, введено понятие «присмотр и уход за детьми», которое включает комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Устанавливаются равные условия бюджетного финансирования для государственных, муниципальных и негосударственных дошкольных учреждений. В соответствии с Федеральным законом финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации посредством предоставления субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) .

Для обеспечения современного качества дошкольного образования, в том числе и в частных организациях в соответствии с Федеральным законом будет разработан федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования. Реализация данного стандарта позволит обеспечить равные условия получения качественного дошкольного образования для каждого ребенка вне зависимости от вида дошкольных образовательных организаций, режима его функционирования и формы собственности.

Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны методические рекомендации по применению частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования (от 8 октября 2012 года №08-444) .

Основными формами частно-государственного партнерства являются:

попечительские или управляющие советы, в которых участвуют представители субъектов частного сектора -данный механизм позволяет включить в управление дошкольной образовательной организацией представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, благотворителей, бизнеса, общественности (родительского сообщества) ;

общественное взаимодействие на основании решений органов государственного управления в форме экспертных советов, рабочих групп –в образовательной сфере позволяет осуществлятьэкспертизу законодательных инициатив, обсуждение и оценку важных вопросов социально-экономической и общественно-политической жизни региона, консультирование администрации региона;

соглашение о сотрудничестве или протокол о намерениях по осуществлению совместных действий (без наступления гражданско-правовых обязательств) - представляет собой наиболее простую и наименее обязывающую форму партнерства. Реализация совместной деятельности сторонами соглашения зависит исключительно от доброй воли сторон;

простое товарищество - по договору простого товарищества (договор о совместной деятельности) , двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Данная форма основана на положениях главы 55 Гражданского кодекса Российской Федерации;

аутсорсинг - деятельность внешних исполнителей (подрядчиков, поставщиков) , осуществляющих на основании гражданско-правовых договоров функции обеспечения и управления ресурсами образовательных учреждений. Главная цель такого партнерства системы образования и бизнеса - повысить качество образования без увеличения бюджетных затрат;

целевой капитал – часть имущества некоммерческой организации, которую она формирует за счёт передаваемых ей пожертвований в виде денежных средств, а затем передаёт в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности данной некоммерческой организации – собственника целевого капитала или иных некоммерческих организаций – получателей доходов от целевого капитала (Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций") .

Сформировать целевой капитал и быть его собственником могут не все некоммерческие организации, а лишь те из них, которые созданы в следующих организационно-правовых формах: фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд или религиозная организация. Учреждения, в том числе и образовательные, наряду с другими некоммерческими организациями, хотя и не могут быть собственниками целевого капитала, но могут быть получателями дохода от целевого капитала.

концессионное соглашение – это соглашение, по которому одна из сторон (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное недвижимое имущество и осуществлять с использованием (эксплуатацией) этого недвижимого имущества деятельность, определенную концессионным соглашением. Другая сторона (концедент) является и будет являться собственником создаваемого и (или) реконструируемого имущества и предоставляет это имущество (или объект) концессионеру и по соглашению обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Отношения сторон регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Данный механизм является одним из наиболее продуктивных механизмов частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования.

В настоящее время Правительством Российской Федерации разработан проектфедерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Следует отметить, что в 69 субъектах Российской Федерации были приняты законы о государственно-частном партнерстве. Однако, без принятия закона на федеральном уровне полноценная реализация региональных проектов с участием государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации крайне затруднена.

Согласно законопроекту, под государственно-частным партнерством понимается взаимодействие публичного партнера, содной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций.

Развитие правового регулирования государственно-частного партнерства на федеральном уровне позволит установить в России единую для всех регионов терминологию, закрепить общие принципы государственно-частного партнерства, задать единый вектор развития регионального нормотворчества в сфере государственно-частного партнерства.

В субъектах Российской Федерации меры по развитию дошкольного образования реализуются в рамках региональных и муниципальных программ. Наиболее активно в регионах используются следующие механизмы частно-государственного партнерства: создание управляющих и попечительских советов, аутсорсинг, концессионные соглашения, соглашения о сотрудничестве.

Таким образом, внедрение механизмов частно-государственного партнерства будет способствовать:

- решению проблемы общедоступности дошкольного образования;

-совершенствованию качества предоставляемых услуг дошкольного образования;

-обеспечению инвестиционной привлекательности сферы дошкольного образования для представителей бизнес-сообщества, индивидуальных предпринимателей;

-снижению инвестиционных рисков вложения в систему в сферу дошкольного образования;

-расширение возможности для родителей (законных представителей) выбора образовательной организации, независимо от его формы собственности.

Рассмотрев и обсудив вопрос частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять мониторинг правоприменительной практики по развитию частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования.

2. Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» предусмотреть механизмы государственно-частного партнерства на разных уровнях государственной власти и местного самоуправления.

3. Министерству образования и науки Российской Федерации:

1) разработать и направить в субъекты Российской Федерации рекомендации по применению механизма муниципального заказа на услуги дошкольного образования у немуниципальных поставщиков (в том числе в частных дошкольных организациях) ;

2) предусмотреть увеличение контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета в образовательные учреждения высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам высшего профессионального образования для системы дошкольного образования.

4. Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) поддерживать эффективные формы частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования;

2) создавать условия для развития негосударственного сектора дошкольного образования.

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) разработать систему мер для повышения эффективности организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов развития частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования;

2) осуществлять мониторинг потребности граждан в дошкольных образовательных учреждениях, территориальной доступности и демографических тенденций;

3) оказывать поддержку органам местного самоуправления по развитию негосударственного сектора.

Читать далее www.council.gov.ru

Другие статьи по теме:

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Дошкольное образование тюмень

    Центры дошкольного развития Тюмени, списки центров с телефонами, адресами и отзывами Дополнительное детское образование / Центры дошкольного образования Полный адрес: г. Тюмень, ул. Газовиков, д....

  • Педагогическое сопровождение в дошкольном образовании

    Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства ПАСПОРТ экспериментальной площадки по теме «Повышение профессионального роста педагогов с использованием идей тьюто...

  • Информационные технологии в дошкольном образовании

    Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании Развитие современного общества неразрывн...

  • Фгос дошкольного образования 2015 текст читать

    С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Консультант Плюс Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении ф...

  • Направленность образовательной программы дошкольного образования

    Образование 5 лет Численность обучающихся по программам за счет бюджетных ассигнований Численности обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта, местного бюдж...

  • Преемственность фгос дошкольного и начального общего образования

    Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС (фотоотчёт) Уважаемые коллеги, хочу поделиться с Вами опытом работы нашего детского сада. Не секрет, что в нас...

  • Государственно общественное управление дошкольным образованием

    Государственно-общественное управление ДОУ при содействии совета социальных партнеров «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окруж...

  • Проблемы введения фгос дошкольного образования

    Выступление на тему «Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования» (часть I) часть 2 «Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги уже год мы с вами жив...

  • Проблемы и тенденции развития дошкольного образования

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Цели и задачи фгос дошкольного образования

    Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» Презентация «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» 1 слайд Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с ф...

  • Модернизация системы дошкольного образования

    Модернизация системы дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного о...

  • Дошкольное образование в россии реферат

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Современные проблемы дошкольного образования

    Актуальные проблемы современного дошкольного образования Настоящее эссе является личным мнением и позицией автора. При рассмотрении данной темы прежде всего имеет смысл привести определения ряда...