Подготовка детей к школе в детском саду

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе

“Школа для родителей всегда выступает

в качестве новой формы власти над их ребёнком.

А ребёнок для родителей всегда является частью их самих,

причём наиболее незащищённой частью”.

А. И. Луньков.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы и стандарты, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованной непосредственно – образовательной деятельности с ребенком.

1. Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению.

Подготовка детей к школе — многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе.

2. Подготовка дошкольника к учёбе в семье.

Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду:

Главное требование — это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.

Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной.

Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально - волевой сферы — предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.

При подготовке к школе родители должны учить ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами много возможностей научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.

3. Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению

Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно - воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе в непосредственно – образовательной деятельности в детском саду.

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе дошкольного образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Работа воспитателя в непосредственно – образовательной деятельности по формированию готовности к школе включает в себя:

1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя) ;

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки) ;

4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми в непосредственно – образовательной деятельности. В процессе непосредственно – образовательной деятельности воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

Качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Исходя из этого, психологическая готовность к школе заключается в том, что дошкольник овладевает предпосылками к следующему их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе — это и есть задача установления предпосылок собственно “школьных” психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребёнка к моменту поступления в школу.

Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако, и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике сказывается на развитии ребёнка единство воздействий семьи и детского сада.

www.maam.ru

Программа развивающих занятий по подготовке детей к школе «В Стране знаний».

Пояснительная записка

Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в первый класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии.

Дети также не готовы к школе из-за педагогической запущенности, в результате недостаточного освоения игровой деятельности. Не готовые к школе дети обречены на неуспеваемость, а также приобретают еще и отрицательное отношение к школе и к учебе вообще, поскольку в классе постоянно испытывают неуспех. Эти дети нуждаются в помощи психолога, целью которой является профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации. Эта работа включает в себя: диагностику показателей готовности ребенка к школе; прогнозирование на ее основе школьных трудностей; построение системы коррекционно-развивающей работы с дошкольником. Изучая эту проблему, можно выделить несколько наиболее важных направлений, занимаясь их развитием и коррекцией. Все дети разные, разные условия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) мотивация на учебу;

2) развитие произвольности;

3) сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

4) развитие пространственных представлений;

5) развитие познавательных процессов;

6) умение фантазировать;

7) проявление самостоятельности.

Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе, профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Задачи:

1. Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей старшего дошкольного возраста.

2. Корректировать нарушения деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.

3. Работать над профилактикой и коррекцией нарушения зрения, осанки и физического самочувствия детей.

4. Просвещать родителей и педагогов по подготовке детей к школе, повышать их психолого-педагогическую культуру.

Программа «В стране знаний» состоит из 30 развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.

Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности. Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.

Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.

Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметрические рисунки, увеличивается темп выполнения задания.

Задания и упражнения на занятии можно использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.

Комплексная система коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками строится с учетом следующих принципов:

1. Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно - развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях педагог-психолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.

2. Доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.

3. Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны коррегируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё не возникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.

4. Единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей формируется группа, с которой проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.

5. Комплексности методов психологического воздействия. На каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).

6. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

7. Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раза в неделю).

8. Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал.

Развитие произвольной познавательной деятельности у детей

Формы организации занятий

Занятия рекомендуется проводить с группой детей (8-12 человек). Продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю педагогом-психологом.

Структура развивающих занятий

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.

1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.

2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению, речи, а также подвижности и гибкости кистей рук.

6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизация мозга и межполушарного взаимодействия.

Ожидаемые результаты

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Наблюдается устойчивая положительная динамика по параметрам психологической готовности детей к школе.

Разработанная программа адресована педагогам-психологам, осуществляющим подготовку детей подготовительных групп к обучению в школе. Так же она может быть интересна педагогам-психологам начальных школ, осуществляющим коррекционную работу с детьми не готовыми к школьному обучению.

Этапы реализации программы: с октября по апрель месяц включительно.

Календарно-тематическое планирование

Занятие 1

Содержание занятия

• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Упражнение на развитие слуховой памяти;

• Игра «Какой фигуры не стало? » (на развитие зрительной памяти и внимания) ;

• Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Хрюшка Буся»;

• Дыхательное упражнение;

• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;

• Рисование графического узора под диктовку;

• Пальчиковая гимнастика «Разминка»;

• Упражнение для профилактики нарушений зрения;

• Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .

Занятие 2

Содержание занятия

• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Упражнение на развитие зрительной памяти;

• Упражнение на развитие слуховой памяти;

• Игра «Какой фигуры не стало? »;

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Приглашение на обед»;

• Дыхательное упражнение;

• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;

• Рисование графического узора под диктовку;

• Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»;

• Упражнение для профилактики нарушений зрения;

• Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .

Занятие 3

Содержание занятия

• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Упражнение на развитие зрительной памяти;

• Упражнение на развитие слуховой памяти;

• Игра «Четвертый лишний» (на развитие образно-логического мышления и речи) ;

• Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

• Дыхательное упражнение;

• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;

• Рисование графического узора под диктовку;

• Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются», «Разминка»;

• Упражнение для профилактики нарушений зрения;

• Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .

Занятие 4

Содержание занятия

• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Упражнение на развитие слуховой памяти;

• Игра «Цветные слова» (на развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой, цветом и словом в процессе запоминания) ;

• Игра «Стираем и сушим белье» (на развитие зрительной памяти) ;

• Пальчиковая гимнастика «Помощники»;

• Дыхательное упражнение;

• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;

• Рисование графического узора под диктовку;

• Упражнение для профилактики нарушений зрения.

• Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .

Занятие 5

Содержание занятия

• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Упражнение на развитие осязательной памяти и мышления;

• Игра на развитие осязательной памяти;

• Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

• Игра «Осенние листья» (на развитие зрительной памяти) ;

• Упражнение на развитие слуховой памяти;

• Дыхательное упражнение;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Моя семья»; «Пальчики здороваются»;

• Упражнение для профилактики нарушений зрения;

• Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .

Занятие 6

Содержание занятия

• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Игра на развитие слуховой памяти, речи и мышления;

• Упражнение на развитие способности к переключению внимания;

• Игра на развитие логического мышления;

• Игра на развитие зрительной памяти;

• Дыхательное упражнение;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Мишка и шарик»;

• Упражнение для профилактики нарушений зрения;

• Игра «Геометрическое лото» (на развитие мышления, зрительное восприятие, внимания) .

Занятие 7

Содержание занятия

• Игра «Доскажи словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Игра на развитие слуховой памяти, речи и мышления;

• Упражнение на развитие зрительной памяти;

• Игра на развитие логического мышления и речи;

• Игра на развитие осязательной памяти;

• Игра «Что бывает» (на развитие внимания и сообразительности) ;

• Дыхательное упражнение;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Наш малыш»;

• Упражнение для профилактики нарушений зрения;

• Игра «Геометрическое лото» (на развитие мышления, зрительное восприятие, внимания) .

Занятие 8

Содержание занятия

• Игра «Доскажи словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Упражнение на развитие слуховой памяти;

• Упражнение на развитие логического запоминания;

• Игра «Веселые спортсмены» (на развитие активного внимания) ;

• Игра «Живая страница» (на развитие пространственной ориентировки) ;

• Упражнение на расслабление и концентрацию;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Шалун»;

• Игра «Геометрическое лото» (на развитие мышления, зрительное восприятие, внимания) .

Занятие 9

Содержание занятия

• Игра «Доскажи словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по правилу) ;

• Игра «Магазин ковров» (на развитие пространственной ориентировки и закрепление представлений о геометрических фигурах) ;

• Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

• Упражнение на развитие ассоциативной памяти;

• Энергетическое упражнение «Точки мозга»;

• Ленивые восьмерки;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Ласковые ручки»;

• Упражнение для профилактики нарушений зрения.

• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 10

Содержание занятия

• Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Игра «Третий лишний»(на развитие памяти, внимания и символической функции мышления, умения классифицировать предметы по определенному признаку) ;

• Упражнение на развитие механической зрительной памяти;

• Упражнение на развитие ассоциативной памяти;

• Упражнение «Единственное и множественное число» (на развитие речи, мышления, памяти) ;

• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;

• Упражнение «Художники»;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»;

• Профилактика нарушения зрения;

• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 11

Содержание занятия

• Игра «Подбери слово в рифму» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Упражнение на расслабление и концентрацию.

• Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления;

• Упражнение на развитие зноково-символической функции памяти;

• Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах) ;

• Упражнение «Назови одним словом»;

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Слоненок Шуша»;

• Упражнение «Художники»;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «В Африке»;

• Профилактика нарушения зрения.

• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 12

Содержание занятия

• Игра «Добавь словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти;

• Упражнение на развитие зрительной памяти;

• Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах) ;

• Игра «Говори наоборот» (на развитие речи и мышления) ;

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Странный сон»;

• Дыхательное упражнение;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Комарик»;

• Профилактика нарушения зрения.

• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 13

Содержание занятия

• Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Упражнение на развитие зрительно-логической памяти;

• Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти;

• Игра на развитие зрительной ассоциативной памяти;

• Игра «Говори наоборот» (на развитие мышления и речи) ;

• Игра «Назови отличия» (на развитие внимательности и наблюдательности) ;

• Дыхательное упражнение «Обезьянки»;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Лягушата»;

• Профилактика нарушения зрения.

• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 14

Содержание занятия

• Упражнение «Будь внимательным» (на развитие внимания) ;

• Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

• Упражнение «Пары фигурок» (на развитие зрительно-логической памяти) ;

• Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти) ;

• Игра «Говори наоборот» (на развитие речи и мышления) ;

• Упражнение «Счастливые Хрюши» (на развитие внимания) ;

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Черепашки»;

• Дыхательное упражнение «Певец»;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»;

• Профилактика нарушения зрения.

• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 15

Содержание занятия

• Игра «Слушай внимательно» (на развитие внимания) ;

• Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Упражнение на развитие речи, мышления и воображения;

• Игра «В снежки»;

• Игра «Магазин» (на развитие внимания, наблюдательности) ;

• Игра «Витрина магазина» (на развитие объема внимания и наблюдательности) ;

• Дыхательное упражнение «Певец»;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»;

• Профилактика нарушения зрения.

• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 16

Содержание занятия

• Игра «4 стихии» (на развитие внимания) ;

• Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Игра «Пары фигурок» (на развитие зрительной опосредованной памяти) ;

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой опосредованной памяти;

• Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти) ;

• Упражнение на развитие мышления, речи, воображения;

• Игра «Снеговики» (на развитие внимания и наблюдательности) ;

• Дыхательное упражнение «Певец»;

• Симметричные рисунки;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 17

Содержание занятия

• Этюд «Сколько звуков» (на развитие внимания, мышления) ;

• Игра «Добавляй пропущенные слова» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

• Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти;

• Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти) ;

• Игра «Определения (на развитие речи и вербального мышления) ;

• Игра «Магазин» (на развитие умения классифицировать) ;

• Дыхательное упражнение;

• Симметричные рисунки;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;

• Профилактика нарушений зрения.

• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 18

Содержание занятия

• Игра «Сравни» (на развитие мыслительной операции) ;

• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

• Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти;

• Упражнение «Закончи фразу» (на развитие мышления) ;

• Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти) ;

• Игра «Магазин» (на развитие умения классифицировать) ;

• Игра на развитие мышления и воображения;

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Чудачка»;

• Дыхательное упражнение;

• Симметричные рисунки;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;

• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 19

Содержание занятия

• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

• Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти;

• Упражнение на развитие зрительной памяти;

• Упражнение на развитие сообразительности;

• Игра «Колумбово яйцо» (на развитие мышления) ;

• Игра «Назови детенышей домашних животных» (на развитие речи) ;

• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;

• Пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе»;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Профилактика нарушений зрения.

• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 20

Содержание занятия

• Игра «Отвечай быстро» (на развитие логического мышления, сообразительности) ;

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Плохой сторож»;

• Игра на развитие внимания;

• Упражнение «Продолжи фразу» (на развитие речи и мышления) ;

• Упражнение «Разрезные квадраты» (на развитие мышления) ;

• Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

• Дыхательное упражнение;

• Симметричные рисунки;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Лягушка»;

• Профилактика нарушений зрения.

• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 21

Содержание занятия

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Лиса и рак»;

• Игра на развитие внимания;

• Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мышления) ;

• Игра «Нахождение слов» (на развитие мышления) ;

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Рыбки шалунишки»;

• Дыхательное упражнение;

• Симметричные рисунки;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Лягушка»;

• Профилактика нарушений зрения.

• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 22

Содержание занятия

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Ворона и рак»;

• Игра «Окончание слов» (на развитие скорости мышления) ;

• Игра «Внимание» (на развитие внимания) ;

• Игра «На что похоже» (на развитие воображения) ;

• Упражнение «Ухо — нос»;

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Забавный случай»;

• Симметричные рисунки;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Лягушка»;

• Профилактика нарушений зрения.

• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 23

Содержание занятия

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов;

• Упражнение «Разрезные предложения» (на развитие мышления и памяти) ;

• Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мышления) ;

• Игра на развитие внимания;

• Упражнение «Ухо — нос»;

• Симметричные рисунки;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Кулак — ребро — ладонь»;

• Профилактика нарушений зрения.

• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 24

Содержание занятия

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Мышки - шалунишки»;

• Игра на развитие внимания;

• Упражнение на развитие ассоциативного запоминания;

• Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мышления) ;

• Игра «Учимся объяснять образное сравнение»;

• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;

• Дыхательное упражнение;

• Симметричные рисунки;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Кулак — ребро — ладонь»;

• Профилактика нарушений зрения.

• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 25

Содержание занятия

• Игра на развитие внимания;

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Галка и голубь»;

• Игра «Двадцать вопросов» (на развитие мышления, речи и воображения) ;

• Игра на развитие воображения «Что это? »;

• Дыхательное упражнение;

• Симметричные рисунки;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Кулак — ребро — ладонь»;

• Профилактика нарушений зрения.

• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 26

Содержание занятия

• Игра «Внимание» (на развитие внимания, пространственного воображения) ;

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Шла собака по тропинке»;

• Упражнение «Пиктограммы» (на развитие зрительно-ассоциативной памяти) ;

• Упражнение «Сравнение предметов» (на развитие мыслительной операции) ;

• Дыхательное упражнение;

• Симметричные рисунки;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Солнце»;

• Профилактика нарушений зрения.

• Игра «Разноцветные гномы» (на развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, связной речи) .

Занятие 27

Содержание занятия

• Игра «Что где находится» (на развитие пространственных понятий, зрительного восприятия, внимания) ;

• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;

• Игра «Внимание»;

• Упражнение «Сравнение предметов» (на развитие мыслительной операции) ;

• Обучение приемам образного запоминания слов;

• Дыхательное упражнение;

• Симметричные рисунки;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Солнце»;

• Профилактика нарушений зрения.

• Игра «Разноцветные гномы» (на развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, связной речи) .

Занятие 28

Содержание занятия

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Бусы»;

• Игра «Внимание»;

• Упражнение на развитие приемов последовательного запоминания слов;

• Игра «Определи понятие»;

• Упражнение на развитие мышления;

• Игра «Ухо — нос»;

• Игра «Ищем нелепости» (на развитие внимания, мышления) ;

• Симметричные рисунки;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;

• Профилактика нарушений зрения.

• Игра «Что где находится» (на развитие пространственных понятий, зрительного восприятия, внимания) ;

Занятие 29

Содержание занятия

• Игра «Внимание»;

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Медведь»;

• Упражнение на развитие речи и запаса знаний об окружающем мире;

• Игра на развитие внимания;

• Дыхательное упражнение «Певец»;

• Симметричные рисунки;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;

• Профилактика нарушений зрения.

• Игра «Паровозики» (на развитие зрительного восприятия, логического мышления, речи) .

Занятие 30

Содержание занятия

• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;

• Игра «Внимание»;

• Упражнение «Разрезные картинки» (на развитие мышления и воображения) ;

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Приставалочка»;

• Игра «Запомни фразы»;

• Игра «Назови слова наоборот» (на развитие речи) ;

• Дыхательное упражнение «Певец»;

• Симметричные рисунки;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Графический диктант;

• Пальчиковая гимнастика «Дождик»;

• Игра «Паровозики» (на развитие зрительного восприятия, логического мышления, речи) .

www.maam.ru

Упражнения для подготовки детей к школе

Упражнения для подготовки детей к школе направленные на подготовку детей к школе, помогают снять напряжение, уменьшают уровень тревожности, учат справляться со своими эмоциями и быть уверенными в себе.

Подготовка к школе может заключаться в эмоционально-волевых играх, которые в детском саду, проводит, как правило педагог-психолог.

Приводим список игр и упражнений, которые также полезно проводить дома после насыщенного дня.

Игра «Работа с пиктограммами»

Для этой игры в детском саду понадобятся пиктограммы, изображающие чувства и эмоции: удивление, страх, радость, огорчение и другие.

Педагог предлагает детям дорисовать к каждой пиктограмме туловище, «одеть» его, подобрав тот цвет, который, по мнению ребенка, наиболее соответствует выбранной эмоции.

Игра «Спрятанные проблемы»

Педагог ставит перед детьми емкость, имеющую прорезь или отверстие. Это будет почтовый ящик. Дети рисуют свои страхи или проблемы, как они их понимают.

После того, как страхи «изображены» на листке, их кидают в почтовый ящик.

Это упражнение очень полезно для дошкольников. Во-первых, оно помогает детям конкретизировать волнующие их ситуации. Во-вторых, дети, отправляя листок в почтовый ящик, проигрывают ситуацию избавления от страхов.

Игра «Еж»

Педагог предлагает детям на время превратиться в ежиков. Перед ежиками возникла опасность: они должны напрячься, спрятав голову и расправив иголки. Но вот опасность ушла, и ежики остались в кругу друзей.

Можно расслабиться и немножко погреться на солнышке.

Игра «Кощей Бессмертный»

Педагог готовит из картона или плотной бумаги рисунок Кощея Бессмертного, затем разрезает рисунок на несколько частей - получается пазл. Дети собирают пазл.

Во время того, как дети ищут подходящие детали, воспитатель разговаривает с ребятами: какой он, Кощей Бессмертный, в гневе? Почему он такой? Проводится конкурс на самого страшного Кощея Бессмертного.

В сказках создан образ Кощея Бессмертного, как исключительно отрицательного героя. Педагог предлагает детям нарисовать веселого и доброго Кощея Бессмертного и рассказать историю перевоплощения сказочного персонажа: как он превратился из злого героя в мягкого и сердечного.

Игра «Котята»

В центр комнаты кладется обруч. Все дети разбиваются на две группы: добрых и злых котят. Злые котята живут в домике-обруче, они шипят, царапаются, задираются.

Но как только котята выходят из домика-обруча, они становятся добрыми: движения становятся плавными, котята мурлыкают, ластятся.

Каждому ребенку необходимо побыть и добрым, и злым котенком.

Игра «Победим злость»

Педагог предлагает детям нарисовать негативные чувства такие, как Жадность, Злость, Гнев, Обида и другие. По ходу выполнения задания дети могут рассказывать, когда и в каких случаях они испытывают эти чувства. Рядом с эмоциями дети рисуют себя и как они с ними борются: например, рядом с Жадностью можно нарисовать ворох конфет, которыми ребенок всех угощает, рядом с Обидой можно нарисовать ребенка, идущего навстречу своему обидчику и так далее.

В конце занятия в детском саду все рисунки сжигаются.

Игра «Разрывание бумаги»

Эта игра очень понравится детям. Упражнение очень простое: нужно разорвать газету на много маленьких частей, при этом размер кусочков не важен. Бумажные комочки складируются в центре комнаты.

После того, как там образуется большая гора бумаги, педагог разрешает с ней поиграть: в «снежки», просто подкидывать - в общем, на что хватит детской фантазии.

Игра «Стройка»

Дети будут строить большой дом. Для этого им понадобятся кубики. Все строят дом по очереди.

Перед тем, как положить очередной кирпичик, ребенок озвучивает ситуацию или действие, которое его раздражает.

Когда очередь вновь доходит до ребенка, он проговаривает то, что ему больше всего нравится, что он любит.

Материал подготовила Даниленко Мария.

Материал с сайта www.deti-club.ru

  1. Физическая готовность.

Как в дошкольном учреждении, так и в школе процесс обучения подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

Следовательно, работа по программе школы будущего первоклассника позволяет выстраивать процесс по индивидуальным маршрутам, направленных на:

* развитие любознательности;

*развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

*формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

* развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками) .

Процесс преемственности мы рассматриваем с двух сторон:

1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой дальнейшего успешного школьного обучения;

2) школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Основными идеями при организации работы в рамках "Школы будущего первоклассника" с нашей точки зрения является:

* создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации) ;

*создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;

*развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;

*формирование психологической готовности к школе;

*формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

*создание новых творческих мастерских и проектов.

Коллектив педагогов, работающих с дошколятами в своей работе опираются на 4 основных принципа:

  1. принцип деятельности (обеспечивает всестороннее развитие детей. Новый материал не дается детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков) .
  1. принцип минимакса (обеспечивает индивидуальный путь каждого ребёнка. Успешность обучения достигается за счёт формирования у ребёнка желания и умения преодолевать трудности.)
  1. принцип комфортности (обеспечивает нормальное психофизиологическое состояние детей. Принцип является необходимой составляющей работы с детьми.)
  1. принцип непрерывности(обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.)

Развитие способностей ребенка осуществляется в различных видах деятельности:на занятиях конструированием, художественным и изобразительным творчеством. Ребята учатся в различных ситуациях выявлять проблему, искать пути её решения, выслушивать мнения других, находить правильное решение. Большое внимание уделяется формированию норм социального и культурного поведения в группе.

Результатами предшкольной подготовки отслеживаются по следующим показателям:

  1. сохранение у ребенка-первоклассника интереса к школе и учению; сохранение здоровья (физического и психического) ;
  2. развитие творческих начал ребенка;
  1. успехи в учебной деятельности.

Учителями начальных классов, в которые поступали выпускники МДОУ «Детский сад № 1»,№ 9» отмечается, что воспитанники детского сада имеют достаточно высокий уровень развития эмоционально-положительного отношения к окружающей действительности, трудолюбия, любознательности и самостоятельности.

Анализируя учебную деятельность в процессе обучения 1 класса( выполнения диагностических работ по четвертям, активное участие во внеурочной деятельноти, межличностные отношения в группе детей и классе уровень сформированности культуры поведения, высокую мотивацию в учебной деятельности свидетельствует о качественной предшкольной подготовке детей основанной на тесном сотрудничестве детского сада и школы.

Наша практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены контакты учителей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.

Литература

1. Волошина М. И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений.// журнал «Начальная школа» №12000 г.

2. Лебедева С. А. Ещё раз о преемственности дошкольного и начального образования.// журнал «Начальная школа» №112005 г.

По теме:

Материал nsportal.ru

Модель подготовки детей к школе в детских садах реализуется посредством обеспечения следующих условий:

  • наличие нормативно- правовых документов Федерального, регионального и локального уровней;
  • кадровое обеспечение;
  • организация рациональной предметной и развивающей среды, которая позволяет стимулировать физическое и психическое развитие. Она включает в себя следующее: функционирование музыкального и физкультурного залов, медицинского блока, логопедического кабинета, кабинета психологической разгрузки. В группах организованы физкультурные уголки, центры речевого и математического развития, театрализованной и игровой деятельности, краеведения, природные уголки, что способствует развитию творческих способностей и сенсорики у детей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно влияет на всестороннее развитие ребёнка;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий, которые включают в себя: соблюдение рационального режима дня, построенного с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности. Рациональное построение режима дня рождает привычку у детей к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует их, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью;
  • создание комфортной психологической обстановки;
  • организация службы сопровождения ребёнка, которая предназначена квалифицированно выстраивать помощь ребёнку. Медицинские работники, педагоги, психологи обеспечивают гармоничное развитие личности ребёнка и гарантируют сохранение и укрепление его физического и психического здоровья. Такое триединство необходимо в связи с тем, что дети имеющие нарушения в развитии, как правило, имеют отклонения со стороны нервно- психической сферы (повышенную нервно- рефлекторную возбудимость, отставание в психомоторном развитии и др.) , что требует не только медицинской, но и психологической коррекции.

1. Особое внимание уделяется психологическому сопровождению детей, которое включает в себя:

а) определение уровня тревожности у детей;

б) изучение поведения детей в ситуации стресса;

в) выявление поведенческих отклонений;

г) диагностика эмоционального состояния у ребёнка в семье и детском саду;

д) определение типа нервной системы;

е) определение уровня развития психических процессов у детей;

ж) определение уровня готовности к школьному обучению.

2. Педагогическое сопровождение предусматривает систему мер подгрупповой и индивидуальной работы с каждым ребёнком в соответствии с имеющимися отклонениями в развитии.

3. Логопедическая служба использует комплекс специальных программ, позволяющих разработать индивидуальный план работы с каждым ребёнком по устранению логопедических дефектов и развитию культуры речи. Учителя- логопеды работают в тесном контакте с музыкальными руководителями по формированию у детей речевого дыхания, правильной артикуляции и интонационно- выразительной речи. С целью развития умения детей соотнести речь с движениями применяется логоритмика.

С инструкторами по физической культуре учителя-логопеды работают по автоматизации поставленных у детей звуков, закреплению лексико- грамматических средств языка. Выполнение по образцу движений, а также наглядный показ позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания.

  • включение ребёнка в систему коррекционных мероприятий с помощью разнообразных средств, что позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребёнка конкретные дефекты речи, общедвигательного режима, психоэмоциональной сферы, добиваясь положительной динамики.

В функционал заместителя заведующего по УВР, старшего воспитателя, узких специалистов, педагогов групп включено проведение обследование уровня усвоения программного материала, состояния речевого развития, психических процессов, физической подготовленности, музыкальных способностей детей всех возрастных групп 2 раза в год ( на начало и конец учебного года) и 1 раз в год (в середине) промежуточный срез, с помощью которого можно увидеть динамику развития того или иного ребёнка.

На детей имеющих проблемы в развитии, усвоении программного материала, посетивших ГПМПК, но не попавших в коррекционные детские сады по различным причинам ( не хватка мест, отказ родителей) специалистами ( зам.зав., ст.воспитаель, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) детского сада разрабатываются и составляются индивидуальные маршруты развития, в которых подробно описана программа развития ребёнка, включающая в себя краткие сведения о ребёнке ( его семья, условия проживания, воспитания) , анамнестические сведения о ребёнке, наблюдения специалистов детского сада за весь период ребёнка, находящегося на образовательном маршруте ( мониторинг психологических особенностей, общего уровня развития, интеллектуально- познавательного, речевого, физического, музыкального развития) , основные направления развития ( условия для развития, результаты, содержание коррекционно- развивающей помощи ( цель коррекционной помощи, длительность, количество занятий в неделю, используемая программа или технология, по которой проводятся занятия, план- прогноз развития ребёнка) .

  • лечебно- профилактические мероприятия в коррекционных детских садах, включают в себя проведение массажа и занятий лечебной физкультурой с детьми ортопедических групп, включение коррекционных упражнений в комплексы утренней гимнастики и физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп, принятие солнечных ванн, песочная терапия и т.д.;
  • сотрудничество детского сада с семьёй, основанное на следующих принципах, определяющих её содержание, организацию и методику:

1) единство целей и задач воспитания;

2) систематичность и последовательность работы;

3) индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье;

4) взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителями.

  • взаимодействие с социумом (музыкальной школой, детской библиотекой: дети старшего дошкольного возраста посещают библиотеку 2 раза в месяц – занятия познавательного цикла « Наша Родина- Россия», « Зелёная тропинка» и др., кукольным театром, ДБЦ) .
  • преемственность в работе со школой ( общие родительские конференции, собрания, открытые занятия с привлечением учителей начальных классов, совместные мероприятия с детьми и т.д.) .

Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу. Вся система воспитательно- образовательной работы детского сада предусматривает формирование готовности ребёнка к школьному обучению. Подготовительная к школе группа отличается от других возрастных групп тем, что в ней завершается выполнение всех задач воспитательно- образовательной работы, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду».

Педагоги и специалисты детских садов включат в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения постепенно усложняя их, и тем самым формируют у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе и приближены временными рамками к уроку в школе (30 минут) .

« Программой воспитания в детском саду» в подготовительной к школе группе предусмотрены следующие занятия:

  • Развитие речи (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте) . К концу года дети могут:

- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, последовательно и логично, понятно для собеседника рассказывать о факте, событии, явлении;

- быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса;

- в общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости;

- употреблять синонимы и антонимы, сложные предложения разных видов;

- различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин.

  • Ознакомление с художественной литературой. К концу года дети могут:

- различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это сказка (рассказ, стихотворение) , потому что…») ;

- назвать любимые сказки и рассказы; прочесть один-два любимых стихотворения, две-три считалки; вспомнить две-три загадки; назвать двух-трёх авторов;

- выразительно прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, рассказа.

  • Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве) . К концу года дети должны уметь:

- считать в пределах 10;

- правильно пользоваться количественным и порядковыми числительными;

- сравнивать числа в пределах 10, устанавливать какое число больше

( меньше) другого, уравнивать неравное число предметов;

- сравнивать до 10 предметов по величине (длине, ширине, высоте) , размещая их в порядке возрастания (убывания) ;

- различать форму предметов;

- выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе, к другим предметам;

- ориентироваться на листе бумаги;

- называть название текущего месяца года, последовательность частей суток, всех дней недели, времён года.

  • Познавательное развитие (« Ребёнок и окружающий мир»: предметное окружение и явления общественной жизни: семья, детский сад, родная страна, наша планета, наша армия, труд взрослых; «Природное окружение. Экологическое воспитание») . К концу года дети могут:

- различать и называть виды транспорта;

- обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;

- знать, что предметы – творение человеческой мысли;

- выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей;

- знать дату своего рождения, своё отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчество родителей;

- знать герб, флаг, гимн России. Иметь представление о Президенте, Правительстве России;

- иметь представление о разных родах войск и почётной обязанности –защищать Родину;

- иметь представление о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, традициях, фольклоре, труде и т.д.;

- иметь представление о труде взрослых, их деловые и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.

- иметь первичные представления о школе, библиотеке;

- объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;

- иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края и т.д.

  • Художественно- эстетическое воспитание (изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, музыкальное воспитание) . К концу года дети могут:

- знать различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и т.д.;

- создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;

- лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трёх и более изображений;

- создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания;

- видеть конструкцию предмета и анализировать её с учётом практического назначения;

- изготовлять объёмные игрушки;

- работать иголкой (вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать вешалку, пуговицу) ;

- узнавать мелодию Государственного гимна РФ;

- определять к какому жанру принадлежит прослушанное произведение

(марш, песня, танец) ;

- различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев) ;

- петь несложные песни в удобном диапазоне как коллективно, так и индивидуально;

- выполнять танцевальные движения;

- играть в оркестре на детских музыкальных инструментах.

  • Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, дидактическая игра) . К концу года дети могут:

- самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр;

- находить новую трактовку роли и исполнять её;

- моделировать предметно-игровую среду;

- владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.

  • Физическая культура (развитие основных движений, воспитание культурно- гигиенических навыков) . К концу года дети могут:

- выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье) ;

- выполнять физические упражнения из разных исходных положений чётко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;

- соблюдать и выполнять культурно- гигиенические правила;

- следить за собой, за своим внешним видом.

Таким образом, проанализировав всё выше сказанное можно сделать вывод, что «Портрет» ребёнка- дошкольника и «портрет» выпускника начальной школы, сформулированный разработчиками стандарта начального образования, во многом похожи. Например, в стандарте сказано, что выпускник начальной школы должен уважать и принимать ценности семьи и общества, любить свой край и свою Родину.

А дошкольник должен иметь первичные представления о себе, о семье и обществе, государстве и мире, о природе. По сути это одно и то же.

Главное в том, что основные линии развития ребёнка выдержаны, преемственность между требованиями « Программы развития и обучения в детском саду» и школьными стандартами обеспечена.

Материал nsportal.ru

Подготовка к школе в детском саду

Подготовка детей к школе | Обучение грамоте дошкольников | По слогам | Бегло читаем | Начало |

Подготовка к школе в детском саду

Подготовка к школе в детском саду очень важна для ребенка. Ведь первое чему учится ребенок в дошкольном учреждении это умению общаться и взаимодействовать со сверстниками. Самые первые и самые главные навыки малыш приобретает в дошкольном возрасте.

Также в детском саду дети учатся первым навыкам письма, чтения и счета. От воспитателя в этом вопросе зависит очень многое, и самое главное это развить в ребенке интерес к учебе, именно познавательный интерес.

Таким образом, подготовка к школе в детском саду осуществляется двумя способами: через тематические занятия и проекты и посредством общения со взрослыми и сверстниками.

В связи с введенными впервые в нашей стране Федеральными стандартами образования, начальная школа является естественным продолжением детского сада.

Формы преемственных связей между детских садом и начальной школой различны:

Это педагогические семинары, круглые столы для педагогов детского сада, родителей и учителей школы.

Осуществление практической деятельности педагогов и учителей

Осуществление практической деятельности педагогов и учителей с детьми: первоклассниками и дошкольниками. Организация совместных праздников, выставок, проведение совместных соревнований. Кроме этого, рекомендованы различные мероприятия в детском саду на тему «школы»: выставка рисунков «Я рисую школу», чтение стихов о школе.

Проведение «дней выпускников» в детском саду, когда дошкольное учреждение приглашает своих бывших воспитанников.

Комплектование классов детьми из детского сада, которые входит в тот же самый образовательный комплекс, что и школа. Этот проект имеет широкую реализацию в столице.

Анкетирование родителей на предмет выявления актуальных проблем. По итогам анкетирования возможно проведение дополнительных консультаций с учителем-логопедом, с педагогом-психологом и другими.

Информирование родителей о трудностях адаптации к школе, о возможных решений. Педагоги готовят для мам и пап будущих первоклассников памятки: «Как играть с детьми?», «Как привить ребенку чтение».

Совместные игровые тренинги для родителей и детей. Особенно актуальны тренинги, задействующие мелкую моторику. Специалисты отмечают у большинства современных первоклассников проблемы с речью, с написанием букв.

Всестороннее воспитание включает в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

Задача детского сада при подготовке к школе

На занятиях по подготовке к школе воспитатель выполняет следующие задачи:

  • Формирование у дошкольников представления о школьных занятиях как о важной деятельности для приобретения необходимых знаний, умений и навыков. В соответствии с этим представлением у детей вырабатывается познавательная активность на занятиях;
  • Выработка ответственности, настойчивости, самостоятельности и старательности. Это способствует стремлению ребенка овладевать знаниями, умениями и навыками, прилагая для этого достаточные усилия;
  • Овладение навыками коллективной деятельности, позитивного отношения к сверстникам, формирование способности активно воздействовать на своих сверстников как на участников общей деятельности. То есть способности оказания посильной помощи, вынесения справедливых оценок результатов работы сверстников, выработка тактичности в оценке допущенных ошибок;
  • Приобретение дошкольниками навыков организованного поведения и учебной деятельности в условиях коллектива. Эти навыки способствуют формированию у дошкольников самостоятельности в выборе вида деятельности, игры или занятий.

Обучение детей

Читать далее poskladam.ru

Другие статьи по теме:

  • Скачать задания для подготовки к школе

    Подготовка руки к письму. Уважаемые родители, распечатайте, пожалуйста, предложенные варианты заданий. Это поможет вашему ребенку закрепить пройденное на занятиях. Для этого необходимо открыть из...

  • Подготовка ребенка к школе занятия

    Программа развивающих занятий по подготовке детей к школе «В Стране знаний». Пояснительная записка Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и пс...

  • Дошкольная подготовка детей к школе программа

    Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (рабочая программа) Пояснительная записка Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается а...

  • Разработки занятий по подготовке детей к школе

    Программа развивающих занятий по подготовке детей к школе «В Стране знаний». Пояснительная записка Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и пс...

  • Подготовка детей к школе программа

    Программа развивающих занятий по подготовке детей к школе «В Стране знаний». Пояснительная записка Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и пс...

  • Подготовка детей к школе

    Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе “Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребёнком. А ребёнок для родителей всегда является частью их самих...

  • Дед всевед подготовка к школе

    Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Школа Деда Всеведа» Программное содержание: Учить нестандартно мыслить, предлагать неожиданные оригинальные...

  • Подготовка к школе дошкольников

    Подготовка дошкольников к школе Тема: «Подготовка дошкольников к школе» Воспитатель МДОУЦРР - Детский сад №10 воспитатель Березенко Наталья Викторовна г. Алексеевки Белгородской обл. Многие дети,...

  • Подготовка к школе детей с нарушением зрения

    Из опыта работы специалистов ДОУ по подготовке слабовидящих детей к школьному обучению. Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать детские...

  • Подготовка к школе занятия

    Подготовка к школе. Занятие 1 Всех на бой вас вызывает Славный доктор... (Айболит) 2) К нам в гости пришёл сегодня Айболит. А кто это такой? (Варианты детей. Можно по желанию прочитать небольшой...

  • Роль семьи в подготовке ребенка к школе

    «Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник» Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с обществ...

  • Школа деда всеведа предшкольная подготовка

    Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Школа Деда Всеведа» Программное содержание: Учить нестандартно мыслить, предлагать неожиданные оригинальные...

  • Психологическая подготовка к школе

    Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе «Скоро в школу!» Цель: 1. Психологическая подготовка детей к школе. 2. Развитие эмоционально-личностной сферы психики детей. 3. Развит...

  • Методика подготовки к школе дошкольников

    План работы по самообразованию. Тема: «Использование инновационных методик в подготовке детей к школе» Цель: Активное изучение и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школ...