Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС

В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (текст ФГОС пункт 1.4.7.)

А в задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. (это пункт 1.6.6.)

По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Однако надо помнить, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана, прежде всего, с освоением ребенком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.

Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами взаимодействия с миром (помимо «могу», у ребенка должно быть еще и желание развиваться (т. е. «хочу»). Для меня стало важным как сделать так, чтобы такое желание возникло.

Поставила перед собой цель : Выстроить систему работы для познавательной активности детей, старшего дошкольного возраста с помощью различных форм и методов и приёмов.

Для реализации данной цели решала следующие задачи:

- Создать условия в группе для самостоятельной познавательной активности детей;

- Расширить детский кругозор;

- Пополнить развивающую среду группы;

- Организовать цикл экскурсий в природу;

- Разработать тематическое планирование по ОО Познавательное развитие;

- Привлечь родителей к решению вопросов познавательного развития детей группы.

Прежде всего, в основу работы в этом направлении взяла следующие принципы:

- развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя;

- природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей;

- психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;

- взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок – педагог», «родители – ребенок», «педагог – родители».

- смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующий на то, что образ мира для ребенка – не просто знания, это его знания о мире;

- здоровьесберегающий принцип и др.

Эти принципы и определяют мой подход к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.

Чтобы правильно наметить пути предстоящей работы в этом направлении, провела мониторинг с целью определения уровня развития познавательной активности детей. На основе полученных результатов выстроила систему работы. Прежде всего составила перспективный план ознакомления детей с окружающим по трем основным разделам: мир природы, мир людей, мир предметов. В плане я предусматриваю разные виды деятельности: НОД, игру, труд, самостоятельную и продуктивную деятельность.

Серьезное внимание необходимо уделить созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка. В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС названа Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами. (п. 3.3.1. 1)

Организовала развивающие центры разных видов деятельности (Экологический, исследовательский, краеведческий, познавательный и т. п.) составила картотеки методической и детской литературы, интересных форм работы с детьми по данному направлению.

В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность.

Осуществляю ее в основном во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.

На организацию мероприятий в режимных моментах обращаю особое внимание, так как радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.

Деятельность детей в режимных моментах активизирует организованная предметно-развивающая среда, а именно:

- «лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;

- дидактические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Геоконт и др., мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для ее обслуживания с детьми вне НОД;

- глобус и физическая карта, которые являлись наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т. д. ;

- настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;

- микроскоп, лупы и другие материалы, которые использовались при работе с различным познавательным содержанием.

Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе. В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними. Конечно, нельзя обойтись без познавательной литературы, поэтому в группе оборудована «Полочка умных книг» (энциклопедии типа «Все обо всем», познавательные книги серии «Что есть что», «Моя первая энциклопедия» и т. п.) . Ее содержание всегда доступно детям.

В развитии познавательной активности дошкольников большое место отвожу организации разнообразных познавательных мероприятий. Традицией стало проведение вечеров под названием «Почемучка». На них выносится информация, требующая нашего непосредственного участия. Это сообщение дополнительных интересных сведений, показ разнообразных опытов. Детям очень нравятся разной тематики досуги: КВН, викторины, вечера загадок и др. Их цель – показать воспитанникам, как много они уже знают, умеют. Готовятся к ним дети по желанию. На такие досуги приглашаем родителей, которые тоже могут показать детям что-нибудь интересное. Замечено, что после их проведения большее количество детей стало по собственной инициативе включаться в процесс познания. Это свидетельствует о возросшем интересе к совместной и самостоятельной познавательной деятельности.

Опыт работы убеждает в необходимости применения в НОД или совместной деятельности с детьми приемов, помогающих привлекать и удерживать внимание. Это эмоциональная и голосовая модуляция (громкость голоса, интонация, модуляция темпа речи (пауза, изменение темпа речи).

В своей работе широко использую и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей:

- игровой, повышающий качество усвоения познавательного материала;

- сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т. п.) ;

- элемент новизны в НОД, изменяющий форму организации работы с детьми и места проведения (экскурсия, путешествие, выставка и т. п.) ;

- юмор и шутка, повышающие эмоциональность обучения, делающие НОД более интересной и запоминающейся.

На НОД в образовательной области «Познание» организовываю взаимоотношения не только по системе «педагог – дети», но и «дети – дети». Практика показывает, что не всегда в НОД поощряется взаимодействие детей со сверстниками (часто такое общение воспринимается как шалость). А ведь именно их взаимодействие друг с другом способствует развитию познавательного интереса, осуществлению контроля за своими действиями и действиями других детей, появлению взаимопонимания, сопереживания. В своей работе стараюсь создавать такие ситуации, которые побуждали бы детей оказывать помощь друг другу.

Огромное значение ФГОС отводит работе с родителями, педагогам важно сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Формы работы с родителями

• Лекции об особенностях познавательной деятельности ребёнка с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.

• Размещение рекомендаций на информационном стенде, сайте ДОУ.

• Семейные проекты «Моя семья», «Поможем птицам зимой», «Генеалогическое древо нашей семьи».

• Родительские встречи, позволяющие рассказать о собственных хобби, «Мамины и папины уроки»

• Семинар - практикум по организации познавательно – исследовательской и проектной деятельности дошкольников.

• Познавательные вечера по различной тематике, где родители – активные участники.

Результаты итоговой диагностики уровня познавательной активности детей нас порадовали. Можно утверждать, что системная работа по данной проблеме способствует развитию познавательной активности старших дошкольников.

У большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.

На мой взгляд, практическая значимость работы заключается в том, что обобщенные материалы могут быть использованы педагогами дошкольного образования в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития их познавательной активности.

www.maam.ru

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению

Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на успешность подготовки к школьному обучению

Дошкольное детство – длительиный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е. А. Аркин, это период, когда «. и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия. » для их развития [14].

Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.

Заинтересованное отношение к окружающему миру, стремление познать то, что неизвестно – ценное свойство, во многом обуславливающее эффективность учения и деятельности. Проблема исследования способов и методов развития познавательной активности дошкольников одна из важных проблем педагогики. Организация познавательных действий должна опираться на уже развитые у ребёнка потребности, в том числе на потребность в общении со взрослыми – одобрение действий, поступков, суждений, мнений.

Психологи и педагоги по-разному пытаются ответить на вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок хотел познавать. Д. Б. Годовикова указывает на то, что в настоящее время есть два пути решения проблемы развития познавательной активности: экстенсивный и интенсивный [16]. Они оба имеют одну и ту же конечную цель: воспитание образованной, нравственной, социально-активной, способствующей (способной) к саморазвитию личности. Однако, подходы к достижению цели разные. Экстенсивный путь реализуется, прежде всего, через увеличение объема знаний, сообщаемых детям. Интенсивный же путь основывается на формировании субъективной, личностно заинтересованной позиции и это предполагает изменения самой структуры учебно-воспитательных программ и интенсификацию методов обучения (развивающее, личностно-ориентированное обучение) .

Деятельность дошкольника существенно зависит от внешних и внутренних условий присвоения им опыта, накопленного человечеством. Педагог, создавая эти условия, раскрывает перед детьми средства и способы познания мира, формирует основы личностной культуры, в том числе культуры познания. При этом степень проявления активности как личностного качества ребенка зависит от характера и содержания деятельности, организованной педагогом, и выполнения функций ребенка в этом процессе.

Субъективную позицию ребенка в процессе развития ПА обеспечивает поисковая деятельность. Возможности и преимущества использования поисковой деятельности в работе с дошкольниками выделены в ряде исследований (Н. И. Апполонова, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер, Д. И. Воробьева, З. А. Грачева, М. Н. Емельянова, О. Л. Князева, Т. А. Куликова, А. Р. Лурия, Л. М. Маневцова, А. К. Матвеева, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, Н. К. Постникова, А. И. Савенков, Н. А. Семенова и др.) .

С целью развития познавательной активности необходимо возбудить интерес, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Основным мотивом учения в дошкольном возрасте является интерес и это наиболее существенное его проявление. Именно наличие познавательного интереса к учению, повышает познавательную активность и эффективность процесса обучения, и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями.

Познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нём отчетливо выражена направленность на определённую область, к более глубокому познанию, к которому стремится ребёнок. Познавательный интерес становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, если ребёнок проявляет готовность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, своё обучение.

Любознательность и познавательный интерес представляют собой разные формы активного познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью [16].

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста предполагает новые знания и умения. А подъёмом её от одной ступени на более высокий уровень означает:

Создание у ребёнка-дошкольника такого отношения к предметам, явлениям, которое отвечало бы содержанию познавательной потребности следующего, более высокого уровня.

Создание условия, при котором дошкольнику необходимо осуществлять действия более высокого порядка, регулируемые не предметом, а его собственными намерениями.

Обе задачи можно решить специально-организованной деятельностью и правильным включением в эту деятельность общения со взрослыми.

В работах М. И. Лисиной [38] по изучению познавательной активности основное внимание сосредоточено на поиске прижизненно действующих факторов, которые при прочих равных условиях, определяют количественные и качественные особенности познавательной активности у каждого ребенка.

Установление факторов, которые обуславливают развитие познавательной активности в разные периоды детства, имеет важнейшее теоретическое значение, так как позволяет понять происхождение и движущие силы развития сторон личности человека. Одним из факторов развития познавательной активности у дошкольников является «общение ребёнка со взрослым человеком – педагогом, родителями» [38].

В процессе этого общения ребёнок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, к предметам; с другой – способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач.

Деятельность, согретая радостью познания достижений, насыщенная активной мыслью и поиском, становится продуктивной, успешной, творческой. Всё это укрепляет чувство собственного достоинства, неизмеримо повышает ценность дошкольника в коллективе сверстников и среди взрослых.

На разных этапах формирования знаний в процессе учения познавательная активность должна находиться в строгом соответствии с основными задачами занятия. Так на первом этапе – формирование знаний и умений – активность воспитателя должна быть более высокой. На втором этапе – необходимо проявлять большую самостоятельность и активность детям. Очень часто воспитатели, чтобы повысить активность детей, неоправданно чрезмерно используют разнообразные наглядные пособия, элементы загадочности, изобилие яркого наглядного материала только отвлекает детей от познавательных задач, снижает активность.

С целью повышения познавательной активности у дошкольников Е. И. Щербакова предлагает на каждом занятии учить дошкольников анализировать и сравнивать, обобщать и доказывать. Важно создавать условия для проявления самостоятельности, творчества, предоставлять им возможность проявлять инициативу, находить свои способы решения познавательной задачи [57].

Активный характер учебной и свободной деятельности позволяет установить уровень познавательных возможностей и их связь с развитием интеллекта и познавательной активности.

Знания выступают как результат познавательной деятельности, и потому характер знаний определяется характером познания дошкольников. Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является ее наглядно-действенный и наглядно-образный характер, который закономерно определяет особенности знаний – образную их структуру, то есть знания существуют в виде представлений, образов, отражающих познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребенка. В связи с этим знания дошкольника характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщенные, несвязанные между собой и т. п.

Вместе с тем именно в дошкольном возрасте у детей под воздействием обучения формируется возможность устанавливать, отражать объективно существующие в природе и обществе связи и, что особенно важно, существенные связи, если их можно представить дошкольнику наглядно-действенным или наглядно-образном плане. Отсюда возникает возможность, опираясь на познания существенных связей, формировать у детей, систематизированную, соответствующие действительности, знания, способствующие развитию познавательной активности.

Предметная «исследовательская» деятельность, свойственная ребенку дошкольнику, развивает и закрепляет активное познавательное отношение к окружающему миру. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

По мнению Н. Н. Поддьякова [47] именно не совсем отчетливые представления оказывают существенное влияние на умственное развитие ребенка, порождая у него гипотезы, сомнения, стимулируя его познавательную активность.

Современные старшие дошкольники, накопив значительный познавательный опыт во время занятий в детском саду, обогатились в познании благодаря средствам массовых коммуникаций, доступных детям. Старшие дошкольники имеют опыт достаточный обращения с множеством предметов, опыт общения с взрослыми и сверстниками, опыт разнообразной деятельности. Ребенок приобщён к элементам трудовой деятельности, к оперированию с предметами и материалами труда, знаком со способами обращения с нехитрыми инструментами. Игра – «школа воображения и социальных отношений» – по-прежнему интересна и привлекательна для него. Дошкольник имеет опыт разносторонней художественной деятельности. Все эти приобретения дают возможность овладеть системными процессами познавательной деятельности и способствуют развитию познавательной активности.

Таким образом, условия развития познавательной активности, подъём её на более высокий уровень – это практические, исследовательские действия ребёнка-дошкольника. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом, новыми постижениями, окрашенными яркими эмоциями. Старшие дошкольники в ДОУ получают старт развитию мотивов учения, вводных навыков и обучаемости, достигают должного уровня формирования всех аспектов готовности к школьному обучению, накопив значительный познавательный опыт во время занятий в детском саду. Задачи развития познавательной активности у детей дошкольного возраста можно решить специально-организованной деятельностью и правильным включением в эту деятельность общения ребенка со взрослыми.

www.maam.ru

НДОУ «Детский сад №150 ОАО «РЖД»

ст. Троицк

Технология развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

(из опыта работы)

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности и мыслительных операций. Не случайно и в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) » большое внимание обращается на развитие мышления детей, поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношений.

Актуальность проблемы заключается в важности своевременного развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Проблема развития речи в познавательно-исследовательской деятельности сложна и интересна, и мало изучена.

Нами определена задача:

  • помочь дошкольникам в реализации их познавательной активности, включая детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов и уметь рассказать об этом.

Создание технологий развития речи в процессе познавательно-исследовательской деятельности строится по блокам:

  1. Обучение исследовательским действиям.
  2. Расширение представлений об окружающем мире, формирование категорийных понятий.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение, обозначенное речью, предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Обучение строится поэтапно.

На первом этапе педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно.

На втором этапе педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск) .

На третьем этапе постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно

Таблица 4

Подробней на сайте nsportal.ru

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования

Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

До настоящего времени не сложилась целостная картина формирования познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность данной активности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования экспериментирования как педагогического средства формирования познавательной активности старших дошкольников не решены в полной мере.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования.

дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения.

В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.

Детский эксперимент должен иметь следующую структуру:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы) ;

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения) ;

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях) ;

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось) ;

- формулирование выводов.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

- по характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек;

- по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и так далее;

- по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;

- по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;

- по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю) , систематические;

- по продолжительности: кратковременные (5-15 минут) , длительные (свыше 15 минут) ;

- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;

- по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

- по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями) , сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта) , обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) ;

- по характеру познавательной активности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты) , поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат) , решение экспериментальных задач;

- по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные, индивидуальные.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними; безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов; показ только существенных сторон явления или процесса; отчетливая видимость изучаемого явления; возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Для изучения сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста целесообразно провести диагностическое обследование. Диагностическое обследование рекомендую проводить по стандартным методикам, соответствующим образовательной программе ДОУ, подобранные с учетом возрастных особенностей детей. Задания, должны предполагать активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания, а также направлены на восприятие, переживание, нахождение и сравнение образов через прослушивание стихов, загадок и рассматривание картинок.

Своевременное выявление уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста позволили выявить группу детей с недостаточной сформированностью познавательной активности и наметить пути решения проблемы через детское экспериментирование, а именно создать педагогические условия по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования. Педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования являются следующие:

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в процессе экспериментирования.

2. Стимуляция любознательности ребенка в процессе познавательной активности по средствам экспериментирования.

3. Передача инициативы от взрослого ребенку.

При разработке содержания заданий мы опирались на предложенные И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, Л. А. Хрушковой. При подборе заданий для детской деятельности предполагалось, что дети умеют обращаться с тем материалом, который предлагается. В задания вошли 4 блока экспериментов: «Эксперименты с водой», «Эксперименты с воздухом», «Эксперименты с водой и песком», «Эксперименты с почвой».

Основными принципами деятельности были:

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе мы старались использовать материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Для нас важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали свою деятельность, то взрослый предлагал (но не настаивал) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Цели экспериментальной деятельности:

  • развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования;
  • создавать условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования;
  • развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
  • создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
  • учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Обучающие задачи:

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
  • развивать представления об основных физических явлениях развивать;
  • развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость.

Развивающие задачи:

  • расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода - для удовлетворения своих потребностей;
  • расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  • знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

Воспитательные задачи:

  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Ожидаемый результат:

  • Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
  • Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
  • Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

Результативность, эффективность и существенные изменения работы можно проследить по диагностическому обследованию детей которое, также следует проводить по тем стандартным методикам, соответствующим образовательной программе ДОУ, подобранные с учетом возрастных особенностей детей.

Предложенная совокупность факторов педагогического воздействия, включающая в себя принципы обучения и определяемая ими совокупность педагогических методов, приемов, форм организации педагогических условий является эффективным средством развития познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования в рамках дошкольного учреждения.

В заключение следует отметить, что конкретизация сущности познавательной активности как развивающегося сложного личностного образования, раскрытие его структуры, выделение системы критериев, фиксирующих состояние компонентов познавательной активности в процессе детского экспериментирования, позволяет эффективно и целесообразно планировать содержание познавательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Список литературы:

1. Веракса Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Методическое пособие для педагогов ДОУ/ И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. под ред. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

4. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. Методические рекомендации. Методические рекомендации для работников ДО / Л. Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2011

Добавить комментарий

Подробней dohcolonoc.ru

к развитию способностей»

(Н. С. Лейтес)

Цель: Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности.

Вопросы:

  1. Особенности формирования познавательной активности в период дошкольного детства.
  2. Взаимодействие ДОУ и родителей по формированию познавательной активности детей через исследовательскую деятельность;
  3. Проведение опытов совместно с родителями;
  4. Памятка взрослому (вручается родителям) .
  1. Что такое «познавательная активность»?

Термин «познавательная активность» ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

В педагогической литературе понятие активности используется в основном в двух значениях: первое - это активность как состояние, связанное с выполнением какого-то действия и второе - активность как свойство личности.

Т. И. Шамова рассматривает активность "как цель, средство и результат деятельности" человека.

Определение А. К. Марковой, которая считает, что познавательная активность – это активность, возникающая по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

  1. Особенности формирования познавательной активности в период дошкольного детства

Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить эту познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость проверки

Особенности формирования познавательной активности в том что дети старшего дошкольного возраста находятся в постоянном и качественном движении компонентов познавательной активности (косвенные и «знаемые» мотивы переходят в мотивы прямые, действенные; объект познания все время усложняется с точки зрения его присвоения детьми; совершенствуются и обогащаются способы деятельности по присвоению; дети нацеливаются на обнаружение новых способов; они все более углубленно осознают изменения в самих себе, которые рассматриваются ими как главные результаты познавательной активности.

  1. Взаимодействие ДОУ и родителей по формированию познавательной активности детей через исследовательскую деятельность

Исследовательская деятельность – особый вид деятельности, который рождается в ходе поисковой активности.

Формирование познавательной активности через исследовательскую деятельность наиболее эффективно формируется через взаимодействие педагогов и родителей. Если родители будут обращать на это внимание, то у ребенка развитие познавательной активности будет стремительно возрастать.

Существует множество условий формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, но наиболее эффективной будет исследовательская работа.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу — сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.

Во время прогулок в теплые дни осматривайте вместе с детьми разные места, обсуждайте, почему в одних местах сухо, а на других держится вода. Если встречаются места с черной землей, напоминайте о том, что это хорошая питательная почва.

В солнечные дни обращайте внимание детей на тень от предметов — ее разную форму, размеры, привязанность к предмету. Проводитенаблюдения за перемещением тени, можно изготовить солнечные часы.

На улице дети собирают камни в разных местах, вместе рассматривайте, выкладывайте ими фигуры на влажном и ровном песке.

Таким образом можно сделать вывод, что формирование познавательной активности через исследовательскую деятельность будет наиболее успешным при взаимодействии педагогов и родителей.

5. Проведение опытов совместно с родителями

Сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем. И поучимся как можно провести их в домашних условиях. Сейчас вы ненадолго окажитесь детьми и поможете мне провести эксперимент.

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.

- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет) . Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар) . Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Эксперимент второй:

В: Если огонь становится опасны, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить) . Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли) . А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да) Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды(Ребенок выполняет указание воспитателя) . Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды) .

Эксперимент третий, четвертый:

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей.

Эксперимент пятый:

В: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет) . Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

В: На этом наша работа в лаборатории окончена, я думаю теперь вам не составит труда вместе с детьми дома проводить опыты.

5. Памятка взрослому

  • Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите детей действовать независимо;
  • Помните о главном «педагогическом» результате – не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно;
  • Не спешите с вынесением оценочных суждений;
  • Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробней на сайте nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов « Развиваем познавательную активность детей старшего дошкольного возраста».

Современные процессы общественного развития обуславливают изменение приоритетов образования – все большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие познавательной активности ребенка.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

Что же такое познавательная активность? Раскрытие сути этого понятия можно начать с научного определения термина активность.Обратимся к словесным источникам. В толковом словаре, активный– энергичный, деятельный.

В некоторых языках деятельность и активность называют, одним словом activity.

Активность как особенность личности, выявляется в энергичной, интенсивной деятельности: в труде, обучении, в общественной жизни, разных видах искусства, в спорте, в играх…(Педагогическая энциклопедия) .

Известно, что познание – главная деятельность дошкольников, это процесс открытия ребёнком спрятанных связей и отношений, это «новый процесс проникновения ума в объективную действительность» .

Проблему познавательной активности детей ученые, как правило, рассматривают вместе с деятельностью, а так же в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Ещё К. Роджерс подчёркивал: на активность ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности.

Активность - предмет исследования различных наук, естественных и общественных и общая категория в исследованиях природы психики, психического развития, познавательных и творческих возможностей личности. В системе познавательных процессов активность наиболее отчетливо выступает на трех существенно различных уровнях, различающихся специфическими особенностями саморегуляции.

В продуктивной познавательной активности эти уровни выражаются:

1. Как активность внимания;

2. Как исследовательская познавательная активность;

3. Как личностная активность.

Чтобы обеспечить уровень познавательной активности необходима насыщенная информационная среда и возможность практической деятельности в ней. Препятствием развитию данного уровня познавательной активности, является раннее введение теоретических форм обучения, слишком раннее приобщение ребенка к «книжной культуре» . Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная развивающая среда, или «образовательная среда», в которой он живёт и учится самостоятельно.

В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.

Предметно-развивающая среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям эргономики развивающейся детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности.

Учитывая то, что ребёнок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Если ребёнок нуждается в уединении, то в группе он найдёт специально выделенное для этого место.

Предметно-развивающая среда должна быть достаточно связанной, с тем, чтобы ребенок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.

Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Итак, наиболее общими и важными задачами развития познавательной активности ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире) , как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательная активность выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию .

Использованная литература:

Герасимов, С. В. Познавательная активность и понимание Гизатуллина, Н. А //Вопросы психологии.-1994.-№ 3.

Денисенкова, Н. С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно – практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л. С. Выготского // Н. С. Денисенкова, Е. Е. Клопотова. - Москва – Бирск, 2004.

Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.,1994.

По теме:

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательной сферы ребенка дошкольного возраста

    «Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (Из опыта работы МБДОУ «Детского сада «Северяночка») С первых дней посещен...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Интерактивная доска для детей дошкольного возраста

    Занятие педагога-психолога «Лев — царь зверей» для детей младшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Представленный конспект является составной частью авторской развивающей...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...