Познавательно речевое развитие дошкольников в условиях фгос

Мастер-класс «Применение наглядно-игровых средств для социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития дошкольников в условиях ФГОС» / События на TimePad.ru

Ведущая вебинара:

Уварова Татьяна Борисовна

Учитель-логопед высшейквалификационной категории, кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования Российской Федерации, автор статей и методических пособий по работе с детьми дошкольного возраста, доцент кафедры Специального (дефектологического) образования Московского социально-гуманитарного института.

Стаж педагогической работы 26 лет, стаж преподавательской деятельности 5 лет.

Татьяна Борисовна 26 лет работает в дошкольном образовательном учреждении с детьми, имеющими серьёзные нарушения развития.

Среди её учеников былидети с алалией, ринолалией, аутическими проявлениями, снижением слуховой функции, задержкой психического развития различного генеза.

Большой практический опыт, научная база, специально разработанные методические приёмы позволяют ей добиваться стойких положительных результатов по коррекции у детей основных нарушений и вторичных отклонений в развитии.

Программа мастер-класса:

  • Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
  • Развитие мотивационной сферы дошкольников с помощью наглядно-игровых средств.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
  • Практическое применение наглядно-игровых средств для развития и воспитания дошкольников в условиях ФГОС.
  • Особенности применения наглядно-игровых средств при работе с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.

У наших слушателей есть уникальная возможность задать вопросы настоящему эксперту!

Все участники получат специальныйсертификат (длительность ? 4 часа)с печатью организации!

Приглашение на вебинар и подробную инструкцию по подключению вы получите по электронной почте за 3 часа до начала встречи.

?*Время проведения вебинара МОСКОВСКОЕ.

По всем вопросам обращайтесь по телефону +7-800-775-75-20 или электронной почтеwebinar@mersibo.ru

Внимание! Количество билетов ограничено!

Материал с сайта mersibo.timepad.ru

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ. Развитие познавательной деятельности

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Что такое ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:

  • к объему образовательной программы и ее структуре;
  • к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы;
  • к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников.

Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ.

ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников.

Отличие деятельности малышей от школьников - в отсутствии аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но стандарт позволяет оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы педагога.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:

  • Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
  • Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
  • Развитие творческих задатков и воображения.
  • Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
  • Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
  • Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
  • Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
  • Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

Формы работы по развитию познавательной деятельности

Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.

Воспитателю следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

  • личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
  • применение различных дидактических заданий и игр;
  • использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.

Познание через игру

Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности.

Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: "собери грибочки", "понюхаем цветочки", "лучики-лучики".

После завтрака малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность.

Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний.

Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас.

В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Сомнение - главный аргумент

Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность.

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.

Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.

Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение - это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

А как же малыши?

Особенности познавательного развития у двух-трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой.

Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина.

Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.

Средняя группа

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса.

Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу.

Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.

Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах.

Это могут быть книга, карточки, тематические игры.

В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем об эксперименте

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий.

При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно.

Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно.

Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.

Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС.

Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.

  • Подписаться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Источник fb.ru

Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет)

Правильное формирование личности ребенка - это задача не только родителей. Активное участие в ее решении должны принимать и воспитатели.

Введение новых норм обучения

В 2013/14 году все дошкольные учреждения перешли на работу по новым стандартам (ФГОС) . Причиной подобного шага стал Приказ Минобразования и науки РФ (№ 1155, 2013 год) о необходимости внесения корректировок в работу ДО в области познавательно-речевого развития детей.

Каково предназначение ФГОС в детском саду?

Речевое развитие дошкольников по ФГОС признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а также это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора. Для его достижения понадобится творчество, формирование интонационной и звуковой культуры диалога, грамотного фонетического слуха, изучение детской литературы, умение ребенка различать разные жанры. Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму.

Задачи дошкольного образования

Речевое развитие дошкольников по ФГОС задачи ставит следующие: формирование не только правильного разговора, но и мышления малыша. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, считающиеся отклонениями от общепринятых правил и норм русского языка.

Задачи дошкольного воспитания (ФГОС)

Речевое развитие дошкольников по ФГОС (цели и задачи вкратце рассмотрены выше) ведется в нескольких направлениях:

  • обогащение познавательной сферы дошкольников нужной информацией с помощью занятий, наблюдений, экспериментальной деятельности;
  • наполнение эмоционально-чувственного опыта в ходе общения с явлениями, предметами, разными людьми;
  • систематизация сведений об окружающих событиях, формирование представления о единстве материального мира;
  • воспитание бережного отношения к природе, закрепление положительных эмоций;
  • создание условий, которые будут способствовать выявлению и поддержке интересов дошкольника, возможности проявления им самостоятельности в речевой деятельности;
  • поддержка формирования познавательных процессов у малышей.

Работа воспитателя по ФГОС

Основная задача любого воспитателя - речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка.

Полноценная реализация данной цели - формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) предполагает владение устным русским языком, ориентирование в ходе общения на собеседника, умение отбирать разные формы и воспринимать содержание беседы.

Направления развития дошкольника по ФГОС

По новым стандартам детские сады обязаны предоставлять дошкольникам следующие направления развития:

  • познавательное;

Об особенностях познавательного развития

ФГОС предполагает деление познавательно-речевого развития на две отдельные области.

Под познавательным развитием подразумевается формирование любознательности, развитие интереса, активности в обучении у дошкольников. В качестве задачи ставится формирование сознания дошкольника, развитие первоначальных представлений об иных людях, о себе, о разных объектах вокруг, отношениях, свойствах предметов (цвете, форме, ритме, звучании, материале, части, количестве, целом, времени, покое, пространстве, движении, следствиях, причинах) .

Познавательное развитие дошкольников по ФГОС помогает формировать у малышей любовь к своей Отчизне. Занятия формируют представление о культурных ценностях народа, традициях, а также о национальных праздниках, помогают совершенствовать представление о планете Земля, природных процессах, явлениях, многообразии народов и стран.

Специфика речевого развития дошкольников

Речевое развитие дошкольников по ФГОС в 1 младшей группе ставит задачу овладения речью как необходимым средством для культуры и общения. Также занятия помогают малышам обогащать словарный запас, формировать фонетический слух.

Какие моменты должны быть учтены воспитателями, планирующими речевое развитие дошкольников?

По ФГОС ДО в дошкольный период с помощью познавательной культуры идет формирование у ребенка первичных представлений об окружающем мире. По мере роста образ мира у малышей меняется.

Не стоит забывать о том, что путь познания и развития у маленького человека существенно отличается от представлений взрослых, которые способны воспринимать окружающие явления и предметы собственным интеллектом, в то время как дети знакомятся с разными явлениями с помощью эмоций. Взрослые люди предпочитают обрабатывать информацию, не уделяя должного внимания человеческим отношениям. Дошкольники не могут качественно и быстро обрабатывать большой поток знаний, поэтому для них отношения между людьми играют очень большую роль.

Особенности развития трехлетнего малыша

Для трехлетнего ребенка в качестве основы мировосприятия выступает детальное содержание реальности. Мир детей этого возраста - конкретные отдельные объекты, предметы, явления. Познание мира выполняется по принципу: что я вижу, тем пользуюсь, это познаю.

Ребенок смотрит на предметы с различных сторон. Ему интересны внешние (Кто? Что?) , внутренние (Зачем?

Как?) характеристики предмета. В таком возрасте он не способен самостоятельно постигать разные скрытые параметры. Речевое развитие дошкольников по ФГОС в первой младшей группе направлено на помощь в процессе познания новых вещей, явлений, поиск взаимосвязи между отдельными природными процессами.

Особенности развития малыша второй младшей группы

Малыши второй младшей группы способны устанавливать зависимости и первые связи между явлениями и предметами, соотносить внутренние и внешние характеристики вещей, анализировать значение отдельных из них для жизнедеятельности человека. Полноценное речевое развитие дошкольников по ФГОС во второй младшей группе позволяет малышам этой группы общаться между собой, учиться разговаривать со взрослыми.

Особенности развития четырехлетнего малыша

В четырехлетнем возрасте формирование личности претерпевает существенные изменения, вызванные физиологическими процессами, происходящими в коре головного мозга, модификациями психических реакций, а также повышенной степенью овладения речью. Происходит накопление полноценного запаса сведений о явлениях, которые случаются вокруг ребенка.

Очень важно речевое развитие дошкольников. По ФГОС, средняя группа - это тот период, когда активизируется восприятие информации на словесном уровне. Дети начинают усваивать, понимать разные интересные сведения об окружающем мире.

Данный возраст предполагает формирование избирательных интересов у дошкольников, а потому необходима специальная программа развития.

Особенности развития пятилетнего малыша

В данном возрасте ребенок уже имеет накопленный объем информации о предметах, явлениях, окружающем мире, важно своевременно его пополнять. Постоянное речевое развитие дошкольников по ФГОС в этом возрасте дает возможность переходить к элементарному первичному знакомству с такими понятиями, как «символ», «время», «знак». Они будут очень важными при дальнейшей подготовке к школе.

Такие понятия воспитатель вводит, осуществляя речевое развитие дошкольников по ФГОС. Задачи его - заинтересовать малыша.

Например, для формирования определенных символов дети работают с глобусом, знаками дорожного движения, месяцами, климатическими зонами, значками групп. Серьезной темой считается в этом возрасте «Время».

Пока ребенок не имеет представления о том, что означает данный термин. Он слабо ориентируется, какой сегодня день, а также когда произошло то или иное событие. Важно ему правильно и доходчиво объяснять, что такое завтра, сегодня и вчера.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС направлено на составление рассказов о времени, календаре. Воспитатель, знакомя малышей этими понятиями, создает в группе настоящий «уголок прошлого».

В результате у дошкольников углубляются и расширяются представления о неживой, живой природе, взаимосвязи между ними. Важно, чтобы воспитатели помогали своим подопечным, направляли их в сложном процессе познания, вместе устанавливали причинно-следственные связи, способствовали положительному отношению к окружающему миру.

Важный момент, влияющий на формирование познавательных особенностей ребенка, - присутствие мотивации. Развитие у дошкольника способности изучать напрямую зависит способности быстро усваивать получаемую информацию.

В этом и состоит речевое развитие дошкольников по ФГОС. Программа «От рождения до школы» - залог успешного формирования малыша. Речь ребенка в дошкольном возрасте развивается очень быстро - для шестилетнего нормальным считается «банк» из 4000 слов.

Способы создания развивающей среды для дошкольников

Для обеспечения формирования личности дошкольников важно во всех возрастных группах создавать развивающую предметно-пространственную среду.

В ФГОС ДО есть четкие требования, которые способствуют усилению интереса у дошкольников. Согласно стандартам, развивающая предметно-пространственная среда должна быть полифункциональной, трансформируемой, насыщенной, доступной, вариативной, а также безопасной. По насыщенности она в полной мере соответствует возрастным особенностям детей, а также содержанию образовательной программы.

Одним из главных условий в процессе создания развивающей пространственно-предметной среды считается полное соответствие материала возрасту малышей. Оно является важным и трудновыполнимым. ФГОС ДО предполагают индивидуальный подход к каждому ребенку, который в полной мере способен обеспечить только самый опытный воспитатель со значительным стажем работы с маленькими детьми.

Важно осознавать, что в каждой последующей группе ребенок должен развивать навыки, полученные ранее, именно на этом базируются современные образовательные программы для дошкольников.

Подводим итоги

Дети в возрасте 3-5 лет, находящиеся на стадии перехода от игровой деятельности, должны от среды получать шансы развития основных навыков. Закономерности развития памяти, мышления, речи, внимания предполагают создание среды предметной деятельности (игровых ситуаций) , а также условий развития и воспитания личности.

В младшей группе у дошкольников должны быть разнообразные виды деятельности, присутствовать связь между игрой и обучением. Воспитатели младших групп обязаны применять в своей работе игровые, групповые, предметные занятия.

Средняя группа предполагает плавный переход от игровой деятельности к академическим занятиям.

В старшей группе большое значение имеет сюжетно-ролевая игра, к которой предъявляются особые требования. Воспитатель обязан сформировать предметно-развивающую среду, мотивировать дошкольников на познавательную деятельность.

В подготовительной группе используют обучающие методики, соответствующие ФГОС, помогающие готовить детей к школе. От уровня подготовки дошкольников будет зависеть успешность при дальнейшем обучении.

  • Подписаться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Подробней fb.ru

Методическая консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников» - Детсад Клуб

Методическая консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Автор: Калашникова Вера Владимировна, воспитатель МДОУ детский сад «Красная шапочка» (пгт Междуреченский)

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.

Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний.

Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным.

Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод.

Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы.

Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность.

Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.

Используемая литература:

• М. Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»

• А. Г. Арушанова. «Речь и речевое общение»

• А. К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»

• С. В. Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»

• Ж. Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»

• Ф. А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста».

Добавить комментарий

Подробней www.detsadclub.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательного интереса у дошкольников

    Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных пре...

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие речи дошкольников по фгос

    Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Познавательное развитие дошкольников

    Познавательно-речевое развитие дошкольников Познавательно-речевое развитие дошкольников Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Развитие познавател...

  • Познавательное развитие дошкольников по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Задачи познавательного развития дошкольников по фгос

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

    Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...