Правила поведения для дошкольников

Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников. Консультация для родителей «Знают родители— знает ребёнок»

ЦЕЛЬ. Стимулировать желание родителей к совместному сотрудничеству по созданию условий для формирования осознанного безопасного поведения дошкольников в чрезвычайных ситуациях.

ЗАДАЧИ:

1. Пропагандировать правила ПБ.

2. Напомнить о правильных действиях в случае возникновения пожара.

3. Формировать сознательное ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

4 Активизировать участие родителей в практическом обучении детей правилам безопасного поведения в ЧС;

5. Повышать компетенцию родителей в вопросах организации и обеспечения ПБ детей в быту.

Начинается мероприятие с проведения тестирования.

ТЕСТ «Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье? »

(Родителям предлагается самостоятельно подвести итоги теста)

- Итак, каждый для себя сделает выводы, а мы сейчас попытаемся сократить наш путь к безопасному образу жизни.

Мы, взрослые, постоянно испытываем тревогу за маленьких детей. Ведь ребёнок, попав в различные жизненные ситуации, может растеряться.

Поэтому нам нужно обеспечить безопасность и здоровье наших детей.

- Что для этого должны сделать взрослые? (Ответы родителей)

- Безопасность поведения на улице, безопасность поведения в быту, безопасность поведения с людьми – все это составляющие общей культуры безопасности. И если мы будем постоянно одергивать ребенка и говорить ему о том, что тут он может попасть под машину, там обжечься, здесь пораниться, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное создание с большим багажом комплексов.

А если запретов будет слишком много, ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать.

Итак, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности, нужно:

Во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения.

Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в лесу, в транспорте и т. д.

В-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному поведению в чрезвычайной ситуации. Эффективен способ показа последствий неправильного поведения.

В этом нам хорошо помогают сказки, которых Вы знаете немало: авторских и русских народных. Но сейчас надо вспомнить сказки, где нарушение ОБЖ привело к печальным последствиям.

СКАЗКА ___НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛА

- “Колобок”

“Приключения Буратино”

“Красная Шапочка” - чрезмерное доверие к незнакомцам

- “Волк и семеро козлят” - не открывай дверь чужим

- “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

“Гуси-лебеди" - слушай старших

- “Спящая красавица” - будь осторожен с колющими и режущими предметами

- “Снежная королева" - нельзя цепляться за впереди идущий транспорт

- Постоянное общение взрослого с ребенком на равных (совместный поиск выхода из трудного положения, обсуждение проблемы, ведение диалога, совместные открытия) – это одна из форм решения задач по обеспечению безопасного образа жизни.

Остановимся на положительном примере взрослых. Какую роль он играет? (Ответы родителей)

- Это следует учитывать в собственном поведении. Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если мы сами не всегда ему следуем.

Остановимся подробнее на ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

- Предлагаю Вашему вниманию ВИДЕОРОЛИК о Правилах пожарной безопасности в доме: чего не нужно делать и как себя вести во время пожара.

- Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить…

- Назовите основные причины возникновения пожара:

• неосторожное обращение с огнем

• от печного отопления

• нарушение правил пользования электрическими приборами

• неисправность электропроводки или неправильная эксплуатация электросети:

• пожары от бытовых газовых приборов

• шалость детей согнем

• оставление детей без присмотра

- А не забывать основные правила безопасности при пожаре Вам поможет ПАМЯТКА «Основные правила поведения при пожаре» (раздать родителям)

- Предлагаю сделать ПРОТИВОПОЖАРНУЮ ЗАРЯДКУ ДЛЯ УМА

* Синонимы слова Огонь – это…

(Пламя, искра.)

* Может ли юмор быть пожароопасным?

(Да, когда он искромётный.)

* Самый спортивный огонь – это. Какой?

(Олимпийский огонь – символ Олимпийских игр.)

* Самые новогодние виды огня – это…

(Бенгальские огни, ёлочные свечи.)

* Пожарище – это очень большой пожар или место, где был пожар?

(Это место, где был пожар.)

* Огнедышащий дракон из русских сказок – это…

(Змей Горыныч.)

* Из какого дерева делают спички?

(Осина.)

* Что означает старинная русская пословица: "Из огня да в полымя"?

(Из плохого положения попасть в ещё худшее. Полымя - то же, что пламя.)

* Какой старинный русский праздник сопровождался прыжками через огонь?

(Ивана Купала.)

* Почему в детских учреждениях выходы из помещений открываются наружу?

(Для более быстрой эвакуации детей при пожаре.)

- Если уж взрослых привлекают разнообразные формы работы по проблеме, то детям, исходя из особенностей восприятия и понимания ими информации, это просто необходимо.

Поэтому в детском саду для решения задач по теме Пожарная безопасность мы предлагаем следующее:

-Ознакомление с правилами пожарной безопасности на специально организованных занятиях

-Ознакомление с правилами пожарной безопасности через произведения художественной литературы

-Использование публикаций периодической печати

-Исследовательская деятельность (опыты, практические упражнения, моделирование ситуаций)

-Игровая деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятельные игры)

-Организация тематических конкурсов поделок и детских рисунков

-Совместная творческая деятельность детей и родителей

-Встречи с интересными людьми профессии «пожарный»

-Экскурсии в музей и пожарную часть

-Игры-драматизации, развлечения, досуги.

- В нашем детском саду детям очень нравятся литературные викторины. Давайте поучаствуем в одной из таких:

ВИКТОРИНА «Огонь в литературе»

- В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Настройтесь на совместную работу детского сада и семьи. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!

Предлагаю БУКЛЕТ (с номерами телефонов экстренных служб нашего района: как в ЧС позвонить с домашнего, сотового телефона)

www.maam.ru

Правила этикета для детей

Дошкольное развитие

Правила этикета для детей это волшебные правила поведения, зная и соблюдая которые вы никогда не попадете в неудобную ситуацию, и всегда будете выглядеть вежливым и воспитанным. В современном цивилизованном обществе не обойтись без применения правил этикета.

Учить детей этикету следует с самого рождения объяснение и демонстрация должна быть на своем примере. Если в семье не соблюдаются правила хорошего тона, то и ребенок будет вести себя как попало. Рассказ о правилах этикета лучше всего проводить в игровой форме.

Малыша нужно заинтересовать. Попробуйте на примере кукол обыграть какую-нибудь ситуацию, предположим, вы пошли в театр, или к вам приходят гости и ребенок играет роль гостеприимного хозяина.

Правила этикета для детей дошкольного возраста. Основные правила и советы

Самое первое правило хорошего тона, которое должен уяснить для себя малыш -это уважение ко всем людям и взрослым в частности. Из этого правила выходят все остальные, ведь, по сути правила этикета - это правила уважительного отношения к другим людям в различных ситуациях. С первых дней, как только малыш начинает кушать с взрослыми его надо приучать к определенным правилам, конечно, не следует забивать голову с малолетства для чего тот или иной бокал, или вилка, но основные правила ему должны быть знакомы.

Вот основные правила этикета детей за столом:

  • садится за стол, и приступать к еде вместе со всеми
  • есть молча
  • нельзя на стол класть локти
  • нельзя ковыряться руками в тарелке
  • нельзя чавкать и плеваться едой
  • вставать из-за стола вместе со всеми, и обязательно поблагодарить

Эти правила должен знать каждый малыш. Не стоит потакать ребенку и пропускать неправильное поведение мимо. Не привитые с детства правила этикета за столом, будет трудно культивировать в более старшем возрасте.

Не бойтесь постоянно дублировать правила. Правил этикета великое множество, маленьким деткам до 3-5 лет достаточно знать основы это речевой и гостевой этикет.

Правила речевого этикета:

  • всегда здороваться со знакомыми людьми
  • пользоваться при необходимости волшебными словами-спасибо, пожалуйста, приятного аппетита
  • не следует, ябедничать и обижаться
  • к взрослым следует обращаться на - «Вы»

Правила поведения ребенка в гостях:

  • нельзя приходить в гости без приглашения
  • нельзя засиживаться допоздна
  • нельзя напрашиваться на чай или угощение
  • идти следует только с хорошим настроением

С 5-6 лет у ребенка наблюдается самый коммуникативный период, именно в это время следует продолжить приобщение к этикету. В принципе правила этикета для дошкольника ничем не отличаются от правил для взрослого.

Правила этикета для детей в общественном месте

Ребенок должен четко знать и применять правила поведения в общественных местах и транспорте, вот основные среди них:

  • в транспорте следует уступать место старшим
  • перед тем как зайти в транспорт или магазин, следует сначала предоставить дорогу выходящим
  • неприемлемо громко кричать, петь песни
  • соблюдать чистоту на улице
  • нельзя заходить в транспорт с едой или напитками
  • ни в коем случае не тыкать пальцем
  • при разговоре не перебивать других людей

В этом возрасте ребенок активно готовиться к школе и знания правил хорошего тона ему очень пригодятся. Грубый и невоспитанный ребенок ни когда не будет иметь авторитет у сверстников, его не поставят в пример взрослые, а для нормального развития личности все это крайне важно.

Соблюдать правила поведения нужно не только в театре, гостях или транспорте, но и дома наедине с собой. Главное помните, что поведение вашего ребенка целиком и полностью зависит от вас, ведь у воспитанных и культурных родителей редко бывают грубые и невоспитанные дети.

Читайте так же:

Источник razvitiedetei.info

Воспитатель ГОУ прогимназия № 675 «Талант»

Шагурина Татьяна Ивановна

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдениеправил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых.

Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения.

Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Вы дающийся педагог Макаренко А. С. отмечал, что взрослые воспитывают ребенка не только, когда с ним разговаривают, ругают, но и когда радуются, общаются с другими взрослыми, читают газеты.

Многие мамы и папы хотят, чтоб их ребенок был вежливым, однако при этом демонстрируют совершенно противоположный пример. Заставляя ребенка здороваться при входе в группу, родители сами забывают это сделать. Или общение по телефону с использованием нецензурных выражений в присутствие ребенка показывает, насколько обостренным является вопрос культурного воспитания детей и их родителей.

В детском саду воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым, влияя на взаимоотношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.

Пешковский А. М. отмечает, что там, где дети усиленно учатся говорить, - там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга. Знание правил этикета позволит ребенку владеть хорошими манерами, тактичностью, галантностью, выдержкой в неожиданных ситуациях.

Цель: формирование навыков культурного поведения у детей дошкольного возраста и воспитание их нравственной личности; привлечение родителей к культурному воспитанию детей в семье.

Основные задачи:

  1. Изучить с дошкольниками понятия «этикета» и «культурного человека»;
  2. формировать культурное уверенное поведение у детей в разнообразных жизненных ситуациях;
  3. развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми;
  4. воспитать у детей нравственные качества, необходимые в обществе;
  5. проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи.

Методологической основой являются:

  1. положения возрастной психологии о закономерностях развития ребенка (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский; М. С. Певзнер; Д. Б. Эльконин) ;
  1. культурно-исторический подход, рассматривающий формирование психики ребенка в онтогенезе как феномена культурного происхождения (Л. С. Выготский) ;
  2. деятельностныйподход, выделяющий игру в качестве ведущей деятельности ребенка(А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов) .

Содержание программы

Работа по изучению этикета осуществляется в двух направлениях:

- работа с родителями,

- работа с дошкольниками.

Знакомство ребенка с нормами этикета происходит еще в раннем детстве, когда малыш только начинает включаться в окружающий его социум. Знания о правилах приветствия, о культуре еды и требованиях к внешнему виду малыши получают от родителей, которые их передают из поколения в поколение. Поэтому так важно в начале программы провести работу с родителями и обсудить с ними уровень и необходимость владения ребенком этикетными правилами.

Работа с родителями осуществляется в форме:

  1. беседы по вопросам нравственного воспитания детей;
  2. организации выставки семейных традиций (кулинарные рецепты, фотографии путешествий по музеям, в другие страны) ;
  3. консультации по методическому обеспечению изучения этикета в домашних условиях (книги, Интернет-ресурсы)
  4. оформление уголков-передвижек с рекомендациями по воспитанию детей.

Работа с детьми состоит из системы занятий, включающих в себя широкий спектр этикетных правил по следующим тематикам:

  1. «Правила приветствия»: вежливые способы обращения друг к другу в зависимости от времени суток и от собеседника; как представляться и представлять других; «волшебные» слова.

Решение ситуаций «Упрямый утенок», «Вежливый попугай».

  1. «Речевой этикет»: общение по телефону, способы обращения к собеседникам, умение кратко излагать свои мысли и понимать звуковые сигналы.

Решение ситуаций «Лев у телефона», «Болтливый ежик».

  1. «Культура внешнего вида»: опрятность, чистота, удобство и уместность внешнего вида в зависимости от ситуации, времени года и времени суток.

Решение ситуаций «Мойдодыр и козленок», «Грязный медвежонок».

  1. «Этикет и мой дом»: красота, чистота и уют дома, обращение с игрушками, порядок в детской комнате.

Решение ситуаций «Щелкунчик и игрушки», «Аккуратная

обезьянка».

  1. «Поведение в общественных местах»: правила для пешеходов (как переходить улицу, понимать знаки светофора и дорожных знаки) , поведение в транспорте, прогулка в лесу, поведение в театре, музее, кинотеатре и гардеробе.

Решение ситуаций: «Волк на улице», «Тигр с семьей идет в театр».

  1. «Гостевой и подарочный этикет»: обращение с подарком, культура преподнесения подарка, правила поведения для гостей и приема гостей.

Решение ситуаций «Слоненок в гостях», «Подарок для пингвина».

  1. «Столовый этикет»: сервировка стола, культурное поведение за столом и правила пользования столовыми приборами.

Решение ситуаций «Поросенок за столом», «Лиса и журавль».

  1. «Семейный этикет»: секреты семейного счастья, правильное построение межличностных отношений с мамой, папой, родственниками, братьями и сестрами, а также с домашними питомцами. Решение ситуаций «Кошачья семья», «Одинокий волк».

Изучение всех этикетных ситуаций осуществляется в игровой форме, в ходе которой модулируются ситуации общения, распределяются роли между детьми, осуществляется выбор ими речевых выражений. В результате такой работы дети начинают внимательней и доброжелательней относиться друг к другу, расширять свой словарный запас.

Обучая детей правилам этикета, также необходимо использовать пословицы и поговорки русского народа. Такая форма работы позволяет ребенку закрепить все необходимые культурные правила и нормы поведения, а также привлечь внимание к богатству русского языка.

Таким образом, программа «Этикет для дошкольников» позволяет детям и их родителям изучить этикетные правила, позволяя им овладеть хорошими манерами, тактичностью, выдержкой; оптимизировать детско-родительские отношения.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Сообщение на городской семинар для воспитателей

Подготовила:

педагог-психолог МДОУ ДС № 50 Л. В. Массарова

Рекомендации для воспитателей « Живём по правилам»

Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения , которые формулируют сами дети. Эти правила « идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций в группе.

При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае. Когда дошкольники осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно « правила» жизни в группе. Они касаются разных аспектов:

  1. коммуникативные - регулируют взаимоотношения между детьми : если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается;
  1. организационные - нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом;
  2. коммуникативно-организационные - «я здесь играю, не убирайте» - ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем. ,

Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги», «Поиграл - убери» и т. п.

Существуют определенные требования к правилу:

  1. Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы) .
  2. При формулировании правил следует избегать части цы«не».
  3. Правило эффективно, если оно небольшое по объему

И если сам воспитатель придерживается этого правила.

  1. Не должно быть много правил одновременно (не больше 3-5) .
  2. Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.
  3. Правила не должны вступать в противоречие с важней шими потребностями ребенка: в движении, познании, упражне нии. Запрещать подобные действия - все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи мож но только в высоких сапогах.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него

был успех; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои спо собности, самосовершенствоваться, уважать себя.

  1. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
  2. Тон, в котором сообщаются требование или запрет, дол жен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повели тельным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с дет ским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопро тивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто. невротичен для них.
  3. Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хо рошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймет ваше слово. Если взволнован - ему не до вас, ведь он весь во власти чувств, и чтобы понять, что от него хотят, ему следует успоко иться. Лучше подготовить ребенка к восприятию распоряжения.

Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и ду шевным состоянием ребенка.

Технология ведения и соблюдения правил:

  1. правила вводятся постепенно, поэтапно;
  2. предпочтительно их введение в начале учебного года;
  3. правила вводятся в специально отведенное для этого время;
  4. правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;
  5. правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание) ;
  6. правила периодически повторяются;
  7. для иллюстраций правил используются плакаты с изо бражением соответствующих ситуаций, которые составляются

вместе с детьми;

  1. если правила выполняются, плакаты убираются.

Зачем нужны правила?

Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожидан ным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрос лые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:

  1. помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;
  2. помогают воспитателю экономить время, предвидеть и пре дотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведе ние детей, обеспечивают безопасность ребенка;
  3. регулярно и гибко применяемые правила способствуют

формированию здорового, комфортного климата.

Что делать, если правила нарушаются?

  1. Дать детям дополнительный шанс выполнить правило . ./ Похвалить тех, кто выполнил правило.
  2. Оценивать поведение, а не личность .
  3. Стараться не наказывать, дать детям возможность оце нить последствия своего поведения .
  4. Проверять, не препятствует ли окружающая среда вы полнению правил .
  5. Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педа гогом: может быть, поведение воспитателя было непоследова тельным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало воз можностей для смены разных видов деятельности?

Советы педагогам:

1. Формулируйте требования конкретно. Например:

- В помещении группы ходи медленно.

- Поиграл - убери на место.

- Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь.

Так легче запомнить правило и понять его суть.

2. Любой запрет может быть выражен в позитивной форме. Например:

- Не бегай! (Ходи медленно.)

- Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)

- Не разрушай постройки! (Береги постройки.)

Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»

3. Предлагайте детям альтернативные способы поведения,

которые будут соответствовать правилам .

- Нельзя кричать в группе, но можно: а) говорить спокойно;

б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче и т.д.

- Нельзя бегать, но можно:

а) ходить в помещении группы медленно; б) бегать на открытой площадке;

в) бегать на занятиях по физкультуре;

г) бегать в специально отведенном месте.

4. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.

Например:

- В помещении группы ходи медленно!

- Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора) .

- Кукла бегает и падает (травма) .

5. Создавайте проблемные ситуации. Например:

Воспитатель предлагает ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его на звание. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.

Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается вышеназван ное правило. В силу возрастных особенностей детям для следо вания правилу недостаточно только его произнесения. Они нуж даются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоми нающих о необходимости соблюдать правило.

Н а при м ер: если в группе мало игрушек и из-за этого мо гут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:

  1. Сережа - 10 минут.

2) Дима – 5 минут и т. д.

А время интересно отслеживать по песочным или механиче ским часам!

Но вот правило выработано, согласовано и подкреплено внешними средствами (изображено) . Теперь необходимо по стоянно обращаться к нему, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих.

Важно напоминать ребятам о правилах заранее, непосредст венно перед той ситуацией, к которой они будут относиться. Например: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спо койно».

Сначала правило будет нарушаться очень часто, но посте пенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей.

Очень важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.

Способы и критерии оценки и самооценки должны быть просты И понятны. Например, у нас есть «светофор» (три цвет ных круга из плотной бумаги) . На нем ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правила - прикрепляют прищепку , брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет нарушал правило все время, желтый - иногда, зеленый - всегда соблюдал правило) .

Бывают случаи, когда малыш не хочет помещать свою при щепку на желтый или красный цвет. Не стоит настаивать. Мож но поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».

Правило, которое уже отработано на светофоре (то есть все дети его выполняют) , мы переносим в книгу, которую назвали «Наши законы». Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру) , а не содрогались от окриков воспитателей. В этом ката логе могут быть перечислены ситуации, например, когда че го-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены пра вила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.

Больше отдавать предпочтения играм, ритуалам, традициям, Например, в конце дня, когда на «итоговом круге» дети обсуж дают события текущего дня, им предлагается оценить, как они выполняли правила все это время.

Воспитатель может задать вопросы, обращаясь то к одному,

то к другому ребенку.

- А как тебе удалось выполнить все правила?

- Ты затратил много усилий?

- Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не

очень удачным?

- Что нужно для того, чтобы исправить положение? Нежелательно, чтобы самооценку ребенка исправлял воспи татель. Пусть это сделают сами дети. Или игровой персонаж, следящий за правильной работой «светофора».

А в старшем Воз расте это может быть «инспектор правил» (один из видов де журства, который ребенок выбрал утром) . «Инспектор правил» Может исправить чью-либо оценку, назвав ситуации, когда пра вило было нарушено.

Одно и то же правило может действовать в группе на протя жении недели-двух, иногда месяца и больше. Это зависит от Ме ры волевых усилий, необходимых для его выполнения.

Например: правило «Если звучит песенка, мы ждем всех на утренний сбор» не требует больших волевых усилий, оно ин тересно и желанно, доставляет радость детям. А правило «Поиг рал - убери на место» оказалось менее доступным.

Если есть необходимость, то можно снова вернуться к ранее вводимому правилу. Теперь правило может звучать так: «Каждой вещи свое место».

Итак, «светофор» работает в группах младшего возраста. Де ти с удовольствием сочиняют правила и следят за их соблюде нием. А в подготовительной группе детей еще и знакомятся с Декларацией прав человека.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а на казания применяются в крайних случаях и Только непосредст венно после нарушений.

Дисциплинарные воздействия перестают бытьэффективны ми, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нель зя угодить.

Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положи тельного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.

Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследова ния показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспи тателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Можно предложить следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально прием лемых форм поведения и усвоения моральных ·норм общества:

• Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрос лого для чувств другого человека. Подчеркивайте сходство ме жду разными людьми.

• Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходи мо сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совмест ную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые луч ше играть нескольким детям, и т. п.) .

• Объясняйте им, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, кото рые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.

• Подчеркивайте моменты, в которые дошкольники выска зываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите но тации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом.

Расскажите детям ситуации из вашей жиз ни, в которых содействие и помощь других людей помогли ре шить сложную проблему. Попросите их рассказать о таких слу чаях из жизни их самих или их близких.

Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или живот ных. Поощряйте стремление детей договориться при возника ющих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувст ва, вместо того чтобы разрешать проблемы силой.

• Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфлик тов, возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекайте Внимание других детей к случаям нравственного поведения ребенка.

• Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обратите вни мание на ребенка, который ведет себя хорошо.

• Подкрепляйте свое Внимание разрешением поиграть с ка кой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему Возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Другие дети захотят последовать его примеру.

• Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюде ния очереди, правил поведения за столом и т. п. Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказа ния.

Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, поче му следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения как для самого ребенка, так и дляокру жающих.

• Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры.

Обеспечивайте группу детей игровым материалом, и чтобы они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совме стную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополни тельный игровой материал или пространство в группе.

• Помните, что улыбка или доброе слово также является по ощрением для ребенка. Вовлекайте менее популярных или изо лированных детей в совместную деятельность вначале под ва шим руководством. Однако не стоит насильно заставлять других детей принимать их в игру.

• Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыб ку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, мимику, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместную деятельность (конструирование, рисова ние, лепку, раскрашивание и т. п.) , выслушивание, смех над шутками ребенка и т. д. Внешние проявления внимания и привя занности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.

• Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре, как своего народа, так и других. Организуйте прогулки за пре делы группы и территории дошкольного учреждения, посеще ние музеев, детских театров, где дети могут познакомиться с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о литературе, живописи, музыке разных народов.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка. При формулировании правил следует избегать частицы «не». Правило эффективно, если оно небольшое по объему Не должно быть много правил одновременно.

Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми. Правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

Тон, в котором сообщаются требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хорошее настроение. Нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и душевным состоянием ребенка. Правила вводятся постепенно, поэтапно Предпочтительно их введение в начале учебного года Правила вводятся в специально отведенное для этого время Правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так Правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание) Правила периодически повторяются Для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми Если правила выполняются, плакаты убираются Правила помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе Правила помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей, обеспечивают безопасность ребенка Регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата Необходимо дать детям дополнительный шанс выполнить правило; похвалить тех, кто выполнил правило Оценивать поведение, а не личность Стараться не наказывать, дать детям возможность оценить последствия своего поведения Проверять, не препятствует ли окружающая среда выполнению правил Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педагогом Формулируйте требования конкретно Любой запрет может быть выражен в позитивной форме Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила Создавайте проблемные ситуации Нарушалправило всё время

Читать далее nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Культура поведения дошкольников

    Методические рекомендации по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – эт...

  • Обж для дошкольников

    Стихотворения по ОБЖ для дошкольников *** Быть хочу я капитаном, В даль зовут меня моря. Мой корабль к разным странам Уносил бы в даль меня. Наступило наше лето, к речке всей семьей пошли. Раздоб...

  • Правила дорожного движения для дошкольников

    Правила дорожного движения для дошкольников В соответствии с ФГОС ДО задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей должны решаться...

  • Пожарная безопасность для дошкольников

    Правила пожарной безопасности для дошкольников «Осторожно — Огонь!» Добрый день, коллеги. Хочу предложить вашему вниманию свою первую презентацию на тему "Осторожно - ОГОНЬ! ". «Осторожно – ОГОНЬ...

  • Рекомендации для родителей дошкольников

    Рекомендации родителям по комплексной безопасности дошкольников Рекомендации родителям младших дошкольников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма • Ваш ребенок должен играть...

  • Математика для дошкольников 6 7 лет задания

    Логические задания для детей 6-7 лет Логические задачи, задачи-шутки, задания на сообразительность для старших дошкольников1. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер? (Одна) 2. Две...

  • Домашнее задание для дошкольников

    Картотека домашних заданий по лексическим темам для дошкольников с ЗПР (старший дошкольный возраст) Картотека домашних заданий для детей с ЗПР, старший дошкольный возраст. Домашнее задание «Бытов...

  • Сюжетно ролевые игры для дошкольников

    Сюжетно-ролевая игра по ПДД для дошкольников 4–5 лет «Школа пешеходных наук» Цель: закрепить знания о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном тр...

  • Игры на внимание для дошкольников

    Игры на развитие внимания у дошкольников Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Вним...

  • Упражнения для развития внимания у дошкольников

    Игры на развитие внимания у дошкольников Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Вним...

  • Игры для дошкольников на развитие коммуникативных навыков

    Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников 1. «Царевна Несмеяна» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сбл...

  • Игры для дошкольников на развитие внимания

    Игры на развитие внимания у дошкольников Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Вним...

  • Дидактические игры для дошкольников

    Дидактические игры-тренинги для дошкольников Главная страница » Дидактические игрыАвтор: adminДата: 2012-03-09 Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью с...

  • Задания для дошкольников 6 7 лет распечатать

    Тетрадь домашних заданий для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи. Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем ва...