Правильная осанка у детей дошкольного возраста

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расположены симметрично, живот подтянут, ноги в коленях не согнуты при стоянии, пятки вместе, голова держится прямо. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

- своевременное правильное питание;

-свежий воздух;

- подбор мебели в соответствии с длиной тела;

- оптимальная освещенность;

- привычка правильно переносить тяжелые предметы;

- расслаблять мышцы тела;

- следить за собственной походкой.

Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходит во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела; упражнений в равновесии и координации.

В первый месяц занятий следует начинать работу с детьми с ходьбы, ползания, лазания. Рассмотрим примеры.

Ходьба:

1) без задания – 16 шагов;

2) на носках, руки в стороны – 8 шагов;

3) на пятках, руки за голову – 8 шагов;

4) на внешней стороне стопы, руки на пояс – 8 шагов;

5) перешагивая через модули – 8 шагов.

Методические рекомендации. При выполнении ходьбы на носках колени не сгибать, шаги небольшие, руки точно в сторону, голову не опускать, смотреть прямо. При выполнении ходьбы на пятках не топать, ногу ставить мягко, руки за голову, локти развести, смотреть прямо, таз не отставлять. При перешагивании через модули, высоко поднимать бедро, оттягивая носок.

Комментарий. Необходимо регулярно повторять разные виды ходьбы, которые помогают устранять недостатки такие как: чрезмерное напряжение плечей, недостаточно выпрямленное туловище, некоординированная работа рук и ног, шарканье ногами. Кроме этого, ходьба способствует укреплению мышц стопы, что предотвращает развитие плоскостопия, формирует правильную осанку.

Ходьба босиком, по жесткой поверхности, по матам, по камушкам или пуговицам, по канату, по резиновым массажным коврикам, перешагивая через предметы, по гимнастической скамейке, полусферам, модулям и т. д. эффективно развивает рефлекс походки.

Ползание:

Ползание на четвереньках:

1) ползание вперед, назад, зигзагом;

2) ползание гетеролатерально (правая рука - левая нога) .

Ползание лежа на животе:

1) «ящерка»;

2) лежа на спине, отталкиваясь согнутыми ногами от пола;

3) перекат, способом «бревнышко».

Методические рекомендации. Обратить внимание на правильное выполнение ползания. Движение, стоя на коленях, вперед выполняется разноименными рукой и ногой, с поворотом головы в сторону движущейся руки. То же самое при выполнении ползания назад. Задача педагога – контролировать перекрестную работу рук и ног с одновременным поворотом головы в сторону впередистоящей руки.

Комментарий. Это упражнение относится к обязательным и этапным. Если ребенок не может выполнить это упражнение, то более сложные координированные упражнения, бег и др. будут неэффективными и проблематичными. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки. Рекомендуется выполнять ползание по гимнастической скамейке; по наклонной поверхности; по камушкам, резиновым массажным коврикам; в упоре, стоя на коленях, в упоре на предплечьях, по-пластунски, «змейкой» и т. д. Рекомендуется включать ползание в каждое занятие, как в виде отдельного упражнения, так и в ходе игры, эстафеты.

Лазанье: по стремянке, гимнастической стенке.

- И. п. – стоя на полу, держась за рейку на высоте груди: присесть на вытянутые руки, вернуться в и. п.

- передвижение боковым шагом по рейке с переходом на др. секции стенки.

- комбинация вертикального лазания с кратковременными висами.

Методические рекомендации. Обратить внимание на то, как ребенок делает захват рейки руками (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и как правильно ставит на рейку ноги (серединой стопы). Ребенок влезает вверх до определенной высоты, перехватывая руками следующую рейку, а потом переставляя ноги. Слезает обратным движением – сначала переставляет обе ноги на одну рейку, а потом перехватывает руками рейку.

Комментарий. Этот вид упражнений рассчитан на преодоление боязни высоты, овладение сложной координацией движений.

Бег:

1) легкий бег на носках;

2) бег «змейкой» с переходом на ходьбу;

3) бег с преодолением препятствия.

Методические рекомендации. Бег выполняется легко, свободно.

Комментарий. Относительно быстрая смена направления движения формирует координацию работы правого и левого полушарий. Бег развивает у детей выносливость, скоростные качества, легкость, непринужденность движений.

Основная стойка (о. с.) – стоя, стопы параллельно друг другу, руки вдоль туловища.

Методические рекомендации. Тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги; мышцы бедер напряжены, коленная чашечка поднята; брюшной пресс в тонусе, живот слегка втянут; ягодичные мышцы напряжены; плечи развернуты и опущены; голова приподнята, смотреть вперед-вверх.

Комментарий. Удерживать основную стойку от 15 до 30 секунд. Основной стойке следует специально обучать детей, т. к. умение правильно стоять в дальнейшем может выработать рефлекс правильной осанки.

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками, локтями. Сохраняя правильное положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в и. п.

2. Принять правильную осанку у стены, приподняться на носки, удержаться в этом положении 3-4 минуты.

3. То же самое, но без стены.

4. Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны - вверх, опустится в и. п.

5. Принять правильную осанку у стены, присесть, разводя колени врозь и сохраняя положение головы и позвоночного столба. Медленно встать в и. п.

6. То же самое, но без стены.

7. Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены.

8. И. п. – стоя, руку на живот. Вдох – надуть живот – выдох. Медленно.

9. Ходьба с мешочком на голове.

10. Лежа на спине – приподнять голову – проверить правильность расположения тела.

11. Лежа на спине, принять правильную позу, закрыть глаза – расслабить все мышцы – стать как «тряпичная кукла». Открыть глаза, принять правильную позу.

Эти упражнения можно давать в любой части урока и как контрольные между упражнениями на укрепление мышечного корсета.

Работа с большим гимнастическим (ортопедическим) мячом.

Одним из самых эффективных средств развития и коррекции осанки для детей дошкольного возраста являются занятия на больших мячах. Занятия с мячами имеют свои особенности. Во-первых, это нестабильная опора, заставляет включать в работу те или иные группы мышц. Работа на подвижном, постоянно «желающим его уронить» мяче, усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играя с мячом, пытаясь на нем удержаться. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент – мяч это игрушка, он партнер, он красив и, главное, неподвижен, т. е. взаимодействует с ребенком.

Упражнения с гимнастическим мячом

Гимнастический мяч – это многофункциональный «тренажер», хороший помощник в формировании осанки. Так же помогает развивать симметричную мышечную силу тела, что облегчает статическую работу по поддерживанию вертикальной позы.

Упражнения на нестабильной опоре (полусферы)

Упражнения способствуют улучшению координации движений. Воспитанию и закреплению навыка правильной осанки, восстановлению нарушенной статики. Чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем более дифференцирована работа мышц и более четкая выработка координации движений.

Резиновый жгут

Эффективное средство для усиления мышечного корсета. Основное требование при работе со жгутом – непременное натягивание. Дает хорошую нагрузку на мышцы-разгибатели тела, рук, ног. Это как раз то, что необходимо для выработки правильной осанки. Жгут заставляет мышцы ребенка трудиться и трудиться.

Систематические занятия физкультурой и спортом – самое лучшее средство предупреждения нарушения осанки.

Список литературы.

1. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. /Е. Н. Вавилова, -М. : Просвещение, 1983

2. Здоровьеформирующее физическое воспитание. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет/под ред. М. М. Безруких. – М. : Владос, 2001

3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду/ Москва, Просвещение, 1986

4. Сулим Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг/Творческий центр, Москва 2010

5. Организация оздоровительно-профилактической работы с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях с нарушением опорно-двигательного аппарата (осанки) с использованием комплексных методов лечебной физкультуры (балансировочные доски, физиомячи и др.) . Методическое пособие, НП Центр здоровьесберегающих педагогических технологий, г. Н. Новгород, 2009

6. Пусть ребенок будет здоровым/под ред. Л. Ф. Островской. – М., Просвещение, 1979

www.maam.ru

Консультация для воспитателей «Формирование осанки у детей дошкольного возраста»

Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.

Осанка - привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма.

Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.

Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются залогом физического здоровья и психологического благополучия.

На сегодняшний день очень много детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. На фоне этих нарушений развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, кифоз, остеохондроз. … Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому педагогам так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

В детском саду, в семье дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Для того чтобы предупредить возможные нарушения осанки у дошкольников необходимо:

- во всех группах мебель подбирать по росту детей;

- учитывать посадку ребёнка за столом;

- обращать внимание на позу ребёнка и если она неправильная, попросить изменить её;

- соблюдать двигательный режим;

- вырабатывать осознанное отношение к поддержанию и сохранению правильной осанки у детей.

Возрастные особенности формирования осанки

Дошкольный возраст – период активного формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. К 6 – 7 годам отмечается удвоение массы тела годовалого ребенка и четкие, естественные изгибы позвоночника. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

Свод стопы у дошкольников продолжает формироваться, поэтому важно подбирать соответствующую обувь (на каблучке, использовать упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы. Стопа является опорой, фундаментом тела – его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма.

Причины нарушений осанки:

1. Мебель несоответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Несоответствие стульев и столов.

2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу.

4. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, " калачиком ", и пр.

5. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу)

Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей астенического телосложения, физически слабо развитых.

Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках – остеохондрозу, и создает неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, положение органов брюшной полости: желудка, печени, почек; неблагоприятно сказываются на органах таза, верхних и нижних конечностей.

Профилактика

Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы.

Работа по формированию осанки у дошкольников должна включать в себя целый комплекс мероприятий:

Постоянная двигательная активность: ходьба пешком, прогулки, подвижные игры.

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.

Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приема пищи, игр за столом.

Правильная поза при посадке:

Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко на стуле;

Ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым углом;

Локти не должны находиться на весу;

Голову слегка наклонить при рисовании, конструировании; расстояние от глаз до рабочей поверхности альбома должно соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска;

Освещение должно находиться слева от ребенка.

Кровать, на которой он спит, должна быть умеренно мягкой, с низкой подушкой. Слишком мягкий матрац и высокая подушка способствуют формированию так называемой круглой спины; Наоборот, слишком жесткая кровать сглаживает физиологические изгибы позвоночного столба и способствует формированию плоской спины.

Чем старше ребенок, тем большее значение для формирования осанки приобретает правильная поза во время занятий с игрушками, при чтении и письме.

Ограничение в движениях, значительная статическая нагрузка на позвоночник и мышцы туловища, однообразные позы во время деятельности - все это способствует развитию и закреплению неправильной осанки.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя.

Для любой работы и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Без постоянного контроля со стороны взрослого хорошей осанки у детей не будет.

Необходимо учить детей принимать правильное положение тела по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу.

В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке необходимо постоянно наблюдать за детьми, напоминая о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела, а иногда помогать исправить небрежную позу.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой оздоровительной работы. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского организма.

Воспитание правильной осанки у детей, в основном, проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи приходят к единому мнению, что именно дошкольное учреждение может быть местом профилактики нарушений осанки. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

Спасибо за внимание!

www.maam.ru

Мини-проект «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Мини-проект

«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»

[/b]

Руководитель проекта:

воспитатель Солодова Л. И.

Сроки работы по проекту: кратковременный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Проблема: Нарушение осанки у детей дошкольного возраста.

Цель: Формирование у детей навыков правильной осанки и походки.

Задачи:

Формировать у детей навыки ухода за телом;

Дать детям основные представления о строении и функциях тела;

Систематически закреплять навык правильной осанки у детей;

Вызвать у детей интерес и желание выполнять статические позы и упражнения, направленные на улучшение осанки;

Осуществлять своевременную коррекцию нарушения опорно-двигательного аппарата;

Поддерживать у детей интерес к сохранению своего здоровья.

Работу по формированию правильной осанки у детей проводить в тесном сотрудничестве с родителями.

Развивать мышление, память, внимание;

Воспитывать бережное отношение к своему организму.

Актуальность: Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать окружающий мир. В этот период легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела во время занятий, стоянии и ходьбе. Поэтому формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжаться в течении всей жизни.

Формы работы:

I Игровая деятельность:

1) дидактические игры: «Собери из частей», «Лото «Правильно-неправильно», «Назови части тела».

2) сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья» и др.

3) словесные игры: «Назови ласково», «Придумай предложение», «Назови по порядку» и др.

4) Речь с движением.

5) спортивные игры.

6) подвижные игры.

II Физическое развитие:

НОД Физкультура;

Утренняя гимнастика;

Самомассаж;

Массаж;

Статические позы после сна;

Физкультминутки:

Упражнения для осанки;

Ходьба по «тропе здоровья»;

Прогулки;

Закаливающие и оздоровительные мероприятия.

IV Совместная деятельность с детьми:

Беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, проигрывание различных ситуаций, игры в спортивной зоне группы, различные массажи, зарядки, индивидуальная работа по физическому развитию в группе и на улице.

VII Партнерство с родителями:

Индивидуальные беседы с родителями.

Материалы по валеологии и ОБЖ в уголке для родителей.

Консультация для родителей: «Здоровье детей в наших руках».

Круглый стол с родителями: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».

Папка – передвижка: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».

Памятки для родителей «Статические позы и упражнения для красивой осанки»."Привлечение родителей к совместной работе по формированию у детей правильной осанки".

Развлечение для детей и родителей

«Формирование правильной осанки ребёнка».

Программное содержание:

Учить детей следить за своей осанкой, вести здоровый образ жизни.

Учить детей и родителей выполнять специальные упражнения для красивой осанки. Развивать мышление, память, внимание.

Воспитывать у детей бережное отношение к своему организму и здоровью окружающих людей.

Оборудование: кубики, шары, муляжи овощей и фруктов, продуктов питания, мешочки с песком, аудиозаписи, стул, тренажёры для массажа ступней ног.

Ход занятия:

В. – Добрый день. Каждый родитель хочет, чтобы у его ребёнка была ровная и красивая осанка, чтобы он рос гибким и здоровым, чтобы ребёнок никогда не столкнулся с заболеваниями позвоночника.

Сегодня мы пригласили вас сюда, чтобы показать и рассказать, что же нужно делать для формирования правильной осанки у ребёнка.

Загадка: «Двое ходят, бочку носят

Двое смотрят,

Двое болтаются

Один водит и приказывает. (человек)

Игра «Покажи части тела человека».

Игра «Назови ласково части тела».

В. -Дети, по моему, у нас в углу кто – то кряхтит. Да это же Баба-Яга. Что это ты плачешь, Бабушка Ягушечка?

Б. Я. –Спина болит, даже на метле летать не могу.

В. – Это, наверно, позвоночник у тебя разболелся. Этому горю, мы поможем. Посиди, да детей послушай.

Загадка: В организме, что у нас?

Как для здания каркас?

Что нам в жизни помогает,

Став опорою для нас? (позвоночник)

В. – Посмотрите на картинку. Это позвоночник, который есть у каждого человека. Мамы, покажите позвоночник у своего ребёнка. Кто знает, из каких отделов он состоит?

1. Шейный отдел – он держит голову. Найдите, мамы, у вашего ребёнка шейный отдел. Поверните голову вправо, влево, вниз, вверх.

2. Грудной отдел – от грудного отдела отходят ребра, которые защищают внутренние органы. Нащупайте у ребёнка рёбра.

3. Поясничный отдел – помогает наклоняться, поворачивать, наклонять туловище вправо, влево. Мамы, обозначьте у вашего ребёнка поясничный отдел.

4. Крестцовый отдел – он поддерживает наш таз.

5. Копчик.

В. –Ребята, чтобы позвоночник был крепким, здоровым нужно есть богатую витаминами пищу, заниматься физкультурой, спать только на жесткой кровати, следить за своей осанкой при ходьбе, когда сидишь, стоишь.

Стихотворение рассказывает ребенок:

- Мама Алеше твердит спозаранку:

- Леша, не горбись!

Следи за осанкой!

Он проследил бы за ней, но беда, -

Леша ее не встречал никогда!

Б. Я. – Я тоже не встречала осанку. Что такое осанка?

В. – Осанка – привычное, непринужденное положение тела человека во время ходьбы, сидения, стояния.

Посмотрите внимательно на наших мальчиков. Почему осанка Миши лучше, чем осанка Андрюши? Какая спина у Андрюши? (сутулая). А как стоит Миша? (прямо, голова приподнята) .

В. – Как вы думаете, а какая осанка у нашей гостьи Бабушки Яги?

Б. Я. – Пусть ребята мне покажут, как надо правильно стоять.

(Дети становятся возле стенки так, чтобы пятки, ягодицы, плечи и затылок касались стены.)

В. – Вот так, Баба Яга, ты можешь проверить свою осанку, зафиксировать её и всё время ровно ходить.

Б. Я. – Ой, ой, как же это не привычно для моей спины.

В. – Просто твоя спина привыкла всегда быть в согнутом, скрюченном состоянии. А наши ребята уже сейчас приучают себя ходить прямо, не сутулиться. Посмотри и попробуй.

(Каждому ребёнку мама кладёт на теменную часть головы мешочек

с песком, дети под музыку идут по залу. При этом мамы следят, чтобы мешочек не упал с головы ребёнка) .

В. – А теперь ты попробуй, Баба Яга.

В. - Что бы всё получилось нужно обязательно тренироваться каждый день.

Б. Я. – Ой, ой, но спина всё равно у меня болит. Кто мне поможет?

В. – Чтобы спина никогда не болела просто необходимо укреплять мышцы спины. Запомнить это все должны. Как мы сможем, ребята, укрепить мышцы спины? (Делать физические упражнения) .

Б. Я. – Какие такие физические упражнения надо делать!

В. - Сейчас всё тебе покажем, Баба Яга. И всему научим.

Дети с помощью родителей выполняют упражнения для укрепления мышц спины.

1. Поза дерева. Встаньте прямо. Ноги вместе, руки опущены, спина прямая, живот подтянут вверх. Сделайте спокойный вдох, затем выдох. Плавно поднимите руки вверх, ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь вверх всем телом. Дыхание спокойное, произвольное. Представьте себе, что вы большое, могучее, растущее вверх дерево. Ваши руки, как ветви, тянутся к солнцу, все тело наливается бодростью, силой и здоровьем. Выполняйте упражнение 15–20 секунд, затем спокойно опустите руки и расслабьтесь.

2. Поза лебедя.

Встаньте прямо. Руки опустите, отведите плечи назад. Сцепите руки за спиной в замок и медленно поднимайте их вверх, стараясь не наклонять туловище. Руки при этом должны оставаться прямыми. Почувствуйте, как напряглись мышцы плеч и область между лопатками, как распрямился ваш позвоночник. Держите позу от 3 до 10 секунд, затем спокойно опустите руки вниз и расцепите их.

Поза лебедя позволит вам снять напряжение в спине и плечах, улучшит подвижность плечевых суставов.

3. Поза змеи. Лягте на коврик на живот. Ноги вместе, пальцы ног упираются в пол, пятки соединены. Руки согнуты, кисти стоят на полу на уровне груди, подбородок упирается в пол. Одновременно со вдохом медленно выпрямляя руки, поднимите голову, затем туловище, плавно прогнитесь, посмотрите вверх. Туловище ниже пупка от пола не отрывайте. В конечном положении задержитесь на 6–7 секунд, затем плавно опуститесь одновременно с выдохом. При этом сначала на пол медленно опускается грудь, а затем уже голова.

4. Поза злой кошки. Наклоните подбородок вниз и напрягите живот, выгибая спину. Держите 3 сек. Повторить 5 раз

5. Упражнение "ласточка" является известным и очень эффективным для укрепления спины для детей. Ребенок ложится на живот, прижимаясь ногами и бедрами к полу, и разводит руки по сторонам, словно это крылья. Теперь плавно, с осторожностью, ребенок поднимает и опускает голову одновременно с грудной клеткой, при этом двигает обеими руками как птица в полете. Следите, чтобы при выполнении упражнения ребенок смотрел вперед и не поднимал плечи очень высоко.

6. Упражнение «Собачка показывает переднюю лапку». Встать на четвереньки. Поднимать поочерёдно руки параллельно полу, шея и спина прямые.

7. Упражнение «Собачка показывает заднюю лапку».

Встать на четвереньки. Поднимать поочерёдно ноги параллельно полу, шея и спина прямые.

В. – А теперь поиграем. Игра называется «Подари воздушный шарик».

Дети ложатся по кругу животами вниз. Взрослые дают детям воздушные шарики, дети передают шарики друг другу по кругу, по часовой стрелке.

В. – А если ты, Баба Яга, будешь делать каждый день такие упражнения, то забудешь как болит спина.

Б. Я. - Ох, и весело здесь у вас! И спина перестала почти болеть!

Что – то я проголодалась. У меня там корзинка с едой стоит, сейчас её принесу и поем.

В. – Ну – ка, посмотрим чем ты питаешься? (Воспитатель достаёт конфеты, целый пакет печенья, муляж мяса, шоколадки, булки) .

-Да, от такой тяжёлой и жирной пищи не только спина заболит, но и желудок и печень. Разве полезная это пища для нашего организма?

(Нет. Для организма полезна богатая витаминами пища) .

В. – Покажите, ребята чем нужно правильно питаться, чтобы наш организм чувствовал себя легко и был здоров?

(Дети показывают овощи и фрукты. Мясо тоже необходимо нашему организму, но в небольших количествах. Так же полезна рыба и морепродукты) .

В. - Давайте ребята вспомним и еще раз расскажем Бабе-Яге, что нужно делать, чтобы осанка была красивой.

Дети отвечают:

-Приучаться к правильному положению тела, когда спишь, стоишь, сидишь.

- Спать на жесткой постели с плоской подушкой.

- Выполнять упражнения, направленные на укрепление мышц спины и живота.

- Употреблять богатую витаминами пищу.

-Когда идешь по улице,

Не надо, друг, сутулиться.

В. – А ещё для спины полезен массаж. Давайте ребята покажем как мы делаем друг другу массаж.

Массаж спины «Борщ»

«Чики-чики-чики-ща!

Вот капуста для борща. (похлопывание ладонями по

спинке другого ребенка)

Покрошу картошки,

Свеколки, морковки (постукивание ребрами ладоней)

Полголовки лучку, (поколачивание кулачками)

Да зубок чесночку!

Чики-чики-чики-чок! (поглаживание ладонями)

И готов борщечок!

В. – Сегодня на занятии мы с вами не только играли, но и обсуждали очень важную тему, как формировать правильную осанку.

Б. Я. – Спасибо, ребята, что рассказали мне все про осанку. Теперь моя спина точно не будет болеть. И я даже хочу потанцевать.

Звучит музыка. Все танцуют «Танец весёлых утят»

www.maam.ru

Формирование правильной осанки | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

§ Неправильное питание, т.к. растущему организму необходимы кальций и фосфор;

§ Нарушение витаминного обмена;

§ Неправильная посадка ребёнка за столом;

§ Мебель несоответствующая росту и пропорциям ребёнка;

§ Наследственная предрасположенность.

Для того чтобы предотвратить нарушение осанки Вашего ребёнка необходима профилактика нарушения осанки. Вот некоторые профилактические мероприятия нарушения осанки:

1. Регулярно проводить утреннюю гимнастику и подвижные игры.

2. Не допускать, чтобы ребёнок спал на очень мягкой, легко проминающейся постели.

3. Кровать у ребёнка должна быть жёсткая, до двух лет ребёнок должен спать без подушки, или можно использовать специальную плоскую подушку, которая практически лишь обозначает место подушки, позже применяется детская ортопедическая подушка .

4. До трёх месяцев нельзя ребёнка долго держать в вертикальном положении, до 6 месяцев нельзя на долго сажать, а до 9 месяцев нельзя на долго ставить на ножки. Если есть предрасположенность ребёнка к нарушению осанки лучше исключить прыгунки и ходунки.

5. Дошкольникам нельзя долго стоять на одной ноге, могут измениться тазовые кости.

6. До 7 лет ребёнку нельзя носить и поднимать тяжести, только до двух килограмм после пяти лет.

7. Следите за осанкой вашего ребёнка, когда он сидит за столом, делайте замечания, если он сел неправильно.

8. Мебель должна соответствовать росту и пропорциям ребёнка.

Как правильно подобрать мебель для ребёнка нужного размера?

Для ребёнка в возрасте 7 мес. – 1,8 года, если рост ребёнка составляет до 80 см, то высота стола должна быть 34 см, а высота сиденья стула – 17 см;

Для ребёнка 1,5 – 2,8 лет, при его росте 80 – 90 см высота стола должна составлять 38 см, а высота сиденья стула – 20 см;

Для ребёнка 2 – 4 лет, при его росте 90 – 100 см, высота стола должна составлять 43 см, высота сиденья – 24 см;

Для ребёнка 3 – 6 лет, при росте 100 – 115 см высота стола должна составлять 48 см, высота сиденья – 28 см;

Для ребёнка 5 – 7 лет, при росте 115 – 130 см высота стола должна составлять 54 см, высота сиденья – 32 см;

Для ребёнка 6 – 7 лет, при росте более 130 см высота стола должна составлять 60 см, высота сиденья – 36 см

Ещё одна мера профилактики нарушения осанки - правильная посадка ребёнка за столом:

Если ребёнок просто сидит за столом и, например, слушает Вас, то у его позвоночника должно быть 3 точки опоры: седалищные бугры, поясничным отделом спины ребёнок должен касаться спинки стула, ноги должны стоять прямо, пятки прижаты к полу, колени должны находиться под прямым или тупым углом;

Если ребёнок пишет или рисует, то появляется её одна точка опоры – предплечья рук;

Между краем стола и туловищем ребёнка должно быть расстояние 4 – 5 см;

Спинка стула должна быть на уровне поясничного изгиба позвоночника ребёнка;

Ширина стула должна быть 2/3 бедра ребёнка;

Высота стула должна быть равна длине голени ребёнка + ещё 2 см;

Край стула должен заходить под крышку стола на 4 – 5 см.

Это самые простые рекомендации по формированию правильной осанки ребёнка и профилактике нарушения осанки. Следуя этим простым правилам, у Вашего ребёнка не должно быть проблем с красивой, грациозной и ровной спиной.

Более подробную и конкретную информацию можно посмотреть в специализированной литературе, посвящённой именно формированию правильной осанки. И главное – лучше формировать осанку в раннем детстве, чем потом исправлять её в зрелости!!!

Читайте также

Материал nashidetci.ru

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере.Высота столадолжна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка.Высота стулане должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом.Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз) .Расстояниемежду грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь) , голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см ) . Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит) . Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками) , установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осан-ку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением пра-вильной осанки (25-30 шагов) .

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого про-ходящего мимо ребенка.

"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на по-ясе) 20-25 шагов.

Следить за правильным положе-нием тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согну-той ноги оттягивать.

"Вырастаем большими". Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе) : "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет.

Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!".

Следить за тем, чтобы дети держа-ли спину прямо, не наклоняли го-лову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приво-дя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад.

При выполнении упражне-ния рекомендуется, чтобы дети хо-ром произносили стихи.

Ходьба с ускорением и перехо-дом в бег. Ходьба с последующим замедле-нием.

Следить за тем, чтобы дети бежа-ли легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении "стоя"

"Воробышек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

"Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед гру-дью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз) .

В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.

"Большие круги". Круги назад выпрямленными в стороны ру-ками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

"Мельница". Поочередное приве-дение рук за затылок и спину (6-8 раз) .

Плечи развернуты, локти отведе-ны назад, голова прямо.

"Резинка". Разгибая в локтях со-гнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнося звук "ш-ш-ш" - выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладош-ки". Поднимаясь на носки, отвес-ти плечи назад и повернуть ладо-ни вперед. Вернуться в И. П., рас-слабляя мышцы рук (4-6 раз) .

Держать спину ровно и не выпя-чивать живот.

"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз) .

Плечи развернуты, колени вып-рямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении "лежа на спине"

"Здраствуйте-прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз) .

При оттягивании носков рекомен-дуется слегка разводить пятки.

"Волна". Согнуть ноги и подтя-нуть колени к животу. Выпря-мить. Пауза 3-5 сек. и отпус-тить ноги (4-6 раз) .

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты. ,,

"Пляска". И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз) .

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении "лежа на животе"

"Воробышек". Круги назад лок-тями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.

Голова приподнята.

"Рыбка". Поднять голову и отве-сти плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза) .

Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

"Лягушонок". Руки из-под под-бородка привести к плечам ладо-нями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вер-нуться в И. П. (6-8 раз) .

Построение, ходьба обычным ша-гом (1-2-3 круга) .

Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении.

(По материалам статьи "Воспитание осанки у детей и активная профилактика её нарушения в домашних условиях", С. В. Хрущев, С. Д. Поляков, М. Н. Кузнецова) .

По теме:

Подробней nsportal.ru

Осанка у детей дошкольного возраста | МАЛЫШАТА

Осанка у детей дошкольного возраста/Малышата.

Все родители хотят, чтобы ребенок имел стройную фигуру, крепкое здоровье, грациозные движения.

Однако нужно знать, что красота и стройность тела зависит от осанки.Осанка у детей дошкольного возраста

А она формируется именно в период роста и развития малыша.

Правильная осанка у детей дошкольного возраста очень важна. Ведь при этом хорошо работают дыхательная, пищеварительная и сердечно – сосудистая система.

Осанка у детей дошкольного возраста

Но если есть какие-то нарушения, то у ребенка может быть:

  1. Затрудненное дыхание
  2. Головные и мышечные боли как следствие недостаточного притока крови и кислорода к клеточкам организма
  3. Повышенная утомляемость, усталость, плохое настроение.

В течении года родителям нужно осматривать своего ребенка 3 – 4 раза . Делается это во время купания, и не страшно, что обследование это не совсем квалифицированное. Ведь именно родители первыми могут заметить малейшие изменения. Такой осмотр врачи рекомендуют проводить с расстояния примерно 1,5 м - спереди, сбоку и сзади.

Спереди. Когда ребенок стоит лицом к Вам обратите внимание на:

  • контуры и уровень расположения плеч (возможно одно чуть выше) ;
  • форму грудной клетки. В идеале она должна быть широкой, «развернутой»;
  • выгибание или уплотнения одной из сторон туловища;
  • правильное положение стоп. Поставьте их вместе, внутренние поверхности должны их полностью соприкасаться.

Сзади. Обратить внимание на:

  • вертикальное положение головы (мочки ушей должны быть на одном уровне) ;
  • линии шеи, плеч и спины. Если все хорошо, то плечи должны быть слегка отведены назад, лопатки слегка выступают назад и в тоже время плотно прилегают к позвоночнику. Линия позвоночника хорошо видна при наклоне вперед.

Сбоку. Обратить внимание на контуры живота.

  • Выпученный или отвислый живот – у ребенка слабые мышцы брюшного пресса.

Среди начальных дефектов осанки у детей дошкольного возраста встречаются такие как сутулость, круглая спина, вогнутая спина и сколиоз. Рассмотрим каждую из них. Сутулость

  • Встречается у многих детей дошкольного возраста.
  • При этом позвоночник немного изогнут только в районе лопаток, плечи при этом приподняты.
  • Занятия физическими упражнениями и подвижными играми быстро устраняют этот дефект.

Круглая спина(кифотическая осанка)

  • Слабые мышцы шеи и спины не могут удерживать голову и плечи в правильном положении.
  • А еще привычка сидеть, согнувшись, ходить с опущенной головой может привести к сутулости и круглой спине.
  • Плечи при этом опускаются вниз и вперед, голова и шея наклоняются вперед, немного западает грудная клетка, живот выпячен вперед, ноги в коленках чуть согнуты.

Вогнутая спина (лордотическая осанка)

  • Встречается редко, но все же встречается.
  • При этом грудная клетка и таз подаются назад.
  • Живот приобретает выпуклый вид
  • Сильно выражена изогнутость позвоночника в поясничном отделе.

Устраняется занятием физическими упражнениями.

Сколиоз

  • Это боковое искривление, напоминает букву «S». При этом одно плечо приподнято, лопатки одна выше и дальше от позвоночного столба, а вторая - ниже и ближе к нему. Одна боковая сторона туловища выпуклая, а другая – западает, позвонки скручиваются вокруг своей оси, вследствие чего выпирают ребра или образуется горб.
  • Сколиозы первой степени устраняются, если заниматься лечебной физкультурой. Но иногда лечение занимает много времени и сил, поэтому при выявлении первых признаков срочно к врачу – ортопеду.
  • При тяжелых формах нужно долгое время носить специальные корсеты. Лучше к этому не допускать.

Но помимо перечисленных признаков существуют и другие «сигналы», на которые родителям следует обратить внимание:

  • если ребенок жалуется на боль в ногах, не хочет играть в подвижные игры, вялый;
  • но самое главное – когда малыш сутулится, родителям следует обратиться в врачу.

Всем понятно, что предупредить заболевание значительно легче, чем его лечить. Такие средства как физические упражнения, подвижные игры способствуют формированию правильной осанки. На протяжении всего дошкольного периода ребенка нужно приучать:

  1. правильно сидеть на стуле и за столом;
  2. правильно ходить;
  3. спать в соответствующей позе.

Давайте рассмотрим, что же означает «правильно сидеть за столом».

  • Малыша нужно приучать голову держать вертикально или слегка наклонив вперед, плечи ровно, локти свободно размещать на столе, туловище вертикально, ступни поставлены на пол.
  • Расстояние от поверхности стола до глаз 40 – 50 см. Когда ребенок кушает, рисует, рассматривает рисунки в книжке не допускать, чтобы сидя за столом, малыш опирался на него грудью, поворачивал туловище боком, подгибал под себя ногу или обе ноги.
  • Желательно, чтобы у ребенка было свое «рабочее» место (стол, стул, полочка) , где он мог бы заниматься. Освещение при этом должно падать на рабочую поверхность с левой стороны. На столе поставьте настольную лампу.

Во многих семьях дети могут подолгу смотреть телевизор, сидя при этом в неудобной позе. Родителям необходимо следить за этим и ограничивать просмотр телепередач. Спать в соответствующей позе.

  • Мягкая постель, высокая подушка, привычка спать постоянно на одном боку могут привести к искривлению позвоночника, а сон «калачиком» - к круглой спине.
  • Врачи рекомендуют детям спать на кроватях с ровным твердым, упругим матрацем и невысокой подушкой.
  • По мнению врачей, идеальная поза для сохранения осанки - засыпать на спине, держа руки поверх одеяла.
  • Если же ребенок любит спать на боку, доктора советуют молодым родителям быть очень внимательными, следить чтобы малыш не подтягивал ноги к животу, не сгибался калачиком и не укрывался одеялом с головой, часто переворачивать его в кроватке. Но заметим, что в большинстве случаев эта задача, к сожалению, трудновыполнима.

Осанка у детей дошкольного возраста укрепляется простыми физическими упражнениями, подвижными играми. О них мы поговорим в следующей статье.

Уважаемые родители, если Вам была полезна статья Осанка у детей дошкольного возраста, поделитесь сдрузьями, нажмите на кнопочки ниже. Спасибо!

******************************************

Подробней на сайте malushata.ru

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста

Лечение физкультурой

Чаще всего нарушение осанки наблюдается у ослабленных детей, малоподвижных. Таким детям назначают специальную физкультуру. Лфк при нарушении осанки направлена на укрепление грудных мышц, мышц спины и брюшного пресса.

Ниже приведены несколько упражнений, которые помогут вашему ребёнку добиться идеальной осанки. Все приведённые упражнения рекомендуется делать вместе с ребёнком и следить за правильностью их выполнения во избежании детского травматизма. Каждое упражнение должно повторяться до 5 раз.

Перетруждать ребёнка не нужно, если он устал – следует прекратить занятия.

  • Садимся прямо и максимально сводим лопатки. Удерживаем положение 10 секунд и расслабляемся. Делаем несколько подходов.
  • Берём бутылку с водой в руки. Вытягиваем руки прямо перед собой, удерживаем некоторое время, отпускаем. Повторяем упражнение.
  • Лёжа на спине, сгибаем ноги в коленях и подтягиваем на себя. Медленно опускаем ноги, повторяем упражнение.
  • Ложимся на живот, руки вдоль тела. Поочерёдно поднимаем и опускаем ноги, удерживая их на максимальной высоте 5-7 секунд.
  • Ещё одно эффективное упражнение – ходьба с книгой на голове. Оно очень простое и его можно выполнять дома в любое время. Ребёнку на голову кладут не очень тяжёлую книгу и просят ходить медленно по комнате, чтобы книга не падала. Таким образом, у ребёнка формируется осанка + красивая походка.
  • Упражнение «Лодочка». Лёжа на животе, сгибаем ноги в коленных суставах, руки вытягиваем вдоль туловища назад и берём «ноги в руки», пытаемся немного раскачаться.

Также полезна обычная ходьба в правильном положении и плавание. Последнее положительно влияет не только на развитие осанки, но и дыхания. Как видите, занятия лечебной физкультурой при нарушении осанки, укрепляют все мышцы, поддерживающие осанку.

Как сидеть и стоять правильно?

Правильное положение сидя означает, что бедра должны быть полностью перпендикулярны позвоночнику и голеням. Ноги достают до пола. Спина держится точно параллельно спинке стула.

Предплечья должны иметь опору, сидя за столом кисти должны лежать на столе, это формирует правильное положение лопаток и способствует нормальному дыханию.

Долгое стояние, особенно в определенной позе, утомительно для ребенка, мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая такой нагрузки, поэтому ребенок старается прислониться к чему-либо, переступает с ноги на ногу.

ВАЖНО! Когда вы, наказывая ребёнка, ставите его в угол на длительное время – вы формируете ему неправильную осанку.

Осанка у детей дошкольного возраста неустойчива и упражнения следует делать регулярно и, конечно же, целесообразно покупать правильную мебель, соответствующую возрасту ребенка.

Дополнительная информация

Ссылка на источник MoiSustavy.com

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Рекомендуем ознакомиться

Осанка у детей дошкольного возраста зависит не только от влияния патологических факторов на позвоночный столб, но и от антропометрических показателей ребенка. Длина туловища, высота головы, размеры ног – это важно для формирования ровной спины у детей. На основе данных показателей некоторые ученые рекомендуют формировать структурные сегменты, влияющие на поддержание спины в правильном положении.

Как оценивается осанка у дошкольников

В процессе роста ребенка пропорции тела изменяются:

  • У новорожденных тело и голова имеют минимальные размеры;
  • Активное нарастание длины тела начинается только с 7 лет.

Для оценки правильности осанки у детей дошкольного возраста необходимо оценить пропорциональное соотношение между собой данных показателей. Для этого условно разделим всю длину тела на верхнюю и нижнюю половины. Оценивать будет 2 показателя:

  • Интенсивность ежегодного роста;
  • Отношение роста в положении сидя, к росту в позиции стоя.

У дошкольников нарастание длины тела происходит по большей части из-за роста конечностей, позвоночника и незначительного увеличения головы. Ежегодная динамика процесса отражена на схеме: На ней видно, что в среднем рост тела ребенка в год происходит на 4-5 см (ростовое плато) , но существует 2 скачка (ростовой спурт) : в 4-5 и в 12-15 лет.

Первый рывок происходит в ясельном возрасте и очень важен для правильной закладки дальнейшего формирования оси позвоночника. На схеме видно, что после этого периода наступает длительное ростовое плато до 12-13 лет.

Полностью рост человека прекращается к 16-19 годам, когда завершается оссификация позвоночного столба (замена хрящевой ткани позвонков на костную) .

Среднегодовой рост позвоночника у дошкольников в поясничном отделе не превышает 0,8 см в год, в грудном – 1,4 см, а в шейном 2,2 см. Очевидно, что до пяти лет происходит более быстрый рост верхней половины грудной клетки. Данные анатомические особенности важны при оценке осанки у детей дошкольного возраста для предотвращения грубых деформаций позвоночного столба.

Чтобы упростить анализ антропометрических показателей дошкольников ученые ввели индекс пропорционального соотношения роста в различные возрастные периоды к прогнозируемому росту (см. таблицу) .

Несмотря на некоторую обобщенность подходов к формированию правильной осанки у дошкольников, в процессе роста каждого индивидуума появляются некоторые особенности анатомических структур. Поэтому при выявлении изменений в несоответствии роста позвоночника возрасту оценивают позвоночный столб на рентгенограммах.

Формирование правильной осанки в дошкольном возрасте рентгенологически сопровождается увеличением дисков и заострением тел позвонков. В среднем нарастание высоты позвонков в грудном отделе равно 1-2 мм в год, что сложно отследить на снимке. О начале патологического искривления оси позвоночного столба свидетельствует неравномерное нарастание межпозвонковых дисков и тел на разных уровнях.

Еще одним показателем оценки вертикальной оси туловища у детей дошкольного возраста является дисково-позвоночный коэффициент. Он отражает отношение высоты тела позвонка к высоте диска в оцениваемом сегменте. В норме его величина равна 4 или 5 к 1-му.

Данное соотношение уменьшается при любых патологических изменения позвоночника.

Формирование правильной осанки у дошкольников можно оценивать также по своевременности появления точек окостенения (очаги отложения солей кальция) в типичных зонах роста. Они очень хорошо прослеживаются при выполнении магнитно-резонансной томографии или рентгенографии позвоночника в прямой и боковой проекциях (метод вреден) .

Наиболее распространенным способом выявления изменений в позвоночном столбе дошкольника является апофизарный тест (Риссера) . При нем оценивается распространенностью зон обызвествления апофиза (краевая часть) позвонка (см. рисунок) .

Методика позволяет на ранних стадиях определить правильную или патологическую осанку у дошкольников, так как формирование позвонков непосредственно отражается на поддержании вертикальной оси туловища.

Для проведения теста Риссера необходимо условно разделить гребень подвздошной кости на 4 части. Особенности оценки осанки у дошкольников по апофизарному тесту:

  • Первые точки окостенения возникают в передних отделах гребня;
  • Их отсутствие расценивается, как неблагоприятный признак (точки окостенения в позвоночнике появляются согласно возрасту) .

В дошкольном возрасте первые зоны окостенения в области переднего отдела гребня должны появиться в возрасте 4,5-5 лет. Остальные зоны возникают позже (в 10-11 лет) .

Какие деформации спины наблюдаютсяу маленьких детей

У дошкольников чаще всего возникает отклонение позвоночника в стороны. Поскольку физиологические лордозы и кифозы у них не выражены, правильная осанка поддерживается в этот возрастной промежуток мышечным корсетом спины. Позвоночник до 7 лет является мягким и пластичным, поэтому легко смещается.

Какие виды искривления позвоночника появляются у детей до 7 лет:

  • Ротация – смещение позвоночного столба в горизонтальной плоскости;
  • Торсия – вращение позвонков вокруг оси;
  • Плоская спина – ровная вертикальная плоскость;
  • Круглая спина – чрезмерное выгибание позвоночника;
  • Сутулость – выраженная выпуклость в грудном отделе.

Появляется у дошкольников и смещение оси позвоночного столба в боковой плоскости – сколиозы. Оно бывает 2 типов:

  1. Сколиоз в младшем возрасте (до 2 лет жизни) наблюдается чаще у мальчиков и характеризуется левосторонним смещением оси позвоночного столба;
  2. Ювенильный сколиоз прослеживается на 3-4 году жизни ребенка. Более характерен для девочек и имеет прогрессирующее течение.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста по анатомическим и функциональным особенностям отличается от аналогов у взрослых. Детский позвоночник более подвижен, что откладывает отпечаток на клинических особенностях данной патологии.

По секрету

  • У Вас проблемы с шеей или спиной?
  • Вы внезапно можете почувствовать приступы боли…
  • А сидячая работа и низкая физическая активность отнюдь не способствуют правильной осанке…
  • Возможно, Вы перепробовали кучу средств, но ничего не помогает...
  • Сейчас читаете эти строки лишь потому, что не сильно они Вам помогли...
  • И Вы готовы воспользоваться любой возможностью, которая поможет Вам избавиться...
  • Поверьте, средство от болей в спине найдено! Перейдите по ссылке и узнайте как вылечить спину ортопедическим пластырем…

загрузка...

Ссылка на источник SpinaZdorov.ru

Другие статьи по теме:

  • Нарушение осанки у детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Формирование осанки у детей дошкольного возраста» Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряж...

  • Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

    Игры и упражнения для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста Стопа - опора, фундамент тела. Нарушение фундамента отражается на формировании подрастающего организма. Плоскостопие -...

  • Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

    Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расп...

  • Стретчинг для детей дошкольного возраста

    Проект «Игровой стретчинг в детском саду» Паспорт проекта Образовательное учреждение Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Катюша» Назв...

  • Физические упражнения для детей дошкольного возраста

    JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Равновесие Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучива...

  • Физминутки для детей дошкольного возраста

    Физминутки на занятиях в старшей, подготовительной группе. Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке) Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками) Рано утром солнце вст...

  • Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому...

  • Нарушение зрения у детей дошкольного возраста

    Статья: «Особенности детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрени...

  • Обучение плаванию детей дошкольного возраста

    Рабочая программа «Обучение плаванию детей дошкольного возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №107 - детский сад общеразвивающего вида г. Тулы (МБДОУ№107) Рабочая...

  • Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...

  • Воспитание детей дошкольного возраста это

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Музыка релаксация для детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей на тему: "Релаксация для детей среднего дошкольного возраста" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующей направленности №...

  • Физиологические особенности детей дошкольного возраста

    Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста Возраст 3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и фу...