Право на бесплатное дошкольное образование

Родительское собрание «Новый закон «Об образовании». Изменения в законодательной базе дошкольного учреждения»

Родительское собрание Новый закон об образовании. Изменения в законодательную базу дошкольного учреждения

2 слайд

Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года*

С 1 января 2014 года вступают в силу пункты 3 и 6 части 1 статьи 8, а также пункт 1 части 1 статьи 9.

Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона вступает в силу часть 6 статьи 108.

3 слайд

Уровни образования

дошкольное образование

начальное общее образование

основное общее образование

среднее общее образование

Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, должно теперь работать в соответствии со стандартом. (ст. 10, ч. 4).

Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех уровней общего образования (ст. 5, ч. 3, в том числе для дошкольного.

4 слайд

Образование

Воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства

(ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», 1992, 1996)

Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобрет аемых знаний, умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

(НОВЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», 2013, ГЛ. 1, СТ. 2)

5 слайд

1. В Российской федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в РФ гарантируется НЕЗАВИСИМО от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (гл. 1 ст. 5 пункт 1, 2)

6 слайд

В новом законе «Об образовании» прописаны гарантии государства по "обязательности дошкольного образования". П. 3. Статьи 5 Главы 1 трактует: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования… » и т. д

Это не обязательность для всех детей ходить в д/с, а гарантии государства, что оно берет на себя обязательства и официально фиксирует это в законе - обеспечить всех полноценным дошкольным образованием". Родитель сам будет решать, куда отдавать ему ребенка - в д/с, семейную группу, негосударственное учреждение или будет его воспитывать самостоятельно.

7 слайд

Дошкольное образование может осуществляться как в дошкольном учреждении, так и в форме семейного образования.

В соответствии с п. 3 Статьи 64 Главы 7 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

8 слайд

Согласно новому Закону «Об образовании» ДО отделено от присмотра и ухода за детьми. Присмотр и уход за детьми могут осуществлять не только образовательные организации, но и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность. Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Дошкольное образование бесплатное, а присмотр и уход за детьми становится платным. Сумма будет зависеть от учредителя садика. В то же время учредителю предоставлено право не взимать плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, родительская плата не взимается. При этом сохраняются нормы компенсации части родительской платы: не менее 20% среднего размера родительской платы - на первого ребенка, не менее 50% - на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей

9 слайд

Федеральный государственный образовательный стандарт

28 августа 2013 года совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным стандартам утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) .

10 слайд

Зачем нужен стандарт

Это требование закона об "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу 1 сентября 2013 года. Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, должно теперь работать в соответствии со стандартом. ФГТ предъявляли требования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы, ФГОС ДО предъявляют также требования к результатам освоения основной образовательной программы, и это принципиальное новшество. Одно из требований стандарта - уход от академической системы. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки - поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования -положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

11 слайд

Стандарт преследует следующие цели

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

12 слайд

На основе стандартов разрабатывается основная образовательная Программа дошкольного образования ООП ДО, которая определят комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров (а не ЗУНов или интегративных качеств) дошкольного образования, организационно-педагогические условия педагогического процесса. Программа утверждается организацией самостоятельно (ст. 12.6 Закона "Об образовании в РФ").

13 слайд

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения

14 слайд

Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

Конвенция о правах ребенка (статья 18)

15 слайд

«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

(статья 44, часть1)

16 слайд

«Органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

(статья 44, часть2)

17 слайд

За неиспонение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответсвенности:

• административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних») ;

• гражданско-правовой (статьи 1073 – 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации) ;

18 слайд

• семейно – правовой (статьи 69 «Лишение родительских прав», статьи 73 «Ограничение родительских прав» Семейного кодекса Российской Федерации) ;

• уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»)

• За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим ФЗ и иными ФЗ, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность предусмотренную законодательством Российской Федерации. (Закон «Об образовании» гл. 4 ст. 44)

19 слайд

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет,

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

И счастливо жить одному невозможно!

20 слайд

Спасибо

за внимание!

Прикреплённые файлы:

roditelskoe-sobranie_8jlcc.ppt | 2129,5 Кб | Скачан: 599
www.maam.ru

Механизм реализации права ребенка на дошкольное образование - Страница 5

Механизм реализации права ребенка на дошкольное образование в структуре Департамента образования города Москвы.

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. В настоящее время функционирование образовательной системы в России осуществляется в соответствии с международным правом и законодательством Российской Федерации.

Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования, обеспечивая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы. В ст. 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и бесплатность получения данного вида образования в указанных образовательных учреждениях.

Государственная система дошкольного образования города Москвы представлена 1838 дошкольными образовательными учреждениями, в том числе:

- детские сады, в которых воспитываются дети от 6 месяцев до 7 лет — 880 учреждений;

- детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.) — 179 учреждений;

- детские сады компенсирующего вида для детей с проблемами в здоровье и развитии — 269 учреждений;

- детские сады комбинированного вида (в состав которых входят общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании) — 430 учреждений;

- детские сады присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур — 15 учреждений;

- детские сады с этнокультурным (национальным) компонентом — 12 учреждений;

- Центры развития ребенка — детский сад — 53 учреждения.

Всего в данных учреждениях воспитываются — 225,6 тысяч детей.

Кроме этого, дети дошкольного возраста воспитываются в следующих государственных образовательных учреждениях:

- 32-х Центрах образования,

- 84-х начальных школах — детских садах,

- 28-ми прогимназиях.

Всего в данных учреждениях воспитывается 15,5 тыс. детей.

В последние годы в Москве развиваются новые формы дошкольного образования. Открыто 557 групп кратковременного пребывания, которые посещают 8,7 тысяч детей.

Особое внимание уделяется развитию сети групп для детей раннего возраста. В Москве функционирует более 2 тысяч таких групп в 1400 учреждениях, их посещает 33,2 тыс. детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.

В детских садах города Москвы, учитывая пожелания родителей, открыто 85 групп 14-часового пребывания, которые посещает 1400 детей, и 612 групп 24-х часового пребывания, в которых воспитывается 10 тыс. детей.

Воспитание и образование детей дошкольного возраста в городе Москве осуществляют также негосударственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, и ведомственные дошкольные учреждения. 77 негосударственных образовательных организаций посещает — 3,2 тыс. детей дошкольного возраста, 146 ведомственных дошкольных образовательных учреждений посещает 11,9 тыс. детей.

Таким образом, 265 тыс. детей в возрасте от 1 года до 7 лет охвачено разными формами дошкольного образования, что составляет 60% от всех детей данного возраста, проживающих в городе Москве.

Значительным достижением системы дошкольного образования является высокий охват детей в возрасте от 5 до 7 лет, проживающих в городе Москве, разными формами дошкольного образования. Он составляет 90%. Департамент образования поставил перед дошкольными образовательными учреждениями города задачу 100% обеспечения детей 5—7 летнего возраста местами в детских садах.

Одной из главных проблем в развитии системы дошкольного образования является очередность в дошкольных образовательных учреждениях, которая составляет 11482 ребенка.

Правительством Москвы была поставлена задача создания программы мер по снятию очередности в дошкольных образовательных учреждениях: это возврат в городскую систему образования ведомственных дошкольных образовательных учреждений, эффективное использование площадей государственных образовательных учреждений, проведение ремонта закрытых и перепрофилированных групп в государственных дошкольных учреждениях с целью дополнительного открытия мест, строительство новых дошкольных учреждений в районах с потребностями в детских садах с учетом демографической структуры населения.

Сложившееся в последние годы видовое разнообразие государственных дошкольных образовательных учреждений создает возможность предоставления семьям большого разнообразия услуг: оздоровительных, коррекционных, развивающих; дополнительных образовательных услуг, превышающих базовый государственный стандарт.

В настоящее время размер платы, взимаемой с родителей за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, составляет от 550 до 1200 рублей в месяц) в зависимости от образовательных, развивающих, оздоровительных и иных услуг, оказываемых детям в соответствии с содержанием образовательной программы учреждения.

Бесплатно дети посещают: группы кратковременного пребывания "Особый ребенок", детские сады для: глухих и слабослышащих детей; слепых и слабовидящих детей; детей с нарушением интеллекта; детей с туберкулезной интоксикацией.

Предусмотрены льготы по оплате за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, льготным категориям семей.

Оплата содержания ребенка производится по фактическому количеству дней его пребывания в государственном образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы дошкольного образования.

Подробней otveti-examen.ru

Наши права | Движение "Российским детям - доступное дошкольное образование" (РДДДО)

Пт, 01/01/2010 - 01:37

К сожалению, далеко не каждый родитель ребенка осведомлен о том, какими именно законами Российской Федерации его ребенку гарантируется право на посещение детского сада. И, конечно же, это на руку чиновникам, которые пытаются делать вид, что они никому ничего не должны. В этом разделе мы размещаем материалы, которые помогут вам сориентироваться в законодательстве и отстаивать право вашего ребенка на бесплатное общедоступное дошкольное образование.

Начнем с того, что это КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность ДОШКОЛЬНОГО, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Однако Конституция не говорит, что именно заключается в понятии «дошкольное образование», и чиновники часто пользуются этим, пытаясь доказать вам, что первые воспитатели – это родители, вот и воспитывайте до школы, или что группа временного пребывания – полноценная и законная замена детскому саду. Обратимся к законам, которые регламентируют этот вопрос.

1. http://www.educom.ru/ru/documents/education.php Закон Российской Федерации «Об образовании» в статье 18 «Дошкольное образование» говорит следующее:

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

2. Что такое дошкольное образовательное учреждение? Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении говорит следующее:

пункт 3: Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

В пункте 7 указанного положения перечислены виды образовательных учреждений, относящихся к дошкольным образовательным учреждениям. Все эти виды учреждений имеют в своем названии определение ДЕТСКИЙ САД.

Поэтому не верьте чиновникам, которые утверждают, что, отправляя вашего ребенка в группу временного пребывания, они выполняют требования закона.

По действующему ныне законодательству, ваш ребенок в возрасте от 2 месяцев до 7 лет имеет законное право на получение места в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении (детском саду) , где он будет получать не только образовательную услугу, но и присмотр, уход и оздоровление – все это пока гарантировано законами нашей страны.

Кто же должен нести ответственность за нарушение прав ваших детей?

Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html относит организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования к вопросам местного значения. И ответственность за нарушение законодательства в данном случае лежит на местных администрациях.

Отметим, что ни в Конституции, ни в «Законе об образовании» нет понятия «очередь». Нехватка мест и вытекающее из неё понятие «очередь», которое фиксируется в региональных законах – противоречат Конституции. Значит, вы смело можете обращаться в прокуратуру или в суд с требованием защитить законные права своего ребенка.

Не забывайте, что для того, чтобы обратиться с жалобой или иском, вам нужно иметь на руках письменный отказ в предоставлении места в ДОУ. Значит, вам необходимо предварительно подать ПИСЬМЕННОЕ обращение в соответствующий орган администрации с просьбой предоставить место.

ОБЯЗАТЕЛЬНО оставляйте у себя второй экземпляр любого обращения, на котором в канцелярии или приемной вам обязаны поставить номер и дату входящего документа. Помните – по закону вам обязаны ответить на него в течение 30 дней.

На нашем сайте вы можете скачать образцы обращений в администрацию, жалобы в прокуратуру и искового заявления в суд.

Если вы решите отстаивать право своего ребенка в суде, помните – пошлина по делам о нарушениях прав несовершеннолетних не взимается.

Обсуждение темы обращений в суды и прокуратуры идет на форуме нашего сайта: http://rdddo.ru/forums/viewtopic.php?f=16&t=6

»

Напиши властям в интернет-приёмную о проблеме!

Втр, 14/04/2009 - 18:55

После ряда встреч с сотрудниками ведомств федерального уровня активистами движения сделан неутешительный вывод: "наверху" не знают про проблему с очередями на местах! Будем эту ситуацию исправлять.

Требуется совсем немного: выбрать текст из предложенных нами вариантов или составить свой, а затем обратиться в общественную приемную. Причем сделать это можно как с помощью обычной почты, так и через интернет, обратившись в электронную приемную.

Обращаем ваше внимание: электронные обращения имеют официальную силу! Власти на них точно так же обязаны реагировать, дав вам письменный ответ по указанному в обращении обратному адресу.

Новосибирские приёмные:

Ссылка на источник rdddo.ru

НОВОЕ В ЗАКОНЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

В понятийном аппарате

Введено ряд новых понятий:

образовательная организация, организация, осуществляющая обучение, организации, осуществляющие образовательную деятельность; отношения в сфере образования, участники образовательных отношений, участники отношений в сфере образования; конфликт интересов педагогического работника; и другие.

В дошкольном образовании

  • Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами.
  • Оно отделяется от «присмотра и ухода» за детьми, т.е. учить ребенка в детском саду станут бесплатно, а за присмотр и уход нужно будет платить. Плата определяется учредителем. В детсаду теперь будут учить за счет государства, а кормить - за счет родителей. За присмотр и уход можно получить компенсацию из бюджета. Ее размеры определяют регионы. А если кому-то хочется бесплатного образования без дополнительных накруток - добро пожаловать в группы кратковременного пребывания.
  • Малообеспеченные родители по решению учредителямогут платить меньше или не платить вообще. От платы освобождаются дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом.
  • Другое нововведение - это образовательный стандарт для дошкольника. Не очень понятно, почему его назвали именно "стандартом" - по сути, это скорее ориентир. Этакая путеводная звезда для родителей. Этот стандарт не для ребенка, а для педагога и родителя,- Он исправляет те перегибы, которые сложились за последние годы - подмена детсада начальной школой. Задача детсада не научить считать и читать, а подготовить ребенка, чтобы он хотел учиться и имел возможности для социализации. Новый закон запрещает итоговую аттестацию для учащегося. Проще говоря, если ваш двухлетка не соответствует стандарту, то не надо разводить панику и нанимать ораву репетиторов. Может быть, он гениален в другом. Вполне возможно, что ребенок - дефекционный вундеркинд, и новый закон позволит ему гармонично развивать свои способности.

В сфере общего среднего образования

Перераспределяются полномочия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Закрытие сельской школы может произойти только с одобрения сельского схода.

Изменяются наименования типов и видов образовательных организаций. О гимназиях и лицеях в законе речи не идет. Специализация образовательного учреждения может быть указана в его названии.

Право преимущественной записи в первые кассы получают те, кто проживает на территории, к которой прикреплена школа.

В школы с углубленным изучением каких-либо предметов прием будет производиться индивидуально в средних и старших классах.

Определены особенности получения образования иностранцами и лицами без гражданства, осужденными.

Индивидуальный график учебы. Нет, это не значит, что можно официально прогуливать и ходить на уроки пару раз в месяц. Можно только в том случае, если по-другому никак.

Индивидуальный график предназначен, прежде всего, для тех, кто в силу обстоятельств не может регулярно посещать школу, - Например, кто серьезно занимается спортом или музыкой и ездит на соревнования. Или те, кто поменял недавно школу - уже пройденные в старой школе курсы можно перезачесть, по другим прийти на дополнительные занятия Этот вариант и для тех, у кого проблемы со здоровьем и кто не может посещать школу регулярно.

Отдельно прописано право ребенка на качественное инклюзивное образование по адаптированным программам.

Введено понятие «безопасность школьной среды», что упрощает предъявление претензий к школе по причине несчастного случая с обучающимся.

Более подробно говорится о мерах дисциплинарных взысканий. К учащимся будут применяться более строгие требования по вопросу дисциплины и успеваемости, вплоть до исключения из школы, в т.ч. и в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Вот летние скандалы с ЕГЭ ничему так и не научили. В законе не прописаны какие-либо дополнительные механизмы регуляции. Конечно, пока над этим работают.

Но похоже, что выпуску-2014 еще удастся скачать себе правильные задания и выложить ответы в интернет. Результаты ЕГЭ будут действительны на протяжении 4 лет.

В законе закреплен принцип светского характера образования в государственной школе и практика преподавания ОРКСЭ. Религиозные организации получили право проверять программу курса на соответствие вероучению, а также рекомендовать для работы в школах своих педагогов.

Отдельные статьи посвящены статусу учителя и руководителя. Также более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Что касается оплаты труда учителей, то согласно закону она не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе.

Курсовую переподготовку учитель обязан проходить через каждые 3 года, а не раз в 5 лет.

В среднем профессиональном образовании

Профтехучилища, предлагающие программы начального профобразования, будут закрыты.

Учебные заведения получили право вводить интегрированные образовательные программы и давать одновременно и школьное, и профессиональное образование.

Разрешено производить отбор учащихся в творческие учебные заведения по способностям сразу после окончания ими начальной школы, а при выпуске давать им не только аттестат, но и диплом о получении среднего профобразования.

В сфере высшего образования

Согласно новому закону об образовании студентов-бюджетников должно быть не менее 800 на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет.

Сокращаются льготы для поступления в вуз, а вместо этого отдельным категориям льготников предоставляется возможность бесплатного обучения на подготовительных курсах.

Поступить в вуз можно будет только по результатам ЕГЭ, за исключением МГУ, СПБГУ (а также нескольких других федеральных вузов) , где придется сдавать дополнительные экзамены.

Без вступительных испытаний поступать в вуз предоставлено право победителям и призерам олимпиад. Для поступления «на бюджет» вне конкурса для детей-инвалидов установлена квота — 10% от общего количества бюджетных мест по конкретному направлению (специализации) , при условии успешного прохождения ими вступительных испытаний.

Льготникам также предоставляются в первоочередном порядке жилые помещения в студенческом общежитии, и они освобождаются от платы за проживание. В отношении остальных студентов образовательная организация сама принимает решение об установлении платы.

В военные вузы преимущественное право поступления при прочих равных условиях предоставляется «детям граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать лет и более».

Закон обязывает все вузы участвовать в мониторинге Минобрнауки.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Впервые в законе зафиксировано, что дошкольное образование – уровень общего образования. Это событие знаковое: именно дошкольное образование является особенно важным для формирования личности ребенка, его дальнейшей судьбы.

Логичным продолжением такого решения является принятие федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Дошкольное образование становится первым уровнем в системе образования Что же касается опасений по поводу удорожания образования, то они остаются актуальны только для дошкольных образовательных организаций.

В законе нет гарантии ограничения размера родительской доплаты за содержание в детском саду, так что теоретически (если учредитель примет такое решение) это может привести к ее повышению. Отчислить ребенка из дошкольной образовательной организации по причине просрочки оплаты его родителями (законными представителями) за присмотр и уход, нельзя.

Конфликт интересов педагогического работника. Такого понятия в законодательстве об образовании ранее не было, хотя конфликт интересов имел место, как объективная реальность.

Это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.2. Мониторинг эффективности вузов становится ежегодным и обязательным как для государственных, так и для частных вузов Осенью 2012 года Минобрнауки впервые провело мониторинг высших учебных заведений.

В нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. По его итогам около 30 университетов и 262 филиала были признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации. 3. Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) будут действовать пять лет4.

Учитываются индивидуальные потребности учащихся Закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

Законодатель закрепляет право учащегося на индивидуальный учебный график и на выбор предметов по курсу. В соответствии с новым

Ссылка на источник nsportal.ru

ПРПЦ-ПГП: Глава 17. Право на бесплатное образование / Раздел 3. Социально-экономические права / Доклад "Соблюдение прав человека в Пермском крае в 2006 году"

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА

Глава 17. Право на бесплатное образование

Каждый человек имеет право на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Каждый человек имеет право на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

Родители имеют право на выбор формы обучения и вида образовательного учреждения для своего ребенка.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Государство не имеет права устанавливать какие-либо философские, идеологические или религиозные взгляды в качестве единственной основы для образовательной системы своей страны.

Свобода образования ограничивается целями образования. "Не всякие философские убеждения родителей должны приниматься во внимание при реализации ими своего права на образование и обучение детей, а лишь такие убеждения, которые достойны уважения в демократическом обществе, совместимы с человеческим достоинством, и соответствуют праву ребенка на образование".

Свобода образования может быть ограничена государством посредством установления минимальных требований к образовательным учреждениям и установлением государственных образовательных стандартов, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

В течение 2005-2006 учебного года в Пермском крае функционировало более 2,4 тысяч образовательных учреждений, в которых обучались, воспитывались и работали около 660 тысяч человек. Удельный вес детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях региона, приблизительно соответствует общероссийскому уровню (83,2 и 83,9 процентов соответственно) и имеет тенденцию к увеличению.

В связи с окончанием в 2005 г. срока реализации региональной целевой программы развития образования разработан проект целевой программы "Развитие системы образования Пермского края на 2006-2010 гг." Постепенно улучшается качество образовательных услуг для детей дошкольного возраста за счет перехода к новым образовательным программам, однако положение с обеспечением прав граждан на получение дошкольного образования в последнее время существенно обострилось. Основная причина - недостаток дошкольных учреждений и мест в имеющихся детских садах, закрытие и перепрофилирование большого числа ведомственных детских садов.

Несмотря на сокращение сети дошкольных образовательных учреждений, охват детей дошкольным образованием растет и составляет 71,9%, что выше среднего российского показателя (57,7%) и выше показателей последних лет в регионе (по данным доклада Министерства образования Пермского края) .

В Пермском крае нет дефицита мест в общеобразовательных учреждениях, не выявлено случаев отказа в обучении детей в этих учреждениях.

Тем не менее, есть случаи нарушения в ходе образовательного процесса.

За получение взяток осуждена директор детского сада. Бывший директор пермского 244-го детсада Наталья Красноперова приговорена к 5 годам лишения свободы условно за использование служебного положения, получение взятки и служебный подлог.

Также суд лишил ее права занимать руководящие посты в муниципальных заведениях дошкольного образования сроком на 2 года. Осужденной предстоит вернуть родителям незаконно полученные от них деньги - более 350 тысяч.

Как сообщило пресс-служба краевой прокуратуры, Наталья Красноперова за устройство ребенка в детский сад требовала с родителей от 1,5 до 15 тыс. рублей. Кто не мог оказать благотворительную помощь наличными, ремонтировал помещения детского сада за свой счет и приобретенными за собственные деньги строительными материалами.

По истечении года родителей вновь вынуждали платить деньги за продление срока посещения учреждения. В случае отказа платить ребенка обещали отчислить из детского сада.

Кроме договора о добровольном пожертвовании никаких финансовых документов и никаких отчетов о расходовании средств на нужды детского сада плательщикам не выдавалось. Все деньги Красноперова тратила на личные нужды. В ходе проведения проверки было выявлено 25 поддельных путевок-направлений в детский сад № 244, которые заполняла и подписывала Красноперова, не имея на то законных оснований.

29 ноября 2006 г. в Перми состоялось заседание коллегии прокуратуры Пермского края. На нем был рассмотрен вопрос соблюдения законов при привлечении внебюджетных средств образовательными учреждениями.

Поводом для этого послужили нарушения со стороны руководителей образовательных учреждений. Закон разрешает поступление внебюджетных средств в виде родительской платы (в детском саду) , добровольных пожертвований, платных образовательных услуг.

Однако данный процесс должен быть прозрачным и легальным. Родители должны знать, на что конкретно пошли их денежные средства.

Прокуроры установили, что денежные средства часто расходуются не на образовательный процесс, а на охрану и уборку территорий, а также оседают в карманах руководителей. Примером этому служат 27 уголовных дел, возбужденных в этом году в отношении должностных лиц образовательных учреждений Пермского края.

Негативным и явно прогрессирующим явлением в Пермском крае является процесс сокращения бюджетных студенческих мест в ВУЗах и их вытеснение увеличивающимися в числе местами для "коммерческих" абитуриентов. Тенденция такова, что высшее образование в Пермском крае и в России в целом становится все менее доступным для детей из малообеспеченных семей.

Также наблюдается существование элитарных полузакрытых (для "простых смертных") средних школ, попасть в которые могут преимущественно дети "элитарных" родителей, либо просто родителей, способных внести при поступлении ребенка солидную "благотворительную" сумму. В дальнейшем фактическим условием обучения детей в таких школах является постоянная дополнительная "благотворительность" в пользу школы. Такую ситуацию также следует расценивать как форму ограничения права на общедоступное образование для менее обеспеченных семей.

Выводы

Очевидной проблемой является коммерциализация государственного образования: доступность получения качественного образования в государственных и муниципальных учебных заведениях все больше ставится в зависимость от материального статуса родителей. Налицо и ухудшение материально-технической базы общеобразовательной и высшей школы, а также кадровый кризис системы образования, поскольку низкие заработные платы в значительной степени "вымыли" из школы квалифицированных и одаренных учителей и педагогов.

В Пермском крае остро стоит проблема с реализацией права на бесплатное образование, особенно на дошкольное и высшее. Многие родители вынуждены годами стоять в очереди на место в детском саду для своего ребенка.

Это стало следствием бездумной практики сокращения числа детских домов и передачи их зданий под офисы и прочие цели в 1990-х гг. Крайне негативной тенденцией является поступательная коммерциализация пермских ВУЗов, проявляющаяся в сокращении бюджетных мест. Устойчивой на сегодня негативной практикой являются поборы в средних школах и детских садах.

Рекомендации

  • Органам государственной и муниципальной власти возвратить в сферу использования по первоначальному назначению здания детских дошкольных учреждений с целью устранения острейшего дефицита дошкольных мест. В случае недостаточности этой меры срочно начать строительство новых зданий детских садов.
  • Министерству образования Пермского края установить реальный и постоянный контроль за прогрессирующим "вымыванием" бюджетных мест из ВУЗов.
  • Государственным и муниципальным органам образования Пермского края совместно с правоохранительными органами пресечь широко распространенную практику поборов с родителей в школах и детских садах.
  • Источник www.prpc.ru

Другие статьи по теме: