Проблемные ситуации для дошкольников

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике.

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись и синтезировались бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Одна из таких форм условно названа нами, игровой проблемно-практической ситуацией.

В науке и практике утвердилось положение о том, что игра — эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Игра, формализованная, сверхрегламевтированная взрослым, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала, занижающая или излишне завышающая интеллектуальные возможности детей, может принести больше вреда, чем пользы. Кроме этого, понятие «дидактическая игра» порой трактуется упрощенно. Многие формы организации отдельных фрагментов обучения называются дидактической игрой даже тогда, когда они таковой не являются. Исчезают понятия, разработанные педагогами-исследователями и использовавшиеся в детских садах: игровое упражнение, игра-занятие, игра-путешествие, элемент игры-драматизации, иллюстрация с помощью игрового материала, игровой прием и др. Но ведь все они доказали свою состоятельность при профессионально грамотном использовании и имеют право на восстановление своего статуса.

В. А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается еред детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.

Широко используются разнообразные дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой замысел, игровым действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённую «порцию» познавательного содержания.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-ечатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настольно-ечатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения - образовательную, воспитательную и развивающую.

Знания в виде способов действий и соответствующих им представлений ребёнок получает ервоначально вне игры, в играх лишь создаются благоприятные условия для их уточнения, закрепления, систематизации. Структура большинства дидактических игр не позволяет сообщить детям новые знания, однако это не означает что в принцие такое невозможно.

В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания, которые нельзя получить непосредственно из окружающей действительности, так как их содержанием являются абстрактные понятия математики. В этих играх используется специфический дидактический материал, подобранный по определённым признакам. Игры, содержание котоы ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстраованию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщёнными представлениями, формируют логические структуры мышления.

Различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности обучающихся, вторая представляет организацию учебного процесса. Проблемную ситуацию можно создавать на всех этапах процесса обучения: при знакомстве с новым материалом, при закреплении, контроле, в процессе выполнения тренировочных и творческих заданий. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому мы использовали дифференцированный и индивидуальный подход. Проблемность при обучении математики должна возникать совершенно естественно, за счет появления упражнений, кажущихся на первый взгляд привычными, но над выполнением, которых ребенку приходится задуматься.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств

3. Все психологические новообразования берут начало в игре

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Обучение математике дает широкие возможности дляразвития интеллектуальных способностей удетей, окоторых мы говорили впервой главе данного исследования.

Задачами математической подготовки являются нетолько формирование знаний омножестве, числе, величине, форме, пространстве ивремени навыков иумений всчете, нои развитие познавательных процессов испособностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Методика формирования математических представлений продолжает поиск оптимальных условий обучения дошкольников. Разработаны подходы кразвитию познавательных интересов кматематике устарших дошкольников.

Добиться успешного усвоения учебного материала позволяет использование различных методов. Приемов исредств обучения. Выбор методов обучения зависит отпоставленных целей изадач, возраста детей, содержания изучаемого материала иэтапа занятия.

Методика формирования математических представлений продолжает поиск оптимальных условий обучения дошкольников. Разработаны подходы кразвитию познавательных интересов кматематике устарших дошкольников.

Несмотря натеоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике вдошкольных учреждениях, В. А. Козлова, А. М. Леушина, З. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая идр. говорят отрудностях формирования математических представлений удетей.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержание направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке. Отбор развивающих игр осуществлен исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придание обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания, а также данные игры являются актуальными, наиболее приемлемыми для старших дошкольников.

В совместной и самостоятельной деятельности используются игры и упражнения на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур силуэтов, образных изображений из определенных частей. Игра осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры, в которых, из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру – силуэт, используя весь предложенный набор фигур. В одних играх составляются плоские фигуры: «Танграм», головоломка «Пифагор», «Волшебный Круг». В других объемную фигуру: «Кубики для всех».

Проблемная ситуация может быть включена и в сказочный сюжет.

Воспитатель рассказывает детям отрывок из русской народной сказки об Иване-царевиче и Сером Волке: Серый Волк добыл живой и мертвой воды, но забыл, где какая вода, хотя твердо знает, что живой воды больше.

Воспитатель показывает два непрозрачных кувшина: в голубом — голубая вода, в розовом — розовая. Дети предлагают различные варианты, неверные доводы отвергают.

Наконец, один из вариантов принимается всеми. Дошкольники измеряют воду сначала в одном кувшине; затем этой же меркой в другом кувшине. Сравнивая результаты измерения, определяют, где больше воды, и делают вывод: розовая вода — живая, потому что ее больше.

В спорах ребята учатся формулировать мысли, доказывать свою точку зрения, приводить убедительные доводы. Если детям приходится менять точку зрения, то необходимо, чтобы они имели на то веские доказательства, а не соглашались с тем или иным решением педагога или товарища.

Овладеть основами какой-либо науки — значит, прежде всего овладеть системой понятий этой науки. Поэтому работа над формированием в сознании детей правильных научных понятий — важнейшая задача каждого учебного предмета в школе.

Но готовить ребенка к этому можно и нужно уже в детском саду.

В старших группах детского сада дают различные практические задания, включающие деление предметов на несколько равных частей. Дети делят предметы на две, четыре, восемь равных частей, на конкретном материале устанавливают, что целое больше части, а часть меньше целого, начинают понимать, что все части, полученные при делении предмета на равные части, равны между собой.

Воспитатель предлагает детям различные развивающие упражнения. Так, дошкольники могут с помощью опыта установить важную закономерность: чем на большее число частей разделить предмет, тем меньшей по размеру получится каждая часть.

Разделив полоски бумаги на четыре и на восемь частей, дети получают возможность сравнить одну восьмую часть и одну четвертую, наложив эти части одна на другую. В результате они делают самостоятельный вывод: одна четвертая часть листа больше, чем одна восьмая. Такое умение сопоставлять, анализировать является источником умственного развития.

Занятия по математике надо организовывать так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять задания. Выше приводились примеры, когда вопрос обсуждается всей группой детей. Педагог лишь незаметно направляет это обсуждение. Главное здесь — коллективный поиск правильного ответа.

Во время занятия ребенок должен проявлять как можно больше активности, рассуждать, делать «открытия», высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться. И каждый ошибочный ответ должен рассматриваться не как неудача, а как поиск правильного решения.

Математика — наука точная. В ней много специальных терминов, которые мы употребляем и в работе с дошкольниками. Воспитатель добивается, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь, и сам мог грамотно сформулировать свою мысль.

Воспитатель знакомит детей с новыми терминами: последующее и предыдущее число.

— Какое число идет после пяти? — спрашивает взрослый. Дети: «Шесть».

Все вместе заключают, что число, идущее после пяти, можно называть после (него) идущее, после идущее или последующее. Так же объясняется и термин предыдущее: идущее перед числом, впереди числа, пред идущее, предыдущее.

Ребенок должен не только быстро, правильно и четко отвечать, но и стремиться быть ведущим, уметь задавать вопросы, когда этого требует игровая ситуация, находить верные слова, чтобы оценить ответ или действия сверстников.

Благодаря проблемно-практическим ситуациям удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

www.maam.ru

Занятие-путешествие с проблемными ситуациями для детей подготовительной к школе группы "Юные экологи спешат на помощь"

Жуки – плавуны Просто не могут без чистой воды!

Воспитатель обращает внимание детей на речку (выложенную на полу из ткани) . В ней находится много мусора.

– Но что это в нашей реке? (Ответы детей) .

– Ребята, когда природу загрязняют, это называется экологической катастрофой. Посмотрите на экран. Вы видите, какая беда может случиться с нашей природой.

(На экране появляются изображения лесных пожаров, разлива нефти, мусорные свалки) .

– Что нам делать, как нам быть? Как решить нашу проблему? (Ответы детей) .

– Правильно, речку от мусора нужно спасти, собрать его в пакет и выбросить в мусорный контейнер. Сейчас мы это сделаем. У меня есть пакеты для мусора.

Кто – то из вас будет держать пакеты, а кто – то наденет перчатки и соберет мусор.

(Дети распределяют между собой обязанности и собирают мусор в пакеты) .

Воспитатель.

Молодцы, ребята, помогли речке, освободили ее от мусора. А вы знаете, как называют людей, которые помогают природе? Их называют экологами.

Вы сегодня стали юными экологами. Я поздравляю вас и хочу повязать вам специальные галстуки.

– А как вы думаете, почему галстуки зеленого цвета? (Рассуждения детей) .

Педагог повязывает детям галстуки.

– Теперь все будут знать, что вы оберегаете природу и заботитесь о ней.

Слышится шум воды (аудиозапись) .

Воспитатель.

Ребята, что вы слышите? Это речка благодарит вас за помощь. Теперь вы можете вернуть обитателей в чистую речку.

(Дети берут муляжи обитателей реки, называют их и возвращают в водоем) .

Воспитатель.

Но нам еще нужно помочь белочке вернуться домой. А где живет белка? Расскажите об этом.

(Рассказы детей) .

– Давайте внимательно посмотрим на схему и отправимся дальше по нашему маршруту.

Дети идут в уголок леса. (На экране появляется изображение осеннего леса) .

Воспитатель.

Белочка, тебе эти места знакомы. Ребята, какое теперь время года по календарю? (Поздняя осень) . А по календарю ненцев уже наступила зима: снег лег и не тает, по нему можно ездить на нартах, запряженных в оленью упряжку. Реки начинают замерзать и покрываются льдом.

Как вы думаете, белка готова к зиме? Расскажите об этом. (Ответы детей) .

На экране появляется изображение белки в зимней серой “шубке”.

– Теперь мы можем оставить белочку здесь – пусть лакомится орешками и грибами.

– Птичьих голосов в лесу стало меньше – куда они подевались? Расскажите. (Рассказы детей) .

– Правильно, многие птицы улетели в теплые края. Как называют этих птиц? Почему они улетели? (Ответы детей) .

– Но не все птицы улетели. Некоторые остались зимовать в наших краях. Птицы пугливы и прячутся среди веток деревьев.

(На экране появляются изображения птиц на зашумленном фоне) .

– Скажите, каких зимующих птиц вы узнали.

– Правильно, у нас зимуют воробьи, синицы, снегири, вороны, дятлы, клесты, совы.

– А почему эти птицы не улетают в теплые края?

Дети делают заключение, что для этих птиц зимой есть корм.

Зрительная гимнастика

Птичка крылышки сложила, Движения глаз вверх – вниз. Птичка перышки помыла, Птичка клювом повела, Движения глаз вправо – влево. Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки поела, Круговые движения глаз. Наша птичка улетела.

Воспитатель.

Ребята, я надеюсь, что юные экологи хорошо запомнили зимующих птиц. – Пойдем в нашу “Лабораторию” и там поработаем.

(Дети садятся за столы) .

Вспомните зимующих птиц, которых вы видели в лесу, и обведите их изображения на своих листах.

(Педагог проверяет выполнение задания) .

Воспитатель

. А сейчас проверим ваше внимание. Проведем игру “Кто лишний?” Я назову несколько птиц, а вы на слух определите ту, которая не подходит к остальным.

(Игра проводится в быстром темпе) .

Воспитатель.

Давайте, ребята, проверим, хорошо ли вы запомнили, по каким признакам отличают живое от неживого. Возьмите по две карточки с изображением разных предметов. Внимательно посмотрите и определите, к живой или неживой природе относится то, что нарисовано.

(Дети вкладывают карточки в определенный карман, объясняют свое решение) .

На экране появляется изображение воробья.

Воспитатель.

Настоящие экологи понимают природу и даже понимают голоса птиц. Кто из вас догадался, о чем говорит воробей?

Ребенок читает стихотворение.

Материал festival.1september.ru

Мастер - класс «Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса»

23.01.2015 09:06

Цель:

Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности

Задачи:

1. Раскрыть сущность использования проблемных ситуаций при организации образовательного процесса;

2. Научить использовать методы проблемного обучения на примере проблемных ситуаций;

3. Вызвать у участников мастер - класса интерес к технологии проблемного обучения и желание использовать ее в своей деятельности.

4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Оснащение: Блюдце, стаканы, ложки, миска, крупа – горох, фишки.

Ход

1. Уважаемые коллеги!

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из пунктов 3.5. описаны планируемые результаты освоения детьми Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, это интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы, т. е. портрет выпускника детского сада.

Вот некоторые из них:

• любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, в мире отношений и своем внутреннем мире) . Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности) . В случае затруднений обращаться за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

• способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; вне зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем) . Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в постройке, рисунке, рассказе и др.

Возникает вопрос:

"Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу? "

Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Основным элементом, структурной единицей ключевой компетентности является умение, т. е. освоенный ребенком способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний. Оно дает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Эффективно формировать такие умения, на мой взгляд, позволяет технология проблемного обучения, направленная в первую очередь на то, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач.

Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места.

Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Так что же такое проблема?

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т.д.) .

Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников? Можно указать на следующие:

привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;

поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;

побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;

помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Характерные признаки проблемности образовательной ситуации:

Возникает состояние интеллектуального затруднения;

Возникает противоречивая ситуация;

Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет , и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1) воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2) воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод) .

3) ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4) ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:

подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) ;

постановка проблемных задач.

Этапы процесса решения проблемных

ситуаций:

1) поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», « что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»

2) процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

3) доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Педагог не стремится переубедить ребенка и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения) .

- Он внимательно выслушивает все возражения

- Поощряет самостоятельность суждений, активность в обсуждении, что очень важно: выслушивает все предположения детей, благодарит за активное участие и постепенно подводит к мысли «Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?»

2. Фрагмент НОД

Воспитатель показываю миску с горохом и спрашиваю: «Как узнать, сколько здесь гороха?» Чаще всего дети предлагают взвесить. «Правильно,— говорит воспита­тель,— но у меня нет весов. Как по-другому можно узнать?» На столе стоят стакан, чашка, ложка, блюдце. Я указывает на них: «Может быть, эти предметы помогут нам?» Скорее всего, дети скажут, что стаканом, чашкой, ложкой можно измерить горох.

Я объясняю: «Я покажу, как это надо сделать. Да­вайте попробуем измерить горох стаканом. Но сначала надо дого­вориться, как мы будем насыпать».

Показываю, что стакан можно наполнять до половины, до краев, с «горочкой». Дети выби­рают один из вариантов, например полный до краев. Я показываю этот стакан с горохом и говорю: «Вот наша мерка — полный до краев стакан.

Сегодня, когда мы будем измерять, надо следить за тем, чтобы стакан был полный до краев, потому что мы так договорились».

Затем высыпаю горох из стакана в пустую миску или тарелку, лучше всего прозрачную. И чтобы не сбиться со счета, предлагаю детям, каждый раз, когда высыпаем из стакана горох ставить предметы для памяти.

После того, как весь горох измерен, я спрашиваю, можно ли узнать, сколько было полных стаканов гороха в миске. Дети предлагают пересчитать предметы, которые они откладывали при измерении. Пересчитав их, выясняется, что в миске пять стаканов.

Для демонстрации измерения лучше всего использовать прозрач­ную посуду, чтобы было видно, как в одной посуде количество гороха (воды) уменьшается, а в другой — увеличивается.

Перед измерением фиксирую внимание детей на том, что необходимо договориться о полноте меры, т. е. ее наполняемо­сти. Подчеркиваю, что можно выбрать любую наполняемость (до полоски, с «горочкой», полстакана) . После того как полнота меры определена (договорились, как будем наполнять стакан, ложку) , следует строго выполнять это условие.

«Сегодня на занятии мы договорились насыпать по полстакана. Полстакана — наша мерка, полстакана мы приняли за единицу измерения. При измерении мы можем насыпать только так». ( Я демонстрирую полноту меры и приклеиваю ленточку, которая позволит соблюдать полноту меры.)

Чтобы у детей не закрепилось неверное представление о том, что крупу (или жидкость) можно измерять только стаканом, я показываю детям и другие предметы: чашку, блюдце, ложку — и предлагаю попробовать измерить этими мерками.

3. Моделирование

Уважаемы коллеги! А теперь я предлагаю Вам придумать проблемные ситуации Тема: «Транспорт» (Например, животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться)

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

(Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.)

Тема: « Грибы» (Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.)

5. Заключение

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам организацию проблемного обучения через решение проблемных ситуаций с детьми старшего дошкольного возраста.

Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника, коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

Плюсы проблемного обучения:

Источник doshkolnik.ru

Для реализации поставленных задач, была организована развивающая средав группе, учитывающая игровые предпочтения воспитанников:

Образовательные области

Центры для мальчиков и девочек

Познавательное развитие

Создали новый центр «Наши открытия», куда помещали результаты исследований.

В центре логики сделали подборку заданий логического характера, с учетом личного опыта воспитанников (картотека проблемных ситуаций, кроссвордов, подборка презентаций) .

Были приобретены современные наборы бытовой техники, детские ноутбуки, наборы инструментов.

Центр исследования пополнили гербариями, коллекциями, альбомами, бросовым материалом.

Социально-коммуникативное развитие

В книжном центре оформили раздел «Литература для мальчиков и девочек»

Пополнили атрибутами сюжетно-ролевые игры «Военные», «Космонавты». «Полицейские», «Программисты», «МЧС», «Семья», «Музей», «Гипермаркет», «Салон красоты», «Туристическое агентство».

Совместно с родителями создали «Гардероб для настоящих мужчин», «Бутик модной одежды».

Пополнили атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр бытовой направленности .

Приобрели атрибуты для изучения правил дорожного движения (дорожные знаки, жезл, фуражка, специальный транспорт)

Художественно-эстетическое развитие

Изготовили игрушки-самоделки для сюжетно-ролевых игр

Совместно с семьями воспитанников составили альбомы: «Все обо мне», где дети раскрывали свои социальные роли в обществе (сын-дочь, брат-сестра, друг-подруга, внук-внучка) , что дало возможность всем участником образовательных отношений глубже понять внутренний мир ребенка, его осознание себя как представителя определенного пола в семье, среди других людей.

Альбомы с фотографиями детей «Вот такие мы разные», «О девочках и мальчиках» наглядно иллюстрировали, чем любят заниматься девочки и мальчики.

Созданные условия способствовали активной, разнообразной творческой игровой деятельности. Воспитанники принимали непосредственное участие в создании и пополнении игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации.

Целенаправленная работа по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения начинается с диагностирования. Диагностирование проводилось с участием педагога-психолога учреждения, исследование дало информацию об уровне социально-коммуникативного развития группы детей и каждого воспитанника в отдельности.

(Приложение)

Ожидаемый результат:

В соответствии приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ставится:

«…ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать…»

Работа с воспитанниками

В работе используем правила, которые необходимо соблюдать при использовании технологии проблемного обучения:- правильно сформулированные вопросы конкретизируем,

- сужаем область неизвестного, что именно следует выяснить для решения проблем,

- не сообщаем ребёнку готовый ответ,

Таким образом добиваемся того, чтобы ребёнок:

- действительно почувствовал определённую теоретическую или практическую трудность,

- уяснил, что от него хочет воспитатель,- захотел решить эту проблему,- смог это сделать самостоятельно.

Совместно с воспитанниками составлены занимательные кроссворды про мир девочек и мир мальчиков, про путешествия, про виды спорта и т.д.

Разработали сценарии вечеров досуга «Путешествие в страну «Взрослых», «Что было бы, если…» с включением проблемных ситуаций: «Правила поведения», «Общение со сверстниками», «Мы - будущие школьники» и т.д.

Разработали картотеку проблемных ситуаций для использования в образовательной деятельности. (Приложение.)

Применяя технологию проблемных ситуаций, столкнулись с тем, что проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. И от нашего мастерства зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

В образовательный процесс с воспитанниками включали 4 уровня проблемности:

1. На первом этапе – ставили проблему (задачу) и решали её при активном слушании и обсуждении воспитанников.2. Далее ставили проблему, а воспитанники самостоятельно или под нашим руководством находили решение.

При этом направляли их на самостоятельные поиски путей решения .3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.4.

Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

Проблемные ситуации создавали с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций применяли следующие методические приемы:

– подводили детей к противоречию и предлагали им самим найти способ его разрешения;– воспитанники излагали различные точки зрения на один и тот же вопрос;– побуждали детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;– ставили конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) , эвристические вопросы;– определяли проблемные теоретические и практические задания;– ставили проблемные задачи.

Первый этап процесса решения проблемы - поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». Этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, то есть выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Стремясь поддержать у воспитанников интерес к новой теме, создавали новую проблемную ситуацию, побуждала выдвигать гипотезы, делать выводы, приучали не бояться допускать ошибки.

В совместном с родителями исследовательском проекте «Мое имя» воспитанники обращались за поиском необходимой информации к энциклопедиям, сети Интернет. Каждый ребенок представлял историю происхождения своего имени.

Одним из наиболее эффективных средств социально-коммуникативного развитияявляется художественная литература, которая всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В ней задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения.

И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель поведения. Из рассказов, басен, пословиц, загадок выявляли отрицательные поступки героев, обсуждали их, высказывали свое мнение и предлагали "герою" другую модель поведения. Сказки о животных помогали детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир, формируя представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.

В результате проведённой работы у воспитанников расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу.

Для расширения представлений педагогов об использовании проблемных ситуаций в образовательном процессе, был проведен тематический круглый стол: «Проблемная ситуация как один из способов формирования положительного отношения воспитанников к будущим социальным ролям»; семинар-практикум для педагогов «Использование проблемных ситуаций в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста», на котором педагоги сами сталкивались с проблемными ситуациями и проигрывали их.

Заключение.

Подводя итоги работы, пришли к следующим выводам:

  • Применение в образовательном процессе проблемных ситуаций помогло формировать у воспитанников старшего дошкольного возраста самостоятельное, активное, творческое мышление.
  • Включение воспитанников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством воспитателя помогло им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы.
  • Главная ценность в том, что воспитанники в очередной раз получали возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убедились в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Совместно с воспитанниками была разработана схема (алгоритм) .
  • Изменения, происходящие в воспитанниках, указывают на то, проблемные ситуации создают благоприятные условия для общего развития каждого воспитанника, следовательно, способствуют социально-коммуникативному развитию.

Приложение.

Диагностическое обследование социальной адаптации воспитанников.

Уровни сформированности социальной адаптации старших дошкольников

1. Интеллектуально-познавательное развитие.

3. Успешность социальных действий (контактов) .

4. Усвоение норм поведения.

Первый критерий - "интеллектуально-познавательное развитие" определяется по следующим показателям:

1) развитие познавательных процессов;

2) интерес к окружающему миру (тест Д. Векслера; диагностика понятливости, осведомленности и отношения ребенка к миру) .

Второй критерий - "эмоциональное благополучие" оценивается показателем "эмоции" (тест Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки "Тревожность", проективная методика "Я, мама, детский сад" И. В. Дубровиной) .

Третий критерий - "успешность социальных действий" оценивается показателями:

1) социальный статус в группе;

2) самооценка;

3) уровень общительности (методика Р. А Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной) .

Четвертый критерий - "усвоение норм поведения" по показателям

1) поведение на занятиях,

2) творческий характер действий (тест С. Розенцвейга) .

По теме:

Планирование дополнительного образования старших дошкольников "Современные технологии работы с бумагой"

В рамках профессиональной деятельности воспитатель осуществляет также и дополнительное образование детей дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста актуальной проблемой является раз...

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Сюжетно ролевые игры для дошкольников

    Сюжетно-ролевая игра по ПДД для дошкольников 4–5 лет «Школа пешеходных наук» Цель: закрепить знания о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном тр...

  • Проблемно игровые методы логико математического развития дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Рассказы по картинкам для дошкольников

    Составление рассказов по серии сюжетных картинок с использованием методов технологии ТРИЗ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №587...

  • Пожарная безопасность для дошкольников

    Правила пожарной безопасности для дошкольников «Осторожно — Огонь!» Добрый день, коллеги. Хочу предложить вашему вниманию свою первую презентацию на тему "Осторожно - ОГОНЬ! ". «Осторожно – ОГОНЬ...

  • Английский язык для дошкольников

    Программа «Английский язык в детском саду» (с 3 до 7 лет) Пояснительная записка Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особе...

  • Исследовательские проекты для дошкольников

    Исследовательские проекты дошкольников Исследовательские проекты дошкольников Проект «Молоко и молочные продукты» Максутова Ю. И. воспитатель высшей квалификационной категории, 2012 г. Краткая ан...

  • Карточки по развитию речи для дошкольников

    Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста. Речь ребёнка – это показатель...

  • Математика для дошкольников 6 7 лет задания

    Логические задания для детей 6-7 лет Логические задачи, задачи-шутки, задания на сообразительность для старших дошкольников1. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер? (Одна) 2. Две...

  • Игровая программа для дошкольников

    «Курс молодого бойца». Спортивно-игровая программа для дошкольников с участием родителей, посвящённая 23 февраля. Спортивно-игровая программа для дошкольников (4-5 лет) с участием родителей, посв...

  • Презентации для дошкольников по развитию речи

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Правила поведения для дошкольников

    Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников. Консультация для родителей «Знают родители — знает ребёнок» ЦЕЛЬ. Стимулировать желание родителей к совместному сотрудничеству по создан...

  • Чтение по слогам для дошкольников

    Учимся читать по слогам - обучению чтению по слогам | Скачать бесплатно Опубликовано 25.04.2013 18:33 | Автор: administrator | Просмотров: 9463Рейтинг: Отлично Представленное Вашему вниманию учеб...

  • Компьютерные игры для дошкольников

    Компьютерные игры — новый вид деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи 1.1. Компьютер в детском саду. Кто-то сомневается в необходимости «общения» малыша с электронно-вычислительн...

  • Азбука для дошкольников

    Презентации для дошкольников | Азбука Ума - раннее развитие детей, игры с детьми, презентации для дошкольников Красочные презентации для Вашего ребенка. Все о нашем мире и его явлениях. "ДЕТЯМ о...