Программы по математическому развитию детей дошкольного возраста

«Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект)

Информационная характеристика педагогического проекта

Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский Республики Марий Эл

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Исполнители проекта:

• дети группы,

• родители воспитанников,

• воспитатели ДОУ,

• старший воспитатель.

Заказчик проекта: администрация МДОУ детский сад №5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский Республики Марий Эл

Сроки работы по проекту: сентябрь 2013 г. – май 2015 г.

Аннотация

Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей.

И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.

Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Так как, в современных обучающих программах начальной школы особое (важное) значение придается (уделяется) логической составляющей. А развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.

Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Актуальность

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Таким образом, проблема логико-математического развития, и готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной.

Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Моя методическая тема: «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста». Считаю, что эта тема актуальна тем, что:

1. на современном этапе модернизация дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития математических и логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников;

2. дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Так как, при подготовке к школе не главное, что ребенок знает цифры, научился их писать, считать, складывать и вычитать. Потому что, при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики.

Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающим в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

В связи с этим нас заинтересовала проблема, как обеспечить логико-математическое развитие детей средних и старших групп (детей 4-6 лет, отвечающее современным требованиям.

Исходя из этого, можно сформировать следующую гипотезу: в том, что проведенная работа по логико-математическому развитию детей 4-6 лет, будет эффективно: если логические и математические задачи и упражнения будут использоваться не только на специальных непосредственно образовательной деятельности по математике, но и в повседневной деятельности детей используя игровые методы, новые технологии, компьютер.

Научная новизна: заключается в создании модели сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме логико-математического развития логических умений и способностей в соответствии с современными требованиями.

Цель проекта: создание условий для логико-математического развития у детей дошкольного возраста 4-6 лет.

Задачи:

1. выявить уровень развития логических и элементарных математических представлений детей 4-5 лет;

2. изучить новые технологии в обучении логико-математического развития детей дошкольного возраста;

3. составить подборку дидактических игр, задания логического содержания по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;

4. развивать - логику, память, речь, зрительное восприятие, образное и вариативное мышление, воображение, творческие способности, эмоции;

5. формировать настойчивость, терпение, волю.

Средства для решения задачи:

1. диагностика;

2. создание развивающей среды;

3. игры, упражнения, задания на развитие логико-математических эталонов;

4. фронтальные и подгрупповые занятия;

5. кружковая работа;

6. работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

ориентированы не только на сформированность отдельных математических и логических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению, т. е. подготовленность к школе.

Формы организации работы:

1. занятия обеспечивающие наглядность, системность, доступность, смену деятельности;

2. совместная и самостоятельная деятельность вне занятий;

3. игровая деятельность (дидактические, настольно-печатные, подвижные) .

В процессе работы над проектом используются следующие методы и приемы:

1. практические (игровые) ;

2. экспериментирование;

3. наглядные;

4. индивидуальная работа.

5. интеллектуальное сотрудничество (совместный поиск решений, коллективное размышление) .

Перспективы дальнейшего развития проекта:

1. сбор, накопление материала;

2. обобщения опыта работы среди коллег;

3. презентация проекта;

4. открытые занятия;

5. внедрение информационных технологий (компьютерных игр) ;

6. расширенная работа с родителями;

7. создать проект совместно с детьми и родителями.

Этапы и пути реализации проекта

1 этап - подготовительный (сентябрь-октябрь 2013 г. и сентябрь-октябрь 2014 г.)

Задачи

1. Подготовить условия для реализации деятельности по проекту.

2. Определить наиболее эффективные методы работы с родителями.

Мероприятия

1. Изучение специальной литературы.

2. Составление перспективного плана по «Логико-математическому развитию»

3. Создание условий для развития логических и математических представлений. Приобретение настольных игр, с помощью родителей (1000 руб., рабочие тетради «Игралочка» (2400 руб.)

4. Родительское собрание «Логико-математическое развитие детей в дошкольном возрасте»;

2 этап – практический (ноябрь 2013 – май 2014 г. г. и ноябрь 2014 – май 2015 г. г.)

Задачи

1. Выработка системы воспитательно– образовательной работы по логико-математическому развитию детей.

2. Работа с родителями.

Мероприятия

1. Организация кружковой работы по логико-математическому развитию: «Математические ступеньки»

2. Познакомить с правилами игр «Где солнышко? », «Чья лента длиннее? », «Встречаем гостей», «Подбери ключи» и др.

3. Совместно с родителями создать проект:

• «Для чего нужна математика? »

• провести игру «Что, где, когда? »

3 этап – обобщающий (май 2011 г. и май 2012 г.)

Задача

Определить эффективность работы по проекту

Мероприятия

1. Проанализировать диагностические результаты.

2. Выступление на педсовете по результатам работы.

3. Родительское собрание.

Таким образом, за 2 года до школы можно оказать значимое влияние на развитие логических и элементарных математических способностей дошкольника. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет, то учиться станет легче, а значит, и процесс учебы и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворения.

Диагностика:

1. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: диагностический журнал. Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2012.

2. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: диагностический журнал. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012.

Методическая литература:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. М. : Мозаика-синтез, 2010. – 304 с.

2. Математика. Средняя группа. Разработки занятий. / Жукова Р. А. -Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.

3. Минкевич Л. В. Математика в детском саду. Средняя группа. – М. Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 88 с.

4. Колесникова У. В. Математика для детей 4-5 лет. – М. ТЦ Сфера, 2013. – 80 с.

5. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 г.

6. Тихомиров Л. Ф. Логика для дошкольника. – Ярославль, 2001 г.

7. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2./Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М. : Издательство «Ювента», 2012, 224 с.

www.maam.ru

Рабочая программа по математическому развитию в средней группе

Департамент образования г. Москвы

Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы «Школа № 1130» структурное подразделение № 1

Программа по математическому и сенсорному

развитию в средней группе № 7

Программа составлена на основе

Примерной образовательной программы

Дошкольного образования «Детство»

Составитель программы:воспитатель средней группы № 7

Корабельщикова Е. В.

Москва 2014

Содержание:

1. Пояснительная записка…

2. Задачи программы

3. Принципы программы

4. Особенности познавательного развития детей среднего дошкольного возраста

5. Задачи воспитания и развития детей среднего возраста

6. Календарно-тематическое планирование по программе

7. Список литературы

Пояснительная записка

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Развитие детей дошкольного возраста осуществляется через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Чтобы ребенок в начальных классах чувствовал себя уверенно, необходимо еще до школы позаботиться о развитии его мыслительных способностей. Основные из них обеспечивают точный анализ условий задач, четкое планирование этапов решения, верное обоснование его способа и разнообразное комбинирование поисковых действий.

Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности.

При реализации программы взрослые должны быть нацелены на:

-развитие личности детей, в зависимости от от возраста, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

- создание условий для всестороннего развития ребенка

- создание развивающей образовательной среды

Успешность обучения ребенка в начальной школе прямо зависит от того, насколько развиты его познавательные способности. Недостаточное развитие познавательных умений тормозит освоение всех учебных дисциплин начальной школы, но, в первую очередь, мешает достижению хорошей успеваемости по математике и грамматике.

Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для

развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного участия в разных видах деятельности, творческой самореализации.

Главная цель

Развить познавательные способности у детей среднего дошкольного возраста и совершенствовать зрительное восприятие и произвольное внимание; Развивать способности к комбинированным поисковым действиям и совершенствование наглядно-образного мышления; Формировать навыки рассуждать и совершенствование логического В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в игровой деятельности (интеллектуальные игры) и охватывает направления развития и образования детей:

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- речевое развитие.

Познавательное развитие

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Речевое развитие

- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, понимание на слух текстов игровых заданий.

Социально-коммуникативное развитие - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстник.

Задачи программы:

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования; реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;

- обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм ДО;

-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных) представителей в вопросах развития и образования;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка.

Принципы программы:

1 Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов жизни ребенка;

2 Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;

3 Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательного процесса;

4 Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

5 Принцип сотрудничества с семьей;

6 Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

7 Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) .

Особенности развития детей среднего возраста

На пятом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии ребенка. Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети понимают свои роли. Сверстники становятся для ребенка более привлекательными партнерами по игре, чем взрослый. В этом возрасте продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов. Овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В среднем возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Внимание становится более устойчивым. Важным показателем развития внимания является действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают играть в игры с правилами. Настольные: детское лото, домино и подвижные: салочки, прятки. В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить 5-6 предметов (из 10-15, изображенных на картинках. Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной.

В ходе реализации программы воспитатель придерживается следующих правил: Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.

Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, высказывает догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение и их проверку.

Задачи воспитания и развития детей

1. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами.

2. Развивать инициативу и самостоятельность детей в деятельности, общении и познании, неуклонно расширять область самостоятельных действий, обогащать личный субъектный опыт каждого ребенка, возможность для творческого самовыражения в разных видах детской деятельности (в играх, речевой, коммуникативной деятельности) в соответствии с интересами и склонностями ребенка.

4. Развивать самосознание детей, воспитывать в детях уверенность, чувство собственного достоинства, стремление к социально одобряемым действиям и поступкам, понимания росзможностей и достижений

www.maam.ru

Конспект НОД по математическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Посылка от Смешариков»

159

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по математическому развитию

детей старшего дошкольного возраста

Автор занятия: воспитатель Сурмач Т. Ю.

МА ДОУ «ДС КВ № 16»г. Усинска 2013год

«Посылка от Смешариков».

Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Цели занятия:

Образовательные:

• Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме; выявлять и абстрагировать два свойства.

• Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку, понятия внутри, снаружи.

• Знание цифр от 1 до 10. Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10. Называть соседей числа в пределах 10.

• Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.

• Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие:

• Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

• Развивать слуховое и зрительное внимание, память, сообразительность, логическое мышление.

• Развивать мелкую моторику кисти рук.

• Развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления; выявлять и абстрагировать два свойства.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к математическим занятиям.

• Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.

• Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

• Воспитывать умение слушать друг друга.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Словарная работа

• активизировать в речи детей название геометрических фигур, основных цветов.

Развивающая среда:

Оборудование: Пластиковая посылка, конверт с текстом письма от Смешариков; лист бумаги с заданиями, письма с заданиями в количестве 9 штук, два обруча, таблички разделенные на три части с числами от 1 до 9 и такие же таблички с готовыми ответами, таблички с изображением предметов (бабочки, комары, мячики, обручи, неваляшки, собачки, зонтик, аудио записи фоновой музыки; магнитофон.

Раздаточный материал: листочки с заданиями, карточка с заданием, фломастер красного цвета, клей-карандаш, простой карандаш, блоки Дьенеша - по три штуки разного цвета и формы, таблица с геометрическими фигурами (желтый круг, зеленый треугольник, красный квадрат) и такие геометрические фигуры на тарелочках.

Интеграция образовательных областей:

«Физическое развитие» - Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

«Здоровье»: 1) Пальчиковая гимнастика. – развитие мелкой моторики рук

2) Физкультминутка - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности .

3) Гимнастика для глаз – снятие напряжения с глаз.

«Социализация» - Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

«Безопасность» - Приобщение к правилам безопасного поведения для окружающих.

«Познание» - Формирование элементарных математических представлений.

«Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

«Художественная литература» - Приобщение к словесному искусству.

Ребята, Сегодня утром в группу принесли посылку. (Читает адресата посылки). Это посылка от Смешариков. Откроем посылку и посмотрим, что в ней.

Воспитатель открывает посылку, достает письмо и читает.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Вам пишут жители страны Смешарики.

Мы вам посылаем посылку с заданиями, где вы должны проявить смекалку, сообразительность, ум. Задания очень трудные, но мы надеемся, что вы с ними справитесь.

Когда все задания будут решены, отправьте их нам, пожалуйста.

Ждем с нетерпением.

С наилучшими пожеланиями жители страны Смешариков.

- Да, ребята, предстоит нам трудная работа.

Воспитатель достает лист бумаги с написанными заданиями от Смешариков, размещает листок на доску.

- Первое задание от кого? (Ответы детей). Правильно, от Копатыча. Он предлагает нам сделать гимнастику для пальцев, для того, чтобы хорошо развивались наша речь и память.

Пальчиковая игра «Вот все пальчики мои».

Вот все пальчики мои.

Их как хочешь, поверни –

И вот эдак, и вот так,

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Не сидится им опять:

Постучали, повертели

И работать захотели.

Дали ручкам отдохнуть.

А теперь пора нам в путь.

- Первое задание мы выполнили.

- Второе задание нам задает Нюша. Она просит нас отгадать загадки.

- А загадки то не простые, с подвохом. Вот послушайте.

Педагог читает загадки с паузой перед ответом.

Зимой в берлоге

Видит сон

Лохматый,

Косолапый… слон (медведь)

Быстрее всех от страха

Несётся … .черепаха (заяц)

Длиннее шеи не найдёшь.

Сорвёт любую ветку … ёж (жираф)

Под луною песню петь

Сел на веточку … лось (соловей)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать… муравей (свинья)

По сосне, как в барабан,

Застучал в лесу… баран (дятел)

Над лесной поляной ночью

Долго слышался кошмар:

Ухал, ахал, выл по-волчьи

И пугал зверей … комар (филин)

В чаще голову задрав,

Воет с голоду … пингвин (волк) .

Хвост веером, на голове корона.

Нет птицы краше, чем … ворона (павлин) .

- Правильно ребята вы отгадали загадки. Молодцы.

- Следующее задание от кого? (Ответы детей) .

Какое же задание нам придумал Бараш. Он предлагает найти цифры, которые спрятались. Для этого надо сесть за столы. Но перед тем как начнем работу, мы с вами помассажируем всю поверхность ладошек шариками с колючками. Хорошо. Положили их на место. Возьмите фломастер красного цвета и раскрасьте цифры, которые найдете. Все нашли? (Ответы детей).

- Теперь положите фломастер на место. Какие цифры вы нашли? Где они находились? (Ответы детей).

Число 0 – за окном.

Цифра 1 - на подоконнике.

Цифра 2 – на стене.

Цифра 3 – на дереве.

Цифра 4 – на окне чердака.

Цифра 5 – на чердаке.

Цифра 6 – за аркой

Цифра 7 – на фонарном столбе

Цифра 8 – на балконе.

Цифра 9 – в трубе.

- Отлично, все цифры нашли.

- Следующее задание нам задает … Крош.

Он предлагает нам найти пару предметов. Посмотрите внимательно, какие предметы можно соединить между собой. Например: кровать не бывает без подушки. (Работа на ассоциацию). Нужно найти 10 пар предметов. Одну пару мы уже нашли. Найдите остальные пары.

Дети самостоятельно находят пары предметов:

Светофор – автомобиль.

Чайник – чашка с блюдцем.

Кровать – подушка.

Снеговик – снежинки.

Игольница – катушка нитки.

Цветок – бабочка.

Монета – копилка.

Мышка – кошка.

Тетрадь – ручка.

Воспитатель во время выполнения задания подходит к кому-нибудь из детей и просит уточнить, почему ребенок соединил эту пару предметов. (Примерный ответ ребенка: я соединил снеговика и снежинку, потому что снеговика делают из снега) .

- Следующее письмо от Лосяша. Он предлагает нам сделать разминку.

Сколько увидите предметов, столько раз сделаем движения.

Сколько бабочек – сколько раз помахать руками – 7

Сколько мух, столько раз нужно хлопнуть – 8.

Сколько мячиков, столько раз нужно прыгнуть – 3.

Сколько обручей, столько раз должны покрутиться ее вокруг себя– 5.

Сколько неваляшек, столько раз наклоняться вправо и влево – 4.

Сколько собачек, столько раз нужно повилять хвостом – 6.

- Следующее письмо от Совуньи. Она нам предлагает сделать гимнастику для глаз под музыку. Слышите, начинается дождь. (Гимнастика с релаксацией) .

Гимнастика для глаз "Дождик"

Начинается дождь.

Капля первая упала - кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)

И вторая пробежала - кап!

Мы на небо посмотрели, (голова прямо, глаза смотрят вверх) .

Капельки кап - кап запели,

Заморосил дождь.

Спрячемся под зонт!

Закроем все глаза,

Послушаем мы шум дождя. (Дети сидят под зонтиком в позе «султана») .

Мы на небо посмотрели, (Голова прямо, глаза смотрят вверх)

Облака все улетели. (Взмахи кистями рук вправо - влево, дети следят за ними глазами) .

Капелька одна упала, (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)

А потом еще одна,

и последняя упала

Прямо нам на нос. (Смотрят на кончик носа) .

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем. (Вдыхают через нос)

А на выдохе (Выдох через рот)

Глазки открываем.

- Вот какую замечательную гимнастику для нас отправила тетушка Сова.

- Письмо под номером 7 от Ежика. Он предлагает назвать соседей числа, которые изображены на карточке. Какое число изображено. Число 5. Назовите соседей. Правильно, 4 и 6. Следующее число… 7. Назовите соседей этого числа. (Ответы детей). Правильно, числа 6 и 8.

И так далее – 9, 2, 4, 6, 1, 3, 8.

- Умницы, справились с заданием очень быстро.

- Это письмо от… Пина. Он предлагает найти недостающие фигуры из логического блока. Садитесь за столы. Внимательно посмотрите.

- На карточках изображены геометрические фигуры. Какие? (Ответы детей). Они какого цвета? (Ответы детей). Правильно – красного, желтого и зеленого. Все ли клеточки у блока заняты? (Ответы детей). Две клеточки пустые. Сравнивая второй ряд с первым, легко увидите, что одна клеточка пуста. Каких фигур не хватает? (Ответы детей).

- Правильно, во втором ряду не хватает красного квадрата.

Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда.

- В этом ряду какой фигуры не хватает? (Ответы детей). Правильно, зеленого треугольника.

- У вас на тарелочках лежать геометрические фигуры, найдите соответствующую фигуру и наклейте их на место.

Дети самостоятельно наклеивают геометрические фигуры.

Умницы, справились все с заданием.

- Кар–Карыч нам тоже прислал задание. Тут какой-то ребус: один круг наложили на другой так, чтобы получилась в середине дырка, на одном нарисовал кляксу красного цвета, а на другом одни кружочки разного размера. А в области пересечения двух кругов стоит восклицательный знак? Как нам разгадать этот ребус? Непонятный он какой-то. Чтобы это значило? (Ответы детей). А где же взять эти фигуры? В посылке лежат какие-то фигуры. Так это же блоки Дьенеша. Теперь понятно. На один круг надо разложить фигуры только … желтого цвета, а на другой круг разложить фигуры только …. круглой формы. Ребята, а вы догадались, что должно быть в области пересечения? Догадались? (Ответы детей). Молодцы, конечно же, круг желтого цвета. А если таких фигур несколько, где они должны лежать? Все должны быть в центре. На пол выложен два обруча: обруч желтого цвета и красный обруч так, чтобы в середине образовалась еще одна сфера. Возьмите по три фигуры и расположите их правильно.

Дети самостоятельно выкладывают в пересекающиеся окружности фигуры по заданию.

- В желтый обруч какие геометрические фигуры разместили? (примерный ответы детей: Желтые фигуры разместили в желтый обруч, а в красный обруч все круглые фигуры. На пересечении двух обручей разместили желтые круглые фигуры.)

- Смешарики отправили вам не только круглые и желтые фигуры. Куда их разместим?

Ответы детей. Остальные фигуры мы разместили за обручами, потому что они не круглые и не желтые.

- Молодцы. Справились с заданием отлично.

- Ребята, вам сегодня понравились задания, которые прислали Смешарики? А что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Мы отправим им посылку с нашими ответами на задания и будем ждать письма.

Занятие заканчивается под песню из м/ф про Смешариков.

www.maam.ru

Консультация по математике (старшая группа) на тему: Из опыта работы по математическому развитию детей дошкольного возраста

Опубликовано 11.01.2015 - 22:58 - Габуева Марина Георгиевана

Основными целями, задачами были: формирование количественных и пространственных представлений, которые являлись важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

Усовершенствованный вариант программы развития элементарных математических представлений является неотъемлемой частью общей системы гуманистического воспитания ребёнка в детском саду.

Цели и задачи программы достижимы при условии органического сочетания обучения с воспитанием.

Основными целями и задачами являются:

1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов.

2. Увеличение объёма внимания и памяти.

3. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) .

4. Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.

5. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7. Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия) .

Эти задачи помогают в ознакомлении детей с разными областями математической действительности: с количеством и счётом, измерении и сравнении величин, пространственными и временными ориентировками.

Ведущей деятельностью у детей является игровая деятельность. Поэтому занятия по сути являлись системой дидактических игр, в процессе которых дети исследовали проблемные ситуации, выявляли существенные признаки и отношения, соревновались, делали "открытия".

В ходе этих игр и осуществлялись личностно-ориентировочные взаимодействия взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечали, что идёт обучение - они перемещались по группе, работали с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий воспринималось ребёнком как естественное положение его игровой деятельности.

Дети не просто исследовали различные математические объекты, а придумывали образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагались задания, допускающие различные варианты решения.

На занятиях по математике эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.

Каждое занятие строилось на основе следующих принципов:

1. Принцип психологической комфортности:обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

2. Принцип деятельности:это новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми.

3. Принцип минимакса:продвижение каждого ребёнка своим темпом.

4. Принцип целостного представления о мире:раскрытия его, взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

5. Принцип вариативности:это умение осуществления собственного выбора им систематического представления возможности выбора.

6. Принцип творчества:это процесс обучения сориентированного на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

7. Принцип непрерывности:это обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.

К концу подготовительной группы дети умели считать в пределах 10 в прямом или обратном порядке: объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целыми. Умели сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10, определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий; разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.

Знали части суток, дни недели, месяцы в году, использовали знаки >, <, =, умели использовать числовой отрезок, практически измеряли длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан и т. д.) .

Такой подход к организации работы создаёт благоприятные условия для своевременного развития основ интеллектуальной деятельности ребёнка, его разносторонних способностей, а так же позволяет обеспечить необходимый уровень предшкольной математической подготовки.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

К

К

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришли наши любимые куклы: кукла Даша и кукла Маша. Посмотрите, дети, сколько у меня в коробке бусинок разного цвета и разной формы. Давайте соберем красивые бусы для наших кукол. Сначала собираем бусы для куклы Даши.

Скажите, первая бусинка на какую фигуру похожа? Дети: на квадрат. Значит, она, какая по форме? ( Квадратная) . Какого цвета? (Красная) . Вторая бусинка какая по форме и какого цвета? (круглая по форме и красного цвета) и т. д. Чем же они отличаются?

Я начну, а вы продолжите : красный квадрат, красный круг. Кто-то из детей продолжит: красный квадрат, красный круг. Ответы детей: бусы отличаются формой. Какого цвета получились бусы? (красного)

Ж

С

Ж

Теперь собираем бусы для куклы Маши. Я начну: синий треугольник, жёлтый треугольник, синий треугольник… Кто продолжит?

Катя продолжит. Какие интересные бусы получились для куклы Маши. А эти бусинки чем отличаются друг от друга? (цветом) Какого цвета получились бусы? ( желто-синего цвета) А форма у них какая? (треугольная) .

Стук в дверь.

Приходит кукла Волк, на руках у воспитателя кукла оживает:

волк:Здравствуйте ребятки! Уважаемые взрослые, тоже здравствуйте! Фу, запыхался, никак не могу догнать зайчика.

Вы, ребятки, его не видели?

воспитатель:А что случилось волк, что зайчик натворил?

ВОЛК:Да ничего он не натворил, просто я хочу его обрадовать и сказать, что я его пугать больше не буду, потому что, я теперь совсем не злой и меня бояться не надо. Вот даже матрешек спас (показывает) , был сильный ураган, а матрешки жили в красивых домиках и все домики от ветра повалились.

Ребята, вы не поможете матрешкам построить новые домики? Я вам даже строительный материал принес (показывает палочки Кюизенера) . Дети узнают и называют их.

Волк: Ну, ладно, я побегу, а вы потрудитесь.

Воспитатель: Прежде чем сесть за столы, давайте чуть-чуть отдохнем и покажем нашим куклам, как мы умеем превращаться в кукол.

Физкультминутка

Кукла, кукла, попляши, (дети выставляют ножку на пятку

и хлопают в ладоши)

Яркой лентой помаши. (машут рукой)

Воспитатель приглашает за столы. Давайте, дети поможем матрешкам, построим новые красивые домики:

  1. Выберите 4 оранжевые палочки. Сколько палочек взяла? (четыре) . Сосчитай!(1,2,3,4) Какого цвета палочки взяла? (оранжевого цвета ) .
  2. Составьте их так, чтобы получился квадрат. Стены готовы. Из 2 синих палочек постройте крышу. На какую фигуру похожа крыша? (На треугольник.) Значит, крыша какой формы? (Треугольной.) Найдите 2 розовые палочки и сделайте два окошка, а из одной желтой палочки — дверь.
  3. Чего больше, дверей или окошек? (окошек) . Сколько дверей? (Одна.) Сколько окошек? (Два.) Найдите одну красную палочку и сделайте трубу. Что идет из трубы? ( Дым.) Дым, какого цвета? (Белого.) Значит, палочки какого цвета возьмем? (Белого.) Сколько возьмем палочек? (много) .

Давайте матрешку пригласим в дом. Только, как она войдет? Что нужно пристроить к дому? (лестницу) . Сделайте лестницу из белой, голубой и желтой палочек.

  1. Какого цвета палочка внизу(жёлтого) ; вверху(белого) ; посередине (голубая) . Поставьте матрешку на самую длинную палочку-ступеньку (короче, самую короткую) . Молодцы дети, хорошие и красивые домики построили для матрешек. Посмотрите, как они заулыбались и говорят вам: Спасибо.

Давайте пригласим волка, пусть посмотрит домики. Приходит волк, хвалит детей и сообщает, что встретил Деда Мороза, который детям передал в подарок большую конфету. Конфета волшебная.

Давайте заглянем, что внутри? А там вкусное, ароматное, математическое печенье. Дети узнают знакомые геометрические фигуры и цифры 1, 2, 3, 4 и пьют чай все вместе.

литература

  1. Тихомиров Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль «Академия развития». – 1998г.
  2. Носов Е. А. Логика и математика для дошкольников. Изд-во «Акцидент» Санкт-Петербург. – 1997г.
  3. Михайлова З. А. Математика от трех до семи. Изд-во «Акцидент» Санкт-Петербург. – 1997г.
  4. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ссылка на источник nsportal.ru

Программа по развитию логико-математических способностей детей дошкольного возраста "Занимательная математика"

Разделы:Работа сдошкольниками

Пояснительная записка

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей.

Именно она легла в основу данной программы. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.

Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.

Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Все умственные задачи – поиски путей решения – реализуются средствами игры и в игровых действиях.

Реализация данной программы построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, обучении детей не только применять их, но и изготавливать совместно с родителями и воспитателем. К таким уникальным по своим возможностям дидактическим материалам относятся логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Все занятия объединены единым сюжетом и предлагаются в определенной последовательности

Условия реализации программы подразумевают наличие:

– комнаты математических игр, оборудованной необходимыми учебно-игровыми пособиями; – специальной литературы по математическому развитию, игровой деятельности; – литературы по детской педагогике и психологии; – новейших научных разработок в данной области; – временных возможностей: одно занятие в неделю по 20–25 минут; – возрастного принципа формирования группы; – учета индивидуальных особенностей каждого ребенка; – принципа добровольности.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса в методкабинете детского сада:

– собственного информационного стенда, рекламы; – литературы по детской педагогике и психологии, специальной литературы; – новых научных разработок по данной теме; – разработок бесед и консультаций с родителями; – папки – презентации данной программы; – подробных разработок на каждое занятие; – набор необходимых игр и игровых материалов.

Характерные особенности программы:

  1. Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.
  2. Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
  3. Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении.
  4. Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
  5. Использование новейших разработок по теме “Математическое развитие дошкольников”. Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
  6. Применение здоровье сберегающих технологий.
  7. Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
  8. Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
  9. Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.

Эти характерные особенности программы являются актуальными и определяют новизну.

Примечание. В работе с дошкольниками педагоги ориентируются без какого-либо ограничения, без конкурсных отборов и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных.

Цель: развитие логико-математических способностей детей посредствам математических игр, задач и упражнений.

Задачи:

Воспитание у детей умения:

– самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификацию и другие) с целью освоения зависимостей между предметами, числами; – строить простые высказывания о сущности выполненного действия; – находить нужный способ выполнения заданий, ведущий к результату наиболее экономным путем; – активно включаться в коллективную игру; – помогать сверстнику в случае необходимости; – свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, упражнений, в том числе и придуманных детьми.

Основные направления и содержание деятельности

Программа включает в себя шесть направлений, работа по которым рассчитана на два года: с детьми 4–6 лет.

  1. “Игры дидактические, развивающие, подвижные”. Включают в себя игры с математическим содержанием воспитывающие у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску.
  2. Логические блоки Дьнеша”. Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями.
  3. “Палочки Кюизенера”. Включают в себя специально разработанные игры и упражнения позволяющие развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
  4. “Художественно-творческая деятельность”. Совместно с взрослым учатся придумывать и создавать новые игры, головоломки на основе сочетания различных видов математической и художественно – творческой деятельности (лепка, аппликация, рисование) .
  5. “Опыты и исследовательская деятельность”. Включает в себя задания направленные на экспериментальное нахождение решения проблемы.
  6. “Математические праздники и викторины”.

Занятия проводятся со всеми детьми 4–6 лет без какого либо отбора. Оптимальное количество детей-10–14. К каждому этапу подходим последовательно, но, в то же время они могут сочетаться.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20–25 мин, в зависимости от возраста детей. Организованные занятия начинаются с сентября.

Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15 мин.

Основная форма работы – обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.

Дополнительная форма работы – консультации педагога и психолога с родителями и детьми.

Примерное построение занятия:

1. Вводная, вступительная часть (2–3 мин.)

Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник.

Установление благожелательного эмоционального контакта.

Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими детьми) :

2. Основная часть.

Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой между ними или в середине.

Цель – игровое освоение основных математических знаний и умений, объединенных общими задачами и темой. (15–20 мин.)

3. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты)

Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.

Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:

– Систематичности и последовательности. – Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей. – Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала. – Равноправного партнерства взрослого и ребенка. – Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.

Комплексности работы – проведение праздников и викторин включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов ДОУ.

В проведении занятий могут участвовать учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Кроме этого, все педагоги ДОУ используют в работе с детьми всевозможные игры с математическим содержанием. В подготовке к празднику активное участие принимают и родители.

Правила поведения.

Материал festival.1september.ru

Значение и задачи РЭМП у детей дошкольного возраста - Студопедия

Читайте также:

Задачи математического развития дошкольников.

Математические знания в современном мире

Математика — это явление общечеловеческой культуры. При­общение к ней — это прежде всего приобщение к нетленным культурным ценностям, и, таким образом, ее роль в развитии личности растущего человека чрезвычайно важна.

Кроме того, благополучие этой личности во многом зависит от адекватности ее поведения в современном обществе, от ее подготовленности к существованию в социуме. Математика сегодня — это одна из наиболее важных областей знания современного человека. По­всеместное широкое использование техники, в том числе и ком­пьютерной, требует от каждого определенного минимума мате­матических знаний и представлений.

С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последо­вательности) . Ребенок сталкивается с математикой еще в ран­нем детстве, математика нужна и домохозяйке (как иначе она разумно выстроит свой бюджет, включит микроволновку, сти­ральный автомат, выберет подходящий банк и т. д.) , и плот­нику, и бизнесмену, и ученому, занимающемуся проблемами космоса или социума.

Существуют различные взгляды на объем и качество этого необходимого для социализации минимума. Вопрос создания оптимального курса математики для общеобразовательной школы является сегодня настолько дискуссионным, что учи­тель, который непосредственно реализует принятые решения, оказался едва ли не погребенным «девятым валом» учебников и программ, обрушившихся на него в последнее десятилетие XX в. Достаточно сказать, что сейчас существует не менее 15 вариантов учебников по математике для начальных классов и почти все они рекомендованы Министерством образования к использованию в учебном процессе.

Дошкольное математическое образование напрямую связано с процессом обучения математике в начальной шко­ле, и поэтому данный «девятый вал» неминуемо начинает захлестывать дошкольное образовательное звено. В конце XX в. появилось небывалое количество альтернативных до­школьных комплексных и парциальных (однопредметных) программ, в том числе и в обучении математике.

Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.

Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве. Выполнение этих задач должно обеспечивать реализацию принципа преемственности в развитии и воспитании ребенка на дошкольной и начальной школьной ступенях образования.

Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

- развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях) ;

- развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

- освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация) ;

- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация) ;

- овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

- развитие активности и инициативности детей;

- воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

1.15.2. Предмет и задачи курса "Методика математического развития и обучения математики". Связь методики математического развития с другими науками.

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью.

Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания.

Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:

- научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;

- определение содержания фактического материала для подготовки ребенка в детском саду к усвоению математики в школе;

- совершенствование материала по формированию математических представлений в программе детского сада;

- разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;

- реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;

- разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;

- разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.

Общая задача методики — исследование и разработка практических основ процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями Основная его цель — не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Методика формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду связана со многими науками, и прежде всего с теми, предметом изучения которых являются разные стороны личности и деятельности ребенка-дошкольника, процесс но воспитания и обучения.

Наиболее тесная связь существует у нее с дошкольной педагогикой. Методика формирования элементарных математических представлений опирается на разрабатываемые дошкольной педагогикой и дидактикой задачи обучения и умственного воспитания подрастающего поколения: принципы, условия, пути, содержание, средства, методы, формы организации и т. д. Связь эта по своему характеру взаимная: исследование и разработка проблем формирования элементарных математических представлений у детей в свою очередь совершенствовать педагогическую теорию, обогащая ее новым фактическим материалом.

Многосторонние контакты существуют между частными методиками, изучающими конкретные закономерности процесса воспитания и обучения маленьких детей: методикой формирования элементарных математических представлений, развития речи, теорией и методикой физического воспитания и др.

Подготовка детей к усвоению математики в школе не может осуществляться успешно без связи с методикой начального обучения математике и теми аспектами самой математики, которые являются теоретической основой обучения дошкольников и младших школьников.

Опора на эти науки позволяет, во-первых, определить объем и содержание знаний, которые должны быть освоены детьми в детском саду, и служить фундаментом математического образования; во-вторых, использовать методы и средства обучения, в полной мере отвечающие возрастным особенностям дошкольников, требованиям принципа преемственности.

Обучение должно строиться с учетом закономерностей развития познавательной деятельности, личности ребенка, что является предметом изучения психологических наук. Восприятие, представление, мышление, речь не только функционируют, но и интенсивно развиваются в процессе обучения.

Психологические особенности и закономерности восприятия ребенком множества предметов, числа, пространства, времени служат основой при разработке методики формирования элементарных математических представлений. Психология определяет возрастные возможности детей в усвоении знаний и навыков, которые не являются чем-то застывшим и меняются в зависимости от типа обучения.

Рациональное построение процесса обучения связано с созданием оптимальных условий на основе анатомо-физиологических особенностей маленьких детей. Закономерности протекания физиологических процессов у дошкольников служат основой для определения длительности занятий по формированию элементарных математических представлений для каждой возрастной группы детского сада, обусловливают саму их структуру, сочетание и чередование различных методов и средств обучения, разных по характеру видов деятельности (включение физкультминуток, дозирование учебно-познавательных задач и т. д.) .

Связь с различными науками создает теоретическую базу методики формирования математических представлений у детей в детском саду.

Подробней studopedia.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

    Формирование экологических представлений у детей старшего возраста «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатст-вом явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое на...