Психическое развитие дошкольника

Apteke.net » » Психология и развитие » Общение важнейший фактор психического развития дошкольника

Дошкольное детство - важный период психического развития.Возраст начального фактического образования личности, по словам А. Н. Леонтьева.У ребенка интенсивно формируются психические функции, сложные виды деятельности (игра, общение со взрослыми и ровесниками) , возникают иерархия мотивов и потребностей, самооценка, волевая регуляция и нравственные формы поведения.Важнейшим фактором психического развития дошкольника является его общение - сначала со взрослыми, а впоследствии и с ровесниками и другими детьми.Вне общения невозможно развитие у ребенка специфически человеческих психических функций, ее личностное становление.Как отмечал Л. С. Выготский, «Любая высшая психическая функция появляется на сцене дважды: первый раз как деятельность коллективная, социальная деятельность, то есть функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсихическая«(Выготский Л. С. Избр. психологические исследования. - М., 1956. - С. 450) .

Трудности психического развития дошкольника связаны, как правило, с неадекватно построенным общением между ребенком и близкими взрослыми.

Происхождения психологических проблем в дошкольном возрасте делится на две группы:

1) неблагоприятные тенденции в поведении ребенка, которые еще не нарушили нормы, но в итоге приведут к этому;

2) незнание родителями или другими взрослыми из окружения ребенка норм развития.У них возникает необоснованная обеспокоенность ребенка.Например, тревога по поводу чрезмерной увлеченности ребенка игрой или фантазированием в старшем дошкольном возрасте, или по поводу непоседливости, импульсивности младшего дошкольника.Все эти проявления являются нормативными возрастными особенностями развития дошкольника.

Трудности психического развития в дошкольном возрасте отмечаются следующими особенностями:

1) неблагоприятные тенденции носят скрытый характер;

2) некоторые из нежелательных проявлений исчезают с развитием ребенка, а некоторые переходят в устойчивые образования, закладывающих фундамент личности;

3) дальнейшая коррекция недоразвитых в дошкольном возрасте психических качеств является сложной, а иногда и невозможной.

Установление воспитателем (или психологом) наличия и причин трудностей в развитии ребенка и их коррекция происходит как сравнение результатов диагностики с нормами развития.Следует подчеркнуть, что и воспитатель, и психолог ведет работу с детьми, психическое развитие которых находится в пределах нормы.

ВЫВОДЫ о роли общения в психическом развитии дошкольника:

- Дошкольный возраст является периодом первоначального фактического образования личности;

- Общение выступает важнейшим фактором психического и личностного развития дошкольника;

- Трудности психического развития дошкольника связаны, как правило, с неадекватно построенным общением между ребенком и близкими взрослыми;

- Характер психологических проблем в дошкольном возрасте проявляется как неблагоприятные тенденции в поведении ребенка, или необоснованная обеспокоенность родителей (или других взрослых из окружения малыша) в отношении ребенка по незнанию ими норм ее развития.

Как сохранить молодость и красоту долгие годы? Подписывайтесь!

Самые интересные новости

Материал Apteke.net

Особенности психического развития дошкольника - NewReferat.com

Рефераты >> Психология >> Особенности психического развития дошкольника

СОДЕРЖАНИЕ:

I. Первый год жизни ребенка.

II. Психические особенности детей раннего возраста.

III. Особенности психического развития в дошкольном возрасте.

Особенности психического развития дошкольника

I. Первый год жизни ребенка.

Первый год жизни ребенка условно можно разделить на два периода - период новорожденное™, который длиться от 4 до 6 недель и период младенчества который закачивается в год.

Этап новорожденности это время адаптации ребенка к новым внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирование первых необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредоточения, первых сочетательных или условных рефлексов (положение при кормлении) .

Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учиться. Терморегуляция еще отсутствует. Единственно, что ребенок может это принять внутриутробную позу ( поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена.

Правда у ребенка есть врожденные рефлексы. Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения.

Таким образом, период времени, когда ребенок отделен-от матери физически, но связан с ней физиологически и составляет период неворожденноети. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. Все это могло бы привести к гибели ребенка если бы с ним рядом не было взрослых.

То единство, которое существует с самого начала идет со стороны матери, а со стороны ребенка пока еще ничего нет. Ребенок 80% суток спит. 20% времени ребенок бодрствует.

Процесс правильного чередования сна и бодрствования начинает совпадать с моментами кормления.

В это же время начинает появляться закономерность, характерная для общего направления развития детей в первые годы жизни, она проявляется в том, что развитие сенсорных процессов зрения, слуха, осязания существенно опережает развитие моторики. Зрительное и слуховое сосредоточение фактически закладывают основу перехода от ощущений к восприятию, к возможности увидеть предмет целиком.

Эти реакции развиваются по принципу доминанты, т.е. в момент сосредоточения, другие реакции ребенка прекращаются.

На основе этих реакций появляется комплекс оживления, который является показателем перехода к новому этапу развития - младенчеству. 2

Комплекс оживления, также является доминантой, т.к. в этот момент все другие потребности для ребенка теряют свое значение.

Когда к нему подходит взрослый он замирает, а затем начинает заметно двигать ручками и ножками, улыбаться, гулить, словом делать все, чтобы привлечь к себе внимание взрослых.

Такая реакция доказывает, что близкие люди являются для ребенка не просто необходимым условием развития, но и €го источником. В этом заключается существенное отличие детенышей человека от детенышей животных т.к. взрослые направляют это развитие и обогащают его новым содержанием, которое может существенно изменить направление саморазвития детей.

Реакция на взрослых является не только первой психологической реакцией ребенка, но и первой социальной реакцией.

Л. С. Выготский говорит о необходимости заботы взрослых, т.к. сам ребенок не выживет, именно взрослые помогают ему нормально сформироваться. Взрослый берет на себя необходимые операции по уходу и обслуживанию, давая возможность тем самъщ сформироваться органам, по которым проходит наиболее важная для психического развития информация.

Развитие восприятия все первые годы жизни, фактически Bet» школьный период, является одним из наиболее важных психических процессов.*'

От развития восприятия во многом зависят все другие познавательные процессы, прежде всего мышления.

Однако исследования многих психологов (МЛ Лисина, ЛД1. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, Фрейд и других) показали, что в первые месяцы жизни крайне важным для ребенка является эмоциональный контакт, привязанность и защита, которая исходит от-близкого взрослого.

Ведущей деятельностью в младенчестве является эмоционально личностное общение со взрослым. Лисина доказалд, что и познавательное развитие, а не только развитие эмоций и речи связанно е общением со взрослым.

Этнопсихологические исследования показали, что дети, которые имеют постоянно тактильный контакт с матерью, быстрей развиваются.

К концу младенчества формируются практически все свойства восприятия детей: контрастность, правильность, предметность, системность.

Появление этих свойств связано с развитием локомоций детей, перемещением в пространстве, следовательно они могут

видеть предмет под различным углом зрения, узнавать его в различных сочетаниях, с различного расстояния. <

Появляются первые сенсорные эталоны - постоянные образы окружающих предметов. »

Основные закономерности и нормативы психического развития младенцев были разработаны и установлены в первые десятилетия XX века благодаря исследованиям Н. Н. Щелованова и А. Гезелла.

Метод, который применялся в лаборатории Щелованова, в 1922 году, заключался в беспрерывном, систематическом наблюдении с регистрацией всех реакций ребенка, возникающих под влиянием внешних и внутренних раздражителей.

Применялся метод рефлексологического эксперимента, который заключался в формировании искусственно сочетательных рефлексов у младенцев (рефлекс на молоко в рожке определенной формы к цвета) .

Щеловановым-, Фигурным, Денисовой были установлены важнейшие закономерности развития детей в период новорожденности и младенчества. Ими была зафиксирована динамика переходя от сна к бодрствованию.

Большой вклад в исследование психического развития младенцев внес американский психолог А. Гезелл - создатель Иельской клиники нормального детства в которой изучалось психическое- развитие детей раннего возраста от рождения до трех лет. Гезелл считал, что за первые три года жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, также темпы его наиболее высоки в первые три года жизни.

Он ввел в психологию новые методы исследования -лонгитюдный (продолжительное изучение одних и тех же детей в течении определенного периода) , |близнецовы» (сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов) . В течении первого года жизни активно развивается не только восприятие движения, но и память. Именно в это врем* формируются- в,се генетические виды памяти - эмоциональная, моторная, образная, вербальная.

Эмоциональная есть уже у плода и является основной в первые недели жизни. В семь девять недель появляется моторная память- ребенок может запомнить и повторить какое то движение, В четыре месяца появляется образная память - сначала в виде узнавания знакомых предметов, а в восемь девять месяцев воспроизведение того, что ребенок видел раньше.

Как появление моторной памяти влияет на организацию движений, на локомоции детей, так появление образной

памяти существенно влияет на его общение и формирование мотивационной сферы. С развитием узнавания ребенок начинает дифференцировать окружающих взрослых, узнает приятных и неприятных людей.

Дифференцируется и его реакция на них — оживление и улыбка на приятных сменяется плачем при появлении неприятных лиц. А развитие воспроизведения стимулирует появление первых мотивирующих представлений ребенка, которые способствуют становлению его личности, развития независимости от окружающей ситуации.

Если раньше взрослый мог регулировать поведение ребенка, изменяя ситуацию, убирая, например, неприятные объекты и предлагая ребенку приятные, то теперь, с появлением воспроизведения, ребенок меньше за­висит от наличной ситуации, так как у него появляются и устойчивые желания, связанные с объектами или ситуациями, которые сохранились в его памяти. Так и появляются постоянные побуждения или мотивы, направляющие деятельность ребенка.

Страница:

Читать далее www.newreferat.com

Особенности психического развития ребенка дошкольного возраста

Главная / Библиотека / ...

Особенности психического развития ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» (Леонтьев А. Н. 1959) .

В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение (Смирнова Е. О. 2003) .

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.

К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития.

Л. С. Выготский (2006) подчеркивает, что социальная ситуация «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».

Согласно Д. Б. Эльконину (Эльконин Д. Б. 1998) , дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.) . Противоречие этой социальной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми.

В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.

Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир.

Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей (Цит. по Смирнова Е. О. 2003) .

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, строит мировоззренческие схемы. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Д. Б. Эльконин замечает парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей (Эльконин Д. Б. 1998) .

2. Возникновение первичных этических инстанций и на их основе – моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям.

3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.) . Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка.

В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова») . Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением (Обухова Л. Ф. 1999) .

Д. Б. Эльконин отмечал (1998) , что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение умением управлять собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача.

5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки) . Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.) . «В данном случае, - подчеркивает Л. Ф. Обухова, - речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. Три года – внешне «Я сам», шесть лет – личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее» (Обухова Л. Ф. 1999) .

И с учетом того, что в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, то не исключены и психологические проблемы, возникающие в этот период.

При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.

Поиск по словарям

Источник www.psychol-ok.ru

  1. Влияние игры на психическое развитие дошкольников

Хотя обычно родители первоочередное внимание обращают на физическое созревание ребёнка, но не меньшее значение имеет и нервно психическое развитие детей дошкольного возраста.

После 4-5 лет мыслительная активность малыша перестаёт опираться исключительно на физические движения. Ему становится интересно спрашивать, спорить, придумывать рассказ, глядя на картинку, отгадывать загадки.

Вместо беспорядочно-шарящих возникают ориентированные, более организованные и направленные на познание действия. Появляются новые виды активности: ребёнок рассказывает, слушает, придумывает слова.

В результате новый предмет начинает интересовать его не сам по себе, а своим устройством, способом использования и назначением. Исследуя новую игрушку в этом возрасте, дети пытаются её разобрать, чтобы узнать, что кроется внутри неё. Как следствие, к ставшему уже привычным вопросу «что это?» добавляется другой – «почему?».

Влияние взрослых и сверстников на психическое развитие детей дошкольного возраста

Особенности психического развития детей дошкольного возраста побуждают их общаться со взрослыми ради содержательности беседы. Для себя ребёнок заключает, что взрослые всё умеют и знают, и могут всему научить и всё показать. В результате авторитет взрослых резко возрастает.

А при взаимоотношениях со сверстниками «мирного соседства» дошкольникам уже недостаточно, а хочется выполнять совместно с ними различные поручения или просто играть. Активность в общении наряду с познавательной активностью приобретает у малышей произвольно управляемый характер.

Накапливая социальный опыт общения с людьми, к концу дошкольного возраста дети усваивают более обобщённые правила, а своё отношение к чужим или близким, вымышленным или реальным людям выражают знакомыми им критериями выражения. Это является основой для формирования у детей нравственного отношения к окружающим.

Развитие самостоятельности у дошкольников

Особенности психического развития дошкольника, касающиеся формирования личности, заключаются в изменении поведенческих мотивов, которыми тот руководствуется. Эти изменения видны в следующем.

  • Обособленные побуждения объединяются в систему мотивов, в них всё более чётко прослеживается определённая последовательность, хотя у дошкольника системность и последовательность поведенческих мотивов всё ещё относительны.
  • Побудительная сила мотивов начинает выступать более отчётливо. Например, если на младших детей наибольшую побудительную силу имеет задание «отыскать спрятанную игрушку», то для детей постарше таким заданием станет трудовое – «сделать игрушку для спектакля».

По мере накопления практического опыта дошкольник всё больше стремится к самостоятельности, которая сочетает в себе собственную инициативу ребёнка с подчинением требованиям взрослых. Развитие самостоятельности можно разделить на три этапа:

  • Вначале малыш действует в привычных для него условиях, когда у него без помощи и побуждения взрослых вырабатываются основные привычки.
  • Затем уже ребёнок привычные способы поведения распространяет и на новые, отличающиеся от обычных ситуации.
  • Далее развитие психических процессов у дошкольников прогрессирует, в результате чего усвоенное ребёнком правило принимает обобщённый характер, и, попадая в любые условия, ребёнок уже использует его как критерий своего поведения.

У дошкольников к работе органов чувств добавляется мыслительная деятельность, которая дальше развивает ощущения, тоньше становится и чувствительность. Благодаря осмысленной деятельности у ребёнка образуются межанализаторные связи, благодаря чему познавать предметы и явления он начинает более разносторонне.

Когда зрительное восприятие начинает сочетаться с тактильно-двигательными ощущениями, то познание качеств и свойств исследуемого предмета становятся более глубоким, при этом совершенствуется и сам способ познания. Отсюда большое влияние игры, а также таких занятий, как лепка, рисование, конструктивная деятельность дошкольников, дидактические игры и танцы, на психическое развитие малышей.

Роль слова в психическом развитии дошкольников

Если слово сначала просто сопровождало действие непосредственного раздражителя, то затем стало замещать его, изменяя процесс ощущения.

  • При словесном описании ощущаемого качества предмета оно быстрее вычленяется из ряда однородных качеств: называя цвет, ребёнок его легче запоминает, чем когда просто созерцает его.
  • Облечённые в слово звук, запах или цвет превращаются из простого раздражения в осознание соответствующего качества вещи или явления.
  • Оперируя пониманием качеств предмета, ребёнок может не только различать их, но и сравнивать предметы по этим качествам (этот красный, а этот синий) , что уже является элементарным мыслительным процессом.
  • Функция слова как обобщающего сигнала позволяет малышу увидеть в новых предметах то же качество или его вариации.
  • Если у однородных предметов постоянно встречаются некоторые качества, то они становятся характеристикой подобных предметов.

Соотношения элементов восприятия

Процесс восприятия приобретает в дошкольном возрасте более сложную форму. Например, восприятие цвета и формы: если форма, как более сильный опознавательный признак, не смогла быть идентифицирована, то только тогда вступает в действие признак цвета предмета (при складывании мозаики или игре в кубики) . При восприятии части и целого образуются диалектические связи, позволяющие при узнавании части предмета вызывать его полный образ с названием.

В дошкольном возрасте изменяется процесс восприятия, когда ребёнку не обязательно исследовать предмет воспринимающим органом, а достаточно лишь его увидеть. Диагностика психического развития дошкольников показывает, что им ещё сложно воспринимать картинки. Здесь ещё более важным является значение названия картинки.

Что до восприятия пространства, то на основе зрительного восприятия дошкольник уже может чувствовать расстояние, то есть перспективу. Когда к оценке глаз подключаются руки, форма воспринимается лучше. Но в этом возрасте детям ещё трудно даётся понятие левого и правого, а ощущение времени даётся детям всё ещё намного труднее, чем ощущение пространства, поскольку для его восприятия не существует особых органов чувств.

Что касается внимания, то психика дошкольников изменяется следующим образом:

  • объём внимания расширяется;
  • оно становится более устойчивым;
  • появляется произвольное внимание.

Эти изменения происходят благодаря тому, что не только предмет становится объектом познания, но и различные его связи, особенно функциональные, речь также становится объектом внимания.

Особенности психического развития детей состоят ещё в том, что в этот период систематически он обогащается значительным опытом: накапливает знания, первичные понятия и представления, появляются умения и навыки. Следы пережитых чувств и мыслей сохраняются всё дольше и в большем количестве. Для умственного развития малыша большое значение приобретает образная память, интенсивнее всего развивающаяся именно в этом возрасте.

Влияние игры на психическое развитие дошкольников

Игра развивает целенаправленность действий. У детей-четырёхлеток интерес к действию преобладает, из-за чего цель часто забывается. На пятом году жизни детей можно научить выбирать игру обдуманно, распределяя роли и ставя цели.

А в следующие пару лет дети начинают проявлять интерес к некоторым событиям жизни, различным занятиям взрослых, появляются любимые книжные герои – объекты подражания, поэтому так важно знать, какие игры необходимы дошкольникам. Замыслы игр становятся более стойкими, надолго овладевающими воображением.

Появление у игры длительной перспективы свидетельствует о более высоком этапе сложности психики. Под воздействием жизненных впечатлений в игру вводятся новые элементы.

Исполняя в игре ту или иную роль, ребёнок не просто переносится в чужую личность формально. Когда он входит в роль и примеривает её на себя, то тем самым он углубляет и обогащает и собственную личность.

Поэтому влияние игры на психическое развитие дошкольников, где его личность формирует отношение к данной роли, сказывается не только на развитии мышления, воображения и воли, но и на развитии его личности в целом. Роль личности в жизни имеет громадное значение, а в ролевых играх ребёнок, примеривая к себе разные роли, формирует тем самым и свою собственную личность. Игра очень тесно связана с развитием детской личности, а особое значение она приобретает именно в период интенсивного развития последней.

А как Вы думаете, что влияет на психическое развитие дошкольников? Поделитесь своим мнением в комментариях.

7534

Подробней www.rutvet.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательного интереса у дошкольников

    Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных пре...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие личности дошкольника

    Первоисточники 3.3.3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 3.3.3.1. Функциональные линии развития личности ребенка – дошкольника «Дошкольный возраст, – как отмечал А. Н. Леонтьев (1983) , – период перво...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Особенности психического развития детей дошкольного возраста

    Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте | Реферат - бесплатно -речь является основой перестройки психических процессов (мышления) . 2. Структура и динамика ведущей деятельности в дошко...

  • Особенности психического развития в дошкольном возрасте

    Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте | Реферат - бесплатно -речь является основой перестройки психических процессов (мышления) . 2. Структура и динамика ведущей деятельности в дошко...

  • Умственное развитие дошкольников

    Консультация для родителей Интеллектуальное развитие дошкольников Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и о...

  • Коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Познавательное развитие дошкольников

    Познавательно-речевое развитие дошкольников Познавательно-речевое развитие дошкольников Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Развитие познавател...

  • Развитие эмоционально волевой сферы дошкольника

    Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры» Актуальность. М...

  • Музыкальное развитие дошкольников курсовая

    Курсовые работы и проекты - Музыкальное образование Без выходных данных. — 48 с. Значение музыкально-дидактических пособий и игр, их значимость в развитии музыкальных способностей у детей дошколь...

  • Энциклопедия развития дошкольника

    Энциклопедия развития и обучения дошкольника | Скачать бесплатно Опубликовано 27.01.2013 17:31 | Автор: administrator | Просмотров: 2046Рейтинг: Отлично Данное развивающая книга для детей позволи...

  • Личностное развитие дошкольника

    Обобщение опыта работы по теме «Социально — личностное развитие дошкольников» Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в...