Психогимнастика для дошкольников

Психогимнастика для детей дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию подборку игр и упражнений для детей дошкольного возраста. Упражнения, направленные на обучение детей психорегуляции (в основе которой лежит мышечная релаксация или расслабление мышц) ., которые помогают детям расслабиться, научиться саморегуляци и т. д.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) .

Упражнение «Белоснежка и гномы».

Введение в игру. Успокоение

Ведущий: Ребята! Вы знаете сказку про Белоснежку? Сегодня мы поиграем в игру «Белоснежка и гномы». Вы будете гномами, а я – Белоснежкой. Внимательно меня слушайте и точно выполняйте все мои команды. Примите позу «лежи на спине».

В маленьком домике на лесной опушке живут гномы. Каждое утро они уходят из дома искать под землей драгоценные камни, а вечером возвращаются к себе. Однажды, когда их не было дома, в их жилище забрела Белоснежка, которую злая мачеха выгнала из дворца. Белоснежка, увидев в доме беспорядок, все прибрала, и услышав за окном чьи-то голоса, спряталась.

Физминутка.

«Душистые цветы» (игровое упражнение на напряжение и расслабление мышц рук) .

Ведущий: В это время на лесной полянке появились гномы, они шли и нюхали душистые цветы. Покажите как гномы нюхают душистые цветы. Раз – поднесите обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохните аромат цветов. Улыбнитесь, задержав дыхание. Два – опустите руки, делая выдох.

«Шагают ножки по лесной дорожке» (игровое упражнение на напряжение-расслабление мышц ног) .

Ведущий: Увидев свой домик, гномы зашагали быстрее. Покажите как гномы шагают по лесной дорожке. Раз – поднимите правую ногу, делая вдох. Подержите ее в таком положении, задержав дыхание. Два – опустите ногу, делая выдох. Три – поднимите левую ногу, делая вдох. Подержите ее так, задержав дыхание. Четыре – опустите ногу, делая выдох. (Повторить упражнение 3 – 4 раза) .

«Чужой» (игровое упражнение на напряжение – расслабление мышц туловища) .

Ведущий: Гномы зашли в домик. Оглядевшись по сторонам, поняли, что здесь побывал кто-то чужой. Испугались гномы и от страха сжались в комочек. Покажите, как гномы сжались в комочек. Раз – повернитесь на правый бок и свернитесь в клубочек, делая вдох. Прислушайтесь, затаив дыхание. Два – выпрямитесь, делая выдох. Три – повернитесь на левый бок и свернитесь в клубок, делая вдох. Прислушайтесь, затаив дыхание. Четыре – выпрямитесь, делая выдох. (Повторить упражнение 3 – 4 раза.)

«Кто здесь? » (игровое упражнение на напряжение-расслабление мышц шеи) .

Ведущий: Белоснежка, спрятавшаяся в шкафу, от пыли громко чихнула. Гномы услышали и спросили: «Кто здесь? » Покажите, как гномы завертели головой из стороны в сторону, пытаясь узнать, кто чихнул. Раз – поверните голову направо, делая вдох. Приглядитесь, задержав дыхание. Два – поверните голову вперед, делая выдох. Три – поверните голову налево, делая вдох. Еще раз приглядитесь, задержав дыхание. Четыре – поверните голову вперед, делая выдох. (Повторите упражнение 3 – 4 раза.)

«Встреча с Белоснежкой» (игровое упражнение на напряжение- расслабление мышц лица) .

Ведущий: Раздался громкий скрип. Гномы недовольно сморщилась. Покажите, как гномы сморщились. Раз – вытяните губы трубочкой, наморщите нос, нахмурьте брови, делая вдох. Прислушайтесь, затаив дыхание. Два – расслабьте лицо в улыбке, делая выдох. (Повторить упражнение 3 -4 раза) .

Белоснежка вышла из шкафа, в котором пряталась. Гномы увидели ее и заулыбались, потому что она им очень понравилась. Хозяева дома познакомились с Белоснежкой, угостили ее чаем, а потом легли отдохнуть, потому что очень устали.

ОТДЫХ.

Ведущий: Гномы отдыхают, и каждый из них думает… Внимательно меня слушайте и мысленно, про себя, повторяйте за мной все, что я буду вам говорить.

Я рас-слаб-ля-юсь… и ус-по-каи-ва-юсь…

Мои руки расслабленные, как жидкое тесто… теплые, как под струей теплой воды… неподвижные.

Мои ноги расслабленны… теплые… неподвижные…

Мое туловище расслаблено… теплое… неподвижное…

Моя шея расслаблена… теплая… неподвижная…

Мое лицо расслаблено… теплое… неподвижное…

Состояние приятного покоя…

Мне дышится легко и спокойно…

Я отдыхаю и набираюсь сил…

АКТИВИЗАЦИЯ

Свежесть и бодрость наполняют меня…

Уходит чувство расслабленности из рук… ног… туловища… шеи… лица…

Мои мышцы отдохнули… они легкие, как воздушный шарик…

Я буду со всеми приветливым, бодрым…

Мое дыхание углубляется, становится чаще…

Я чувствую, как прохлада охватывает мое лицо, будто приятный ветерок обдувает меня…

Я уверен в себе…

Приятный холодок побежал по шее… плечам… спине… Я словно принял прохладный освежающий душ…

Чувствую, что моя кожа стала «гусиной»… По телу «побежали мурашки»…

Я хорошо отдохнул!

Я бодр и силен!

Настроение радостное!

Самочувствие отличное!

Я буду считать про себя от 3 до 1: 3 – сонливость проходит, 2 – я потягиваюсь, 1 – я открываю глаза.

Встаем! Упражнения закончены.

www.maam.ru

Психогимнастика для старших дошкольников «Путешествие к птицам Кольского полуострова»

Психогимнастика для старших дошкольников

«Путешествие к птицам Кольского полуострова»

Педагог-психолог МБДОУ № 61

города Апатиты Мурманской области

Цель – улучшение психоэмоциональной атмосферы детского коллектива за счет интеграции психогимнастики и игротерапии.

Задачи:

• Снятие эмоционального напряжения.

• Упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения птиц.

• Коррекция настроения и отдельных черт характера.

• Развитие эмпатии, общительности, доброты.

• Обучение ауторелаксации.

Оборудование:

мультимедийная система, презентация «Птицы нашего леса»

музыкальное сопровождение «Голоса птиц»

методическое пособие «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» Е. А. Алябьева, ТЦ Москва – 2009г.

Ход занятия

Разминка. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек – стайка»

Цель: настроить детей на увлекательное «Путешествие к птицам нашего края»; сосредоточить внимание.

Дети стоят в кругу и выполняют пальчиковую гимнастику на стихотворение Ирины Токмаковой «Десять птичек – стайка».

Пой-ка, подпевай-ка: (хлопки в ладоши)

Десять птичек – стайка. (показать 10 пальчиков и скрестить между собой)

Эта птичка – соловей, (указательный и большой пальцы смыкаются)

Эта птичка – воробей. (сжать кулачки)

Эта птичка – совушка, (средний и безымянный пальцы согнуть к ладони, большой палец придерживает их, а указательный и мизинец согнуты слегка)

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, (соединить большой и указательный, остальные пальцы подняты верх)

Эта птичка – коростель, (Пальцы одной руки зажать другой рукой)

Эта птичка – скворушка, (сделать из пальцев крышу или треугольник)

Серенькое перышко.

Эта – зяблик. (соединить мизинцы, остальные сомкнуть в кулак)

Эта – стриж. (средний и указательный пальцы расставить, остальные сомкнуты)

Эта – развесёлый чиж. (пальчики играют между собой)

Ну, а эта – злой орлан. (сомкнуть большие пальцы, остальные вместе выпрямить, изображая взмах крыльев)

Птички, птички – по домам! (скрещенные пальцы, выпрямить их то на одной руке, то на другой, сомкнуть пальцы в замок)

I этап – мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных эмоциональных состояний и чувств, а также на развитие внимания и памяти.

Этюд «Откуда появляются птицы? » на выражение удовольствия и интереса.

Давайте изобразим маленького птенчика, который в яйце. Там тепло и уютно. Птенчик растет, ему становится тесно в яйце. Яйцо трескается и оттуда появляется птенчик: сначала он вытягивает голову, затем выпрямляет правое крылышко, потом левое крылышко, поднимает левую ножку, праву; встрепенулся, улыбнулся. Ему очень интересно узнать, что она за птица? Выразительные движения: Шея вытянута, любознательный взгляд, туловище слегка наклонено вперед.

Гимнастика. Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях.

- Птенец хочет узнать кто такие птицы? Поможем ему. Отправляемся в путь. Под музыку идем по кругу вокруг ковра, выполняя разные задания. (звучит первый куплет песни «Кто же такие птички? ») Дети идут по кругу, ускоряя шаг; ходьба на носочках; подпрыгивание с взмахом рук.

- Вот мы находимся в лесной чаще. Что же делают разные птицы (демонстрация слайдов птиц Заполярья) :

«Бакланы». Сидящие на берегу бакланы часто принимают своеобразную, свойственную только им позу, когда они просушивают раскрытые крылья. Руки вытянуты в стороны и напряжены. Издают низкие гортанные звуки наподобие "коррр" (напряжение)

«Водоросли качаются в воде» Опустили руки вниз и покачали ими (расслабление)

«Дятел» - это доктор деревьев. Он в лесу стучит по стволу дерева. Руки в замке – это клюв дятла; он твердый и сильный. Выполняем резкие взмахи руками сверху вниз, не наклоняясь. (резко)

«Лебедь» очень красивая и грациозная птица. Она плавно поднимает два крыла и опускает плавно. Плавно поднимите руки вперед-вверх, опустите плавно через стороны вниз. Все любуются красотой и изящностью ее взмахов. (плавно)

«Глухарь». Это крупная лесная птица, отличается грузным телом, сравнительно длинной шеей и хвостом; имеет большие и сильные ноги с крепкими тупыми когтями, приспособленными для разгребания земли и листьев. Удобно расставьте ноги. Правую ступню разверните вправо, левую направьте строго прямо. При выдохе согните правое колено. Вдохните, одновременно напрягая правую ногу. Спину держите прямо. Повторите упражнение 3 раза. Затем сделайте то же самое левой ногой. (напряжение)

Глухарь стряхивает с одной ноги листья и землю, потом с другой. Потряхивание одной ногой, потом другой. (расслабление)

«Полярная сова» Развитие внимания, наблюдательности, снятие напряжения. Сова поворачивает голову на 270 градусов, обозревая окрестности, в поисках добычи. Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад; теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.

Трясогузка желтая – маленькая птичка, у нее длинный хвост, который постоянно покачивает из стороны в сторону, с ярким жёлтым оперением брюшко. Она ловко летают низко над землёй «кажется, что они не летят, а скачут. Бег с отрывистыми поскоками. (отрывистые поскоки)

Этюд «Кукушка» Цель: передать грустное настроение птицы. Выразительные движения: руки опущены вниз, голова слегка наклонена в сторону, брови сдвинуты «домиком», а уголки губ опущены.

У кукушки нет подружки,

Очень грустно жить кукушке.

И в лесу, и на лугу

Слышно грустное: "Ку-ку. " (Николай Грахов)

Повторите, пожалуйста, грустное настроение кукушки перед зеркалом. Как помочь кукушке?

Этюд «Воробьи в луже купаются»

Цель: выражение радости. Дети изображают купающихся воробушек; испытывают чувство удовольствия и радости.

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чив-чив-чил! (Агния Барто)

Этот храбрый воробей

Всех смелей и веселей!

- Какое у вас сейчас настроение?

II этап – формирование отдельных качеств характера и их эмоционального сопровождения.

Этюд «Маленький птенчик»

Цель: выражение заботы и бережного отношения к пернатым; преодоление страха высоты. Пантомима. Инсценировка этюда.

Из гнезда выпал маленький птенчик. Мальчик (девочка) бережно взял его в руки. Птенчик дрожал. Мальчик согрел его в своих ладонях, поднялся по лестнице и положил птенчика в гнездо. Птицы самка и самец обрадовались, что птенца вернули. Птенец проголодался, открыв свой клюв. Мама и папа попеременно приносили птенцу в своих клювиках червячков, личинок. Мальчик остался довольным, что помог птенцу и что вся семья вместе.

III этап – развитие способности природного воплощения в заданный образ, коррекция отдельных черт характера, тренинг общения. Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

«Жила на берегу Баренцева моря смелая и сильная чайка. Она легко парит по небу, по земле передвигается быстро, держа туловище почти горизонтально. Кричит, закидывая голову, птица издает громкий хохочущий звук. Чайка летала около берега и увидела птицу с большим клювом и начала смеяться, показывать пальцем на нее, изображать ее толстый клюв, сплющенный по бокам, дразнится, называя птицу «Тупая – ха-ха-ха! Фу, какие красные лапы! Ха-ха-ха». Дети показывают, как дразнится чайка.

Птица Тупик обиделась, чуть не плачет. Покажите, как обиделась птица. Дети, как вы думаете, можно смеяться над кем-то, унижать и обижать кого-то, если он не похож на других? Что вы скажите Чайке.

Давайте пожалеем птицу Тупик и скажем ему добрые слова. Клюв у него короткий и толстый, похож на пожарный топорик. Своим крепким клювом они вырывают в мерзлом грунте длинные норы, откладывают в них яйца и выводят птенцов. Птенцы у Тупика очень прожорливые, и родители беспрестанно таскают им небольших рыбок. Тупики хорошо ходят, летают, плавают. От добрых слов птица Тупик важно пошагал, высоко поднимая лапу. Покажите, как красиво и размеренно шагает птица Тупик, высоко поднимая ногу.

IV этап – снятие психоэмоционального напряжения, расслабление, создание бодрого настроения, формирование желательных способов поведения и черт характера.

Игра «Куропатки и кречет». В лесотундре белые куропатки питаются почками карликовых берёз; они быстро бегают, благодаря покровительственной окраске искусно затаиваются или зарываются под снег, когда на них налетает кречет. У кречета длинные острые крылья; полет быстрый. Голос низкий и грубый «кееек-кееек». На сигнал «Кречет» куропатки убегают от хищной птицы. Когда кречет приближается, куропатки затаиваются, подняв руки над головой, образуя крышу. Кречет может осалить только летающих птиц. Пойманные куропатки садятся на скамейку.

Релаксация. Цель: расслабление и стабилизация эмоционального состояния.

Утро. Светит солнышко. Птицы поют. Хорошо отдохнуть на полянке. Сейчас встали в круг. Сделали глубокий вдох и выдох. Легли на ковер на спину так, чтобы голова находилась в центре, а ноги лежали наружу, получилось солнышко. Прошу закрыть глаза и прислушаться к звукам нашего леса. Дыхание ровное и спокойное. Руки расслаблены, теплые лежат свободно. Ноги расслаблены. Поднимите правую руку к солнышку, опустите. Теперь левую руку. Поднимите правую ногу, опустите. Теперь левую. Дыхание ровное, спокойное. Слушаем и наслаждаемся пением птиц.

- Какое у вас настроение после нашего путешествия к птицам нашего леса?

- Что понравилось больше всего?

Птицы – наши друзья! Они делают наш мир выразительным, ярким, богатым.

www.maam.ru

Картотека игр и этюдов «Психогимнастика» М. И. Чистяковой

Картотека игр и этюдов "Психогимнастика" М. И. Чистяковой

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам оформленную мною в виде презентации картотеку, включающую курс специальных занятий: этюдов, упражнений и игр,

разработанных М. И. Чистяковой, направленных на развитие и коррекцию различных

сторон психики ребенка как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы

(внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений).

Предназначена педагогам, имеющим дело с детьми, у которых чрезмерная

утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость и т. д.

Приемы психогимнастики не отменяют и не заменяют традиционные методы

воздействия на детей, они помогают педагогам в ситуации, когда нагрузки на детей

растут, а возможности для отдыха и для эмоциональной и двигательной разрядки

становятся меньше.

Картотека состоит из трех разделов, этюды и игры в которых сгруппированны

в зависимости от их предполагаемого воздействия на те или иные стороны психики

ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Первый раздел включает в себя этюды и игры, имеющие своей целью развитие

внимания, памяти, автоматизированной и выразительной моторики. Здесь же

описываются этюды для достижения расслабления у маленьких детей.

Второй - описание этюдов и игр для выражения различных эмоциональных

состояний.

Третий раздел содержит этюды и игры с отображением отдельных черт характера.

Материал этого раздела может быть использован для специальной коррекции

нежелательных личностных особенностей того или иного ребенка.

Совет: картотеку удобно использовать в работе, если распечатать на листах формата А4 (по два слайда на лист) и заламинировать. В презентации - первая часть картотеки.

При составлении картотеки использовались:

1. Литература: Чистякова М. И. Психогимнастика/Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

2. Шаблоны презентации Матюшкиной А. В.

Прикреплённые файлы:

kartoteka-igr-i-yetyudov-psihogimnastika_j3ftu.pptx | 1242,5 Кб | Скачан: 2219
www.maam.ru

для психомышечной тренировки дошкольников.

Дыхательное упражнение «Шарик».

Выполняя дыхательные упражнения, более эффективно дополнительно использовать образное представление, подключать воображение, так хорошо развитое у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания) . Р. также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая, отдельные звуки («А», «О», «У», «Ш», «X») и их сочетания («3» переходит в «С», «О» в «У», «Ш» в «Щ», «ХИ» и т.п.) .

Упражнение «Снежинка».

Дети могут закрыть глаза. Педагог говорит:

Представьте себе, что с неба падают снежинки. А теперь снежинка:

легла на правую щеку – надуйте ее;

легла на левую щеку – надуйте ее;

легла на носик – наморщите нос;

легла на лоб – пошевелите бровями;

легла на веки – поморгайте глазами и откройте их.

Снегопад закончился.

Упражнение «Лимон».

Педагог предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачок, затем расслабляют ее.

Аналогичное упражнение выполняется левой рукой, затем дети садятся на стульчики.

Упражнение «Силач».

Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног.

Дети представляют: Вы держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.Дети широко расставляют ноги и напрягают их. Нагибаются вперед, сгибая в локтях напряженные руки, рывком поднимают воображаемую штангу, затем опускают ее вниз, и расслабляют мышцы.

Упражнение «Весы».

Предложите Р. представить, что его ладони - чашечки весов. При необходимости - реально «нагрузить» весы, надавливая собственной рукой или кладя на них какой-либо «груз».

Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов.

Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз, пальцами от себя. С силой вытянуть ее: на этой чашечке весов лежит груз.

Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом становятся ноги.

Телесно – ориентированное упражнение «Кораблик».

Дети встают в круг. Педагог говорит:

Представьте, что мы находимся на палубе корабля. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.

Налетел ветер, поднялась волна, кораблик качнулся. Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в колене, касайтесь пола только ее носком.

Ветер утих, – выпрямитесь, расслабьтесь.

Внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу, правую расслабьте

Море успокоилось, – выпрямитесь, расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните.

Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник».

- «Ребята, после прогулки (воображаемой) нужно отдохнуть» Педагог предлагает кому-то из детей стать « камнями», а другим - « путниками». Дети, которые изображают камни, опускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно, напряженно.

Каждый из « путников» садится, опирается спиной на спину ребенка, изображающего камень. Потом дети меняются ролями.

Упражнение «Закрытая дверь»

Дети садятся «по-турецки» напротив друг друга, упираясь ладошками в ладошки напарника.

Педагог говорит:

- Один из вас - железная, крепкая, неподвижная дверь... Кто из вас будет «дверью»?.. Держите свои ладошки очень крепко!

А ваш напарник должен сильно давить на «дверь», пытаясь ее открыть. Игра начинается на счет «три», а заканчивается по сигналу «стоп». Внимание! Раз-два-три!..

Дети меняются ролями.

По окончании упражнения педагог выясняет у детей, что понравилось больше - быть «дверью» или «открывать» ее.

Телесно – ориентированное упражнение «Снеговик».

Педагог предлагает детям представить себя снеговиками. Дети встают, разводят напряженные руки в стороны. Надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

А теперь, выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять.

Дети постоянно расслабляются, опускают руки, «обмякнув», приседают на корточки.

Упражнение повторяется несколько раз.

Телесно – ориентированное упражнение «Насос и мяч».

Педагог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей изображает мяч, другой насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью.

«Мяч сдутый» - ребенок сидит на корточках.

«Насос надувает мяч» – ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками «С – с – с…».

«Мяч становится все больше» – ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.

«Насос прекращает работу» - ребенок делает вид, что выдергивает шланг. «мяч снова сдулся» – ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.

Упражнение повторяется несколько раз, затем дети меняются местами.

Телесно – ориентированное упражнение «Клоуны».

Дети встают в круг и поднимают руки вверх. По команде педагога последовательно выполняют следующие движения:

  1. кисти рук опускаются вниз;
  2. руки расслабляются и падают вниз;
  3. туловище сгибается, голова опускается вниз;
  4. колени сгибаются, дети приседают на корточки.

Упражнение«Огонь и лед».

И.п. - стоя в кругу. По команде: «огонь»- дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый Р. выбирает произвольно. По команде «лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

П. несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

Телесно – ориентированное упражнение «Кораблик».

Дети встают в круг. Педагог говорит:

Представьте, что мы находимся на палубе корабля. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.

Налетел ветер, поднялась волна, кораблик качнулся. Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в колене, касайтесь пола только ее носком.

Ветер утих, – выпрямитесь, расслабьтесь.

Внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу, правую расслабьте

Море успокоилось, – выпрямитесь, расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните.

Телесно – ориентированное упражнение «Пластилиновая кукла».

Педагог делит детей на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль скульптора, другой – пластилина. «Скульптор» должен лепить «куклу», придавая «пластилину» определенную позу. «Пластилин» должен быть мягким и податливым.

Упражнение «Шалтай – болтай»

Шалтай-болтай Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно

Сидел на стене. болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне»

Шалтай-болтай резко наклонить корпус тела вниз.

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Упражнение «Ковер - самолет».

«Мы ложимся на волшебный ковер - самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер - самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза) ... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

Подготовила педагог – психолог О. А. Кулешова

Материал с сайта
Материал с сайта nsportal.ru

Упражнения психогимнастики с дошкольниками

Цель: развивать творческую фантазию, речь, учить расслабляться.

Ход упражнения

В. Представим себя на берегу моря. Закройте глаза, положите расслабленные руки на колени.

Вспомните, какого цвета море, какое у него бывает настроение, какой берег, кто обитает в море. Прислушайтесь, как «разговаривают» песок, волны, ветер.

Можно использовать аудиозапись шума моря.

В. Расскажите о том, что вам сообщили море, ветер и волны по ролям.

Упражнение «На берегу».

Цель: развивать творческую фантазию, речь, учить расслабляться.

Ход упражнения

Дети ложатся на ковёр на спину. Воспитатель включает аудиозапись морских волн.

В. Представьте, что вокруг вас тёплый, ласковый песок. Протяните руки и пропустите песок сквозь пальцы, пересыпьте его из руки в руку, разгребите в песке ямку и закопайте её вновь.

Дети садятся, запрокидывают голову, подставляют лицо солнышку, щурятся от яркого света.

Дети встают и имитируют броски камешков в воду, прыжки через волну, убегают от волны.

В. Расскажите, какие волны трогают ваши ножки, какой на ощупь камешек. Что вы можете увидеть под волной? (Ракушки, водоросли, медуз и т. п.)

Этюд «Солнышко».

Цель: вызывать доброжелательный настрой, учить выражать радость от солнечного дня; упражнять в интонационной модуляции голоса.

Педагог предлагает детям порадоваться яркому солнечному дню. Подняв лицо и вытянув ладони вверх, дети приветствуют солнышко: «Мы рады тебе, солнышко! Приветствуем тебя, тёплый день! Согрей нас ласковыми лучами!»

Этюд «Небо».

Цель: упражнять в интонационной модуляции голоса, в различении цветовых оттенков, учить и давать им характеристику.

Воспитатель делит детей на подгруппы и каждой даёт лист цветной бумаги.

В. Ребята, это цвет вашего неба. Определите его настроение, когда и в какую погоду бывает такое небо?

Попросите небо изменить своё настроение на более радостное, весёлое или на более спокойное, нежное, тихое.

Этюд «Дождь».

Цель: упражнять в интонационной модуляции голоса, в различении цветовых оттенков, учить давать им характеристику.

Воспитатель включает аудиозапись звука дождя.

В. Что вы слышите? Какой этот дождь по настроению? Подберите к нему цветовую полоску.

Попросите дождь превратиться в дождик — каким он станет, какого цвета?

Как мы называем сильный дождь? (Ливень, гроза.) Покажите, как люди прячутся от внезапного ливня, от грозы? (Дети прикрывают голову руками, пригибаются от громких ударов грома, бегут быстро в укрытие.)

Как мы назовём маленький, мелкий дождик? (Изморось.) Как люди реагируют на мелкий дождик в солнечную погоду? А что такое «грибной дождь»? (Резкий и сильный при ярком солнышке.) Как люди встречают такой дождь? (Улыбаются, веселятся, танцуют под ним и т. д.)

Этюд «Костер».

Цель: развивать пластические движения, творческое воображение, речь, напоминать правила пожарной безопасности, обращения с огнем в лесу, поведения в природе.

Воспитатель предлагает прогуляться по лесу. Дети идут друг за другом по групповой комнате, проходя между столами и стульчиками, как через труднопроходимый лес, бурелом.

В. Присядем на привале! (Дети садятся подгруппами в кружочки на ковре — поляне.) Покажите, как собираете хворост, как разжигаете, раздуваете огонь. Приговаривайте: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Покажите движениями всего тела, как разгорается ваш костерок: сначала маленькие язычки пламени дрожат на ветру, как ваши ладошки, руки. Погрейте руки у своего костерка!

Дуйте сильнее! От ветра огонь разгорается уже во весь ваш рост! (Дети имитируют движения высокого пламени костра.)

Что может произойти в лесу от такого огромного костра? (Пожар.) Как надо себя вести в таком случае? Что нам поможет укротить огонь? (Земля и вода.)

Позовите на помощь песок, землю, воду!

Покажите движениями, как будете засыпать огонь песком, как будете заливать костёр водой.

Кому и чему в лесу огонь приносит беду? Вспомните правила поведения в природе, в лесу.

Л. Ладутько, С. Шкляр

  • Упражнения психогимнастики с дошкольникамиhttp://vscolu.ru/wp-content/plugins/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.pngУпражнение «Что рассказало море». Цель: развивать творческую фантазию, речь, учить расслабляться. Ход упражнения В. Представим себя на берегу моря. Закройте глаза, положите расслабленные руки на колени. Вспомните, какого цвета море, какое у него бывает настроение, какой берег, кто обитает в море. Прислушайтесь, как «разговаривают» песок, волны, ветер. Можно использовать аудиозапись шума моря. В. Расскажите о

Источник vscolu.ru

Игра «Вот так позы!»

Цель игры: развивать наблюдательность.

Игроки становятся в различные позы. Ведущий должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

Игра «Тень»

Цель игры: та же.

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага позади. Второй ребенок - это «тень» первого. «Тень» должна точно воспроизвести все действия первого ребенка, который может сорвать цветок на обочине, то нагнется за красивым камнем, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

Этюд «Зачарованный ребенок»

Цель этюда: адекватное использование жеста.

Ребенка очаровали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления (шкаф, стол, внизу, вверху, там и т.п.) .

Этюд «Вежливый мальчик»

Цель этюда: выражение вежливости.

По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал женщине.

Женщина поблагодарила мальчик.

Этюд «Спать хочется»

Цель этюда: расслабление мышц. Мальчик попросил отца, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше его клонит в сон.

Он долго борется со сном, но в конце засыпает.

Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови подняты, голова клонится вниз, руки опущены.

Этюд «Возьми и передай»

Цель этюда: тренировка выразительности движений.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу некий воображаемый предмет. Сбоку, несмотря на движения детей, должно складываться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

Этюд «Праздничное настроение»

Цель этюда: выражение радости.

Дети делятся на две группы. Первая группа стоит вдоль стены. Вторая группа идет по кругу под музыку Н. Римского-Корсакова (вступление к 1-го акта оперы «Сказка о царе Салтане», отрывок) торжественным маршем и, проходя мимо группы, стоящей у стены, приветствует ее поднятием вверх правой руки. (Дети должны представить, что они в праздничной одежде идут на праздник. Настроение у них радостное, праздничный) . Выразительные движения: идти уверенным, решительным шагом; спина прямая, голова поднята, на лице - улыбка.

Этюд «Капитан»

Цель этюда: выражение смелости, уверенности.

Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свищет ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным.

Он поведет свой корабль в порт назначения. Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносит к глазам воображаемый бинокль.

Этюд «Нахал»

Цель этюда: выражение наглости.

Мальчик с гармошкой сел на скамейку под окнами жилого дома и громко заиграл. Из подъезда вышла женщина и попросила мальчика перейти на другое место: «Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только заснула больная дочка! »-« А мне что? »- сказал сквозь зубы мальчик и заиграл еще громче.

Этюд «Солнышко и облачко»

Цель этюда: напряжение и расслабление мышц ног.

На пальцы ног залез и бегает муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе) . Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания) . Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе) . Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги (ноги отдыхают) . Повторить 2-3 раза.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Психогимнастика в детском саду.

Понедельник, 01 Апреля 2013 13:39

Психогимнастика в детском саду.

  • 5

(15 голосов)

Введение психогимнастики под силу каждому воспитателю и позволит поставить учебно-воспитательный процесс в детском саду на глубинную психологическую основу, органично соединить формирующее влияние взрослого на ребенка с учетом его природных наклонностей и способностей. Психогимнастика-это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр) , направленных на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы.

Методика занятий психогимнастикой довольно проста. Группы комплектуются по возрасту, в каждой - не более шести детей, имеющих различные психологические особенности, например: чрезмерная подвижность или моторная заторможенность, слабая концентрация внимания, истеричность, боязливость, замкнутость и пр.

Занятия психогимнастикой проходят в четыре этапа. На первом проводят мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных эмоциональных состояний и чувств, а также на развитие внимания и памяти.

На втором этапе добиваются выражения отдельных качеств характера и их эмоционального сопровождения.

Третий этап занятия имеет психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Развиваются способность природного воплощения в заданный образ, коррекция отдельных черт характера, тренинг общения.

На четвертом этапе - снятие психоэмоционального напряжения, расслабления, внушение настроения, желательных способов поведения и черт характера.

Занятие длится от 25 мин до 1 часа и более (при необходимости и желании детей) .

Курс психогимнастики состоит из 20 занятий. Продолжительность его при двух занятиях в неделю - около трех месяцев.

Работу детей в психогимнастической группе воспитатель фиксирует в специальном дневнике. Можно предложить уровневую систему оценки выполнения задач в каждой игре, каждого этапа занятия и комплекса в целом. Уровни показателей (высокий, средний, низкий) каждого участника тренинговой группы дополняются текстовыми заметками, которые представляют собой развернутую форму наблюдений за детьми, самоанализ эффективности работы воспитателя, причин ошибок, предложения педагога.

Следует подчеркнуть необходимость творческого подхода к планированию и проведению психогимнастики с детьми - ориентироваться на индивидуальные различия детей, прибегать к импровизации, не бояться отойти от плана, если этого требует ситуация. Позиция педагога на психо-гимнастических занятиях должна быть исключительно партнерской.

Дети должны чувствовать себя свободно, не замечать оценочного отношения к ним воспитателя, тем более негативного. Обстановка раскованности, естественности, спонтанности при добровольной внутренней дисциплине - вот тот идеал, к которому следует стремиться каждому.

Вниманию практиков предлагаем образцы игр-упражнений по психогимнастике для разных возрастных групп детей.

Младшая группа дошкольников

Игра «Запомни свою позу»

Цель игры: развитие моторной памяти.

Дети становятся в круг или размещаются в зале произвольно. Каждый ребенок должен выбрать определенную позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются.

А как музыка закончится - возвращаются на свои места и становятся в те же позы.

Игра «Сова»

Цель игры: развитие самоконтроля.

Дети выбирают ведущего и сову, которая садится в гнездо и под музыку спит. Малыши начинают произвольно бегать и прыгать. Ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает «летать». Все игроки сразу должны замереть. Кто шевельнется или засмеется - становится совой.

И игра продолжается.

Этюд «Тише!»

Цель: развитие волевой саморегуляции.

Двое мышат должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на цыпочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише»! Этюд сопровождается музыкой Б. Берлина «Спящий котенок».

Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приложен к сжатым губам, брови «идут вверх».

Этюд «Кротость»

Цель этюда: выражение удовольствия, радости.

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прищуривает глаза от удовольствия, мурлычет трется головой об его руки.

Этюд «Собака лает и хватает за ноги»

Цель этюда: выражение страха.

Ребенок гуляет. Мимо на поводке ведут собаку, которая лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать к его ногам. Звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки».

Игра «Шарфики»

Цель игры: расслабление мышц шеи.

Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, завязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейки.

Средняя группа дошкольников

Цель этюда: тренировка выразительности жеста

Ребенок требует отдать ему игрушку. Выразительные движения: кисти рук держать горизонтально ладонями вверх.

Этюд «Удивление»

Цель этюда: выражение удивления.

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл ее, а когда открыл, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула ... собака.

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки подняты.

Этюд «Любящие родители»

Цель этюда: выражение любви.

В зале звучит колыбельная. Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама-медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь, с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам также тихонько покачивается.

Мама-медведица передает медвежонка медведю. Теперь папа-медведь качает малыша, а мама-медведица смотрит на них ласково, с любовью. Выразительные движения: сложить перед собой руки, охватывая пальцами локоть другой руки, методично покачиваясь под музыку вправо-влево, на лице улыбка.

Этюд «Сердитый дедушка»

Цель этюда: выражение гнева.

К дедушке в деревню приехал внук и сразу пошел гулять. Дедушка рассердился, что внук пошел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с ним?

Мимика: нахмуренные брови. Во время этюда звучит музыка С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и Волк», тема Дедушки.

Этюд «Хочу и все»

Цель этюда: выражение глупого упрямства.

Мальчик пришел с мамой в магазин, чтобы купить спортивные тапочки. В том же магазине продавались двухколесные велосипеды.

- Я хочу этот велосипед, - сказал мальчик.

Мама показала ему кошелек и шепотом сказала, что у нее нет денег на велосипед.

- А мне что до этого! - Громко закричал мальчик и даже топнул ногой.

- Хочу и все!

Мама оглянулась и увидела, что покупатели и продавец смотрят на ее сына. Она потащила мальчика за руку, чтобы выйти с ним скорее из магазина, но он подогнул под себя ноги и повалился назад. У мамы не хватило сил, чтобы удержать руку сына в своей руке.

И вот он лежит на грязном полу, стучит кулаками по нему.

Старшая группа дошкольников

Игра «Вот так позы!»

Цель игры: развивать наблюдательность.

Игроки становятся в различные позы. Ведущий должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

Игра «Тень»

Цель игры: та же.

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага позади. Второй ребенок - это «тень» первого. «Тень» должна точно воспроизвести все действия первого ребенка, который может сорвать цветок на обочине, то нагнется за красивым камнем, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

Этюд «Зачарованный ребенок»

Цель этюда: адекватное использование жеста.

Ребенка очаровали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления (шкаф, стол, внизу, вверху, там и т.п.) .

Этюд «Вежливый мальчик»

Цель этюда: выражение вежливости.

По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал женщине.

Женщина поблагодарила мальчик.

Этюд «Спать хочется»

Цель этюда: расслабление мышц. Мальчик попросил отца, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше его клонит в сон.

Он долго борется со сном, но в конце засыпает.

Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови подняты, голова клонится вниз, руки опущены.

Подготовительная группа дошкольников

Этюд «Возьми и передай»

Цель этюда: тренировка выразительности движений.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу некий воображаемый предмет. Сбоку, несмотря на движения детей, должно складываться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

Этюд «Праздничное настроение»

Цель этюда: выражение радости.

Дети делятся на две группы. Первая группа стоит вдоль стены. Вторая группа идет по кругу под музыку Н. Римского-Корсакова (вступление к 1-го акта оперы «Сказка о царе Салтане», отрывок) торжественным маршем и, проходя мимо группы, стоящей у стены, приветствует ее поднятием вверх правой руки. (Дети должны представить, что они в праздничной одежде идут на праздник. Настроение у них радостное, праздничный) . Выразительные движения: идти уверенным, решительным шагом; спина прямая, голова поднята, на лице - улыбка.

Этюд «Капитан»

Цель этюда: выражение смелости, уверенности.

Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свищет ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным.

Он поведет свой корабль в порт назначения. Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносит к глазам воображаемый бинокль.

Этюд «Нахал»

Цель этюда: выражение наглости.

Мальчик с гармошкой сел на скамейку под окнами жилого дома и громко заиграл. Из подъезда вышла женщина и попросила мальчика перейти на другое место: «Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только заснула больная дочка! »-« А мне что? »- сказал сквозь зубы мальчик и заиграл еще громче.

Этюд «Солнышко и облачко»

Цель этюда: напряжение и расслабление мышц ног.

На пальцы ног залез и бегает муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе) . Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания) . Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе) . Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги (ноги отдыхают) . Повторить 2-3 раза.

Прочитано 19155 раз Последнее изменение Среда, 02 Апреля 2014 13:34 ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ! >

Ссылка на источник mirdoshkolnikov.ru

Другие статьи по теме:

  • Гимнастика для дошкольников

    Ритмическая гимнастика для дошкольников Ритмическая гимнастика для дошкольников Прохорова Лариса Александровна, инструктор по физической культуре 1 категории МДОУ №14 г. Конаково, Тверская област...

  • Тренинг для дошкольников

    «Социально-психологический тренинг с детьми» Программа построена в форме психотренинга, цель которого - развитие навыков конструктивного общения, обеспечение чувства психологической защищенности,...

  • Динамическая пауза для дошкольников

    Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ «Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспоре...

  • Дыхательная гимнастика для дошкольников

    Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой Размышляя о природе здоровья, древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ писал в «Книге о ветрах»: «Болезни едва ли могут происходить из другог...

  • Физические упражнения для дошкольников

    Утренняя зарядка для дошкольников Всем известно выражение «движение – это жизнь». Если человек мало двигается, то это способствует возникновению различных заболеваний. Особенно вреден малоподвижн...

  • Дыхательные упражнения для дошкольников

    Игры и игровые упражнения для обучения дошкольников правильному дыханию Одно из необходимых условий правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить пра...

  • Пальчиковая гимнастика для дошкольников

    Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников Я хочу поговорить о развитии мелкой моторики рук и координации движен...

  • Ритмика для дошкольников

    Танцевально-ритмическая гимнастика для дошкольников В последнее время в дошкольных учреждениях всё чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей. Наиболее популярной с...

  • Физкультминутки для дошкольников

    Картотека физкультминуток для дошкольников Предлагаю свою подборку физкультминуток. Меня она хорошо выручает, оформила её в виде книжки, когда надо подсмотришь, очень удобно. Котята 1. Пушистые к...

  • Утренняя гимнастика для дошкольников

    Физическое воспитание дошкольников. Утренняя гимнастика в детском саду Утренняя гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физи...

  • Спортивные игры для дошкольников

    Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке использование спортивных игр у дошкольников на прогулке «Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулк...

  • Игры для дошкольников на развитие коммуникативных навыков

    Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников 1. «Царевна Несмеяна» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сбл...

  • Музыкальная физминутка для дошкольников

    «Физминутка» 4 966 песен - слушать бесплатно онлайн или скачать mp3 ЖАЛОБА ^ На OLOLO.fm вы можете найти множество песен, можно слушать песни, слушать песни онлайн. По большинству исполнителей мн...

  • Кинезиологические упражнения для дошкольников

    Кинезиологические упражнения как элемент экологического воспитания дошкольников Уважаемые коллеги! Вступивший в силу в январе 2014 года Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС)...